биография Болконского В Романе Война

Характеристика Андрея Болконского, образ, описание, внешность, характер, портрет | «Война и мир»

Андрей Болконский.
Художник В. Серов

Молодой князь Андрей Болконский является одним из главных героев выдающегося романа «Война и мир» Льва Толстого.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героя, его цитатный портрет и т.д.

Смотрите:
— Все материалы об Андрее Болконском

— Все материалы по роману «Война и мир»

Характеристика Андрея Болконского, образ, описание, внешность, характер, портрет в романе «Война и мир» Толстого

Князь Андрей Николаевич Болконский является сыном богатого князя Николая Болконского. У Андрея есть сестра — княжна Марья Болконская. Мать героя, судя по всему, давно умерла. Андрей Болконский также является лучшим другом Пьера Безухова, второго главного героя романа.

Возраст Андрея Болконского в начале романа — 27 лет (в 1805 г.):

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. » (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г., том 2 часть 3 глава III)

«Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. » (том 2 часть 3 глава V)

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. » (том 1 часть 1 глава III)

«С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.» (том 1 часть 1 глава III)

«. в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки. » (том 3 часть 3 глава XXXI)

«. за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. » (том 1 часть 2 глава II)

«. он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. » (том 1 часть 2 глава XI)

«. невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире. это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим. » (том 2 часть 3 глава XV)

«Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга. » (после Аустерлица, том 2 часть 3 глава XVI)»

«. вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку. » (том 1 часть 2 глава X)

«. князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою ручкой. » (том 1 часть 1 глава VI)

«. принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. » (том 1 часть 1 глава XXV)

«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. » (том 2 часть 3 глава XVII)

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. « (том 1 часть 1 глава III)

«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. « (том 1 часть 1 глава VI)

«. он имел репутацию ума и большой начитанности. « (том 2 часть 3 глава V)

«. в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. « (том 2 часть 3 глава XXV)

«Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. « (княжна Марья о брате, том 2 часть 2 глава XIV)

«. его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие)..» (том 1 часть 1 глава VI)

«Он имел. практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу. « (том 2 часть 3 глава I)

«. не возражал, но видно было, что, какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. « (том 1 часть 1 глава XXIV)

«. Кутузов. отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. « (том 1 часть 2 глава III)

«Ваш сын. надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного. » (Кутузов о Болконском, том 1 часть 2 глава III)

«Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся. « (том 2 часть 5 глава XXI)

«. но как только он сталкивался с кем‑нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. « (том 3 часть 2 глава V)

«. князь Андрей, презрительно прищурившись. выслушивал. « (том 1 часть 3 глава IV)

«. неприятный, насмешливый тон князя Андрея. « (том 1 часть 3 глава VII)

«Он слегка-презрительно улыбнулся. « (том 1 часть 3 глава VII)

«По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. « (том 2 часть 3 глава XVI)

«. он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались, и все желали его видеть. « (том 2 часть 3 глава V)

«. этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу. » (виконт Мортемар о Болконском, том 1 часть 1 глава V)

«Нельзя, mon cher <мой милый>, везде всё говорить, что́ только думаешь.» (Андрей — Пьеру, том 1 часть 1 глава V)

«. князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. » (том 1 часть 1 глава VI)

«. этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик. « (том 1 часть 1 глава XXV)

«Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей. « (том 2 часть 3 глава V)

«Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся. « (Перонская о нем, том 2 часть 3 глава XV)

«. замечаниям Перонской о его грубости. « (том 2 часть 3 глава XVI)

«Он редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. « (том 2 часть 3 глава XXIV)

«. князь Андрей (чтó с ним редко бывало) казался смущен. « (том 2 часть 3 глава XXI)

«Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном. « (том 3 часть 1 глава VIII)

«Это субъект нервный и желчный . » (доктор Наполеона о раненном Болконском, том 1 часть 3 глава XIX)

«. он всё критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто-то приехал. « (том 2 часть 3 глава XVIII)

«Я знаю, что лучше его не бывает людей, и так мне спокойно, хорошо теперь. « (том 2 часть 4 глава I)

