Иван Крузенштерн
Биография
Иван Крузенштерн известен как мореплаватель, первооткрыватель и писатель. Он был членом научных сообществ и зарубежных академий, автором обновленного «Атласа Южного моря», путешественником и директором Морского кадетского корпуса.
Портрет Ивана Крузенштерна
Иван Крузенштерн руководил первым кругосветным путешествием и засвидетельствовал на карте объемную часть побережья Сахалина. Он входил в число учредителей Русского географического общества. Именем этого научного и государственного деятеля назван пролив на Курильских островах, проход между островами в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова, расположенные на архипелаге Туамоту и в Беринговом проливе.
Детство и юность
Настоящее имя адмирала и мореплавателя – Адам Иоганн фон Крузенштерн. Будущий исследователь и представитель старинного немецкого рода Крузенштерн был 7-м ребенком в семье. Мальчик появился на свет в ноябре 1770 года. Его отец – судья Иоганн Фридрих фон Крузенштерн, а мать – Христина Фредерика фон Толь.
Иван Крузенштерн в молодости
Род обрусевших немцев подарил Европе нескольких видных деятелей. Среди них дипломат Филипп Крузий и адмирал Мориц-Адольф Крузенштерн, дядя Ивана. Адам получил новое имя благодаря сверстникам, переделавшим его на русский манер. А мечты о море унаследовал от дяди, чьи истории часто слушал.
Мальчик читал книги о морских сражениях и грезил походами на корабле. Получив образование в городской школе Ревеля, он поступил на обучение в Морской кадетский корпус, расположенный в Кронштадте. Учебное заведение отличалось аскетичными условиями существования для воспитанников, и смириться с ними будущему моряку из дворянской семьи было непросто. Тем не менее, за старания в 1787 году Крузенштерн был произведен в гардемарины.
Флот и экспедиции
Обучение завершилось в 1788 году, так как Россия вступила в войну со Швецией. Юношу отправили на корабль под названием «Мстислав». На этом судне Крузенштерн отличился в Гогландском сражении и Эландском бою. В 1790-м молодой человек получил звание лейтенанта и признание достижений в морских баталиях. В 1793 году вместе с Юрием Лисянским Крузенштерн покинул Россию по назначению руководства и отправился в Англию.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
Там он прослужил 6 лет. На британском корабле покоритель морей побывал у побережья Северной и Южной Америки, посетил Суринами, Бермуды и Барбадос. Возвращение в Россию в 1799 году ознаменовалось для моряка проектом, связанным с торговлей с Индией. Кругосветная экспедиция виделась путешественнику актуальным вариантом для прощупывания почвы в этом вопросе. Но на свой запрос в Адмиралтействе Крузенштерн получил отказ.
Государство, состоявшее в военных отношениях с Францией, не располагало финансами, а сам первооткрыватель был никому не известен. Просьба мореплавателя была удовлетворена в 1802 году по инициативе вышестоящего начальства, руководствовавшегося интересами Александра I.
Шлюпы «Надежда» и «Нева»
Экспедиция Крузенштерна и Лисянского длилась 3 года, с 1803-го по 1806-й. По выстроенному маршруту прошли корабли «Надежда» и «Нева». Судна вышли из порта Кронштадта и попали в Атлантический океан, затем обошли мыс Горн, исследовали Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В путевом журнале Крузенштерн отмечал интересные факты, особенности географии посещенных мест и описания побережья, культуру и экономику земель, где он побывал.
Главой экспедиции официально числился посол Николай Рязанов. Вместе с гостем корабля Федором Толстым он доставил немало хлопот Крузенштерну. Эксцентричный граф Толстой довел ситуацию до того, что его высадили на Камчатке. Рязанов же подал жалобу на Крузенштерна в Петропавловске-Камчатском, и ее удовлетворили.
Научная и государственная деятельность
Вернувшись из кругосветного путешествия, Крузенштерн посвятил себя иному направлению в работе. С 1811 года он служил инспектором классов Морского кадетского корпуса и параллельно вел научную деятельность. Исследователь подготовил инструкцию для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Иван Федорович сделал в Англии все необходимые закупки, подготовив руководителя, Отто Коцебу, к плаванию, а сам взял отпуск для написания «Атласа Южного моря». К нему Крузенштерн подготовил сборник комментариев, разъясняющих его труды.
Адмирал Иван Крузенштерн
В 1827 году мореплаватель стал директором Морского кадетского корпуса и занимал эту должность 16 лет. Его также приняли в состав Адмиралтейств-совета, а спустя год и в члены Московского университета. Крузенштерн внес неоценимый вклад в развитие морского и исследовательского дела. Благодаря его инициативе в кадетском корпусе появились новые дисциплины, а библиотеки пополнились актуальными материалами и пособиями для изучения. Был открыт офицерский класс.
