Александр Гинцбург: биография создателя вакцины от коронавируса
Александр Гинцбург. Биография: Центр эпидемиологии и микробиологии имени Николая Гамалеи, медицинская академия имени Ивана Сеченова, вакцина от коронавируса.
Краткая справка
Александр Леонидович Гинцбург (Aleksandr Gintsburg). Дата рождения – 10 ноября 1951 года. Место рождения – Москва, СССР (предположительно).
Ранние годы и работа в НИЦ
О ранних голах ученого известно крайне мало. Будущий директор центра имени Гамалеи появился на свет в семье доктора технических наук и заведующего лабораторией Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Леонида Гинцбурга, прошедшего Великую Отечественную войну. Еще в 90-е отец Александра указом президента России Бориса Ельцина был удостоен почетного звания «заслуженный деятель науки и техники». После школы он поступил на биолого-почвенный факультет МГУ, который окончил в 1974 году.
По воспоминаниям Александра, родители поначалу расстраивались, что их ребенок не интересуется техническими науками. Как рассказывал сам Гинцбург, его мама подсовывала ему разные полезные книжки. По его словам, особенно сильное впечатление на него произвела брошюра из серии «Знание» за авторством одного из основоположников советской молекулярной биологии Андрея Белозерского. В брошюре шла речь о структуре ДНК, что и заинтересовало будущего ученого.
В 1982 году специалист устроился на работу в российский Научно-исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Николая Гамалеи. Спустя 15 лет после попадания в НИЦ Александру Гинцбургу удалось стать директором центра имени Гамалеи.
Параллельно с работой в НИЦ имени Гамалеи Гинцбург устроился в Московскую медицинскую академию имени Сеченова. На медико-профилактическом факультете послевузовского профессионального образования Александр Леонидович заведует кафедрой инфектологии.
Гинцбург является специалистом в области молекулярной биологии патогенных микроорганизмов. Среди его научных работ, посвященные эпидемиологическим аспектам экологии бактерий и механизмам выживания бактерий.
Как отмечает Википедия, ученый выдвинул и обосновал положение, что гены факторов патогенности входят в состав мобильных генетических элементов. За свои научные заслуги Гинцбург стал академиком РАМН в 2004 году, а в 2013-м Александру Гинцбургу присвоили звание академика РАН.
Будучи академиком РАН, специалист входит в редакционные коллегии двух крупных отечественных журналов, посвященных медицинской микробиологии. Это «ЖМЭИ» и «Молекулярная генетика, микробиология и вирусология».
За свою работу в области медпрапаратов ученый получил в 2003 году премию правительства РФ. Награду руководителю центра имени Гамалеи Александру Гинцбургу за разработку технологии и внедрение в медпрактику «Циклоферона».
Вакцина от коронавируса
После того, как в мире вспыхнула пандемия коронавируса, Александру Гинцбургу и его коллегам пришлось заняться разработкой вакцины. В мае сам ученый и его товарищи сами сделали себе прививку, чтобы проверить, как работает вакцинация и защитить себя.
В начале августа 2020 года СМИ сообщили, что в России состоялась регистрация первой в мире вакцины от COVID-19, которая получила название «Спутник V». Вскоре после сообщения о создании вакцины Александра Гинцбурга спросили, с чем связана критика их работы. Гинцбург ответил, что это ожидаемо, поскольку за этой критикой стоят «конкретные фирмы, которые лишаются миллиардов долларов» из-за зарегистрированного в России препарата.
Комментируя разработку вакцины, Гинцбург рассказал, что еще в 2015-м на базе НИЦ начали создавать платформу, которая позволяет в кратчайшие сроки в течение нескольких месяцев получать вакцинные препараты против РНК-содержащих оболочечных вирусов. Он отметил, что в последние несколько лет российские специалисты создали три вакцинных препарата против вируса Эболы.
Не прошел мимо создания вакцины и бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он заявил, что с самого начала прогнозировал успех отечественных вирусологов.
Публицист Алексей Анпилогов заявил, что успех отечественной вирусологии обусловлен тем вкладом, который в науку сделали еще в советские времена. По словам публициста, вакцина, разработанная в НИЦ имени Гамалеи, создана по методике, которая называется «вирусный вектор». Он отметил, что этот вид вакцины хорош тем, что его можно периодически модернизировать.
