биография Достоевского 9 Класс Коровина

Литература. 9 класс (1 часть)
Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) родился в семье врача больницы для бедных. Он учился в московских частных пансионах, затем уехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, которое готовило военных лнженеров. По окончании служил в инженерном департаменте, но через год оставил должность и решил стать литератором. В 1845 году закончил роман «Бедные люди», который принес автору большой успех. Все заговорили о новом писательском даровании. Ф. М. Достоевский познакомился с молодыми талантливыми литераторами — И. Тургеневым, Н. Некрасовым, которые группировались вокруг критика В. Белинского. Однако уже следующее произведение Достоевского — повесть «Двойник» вызвало критику Белинского.

Итогом раннего творчества писателя стали необычайно поэтичные и художественно тонкие повести — «Белые ночи» и «Неточка Незванова». В «Белых ночах» выведен молодой герой-мечтатель, впечатлительный, сентиментальный, добрый и необычайно одинокий. Единственный его друг — Петербург. Несмотря на уединение, он духовно богат. Чтение книг распаляет его фантазию, в его голове благодаря воображению и мечтам возникают романы. Однажды на одной из петербургских улиц он спасает девушку от преследования неизвестного. Незнакомка оказалась сиротой. Настенька по натуре веселая, жизнерадостная девушка. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель рассказывает Настеньке о своих снах, необычных, воображаемых мирах, которые кажутся ему прекраснее действительности. Влюбившись в Настеньку, герой открывает, что живет он не настоящей жизнью, а преступной. Кажется, что душа его устремляется навстречу живой жизни. Но длится это недолго. Настенька и Мечтатель решают пожениться, но появляется прежний возлюбленный Настеньки, а Мечтатель остается один. Он не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье. Настя уходит в жизнь, к людям, порывая с уединением. Мечтатель вновь погружается в мир сновидений и фантазий.

На следующий год после создания «Белых ночей» правительство узнало о кружке петрашевцев, к которому принадлежал Ф. М. Достоевский, и учинило его разгром. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.

Восемь лет провел Ф. М. Достоевский в крепости, на каторге, заболел эпилепсией, служил в армии, только в 1857 году был произведен в офицеры и через два года вышел в отставку. После освобождения написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», а позднее — книгу о каторге «Записки из Мертвого дома».

Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви. Следовательно, Российское государство, по мнению писателя, должно быть религиозно-светским, где решающая роль принадлежит вере. Только вера сулит общее согласие, содружество, взаимопомощь. Обретение веры означает обретение почвы. Преодоление разобщенности примирит народ и интеллигенцию, оживит братские чувства. С этих позиций Достоевский приступает к изданию журналов «Время», потом «Эпоха».

Ф. М. Достоевский становится признанным мастером, автором значительных произведений — «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Во всех романах Достоевского русский человек и Россия в целом подвергаются испытаниям.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, Италии.

На протяжении всей жизни, хотя и с перерывами, Достоевский вел «Дневник писателя». Печатал в газете-журнале «Гражданин» свои фельетоны, очерки, полемические заметки.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Ф. М. Достоевский и современники

В 1872 году В. Г. Перов написал известный портрет Ф. М. Достоевского. Жена писателя, А. Г. Достоевская, была довольна портретом: художнику удалось уловить «минуту творчества».

В. Г. Перов. Ф. М. Достоевский

Достоевский сидит, казалось бы, спокойно, обхватив сплетенными пальцами рук колено, «смотрит в себя», и все же от портрета остается впечатление огромной внутренней энергии. Высокий лоб, нахмуренные брови передают духовное напряжение, все выражение лица говорит о непрерывной деятельности мысли и движении чувства.

Да, уловлена «минута творчества», и Перов великолепно показал, что этим творчеством, раздумьем, исканием писатель охвачен весь.

Через год Достоевский в «Дневнике писателя» доказывал, что художник должен дать «поболее ходу идее». «Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает «главную идею его физиономии», тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста». Человек «наиболее на себя похож» тогда, когда всего полнее выражены «главная идея» его личности, своеобразие его представлений, взглядов, целей, характера, образа действий.

