биография Бортнянского Дмитрия Степановича Кратко

БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ

Д. М. Бортнянский

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825), русский композитор.

Родился в 1751 г. в г. Глухове Черниговской губернии. Семи лет за прекрасный голос был взят в придворный хор. В 1764-1768 гг. занимался теорией музыки под руководством Галуппи.

После отъезда Галуппи в Венецию Бортнянский в 1769 (у Мелаллова — в 75/?/) г. был отправлен туда для продолжения у него образования. В Италии провел 10 лет — это очень много: обычное время пребывания «пенсионеров» за счет казны было вдвое-втрое меньше. Причиной задержки послужило частое отвлечение молодого музыканта от занятий с маэстро Галуппи на разного рода деятельность при графе Орлове: в это время шла русско-турецкая война 1768-1774 гг., и Бортнянский, с его южно-европейской внешностью и знанием итальянского языка, выполнял ряд поручений, от разведывательных и секретных до участия в экспедициях под командованием князя Долгорукова, связанных с открытием второго фронта на Балканах. После войны пишет оперу «Креонт», постановка которой должна была стать как бы выпускным экзаменом по результатам учебы. Не слишком усердные занятия сказались — опера жестоко провалилась. Об этом было донесено в Петербург, но вместо взыскания Бортнянский получил продление пребывания в Италии. В 1778 г. он реабилитировал себя успешными постановками двух опер.

В 1779 г. вернулся в Петербург. Имя Бортнянского было овеяно романтическим ореолом военных подвигов и приключений, сочинения его произвели при дворе хорошее впечатление, и он сразу был назначен придв. капельмейстером и композитором. В 1796 г., с учреждением придворной капеллы, он был сделан первым ее управляющим и получил звание «директора вокальной музыки», в каковой должности и оставался до конца жизни. По отзывам современников, был очень симпатичным человеком, строгим к службе, преданным искусству, добрым и снисходительным к людям.

Рассказывают, что в день кончины он позвал к себе хор капеллы и велел петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душе моя», под звуки которого тихо скончался 28 сентября 1825 г. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Деятельность композитора

Бортнянский постепенно увеличил состав хора с 24 до 60 человек и достиг того, что капелла стала служить исключительно целям церковного пения. Улучшил исполнение, сделал его более церковным, устранив вычурные виртуозные украшения и т.п. По настоянию Бортнянского был издан ряд высочайших указав, охранявших чистоту церковного стиля в его понимании. В 1816 г. было повелено: «все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения Бортнянского». Бортнянскому также было поручено обучать причетников приходских церквей Петербурга «простому и единообразному нотному пению», для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса.

Д. М. Бортнянский

Стиль церковных сочинений Бортнянского в основном гармонический; гармония сложностью не отличается. Главную мелодию он почти всегда помещает в верхнем голосе, редко давая самостоятельное значение остальным голосам. Зная хорошо человеческие голоса, он писал удобоисполнимо и достигал прекрасной звучности.

Для современников сочинения Бортнянского были заметным шагом вперед, но уже ближайшими следующими поколениями стиль их был признан не вполне отвечающим назначению. А.Ф.Львов в своем сочинении «О свободном и несимметричном ритме» отмечал слишком свободное обращение Бортнянского с церковными текстами, на допущенные им перестановки слов и даже изменения текста в угоду музыкальным требованиям. Глинка называл его «Сахар Медович Патокин». Чайковский, редактируя «Полное собрание сочинений» Бортнянского, сурово отзывался о его сочинениях, находя в концертах «самый плоский набор общих мест», а из всего им написанного отмечал лишь «десяток порядочных вещей». «Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и проч., — писал он фон Мекк, — но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы.»

Бортнянский сделал первый опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в певческих книгах, изданных впервые Синодом в 1772 г. («Помощник и покровитель», «Ныне силы»(№2), «Приидите, ублажим», «Дева днесь», «Ангел вопияше» и др.) В этих переложениях он только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им размер и уложив в рамки мажора и минора, для чего потребовалось иногда немного менять их. Замечателен проект Бортнянского о печатном издании древних мелодий в их подлинном крюковом виде, которое по его мысли должно было

  1. восстановить историческую связь в развитии богослужебного пения,
  2. дать возможность желающим «прибегать к этому пению, как к источнику» и «почерпать в нем полезное и лучшее и сообразно дарованиям своим из того делать употребление»,
  3. прекратить «нелепые и самовольные церковного пения переправы, исказившие и мелодию, и степенный ход ее»,
  4. открыть возможность объяснения крюковой системы, «которая была бы самым лучшим способом познать подробнее свойства диатонического рода, в каковом идет все церковное пение, противоположно новейшей музыкальной системе»,
  5. служить средством к единению старообрядчества с православной церковью.

