биография Это Жанр Какого Стиля

Биография, автобиография, характеристика: особенности стилистики языка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография как речевой жанр и её особенности

Биография – один из древнейших жанров, в основе которого лежит последовательное изложение жизненного пути человека.

Биография отличается следующими особенностями:

  • Фактологический характер: в основе лежат конкретные факты, касающиеся жизни какого-либо человека.
  • Документальность: биография опирается на воспоминания очевидцев и современников, письма, дневники и иные документы, относящиеся к прошлому человека.
  • Достоверность: сведения о жизни персоны, которой посвящена биография, максимально объективны и проверены с точки зрения их подлинности.

Классическая биография – жанр, находящийся на стыке публицистического и художественного стилей. Особая разновидность жанра – беллетризованная биография – художественная интерпретация жизненного и творческого пути какого-либо известного лица с опорой на факты и достоверные сведения.

В последнее время жанр биографии переживает «второе рождение» как в публицистике, так и в художественной литературе. Относительно новым для отечественного официального стиля явлением стало появление и развитие жара официально-деловой биографии сотрудника, которая в крупных компаниях, ориентированных на новые принципы работы с кадрами, используется наряду с традиционными карточками учёта персонала.

В официально-деловой сфере биография – это разновидность биографической справки, содержащей основную информацию о сотруднике: его фамилию, имя и отчество, сведения о рождении, образовании, семейном положении, увлечениях, личных качествах.

В отличие от художественно-публицистических биографий такие документы имеют более чёткую и официальную структуру, включающую перечень обязательных данных. Как правило, официальная биография сотрудника выполняет номенклатурную функцию и позволяет более грамотно осуществлять кадровую политику внутри организации (управление человеческими ресурсами: ротация кадров, профессиональное развитие, организация внутрикорпоративных связей).

Готовые работы на аналогичную тему

Особое место официальная биография занимает в политической сфере, где она сопровождает предвыборную кампанию, позволяя избирателям познакомиться с кандидатом.

Разновидность официальной биографии является некролог – материал мемориального характера, который публикуется в связи со смертью какого-либо известного лица.

Официальная биография характеризуется нейтральным стилем и объективным характером изложения сведений. Для неё характерно использование простых предложений повествовательного характера, указание конкретных дат, названий учреждений и иных фактических данных: «Иванов Иван Петрович родился в Москве 19 апреля 1972 года. В 1995 году окончил юридический факультет Московского университета. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике. С 1997 года работал в ООО «Простор» заместителем директора, а с 2000 года – директором. Женат, имеет двоих детей».

Автобиография и характеристика: особенности стилистики языка

Автобиография – это жанр кадрового делопроизводства, представляющий собой изложение биографии от первого лица.

Официальная автобиография имеет чёткую структуру, не допускающую отклонений от определённого перечня сведений, в который входят сведения о дате и месте рождения, образовании, опыте работе, семейном положении.

При устройстве на работу сотрудник самостоятельно составляет автобиографию, включающую его биографические сведения. Стиль данного документа носит официальный характер. Не допускается использование жаргонных и просторечных слов, экспрессивных оборотов, оценочных характеристик. Тон должен быть нейтральным, сдержанным, лишённым оценочности. Пишущий автобиографию ограничивается перечислением фактов, не интерпретируя их.

Характеристика – это документ, содержащий оценку личных и деловых качеств сотрудника.

Как правило, он составляется специалистом по кадрам либо руководителем сотрудника. Характеристика включает основные биографические сведения, данные в сжатом виде, а также информацию об опыте работе сотрудника в данной организации, оценку его личных и деловых качеств.

Характеристики составляются для различных целей: для учебных заведений, органов правопорядка и судебной системы, с целью представления сотрудника к награждению и так далее.

Для характеристики используется чёткая структурная схема:

  1. Общие сведения о сотруднике.
  2. Характеристика его профессиональных качеств.
  3. Оценка личных и моральных качеств, определяющих его деятельность.
  4. Заключение.

В характеристиках используются типовые (шаблонные) конструкции официально-делового стиля: «За время работы в организации ФИО показал себя как …», «ФИО отличается такими качествами, как…», «В общении с коллегами ФИО демонстрирует…», «Основные достижения ФИО заключаются в …».