«фантастической» нуждой, приниженностью и незащищенностью человека. Мариинская больница, где врачевал его отец и где во флигеле жила семья Достоевских, была заведением «для бедных». Отец писателя М. А. Достоевский, разночинец, выслуживший дворянство, но не наживший богатства, постоянно говорил сыновьям, как вспоминает брат писателя А. М. Достоевский, что они «должны готовиться пробивать сами себе дорогу, что со смертью его они станут нищими». Над семьей постоянно витал страх оказаться в сетях нужды, образы которой окружали благополучную пока квартирку лекаря в больничном флигельке.

Стремясь вырваться из-под власти этой угрозы, обеспечить будущее детей, М. А. Достоевский купил в 1831 году небольшое именьице в Тульской губернии, под Зарайском. С этим имением были связаны светлые воспоминания — там семья Достоевских проводила летние месяцы, отдыхая на лоне природы от городской жизни.

Достоевский уже в это время остро чувствовал несправедливость, его возмущали казнокрадство, взяточничество, карьеризм.

Настоящую нужду Достоевский узнал позднее, после смерти отца, окончания Главного инженерного училища и решения выйти в отставку. Для него это было нелегкое решение. Всей душой он был привязан к литературе. Обучение в Инженерном училище, а потом служба в чертежном управлении тяготили его. Бросить службу, уйти в отставку, не заняв еще никакого места в литературном мире, без профессии, без средств — значило проявить решимость и готовность к встрече с большими трудностями неустроенной, необеспеченной жизни. К тому же и его родня, люди, которые хоть немного поддерживали его, не одобряли такого «опрометчивого» шага.

«от жильцов» переезжал в другую; набирал денег взаймы, ставя себя в кабальную зависимость от ростовщиков; когда же у него появлялись деньги, тратил их с поразительной быстротой. Он хлебнул унизительной, полуголодной жизни того бедного петербургского служилого люда, мещан, мелких чиновников, тех обитателей углов и чердаков, которые затем и предстанут на страницах его произведений. В словах главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят» чувствуется пережитое самим автором.

Достоевский увидел остроту социальных контрастов в этом мире — «со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами его, приютами нищих или раззолоченными палатами». Он познал недобрую силу обитателей раззолоченных палат, гнетущую силу денег и власти, служащей деньгам. Позднее, на каторге, Достоевский столкнулся с еще более страшным, бездонным морем страдания и бесправия. Но он почувствовал не только угнетающую тяжесть жизни униженных и оскорбленных, но и духовную силу простых, сердечных людей, которые и в темных закоулках столичных трущоб, и за стенами «мертвого дома» сохранили и разум, и отзывчивость, и веру в человека.

Воспоминания о Достоевском, письма писателя являются своеобразным комментарием к произведениям его, рисующим трагедию «бедных», «маленьких» людей.

Весть о смерти Пушкина дошла до семейства Достоевских вскоре после смерти матери, и А. М. Достоевский рассказывает, что «братья чуть с ума не сходили, услыхав об этой смерти и о всех подробностях ее. Брат Федор в разговоре со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». Пушкин стал спутником писателя — с детских лет до последних дней жизни.

Как говорил Страхов, Достоевский не только воспитался на Пушкине и Гоголе, но и постоянно ими питался.

«ставил выше всех и часто, заговорив о том или другом из них, цитировал из их сочинений на память целые сцены или главы. Гоголя Федор Михайлович никогда не уставал читать и нередко читал его вслух, объясняя и толкуя до мелочей. Когда же он читал «Мертвые души», то почти каждый раз, закрывая книгу, восклицал: «Какой великий учитель для всех русских, а для нашего брата писателя в особенности! Вот так настольная книга! Вы ее, батюшка, читайте каждый день понемножку, ну хоть по одной главе, а читайте; ведь у каждого из нас есть и патока Манилова, и дерзость Ноздрева, и аляповатая неловкость Собакевича, и всякие глупости и пороки».

