биография Чайковского По Датам Кратко

Название книги

Чайковский

Познанский Александр Николаевич

Основные даты жизни и творчества П. И. Чайковского

1840, 25 апреля — родился в поселке Боткинского завода (ныне город Вот-кинск в Удмуртии).

1842 — рождение сестры Александры.

1843 — рождение младшего брата Ипполита.

1845 — начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.

1848 — отъезд семьи из Воткинска в Москву, затем в Петербург. Учеба в пансионе Шмеллинга. Занятия музыкой с пианистом Филипповым. 1849, май — переезд семьи в Алапаевск.

1850,1 мая — рождение младших братьев-близнецов Анатолия и Модеста. Сентябрь — поступление в приготовительный класс Училища правоведения в Петербурге.

1852, май — переезд семьи Чайковских в Петербург.

Сентябрь — поступление в младший класс Училища правоведения. Начало дружбы с поэтом Алексеем Апухтиным.

1854, 13 июня — смерть матери от холеры.

Август — написал первое музыкальное произведение Anastasie-valse.

1855 — начало занятий с пианистом Рудольфом Кюндингером.

1856 — знакомство с певцом Луиджи Пиччиоли; дружба с товарищем по

училищу Сергеем Киреевым, которому посвятил романс «Мой гений, мой ангел, мой друг».

1859–1863 — служба в Министерстве юстиции.

1861–1862, июль — август — первое заграничное путешествие: Берлин, Гамбург, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж.

Сентябрь — занятия в Музыкальных классах Русского музыкального общества.

1862, 8 сентября — поступление в Петербургскую консерваторию. Опубликован романс Mezza notte.

1863 — посещает концерты Рихарда Вагнера в Петербурге.

1864, весна — лето — сочиняет первое симфоническое произведение — увертюру «Гроза» к опере на сюжет драмы А. Н. Островского.

1865, 30 августа — исполнение в Павловске «Характерных танцев», под управлением И. Штрауса.

29 декабря — исполнение кантаты «К радости» (на слова Шиллера) на первом публичном экзамене Петербургской консерватории.

31 декабря — окончание Петербургской консерватории.

1866, 6января — переезд в Москву.

Январь — май — преподавание теории музыки в Музыкальных классах.

4 марта — первое исполнение симфонического произведения Чайковского (увертюра F-dur) в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна.

Март — август — сочинение первой симфонии «Зимние грезы» (первое исполнение 3 февраля 1868 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1 сентября — открытие Московской консерватории.

1866–1877 — преподавание теоретических предметов в Московской консерватории.

1867, март — 1868 — пишет оперу «Воевода» (первая постановка 30 янва

ря 1869 года в Большом театре в Москве).

Декабрь — знакомится с Гектором Берлиозом.

1868, январь — знакомство с главой «Могучей кучки» М. А. Балакиревым. Лето — поездка с В. Шиловским в Берлин и Париж.

Сентябрь — увлечение певицей Дезире Арто.

Ноябрь — создание шести романсов.

1869 — сочиняет оперу «Ундина», дружба со студентом консерватории Эдуардом Заком.

Октябрь — ноябрь — создание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира (первое исполнение 4 марта 1870 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1870, февраль — 1872, апрель — сочиняет оперу «Опричник» (первая по

становка 12 апреля 1874 года в Мариинском театре в Петербурге). Июнь — июль — путешествует с Шиловским по Франции, Германии и Швейцарии.

1871, февраль — сочиняет Первый квартет D-dur.

Март — концерт из произведений Чайковского в Москве.

Июль — составляет «Руководство к практическому изучению гармонии» — первый русский учебник гармонии.

1872, июнь — декабрь — работает над Второй симфонией (первое исполне

ние 26 января 1873 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1873, март — пишет музыку к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (первая постановка 11 мая 1873 года на сцене Большого театра в Москве).

Август — сочиняет симфоническую фантазию «Буря» по пьесе Шекспира (первое исполнение 7 декабря 1873 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1874, апрель — поездка в Италию.

Июнь — август — работа над оперой «Кузнец Вакула».