Несмотря на серьезность поставленных вопросов и задач и влиятельное положение автора проекта, он остался без движения.

В конце жизни отобрал и подготовил к изданию 35 своих духовных концертов.

«Все музыкальные сочинения Бортнянского весьма близко изображают слово и дух молитвы; при изображении молитвенных слов на языке гармонии он избегал таких сплетений аккордов, которые кроме разнообразной звучности ничего не изображают, а изобретаются как будто для показания тщетной учености сочинителя. он нигде не предпочитал бездушного наслаждения слуха наслаждению сердца, внимающего пению говорящему. Он сливает хор в одно господствующее чувство, в одну господствующую мысль. » (Ф.П.Львов, директор капеллы после Бортнянского)

В издание Юргенсона «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений» (под ред. Чайковского) вошли: 9 трехголосных соч. (в т.ч. Литургия), 29 четырехгол. песнопений (в т.ч. 7 Херувимских), 16 двухорных песнопений, 14 «Тебе Бога хвалим» (4 одно- и 10 двухорных), 45 концертов (35 одно- и 10 двухорных), гимны и частные молитвы («Коль славен» и др.)

Бортнянский Дмитрий Степанович, русский композитор: биография, творчество

Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской музыкальной культуры. К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.

Детство

Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.

Первые ростки таланта

Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.

Начало музыкального образования

Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.

Отъезд в Санкт-Петербург

Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.

Судьбоносная встреча с итальянским композитором

В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.

Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.

Обучение в Италии

Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.

Кратковременная военная служба

Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.

Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.

Первые знаменитые оперы

В 1776 г. афиши Сан-Бенедетто приглашали желающих посетить оперу «Креонт», сочиненную Бортнянским, российским музыкантом. Произведение не провалилось, но и большого успеха не обрело. Следующее произведение «Алкид» получилось у молодого композитора уже более зрелым. Дмитрий Степанович очень внимательно отнесся к характеру персонажей, музыка стала раскованнее, разнообразнее. Композитор постарался передать настроение героя, его настороженность, сомнения и нерешительность. Премьера «Алкида» состоялась в Венеции. Произведение имело оглушительный успех.

Дебют следующей оперы «Квинт Фабий» прошел в Модене. Дмитрий Степанович получил хорошие отзывы от местной прессы. Критики заметили изобретательность, изящество исполнения и искусное построение сюжетной линии. В результате спектакль даже получил одобрение двора и бурные аплодисменты зрителей. В 1779 г. Дмитрий Степанович вернулся в Россию.

Получение придворных чинов

Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.

Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.

Карьера при дворе

В 1786 г. появилось произведение «Празднество сеньора» (Бортнянский). Княжна Мария Федоровна попросила сделать оперу более значимой. В результате Дмитрий Степанович написал музыку к новому либретто. Опера получила название «Сокол», многие мотивы были взяты из «Алкида». Премьера нового произведения прошла в октябре 1786 г. Опера Бортнянского «Сокол» имела огромный успех.

Она отражает виртуозность и мастерство маэстро. Он смог найти сочетание отдельным ариям и балетным вставкам, гармонично связав их, передать вместе с музыкой теплоту, раскрепощенность и эмоциональную выразительность. Произведение «Сокол» стало одним из хрестоматийных. Сначала опера звучала в Гатчинском театре, потом перешла в Павловский. Затем произведение попало почти на все небольшие сцены.

Через год появился новый шедевр Бортнянского «Сын-соперник, или Новая Стратоника». Произведение стало одним из лучших. Потом Дмитрий Степанович начал писать хоровые концерты. В то время это был привычный жанр. Произведения исполнялись в основном на особых церковных службах. Однако часто концерты проходили и на придворных торжествах, во время важных церемоний. Бортнянский Дмитрий смог так изменить хоровые произведения, что они стали новым направлением в музыке.

На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.

На руководящей должности в придворной Капелле

С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.

В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.

В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.

Одновременно Дмитрий Степанович занимался и собственным искусством, создавая все более привлекательные романсы, инструментальную музыку, камерные произведения и сонаты. Новое столетие Бортнянский встретил на пике своей славы. Произведение «Сын-соперник, или Новая Стратоника» было связано с расцветом Капеллы. Это наиболее значимая музыкальная вещь композитора из всех созданных на французские тексты.

Увлечения Бортнянского

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.

Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.

Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий – отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для Павловского дворца.

В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.

Дмитрий Степанович никогда не состоял в масонских ложах. Однако некоторые его гимны считались приоритетными для тайных обществ. В историю русской культуры вошло также произведение Бортнянского «Певец во стане русских воинов». В этом шедевре Дмитрий Степанович даже превзошел себя, так как получилась застольная хоровая песня. Исполнять ее можно было и в сольном варианте.