Александр Гинцбург
Биография
В конце XX века казалось, что все инфекции, бывшие бичом человечества на протяжении тысячелетий, побеждены и медицинской биологии надо забыть про вирусы и бактерии, бросив силы на борьбу с раком, генетическими и сердечно-сосудистыми болезнями. Пандемия коронавирусной инфекции продемонстрировала, что праздновать победу было рано, и сделала директора Центра имени Н. Ф. Гамалеи Александра Гинцбурга медийной персоной, желанным собеседником российских и зарубежных корреспондентов.
Детство и юность
Академик родился 10 ноября 1951 года в роддоме на Старом Арбате. Александр — единственный сын фронтовика Леонида Гинцбурга, впоследствии возглавлявшего лабораторию Центрального института автомобильного и автомоторного транспорта (НАМИ).
Фото ветерана, прошедшего войну водителем грузовика, и рассказ о биографии Леонида Леонидовича в январе 2016 года опубликовала газета муниципального округа Головинский «Наше Головино». В статье сообщается, что дед Александра Леонидовича — юрист, специалист по трудовому праву Леонид Яковлевич Гинцбург — в 1938-м был по доносу арестован, а в 1954-м полностью реабилитирован.
Директор Центра имени Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург / «Российская газета»
Перу отца вирусолога принадлежит книга «Гидравлические усилители рулевого управления автомобилей», изданная в 1972 году. Леонид Леонидович внес вклад в совершенствование ножа для открывания консервов.
Мать ученого, специалист по строительству мостов, прекрасно пела и хотела, чтобы сын занимался музыкой. Однако, когда Александра, как и большинство его сверстников-соседей, живших в первом профессорском кооперативном доме, расположенном на Зубовской площади, начали учить игре на фортепиано, выяснилось, что у мальчика отсутствует музыкальный слух.
Благодаря заступничеству отца Сашу освободили от разучивания гамм, и будущий вирусолог провел детство в дворовых играх. Любимой книгой юного Гинцбурга был роман Александра Дюма «Три мушкетера».
Биологией Александр заинтересовался с подачи матери: женщина давала сыну брошюры из серии «Знание», и парня увлекла миниатюра Андрея Белозерского о структуре ДНК. Академик окончил школу без медали, а институт — без красного диплома, зато при поступлении на биолого-почвенный факультет МГУ сдал все 3 экзамена на пятерки и преодолел конкурс в 25 человек на место. Позже он признался: такой результат был достигнут благодаря его «еврейской маме», которая для сына наняла репетиторов по каждой дисциплине.
При распределении после 1-го курса Гинцбург попал на кафедру вирусологии, возглавляемую автором полюбившейся в отрочестве брошюры Белозерским. Главным наставником в МГУ Александр Леонидович называет Романа Бениаминовича Хесина-Лурье.
Научная деятельность
После окончания в 1974 году МГУ Александр Леонидович семь с половиной лет провел в стенах Института молекулярной генетики, а затем поступил работать в НИИ эпидемиологии и микробиологии Академии медицинских наук СССР имени Н. Ф. Гамалеи, который возглавил в 1997-м.
Микробиолог Александр Гинцбург / EADaily
Сейчас в институте есть как научные, так и производственные подразделения, что позволяет минимизировать разрыв между наукой и практикой и ускорить путь лекарственных новинок к потребителю. Любимым афоризмом Гинцбурга является фраза Луи Пастера:
«Нет фундаментальной и прикладной науки, есть только приложения науки».
С начала XXI века Александр Леонидович заведует кафедрой инфектологии в Московской медицинской академии имени Ивана Сеченова. В 2004 году микробиолог стал академиком Российской академии медицинских наук, а когда РАМН присоединилась к Российской академии наук, — академиком РАН. Гинцбург — соавтор книг «Эпидемиологические аспекты экологии бактерий» и «Механизмы выживания бактерий». В 2003-м Александр Леонидович награжден премией правительства РФ за разработку «Циклоферона».
В мае 2020 года возглавляемый Гинцбургом институт доложил о создании первой в мире вакцины против COVID-19. Тогда же Александр Леонидович и все его сотрудники вакцинировались своей разработкой. К концу лета препарат прошел 2 фазы испытаний на добровольцах, и Министерство здравоохранения России разрешило еще до прохождения третьей фазы выпускать вакцину под торговой маркой «Спутник V».