Октябрь — декабрь — сочинение Первого концерта для фортепиано с оркестром (первое исполнение в России 1 ноября 1875 года Г. Г. Кроссом, под управлением Э. Ф. Направника, в Петербурге. Премьера в Бостоне 13 октября того же года с Г. Фон Бюловом).

1875, июнь — август — работает над Третьей симфонией (первое исполне

ние 7 ноября 1875 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1876, январь — путешествие с братом Модестом в Париж.

Апрель — сочиняет балет «Лебединое озеро» (первая постановка

20 февраля/4 марта 1877 года в Большом театре, в Москве).

Июль — октябрь — сочиняет симфоническую фантазию «Франческа да Римини» (первое исполнение 25 февраля 1877 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

Август — присутствует на премьере «Кольца нибелунга» в Байрейте.

Ноябрь — встреча с К. Сен-Сансом в Москве.

Декабрь — ноябрь — сочиняет двенадцать фортепианных пьес «Времена года».

Декабрь — знакомится с Л. Н. Толстым. Начало четырнадцатилетней переписки и заочного знакомства с Н. Ф. фон Мекк.

1877, январь — начало дружбы со скрипачом Иосифом Котеком.

Март — получает первое письмо от бывшей студентки консерватории Антонины Милюковой.

Май — декабрь — работает над Четвертой симфонией (первое исполнение 10 ферраля 1878 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1878, март — написан концерт для скрипки с оркестром (первое исполнение 22 ноября/4 декабря 1881 года А. Д. Бродским, под управлением Г. Рихтера, в Вене).

1878, май — 1879, январь — сочиняет оперу «Евгений Онегин» (первая по

становка 17 марта 1879 года силами учащихся Московской консерватории, в Малом театре).

6 июля — женится на А. И. Милюковой. Поездка в Петербург, Каменку.

28 августа/9 сентября — исполнение Н. Г. Рубинштейном Первого фортепьянного концерта в Париже.

Сентябрь — разрыв с женой, окончательный уход из Московской консерватории и отъезд за границу.

1879, апрель — создание Первой сюиты для симфонического оркестра (первое исполнение 11 ноября/23 ноября 1879 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

1879, декабрь — 1880, август — работа над оперой «Орлеанская дева» (первая постановка 13 февраля 1881 года в Мариинском театре в Петербурге).

1880, октябрь — 1881, апрель — создание Второго концерта для фортепи

ано с оркестром (первое исполнение 18 мая 1882 года С. И. Танеевым в Москве, под управлением А. Г. Рубинштейна).

1880, 9января — умер отец Илья Петрович.

Январь — май — создание «Итальянского каприччио» для симфонического оркестра (первое исполнение 6 декабря 1880 года в Москве, под управлением Н. Г. Рубинштейна).

Сентябрь — создание Серенады для струнного оркестра (первое исполнение 16 января 1882 года в Москве, под управлением М. Эрдмансдёрфера).

Сентябрь — октябрь — пишет Торжественную увертюру «1812 год» (первое исполнение 8 августа 1882 года э Москве, под управлением И. К. Альтани).

1881, ноябрь — 1883, апрель — создание оперы «Мазепа» (первая постановка 3 февраля/15 февраля 1884 года в Большом театре в Москве).

1881, декабрь — 1882, январь — создание трио «Памяти великого художника» (первое исполнение 18 октября 1882 года в Москве).

1883, март — создание кантаты «Москва» на слова А. Н. Майкова (первое

исполнение 15 мая 1883 года в Москве, под управлением Э. Ф. Направника).

Октябрь — написана Вторая сюита для симфонического оркестра (первое исполнение 4 февраля 1884 года в Москве, под управлением М. Эрдмансдёрфера).

1884, апрель — июль — создана Третья сюита для симфонического оркестра

(первое исполнение 16 января 1885 года в Петербурге, под управлением Г. фон Бюлова).

19 октября — постановка «Евгения Онегина» в Большом театре в Петербурге.

1885, 10 февраля — избрание Чайковского членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества.

14 февраля — переезд на жительство в Майданово. С этого времени окрестности Клина (Майданово, Фроловское) и Клин становятся местом постоянного пребывания композитора, прерываемого только концертными и деловыми поездками.