Достоевский не раз говорил о глубине проникновения Гоголя в тайны характеров и отношений людей; он восхищался его силой разоблачения пошлости и низости и умением сделать «ужасную трагедию» из пропавшей у чиновника шинели, пробудить любовь к «маленькому человеку». Позднее писатель скажет, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими, непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли».

Вспоминая годы своего духовного формирования, Достоевский писал о демонах сомнения и отрицания, о Гоголе и Лермонтове, которые сопровождали духовные искания молодых людей того времени.

Пушкин, Гоголь, Лермонтов учили понимать значение будничных трагедий, подстерегавших человека в обыденной жизни,•— трагедий, страшных именно своею будничностью и незаметностью, и не мириться с тем злым и уродливым, что окружает человека. Они оказали огромное влияние на формирование Достоевского как гражданина и писателя. Напряженно всматриваясь в жизнь своей страны, изучая ее не в парадном, а в повседневном обличье, он усваивал опыт родной литературы. Ему случалось, особенно в поздние годы, толковать наследие своих предшественников, выделяя в нем призыв к «смирению», «отказу от гордости». Все лучшее в творчестве писателя есть развитие и обогащение передовых традиций великой русской литературы.

Знакомые Достоевского, его товарищи по Инженерному училищу рассказывают, что будущий писатель пристально следил и за литературой зарубежной.

«Разбойников», и с этого дня началось его увлечение благородными и романтическими героями Шиллера, сыгравшего такую роль в его духовном самоопределении.

С пристальным интересом читал Достоевский Шекспира, Сервантеса, Гофмана, Диккенса.

Из французских писателей «особенно полюбились Достоевскому Бальзак, Жорж Санд и Виктор Гюго. Это подтверждается и собственными свидетельствами писателя: «Бальзак велик!» Узнав о смерти Жорж Санд, Достоевский вспоминал в «Дневнике писателя» за 1876 год: «Сколько взял этот поэт в свое время моих восторгов, поклонений и сколько дал мне когда-то радостей, счастья!»; «Я думаю, так же, как и меня, еще юношу, всех поразила тогда эта целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого, сдержанного тона рассказа. ». Близкую ему самому идею «восстановления падшего человека» находил Достоевский в творчестве Гюго.

Великие писатели Запада укрепляли освободительные стремления, веру в человека, помогали лучше и глубже понять человеческое общество, вдохновляли на борьбу против общественной несправедливости.

Пушкин, Гоголь, Шиллер, Жорж Санд укрепили в сознании Достоевского уверенность в значении творчества поэта для народа. «Я всегда верил в силу гуманного, эстетически выраженного впечатления,— писал он.— Впечатления мало-помалу накопляются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце и формируют человека. Слово, слово — великое дело!»

«Пророк». Незадолго до смерти писатель читал это стихотворение на Пушкинских торжествах в Москве; ему было близко проповедническое понимание назначения писателя:

. обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. —

эти строки он читал особенно взволнованно и страстно.

«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы написали! — воскликнул Белинский при первой же встрече с Достоевским.— Осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали». В самом деле, картины, созданные Достоевским, имели объективное содержание, которое в полной мере не было ясно и самому автору.

«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память,— этот человек Достоевский».

По статьям В. Рюрикова в книге
«Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников»

  1. Рассмотрите портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова. Отвечает ли он требованиям самого портретируемого? Отыскал ли художник «главную идею. физиономии» великого писателя?
  2. Что возмущало Ф. М. Достоевского и от чего страдал он в юные годы?
  3. В чем смысл высказываний о Ф. М. Достоевском В. Г. Белинского и М. Горького?

В творческой лаборатории Ф. М. Достоевского

Достоевский при жизни своей не пользовался таким признанием, как Тургенев, Гончаров и Лев Толстой. Современники не могли отрицать в Достоевском его «жестокого таланта», но им казалось, что его романы обременены излишними подробностями, мучительны психологической сложностью и лишены той поэтической «красоты», которая пленяла их в пейзажах и образах Тургенева и прочих любимцев интеллигенции XIX века. И сам Достоевский, сознавая свои огромные творческие силы, вовсе не был уверен, однако, в том, что его романы совершенны, и признавался в своих «неудачах», объясняя их теми трудными жизненными условиями, в каких ему приходилось работать. «Если бы вы знали, как тяжело быть писателем, то есть выносить эту долю!» — писал Достоевский своей племяннице. «Верите ли, я знаю наверное, что будь у меня обеспечено два-три года для романа, как у Тургенева, Гончарова или Толстого, и я написал бы такую вещь, о которой сто лет спустя говорили бы!»

