Творчество и биография Кабалевского
Один из ярких композиторов советского периода – Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье.
Кратко о Д.Б. Кабалевском
Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов:
- дата рождения – 30 декабря 1904 года;
- место рождения – Санкт-Петербург.
С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье.
Детство и юность
Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска – 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский – по композиции.
Профессиональная деятельность
В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт педагогической деятельности, так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.
Произведения композитора
Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. В
годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие.
Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.
Награды и звания
Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 – СССР. Был награждён четырежды орденом Ленина (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен Сталинской премии за свои произведения. Являлся Героем Труда. За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году.
Д. Кабалевский – детям
Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».
Вторая половина жизни
Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Родители гения
Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский – либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме.
Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги – Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример – «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, – Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом.
Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака – Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Интересные факты из жизни композитора
Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и великие композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха – техникум и консерваторию окончил на отлично.
Краткая биография Кабалевского
Дмитрий Борисович Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский — композитор, пианист и дирижер. Это педагог, разработавший концепцию музыкального воспитания. Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец был служащим Главного управления по делам местного хозяйства МВД, а мать — домохозяйкой.
Дмитрий изначально получал образование в городском училище, а затем в Петроградской гимназии. В 1918 году семья Кабалевских переехала на столицу. В Москве Дмитрий учился в школе №35. После этого юноша обучался в музыкальной школе и в техникуме. В 1925 году он получил диплом. На этом Дмитрий не остановился. Он поступил в Московскую консерваторию и в 1930 году завершил обучение. В консерватории Дмитрий учился композиции у Мясковского и игре на фортепиано у Гольденвейзера.
В 1922 году Кабалевский нашел работу в музыкальном техникуме Скрябина. Сначала он был аккомпаниатором и секретарем. Затем Дмитрий Борисович стал преподавателем. В 1927 году начинающий композитор создал свои первые произведения. В 1932 году Кабалевский работал в Московской консерватории. Его учениками был Александр Пирумов, Михаил Зив, Георгий Струве.
Во время войны композитора эвакуировали в Свердловск. В эти времена он преподавал в консерватории.
Кабалевский посвящал много времени не только педагогической деятельности. Он был концертмейстером в детском театре и редактором издания «Советская музыка». В 1973 году Кабалевский организовал Лабораторию музыкального образования. Он руководил этим учебным заведением до 1983 года. Дмитрий Борисович приложил максимум усилий, чтобы была разработана новая программа по музыке для школы.
С 1945 года Кабалевский начал выезжать за пределы своей страны. Он побывал в Австрии, Венгрии, Англии, Китае, Мексике. В 1965 году композитор способствовал тому, чтобы была создана музыкальная школа в Магнитогорске.
Творческое наследие Кабалевского — музыка к драматическим спектаклям «Шутники», «Мера за меру», «Мадам Бовари». К сочинениям композитора относится опера «Кола Брюньон», «Сестры», «Никита Вершинин», а также оперетта «Весна поет» и балет «Золотые колосья». Кабалевский сочинял музыку для скрипки, виолончели, фортепиано. Отдельного внимания заслуживает музыка для кинофильмов «Зори Парижа», «Школа злословия», «Хождение по мукам». Еще Дмитрий Борисович писал статьи и рассказы, связанные с музыкой.
Кабалевский женился дважды. Первая супруга композитора — Эдварда Блюман, дочь известной пианистки. Она была преподавателем в Министерстве внешней торговли. С Блюман Дмитрий прожил недолго. В семье появился сын Юрий. Вторая супруга композитора — Лариса Чегодаева. С ней композитор прожил до смерти. В браке родилась дочь Мария. Она впоследствии стала директором музыкального культурно-образовательного центра, названного именем своего отца.
Дмитрий Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В честь композитора названа музыкальная школа в Тверском районе Москвы и в Самаре. С 1962 года учрежден конкурс молодых музыкантов имени Кабалевского. Победители определяются в нескольких номинациях: скрипка, фортепиано, композиция.