Личная жизнь
Вирусолог счастлив в личной жизни. В интервью «Российской газете», опубликованном 1 октября 2020 года, Александр Леонидович сообщил, что жена Нелля Ахатовна работает в возглавляемом им НИИ. По-видимому, супруга Гинцбурга — Наиля Ахатовна Зигангирова, докторская диссертация которой посвящена персистенции патогенных микоплазм. Муж с женой имеют несколько совместных патентов.
Дочь супружеской пары Елизавета пошла по стопам родителей — работает в Центре имени Николая Гамалеи и участвует в постклинических испытаниях вакцин. Рыжеволосая внучка Александра Леонидовича Валерия учится в старшей школе и пока не знает, свяжет ли биографию с биологией и медициной.
Директор Центра имени Н. Ф. Гамалеи с 2005 года вместе с женой живет в коттеджном поселке Крючково на Новорижском шоссе. Академик ложится спать около полуночи, а просыпается в начале седьмого утра.
До пандемии COVID-19 супруги регулярно ходили в театр. Последней постановкой, увиденной Александром Леонидовичем и Неллей Ахатовной до введения карантинных мер, стал ленкомовский спектакль Глеба Панфилова «Ложь во спасение» с Виктором Раковым и Инной Чуриковой в главных ролях.
Александр Гинцбург сейчас
В середине лета 2021 года Александр Леонидович указом президента был удостоен государственной премии РФ в области науки и технологий. Были отмечены заслуги академика в разработке и внедрении вакцин против COVID-19, а также лихорадки Эболы.
С начала вакцинации российского населения Гинцбург регулярно отвечает на популярные вопросы о прививке «Спутник-V», в том числе о проблемах с одобрением ВОЗ. Что касается эффективности разработки, Александр Леонидович высказался четко. Он выразил уверенность, что привитый человек с уровнем антител более 300 может спокойно перемещаться и ему не нужны никакие ограничения, поскольку гипотетическая возможность его заражения равна нулю.
Сейчас в планах Гинцбурга внедрение в качестве ревакцинации назальной вакцины. Это, по его мнению, даст 100-процентную защиту от коронавируса.
Пробивной, изобретательный, основательный: что мы знаем об Александре Гинцбурге
10 ноября 70-летний юбилей отметил Александр Леонидович Гинцбург. Знаменитый российский ученый-микробиолог, академик РАН. Под его руководством в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи создана первая в мире вакцина от коронавируса – «Спутник V».
За свою работу Александр Гинцбург удостоен Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2020 год. Президент Путин подписал указ о награждении ученого орденом Александра Невского. Высокая награда присвоена «за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу».
В пригороде Вашингтона, перелистывая еженедельник New Yorker, биофизик Черномордик остановится на одной любопытной статье. Не дочитав до конца, он сразу узнает в этих деталях своего университетского друга Сашу Гинцбурга. Они познакомились в 1969-м на вступительных экзаменах в МГУ.
«Первое впечатление у меня было, что у него совершенно голливудская внешность. Он очень высокий, очень сильный и ужасно спокойный. В любой ситуации очень спокойный, невозмутимый, что бы вокруг ни происходило», – говорит Леонид Черномордик.
Успокаивается и американская пресса: статья о российской вакцине написана уважительно. Почти год «Спутник» за океаном жестко критиковали. Черномордик понимал, откуда растут ноги, прикрытые брюками из хорошего английского сукна.
«То, что профессионально эта вакцина была сделана на мировом уровне, у меня нет ни малейшего сомнения. Саша не мог бы произвести что-то, что было бы не основательно», – уверен Леонид Черномордик.
Спокойный и невозмутимый Александр Гинцбург с супругой приводят в порядок сад. Охваченный желтым пламенем осени, он требует ухода.
Семья ученых, они живут наукой. И первые экспериментальные образцы вакцины против ковида испытывали на себе. Уже потом – на обезьянах. За чаем Гинцбург признается: решающим моментом стало совещание у Путина 20 апреля 2020 года. Институту дали деньги на исследования.
«Владимир Владимирович что-то записывал, во всяком случае все просьбы по объему финансирования для завершения наших исследований и для проведения последующих клинических испытаний. Через месяц были на счету института. До этого средств фактически не было, были какие-то крохи, которые позволяли нам доказать, что мы тоже можем что-то сделать. После этого, мы начали выходить довольно интенсивно на хороший западный уровень», – отметил Александр Гинцбург, директор Центра им. Гамалеи, академик РАН.
