Биография Глюка Композитор Краткая биография
Кристоф Виллибальд Глюк
Кристоф Виллибальд фон Глюк – музыкальный гений, чьё творчество в истории мировой музыкальной культуры трудно переоценить. Его реформаторскую деятельность можно назвать революцией перевернувшей прежние устои, существовавшие в оперном искусстве. Создав новый оперный стиль, он определил дальнейшее развитие европейского оперного искусства и оказал весомое влияние на творчество таких музыкальных гениев как Л. Бетховен , Г. Берлиоз и Р. Вагнер .
Краткую биографию Кристофа Виллибальда Глюка и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Глюка
В 1714 году 2 июля в семье Александра Глюка и его жены Марии, проживающих в местечке Эрасбах, расположенном недалеко от баварского города Берхинг, произошло радостное событие: на свет появился мальчик – первенец, которому счастливые родители дали имя Кристоф Виллибальд. Старшему Глюку, который по молодости служил в армии, а затем выбрал себе в качестве основного занятия работу лесничего, поначалу не везло с трудоустройством, и по этой причине всему семейству приходилось часто переезжать, меняя место жительство, пока в 1717 году не довелось перебраться в чешскую Богемию.
Биография Глюка гласит, что уже с раннего возраста родители стали замечать у своего сына Кристофа особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Александр был категорически против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен был продолжать семейное дело.
Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитский колледж в чешском городе Хомутов. В учебном заведении Кристоф осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов он с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой , виолончелью , фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже Глюк обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша наперекор их воле решил продолжить своё образование.
В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костёла Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретённые от выдающегося маэстро.
Начало творческой деятельности
В Праге молодой человек прожил всего два года, после примирения с отцом он был представлен князю Филиппу фон Лобковицу (у него Глюк-старший в то время состоял на службе). Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк становится певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.
В жизни Кристофа начался новый период, который можно обозначить как начало его творческого пути. Несмотря на то, что австрийская столица всегда привлекала молодого человека, так как здесь царила особая музыкальная атмосфера, пребывание его в Вене было не долгим. В один из вечеров во дворец князей Лобковиц был приглашён итальянский магнат и меценат А. Мельци. Восхищённый талантом Глюка, граф предложил юноше поехать в Милан и занять должность камер-музыканта в его домашней капелле. Князь Лобковиц, будучи настоящим ценителем искусства, не только согласился с этим намерением, но и поддержал его. Уже в 1937 году Кристоф в Милане приступил к исполнению обязанностей в своей новой должности. Время, проведённое в Италии было для Глюка весьма плодотворным. Он познакомился, а затем и сдружился с видным итальянским композитором Джованни Саммартини, в течение четырёх лет так результативно преподававшим Кристофу композицию, что к концу 1741 года музыкальное образование молодого человека можно было считать полностью завершённым. Этот год в жизни Глюка стал очень важным ещё и потому, что отмечен началом его композиторской карьеры. Именно тогда Кристоф написал свою первую оперу «Артаксеркс», премьера которой успешно прошла в миланском придворном театре «Реджио-Дукаль» и принесла молодому композитору признание, повлёкшее за собой заказы на музыкальные спектакли от театров разных итальянских городов: Турина, Венеции, Кремоны и Милана.
У Кристофа началась активная композиторская жизнь. За четыре года он написал десять опер, постановки которых имели успех и принесли ему признание искушённой итальянской публики. Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон – управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрёл в Италии большую популярность. Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем , в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром Глюк предоставил на суд публики два пастиччо: «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.
После гастролей в Англии творческое турне Глюка продолжалось ещё шесть лет. Занимая должность капельмейстера оперной труппы итальянцев Минготти, он разъезжал по городам Европы, где не только ставил, но и сочинял новые оперы. Его имя постепенно приобретало всё большую известность в таких городах, как Гамбург, Дрезден, Копенгаген, Неаполь и Прага. Здесь он знакомился с интересными творческими людьми и обогащал свой запас музыкальных впечатлений. В Дрездене в 1749 году Глюк поставил вновь написанный музыкальный спектакль «Свадьба Геракла и Гебы», а в Вене в 1748 году к открытию реконструированного «Бургтеатра» сочинил ещё одну новую оперу под названием «Узнанная Семирамида». Пышное великолепие премьеры, приуроченной ко дню рождению жены императора Марии Терезии и прошедшей с большим успехом, положила начало череде последующих венских триумфов композитора. В этот же период и в личной жизни Кристофа наметились хорошие перемены. Он познакомился с очаровательной девушкой Марией Пергин, с которой через два года вступил в законный брак.