Кабалевский Дмитрий Борисович
Выдающийся российский композитор. Дирижер. Пианист. Педагог. Публицист. Общественный деятель. Академик Академии педагогических наук. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР и РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат трех Сталинских премий.
Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в семье математика. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву, где в 1922 году окончил школу II ступени № 35. Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, которое окончил в 1925 году. Через пять лет с отличием окончил Московскую консерваторию. Обучался музыке у знаменитых мастеров Николая Яковлевича Мясковского и Александра Борисовича Гольденвейзера.
Более сорока лет Кабалевский преподавал в Московской консерватории. В 1939 году стал профессором Московской консерватории, а через двадцать лет стал профессором консерватории в Мехико. Написал множество музыкальных сопровождений для спектаклей, шедших на сцене театра Красной Армии: «Мстислав Удалой», «Шутники», «Гибель эскадры», «Слава».
Также сотрудничал с театром имени Вахтангова: «Дорога цветов», «Мера за меру», «Ромео и Джульетта». Создал музыку ко многим популярным кинофильмам: «Петербургская ночь», «Аэроград», «Щорс», «Первоклассница», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», «Сестры».
Кабалевский работал в творческом союзе со многими поэтами-песенниками: Самуилом Маршаком, Ольгой Высоцкой, Евгением Долматовским. Плодами этих союзов стали всенародно популярные песни: «Четверка дружная ребят», «Наш край», «Пионерское звено», «Школьные годы», «Спокойной ночи», «Часовые стоят», «Не только мальчишки», «Артековский вальс».
В творческой коллекции композитора более ста пятидесяти произведений для фортепиано, более двадцати для скрипки и фортепиано, музыка к десяти сонетам Шекспира, четыре симфонии.
С 1932 года на протяжении шестнадцати лет Кабалевский являлся членом правления Союза композиторов Москвы. Также входил в Президиум Организационного комитета Союза Советских композиторов и выступал секретарем правления Союза композиторов страны. С 1962 года стал председателем комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества.
Занимая ключевые административные позиции в Союзе композиторов и Министерстве культуры, а также представляя страну в различных международных культурных организациях, Кабалевский считался одним из наиболее официозных музыкальных деятелей советской эпохи.
Кроме музыки Дмитрий Борисович проявил себя и как активный общественный деятель. Являлся президентом секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, действительным членом Академии педагогических наук. Именно благодаря композитору появился журнал «Музыка в школе», главным редактором которого выступал долгое время.
Кабалевский являлся Лауреатом Сталинской премии, Народным артистом России, кавалером ордена Ленина, Героем Социалистического Труда.
В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». После его открытия, где композитор встретился со многими известными людьми по дороге домой композитору стало плохо.
Дмитрий Борисович Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище столицы.
Герой Социалистического Труда (1974)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)
Народный артист РСФСР (1954)
Народный артист СССР (1963)
Ленинская премия (1972) — за новую редакцию оперы «Кола Брюньон» (1968)
Сталинская премия первой степени (1946) — за 2-й квартет (1945)
Сталинская премия второй степени (1949) — за концерт для скрипки с оркестром (1948)
Сталинская премия второй степени (1951) — за оперу «Семья Тараса» (1950)
Государственная премия СССР (1980) — за 4-й концерт для фортепиано с оркестром («Пражский») (1979) (премия за произведения литературы и искусства для детей)
Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1966) — за «Реквием» для солистов, двух хоров и симфонического оркестра (1962)
Премия Ленинского комсомола (1984) — за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества
Четыре ордена Ленина (1964, 1971, 1974, 1984)
Орден Трудового Красного Знамени (1966)
Орден «Знак Почета» (1940)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
ВКФ (1959, Приз за лучшую музыку, фильм «Хождение по мукам»)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Почетный профессор консерватории в Мехико (Мексика) (1959)
Доктор искусствоведения (1965)
Почетный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1969)
Действительный член АПН СССР (1971)
Почетный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО
Почетный член Международного общества имени З. Кодая (Венгрия)
Сочинения
Оперы
«Кола Брюньон», соч. 24 («Мастер из Кламси», по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, ЛМАТОБ, одновременно в театре «Эстония», Таллин),
«В огне», соч. 37 («Под Москвой», 1943, Большой театр)
«Семья Тараса», соч. 47 (по повести «Непокоренные» Б. Л. Горбатова, либретто С. А. Ценина, 1950, ЛАТОБ имени С. М. Кирова)
«Никита Вершинин», соч. 53 (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, либретто С. А. Ценина, 1955, Большой театр)
«Сестры», соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета);
Оперетты
«Весна поет», соч. 58 (1957, МТО).