Творчество Бортнянского

Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы – духовную, для малого двора – светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.

Наиболее известные из оперных произведений те, которые Бортнянский создавал в Италии. Эти первые сочинения до сих пор считаются «золотой коллекцией». Инструментальные сборники писались Дмитрием Степановичем уже в 80-х гг.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.

Личная жизнь композитора

Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос – служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей – дочь Марья и сын, названный в честь деда.

Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.

К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.

Последние годы жизни

Придворная капелла оставалась «детищем» Дмитрия Степановича до последних лет жизни. В эти годы он с еще большей педантичностью учил и работал с подопечными, стараясь по максимуму раскрыть их пение.

Все дни Бортнянского были заполнены «под завязку». Домой он ходил пешком, вдоль набережной Мойки, пересекал Сенатскую площадь и сворачивал направо на углу Миллионной улицы. Дойдя до дома, поднимался в свой кабинет, и иной раз долго сидел в задумчивости. Старость брала свое, Дмитрий Степанович в последние годы сильно уставал.

Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.

Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.

Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.

В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).

Наследие великого композитора

После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.

Вспомнили об этой музыке Дмитрия Степановича Бортнянского спустя долгие годы, только в 1901 г., по случаю 150-летия со дня рождения композитора. В Капелле случайно нашлись ранние сочинения, была устроена их выставка. Среди них были такие известные произведения, как «Алкид», «Сокол», Квинт» и другие. Сохранился и клавирный сборник, который посвящался княжне Марии Федоровне.

О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.

Дмитрий Бортнянский — краткая биография композитора

ФИО: Бортнянский Дмитрий Степанович
Дата рождения: 28 октября 1751 г.
Место рождения: Глухов, Украина
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Композитор, дирижер, певец
Дата смерти: 10 октября 1825 г. (73 года)

Композиторская музыка в России начала делать свои первые шаги только в XVIII в. Её истоком было народное творчество. Именно в XVIII в. его начали собирать, исследовать и записывать.

Но самый большой импульс развитию профессиональной музыки дал Пётр I: он начал приглашать в Россию иностранных музыкантов, певцов, ввёл Ассамблеи, на которых необходимо было исполнять «чужеземные» танцы: менуэт, гавот, экосез, сарабанду и др.

В Петербурге и Москве начали ставить оперы. Появились и свои композиторы: Осип Козловский (1757-1831), Михаил Соколовский (1756-?), Михаил Матинский (1750-1820), Даниил Кашин (1769-1841), Дмитрий Бортнянский (1751-1825).

Дмитрий Степанович Бортнянский был не только композитором, но и певцом и дирижёром. Он автор опер, хоров, увертюр, концертов, сонат, маршей, разнообразной инструментальной музыки, а также духовных произведений. Его творческая жизнь сложилась очень счастливо, что редко бывает с истинными талантами.

Происхождение и детство

По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.

Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.

Проявив исключительные музыкальные способности, Бортнянский через 2 года был отправлен в Придворную певческую капеллу в Петербург. И здесь ему способствовала удача: он стал любимцем императрицы Елизаветы Петровны, принимал участие в придворных спектаклях и церковных службах, изучал иностранные языки, учился актерскому искусству. Исполнял и сольные партии в спектаклях: в возрасте 11 лет он пел сольную партию в опере «Альцеста» придворного композитора Г. Раупаха. Сам директор капеллы занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи учил его композиции.

В возрасте 13 лет его дискант сменился на мелодичный «сладкозвучный» тенор.