В 1751 году композитор принимает предложение от антрепренёра Джованни Локателли стать капельмейстером его труппы, а, кроме того, получает заказ на создание новой оперы «Эцио». После постановки этого музыкального спектакля в Праге Глюк в 1752 году отправляется в Неаполь, где вскоре в театре «Сан Карло» успешно прошла премьера следующей новой оперы Глюка «Милосердие Тита».
Венский период
Изменившееся семейное положение заставило Кристофа задуматься о постоянном месте жительства и, несомненно, выбор пал на Вену – город, с которым композитора связывало очень многое. В 1752 году австрийская столица приняла Глюка, тогда был уже признанного мастера итальянской оперы – seria, с большим радушием. После того, как принц Йозеф Саксен-Гильдбурггаузенский, большой любитель музыки, предложил маэстро занять должность капельмейстера, имеющегося при его дворце оркестра, Кристоф еженедельно стал устраивать «академии», так назывались концерты, которые вскоре стали настолько популярными, что самые именитые солисты и вокалисты считали для себя почётным получить приглашение выступить на таком мероприятии. В 1754 году композитор занял ещё одну солидную должность: управляющий театрами Вены граф Джакомо Дураццо назначил его капельмейстером оперной труппы в Придворном «Бургтеатре».
Жизнь Глюка в этот период была очень напряжённой: помимо активной концертной деятельности он много времени уделял созданию новых произведений, сочиняя не только оперную, но и театральную и академическую музыку. Однако в этот период, интенсивно работая над операми-seria, композитор начал постепенно разочаровываться в этом жанре. Его не устраивало то, что музыка совсем не подчинялась драматическому действию, а лишь помогала демонстрировать певцам их вокальное искусство. Такая неудовлетворённость вынуждала Глюка обращаться к другим жанрам, например, по совету графа Дураццо, выписавшего из Парижа несколько сценариев, он сочинил ряд французских комических опер, а также несколько балетов, среди которых его знаменитый «Дон Жуан». Этот хореографический спектакль, созданный композитором в 1761 году в творческом содружестве с выдающимися итальянцами — либреттистом Р. Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини, стал предвестником последующих преобразований Глюка в оперном искусстве. Уже спустя год в Вене успешно прошла премьера оперы «Орфей и Эвридика» , которая до сих пор считается лучшим реформаторским музыкальным спектаклем композитора. Начало нового периода в развитии музыкального театра Глюк подтвердил ещё двумя операми: «Альцестой», представленной в австрийской столице в 1767 году и «Парисом и Еленой», написанной в 1770 году. К сожалению обе эти оперы должного признания у венской публики не нашли.
Париж и последние годы жизни
В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Он уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры. Время, проведённое Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Н. Пиччинни – талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу. Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену, из которой до конца своих дней больше не выезжал и где скончался в 1787 году 15 ноября.
Интересные факты о Кристофе Виллибальде Глюке
- Заслуги Глюка в области музыкального искусства всегда достойно оплачивались. Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, ставшая королевой Франции, щедро вознаградила композитора за оперы «Орфей и Эвридика» и «Ифигения в Авлиде»: за каждую он получил в дар по 20 тысяч ливров. А мать Марии-Антуанетты — австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия, возвела маэстро в звание «Действительного императорского и королевского композитора» с ежегодным вознаграждением в 2 тысячи гульденов.
- Особым знаком высокого почитания музыкальных достижений композитора было посвящение его в рыцари и вручение ему Ордена «Золотой шпоры» Римским Папой Бенедиктом XIV. Эта награда далась Глюку очень нелегко и связана она с заказом римского театра «Арджентина». Композитор написал оперу «Антигона», которая к счастью для него очень понравилась искушённой публике итальянской столицы. Результатом такого успеха и стала высокая награда, после обладания которой маэстро стали называть не иначе как «Кавалер Глюк».