Балеты
«Золотые колосья», соч. 28 (либретто Е. М. Помещикова и А. Ермолаева по мотивам кинофильма «Трактористы», 1939-1940) (не окончен).
Для симфонического оркестра и хора
«Поэма борьбы», соч. 12 (1931)
Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов, соч. 15 (1931)
«Парад молодости». Музыкальное представление для детского хора и оркестра, соч. 31 (1941)
Вокальные монологи для голоса с оркестром, соч. 33 (1941)
«Родина великая», соч. 35 (кантата, слова разных поэтов, 1942)
«Народные мстители», соч. 36 (сюита, 1942)
Песня утра, весны и мира, соч. 57 (кантата, 1958)
«Ленинцы», соч. 63 (кантата, 1959)
Реквием, соч. 72 («Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962)
«О родной земле», соч. 82 (кантата, 1965)
Для симфонического оркестра
4 симфонии (cis-moll, соч. 18 — 1932; c-moll, соч. 19 — 1934; b-moll «Реквием» для оркестра и хора, соч. 22 — 1933; c-moll, соч. 54 — 1956)
4 концерта для фортепиано с оркестром (соч. 9 — 1928; соч. 23 — 1935; соч. 50 — 1952; соч. 99 — 1979)
Концерт для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948)
2 концерта для виолончели с оркестром (соч. 49 — 1949; соч. 77 — 1964)
Походный марш для духового оркестра (1932)
Сюита из оперы «Кола Брюньон», соч. 24а (1941)
Сюита «Комедианты», соч. 26 (на основе музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля, 1938-1940)
Сюита из балета «Золотые колосья», соч. 28а (1940)
«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра, соч. 56 (1956)
«Патетическая увертюра» для большого симфонического оркестра, соч. 64 (1960)
Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)
Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, соч. 75 (1963)
«Памяти героев Горловки» — симфоническое посвящение es-moll, соч. 78 (1965)
Симфоническая поэма «К Вечному огню в Брянске», соч. 85 (1968)
«Героям Революции 1905 года» для духового оркестра, соч. 95 (1974)
Фанфары ИСМЕ для симфонического оркестра, соч. 96 (1974)
Камерно-инструментальные произведения
2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 — 1928; g-moll, соч. 44 — 1945)
Скрипка
Импровизация для скрипки и фортепиано, соч. 21 (из музыки к фильму «Петербургская ночь», 1934)
Рондо для скрипки и фортепиано, соч. 69 (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1961)
Пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 80 (1965)
Виолончель
Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2 (1927)
Мажорно-минорные этюды для виолончели соло, соч. 68 (1961)
Соната для виолончели и фортепиано B-dur, соч. 71 (1962)
Рондо для виолончели и фортепиано «Памяти Сергея Прокофьева», соч. 79 (1965)
Два концерта для виолончели с оркестром
Для фортепиано
3 прелюдии, соч. 1 (1925)
Сборник детских пьес, соч. 3 (1927-1940)
4 прелюдии, соч. 5 (1927-1928)
3 сонаты (соч. 6 — 1927; соч. 45 — 1945; соч. 46 — 1946)
2 сонатины (соч. 13 № 1 — 1930, соч. 13 № 2 — 1933)
«Из пионерской жизни», пьесы для фортепиано, соч. 14 (1931)
4 прелюдии, соч. 20 (1934)
30 детских пьес, соч. 27 (1938)
3 пьесы, соч. 30 (1939)
24 прелюдии, соч. 38 (1944)
24 легкие пьесы, соч. 39 (1944)
