Федор Филиппович Конюхов
Фото Все
Видео Все
Тайна экспедиции Федора Конюхова. Эксклюзив. Выпуск от 25.05.2019
«Герой дня»: Фёдор Конюхов
Фёдор Конюхов | Интервью | Телеканал «Страна»
Федор Конюхов — биография
Федор Конюхов стал первым, кто получил звание «профессионального путешественника» в Советском Союзе, а потом и в России. Кроме этого он запросто управляется с океанским лайнером и свободным аэростатом, ездит на собачьей упряжке и легко берет вершины в альпинистском снаряжении. Знают его как писателя и священника УПЦ Московского патриархата. Он пять раз отправлялся в кругосветные экспедиции, семнадцать раз пересек Атлантику, причем несколько раз он сделал это в одиночку.
Федор Конюхов стал первым россиянином, посетившим все Семь вершин. Он покорил Северный и Южный полюс, награжден премией «Хрустальный компас», имеет мировые рекорды, занесенные в Книгу рекордов Гиннеса.
Детство и юность
Родился Федор Конюхов 12 декабря 1951 года в украинской деревне Чкалово под Запорожьем. Детские годы он провел на Азовском море. Его отец – Филипп Конюхов был потомственным рыбаком, выходцем из архангельских поморов. Мама Мария Конюхова родилась в Бессарабии, не работала, занималась воспитанием пятерых детей. Кроме Феди в семье подрастали две дочери и два сына.
Федор постоянно просился с отцом в море, и тот брал сына рыбачить. Авторитетом у Федора был его дед Михаил Конюхов, который близко знал Георгия Седова. Когда-то Михаил и известный русский полярный исследователь вместе служили в царской армии. Георгий рассказывал другу все, что он знал о море и даже подарил Михаилу свой нательный крест. Седов завещал этот крест самому смелому и сильному наследнику Михаила. Таким оказался Федор, получивший в дар от деда Михаила крест самого Седова.
Федор Конюхов в молодости
Дед заразил парня мечтой о море и дальних странах. Федор часто держал штурвал отцовского рыбацкого судна и мечтал о путешествиях в дальние страны. Ему было всего пятнадцать, когда он на весельной лодке отправился переплывать Азов, и он успешно справился с поставленной задачей. Он долго готовился, учился ходить под парусом, занимался греблей.
В детские годы его увлечения были самыми разнообразными. Федор любил поиграть в футбол, очень любил читать, причем самым уважаемым писателем у него был Жюль Верн. Когда ему вручали школьный аттестат, Конюхов точно знал, что его судьба – это море.
Федор стал студентом Одесского мореходного училища, и вышел оттуда дипломированным судовым механиком. После этого он окончил арктическое училище в Ленинграде, где стал штурманом-навигатором. По окончании учебы был призван на службу и попал на Балтийский флот. На протяжении двух лет ему довелось служить во Вьетнаме простым матросом специального судна, доставляющего боеприпасы. В эти же годы Конюхов успел посетить Сальвадор и Никарагуа. После демобилизации молодой человек решил продолжить образование. На этот раз судьба занесла его в Бобруйск, где он стал студентом ПТУ №15. По окончании учебы вышел из его стен резчиком-инкрустатором.
Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
Путешествия
В свою первую настоящую экспедицию Федор отправился в 1977-м. Он решил пройти по маршруту знаменитого мореплавателя Витуса Беринга и пройти под парусом Тихий океан. Окрыленный первым успехом, Конюхов предпринимает такие же экспедиции на Сахалин, потом на Камчатку.
Федор Конюхов в путешествии
После этого он начал усложнять задачи, которые ставил себе сам. Он нацелился на Северный полюс, причем решил покорять его один, без команды и помощи.