- Своему первому литературному сочинению, посвящённому музыке и музыкантам, замечательный немецкий писатель-романтик и композитор Эрнст Теодор Вильгельм Гофман не случайно дал название «Кавалер Глюк». Этот поэтический рассказ, повествует о неизвестном немецком музыканте, который представляется Глюком и считает себя хранителем бесценного наследия оставленного великим маэстро. В новелле он как бы является живым воплощением Глюка, его гениальности и бессмертия.
- Кристоф Виллибальд Глюк оставил потомкам богатое творческое наследие. Он писал произведения в различных жанрах, но предпочтение отдавал опере. Искусствоведы до сих пор спорят о том, какое количество опер вышло из-под пера композитора, но некоторые источники указывают, что их было больше сотни.
- Джованни Баттиста Локателли – антрепренёр, с труппой которого Глюк в 1751 году в Праге работал капельмейстером, внёс весомый вклад и в формирование русской музыкальной культуры. В 1757 году, прибыв в Петербург со своей труппой по приглашению императрицы Елизаветы I, Локателли стал организовывать театрализованные представления для государыни и её приближённых. И в результате такой деятельности его труппа вошла в состав русских театров.
- Во время своего гастрольного турне в Лондон Глюк познакомился с выдающимся английским композитором Генделем, о творчестве которого высказывался с большим восхищением. Однако сочинения Глюка совершенно не понравились гениальному англичанину, и он с пренебрежением высказал о них своё мнение при всех заявив, что его повар лучше, нежели Глюк разбирается в контрапункте.
- Глюк был очень одарённым человеком, который не только талантливо сочинял музыку, но также пробовал себя в изобретении музыкальных инструментов.
- Известен тот факт, что во время гастролей по туманному Альбиону композитор на одном из концертов исполнял музыкальные произведения на стеклянной гармонике своей собственной конструкции. Инструмент был весьма своеобразен, а его оригинальность заключалась в том, что он представлял собой 26 рюмок, каждая из которых при помощи определённого количества воды была настроена на определённый тон.
- Из биографии Глюка мы узнаём, что Кристоф был весьма везучим человеком и причём не только в творчестве, но и в личной жизни. В 1748 году композитор, которому в то время исполнилось 34 года, работая в Вене над оперой «Узнанная Семирамида» познакомился с дочерью богатого венского коммерсанта, шестнадцатилетней Марианной Пергин. Между композитором и девушкой зародилось искреннее чувство, которое закрепилось венчанием, состоявшимся в сентябре 1750 года. Брак Глюка и Марианны, несмотря на то, что у них не было детей, был очень счастливым. Молодая жена, окружая супруга любовью и заботой, сопровождала его во всех гастрольных поездках, а унаследованное после смерти её отца внушительное состояние позволило Глюку заниматься творчеством не задумываясь о материальном благосостоянии.
- У маэстро было много учеников, но как считал сам композитор, самым лучшим из них был знаменитый Антонио Сальери.
Творчество Глюка
Всё творчество Глюка сыграло очень важную роль в развитии мирового оперного искусства. В музыкальной драматургии он создал совершенно новый стиль и внедрил в него все свои эстетические идеалы и формы музыкального выражения. Считается, что как композитор Глюк начал свою карьеру довольно поздно: маэстро было двадцать семь лет, когда он написал свою первую оперу «Артаксеркс». В таком возрасте иные музыкальные сочинители (его современники) уже успевали приобрести известность во всех европейских странах, правда затем Глюк так много и усердно сочинял, что оставил потомком весьма богатое творческое наследие. Сколько всего опер написал композитор, сегодня точно никто сказать не может, сведения очень разнятся, но его немецкие биографы предлагают нам список из 50 произведений.
Помимо опер в творческом багаже композитора мы встречаем 9 балетов, а также инструментальные произведения, такие как концерт для флейты, трио-сонаты для дуэта скрипок и баса, несколько небольших симфоний, которые больше похожи на увертюры.