«— Очень рад, — отвечал Николай. — Он отличный человек.» (том 2 часть 4 глава I)

«А впрочем Бог даст, всё и хорошо будет, – заключала она всякий раз, – он отличный человек. « (графиня Ростова, том 2 часть 4 глава I)

«Так я тебе говорила, André, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. « (том 1 часть 1 глава XXV)

«. с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. « (том 2 часть 3 глава XXV)

«В штабе Кутузова, между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. « (том 1 часть 2 глава III)

«. способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми. способности работать и учиться. « (том 1 часть 1 глава IV)

«. он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. « (том 3 часть 1 глава VIII)

«Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: все было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками. « (том 1 часть 1 глава XXV)

«Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. « (том 2 часть 5 глава XXI)

«. он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг. « (том 3 часть 2 глава V)

«Одно имение его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. « (том 2 часть 3 глава I)

«. во-вторых, потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования.» (том 2 часть 3 глава V)

«Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная от своих мужиков и до дворян. « (том 2 часть 3 глава XXV)

«. он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. « (том 2 часть 2 глава XII)

«Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. « (том 2 часть 3 глава V)

«Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. « (том 2 часть 3 глава XVI)

«Князь Андрей любил танцевать. « (том 2 часть 3 глава XVI)

«Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал). « (том 2 часть 3 глава XXIV)

«Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо . « (том 2 часть 3 глава V)


Краткая биография Андрея Болконского

В начале романа молодой Андрей Болконский состоит в браке с Лизой Болконской (Мейнен), племяннице Кутузова. Андрей и Лиза женаты недавно, но они оба не чувствуют себя счастливыми в браке.

В 1806 г. Лиза умирает при родах, оставив мужу новорожденного сына Николеньку. Князь Андрей долго не может прийти в себя и чувствует свою вину в смерти жены. Затем он влюбляется в Наташу Ростову и делает ей предложение, но их свадьба расстраивается из-за влюбленности Наташи в Анатоля Курагина. В 1812 г. Андрей участвует в Бородинской битве, в которой получает смертельное ранение.

Подробнее о жизни князя Андрея читайте в статье «Биография Андрея Болконского».

Это был цитатный образ и характеристика князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого: портрет в цитатах, описание внешности и характера персонажа и т.д.

Андрей Николаевич Болконский

Фото Все

Видео Все

Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир, служба в армии, семья

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — образ и характеристика главного героя романа «Война и мир»

Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Андрей Болконский — биография

Андрей Николаевич Болконский – один из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир».

В исторических исследованиях не найдено точных прототипов героя романа Льва Толстого Андрея Болконского. Это собирательный образ, не лишённый индивидуальных черт, изумительно поданный Вячеславом Тихоновым в киноверсии Сергея Бондарчука.

Линия героя

Князь Андрей Николаевич Болконский, будучи сыном именитого и знатного отца, становится участником Отечественной войны 1812 года. Существенное нравственное значение для Андрея имеет жизнь и судьба его сестры, княжны Марьи Болконской. Мать героя, судя по всему, умерла, когда он был совсем маленьким. По мере развития событий Андрей Болконский становится лучшим другом ещё одной ключевой фигуры романа, Пьера Безухова.

Андрею Болконскому на первых станицах романа ориентировочно – 27 лет, поскольку в третьей главе второго тома им произносится фраза: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

Болконский умён, начитан, обладает хорошей памятью. Он бывает в светском обществе ради соблюдения устоявшихся приличий, но не любит его за пустоту и лицемерие. Первое его появление в романе происходит в модной гостиной Анны Павловны Шерер, куда он приезжает с беременной женой Лизой.

С наступлением войны 1905 года Болконский, который считает своим призванием служение Отчизне, отправляется на передовую адъютантом штаба главнокомандующего князя Михаила Кутузова. Герой проявляется как исполнительный и надёжный офицер, и главный полководец Кутузов выделяет его из числа офицеров штаба. Кроме того, имеет значение то, что жена Болконского приходилась племянницей главнокомандующему.