Местом для подготовки к такому серьезному испытанию стала Чукотка. Федор учился справляться с собачьими упряжками, строил жилье из снега и льда, освоил множество навыков, которые нужны для выживания в экстремальных условиях. Подготовка шла достаточно долго, на нее понадобился не один год. Вначале он решил покорить Полюс относительной недоступности и отправился в разведывательный поход. Задача усложнялась тем, что передвигался путешественник на лыжах, да еще и в полярную ночь.
После первой удачи Конюхов отправился в Канаду, потом на Баффинову землю и наконец, на Северный полюс. Туда как раз отправлялась группа советских и канадских полярников, которых возглавлял Владимир Чуков.
И вот в 1990-м Федор Конюхов решил, что он готов отправляться на Северный полюс один. Он встал на лыжи, на плечах у него был тяжеленный рюкзак со всем необходимым. Спустя семьдесят два дня он достиг своей цели – сфотографировался на покоренном полюсе. Путь был нелегкий, его ждали тяжелые испытания, торосы и полыньи мешали двигаться вперед. В один из дней он чудом остался жив – прямо перед ним столкнулись две льдины. Федор стал первым, кто в одиночку дошел до полюса. В 1995-м путешественнику покорился Южный полюс. С момента начала экспедиции до ее окончания прошло 59 дней, и Конюхов установил там российский флаг.
Федор Конюхов устанавливает флаг на Южном полюсе
Биография Федора Конюхова насыщена и другими событиями и трудными маршрутами. Он стал первым из россиян, которому удалось выполнить программу «Большой шлем». Это означает, что он покорил оба полюса и Эверест. В 1992-м, опять-таки в одиночку, Конюхов покорил Эверест. В начале 1996-го пала гора Аконкагуа, спустя год Конюхов побывал на вулкане Килиманджаро.
Есть в копилке его достижений и велопробег, организованный в 1989 году по территории СССР. В нем участвовали советские и американские спортсмены. Старт эстафеты был в Находке, далее был путь на Москву, и финишировали они в Ленинграде. Спустя два года, в 1991-м, Конюхов принял участие в другом пробеге, на этот раз на внедорожниках. Снова стартовали в Находке и отправились на Москву. Не обошел своим вниманием Федор и караванную экспедицию 2002-го и 2009-го годов, которая прошла Великий Шелковый путь. Есть среди его достижений и экспедиции по суше, он идет по следам известных таежных исследователей.
В общей сложности путешественник совершил четыре десятка экспедиций по морю. Естественно, что в каждой из них его поджидали сюрпризы, причем зачастую неприятные. И создавала их не только природа, но и люди. Однажды Конюхов заразился какой-то тропической инфекцией, и сделал вынужденную остановку на Филиппинах. Узнав об этом, пираты угнали его яхту. После того, как Федор окреп, ему пришлось самому становиться пиратом. Он похитил яхту разбойников и смог догнать и вернуть свою.
Федор Конюхов на воздушном шаре
Июль 2016-го стал временем нового рекорда Федора Конюхова. Он облетел вокруг земного шара на воздушном шаре. На это у путешественника ушло одиннадцать дней. Прежний рекорд принадлежал Стиву Фоссету, который сделал то же, только за тринадцать дней.
Время, которое Конюхов проводит в путешествиях, он использует с толком. В это время он ведет исследовательскую работу, пишет научные труды или рисует. За всю жизнь он написал больше трех тысяч полотен и выпустил два десятка книг. В его книгах собран бесценный опыт, приобретенный в путешествиях, он рассказывает интересные случаи и события, делится впечатлениями от встреч с людьми. Конюхов стал автором и исторических книг, посвященных Крымской войне, Суворову, Ушакову и другим историческим личностям. Его книги «Сила Веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном», «Мой путь к истине», «Океан – моя обитель», нашли своего читателя, Федор касается в них вопросов веры. Его труды опубликованы на официальном сайте, там же можно увидеть снимки картин Конюхова.
На сегодняшний день Конюхов состоит в Союзе художников, скульпторов, журналистов, писателей РФ. Его рисунки стали настоящим украшением для издания «Дао Дэ Цзын», которую он чтит наравне с Библией.