Из вокальных сочинений наиболее популярными являются произведение для хора и оркестра «Dе profundis clamavi», а также оды и песни на слова современника композитора, популярного поэта Ф.Г. Клопштока.
Биографы Глюка весь творческий путь композитора условно делят на три этапа. Первый период, который называют дореформаторским, начался с сочинения в 1741 году оперы «Артаксеркс» и продолжался двадцать лет. Из-под пера Глюка за это время вышли такие произведения, как «Деметрий», «Демофонт», «Тигран», «Добродетель торжествует над любовью и ненавистью», «Софонисба», «Мнимая рабыня», «Гиперместра», «Поро», «Ипполит». Значительная часть первых музыкальных спектаклей композитора были сочинены на тексты прославленного итальянского драматурга Пьетро Метастазио. В этих произведениях в полной мере ещё не было раскрыто всё дарование композитора, хотя они и имели большой успех у зрителей. К большому сожалению, первые оперы Глюка до настоящего времени полностью не сохранились, из них до нас дошли лишь небольшие эпизоды.
Далее композитор создал много разножанровых опер, среди которых произведения в стиле итальянской оперы-seria: «Узнанная Семирамида», «Свадьба Геракла и Эбы», «Эцио», «Распря богов», «Милосердие Тита», «Иссипиле», «Китаянки», «Сельская любовь», «Оправданная невинность», «Король-пастух»,«Антигона» и другие. Помимо этого, он с удовольствием писал музыку в жанре французской музыкальной комедии — это музыкальные спектакли «Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Дьявольская свадьба», «Осажденная Цитера», « Обманутый опекун», «Исправленный пьяница», «Одураченный Кади».
Согласно биографии Глюка, следующий этап творческого пути композитора, имеющий название «венский реформаторский», продолжался восемь лет: с 1762 до 1770 года. Этот период был очень значимым в жизни Глюка, так как в числе десяти опер, написанных это время, он создал первые реформаторские оперы: «Орфей и Эвридика», «Альцеста» и «Парис и Елена». Свои оперные преобразования композитор продолжил и в дальнейшем, живя и работая в Париже. Там он написал последние свои музыкальные спектакли «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Освобожденный Иерусалим», «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс».
Оперная реформа Глюка
Глюк вошёл во всемирную историю музыки как выдающийся композитор, осуществивший в XVIII веке существенные преобразования в оперном искусстве, которые оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейского музыкального театра. Основные положения его реформы сводятся к тому, что все компоненты оперного спектакля: сольное пение, хор, оркестр и балетные номера, должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, то есть как можно полнее раскрывать драматическое содержание произведения. Суть преобразований заключалась в следующем:
- Чтобы ярче раскрывать чувства и переживания героев, музыка и поэзия должны быть неразрывно связаны между собой,
- Ария – это не концертный номер, в котором певец стремился показать свою вокальную технику, а воплощение чувств, высказываемое и выражаемое тем или иным героем драмы. Техника пения естественная, без виртуозных излишеств.
- Оперные речитативы, чтобы действие не казалось прерванным, не должны быть сухими. Различие между ними и ариями необходимо делать более смягчёнными
- Увертюра является прологом — предисловием к действию, которое будет разворачиваться на сцене. В ней музыкальным языком следует сделать вступительный обзор содержания произведения.
- Роль оркестра значительно увеличена. Он активно участвует в характеристике героев, а так же в развитии всего происходящего действия.
- Активным участником событий, свершающихся на сцене, становится хор. Это как голос народа, который очень чутко реагирует на случившееся.
Кристоф Виллибальд фон Глюк – выдающийся композитор, вошедший в историю мировой музыкальной культуры как великий оперный реформатор. Музыка, написанная гениальным маэстро два с половиной века назад, и сегодня пленяет слушателей необычайной возвышенностью и экспрессивностью, а его оперы входят в репертуар крупнейших музыкальных театров по всему миру.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Кристофе Глюке
Кристоф Глюк
Christoph Willibald Ritter von Gluck
Немецкий композитор. Драматург. Один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С его именем связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии. Известен по произведениям «Милосердие Тита», «Исипила», «Китаянки», «Танец», «Оправданная невинность», «Триумф Камилло», «Антигон», «Король-пастух», «Мнимая рабыня», «Ариадна».
