биография Булгакова Мать И Отец

Мать писателя Михаила Булгакова

Варвара Михайловна Покровская (1869–1922), мать Михаила Булгакова,
родилась в Орловской губернии в семье соборного протоиерея. Окончила женскую гимназию, была учительницей в женской прогимназии. 1 июля 1890 года она вышла замуж за Афанасия Ивановича Булгакова и переехала в Киев. У них родилось семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1892), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902).

Варвара Михайловна осталась вдовой в 37 лет. После внезапной кончины мужа она пришла в растерянность. Вот что В. М. Булгакова написала в своём дневнике через две недели после похорон: «Я сейчас переживаю состояние полной душевной усталости, когда хотелось бы уйти куда-нибудь от жизни и ни о чём не думать. Но жизнь уже дает себя знать самой тяжёлой стороной – материальной: надо заботиться о детях, удовлетворять их нужды. Я не смею уклоняться от этих обязанностей, раз волею Господа этот тяжёлый крест возложен на одни мои плечи». К счастью, благодаря хлопотам Киевской Духовной академии, где работал муж, вдова получила пенсию, достаточную, чтобы растить семерых детей.

Варвара Михайловна была энергичной и талантливой женщиной. По воспоминаниям сестры писателя Н. А. Булгаковой: «Атмосфера в семье была непринуждённая… основным методом воспитания детей была шутка, ласка и доброжелательность… это то, что выковывало наши характеры. У нас в доме всегда звучал смех.… Это был лейтмотив нашей жизни… Влияние матери на детей было огромным… Она вела нас твёрдой, но умной рукой».

Варвара Михайловна прекрасно понимала, что есть добро: знание, искусство, культура. И что есть зло: праздность, уныние, эгоизм. Её метод воспитания и обучения детей был похож на бесконечную игру. Уроки музыки сменялись уроками литературы, уроки живописи – изучением иностранных языков. Михаил Афанасьевич знал французский, немецкий, греческий и латинский языки. И в этом была заслуга матери, а не лицея, где, как известно, Булгаков не блистал особыми успехами.

Особое значение Варвара Михайловна придавала классической музыке. Вся семья Булгаковых была театральной и музыкальной. У них был свой домашний театр и домашний оркестр. По вечерам, уложив детей спать, мама играла на рояле Шопена. Она завела традицию на каждое Рождество, на ёлку писать для детей новый рассказ или сказку. Причем старалась, чтобы сказки были не только поучительные, но и весёлые. К сожалению, они не сохранились. Сам М. Булгаков написал свой первый рассказ в семь лет.

Варвара Михайловна целенаправленно занималась интеллектуальным развитием своих детей. Она прививала детям любовь к хорошей литературе. Возможно, первым писателем-классиком, с которым мать познакомила Михаила, был Николай Васильевич Гоголь, ставший его любимым писателем.

Мать прививала детям любовь к театру. Особенно семья увлекалась оперой. Михаил Афанасьевич сорок один раз прослушал «Фауста» в гимназические студенческие годы. Очевидно, мама не жалела денег на такие увлечения детей. В доме Булгаковых преобладали интеллектуальные интересы. Вся жизнь детей была строго организована, упорядочена, определена на несколько лет вперёд.

Большое внимание мать Булгакова отводила трудовому воспитанию. «Её идея, превосходная идея, была: нельзя допускать, чтобы дети бездельничали. И мама давала нам работу, – писала в воспоминаниях Н. А. Булгакова. – Например, летом на даче моя обязанность была заниматься до обеда с младшими братьями. Если не было работы, Варвара Михайловна её придумывала. Однажды она дала задание девочкам перештопать все носки братьев. А братьям об этом рассказал М. А. Булгаков в своём шуточном стихотворении: “Ты иди песок сыпь в ямы, Ты ж из ям песок таскай”».

О педагогическом таланте Варвары Михайловны знали все родственники и друзья. Вскоре к её семерым детям добавились ещё три племянника. Помогать детям близких и дальних родственников было частью русской культуры материнства, сохранявшейся на протяжении столетий, вплоть до конца XX века.

Причин здесь было несколько:
1. Если дети остались сиротами.
2. Попали в неблагоприятные условия и нуждались в заботе.
3. Из-за бедности родителей или других причин не имели возможности получить хорошее воспитание и образование.

Главной целью Варвары Михайловны было дать детям высшее образование. Однажды она собрала их и объявила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет – это образование». «И вот эта женщина сумела нас сплотить и вырастить». Все десять её детей, родных и приёмных, получили высшее образование.