Март — переработка оперы «Кузнец Вакула» (новое название «Черевички») (первая постановка 19 января 1887 года в Большом театре в Москве, под управлением автора).

Июнь — сентябрь — создание симфонии «Манфред» (первое исполнение 11 марта/23 марта 1886 года в Москве, под управлением М. Эрдмансдёрфера).

Декабрь — смерть И. Котека.

1886, март — июнь — поездка в Тифлис, затем по морю во Францию, в Па

Сентябрь — создание двенадцати романсов.

1887, сентябрь — смерть близкого друга Н. Д. Кондратьева.

Октябрь — ноябрь — знакомство с А. П. Чеховым.

1887, декабрь — 1888, май — работа над оперой «Чародейка» (первая по

становка 20 октября 1887 года в Мариинском театре в Петербурге, под управлением автора).

1888, 11 февраля — триумфальное чествование композитора в Праге.

Май — август — создана Пятая симфония (первое исполнение

5 ноября 1888 года в Петербурге, под управлением автора).

Июнь — октябрь — создание увертюры-фантазии «Гамлет» (первое исполнение 12 ноября 1888 года в Петербурге, под управлением автора).

1888, декабрь — 1889, март — первая концертная поездка по Западной Европе (Лейпциг, Берлин, Гамбург, Любек, Прага, Париж, Лондон, Вена).

1888, декабрь — 1889, август — работает над балетом «Спящая красавица» (первая постановка 3 января 1890 года в Мариинском театре в Петербурге).

1890, январь — июнь — сочиняет оперу «Пиковая дама» (первая постановка

7 декабря/19 декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге). Сентябрь — прекращает переписку с фон Мекк.

1891, февраль — 1892, март — работа над балетом «Щелкунчик» (первая

постановка 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге). Март — умерла сестра Александра.

Апрель — май — триумф в Соединенных Штатах Америки.

Июль — декабрь — сочиняет одноактную оперу «Иоланта» (первая постановка 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге).

1892, май — переезжает в новый дом в Клину.

1893, январь — март — гастроли в Брюсселе, Одессе, Харькове.

Февраль — август — сочиняет Шестую, «Патетическую» симфонию. Апрель — май — написаны последние шесть романсов на слова Д. М. Ратгауза (Соч. 73).

Май — июнь — путешествие в Англию, где получает почетную степень доктора музыки в Кембриджском университете.

Август — смерть А. Апухтина.

Сентябрь — октябрь — сочинение Третьего концерта для фортепиано с оркестром (первое исполнение С. И. Танеевым 1 июля 1895 года в Петербурге, под управлением Э. Ф. Направника).

16октября — первое исполнение Шестой симфонии в Петербурге.

21 октября — заболел холерой.

22–24 октября — интенсивное лечение болезни под руководством доктора Льва Бернардовича Бертенсона.

25 октября — скончался. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Ю.Розанова — История русской музыки

Книги, литература, биография композитора, ноты к произведениям

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1840 Рождение П. И. Чайковского в городе Воткинске. 25 апреля

Ок. 1845 Начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.

1848 Переезд семьи Чайковских в Петербург, поступление в пансион, продолжение занятий на фортепиано.

1849 Возвращение семьи на Урал, жизнь в городе Алапаевске.

1850 Поступление в Училище правоведения в Петербурге.

1855 Начало занятий музыкой с Р. В. Кюндиигером.

1859, май Окончание Училища правоведения. Начало службы в департаменте Министерства юстиции.

1861, осень Поступление в Музыкальные классы при Русском музыкальном обществе (отделение теории композиции Н. И. Зарембы).

1862, сентябрь Поступление во вновь открывшуюся Петербургскую консерваторию.

1862—1865 Занятия в классах Н. И. Зарембы (теория музыки, муз. форма), А. Г. Рубинштейна (инструментовка и свободное сочинение). Ученические работы: увертюра к драме А. Н. Островского «Гроза», «Характерные танцы» для оркестра и др.; выпускная экзаменационная работа — кантата «К радости» (на текст оды Ф. Шиллера).

1866, январь Переезд в Москву по приглашению Н. Г. Рубинштейна. Начало педагогической работы в Московской консерватории (общие курсы теории, гармонии, в дальнейшем — специальные курсы инструментовки, свободного сочинения). Первая симфония (ок. ред. 1874).