Кристоф Виллибальд фон Глюк родился 2 июля 1714 года в городе Эрасбах, Германия. С раннего возраста родители стали замечать у своего сына особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Отец оказался против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен продолжать семейное дело.
Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитский колледж в чешском городе Хомутов. В учебном заведении Глюк осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов, с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью, фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша наперекор их воле решил продолжить свое образование.
В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костела Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретенные от выдающегося маэстро.
В Праге прожил всего два года и после примирения с отцом представлен князю Филиппу фон Лобковицу. Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк стал певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.
В жизни Кристофа начался новый период, который можно обозначить как начало его творческого пути. Несмотря на то, что австрийская столица всегда привлекала молодого человека, так как здесь царила особая музыкальная атмосфера, пребывание его в Вене оказалось не долгим. В один из вечеров во дворец князей Лобковиц приглашен итальянский магнат и меценат Антонио Мельци. Восхищенный талантом Глюка, граф предложил юноше поехать в Милан и занять должность камер-музыканта в его домашней капелле.
Князь Лобковиц, будучи настоящим ценителем искусства, не только согласился с этим намерением, но и поддержал его. Уже в 1937 году Кристоф в Милане приступил к исполнению обязанностей в своей новой должности. Время, проведенное в Италии оказалось для Глюка весьма плодотворным. Он познакомился, а затем и сдружился с видным итальянским композитором Джованни Саммартини, в течение четырех лет так результативно преподававшим Кристофу композицию, что к концу 1741 года музыкальное образование молодого человека можно было считать полностью завершенным.
Этот год в жизни Глюка стал очень важным еще и потому, что отмечен началом его композиторской карьеры. Именно тогда Кристоф написал свою первую оперу «Артаксеркс», премьера которой успешно прошла в миланском придворном театре «Реджио-Дукаль» и принесла молодому композитору признание, повлекшее за собой заказы на музыкальные спектакли от театров разных итальянских городов: Турина, Венеции, Кремоны и Милана.
У Кристофа началась активная композиторская жизнь. За четыре года написал десять опер, постановки которых имели успех и принесли ему признание искушенной итальянской публики. Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон, управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрел в Италии большую популярность.
Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем, в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром немецкий композитор предоставил на суд публики два пастиччо: «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.
С 1752 года Глюк обосновался в Вене и занял должность концертмейстера, а затем капельмейстера при княжеском дворе. Самыми заметными его работами являются балет «Дон Жуан», над которым работал совместно с хореографом Гаспаро Анджолини, и опера «Орфей и Эвридика», которую можно назвать одной из лучших реформаторских опер Глюка.
Реформа Глюка явилась отражением просветительских идей. Накануне Великой французской революции перед театром встала ответственная задача не развлекать, а воспитывать слушателя. Однако, ни итальянская опера, ни французская «лирическая трагедия» с этой задачей не справлялись. Они, в основном, подчинялись аристократическим вкусам, что проявлялось в развлекательной трактовке героических сюжетов с их обязательной счастливой концовкой, и в неумеренном пристрастии к виртуозному пению, совершенно заслонившим содержание.
Наиболее передовые музыканты: Георг Гендель, Жан-Филипп Рамо пытались видоизменить облик традиционной оперы, однако частичных изменений было мало. Глюк стал первым композитором, который сумел создать оперное искусство, созвучное современной ему эпохе. В его творчестве мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, превратилась в подлинную музыкальную трагедию, наполненную сильными страстями и раскрывающую высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию.
К осуществлению реформы Глюк подошел уже на пороге своего 50-летия: зрелым оперным мастером, имеющим большой опыт работы в различных европейских оперных театрах. Он прожил жизнь, в которой были и борьба за право стать музыкантом, и странствия, и многочисленные гастроли, которые обогащали запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами.