Болконский принимает участие в Аустерлицком сражении, получает ранение в голову и попадает во французский госпиталь. Семья считает его убитым. Ему удаётся вернуться в родное имение в Лысых Горах, где именно в этот момент его жена тяжело рожает и умирает у него на глазах. Достаточно равнодушный к своей супруге, слывший гордым, сдержанным и даже жёстким в глазах окружающих, после этих событий Болконский смягчается. В этот период его хорошим близким другом становится Пьер Безухов. Оставив военную службу, Болконский берётся за законодательную работу, сходится с Сперанским и другими видными деятелями того времени, потом, правда, разочаровывается в своих новых знакомцах. Он возвращается в свет и на одном из балов теряет голову от юной Наташи Ростовой. В глазах девушки Андрей выглядит отличным высоконравственным человеком. Старшему Болконскому не нравится скоропалительное решение сына о женитьбе, да и невеста на его взгляд простовата. Сделав предложение, Андрей по настоянию отца на год уезжает за границу. Незадолго до возвращения он получает письмо от невесты, в котором она сознаётся, что увлечена красавцем Анатолием Курагиным и их брак невозможен. Это становится тяжёлым ударом для героя и он, так и не решившись на дуэль с соперником, целиком посвящает себя службе. Прежде чем отправиться служить в Западную армию, Болконский уезжает в Турцию.

С началом войны против Наполеона Болконский просит перевести его снова на передовую, его назначают командиром егерского полка, и он становится участником Бородинского сражения, унёсшего тысячи жизней с обоих сторон. Он получает смертельное ранение в живот. В лазарете, оказавшись рядом с Кулагиным, которому ампутируют ногу, Болконский прощает своего недавнего соперника. Он также готов простить Наташу, которая молит о прощении, понимая, что всё ещё любит своего Андрея. Но ранение не оставляет ему шансов на жизнь, и он, находясь на попечении Ростовых, умирает на руках Наташи и своей сестры Марьи.

Семилетний сын Болконского Николенька остаётся под присмотром княжны Марьи.

Экранизации

«Война и мир» (фильм 1956 года)

В фильме американского режиссёра Кинга Видора, вышедшего в 1956 году, главные роли исполняли: Наташу Ростову – Одри Хёпберн, Князя Андрея Болконского – её супруг Мел Феррер, Пьера Безухова – Генри Фонда. Изначально на роль Безухова приглашался Марлон Брандо, но он за что-то невзлюбил Хёпберн и отказался. Сама Хёпберн, только что собравшая лавры после «Римских каникул», хотела бы видеть в роли Безухова Питера Устинова, продюсер же пытался уговорить Грегори Пека. Генри Фонда совершенно не подходил по возрасту, но его привлёк значительный гонорар.

Образ Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 1956г.

Съёмки проходили в Италии – в Риме, Фелонике и Пинероло. Музыку к фильму сочинил Нино Рота. Хёпберн в этом фильме была восхитительна. Но события фильма можно было бы соотнести с абсолютно любой страной, не обязательно с Россией, и то, что он имеет какое-то отношение к роману Льва Толстого, можно лишь догадываться.

Тем не менее фильм номинировался на три премии «Оскар», на две премии BAFTA и на четыре премии «Золотой глобус», одну из которых он всё-таки получил как лучший зарубежный фильм на иностранном языке.

«Война и мир» (1965 – 1967 годов)

Съёмки четырёхсерийного художественного фильма «Война и мир» велись шесть лет (в 1961 году началась работа над сценарием), стали самым масштабным проектом в истории советского кинематографа двадцатого века и контролировались прямо Министерством культуры СССР. После успеха американского фильма для советских кинематографистов было делом чести снять свой фильм на высшем уровне. Фильм снимался при помощи самой прогрессивной на тот момент широкоформатной технологии. География съёмок была очень обширна – Москва, Смоленская область, Ясная Поляна, Прикарпатье. Для получения исторической достоверности было задействовано 58 музеев страны, свыше 40 предприятий изготавливали реквизит.

Режиссёр Сергей Бондарчук был не только сценаристом (вместе с Василием Соловьёвым) и режиссёром фильма, но и взял на себя роль Пьера Безухова, ради которой ему пришлось поправиться на десять килограмм.