В Институте Гамалеи эту платформу разработали четверть века назад как метод генной терапии. в 2015-м на векторной матрице создали вакцину против Эболы. В 2017-м начали испытания препарата против MERS. В 2020-м вирус-носитель заставили работать против SARS-CoV-2.
«Он проявил чудеса научной изобретательности. Близко к Менделееву. То есть он те разработки, которые они приготовили для Эболы, сумел быстренько и комбинаторным мышлением переместить на ковид. И очень успешно. Это удача нашей страны, что вообще возникли такие люди, и не просто ученые кабинетные, а люди, которые смогли это быстро реализовать», – уверен Александр Габибов, директор Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, академик РАН.
«Если Александр Леонидович захочет, если эта идея его увлечет, он берет себе просто на карандаш. Я не знаю никого более пробивного, если честно. Это стальной человек может быть», – рассказал Денис Логунов, заместитель директора научного Центра эпидемиологии им. Гамалеи.
Биологией Гинцбург увлекся в старших классах школы. Конкурс на биофак – сумасшедший – 16 человек на место. Гинцбург набрал максимальные 15 баллов и с первого раза поступил.
«Нам очень повезло с Александром. Мы слушали лекции ведущих наших ученых. Какие-то мы могли прогулять. Например, по истории партии», – вспоминает Сергей Бойков, однокурсник Гинцбурга.
Тогда за знаниями не в Интернет – в библиотеку ходили. Все тот же приглушенный свет, что льется из-под зеленых абажуров. И запах пожелтевших хрупких страниц в твердых потертых переплетах.
«Это время, когда модно было много знать, решать очень сложные задачи и работать. Работа как образ жизни. Я помню, что еще во времена СССР иностранцы часто говорили, вот вы живете, чтобы работать, а мы работаем, чтобы жить. Противопоставление такое было. Но для нас работа никогда не была обузой, работа была любимой, это то, от чего получали удовольствие», – сказал Владимир Бетелин, научный руководитель НИИ системных исследований РАН, академик РАН.
Директором Института Гамалеи он стал в 1997-м. Тяжелое время для страны – наука развалена, производство – тоже. Все, что нарабатывалось годами, ложится на полку. Кто-то из ученых уезжает за границу. Гинцбург уехать не мог.
«В середине ХХ века состоялся так называемый эпидемический переход, когда доля смертей от инфекционных заболеваний резко уменьшилась и в относительном, а самое главное в абсолютном значении резко возросла доля неинфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических. А вот сейчас вдруг опять на первый план выходит инфекция. И Александр Леонидович оказался одним из тех людей, которые создали инструменты предотвращения перехода в эту новую эру», – подчеркнул Сергей Бойцов, генеральный директор НМИЦ кардиологии, академик РАН.
Эффективность вакцины «Спутник V» до сих пор остается высокой. Хотя новый дельта-штамм эту защиту пробивает. Он работает иначе, чем предыдущий уханьский или южноафриканский. Мутировавший вирус уже не разрывает клетку, а переходит из одной в другую, минуя кровоток. Таким образом уходит от встречи с антителами.
«Клетки памяти, к сожалению, нам не очень могут помочь против дельта-штамма, потому что он переходит, не выходя в кровеносное русло, в соседнюю клетку и так проникает из клетки в клетку, минуя контакты в антителами. Образуется такие структуры громадные из многих наших клеток, который потом механически разрываются. Громадное количество вируса сразу локально поступает в кровь и проваливается фактически из носоглотки в наши легкие, вызывая тяжелые поражения», – пояснил Александр Гинцбург.
«Спутник» снижает риск смерти в 30-40 раз. Поражение неизбежно, если вместо реальной прививки человек приобрел фальшивый сертификат. Но об этом он, как на исповеди, рассказывает только в реанимации.
«Человек воспользовался недобросовестной услугой, просто уголовной услугой для каких-то посредников, которые на нем заработали деньги, а человека подвергли смертельной опасности. Это, как капитан не рекомендует на судне в случае опасности надеть на себя спасательный круг. Начинает объяснять, что в спасательном кругу тебе будет неудобно плыть. Это примерно то же самое», – отметил Гинцбург.
Этот препарат прошел все стадии клинических испытаний. Медицинская документация по результатам этого исследования заняла бы треть директорского кабинета. Сегодня готовятся к регистрации «Спутника» в ВОЗ. Гинцбург, как всегда, спокоен и невозмутим, ведь все уже доказано. Для ученого нет ничего утомительнее, чем наблюдать за политическими играми.