Достоевский не предвидел, что спустя сто лет его «несовершенные» романы приобретут мировое значение и его имя будут произносить, как равное именам Данте и Шекспира.

процесс заключается в том выборе, какой сделать предстояло мастеру среди множества образов, идей, характеров и других элементов художественного произведения.

Как только первоначальные творческие усилия выясняли для самого Достоевского идейный центр произведения и доминанту художественных мотивов, он принимался за свои «ночные» программы. По этим записям он диктовал днем стенограммы, а на другой день исправлял подготовленный Анной Григорьевной текст и отдавал ей же для окончательной переписки, а иногда и сам переписывал. Такова была техника его работы.

Застенчивый и неразговорчивый в чужом обществе, Достоевский мог, однако, если тема разговора для него была интересной, говорить с увлечением и мастерством и покорять умы, как вдохновенный импровизатор.

Анна Григорьевна была не только его стенографисткой, но и его благодарной и восхищенной слушательницей. Он импровизировал текст, руководствуясь подготовленными планами, как сценарием.

«И этот проникновенный, страстный голос до глубины потрясал нам сердца. Не я одна, весь зал был взволнован. Я помню, как нервно вздрагивал и вздыхал сидевший подле меня незнакомый мне молодой человек, как он краснел и бледнел, судорожно встряхивая головой и сжимая пальцы, как бы с трудом удерживая их от невольных рукоплесканий. И как, наконец, загремели эти рукоплескания. »; «Слово очарование даже не вполне выражает впечатление, которое он произвел. Он как-то скорее околдовал, лишил покоя»,— писали современники.

Достоевский видел в истории глубокий смысл. Он не забывал того, что человек отвечает не только за свое личное поведение, но и за судьбу всего поколения. Бытие, по Достоевскому,— трагический театр. И эти его взгляды определяли его поэтику, его повествовательный жанр, его романы-трагедии.

Если мы обратим внимание на композицию его романов, мы тотчас увидим, что в ее основу всегда положена некая динамическая система, рассчитанная на все разрешающий финал, как в драмах Софокла, Кальдеро-на или Шекспира. И так же как великие драматурги, Достоевский озабочен всегда не только судьбою героя — Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Подростка, Алеши и других, но и судьбою Человека, не какого-то отвлеченного человека, но именно реального и живого «Адама», так как лучшего символа, чем библейский образ, в данном случае придумать нельзя для разъяснения мироощущения Достоевского.

Художник черпал материал из самых разнообразных источников. Важно напомнить, что сам Достоевский считал себя «реалистом в высшем смысле» и неоднократно подчеркивал это. Итак, Достоевский черпал из действительности нужный ему материал, руководствуясь своей теорией «реализма в высшем смысле».

Наибольший интерес представляли для Достоевского политические процессы. Мы отмечаем острый интерес Достоевского к «злобе дня». Этим объясняется его излюбленный прием — пародии, шаржи, карикатуры. Не менее важный материал для своих романов находил Достоевский в своей собственной биографии.

важное, в его неразрывной связи с человеком. Исследуя его черновые записи к большим романам и в связи с его биографией, мы убеждаемся, что Достоевский всю свою жизнь мечтал написать огромную эпопею о Человеке.

По книге Г. Чулкова «Как работал Достоевский»

  1. Вы прочитали небольшие выдержки из книги Георгия Чулкова «Как работал Достоевский». Подумайте об особенностях работы великого писателя (творческие искания, подготовка материала, переписка, чтение, обсуждение и пр.). Расскажите об этом.
  2. Что тревожило Ф. М. Достоевского? Что Вы можете рассказать об интересе писателя к истории, пейзажу, портрету, языку? Приведите примеры из романа «Белые ночи».