Картина Федора Конюхова
Основное место в жизни Федора Конюхова занимают путешествия, но не менее важное место он отводит религии. В 2010-м он принял сан иподиакона. Это событие произошло 22 мая, в день Николая, который считается покорителем путешественников и мореплавателей. После окончания духовной семинарии в Санкт-Петербурге, Федор нашел службу в Запорожье, но путешествия свои не бросал.
Федор Конюхов
Биография
Федор Конюхов — первый в СССР и России профессиональный путешественник, капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, ездок на собачьих упряжках, альпинист, писатель и священник УПЦ МП. Среди достижений Конюхова — несколько кругосветных экспедиций, множество пересечений Атлантического океана на парусных яхтах и весельной лодке.
Детство и юность
Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалове Запорожской области. Детство будущего путешественника прошло на берегу Азовского моря. Отец Филипп Михайлович часто ходил в море за рыбой и брал с собой сына. Дед Михаил делился с внуком знаниями, которые почерпнул в общении с Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем.
С ним Михаилу довелось служить в одном гарнизоне царской армии. Полярник оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Федору.
Уже когда Федор стоял у штурвала отцовского судна и всматривался в морскую даль, у него появилась тяга к странствиям. В 15 лет юноша рискнул совершить первое путешествие и переплыл Азовское море в лодке на веслах. Правда, до этого парню пришлось активно заниматься греблей и осваивать парусный ход.
Подобно многим подросткам, Федор с удовольствием играл в футбол. Как любой деревенский мальчишка, он часто спал на сеновале, а еще запоем читал приключенческие романы Жюля Верна и других авторов. К окончанию школы юноша понял, что хочет связать жизнь с морем.
В молодости Конюхов поступил в Одесскую мореходку и получил специальность судового механика. Дальше была учеба в полярном училище в Ленинграде на штурмана-навигатора, служба на Балтийском флоте. В течение 2 лет Федор служил во Вьетнаме матросом спецсудна, поставляющего боеприпасы вьетконговцам. За время службы побывал также в Никарагуа и Сальвадоре. После возвращения на родину Конюхов не оставил учебу и получил специальность резчика-инкрустатора в профильном училище белорусского города Бобруйска.
Путешествия
Первая серьезная экспедиция состоялась в 1977 году, когда молодой человек совершил путешествие под парусом в Тихом океане и повторил маршрут Витуса Беринга. За первой последовали экспедиции на Камчатку, Сахалин. Федор Конюхов поставил новую цель — в одиночку покорить Северный полюс.
Готовился к экспедиции Конюхов на Чукотке: осваивал езду в собачьих упряжках, учился строить хижины изо льда, развивал другие навыки для экстремального путешествия — на это ушло несколько лет. Первоначально исследователь предпринял тренировочный поход к Полюсу относительной недоступности. Путешественник усложнил себе задачу тем, что отправился на лыжах во время полярной ночи.
Затем Федор побывал в Канаде, на Баффиновой земле и на самом Северном полюсе в составе советско-канадской группы во главе с Владимиром Чуковым. В 1990 году Конюхов на лыжах, с тяжелым рюкзаком и снаряжением отправился в путь и через 72 дня достиг Северного полюса. Преодолевая по дороге полыньи и торосы, Федор едва не погиб во время столкновения льдин. Конюхов стал первопроходцем в одиночном путешествии к этой цели. В 1995 году он покорил и Южный полюс, совершив восхождение на высшую точку Антарктиды, массив Винсон, где на 59-й день экспедиции установил флаг России.
В биографии путешественника были и другие маршруты. Федор стал первым россиянином, выполнившим программу «Большого шлема», то есть покорившим Северный, Южный полюс и Эверест. Раньше, в 1992 году, он в одиночку поднялся на Эверест, в январе 1996 года — на гору Аконкагуа, а в 1997 году — на вулкан Килиманджаро.