При написании характеристики избегают излишней эмоциональности, экспрессивных средств оценки и крайне негативных отзывов. Информация подаётся в спокойном, нейтральном тоне. Положительные оценки личности сотрудника также не носят эмоциональный характер и ограничиваются перечислением его деловых и профессиональных качеств без общих описательных оборотов типа «хороший человек», «отличный товарищ», «приятный собеседник», «безукоризненно честный» и проч.

Перечисленные жанры – биография, автобиография и характеристика – являются важным элементом кадрового делопроизводства и содержат официальные данные о сотруднике, используемые в различных ситуациях (взаимодействие с органами власти, получение профессиональных и трудовых наград, обучение).

Биография

Биография это жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте. Предпосылкой создания биографии служит признание значимости данной личности для истории, культуры, политической жизни или быта в национальном или мировом масштабе. В биографии события жизни героя являются документальным материалом, фактографической стороной; сюжет биографии, выявляемый автором в жизни героя или формируемый им, составляют динамика, развитие личности и его закономерности. Степень присутствия автора в биографии, мера перевоплощения его в героя и объем трансформации жизненных событий могут быть различны. Интерпретация событий жизни, их логический анализ, нравственная оценка и эмоциональное освоение в биографических жанрах могут соотноситься поразному. В соответствии с этим выделяются жанры художественной биографии (в ней субъективность автора, пристрастная трактовка выступает необходимой чертой стиля), научной, популярной и академической биографии. Возможно взаимодействие жанровых тенденций: существуют научно-популярные биографии; художественные биографии могут приобретал, черты документальности и научности, научно-популярные биографии обогащаются стилистической живописностью, образностью. Биографии наших современников часто сближаются с репортажами и очерками.

Истоки биографии восходят к античным «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха (1 в.), к «Жизнеописанию Агриколы» (97) Тацита, «Жизнеописанию двенадцати цезарей» (1191-21) Светония. В ходе становления жанра активизируется присущее ей дидактическое начало: средневековые биографии существуют преимущественно в виде агиографической литературы (жития) и повествуют о религиозных подвижниках, мудрых правителях, талантливых полководцах. В эпоху Возрождения в Европе, а в России в 17 в. житие превращается в биографию частного человека (Дж.Боккаччо. Жизнь Данте Алигьери, ок. 360; составленные Дж.Вазари жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих; биографические сочинения П.де Б.Брантома; «Повесть об Ульянии Осорьиной», 17 в.), что связано с интересом к неповторимому душевно-интеллектуальному миру личности и к разнообразию человеческих талантов и их проявлений. В эпоху Просвещения биография характеризуется стремлением выявить закономерности взаимодействия индивидуального и социального бытия человека, обнаружить мотивацию деятельности в целом и отдельных поступков исследуемой личности; она строится на основательных документальных исследованиях и в исторической перспективе («История Карла XII», 1731, Вольтера, «Жизнь С. Джонсона», 1791, Дж.Босуэлла). Появляются первые биографические словари («Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772, Н.И.Новикова). В 19 в. жанр биографии процветает как в Европе, так и в России. Особое внимание уделяется жизнеописанию писателей и поэтов и их духовному и общественному воздействию на эпоху: в Европе биографии создаются Дж.Милтоном, В.Скотшм, Ч.Диккенсом; возникает жанр литературной автобиографии (С.Т.Колридж. Biographia literaria, 1817).

В России традиции биографического жанра развивают «Фон-Визин» (1830) П.А.Вяземского, «А.С.Пушкин в Александровскую эпоху» (1874) П.В.Анненкова; выходит восьмитомный «Словарь достопамятных людей русской земли» (1836-47) Д.БантышКаменского. На рубеже 1920 вв. практика создания биографических словарей продолжается («Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней» под редакцией С. А.Венгерова, «Русский биографический словарь» А.П.Половцева (1896-1913. Т. 1-25). В 20 в. особой популярностью пользуются художественные биографии, написанные С.Цвейгом, А.Моруа, Р.Ролланом, Д.Вейсом, Г.Манном, окрашенные авторским мировосприятием и нацеленные на исследование судеб людей, внесших вклад в разные сферы общественной жизни. В России признание получила основанная М.Горьким в 1933 серия «Жизнь замечательных людей», включающая биографии людей науки, искусства, политических деятелей разных эпох. Биографические произведения этой серии часто носили идеологический характер, что направило жанровое развитие биографии в сторону иллюстративности.