Биография научного деятеля и адмирала прочно связана с морем. Даже уехав в 1842 году в свое имение, он продолжал вести активную деятельность, учредив с компаньонами Русское географическое сообщество.
Личная жизнь
Иван Федорович Крузенштерн был завидным женихом. В 30 лет он влюбился в Юлию фон Таубе дер Иссен, которая была моложе поклонника на 10 лет. Сирота и несравненная красавица была облагодетельствована вниманием офицера, так как не имела приданного. Союз мог не состояться, так как родственники прочили девушку в супруги богатому помещику, основательно подходящему к жизни, а не живущему морем путешественнику.
Иван Крузенштерн
Личная жизнь Крузенштерна сложилась удачно. Между ним и его избранницей вспыхнули взаимные чувства, и, несмотря на все преграды, 14 сентября 1801 года состоялось венчание. Спустя год супруга родила Крузенштерну сына Отто, которого в семье звали Николаем. Это событие совпало с назначением мужчины руководителем кругосветной экспедиции. Начальство возлагало на Ивана Федоровича большие надежды. Покинув семью, Крузенштерн в утешение жене назвал один из кораблей «Надеждой».
Впоследствии у Юлии и Ивана появились еще 5 детей: Александр (урожденный Юлиус), Павел (Пауль), Платон (Эмиль) и 2 дочери, Юлия и Шарлотта. Все вместе они жили на мысе Асс, в эстонской усадьбе, относившейся к ансамблю Ляэне-Вирумаа. Сыновья адмирала стали воспитанниками Царскосельского лицея. Каждый выстроил интересную карьеру и стал гордостью отца.
Памятник Ивану Крузенштерну
Иван Федорович очень любил домашних животных, его спаниель часто становился спутником адмирала в путешествиях. Ритуал почесывания ушей любимца якобы приносил удачу в плавании.
Крузенштерн был патриотом и щедрым человеком. Несмотря на скромное состояние, треть его он пожертвовал на создание ополчения во времена Отечественной войны 1812 года.
Смерть
Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.
Могила Ивана Крузенштерна
Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.
Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.
Ледокол «Иван Крузенштерн»
Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.
Крузенштерн Иван Федорович
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 260.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 260.
Адмирал Крузенштерн Иван Федорович вошел в мировую историю как выдающийся русский мореплаватель, руководитель первой в России кругосветной экспедиции. Будучи основателем отечественной океанологии и автором «Атласа Южного моря», Иван Федорович внес огромный вклад в развитие географии и мореплавания в Российской империи.
Начало морской карьеры
Иван Федорович Крузенштерн, урожденный Адам Иоганн фон Крузенштерн, появился на свет 19 ноября 1770 года в семействе обрусевшего немецкого дворянина.
С ранних лет мальчик буквально бредил морем, и, достигнув 16 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Закончил он его досрочно из-за разгоревшейся войны со шведами, и в звании мичмана принимал самое активное участие в морских баталиях. Однако они проходили неподалеку от родных берегов, а отважного юношу манили необъятные морские просторы.
Желая как можно скорее осуществить свою заветную мечту, в 1793 году в звании лейтенанта Крузенштерн поступил на службу в британский флот. На протяжении последующих нескольких лет он бороздил водную гладь Индийского и Атлантического океанов. Во время длительных морских походов у него и зародилась идея о морской экспедиции вокруг света.
Первое кругосветное путешествие
По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.
которые читают вместе с этой
Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.
Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна – «Надежда» и «Нева».
В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:
- внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
- провел глубоководные исследования океанических вод;
- выяснил истинную причину свечения моря;
- собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
- тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
- установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.
Научная деятельность
Вернувшись в Россию после кругосветного путешествия, вплотную занялся научной работой. В 1809-1812 годах он работал над сочинением «Путешествие вокруг света», которое было переведено на многие европейские языки, а также над «Атласом Южного моря».
В своих литературных трудах Крузенштерн подробно описал свое путешествие. Он первым составил атлас Тихого океана с точными астрономическими, этнографическими и биологическими наблюдениями. Для 19 века атлас Крузенштерна был невероятно полным и информативным, и в изобилии содержал точные планы, карты и рисунки.
Иван Федорович был избран членом многих авторитетных научных обществ и академий в Европе. В течение долгого времени он руководил Морским кадетским корпусом.
За 16 лет работы Крузенштерн ввел много новшеств в учебном заведении:
- разнообразил курсы новыми обязательными предметами;
- значительно пополнил библиотеку и музей ценными учебными пособиями;
- создал и утвердил Высшие офицерские классы, на базе которых позже была сформирована Военно-морская академия;
- отменил телесные наказания.
Скончался Иван Федорович 12 августа 1846 года. В честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже кратер на Луне, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Крузенштерн Иван Федорович» по программе географии за 5 класс мы познакомились с краткой биографией выдающегося исследователя. Узнали, что открыл Крузенштерн Иван Федорович, и какое значение имели его географические открытия для развития мореплавания в Российской империи.