Среди экспедиций, в которых участвовал Федор Конюхов, — советско-американский велопробег по СССР Находка — Москва — Ленинград 1989 года, российско-австралийское ралли на внедорожниках Находка — Москва 1991 года, караванная экспедиция по маршруту Великого шелкового пути в 2002 и 2009 годах. Федор Конюхов совершал и сухопутные походы, повторяя путь знаменитых исследователей тайги.
Не все гладко складывалось и во время морских экспедиций. Помимо неприятностей, создаваемых природной стихией, Федор получал неприятные сюрпризы от людей. Во время одного из плаваний Конюхов подхватил тропическую инфекцию, и ему пришлось остановиться на Филиппинах. Местные пираты воспользовались вынужденной стоянкой яхты Конюхова и угнали ее. После выздоровления, чтобы найти в морских широтах собственное судно, Федор завладел разбойничьей яхтой и догнал свою.
В июле 2016 года Конюхов установил новый рекорд, облетев планету на воздушном шаре за 11 дней. Российский путешественник опередил предыдущего рекордсмена Стива Фоссета на 2 дня. Очередным увлечением для исследователя стало воздухоплавание на аэростате. В 2017 году Федор установил новое мировое достижение, непрерывно пробыв в воздухе 55 часов 10 минут. Предыдущий рекорд — 50 часов 38 минут — принадлежал японским пилотам Мичио Канде и Хиразуки Такезаве, которые установили его в 1997 году.
В конце 2018 года исследователь оправился на весельной лодке «Акрос» за новым рекордом — в этот раз целью стал первый в мире переход Южного Тихого океана — от порта Данидин, расположенного в Новой Зеландии, до мыса Горн.
Религия и творчество
Во время путешествий Федор Филиппович занимается исследовательской работой и творчеством: пишет картины и книги. В общей сложности путешественник создал больше 3 тысяч полотен и несколько книг. В произведениях «Мои путешествия», «Под алыми парусами», «Наедине с океаном» Конюхов делится жизненным опытом и событиями из экспедиций.
Есть у автора и исторические труды: «Крымская война. Оборона Севастополя» и другие. В книгах «Мой путь к истине», «Сила Веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном», «Океан — моя обитель» Конюхов осветил вопросы веры. Читателей путешественник знакомит со своими трудами со страниц официального сайта, где также размещает фото собственных полотен.
Сейчас Конюхов — действующий член Союза журналистов, Союза художников и скульпторов, Союза писателей России. Своими рисунками Федор Филиппович украсил издание книги «Дао Дэ Цзын», которую считает для себя второй после Библии.
Помимо основного дела жизни, важной страницей биографии для Федора стало служение в Православной церкви. Сан иподиакона Конюхов принял в 2010 году на праздник Николая Чудотворца, покровителя путешествующих и мореплавателей. Окончив в Северной столице духовную семинарию, Конюхов отправился служить в Запорожье, не оставляя при этом морских, сухопутных и воздушных походов.
Личная жизнь
В личной жизни Федора Филипповича нашлось место двум бракам. Первая супруга Любовь подарила Федору двоих детей — сына Оскара в 1975 году и дочь Татьяну — в 1978-м. Позднее, когда пара развелась, женщина переехала в США, где поселилась вместе с дочерью. Старший сын Конюхова возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта.
Вторая супруга знаменитого путешественника — профессор, доктор юридических наук, эксперт по международному праву Ирина Анатольевна. Познакомились будущие супруги в 1995 году. Ирина к тому времени была вдовой, воспитывала двоих сыновей. Федор честно предупредил избранницу о своем увлечении, но это ее не испугало. Ради любимого Ирина Анатольевна отказалась от работы в ООН и Европарламенте. Нередко жена сама отправлялась в путешествия вместе с супругом.
Свободное от поездок время Конюхов проводит в мастерской, расположенной при доме-музее. Этот объект, находящийся в одном из московских двориков, сразу привлекает внимание эклектичностью и оригинальным фасадом. Внешние стены украшают мемориальные доски с именами великих мореплавателей и многочисленные морские якоря.