В 1990-е стали создаваться, публиковаться или получили доступ к читателю биографии людей, чье влияние на национальную или мировую культуру, науку и историю отрицалось либо подвергалось сомнениям по идеологическим причинам: биографические работы А.Хейт «Анна Ахматова. Поэтическое странствие» (1991), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988) М.О.Чудаковой, «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1997) A.А.Саакянц, биографические работы о Н.С.Гумилеве, О.Э.Мандельштаме, Е.И.Замятине, А.П.Платонове, B.В.Розанове, И.А.Бунине, переиздания биография русского зарубежья: «Державин» (1931) В.Ф.Ходасевича, «Дмитрий Мережковский» (1945) З.Н.Гиппиус и др. Особой модификацией жанра биографии является автобиография.

Слово биография произошло от греческого bios — жизнь и grapho, что в переводе означает — пишу.

БИОГРАФИЯ

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык.Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Н. Ашукин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Смотреть что такое БИОГРАФИЯ в других словарях:

БИОГРАФИЯ

(от Био. и . графия жизнеописание. Б. воссоздаёт историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. смотреть

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ, -и, ж. 1. Описание чьей-н жизни. Б. Льва Толстого. 2. перен.Чья-н. жизнь. Случай из биографии. II прил. биографический, -ая.-ое.

БИОГРАФИЯ

биография ж. 1) Изложение наиболее значительных фактов чьей-л. жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. 2) Жизнь, жизненный путь кого-л. 3) перен. разг. История создания произведений литературы, искусства и т.п.

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ

биография Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр. У него формуляр нечист (замаран подсудностью). Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. биография жизнеописание, житие, (послужной, формулярный) список, формуляр; история жизни, жизненный путь, прошлое, жизнь Словарь русских синонимов. биография 1. жизнеописание, история жизни 2. жизнь, жизненный путь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. биография сущ. • жизнеописание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. биография сущ., кол-во синонимов: 10 • автобиография (2) • агиография (3) • гетеробиография (1) • жизненный путь (4) • жизнеописание (10) • жизнь (39) • житьесказание (5) • история жизни (2) • кинобиография (1) • прошлое (24) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автобиография, гетеробиография, жизненный путь, жизнеописание, жизнь, житьесказание, история жизни, кинобиография, прошлое. смотреть

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ (от био. и . графия), жизнеописание. Б. воссоздаёт историю жизни человека в связи с обществ, действительностью, культурой и бытом его э. смотреть

БИОГРАФИЯ

1891 г. 3/15 мая* в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичес. смотреть