Глюк много учился: сначала на философском факультете Пражского университета, потом у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, а в Италии у Джованни Саммартини. Кристоф проявил себя не только как композитор, но и как капельмейстер, режиссер-постановщик своих опер, музыкальный писатель. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом Золотой шпоры. С тех пор за композитором укрепилось прозвище, с которым вошел в историю: «Кавалер Глюк».
В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Композитор уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры.
Время, проведенное Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Никколо Пиччинни, талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу.
Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену.
Кристоф Глюк умер 15 ноября 1787 года в Вене в результате инсульта. Первоначально композитора похоронили на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф, однако в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.
Награды Кристофа Глюка
Орден Золотой шпоры
Творчество Кристофа Глюка
Оперы
Артаксеркс
Деметрий
Демофонт
Артамен
Тигран
Аршак
Софонисба, или Сифак
Мнимая рабыня
Гиперместра
Пор
Ипполит, или Федра
Падение гигантов
Артамен (вторая редакция)
Пирам и Фисба
Свадьба Геракла и Гебы
Узнанная Семирамида
Распря богов
Аэций (первая редакция)
Милосердие Тита
Исипила
Китаянки
Танец
Оправданная невинность
Триумф Камилло
Антигон
Король-пастух
Мнимая рабыня
Остров Мерлина, или Светопреставление
Осажденная Китира (первая редакция
Кавардак, или Дьявольская свадьба
Лаксенбург
Очарованное дерево, или Обманутый опекун (первая редакция)
Исправившийся пьяница, или Двойная метаморфоза
Фетида
Одураченный кади
Ариадна
Орфей и Эвридика (итальянская редакция)
Триумф Клелии
Аэций (вторая редакция)
Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки
Эней и Асканий
Смятенье на Парнасе
Телемах, или Остров Кирки
Корона
Пролог
Весталка
Празднества Аполлона
Филемон и Бавкида
Аристей
Орфей
Парис и Елена
Ифигения в Авлиде
Орфей и Эвридика (французская редакция)
Очарованное дерево, или Обманутый опекун (вторая редакция)
Осаждённая Китира (вторая редакция)
Альцеста (французская редакция)
Армида
Ифигения в Тавриде
Эхо и Нарцисс (первая редакция)
Эхо и Нарцисс (вторая редакция
Ифигения в Тавриде
Семья Кристофа Глюка
Отец — Александер Йоханнес Глюк.
Мать — Мария Вальбурга Глюк.
Жена — Мария Анна Бергин (брак с 1750), дочь богатого венского коммерсанта. Брак Глюка и Марианны, несмотря на то, что у них не было детей, был очень счастливым. Молодая жена, окружая супруга любовью и заботой, сопровождала его во всех гастрольных поездках, а унаследованное после смерти ее отца внушительное состояние позволило Глюку заниматься творчеством не задумываясь о материальном благосостоянии.
Кристоф Виллибальд Глюк — краткая биография
Полное имя: | Кристоф Виллибальд Глюк |
Дата рождения: | 2 июля 1714 г. |
Место рождения: | Эрасбах, Германия |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Композитор |
Дата смерти: | 15 ноября 1787 г. (73 года) |
Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.
Детство и юность
Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.
Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.
К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)
Краткая биография
- Глюк по-настоящему интересовался науками и читал много книг. Самым любимым инструментом считал виолончель. Непреодолимая тяга к познаниям, спустя годы приведет к статусу одного из образованных людей Европы среди современников.
- Будучи молодым талантливым человеком, пел в хоре собора имени святого Якуба. Прославленный чешский композитор Богуслав Черногорский берет под свое попечительство К. В. Глюка. Их выступления проходили в Пражской области.
- В 1735 году был приглашен в качестве камер-музыканта во владения князя Филиппа Лобковица. На данном выступлении произошел важный поворот событий.
- Заинтересовав итальянского аристократа А. Мельци, в 1736 году Глюк получает от него приглашение участвовать в своей капелле. Молодой, но способный юноша не смог отказаться от переезда на родину оперы.
- В Милане происходит его становление как оперного композитора. Глюк знакомится с творчеством величайших мастеров музыки того времени. Под началом представителя гомофонной музыки Дж.Саммартини, ученик совершенствуется и готовится 5 лет.