Крузенштерн Иван Федорович (1770-1846) — краткая биография, жизнь и открытия мореплавателя
Детские годы
Иван родился 18 ноября 1770 года в Российской империи. Но сегодня Хаггуд — поместье, где он появился на свет — является эстонской территорией. Его род произошел от шведско-немецкого дипломата и юриста, который принимал участие в посольствах к Алексею Михайловичу в Москву. Внук последнего 20 лет провел в плену, а после освобождения и окончания Северной войны жил в имении Хагудис. Здесь и родился будущий путешественник.
Его отец был судья Иоганн Фридрих, а мать, Христина Фредерика фон Толь, занималась домашним хозяйством. В семье уже родилось пять дочерей и один сын, Иван стал самым младшим. При появлении на свет ему дали имя Адам Иоганн. Семья была небогатой, но все дети получили хорошее образование. Родители пытались сделать все возможное, чтобы сыновья и дочери выросли достойными людьми. Хотя надежда у них была на старшего сына, самым выдающимся стал младший.
В возрасте 12 лет мальчик поступил в церковную школу, где провел два года. Затем Крузенштерн стал учеником Морского кадетского корпуса. А в 1788 началась война между Россией и Швецией, ему пришлось досрочно закончить учебу. За год до этого Адам стал гардемарином.
Военная служба
Так как началась война, Крузенштерна выпустили из корпуса досрочно. Он стал мичманом на корабле «Мстислав», оборудованном 74 пушками. Практически сразу Адам отличился в нескольких сражениях:
- 1788 — Гогландское;
- 1789 — Эландское;
- 1790 — морские бои при Красной горке и Ревеле.
За способствование победе в нескольких сражениях Крузенштерна повысили до лейтенанта. В 1793 году Адама и его напарника Юрия Лисянского отправили в Англию. Здесь ему пришлось прожить почти шесть лет. За это время исследователь участвовал в войне с французами, побывал в Африке, Северной и Южной Америке.
Он увлекался географией с самого детства, постоянно пытался найти новые морские пути и сухопутные маршруты для торговли с другими странами и установления дипломатических отношений с ними. Адам часто рассматривал карты и старался открыть российским кораблям выход в Китай и ост-индийские просторы, где можно было выгодно продавать отечественные товары.
Опыт, который Крузенштерн получил во время этих плаваний, позволил ему собрать достаточно информации для организации кругосветной экспедиции. Подготовкой занялся император, ведь он был заинтересован в торговле с Китаем. Крузенштерн решил, что выгоднее устанавливать отношения через море, а не по меховому пути из Охотска в Кяхту. А также он предложил императору наладить торговлю России с Америкой, но Павел Первый отверг это предложение. Разрешение дал следующий правитель.
Длительное путешествие
После возвращения из множественных плаваний в 1799 на родину Иван Крузенштерн попросил у императора Александра Первого разрешение на морское путешествие к американским берегам. Он хотел изучить оба континента, чтобы наладить с ними отношения. С подобным предложением через три года явилась к властителю и РАК — Российско-Американская компания. Император согласился организовать опасную экспедицию и назначил Крузенштерна ее руководителем. Так он и начал командовать первым в истории России кругосветным путешествием.
Крузенштерну на тот момент было всего 32 года. Многие считали, что у него недостаточно знаний и опыта. Но он сумел все тщательно подготовить и организовать. Экспедиция началась 26 июля 1803. Всего было два трехмачтовых шлюпа:
- «Надежда», команда состояла из 65 человек;
- «Нева», 54 моряка во главе с Резановым и Лисянским Юрием.
Оба экипажа были исключительно русскими, так потребовал Иван Крузенштерн. Корабли прошли путь по Атлантическому океану, обогнули мыс Горн, земли на севере Тихого и достигли Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Вся экспедиция заняла три года и двенадцать дней. Все это время путешественник записывал свои наблюдения и полученные знаний в дневники.
В 1809 мореплаватель Крузенштерн начал составлять записки с описанием путешествия. Он много рассказал о быте и обычаях дикарей, составил подробный атлас с рисунками, планами и картами. Корабль Лисянского иногда отходил от «Надежды», поэтому в его книгах есть много информации о берегах Кодиака и Ситки. Острова, что открыл Крузенштерн, до его экспедиции не были нанесены на карты — большая часть побережья Курил и Сахалина.
После плавания Иван Федорович смог возглавить кадетский корпус — его назначили инспектором классов. А в 1814 году он начал разрабатывать план и инструкцию следующего кругосветного путешествия. Его руководителем стал Коцебу, который был младшим офицеров в первой экспедиции. Крузенштерну пришлось поехать в Англию, где он забрал важные инструменты для плавания.