Ни гении, ни их Гениальные Матери просто так сами по себе, без творческой материнской любви и воспитания не рождаются, не раскрываются. Истоки материнского гения Варвары Михайловны Покровской можно найти в дневнике Н. А. Булгаковой: «…Покровская, то дорогое и родное, особый милый отпечаток, который лежит, несомненно, на всей маминой семье. Безусловно, что-то выдающееся есть во всех Покровских, начиная с бесконечно доброй и умной, такой простой благородной бабушки Анфисы Ивановны.… Какая-то редкая общительность, сердечность, простота, доброта, идейность и, несомненно, талантливость – вот качество Покровского дома…. Любовь к родным, преданиям и воспоминаниям детства, связь между родственниками – отпрысками этого дома, сердечная глубокая связь, какой нет в доме Булгаковых. Жизнерадостность и свет!»

Бабушка – Анфиса Ивановна – каждое лето гостила у них на даче. Из воспоминаний Н. А. Булгаковой: однажды бабушка «вдруг взялась читать Достоевского и всё время читала. А на мой вопрос сказала: “Надечка, ты пойми. Мне ведь мало осталось жить – не могу же я не знать такого писателя!”»

Фамилия Турбины, данная Булгаковым автобиографическим героям романа «Белая гвардия», была девичьей фамилией Анфисы Ивановны. Роман «Белая гвардия» начинается со смерти матери. Мать уносила с собой самое драгоценное – воспоминание о детстве. «Мама, светлая королева, где ты?»

Михаил Афанасьевич Булгаков

Фото Все

Видео Все

Загадки «Мастера и Маргариты» | Телеканал «История»

Михаил Булгаков. Проклятие мастера

Гении и злодеи. Михаил Булгаков. 2005

Михаил Булгаков — биография

Михаил Булгаков – писатель, драматург, актер и режиссер театра. Написал множество произведений, самыми знаменитыми среди которых стали «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».

Михаил Булгаков прожил всего 48 лет, и два десятка из них в литературе. Он называл себя «затравленный волк», потому что из трехсот откликов на его творчество только три было положительными. Он и сам был очень беспощадным к себе, писал, что все, что он делает, это рвань, которую нужно сжечь или порвать, чтобы никто не видел. Он судил себя и свою деятельность очень строго, в соответствии с совестью и вечностью. Часто он называл себя «мистическим» писателем, потому что его рукописи и дневники иногда терялись, но каким-то чудесным образом возвращались обратно.

Детство

Родился Михаил Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец Афанасий Булгаков был профессором-богословом, мама Варвара Булгакова растила детей и занималась домом. Михаил был самым старшим ребенком в семье, кроме него подрастали еще два брата и четыре сестры. Миша на правах старшего старался помочь родителям, частенько нянчил младших. Его брат Николай впоследствии сделал карьеру ученого-биолога, Иван эмигрировал, и за границей приобрел популярность виртуозной игрой на балалайке. Образ сестры Варвары Булгаков запечатлел в романе «Белая гвардия», с нее списана Елена Турбина.

Михаил Булгаков в юности

Михаил окончил гимназию и стал студентом медицинского института. При выборе жизненного пути он руководствовался исключительно материальной выгодой этой профессии. Его дяди работали докторами и имели приличный доход. Пареньку, который вырос в многодетной семье, и знал цену каждой копейки, это казалось самым главным в профессии.

Когда началась Первая мировая война, Булгакова призвали на службу в прифронтовую зону доктором. Потом он имел врачебную практику в городе Вязьме, затем вернулся в родной Киев, где устроился на работу венерологом. В 20-е годы Михаил уезжает в Москву, и именно здесь началась его творческая биография. Сразу он пишет фельетоны, позднее стал драматургом и режиссером. Он начинал во МХАТе, потом служил в Центральном театре рабочей молодежи.

Книги

Литературное творчество Булгакова началось с повести «Похождения Чичикова», которая была написана в сатирическом ключе. Потом он опубликовал «Записки на манжетах», которые отчасти были автобиографическими. За ними пришла очередь социальной драме «Дьяволиада». Эти произведения сделали Булгакова известным, а роман «Белая гвардия» только добавил ему популярности. Роман был первым крупным произведением Михаила, но встречен он был достаточно неоднозначно. Его критиковали все, кто мог — от отечественных критиков писатель слышал обвинения в антикоммунистических взглядах, зарубежные критики наоборот, считали, что он слишком лояльно относится к власти большевиков.