- И 26 декабря 1741 года ставится первая опера «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио, показанная на сцене «Реджо дукале».
- Его дебют имел достаточный успех, хоть и был подобен произведениям своего учителя. К тому же, до 1745 года получал заказы на оперы-сериа из театров Милана, Венеции, Турина.
- В указанный период пишет не менее успешные творения: «Демофонт» и «Деметрий» (1742), «Тигран» (1743), «Гипермнестра» (1744), «Федра» (1745) и др. Глюк пытался раскрыть тему античности и мифологии, что ему удавалось, судя по радушной итальянской публике.
- В конце 1745 года английский театр просит его сочинить 2 оперы. Здесь, знакомится с Г. Ф. Генделем, чьи сочинения были отличными от итальянских. В них нет оттенка поверхностности и напыщенности, романтики. Музыка Генделя была глубоко драматичной, простой и насыщенной. Труды зарождают в душе исключительного автора резонанс и иное восприятие творчества.
- В марте 1746 года покидает Британскую столицу и в качестве 2 дирижера отправляется в турне по Европе. Далее посещает Копенгаген, Дрезден, Прагу, Гамбург и снова возвращается в Вену. Вместе с труппой братьев Минготти гастролирует в течении 5 лет.
- В это время, начинает уделять внимание и увлекаться французской комической оперой, популярной среди австрийских ценителей. Произведения были естественными в эмоциональном выражении.
- В похожем стиле записываются «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760) и др.
- В конце 50-х годов находит своего сторонника по выражению искусства. Известный поэт и драматург Италии – Раньеро Кальцабиджи, так же как и Глюк превозносят простоту и правдивость в творчестве.
- В 1751 году стал капельмейстером в труппе Джованни Локателли.
- 5 октября 1762 года состоялась премьера совместного произведения – оперы «Орфей и Эвридика» в Вене.
- В 1767 году выходит «Альцеста» и в 1770 году – «Парис и Елена».
- Революционер стремился к максимальному сближению музыки и драматургии. Полностью исключает захватывающие зрелищные сюжеты, в пользу героических эпопей.
- Уже опытный композитор приблизился к своей реформаторской деятельности.
- Глюк отвергал присутствие арии, а увертюры должны, по его словам, подготавливать к действию, которое сейчас предстанет перед взорами посетителей.
- В середине 1773 года ставится «Ифигения в Авлиде» на сцене «Королевской академии музыки».
- В конце 1773 года оперный композитор уезжает в Париж.
- «Орфей» и «Альцеста» составляются на французский лад и предстают перед зрителями.
- Слушатели театра и великие композиторы начинают разделяться на группы. Группа «глюкистов» искренне привержена старой школе музыки, классицизму, а их «противники» — «пиччинисты». Последователи Николло Пиччини признавали употребление арии, пышности, интригующих зрелищных картин.
- Мастер воссоздает и реконструирует свои самые популярные оперы-сериа по принципам реформаторских замечаний.
- Триумфальные успех и популярность сопроводили премьеры «Армиды» (1777) и «Ифигении в Тавриде» (1779). Новое веяние в оперном искусстве с овациями признается современниками и обретает популярность. Так «глюкинисты» одержали художественную победу.
- Несмотря на тяжелую болезнь и возраст, не переставал мечтать о создании новых шедевров. Даже намеревался написать оперу на основе Ф. Клопштока «Битва Германа».
- 15 ноября 1787 г. Кристоф Виллибальд фон Глюк умирает в городе Вена.
К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)
Личная жизнь
Классик женился на богатой наследнице купца, 18-ти летней Марианне Бергин.
Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.
Вклад реформатора-композитора
Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.
Своим новым «старым» видением и реформаторскими сочинениями перевернул современную традиционную оперу. Его опыт был объемным и противоречивым, благодаря многочисленным знакомствам с коллегами и выступлениям по всей Европе.
Многие превозносят как спасителя искаженной современниками классической оперы. Принципы «чистой трагедии» перенимали для своих шедевров Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Л. Керубини и другие маэстро XIX века.