В 2004 году, пересекая Атлантику, судно, на котором находились Федор и Ирина, попало в сильный шторм. После возвращения домой Конюховы возвели около творческой мастерской Федора часовню Николая Чудотворца. Долгое время у пары не было общего ребенка, но в 2005 году родился долгожданный сын Николай.
Укрыться от шумного мира путешественник может и в деревне, носящей его имя, расположенной в Тульской области. В 2015 году исследователь выкупил здесь 69 га земли, а после провел обряд освящения. В этом местечке, окруженном заповедным лесом, позднее расположились дома художников и писателей, а также кемпинги для туристов. Кроме того, территория включила в себя ферму, получившую название «Голубятня Федора Конюхова».
Федор Конюхов сейчас
В 2021 году Федор Филиппович продолжил путешествовать. Так, летом вместе с командой единомышленников Конюхов на атомном ледоколе «50 лет Победы» отправился в Северный Ледовитый океан, где провел на льдине несколько недель. Во время экспедиции россиянин проводил научные эксперименты, в частности, измерял интенсивность таяния льдов. Кроме того, путешественник исследовал сейсмическую активность дна океана, во время чего ему посчастливилось зафиксировать запись на автономный сейсмограф.
Позже, покинув ледяную пустыню, Конюхов вновь взошел на борт ледокола и прибыл в Мурманск. Здесь Федор Филиппович устроил выставку новых живописных работ, вдохновленных прошлыми поездками. Наибольшее впечатление на публику произвело полотно «Из последних сил», отразившее переживания художника во время лыжного путешествия к Северному полюсу. А картина «Мама» стала отсылкой к детству путешественника, воспоминаниям о времени, когда мать Конюхова ждала его отца, часто уходившего в море.
Биография
Федор Конюхов —
Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина.
Отец — Конюхов Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — Стратова Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.
Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель. Выпускник Бобруйского художественного училища (Беларусь). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности — судовой механик.
С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почетный житель города Находка (Приморский край). С 1995 года по настоящий день проживает в Москве.
В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского Союза Художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура». Академик Российской Академии Художеств (РАХ). Награжден Золотой Медалью Российской Академии Художеств. Автор более 3 000 картин. Участник российских и международных выставок.
Член Союза Писателей РФ. Автор более двадцати книг. Подробнее
Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз». Заслуженный Мастер Спорта.
Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада» (08.12.1988 год).
Награжден Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесен в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Действительный член Русского Географического Общества с 1979 года.
Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов).
Первый в мире, которому удалось выполнить программу Adventurers Grand Slam (Большой Шлем Приключений): Северный полюс (1988), Южный полюс (1996), и семь вершин мира, включая Эверест (с 1992 по 1997). Завершил программу Большой Шлем Приключений в мае 1997.
Первый россиянин выполнивший программу «Семь Вершин мира» — совершил восхождения на высочайшую вершину каждого континента. www.everestnews.com/seven.htm
Пять раз проходил мыс Горн под парусом и один раз на вёсельной лодке (лодка «АКРОС» в 2019 году)
C 1998 года и по настоящий день заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии, г. Москва.
23 мая 2010 года, в день Святой Троицы, в Свято-Покровском кафедральном соборе Запорожья рукоположен в дьяконы епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым). Проставление в иподиакона, совершенное днем ранее Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.
19 декабря 2010 года, в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).
Протоиерей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Награжден орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.
2014г. (июнь) — Награжден «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».
2014г. Награжден Золотой медалью РГО имени Миклухо-Маклая за одиночный переход через Тихий океан на весельной лодке. 160 дней от Чили до Австралии.
2015г. Global Ambassadors for Australia Zoo Wildlife Warriors.
2016г. Награжден премией FAI/Breitling Пилот Года 2016
2017г. Награжден международной премией Фонда Андрея Первозванного «Вера и верность».
