Биография, автобиография, характеристика: особенности стилистики языка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Биография как речевой жанр и её особенности
Биография – один из древнейших жанров, в основе которого лежит последовательное изложение жизненного пути человека.
Биография отличается следующими особенностями:
- Фактологический характер: в основе лежат конкретные факты, касающиеся жизни какого-либо человека.
- Документальность: биография опирается на воспоминания очевидцев и современников, письма, дневники и иные документы, относящиеся к прошлому человека.
- Достоверность: сведения о жизни персоны, которой посвящена биография, максимально объективны и проверены с точки зрения их подлинности.
Классическая биография – жанр, находящийся на стыке публицистического и художественного стилей. Особая разновидность жанра – беллетризованная биография – художественная интерпретация жизненного и творческого пути какого-либо известного лица с опорой на факты и достоверные сведения.
В последнее время жанр биографии переживает «второе рождение» как в публицистике, так и в художественной литературе. Относительно новым для отечественного официального стиля явлением стало появление и развитие жара официально-деловой биографии сотрудника, которая в крупных компаниях, ориентированных на новые принципы работы с кадрами, используется наряду с традиционными карточками учёта персонала.
В официально-деловой сфере биография – это разновидность биографической справки, содержащей основную информацию о сотруднике: его фамилию, имя и отчество, сведения о рождении, образовании, семейном положении, увлечениях, личных качествах.
В отличие от художественно-публицистических биографий такие документы имеют более чёткую и официальную структуру, включающую перечень обязательных данных. Как правило, официальная биография сотрудника выполняет номенклатурную функцию и позволяет более грамотно осуществлять кадровую политику внутри организации (управление человеческими ресурсами: ротация кадров, профессиональное развитие, организация внутрикорпоративных связей).
Готовые работы на аналогичную тему
Особое место официальная биография занимает в политической сфере, где она сопровождает предвыборную кампанию, позволяя избирателям познакомиться с кандидатом.
Разновидность официальной биографии является некролог – материал мемориального характера, который публикуется в связи со смертью какого-либо известного лица.
Официальная биография характеризуется нейтральным стилем и объективным характером изложения сведений. Для неё характерно использование простых предложений повествовательного характера, указание конкретных дат, названий учреждений и иных фактических данных: «Иванов Иван Петрович родился в Москве 19 апреля 1972 года. В 1995 году окончил юридический факультет Московского университета. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике. С 1997 года работал в ООО «Простор» заместителем директора, а с 2000 года – директором. Женат, имеет двоих детей».
Автобиография и характеристика: особенности стилистики языка
Автобиография – это жанр кадрового делопроизводства, представляющий собой изложение биографии от первого лица.
Официальная автобиография имеет чёткую структуру, не допускающую отклонений от определённого перечня сведений, в который входят сведения о дате и месте рождения, образовании, опыте работе, семейном положении.
При устройстве на работу сотрудник самостоятельно составляет автобиографию, включающую его биографические сведения. Стиль данного документа носит официальный характер. Не допускается использование жаргонных и просторечных слов, экспрессивных оборотов, оценочных характеристик. Тон должен быть нейтральным, сдержанным, лишённым оценочности. Пишущий автобиографию ограничивается перечислением фактов, не интерпретируя их.
Характеристика – это документ, содержащий оценку личных и деловых качеств сотрудника.
Как правило, он составляется специалистом по кадрам либо руководителем сотрудника. Характеристика включает основные биографические сведения, данные в сжатом виде, а также информацию об опыте работе сотрудника в данной организации, оценку его личных и деловых качеств.
Характеристики составляются для различных целей: для учебных заведений, органов правопорядка и судебной системы, с целью представления сотрудника к награждению и так далее.
Для характеристики используется чёткая структурная схема:
- Общие сведения о сотруднике.
- Характеристика его профессиональных качеств.
- Оценка личных и моральных качеств, определяющих его деятельность.
- Заключение.
В характеристиках используются типовые (шаблонные) конструкции официально-делового стиля: «За время работы в организации ФИО показал себя как …», «ФИО отличается такими качествами, как…», «В общении с коллегами ФИО демонстрирует…», «Основные достижения ФИО заключаются в …».
При написании характеристики избегают излишней эмоциональности, экспрессивных средств оценки и крайне негативных отзывов. Информация подаётся в спокойном, нейтральном тоне. Положительные оценки личности сотрудника также не носят эмоциональный характер и ограничиваются перечислением его деловых и профессиональных качеств без общих описательных оборотов типа «хороший человек», «отличный товарищ», «приятный собеседник», «безукоризненно честный» и проч.
Перечисленные жанры – биография, автобиография и характеристика – являются важным элементом кадрового делопроизводства и содержат официальные данные о сотруднике, используемые в различных ситуациях (взаимодействие с органами власти, получение профессиональных и трудовых наград, обучение).
