биография Чехова Рассказ О Любви

История создания рассказа О любви Чехова

Произведение «О любви» Чехов писал три года. Летом в 1898 году, пребывая в имении Мелихово, он его закончил. Этот рассказ – один из последних в творческой карьере писателя, так как Чехов умер в 1904 году после тяжелой длительной болезни.

Рассказ был опубликован в журнале «Русская мысль» под настоящим именем автора, хотя у него было множество псевдонимов. «О любви» – заключительная часть трилогии, в которую вошли рассказы «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные автором почти в одно время.

В трилогии прослеживается общая тема, актуальная проблема для Чехова в то время, которую он захотел поднять в своих произведениях, – «жестокая бессмыслица жизни». К сожалению, персонажи рассказов писателя не смогли построить свою судьбу так, как им хотелось. Очень интересно узнать, как именно создавалось произведение, ведь там отразилась и личная жизнь писателя.

Замысел возник у автора задолго до написания рассказа. В пометках записных книжек Чехова было обнаружено много фраз, которые и послужили идеей для сюжета произведения. Например, фраза об одиноких людях определила одну из лавных тем рассказа – одиночество.

Кроме глубокомысленных рассуждений встречаются заметки, описывающие главную героиню рассказа Анну Алексеевну Луганович.

Также в произведении прослеживается связь и с самими увлечениями писателя, а именно: так же, как и сам Чехов, персонаж рассказа Алехин имеет пристрастие к сельскому хозяйству.

В задумках автора было написать продолжение трилогии, продолжение «О любви», но случившийся с ним творческий кризис, не позволил этого сделать. Хотя писателю удалось справиться с кризисом, к написанию продолжения он так и не вернулся.

Главные герои произведения – это прототипы людей, которые были в личной жизни автора. В рассказе отражен десятилетний роман писателя с мемуаристкой Лидией Алексеевной Авиловой. Их познакомил общий друг. Они много общались, писали друг другу, временами встречались. Авилова была замужней женщиной, у нее были дети от нелюбимого человека, но она его глубоко уважала. Потому и не могла уйти. А Чехов не осмеливался разрушить их брак, ради своего счастья. Личное несчастье писателя имело значительную роль в написании данного рассказа.

Мысли Авиловой по поводу прототипа их романа в произведении у многих имели неоднозначную реакцию. Сестра Чехова была с ней не согласна. Но Иван Бунин проникся мемуарами Авиловой и поверил ей.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания рассказа О любви

Популярные сегодня темы

19 июля 1893 года в Грузии появился на свет русский поэт Владимир Владимирович Маяковский. В семье Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Павленко

1756. 27 января родился Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времен, знаменитый венский классик и просто гений.

По словам самого Френсиса Скотта Фицджеральда, представителя так называемого в литературе «потерянного поколения», люди всегда приходят в восторг от жизни голливудских звезд, не зная

Книга «Портрет Дориана Грея» повествует о юном натурщике Дориане, обладающем красивой внешностью, портрет которого пишет его друг художник. В мастерского художника он знакомится с Генри Уоттоном

Радищев как автор весьма и весьма хорош в своём деле. Данный литературный деятель является одним из революционных писателей, так как он любил привносить в произведения что-то новое

Краткая история создания рассказа «О любви» Чехова

Рассказ «О любви» написан Антоном Павловичем Чеховым летом 1898 года, когда он жил в имении Мелихово. Это произведение — одно из последних в творчестве писателя, так как в 1904 году Чехов скончался после продолжительной болезни.

Произведение было опубликовано в августе 1898 года, в одном из выпусков журнала «Русская мысль». Несмотря на то, что у Чехова имелось много псевдонимов, рассказ был подписан своим именем.

«О любви» является последней частью «маленькой трилогии» — серии рассказов, в которую также входят «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные Чеховым в то же время. Все три рассказа, помимо общих персонажей, объединяет одна тема — «жестокая бессмыслица жизни». Герои Чехова не могут жить так, как хотелось бы. «О любви» отразило личную драму писателя, поэтому интересно проследить историю создания этого текста.

Появление замысла

Идея для рассказа появилась у Чехова за несколько лет до его написания. Фрагменты будущего произведения обнаружены в записных книжках автора с 1895 по 1898 год. Фраза об одиноких людях, которые ходят в рестораны и в баню для разговоров, положила начало будущему рассказу. Уже в этом фрагменте определяется одна из главных тем «О любви» — одиночество человека.

Помимо лирических и философских рассуждений, среди заметок встречается описание главной героини рассказа — Луганович Анны Алексеевны, жены судейского чиновника. Также в записных книжках есть монолог другого героя «О любви» — Алехина Павла Константиновича. В словах про тихое грустное чувство и про объятья в вагоне угадывается финальная сцена произведения.

Вместе с идеями для рассказа «О любви» Чехов вносил в записные книжки задумки для других своих произведений, в том числе для «Крыжовника».
Сказались на персонажах «О любви» и увлечения писателя. Например, в рассказе Алехин усердно занимается сельским хозяйством — точно также трудился Чехов в своей усадьбе в Мелихове.

После «О любви» Чехов планировал написать продолжение, но по окончанию работы над циклом рассказов у него случился творческий кризис. В своих письмах брату Александру и возлюбленной Авиловой (о которой речь пойдет далее) Чехов сокрушался, что ему надоело писать и он не знает, как с этим быть. Ему удалось возобновить работу спустя несколько месяцев, в ноябре. Но к продолжению «маленькой трилогии» Чехов уже не вернулся.

Прототипы главных героев

Произведение «О любви» автобиографично. В основу истории о несчастной любви Алехина и Луганович легли отношения Чехова с писательницей и мемуаристской Лидией Алексеевной Авиловой. Об этом можно узнать из воспоминаний самой Авиловой, в книге «А. П. Чехов в моей жизни». В рассказе «О любви» она увидела отражение своего десятилетнего романа с писателем.

Чехов и Авилова встретились благодаря общему знакомому, издателю Сергею Николаевичу Худякову. После этого они много переписывались и периодически встречались. Авилова была замужем и имела детей от человека, которого глубоко уважала, но не любила — как и Анна Алексеевна из рассказа. И Чехов, испытывавший к ней чувства, не мог разрушить семью ради личного счастья. Трагедия Чехова и Авиловой повлияла на создание «О любви».

О том, что главные герои рассказа списаны с нее и Чехова, Авилова упоминала и в своих дневниках. В доказательство она приводила тот факт, что Чехов подписал одно из своих писем к ней как Алехин. Но подтвердить это Авилова не могла, так как уничтожила данное письмо. Затем она переписала его по памяти, подражая почерку Чехова, но потом снова сожгла. Авилова объясняла это тем, что если бы копия письма обнаружилась после ее смерти, то людям было бы непонятно, зачем она создала подделку.

Версия Авиловой о прототипах рассказа «О любви» вызывала неоднозначную реакцию. Например, сестра Чехова, Мария Павловна, утверждала, что многое в мемуарах писательницы правдиво, но отношение брата к ней, возможно, не соответствовало действительности. Но были и те, кто поверил Авиловой и проникся ее историей — например, Иван Бунин.

Анализ рассказа «О любви» (А.П. Чехов)

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.

Композиция

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

Главные герои и их характеристика

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Темы и проблемы

  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми.
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви.
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.


источники:

http://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-rasskaza-o-lyubvi-chexova/

http://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/o-lyubvi-chehov/