26.12.2017г. Награжден орденом Почета за заслуги в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях, самоотверженность и целеустремленность, проявленные при достижении новых мировых рекордов в одиночных путешествиях.
Почётный житель г. Находка (Приморский край), п. Бергин (Калмыкия), г. Миасса (Челябинская область) и г. Терни (Итальянская Республика).
В декабре 2017 года награжден памятным знаком «Почетный житель муниципального округа Люблино» (Москва).
1977 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.
1978 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.
1979 Второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток — Сахалин — Камчатка — Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; Автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде установленных на Командорских островах.
1980 Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).
1981 Пересечение Чукотки на собачьей упряжке.
1983 Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.
1984 Сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).
1985 Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.
1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г.
1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс).
1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988. Группа достигала Северного полюса 24 апреля. Финишировала в Канаде, на острове Уорт Хант — 01 июня 1988. Время в пути — 91 день! Руководитель экспедиции — Дмитрий Шпаро.
1989 (весна) Участник первой российской, автономной экспедиции «Арктика», под руководством Владимир Чуков к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса — 6 мая 1989.
1989 (лето-осень) Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва — Ленинград; Руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989.
1990 (весна) Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. 3 марта стартовал с мыса Локоть, остров Средний (Северная Земля). Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.
1990 (осень) — 1991 (весна) Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня; старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.
1991 (лето-осень) Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия); старт 05 августа 1991г. финиш 15 сентября 1991г.
26 февраля 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира».
14 мая 1992 Восхождение на Эверест (Азия), в составе экспедиции АВТОВАЗ совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».
1993 — 1994 Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».
1995 — 1996 Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (4892 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. — достиг Южного полюса 5 января 1996г.
19 января 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».
09 марта 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».
18 февраля 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».
17 апреля 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».
26 мая 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».
1997 Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.
1998 — 1999 Участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный Гуманитарный Университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.
2000 (март) Участник самой протяженной в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod, через Аляску по маршруту Анкоридж — Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern».
2000 – 2001 Первое, в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open60 «Современный Гуманитарный Университет.
2002 (весна) Организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 04 апреля 2002 — финиш в Элисте 12 июня 2002.
2002 Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 01 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в Миассе в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк.
2003 (март) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем, на 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 9 суток.
2003 (апрель) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Протяженность маршрута 5.100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте -16 суток.
2004 (февраль) Одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси яхте под управлением одного человека — 14 дней и 7 часов.
2004-2005 Одиночное кругосветное плавание на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через Мыс Горн. Четвертое успешное одиночное кругосветное плавание.
2005 (декабрь) – 2006 (январь) Проект «Вокруг Атлантического океана». Фёдор Конюхов с российским экипаж осуществил переход на яхте Торговая сеть «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия. Общее количество пройденных миль – свыше 10.000 морских миль.
2006 (апрель) Организация испытаний экспериментального полярного буера (тримаран на лыжах под парусом) «Современная Гуманитарная Академия» на восточном побережье Гренландии.
2007 (май) Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. Установлен рекорд пересечения Гренландии на этом маршруте – 15 суток и 22 часа.
2007-2008 Участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды – «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин — Олбани (Западная Австралия), в категории – яхтсмен одиночка, нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть Алые Паруса» — 102 суток. Рекорд утвержден Всемирным советом по регистрации рекордов под парусом (WSSRC).
2009 (весна) 13 мая 2009 в столице Монголии Улан-Баторе стартовал II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» по маршруту Монголия – Калмыкия (Элиста).
2011 (весна) Экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии».
19 мая 2012 в составе российской команды «7 Вершин» Федор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Федор Конюхов стал первым священником Русской Православной Церкви, совершившим восхождение на Эверест. http://explorersgrandslam.com
2013 (апрель-май) Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) совершил экспедицию на лыжах и собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013. В пути 46 суток.
2013-2014 (декабрь-май) Совершил Тихоокеанский переход на весельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 160 дней по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба), преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров).