Краткая биография

  1. Юность Бортнянского совпала с тем временем в России, когда зарождалась профессиональная композиторская школа и наблюдался общественный подъём на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.
  2. В 1766-1768 гг. был певчим при императорском дворе под руководством Б. Галуппи.
  3. В 1768 г., в возрасте 17 лет, Бортнянский по рекомендации Галуппи отправился на казённый счёт в Италию для изучения музыки европейских композиторов (Генделя, Скарлатти, полифонистов венецианской школы). В Италии он пробыл 10 лет. Жил в основном в Венеции, но выезжал в Болонью, Рим и Неаполь. За это время его родители умерли.
  4. В Италии состоялся его дебют в качестве композитора: он сочинил «Немецкую обедню», включив в неё православные песнопения.
  5. В 1776 г. написал оперу «Креонт».
  6. В 1778 г. создал две оперы: «Алкид» и «Квинт Фабий», которые были поставлены в театре и имели успех у итальянских зрителей. Были созданы и другие произведения, в том числе духовные.
  7. В Италии он освоил клавесин и орган.
  8. В 1779 г. возвратился в Россию. Его итальянские сочинения произвели большое впечатление при императорском дворе, он был назначен композитором Придворного певческого хора.
  9. Женился в период 1780-1782 гг. (точная дата неизвестна).
  10. В 1780-1784гг. работал при дворе капельмейстером, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
  11. В Петербурге Бортнянский много сочинял: хоровые концерты, инструментальная музыка, камерные произведения, романсы на стихи французских поэтов.
  12. В 1786-1795 гг. обучал музыке детей будущего императора ПавлаI, создал цикл сонат для клавесина, Концерт для чембало с оркестром, Квинтет, Концертную симфонию. Это было первое в России симфоническое произведение.
  13. С середины 80-х гг., когда императорский двор увлекся театром, создал три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787).
  14. В 1791-1814 написал несколько кантат и ораторий на слова Г. Державина.
  15. В 90-х годах XVIII в. писал много духовной музыки, в основном хоровые концерты. Они отличались особым лиризмом и были уже шагом к классицизму.
  16. В 1796 г. в Петербурге была создана Придворная капелла, Бортнянский стал её управляющим, а через некоторое время – директором. Оставался в этой должности до конца своей жизни.
  17. В 1806 г. за усердный труд получил чин действительного статского советника.
  18. Будучи широко образованным человеком, в начале XIX в. участвовал в литературных вечерах, встречался с Г. Державиным, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским и на его стихи написал песню для хора «Певец во стане русских воинов» (1812) для солиста-тенора, хора и оркестра.
  19. В 1815 г. был избран почетным членом Филармонического общества.
  20. В 1816 г. по указу императора Александра I был принят закон, по которому в церкви допускались к исполнению только произведения самого Бортнянского или произведения, получившие его одобрение. Это говорит о высокой оценке его деятельности.
  21. 1817-1824 гг. отмечены активной концертной деятельностью в капелле, издательской работой в области хорового искусства, подготовкой к печати Духовных хоровых концертов, педагогической деятельностью.
  22. Умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Существует легенда, что в день кончины Бортнянский позвал к себе в дом хор капеллы и попросил петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под его звуки он скончался.
  23. В 1953 г. его прах перенесли на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.
  24. Его духовная музыка исполняется в русских православных храмах до настоящего времени.

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Личная жизнь

Жена: Анна Ивановна Бортнянская.

Дети: сын Александр – военный. Служил в гвардии в чине поручика.

Внуки: Марья и Дмитрий. Дмитрий имел сильный и красивый голос и ещё в раннем детстве был принят дедом в капеллу певчим.

В семье Бортнянского приютили и воспитали сироту Александру Михайлову.

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Значение деятельности

Значение Д.С. Бортнянского в развитии русской профессиональной музыки очень велико. Его творчество относится к рубежу двух эпох в истории русской музыки: «предклассический» период заканчивался и начинался классический. Хотя первым классиком русской музыки считают М.И. Глинку, К. Ковалёв, автор книги «Бортнянский» из серии ЖЗЛ, утверждает, что первым классиком был именно Д.С. Бортнянский.

Он много сделал для развития хорового искусства:

  • Отделил хор a capella от оперного.
  • Повысил певчим жалования.
  • Строил для певчих новые жилые корпуса.
  • Хранил и развивал вокальные традиции капеллы.

В начале 1800-х гг. ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы.

Бортнянский – автор духовных произведений. Его духовная музыка сильно изменила церковное пение в России. Он создал новый тип духовного хорового концерта. Новаторство этих концертов в том, что в них он использовал элементы народной музыки и маршевые ритмы, лирические песенные мотивы и танцевальные мелодии.

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Музыка композитора отличается безупречным художественным вкусом, сдержанностью, благородством, классической ясностью, высоким профессионализмом, которого он добился в результате изучения современной европейской музыки.

Творческое наследие Бортнянского поражает жанровым разнообразием: 6 опер, более 100 произведений для хора, множество инструментальных произведений, произведений для клавесина и оркестра, романсов, ораторий.

В XIX в. его музыка была почти забыта, оценивалась порой как слишком слащавая, но в XX в. о ней вспомнили и сейчас она вновь вернулась к слушателям. А его духовная музыка всегда пользовалась популярностью.

  • 55 духовных хоровых концертов для четырёхголосного хора.
  • 12 духовных концертов.
  • 30 хоровых концертов.
  • Около 20 переложений церковных песнопений.

Бортнянский одним из первых в России начал писать кантаты, очень сложный музыкальный жанр (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

Он пользовался любовью соотечественников не только как композитор, но и как разносторонне одаренная личность, обладавшая редким обаянием. Был страстным коллекционером, собирал произведения живописи и скульптуры.

В Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» Д.С. Бортнянский изображен рядом с Г.Р. Державиным.