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) родился в семье врача больницы для бедных. Он учился в московских частных пансионах, затем уехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, которое готовило военных лнженеров. По окончании служил в инженерном департаменте, но через год оставил должность и решил стать литератором. В 1845 году закончил роман «Бедные люди», который принес автору большой успех. Все заговорили о новом писательском даровании. Ф. М. Достоевский познакомился с молодыми талантливыми литераторами — И. Тургеневым, Н. Некрасовым, которые группировались вокруг критика В. Белинского. Однако уже следующее произведение Достоевского — повесть «Двойник» вызвало критику Белинского.

Итогом раннего творчества писателя стали необычайно поэтичные и художественно тонкие повести — «Белые ночи» и «Неточка Незванова». В «Белых ночах» выведен молодой герой-мечтатель, впечатлительный, сентиментальный, добрый и необычайно одинокий. Единственный его друг — Петербург. Несмотря на уединение, он духовно богат. Чтение книг распаляет его фантазию, в его голове благодаря воображению и мечтам возникают романы. Однажды на одной из петербургских улиц он спасает девушку от преследования неизвестного. Незнакомка оказалась сиротой. Настенька по натуре веселая, жизнерадостная девушка. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель рассказывает Настеньке о своих снах, необычных, воображаемых мирах, которые кажутся ему прекраснее действительности. Влюбившись в Настеньку, герой открывает, что живет он не настоящей жизнью, а преступной. Кажется, что душа его устремляется навстречу живой жизни. Но длится это недолго. Настенька и Мечтатель решают пожениться, но появляется прежний возлюбленный Настеньки, а Мечтатель остается один. Он не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье. Настя уходит в жизнь, к людям, порывая с уединением. Мечтатель вновь погружается в мир сновидений и фантазий.

На следующий год после создания «Белых ночей» правительство узнало о кружке петрашевцев, к которому принадлежал Ф. М. Достоевский, и учинило его разгром. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.

Восемь лет провел Ф. М. Достоевский в крепости, на каторге, заболел эпилепсией, служил в армии, только в 1857 году был произведен в офицеры и через два года вышел в отставку. После освобождения написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», а позднее — книгу о каторге «Записки из Мертвого дома».

В духовном развитии Достоевского произошел глубокий перелом. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. е. по образцу европейских буржуазных демократий, то после каторги он видит дорогу России в обращении к патриархальности как подлинной национальной демократии, основанной на православной вере.

Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви. Следовательно, Российское государство, по мнению писателя, должно быть религиозно-светским, где решающая роль принадлежит вере. Только вера сулит общее согласие, содружество, взаимопомощь. Обретение веры означает обретение почвы. Преодоление разобщенности примирит народ и интеллигенцию, оживит братские чувства. С этих позиций Достоевский приступает к изданию журналов «Время», потом «Эпоха».

Ф. М. Достоевский становится признанным мастером, автором значительных произведений — «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Во всех романах Достоевского русский человек и Россия в целом подвергаются испытаниям.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, Италии.

Свое творчество писатель сосредоточил на психологии человека, борьбе в нем двух противоположных сил, Божеского и дьявольского начал. Например, герой романа «Идиот» князь Мышкин близок к идеалу, а в романе «Бесы» представлена иная сила — «сонмище дьяволов». В Иване Карамазове («Братья Карамазовы») борются два начала, и победа не достается ни одному из них.

На протяжении всей жизни, хотя и с перерывами, Достоевский вел «Дневник писателя». Печатал в газете-журнале «Гражданин» свои фельетоны, очерки, полемические заметки.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Биография Достоевского

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 9668.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других.

Ранние годы

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский – работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия Нечаева) – происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевские поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 году автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844–1845 гг.), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845–1846 гг.) не вызывает абсолютно никаких эмоций и даже критикуется.

В январе–феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

1850–1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860–1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 г. – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879–1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите


источники:

http://ansevik.ru/literatura_9_korovina/117.html

http://obrazovaka.ru/alpha/d/dostoevskij-fyodor-mixajlovich-dostoevsky-fyodor-mikhailovich