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существовани. смотреть

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ — повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки, философии или искусства, но каждый раз в случае Б, она опосредствована повествованием о ней, к-рое, в отличие от портрета или аналитич. модели, предстает здесь объектом изучения. Осн. специфич. качествами Б. выступают отнесение ее к ценности индивидуального человеч. существования (гипотеза о его частном смысле) и наличие повествоват. текста, идентифицирующего это существование.
Культурная функциональность Б. выявляется в противостоянии ее конкретности всем видам научно-филос. и худож. обобщения. Максимальное приближение Б. к жизненно-истор. подлинности фактов подтверждает и реальность и значительность существования отд. личности, и реальность самой культуры, осуществляющейся только в социальной идентификации индивида. Биогр. эмпирика (ценность индивидуального жизненного опыта) — одно из существ, оснований любого антропол. теоретизирования. Б. сама содержит значит. теор. проблематику. В аспекте философии это касается категорий индивидуального, личности, жизни, судьбы, смертности и др.; в аспекте повествоват. теории, или нарратологии как одного из разделов коммуникативно-семиотич. цикла наук, — понятий ситуации, поступка, «жизненного сюжета», текстуальности, структуры повествования, повествоват. идентификации и др.; в аспектах других гуманитарно-социальных наук это проблемы: личность и социальные группы, социализация личности (социология), личность творца и произведение искусства (лит-ведение, иск-ведение), структура и типология личности (психология), воспитание личности (педагогика), религ. персонология (теология) и др.
Др. стороной отношения биогр. практики и гуманитарно-социальных наук является периодически возобновляющийся в них биогр. подход (метод), к-рый оказывается одним из вариантов качеств, анализа эмпирич. материала неизбежно необходимым для дополнения рез-тов, получаемых методом колич. анализа или дедуктивного построения. В разной степени такой подход применяется в истории (Карлейль, Ранке и мн. др.), в лит-ведении и иск-ведении (Сент-Бёв, Брандес, Фрейд и др.), в социологии (Знанецкии и У.А. Томас — 20-е гг.; совр. амер., нем. и франц. социология), в психологии (психоанализ, совр. амер. психобиография), в медицине, в педагогике, в истории науки и философии. Особенно значит, оказываются совр. методы коллективных Б. («просопография»), использующие новые технологии обработки материалов и снимающие болезненные для социально-истор. наук противоречия между частным характером фактов и общим характером заключений (школа Л. Навьера, изучение элит и др.).
В культурологии значение Б. теоретически подтверждается феноменологически-герменевтич. направлением мысли (Дилыпей, Виндельбанд, Риккерт, М. Вебер). В конкр. культурологич. исследованиях Б. становится ценным источником истор. реконструкции конкр. и целостного облика культурных эпох (следует учитывать, что и сама Б. при этом является рез-том реконструктивной работы), она также является материалом для пост
роения историко-культурной персонологии (культурной типологии личности, соответствующей типологии культурных образований) и для стилистич. исследований разного масштаба.
Однако, при всей значительности связи с научной гуманитаристикой. Б., как это неизбежно происходит в случае реконструктивного подхода к явлениям истор. жизни, вполне обоснованно предстает также как жанр искусства (в данном случае повествоват. искусства — лит-ры, кинематографа, театра). В этом ракурсе Б., вместе с автобиографией как ее разновидностью, тесно связана с развитием жанра романа, к-рый также ставит в центр повествования жизнь индивида. Сущностное противостояние между Б. как научным предметом и Б. как разновидностью художеств, литературы фактически снимается в целом спектре поджанров биогр. письма: от документальной Б. до биогр. романа (Б. научная, истор., интеллектуальная, популярная, дидактич., беллетризованная и др.). Это, в свою очередь, дает повод для предположений о выделении биографики в качестве отд. отрасли гуманитарного знания (А.Л. Валевский). Писатель, работающий в жанре Б., выступает в качестве «принявшего присягу» не извращать известные биографические факты, а ученый, работающий над Б. как целым (а не над биогр. материалами), невольно обязуется представить ее цельностью, близкой к худож. полноте. Поэтому развитие Б. исторически связывается и с развитием научно-интеллектуальных представлений, и с художественно-коммуникативными аспектами культуры (т.е. одновременно с ее научной и худож. подсистемами).
В мифол. основе формирования столь важного для культуры повествоват. способа коммуникации прообразом Б. предстают истории о богах и героях. С др. стороны, возможность историко-биогр. указания на личную судьбу предвещают именные списки правителей, сохранившиеся как единств, знак выделения индивидуальности в памятниках многих древних цивилизаций.
Биогр. по смыслу и документальными по стилю являются древнеегип. надгробные памятные надписи о фараонах и их чиновниках, связываемые уже и с их пластич. изображениями (скульптурами и барельефами), и со светской беллетристикой (с известной сказкой о Синухете-египтянине, по указанию Б.А. Тураева). Ветхий Завет в значит, степени заполнен «биогр.» историями. Евангелия являются биогр. повествованием, относительно полно отражающим земную жизнь Иисуса, и при этом они демонстрируют колоссальные возможности воздействия текстов этого рода.