Легкие вариации, соч. 40 (1944)
Легкие вариации, соч. 51 (1952)
Рондо a-moll, соч. 59 (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958)
4 легких рондо, соч. 60 (1958)
6 прелюдий и фуг, соч. 61 (1959)
Весенние танцы, соч. 81 (1965)
Речитатив и рондо, соч. 84 (1967)
«В пионерском лагере», 6 пьес для фортепиано, соч. 3/86 (1927-1968)
Вариации на народные темы, соч. 87 (1976)
6 пьес, соч. 88 (1971)
35 легких пьес, соч. 89 (1974)
Лирические напевы, соч. 93 (1971)
Для голоса и фортепиано
10 сонетов Шекспира, соч. 52 (1953-1955, перевод С. Я. Маршака)
3 восьмистишия Р. Гамзатова, соч. 74 (1963, перевод Н. Гребнева)
5 романсов на слова Р. Гамзатова, соч. 76 (1963-1964, перевод Н. Гребнева)
Песни
7 веселых песен (слова С. Я. Маршака, 1945)
4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945)
Четверка дружная ребят (слова С. Я. Маршака)
Наш край (То березка, то рябина…) (слова А. Пришельца)
Пионерское звено (слова О. И. Высотской)
Про вожатую (слова О. И. Высотской)
Школьные годы (слова Е. А. Долматовского)
Спокойной ночи, «Артек» (слова В. И. Викторова)
Часовые стоят (слова волгоградского школьника В. Шляхова)
Не только мальчишки (слова В. И. Викторова)
Счастье (слова О. И. Высотской)
Артековский вальс (слова В. И. Викторова)
Музыка к драматическим спектаклям
«Земля и небо» братьев Тур (1932, МХАТ 2-й)
«Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932, ЦТКА, Москва)
«Шутники» А. Н. Островского (1933, ЦТКА, Москва)
«Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1934, ЦТКА, Москва)
«Восточный батальон» братьев Тур и И. Л. Прута (1935, ЦТКА, Москва)
«Дорога цветов» В. П. Катаева (1934, Театр имени Е. Б. Вахтангова)
«Слава» В. М. Гусева (1936, ЦТКА)
«Веселый портняжка» (1935, ЦКТ)
«Мера за меру» У. Шекспира (1938, Театр имени Е. Б. Вахтангова)
«Изобретатель и комедиант» М. Н. Даниэляа (1938, Российский академический молодежный театр)
«Чертов мост» А. Н. Толстого (1939, Московский театр Сатиры)
«Школа злословия» Р. Шеридана (1939, МХАТ)
«Мадам Бовари» (по Г. Флоберу, 1939, Московский Камерный театр)
«Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Московский театр Ленсовета (ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского)
«Домби и сын» (по Ч. Диккенсу, 1949, МХАТ)
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1956, театр имени Е.Б. Вахтангова)
Музыка к кинофильмам
Петербургская ночь (1933)
Аэроград (1935)
Зори Парижа (1936, совместно с Н.Н. Крюковым)
Щорс (1938)
Антон Иванович сердится (1941)
Первоклассница (1948, совместно с М.П. Зивом)
Академик Иван Павлов (1949)
Мусоргский (1950)
Школа злословия (фильм-спектакль, 1952)
Вихри враждебные (1953)
Вольница (1955)
Хождение по мукам (Фильм № 1 «Сестры» (1957), Фильм № 2 «Восемнадцатый год» (1958), Фильм № 3 «Хмурое утро» (1959)
Весна поет (телефильм) (1967)
Кола Брюньон (фильм-опера) (1974)
Стихи А.Л. Барто (1986)
Обработки, редакции, транскрипции
Бах, Иоганн Себастьян. 8 маленьких прелюдий и фуг для органа, токката и фуга до минор для органа, токката и фуга ре минор для органа, вторая органная соната. Обработка для фортепиано.