По возвращении ему предоставили бессрочный отпуск, свободное время российский мореплаватель посвятил разработке атласа Южного моря. Он приложил к нему гидрографические записки и назвал «Собрание сочинение, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря». Эта работа была увенчана Демидовской премией.
Последние годы и память
В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.
Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.
Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:
- Главного морского штаба;
- Ученого комитета Морского министерства;
- Гвардейского экипажа;
- Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
- Императорской академии наук;
- Совета военно-учебных заведений.
Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.
При жизни мореплаватель получил множество орденов:
- Святой Анны второй степени;
- Святого Владимира третьей степени;
- Святого Георгия четвертого класса;
- Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
- Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».
Из-за преклонного возраста Крузенштерн не смог больше участвовать в экспедициях и даже недолгих плаваниях, поэтому он просто давал советы морякам. Скончался великий путешественник 12 августа 1846, его похоронили в Таллине, останки поместили в Домском соборе. А через три года умерла и его жена.
Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.
А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.
Именные судна
Фамилия Крузенштерн известна всем жителям России с самого детства. Ее вспоминали в мультфильме «Простоквашино», в выпуске о зимних каникулах. Но о заслугах и трудах путешественника знают далеко не все, хотя ученые выпустили множество книг и пособий с описанием его биографии и путешествия. И всего за 70 секунд маленькие зрители узнали, что в честь Крузенштерна назвали пароход. Как упоминалось в мультфильме, он был хорошим человеком, если удостоился такой чести.
Этот парусник сегодня является учебным судном морского флота России, прописанный в Калининградском порту. Единственный аналогичный барк — это «Седов», но у него четыре мачты. Этот корабль построили в Германии в 1926 году, а на воду спустили, написав другое название — «Падуя». А после победы СССР в 1945 году судно передали под юрисдикцию Союза. Тогда с него сняли старые буквы и переименовали в честь русского путешественника.
У барка хороший потенциал, его скоростные характеристики позволяют ему участвовать в различных соревнованиях. В 1992 году проводилась международная регата на дистанции Бостон-Ливерпуль, «Крузенштерн» смог победить с довольно большим отрывом. Он развил большую скорость — 17,4 морских узла или 34,5 километра в час.
Численность команды барка не превышает двухсот человек. Основной экипаж небольшой, 130 человек являются курсантами кадетского корпуса, а 20 — периодически сменяющиеся практиканты. Каждый год парусник проходит полный технический осмотр, мастера проверяют его оборудование и механизмы. Хотя возраст у «Крузенштерна» значительный, он остается в отличном состоянии.
Пройти практику на барке может любой желающий. Страна проживания, пол и образование значения не имеют, достаточно достигнуть совершеннолетия. Попасть на корабль можно в одном из портов его следования и довести судно до другого. Практикант помогает команде выполнять разную работу. Ему обеспечивают место в каюте экипажа и четырехразовое питание.
По окончании плавания по желанию можно сдать экзамен и получить соответствующий сертификат. Такая практика позволит получить новые знания в области суден и путешествия по морю. Несколько человек, которые попробовали свои силы на «Крузенштерне», начали обучение в кадетском училище. Они решили связать свою жизнь с морем и стать настоящими профессионалами.
Интересные факты
С именем великого русского мореплавателя связано несколько интересных фактов. Иван Федорович Крузенштерн посвятил свою жизнь открытиям и исследованиям. Он очень любил домашних животных, поэтому часто брал их с собой на корабль. С ним постоянно плавал один спаниель, который стал талисманом всей команды. Моряки, перед тем как зайти на судно, трепали собаку за уши. Они считали, что этот обряд обеспечит спокойное плавание.
Крузенштерн никогда не был богатым человеком, хотя и состоял в хороших отношениях с императорским домом. В 1812 году он добровольно пожертвовал народному ополчению третью часть своего состояния. Это была огромная сумма на тот период — 1000 рублей.
Иван Федорович — не настоящие имя и отчество путешественника. Он был ярым патриотом и во время учебы в кадетском корпусе решил сменить свои данные на более простые. Так Адам Иоганн превратился в Ивана. А отчество он позаимствовал у своего доброго знакомого — Лисянского Ивана Федоровича.
Когда Крузенштерн посетил Филадельфию, он увиделся с президентом Джорджем Вашингтоном. Политик принял путешественника с интересом. Он долго слушал рассказы о далекой Российской империи и рассказал о быте коренных индейцев и тех, кто захватил их территории.
В течение всей жизни Иван Федорович пытался познавать новое, он постоянно занимался самообразованием. Именно благодаря ему удалось составить подробные карты мира, получить описания далеких земель. Он написал множество работ на тему исследования морских глубин, островов и побережий материков. Приключения были ему дороже денег и наград, но он пользовался уважением среди коллег и власти.