1867 Знакомство с В. В. Стасовым. Фортепианные пьесы ор. 1 и 2. Начало работы над оперой «Воевода» (премьера 1809).

1868 Знакомство и начало дружественных отношений с М. А. Балакиревым и другими членами «Могучей кучки».
март Первое выступление в качестве музыкального критика (статья «По поводу „Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова» в «Современной летописи»), фортепианные пьесы ор. 4, 5, симфоническая фантазия «Фатум».

1869 Переложение для фортепиано в 4 руки «50 русских народных песен». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (ок. ред. 1880), романсы ор. 6 и др.

1870 Начало работы над оперой «Опричник» (завершена в 1972). Фортепианные пьесы ор. 7, 8, 9 и др.

1871 Начало систематической музыкально-критической работы.
Подготовка «Руководства к практическому изучению гармонии» (изд. в 1872). Первый струнный квартет.

1872 Вторая симфония (1-я ред. 1873; ок, ред. 1879), кантата на открытие Политехнической выставки, фортепианные пьесы ор. 10, романсы ор. 16.

1873 Музыка к «Снегурочке» А. Н. Островского, симфоническая фантазия «Буря», фортепианные пьесы ор. 19, 21.

1874 Второй струнный квартет. Опера «Кузнец Вакула».

1875 По классу Чайковского окончил Московскую консерваторию С. И. Танеев. Начало работы над «Лебединым озером» (завершена в 1876). Третья симфония, Первый концерт для фортепиано с оркестром, циклы романсов ор. 25, 27, 28, «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром.

1876 Поездка в Байрейт на Вагнеровские торжества. Встреча с Вагнером и Листом.
декабрь Начало переписки с Н. Ф. фон Мекк. Знакомство сЛ. Н. Толстым. Третий квартет, фантазия «Франческа да Римини», цикл «Времена года», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром.

1877 Женитьба на А. И. Милюковой.
октябрь Отъезд за границу в связи с острым нервным расстройством.

1877 Четвертая симфония. Начало работы над «Евгением Онегиным» (завершена в январе 1878).

1878 Пребывание за границей. Возвращение в Москву.
октябрь Уход из Московской консерватории. Концерт для скрипки с оркестром. Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», Шесть романсов ор. 38, «Литургия Иоанна Златоуста».
декабрь Начало работы над «Орлеанской девой» (завершена в августе 1879).

1879 Пребывание за границей и возвращение на родину,
апрель Первая сюита для оркестра.
ноябрь Начало работы над Вторым концертом для фортепиано с оркестром (завершен в апреле 1880).

1880 Семь романсов ор. 47.
октябрь Серенада для струнного оркестра,
ноябрь Торжественная увертюра «1812 год».

1881 Пребывание за границей и на родине. «Всенощное бдение».
Начало работы над оперой «Мазепа» (завершена в апреле 1883).

1882 Пребывание за границей и на родине.
июль Постановка «Орлеанской девы» в Праге. Трио «Памяти великого художника», шесть пьес для фортепиано ор. 51.

1883 Пребывание за границей, возвращение в Москву, Петербург,
май Исполнение кантаты «Москва» в Грановитой палате Московского кремля.
октябрь Вторая сюита для оркестра, 16 песен для детей.

1884 Третья сюита для оркестра, Шесть романсов ор. 57.

1885 февраль Переезд на жительство в Майданово.
Избрание директором Московского отделения РМО. март «Черевички» (в 1-й ред. — «Кузнец Вакула»).
сентябрь «Манфред», симфония-поэма по Байрону.

1886 март Поездка в Тифлис (встречи с М. Ипполитовым-Ивановым).
Поездка во Францию. Встречи в Париже с П. Виардо, Делибом, Л ало, Форе.
декабрь Репетиции «Черевичек» в Большом театре, п/у Чайковского,
12 романсов ор. 60.

1887 декабрь Концертная поездка по городам Европы. Знакомство в Лейпциге с Брамсом, Григом Начало дирижерской деятельности (концерт в зале Гевандхауза). «Чародейка», «Моцартиана», шесть романсов ор. 63.