Повествование биографического типа. Автобиография
Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа.
Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям .
Биограф – составитель биографии.
Биография – описание чьей-нибудь жизни.
Автобиография – описание своей жизни; жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.
Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
Маститый старец – почтенный, заслуженный человек преклонных лет.
Выкладывать – объяснить, рассказывать.
Текст I . Прочитайте текст и перескажите его .
Каким он был, профессор Буслаев?
Наш интерес к личности Федора Ивановича Буслаева объясняется желанием понять секрет его обаяния, его влияния на молодежь. Результаты этого влияния сказались на развитии всей русской филологической науки: ученики буслаевской школы представляли самое передовое научное мировоззрение и в педагогике, и в языкознании, и в фольклористике, и в искусствоведении, и в этнографии.
Каким же он был, профессор Буслаев?
Огромные знания, широта научного кругозора, редкий талант исследователя сделали из него не кабинетного ученого, а профессора, преподавателя, учителя – «великого учителя», как называл его академик А.А. Шахматов. Внедрение нового научного мировоззрения и умение научить студентов самостоятельно работать и самостоятельно мыслить навсегда определили его почетное место в истории науки и просвещения.
Воспользуемся воспоминаниями людей, которые были рядом с Федором Ивановичем или учились у него. Это поможет нам представить живого Буслаева.
…Ф.И. Буслаев только что вернулся из Петербурга, где прочел годичный курс по русской словесности наследнику престола. Студенты-первокурсники Московского университета с нетерпением ожидали известного ученого. Предполагая увидеть маститого старца, были приятно поражены, когда на кафедру легко взошел высокий человек средних лет, изящный во всех своих движениях, окинул студентов соколиным взглядом и начал. Лекцию читал он превосходно, с какой-то спокойной, уверенной красотой.
Для студентов, которые заинтересовались его предметом, профессор предложил дополнительные занятия – историю русского языка по памятникам письменности. Читал этот курс у себя на дому в воскресенье утром. Сначала раздавал собравшимся студентам рукописи и книги для подготовительной работы, а потом начинал лекцию в форме беседы.
Сам Буслаев углубленно работал по 7-8 часов в день, не терял даром ни минуты, все делал обстоятельно, медленно и никогда не переделывал вторично. В результате такой работы каждый раздел курса, который был прочитан студентам, представлял собой законченный научный труд.
Все в лекциях Буслаева являлось свежим и новым, как будто бы составлены они были прямо перед тем, как взойти ему на кафедру.
Не может не восхищать умение Ф.И. Буслаева работать, которое сохранилось до глубокой старости.
Большое значение имело в глазах Буслаева эстетическое развитие. Способность видеть прекрасное и наслаждаться им он развивал в себе и окружающих всеми мерами. Студентов постоянно приучал проникать в суть произведения литературы или искусства, видеть в нем не одну форму.
Высоко ставил Буслаев простоту и естественность как в искусстве, так и в жизни. В нем самом все было просто и красиво, начиная с манер и одежды и кончая речью: чутье к красоте слова было у него развито очень сильно. Буслаев к языку подходил как художник, любуясь им как историк культуры, в словах видел не одно лексическое значение, а выразительность и красоту.
Как человек он неизменно вызывал чувство глубокого уважения и благодарности. Природа счастливо сочетала в нем пытливый ум исследователя, тонкое понимание красоты, свойственное художнику, и отзывчивое сердце доброго человека.
Ученый Ф.И. Буслаев оставил много замечательных трудов, которые легли в основание новых наук и научных направлений: истории русского языка, фольклористики, истории древнерусской литературы и культуры, искусствознания. Замечательно то, что свою ученую деятельность Ф.И. Буслаев начал с разработки научной методики обучения русскому языку в школе, прекрасно понимая, что школьное преподавание – основная забота каждого культурного общества.
Послетекстовые вопросы и задания
1)Прочитайте еще раз ту часть текста, где рассказывается о Ф.И. Буслаеве как о великом учителе. Как вы думаете, почему его так называли?
2)Выделите в тексте смысловые части, в которых рассказывается:
а) как работал Ф.И. Буслаев со студентами, заинтересовавшимися его предметом;
б) как он работал над лекциями. Дайте название данным смысловым частям. Найдите в них слова – скрепы между предложениями. Употребите их при пересказе текста.
3)Подготовьте повествование биографического типа «Ф.И. Буслаев».
Возьмите на заметку!
При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Некоторые автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиографии писателей, художников).
Задание 1. Прочитайте автобиографию С. Есенина и отрывок из автобиографии А. Твардовского.
Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.
Детство провел я у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.
Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди ягодка. Бог счастье даст».
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.
Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал с 9, читать выучили в 5.
Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.
Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.
1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.
В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.
Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.
Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.
В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.
Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.
1917 году произошла моя первая женитьба на З.Н. Райх.
1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 – 1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.
После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.
Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.
Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.
Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны – мной, а с другой – Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.
Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.
Родился на Смоленщине, в 1910 году, 21 июля на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.
В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением «пан». Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митрофановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности.
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.
Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочинения. Лет тридцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так писать не годится, все у меня до слова понятно, а нужно так, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано, – таковы современные литературные требования. Он показал мне журналы с некоторыми образцами тогдашней – начала 20-х — поэзии. Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удавалось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помнится, я, наконец, написал что-то уже настолько непонятное ни с какого конца, что ни одной строчки вспомнить не могу оттуда и не знаю даже, о чем шла речь. Обучение мое прервалось по существу с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли.
Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на работу. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакции.
Послетекстовые вопросы и задания
1)Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографий С. Есенина и А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.
2)Найдите в текстах автобиографий признаки художественного стиля речи.
3)Какие художественные средства использованы в автобиографиях? Какова их роль?
Возьмите на заметку!
Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны изобразительно-выразительные средства языка, разговорная и просторечная лексика.
Я, Магомедов Магомед Алиевич, родился 20 августа 1975 года в селе Урахи Сергокалинского района республики Дагестан в семье служащего.
Отец мой, Магомедов Али Рабаданович, работает учителем математики в средней школе; мать, Магомедова Унайзат Запировна, — врач.
В 1982 году поступил в Урахинскую среднюю школу, в которой проучился до 1985 года.
В 1985 году в связи с переездом родителей в город Каспийск продолжал учебу в средней школе №1. Закончил среднюю школу в 1992 году.
Во время учебы в школе был старостой класса, председателем ученического самоуправления.
В 1993 году поступил в Дагестанский государственный университет на математический факультет, который окончил в 1998 году.
В настоящее время работаю учителем математики в средней школе.
3/ VII — 2002 г. Магомедов.
Задание 2. Напишите автобиографию, используя предложенную схему.
1) Название документа (автобиография).
2) Кто? (Фамилия, имя, отчество).
3) Дата и место рождения.
4) Краткие сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются).
5) Краткие сведения об учебе (образование).
6) Краткие сведения о трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения).
7) Сведения об общественной работе (указать (если имеются) поощрения, награждения).
8) Краткие сведения о составе семьи.
9) Дата написания (слева).
10) Подпись автора (справа).
Задание 3. Чем отличается речь служебной автобиографии от речи автобиографии литературной? Составьте автобиографию, представляющую собой литературно-художественное произведение. Сопоставьте обе автобиографии.
В расширенном повествовании биографического типа уместно:
1)в экспозиции к повествованию дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников героя повествования (по возможности – отношения между ними), определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей его времени;
2)в средней части повествования (там, где это уместно) привести необходимые пояснения, оценки, сведения;
3)в заключении рассказа привести один-два ярких эпизода из жизни героя повествования.
Стили текста и типы речи в русском языке с примерами
В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.
Что такое стиль текста
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.
Его применение зависит от:
- ситуации, в которой используется текст;
- аудитории читателей;
- целей повествования.
Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:
- МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
- За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.
В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.
Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.
Как определить стили текста
Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:
- Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
- Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
- Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.
Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.
В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:
Примеры текстов разных стилей
Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.
Научный
Вот небольшой текст из учебника физики:
Здесь мы видим специальную лексику:
- «электрическая цепь»;
- «источник напряжения»;
- «потребитель тока»;
- «резистор»;
- «проводник»;
- «напряжение»;
- «нагрузка».
Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».
Официально-деловой
Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:
Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.
Художественный
Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:
В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.
Публицистический
Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:
Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.
Разговорный
В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:
Типы речи
Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
Выделяют три типа речи:
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование
Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
- связано с временным промежутком времени;
- имеет определённую последовательность действий;
- логичность изложения;
- текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
- большое количество глаголов.
В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.
Описание
Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
- общей характеристики предмета, общего впечатления;
- признаков, деталей;
- общей оценки предмета.
В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.
Рассуждение
Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
- тезиса — мысль, которую нужно доказать;
- обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
- резюме — итогов, выводов.
Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.
Сравнительные таблицы стилей и типов речи
Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная. | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники. |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная. | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная | Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки. |
4. Художественный стиль | Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая. | Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная | Диалоги, личный блог |
Тип речи | Описание типа | В каком стиле используется | Примеры |
1. Описание | Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. | Во всех стилях | 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.
2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого. |
2. Повествование | Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. | Художественный, особенно мемуары, воспоминания.
Разговорный |
В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут. |
3. Рассуждение | Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. | Научный
Публицистический |
Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка. |
Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.