Мусоргский, Модест Петрович. Интермеццо си минор для оркестра, скерцо си минор для оркестра. Переложение для фортепиано в 4 руки.
Мясковский, Николай Яковлевич. Симфонии № 6 (соч. 23), 12 (соч. 35), 18 (соч. 42). Переложение для фортепиано в 4 руки.
Прокофьев, Сергей Сергеевич. Концертино для виолончели с оркестром (соч. 132). Инструментовка (с учетом авторских указаний), редактирование фактуры сопровождения.
Шуберт, Франц. Фантазия фа минор для фортепиано в 4 руки (D. 940). Обработка для фортепиано с оркестром.
Библиография
Избранные статьи о музыке. М. Советский композитор, 1963 г.
Рассказы о музыке. М. Музыка, 1968 г.
Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления. М. Педагогика, 1973 г.
Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1976 г. (недоступная ссылка)
Как рассказывать детям о музыке? М. Советский композитор, 1977 г.
Дорогие мои друзья. М., Молодая гвардия, 1979 г.
Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М. Музыка, 1981 г.
Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. Просвещение, издание 1-ое, 1981, издание 2-ое, 1984.
Музыка и музыкальное воспитание. Знание, М., 1984.
Сила искусства. Молодая гвардия, 1984.
Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. Педагогика, М., 1986.
Педагогические размышления. М. Педагогика, 1986 г.
Более 450 статей, напечатанных в различных советских и зарубежных газетах, журналах и сборниках.
Р. В. Глезер. «Дмитрий Борисович Кабалевский». — Л.: «Советский композитор», 1969. — 39 с.
В городе Чайковский Пермского края улицу Портовая переименовали в улица Кабалевского в 1988 году.
В Москве, на здании бывшей школы № 209, где композитор работал учителем музыки в 1973-1981 годах, установлена мемориальная доска.
С 1962 года проводится Международный конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кабалевского.
в 1995 году, в Государственном общеобразовательном учреждении Москвы «Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» открыт мемориальный музей Д. Б. Кабалевского. В 2005 году на здании была установлена мемориальная доска композитору.
С 1995 года Детская музыкальная школа № 20 Тверского района Москвы носит имя композитора.
В Ватутинках имя Кабалевского носит одна из улиц.
Дед — Клавдий Егорович Кабалевский (1844-1915), военный инженер.
Отец — Борис Клавдиевич Кабалевский (1877-1939), математик в страховой компании, работал в ЦСУ, в Госстрахе.
Мать — Надежда Александровна Кабалевская (урожд. Новицкая) (1878-1958), домохозяйка.
Первая жена — Эдварда Иосифовна Блюман (1911-1981), дочь Р.Л. Блюман. Преподавала английский язык в Министерстве внешней торговли СССР, окончив институт иностранных языков. Кроме того, была переводчиком художественной литературы с английского языка. Самый ее известный перевод — «Вино из одуванчиков» Р. Бредбери, а всего было более 30 переводов книг и рассказов.
Сын — Юрий Дмитриевич Кабалевский (1931-2016).
Вторая жена — Лариса Павловна Чегодаева (1911-1988).
Дочь — Мария Дмитриевна Кабалевская, директор Музыкального культурно-образовательного центра имени Д. Б. Кабалевского.
http://kratkie-biografii.info/biografii/kratkaya-biografiya-kabalevskogo.html
http://rus.team/people/kabalevskij-dmitrij-borisovich