1888 Концертная поездка по Европе. Знакомство с Риманом, Малером, Дворжаком.
Пятая симфония, Увертюра фантазия «Гамлет», шесть романсов ор. 65.

1889 Концертная поездка за границу. Успех и признание Чайковского — композитора и исполнителя.
октябрь Знакомство с А. П. Чеховым. «Спящая красавица».

1890 Поездка за границу. Поездка на юг России.
декабрь Чествование Чайковского в Петербурге по случаю 25-летия музыкальной деятельности.
«Пиковая дама», Секстет «Воспоминание о Флоренции».

1891 Пребывание за границей. Концерты в Америке. Музыка к трагедии «Гамлет», три хора (без ор.), симфоническая баллада «Воевода», «Иоланта».

1892 Концертные поездки за границу. Присутствует на представлении «Евгения Онегина» в Гамбурге о/у Малера. Присутствие на премьере «Пиковой дамы» в Праге.
ноябрь Избрание членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств.
«Щелкунчик», симфония ми-бемоль мажор (не закончена).

1893 Концертные поездки по Европе и России. Присвоение звания доктора в Кембридже. Шестая симфония, шесть романсов ор. 73, Третий концерт для фортепиано с оркестром,
«Ромео и Джульетта», дуэт для тенора и сопрано.
21 октября Начало болезни Чайковского. 25 октября Смерть Чайковского.
29 октября Похороны на кладбище Александро-Невской лавры.

Хронологическая таблица П.И. Чайковский

Хронологическая таблица П.И. Чайковский

Просмотр содержимого документа
«Хронологическая таблица П.И. Чайковский»

П.И. Чайковский (1840-1893)

25 апреля 1840г.

Рождение П. И. Чайковского в городе Воткинске.

Начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.

Отъезд с матерью в Петербург для поступления в школу.

22 августа 1850г.

Первое слушание оперы Глинки «Иван Сусанин» в Александринском театре, в Петербурге.

Учение и пребывание в Училище правоведения, в Петербурге.

Г. Ломакин Р. Кюндишер

Романс «Мой гений, мой ангел, мой друг»

Служба в Министерстве юстиции.

Занятия в Музыкальных классах Русского музыкального общества.

Создан инструментальный опус

Дирижерский дебют в зале Михайловского дворца

Увертюра фа мажор

Окончил обучение в консерватории, стал преподавателем музыкальных классов Московского отделения РМО

Поездка на о. Варлаам

1866 г., 1 сентября

Принял участие в торжественном открытии Московской консерватории

Знакомство с Балакиревым

Создана увертюра — фантазия

«Ромео и Джульетта»

Первая опера поставлена в московском Большом театре

Г. Кросс, Г. фон Бюлов

Написана опера для драматического спектакля Малого театра

Первый концерт для ф-но с оркестром

Написан фортепианный цикл

Г. Ларош, Н. Кашкин, Ц. Кюи

Венчание с А. Милюковой

Гастроли по Америке

1893 г., 25 октября

«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)

«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)

«Евгений Онегин» (1878)

«Орлеанская дева» (1879)

«Пиковая дама» (1890)

«Лебединое озеро» (1876)

«Спящая красавица» (1889)

МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ

Первая симфония «Зимние грезы» (1866)

Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879)

Третья симфония (1875)

Четвертая симфония (1877)

Пятая симфония (1888)

Шестая симфония — «Патетическая» (1893)

«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)

«Фатум» (1868) «Буря» (1873)

«Франческа да Римини» (1876)

УВЕРТЮРЫ (ВСЕГО 5)

«Гроза» (1864) «1812 год» (1880)

ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА

«Итальянское каприччио» (1880)

«Серенада для струнного оркестра» (1880)

«Воевода» — баллада (1891)

4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884, 1887)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ

3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893)

Концерт для скрипки с оркестром (1878)

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876)

«Меланхолическая серенада» (1875)

4 кантаты, в том числе «Москва» (1883)

«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)

«Всенощное бдение» (1881)

Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др,

КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ

3 струнных квартета (1871, 1874, 1876)

Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882)

«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892)

Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5,

Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878),

«Времена года» (1876), Соната до-диез минор,

Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО

«Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42

КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73)