Опыт работы врачом пригодился писателю в его творчестве. Он выпустил сборник сочинений «Записки юного врача», который до сих пор интересен читателю. Особенной популярностью пользуется рассказ под названием «Морфий». Медицинская тема нашла свое отражение и в повести «Собачье сердце», хотя на самом деле она стала не столько отражением достижений науки, а скорее острой критикой на окружающую его действительность. В те же годы родилась еще одна повесть – «Роковые яйца», написанная в жанре фантастики.

В 30-е годы его перестали печатать вообще. Он чуть было не потерял рукопись «Собачьего сердца», которую отняли у него вместе с дневниками при обыске в 1926 году.

Рукопись удалось вернуть спустя два года, а вот дневники исчезли бесследно. Однако повесть ждала выхода в свет на протяжении долгих 60 лет, ее напечатали только в 1987-м. Другие произведения – «Театральный роман», «Жизнь господина Мольера» читатели увидели в 1965 году. А роман, который прославил Булгакова не только на всю страну, но и на весь мир – «Мастер и Маргарита» удалось издать в 1966 году и в сильном сокращении.

Михаил Булгаков в творческом процессе

Весной 1930 года отчаявшись быть хоть когда-то напечатанным, Михаил Булгаков письменно обратился к партийному руководству и попросил принять какое-то решение в его дальнейшей судьбе – или подписать документы на отъезд за границу или дать ему возможность продолжать трудиться. Булгаков удостоился ответа от самого Сталина, который лично позвонил и разрешил ему работать в театре режиссером. Однако ни одна из книг Булгакова больше не была напечатана.

Михаил Булгаков — биография, новости, личная жизнь

Михаил Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков. Родился 3 мая (15 мая) 1891 года в Киеве, Российская империя — умер 10 марта 1940 года в Москве. Русский и советский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец — Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), русский богослов и историк церкви.

Мать — Варвара Михайловна Булгакова (в девичестве — Покровская; 1869-1922).

Сестра — Вера Афанасьевна Булгакова (1892-1972), в замужестве Давыдова.

Сестра — Надежда Афанасьевна Булгакова (1893-1971), в замужестве Земская.

Сестра — Варвара Афанасьевна Булгакова (1895-1956), прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».

Брат — Николай Афанасьевич Булгаков (1898-1966), русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.

Брат — Иван Афанасьевич Булгаков (1900-1969), музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.

Сестра — Елена Афанасьевна Булгакова (1902-1954), прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Дядя — Николай Иванович Булгаков, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.

Племянница — Елена Андреевна Земская (1926-2012), известный российский лингвист, исследователь русской разговорной речи.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь.

31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Михаил Булгаков в молодости

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892-1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. . Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. «Ну, значит, всё в ломбарде!»»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным.

В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог — в это время он перестал употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году стала его женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш» и когда пьеса была запрещена Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года) и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.

С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru — наследственную болезнь почек. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Булгаков уважительно относился к Б. Л. Пастернаку. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».

Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).

Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя двадцать шесть лет после смерти писателя. Роман принес Булгакову мировую известность.

Посмертно был также опубликован роман «Записки покойника», названный в публикации «Театральный роман», и ряд других произведений М. А. Булгакова.

Личная жизнь Михаила Булгакова:

Первая жена — Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982), первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Состояли в браке в период 1913-1924 годов.

Татьяна Лаппа — первая жена Михаила Булгакова

Вторая жена — Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895-1987). Состояли в браке в 1925-1931 годах.

Любовь Белозёрская — вторая жена Михаила Булгакова

Третья жена — Елена Сергеевна Шиловская (1893-1970). Поженились в 1932 году. Она была основным прототипом персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». После смерти писателя — хранительница его литературного наследия.

Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Повести и романы Михаила Булгакова:

«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
«Дьяволиада» (повесть, 1923)
«Записки на манжетах» (повесть, 1923)
«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
«Роковые яйца» (повесть, 1924)
«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
«Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928-1929)
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
«Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году).

Пьесы, либретто, киносценарии Михаила Булгакова:

«Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
«Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
«Бег» (пьеса, 1926-1928)
«Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
«Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
«Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
«Адам и Ева» (пьеса, 1931)
«Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
«Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
«Ревизор» (киносценарий, 1934)
«Александр Пушкин» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
«Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
«Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
«Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937-1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
«Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939).