На роль Наташи Ростовой претендовало несколько актрис: Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но Бондарчук совершенно неожиданно выбрал выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой Людмилу Савельеву.

Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 1967г.

На роль Болконского также пробовались многие звёзды советского экрана. Бондарчук хотел взять на эту роль Иннокентия Смоктуновского, но тот был занят на съёмках «Гамлета» Григория Козинцева. По настоянию министра культуры Екатерины Фурцевой Андреем Болконским стал уже завоевавший популярность Вячеслав Тихонов. Природная холодность и аристократизм делали его самой подходящей кандидатурой на эту роль.

Одни считали достоинством фильма, другие – недостатком то, что он буквально следует букве романа. Несомненным достоинством картины стали батальные сцены. Для съёмок Бородинского сражения было привлечено 15 тысяч человек, израсходовано 23 тонны взрывчатки, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек и 1500 снарядов.

Киноэпопея получила широкое признание. Получив почётные призы нескольких кинофестивалей, она заслужила премии «Оскар» (1969 год), «Золотой глобус» (1969 год) и «BAFTA» (1970 год) за лучший фильм на иностранном языке.

«Война и мир» (телесериал, 2007 год)

В совместной телеверсии романа Льва Толстого (свои силы объединили Россия, Франция, Германия, Италия и Польша) немецкий режиссёр Роберт Дорнхельм отошёл от конвы произведения не только в плане сюжета, но и в плане внешности героев – он выбрал актёров, совершенно не соответствующих авторскому описанию. На роль Наташи Ростовой была приглашена блондинка с голубыми глазами Клеманс Поэзи. Болконского исполнил итальянский солнечный актёр Алессио Бони, которому не хватило аристократизма Вячеслава Тихонова.

Алессио Бони в роли Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 2007г.

Несмотря на ряд перечисленных отступлений, создателям сериала удалось передать атмосферу романа Льва Толстого.

«Война и мир» (телесериал, 2016 год, ВВС)

Экранизация произведения Льва Толстого английским режиссёром Томом Харпермом способствовала популяризации романа в Великобритании. После выхода сериала с полок книжных магазинов стали пропадать книги русского автора.

Съёмки проходили по большей части в России – в интерьерах исторических дворцов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Были идеально подобраны костюмы.

Андрей Болконский в фильме BBC «Война и мир» 2016г.

Главные роли исполнили: Лили Джеймс, Пол Дано и Джеймс Нортон. Основное внимание картины сфокусировано на судьбах Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова в их исполнении.

Недовольство критики было направлено на обилие откровенных сцен и добавление новых сюжетных линий. Ещё критиками отмечалось, что сериал сделан холодно, бездушно и в конечном счёте скучно.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Андрей Болконский

Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф “Война и Мир”. 1967

Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.

Описание героя

Происхождение, внешность, характер

Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.

Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Аустерлицкое сражение

Поскольку Андрей воспитывался отцом генерал-аншефом, служившим еще в екатерининские времена, объяснимо его рвение к военной службе. Стремясь, во что бы то ни стало проявить себя в ратном деле, он, еще в 1805 году подал прошение на фронт. Еще одной причиной была усталость Андрея от насквозь фальшивого и пропитанного лицемерием, светского общества. Даже беременная жена Лиза, к которой он давно охладел, не могла повлиять на принятое им решение: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».

В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.

Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.

Встреча с французским императором

Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.

Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.

Две встречи с дубом

Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.

При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.

Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».

На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Отношения с Наташей Ростовой

Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.

Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.

Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.

Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.

Война 1812 года и смерть Болконского

Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.

В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.

Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.

Его долгая и мучительная смерть ниспослана ему для того, чтобы он успел и смог духовно очиститься, переоценить жизнь, обрести гармонию с миром и принять ее смиренно, как что-то неотвратимое и естественное: «Умереть – значит… вернуться к общему и вечному источнику».

Роль героя в произведении

Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.

В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.

Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.

После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.

Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.

Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир.

Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам.

Отношение автора к герою

Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.

Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.

Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.

Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.

Прототипы

В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.

Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.

Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».

Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»

Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.

Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/andrey-bolkonskiy/

http://spadilo.ru/geroi/andrej-bolkonskij/