Античная Б., связанная с развитием античной риторики и античного гражд. об-ва, начинается вместе с историографией в трудах Геродота, Фукидида и Ксенофонта, приобретая свой классич. вид у Тацита и особенно у Плутарха и Светония, к-рые представили уже разработанные и противопоставленные друг другу варианты организации биогр. рассказа (последоват. событийное изложение/предметно-тематич. систематизация) и его оценочно-смыслового итога (морализирующее сравнение/объективизм). Успех античной Б. соотносится с греч. и рим. романами как началом традиции европ. романистики и с расцветом скульптурного портрета.
Ср. века выдвигают обобщенную стилистику житийной лит-ры, связываемую и с сословно-корпоративными идеалами обществ, устройства, и с мистич. возможностью их преодоления. В то же время в светской литре феодально-куртуазный идеал жизни как личного подвига-приключения (легендарная Б.) поддерживается развитием рыцарского романа.
Духовная углубленность христианства открывает в то же время мощную культурную традицию автобиографии-исповеди (Августин, Абеляр, Челлини, Казанова, Руссо, Гёте, Уайльд, Розанов и мн.др.)
Эпоха Возрождения с ее культом худож. индивидуальности представлена «Жизнеописаниями художников» Дж. Вазари, соответствующими проявившемуся многообразию индивидуальных стилей в искусстве. В это же время европ. худож. лит-ра обозначает направление своего развития произведениями Сервантеса и Шекспира, представляющими индивидуальную судьбу и внутр. мир личности в качестве осн. категорий повествования. Индивидуализированный живописный портрет в эту эпоху занимает свое законное и уже не оспариваемое место.
Век Просвещения отмечен, с одной стороны, сближением биогр. лит-ры с историч. наукой (Вольтер), с другой — началом традиции англ. лит. Б. (Босуэлл). В этот период начинают выходить первые биогр. словари (Мишо, позже Чамберс и Уэбстер).
Эпоха романтизма связана с наполеоновской легендой, воплотившей в биографическом повествовании освобождение бурж. индивидуализма в предельном идеале безграничных возможностей частного лица. Наличие Б. становится необходимостью для всякой исторически или культурно значимой персоны. Определяется проф. специализация биографов. Традиция организации истор. повествования вокруг личности великих людей формируется в творчестве знаменитых историков 19 в. — Карлейля, Ранке, Соловьева, Ключевского. Лит. Б. в России отмечена выдающимися работами П. Вяземского о Фонвизине, П. Анненкова о Пушкине, И. Аксакова о Тютчеве и др. Развитие биограф, повествования во вт. пол. 19 в. явственно связывается с распространением фотографии и массовой документализацией населения.
В пер. пол. 20 в. известность получили беллетризированные Б., принадлежащие перу А. Моруа, С. Цвейга, Р. Роллана, Литтона Стречи, И. Стоуна. В России серия ЖЗЛ, организованная Ф. Павленковым еще в к. 19 в., продолжилась в советское время под тем же названием. Замечат. романы — Б. принадлежат Тынянову. Выдающимся произведением рус. биографики является работа Лотмана «Сотворение Карамзина» (1988).
В целом к к. 20 в. жанр Б. в своей научно-худож. полноте превратился в значит, отрасль культурной индустрии, ощутимое отставание к-рой в нашей стране по
сравнению с положением в зап. культуре объясняется имевшими место идеол. ограничениями и требует усилий по его преодолению.
Совр. уровень историко-теор. осмысления биог. деятельности проявился в работах исследователей 20 в. Г.0. Винокура, Дж. А. Гаррати, Д. Стауффера, В. Р. Тейера, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, А.Л. Валевского, Б. В. Дубина и др.
Перспективы развития биографики открываются на путях свойственного совр. осмыслению культуры усиления внимания к индивидуальному и уникальному, в свете осознания потенциала поэтологического (сюжет, стиль и др. формальные категории повествоват. текста) и феноменологически-герменевтического (категории интерпретации, повествовательности, реконструкции) подходов к прочтению «жизненного текста». Одним из существенных вопросов при этом является создание теоретически обоснованных методик чтения и понимания неограниченно растущего в наст. время массива биогр. документов, представленных на электронных носителях.
Лит.: Винокур Г.0. Биография и культура. М., 1927; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Историч. биография. М., 1990 (отеч. библ.); ВалевскийА.Л. Основания биографики. Киев, 1993 (библ.); Биогр. метод в социологии. М., 1994; Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1995. № 6; Thayer W.R. The Art of Biography. N.Y., 1920; Stauffer D.A. The Art of Biography in Eighteenth Century England. Princeton, 1941; Garraty J.A. The Nature of Biography. N.Y., 1964; Momigliano A. The Development of Greek Biography. Camb. (Mass.); L., 1971; The Biographer‘s Art. Basingstoke, 1989.
Л. Б. Шамшин

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ(греч., от bios — жизнь, и graphein — писать). Описание чьей-либо жизни. Производные: биографический, биограф.Словарь иностранных слов, вошедш. смотреть