2015 (март) Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров — 19 часов 10 минут.
2016 (январь) Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3 — 32 часа 20 минут.
2016 (февраль) Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016». Пройдено 800 км по маршруту г.Петрозаводск, Республика Карелия (национальный парк «Водлозерский») – г.Северодвинск, Архангельская область (национальный парк «Онежское Поморье»).
2016 (июль). Первый в России и второй в мире совершил одиночный кругосветный полет на воздушном шаре. Даты полета: 12-23 июля. Воздушный шар «МОРТОН». Самый быстрый кругосветный полет для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут. Абсолютный мировой рекорд (утвержден FAI 18.11.2016). Пройдено расстояние 35 168 км. https://www.fai.org/athlete/fedor-konyukhov Предыдущий рекорд американского пилота Стива Фоссетта: 320 часов 33 минуты улучшен на 52 часа и 13 минут.
2017 (февраль) Совместно с пилотом Иваном Меняйло установил абсолютный мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» — 55 часов 10 минут по маршруту г. Рыбинск, Ярославская область ̶ Красный Кут, Саратовская область.
Предыдущий рекорд принадлежал японским аэронавтам Мичио Канда и Хиразуки Такезава, в 1997 году перелетевшим на тепловом аэростате из Канады в США за 50 часов 38 минут.
8 августа 2018 года с младшим сыном Николаем Конюховым совершил восхождение на высочайшую гору Алтая – Белуху (4509 метров).
С 6 декабря 2018 по 9 мая 2019 совершил первый в истории океанской гребли успешный переход через Южный океан от Новой Зеландии (город Данедин) до пролива Дрейка (острова Диего-Рамирез, Чили) на вёсельной лодке «АКРОС». Пройдено по лагу 11 525 километров (6 402 морские мили) за 154 дня 13 часов и 37 минут. В рамках этого перехода установил следующие рекорды:
1. Самый возрастной гребец-одиночка – 67 лет;
2. Достиг самой южной точки на весельной лодке — 56’40 южной широты;
3. Самое большое количество дней в Южном океане – 154 дня (предыдущий рекорд принадлежал французу Джосефу Ле Гуену— 59 дней);
4. Самое большое пройденное расстояние в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах – 11 525 километров;
5. Первый и единственный человек, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад в 2014 и с запада на восток в 2019).
Рекорды утверждены Обществом Океанских Гребцов (Англия) и находятся на рассмотрении в Книге Рекордов Гиннеса.
03 января 2020г. Восхождение на гору Килиманджаро (Африка) 5895м с сыновьями Оскаром и Николаем, и внуком Аркадием.
07 августа 2020г. Восхождение на гору Эльбрус (Западная вершина) с сыновьями Оскаром и Николаем, и внучкой Полиной.
19 августа 2021г. Восхождение на гору Арарат (5165м) с младшим сыном Николаем.
Рекорды Федора Конюхова занесенные в Книгу Рекордов Гиннесса
2017 (февраль) Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» — 55 часов 9 минут 57 секунд.
2016 (июль) Совершил одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Даты полета: 12-23 июля. Установил 2 мировых рекорда: самый быстрый кругосветный полет для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут. Абсолютный мировой рекорд. Рекорд дальности полета. Общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута 35 168 км. Оба рекорда утверждены FAI.
2013-2014. Первое в истории пересечение Тихого океана от континента до континента (Южная Америка — Австралия). Самое быстрое пересечени Тихого океана на одиночной вёсельной лодке (Тургояк) — 159 дней 16 часов 58 минут, пройдено около 9400 морских миль. Даты старта и финиша: 22 декабря 2013 по 31 мая 2014.
2008. Участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды – «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин — Олбани (Западная Австралия), в категории – яхтсмен одиночка, нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть Алые Паруса» — 102 дня 1 час 35 минут 50 секунд. Рекорд утвержден WSSRC.
2002. Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 01 декабря 2002.