биография Блока В Датах Кратко

Биография Блока В Датах Кратко

1880, 16 (28) ноября – родился в Петербурге. Отец – профессор права Варшавского университета, мать – М.А.Бекетова, писательница и переводчица. Детство прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове.

1898–1906 – учеба на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского университета.

1903 – женитьба на Л.Д.Менделеевой, дочери Д.И.Менделеева. Знакомство с А.Белым и В.Брюсовым, первые выступления в печати в журнале петербургских символистов Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус «Новый путь» .

1904 – публикация сборника «Стихи о Прекрасной Даме», где предстает как лирик-символист, испытавший (с 1901 г.) влияние мистической поэзии Вл.Соловьёва, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души».

1905, октябрь – принимает участие в демонстрации .

1906 – пьесы «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка», входящие в состав трилогии, были изданы под общим заголовком «Лирические драмы» в 1908-м году. Стихотворение «Незнакомка».

1907 – сборник «Снежная маска», посвящённый актрисе Н.Н.Волоховой.

19071908 – ведет литературное обозрение в журнале «Золотое руно», резко критикует символизм («Вопросы, вопросы, вопросы», 1908), пишет о задачах искусства ( «О лирике», 1907, «О театре», «Народ и интеллигенция»).

1908 – третий сборник стихов «Земля в снегу».

1910–1911 – работает над поэмой «Возмездие» (работа с перерывами продолжалась до 1921 г., но поэма осталась незавершенной).

1911 – четвертый сборник «Ночные часы».

1911–1912 – выход трехтомного собрания стихотворений Блока.

1915 – сборник «Стихи о России», поэма «Соловьиный сад».

1916 – «Стихотворения. Книга первая». Блока призывают в армию. Благодаря содействию поэта Зоргенфрея Блока зачисляют табельщиком в инженерно-строительную дружину, возводящую военные укрепления в Полесье.

1917, март – после февральских событий возвращается в Петроград. Работает одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров. Результат этой работы – книга «Последние дни императорской власти» (1921).

1918 – «Стихотворения. Книга вторая». Пишет произведения, в которых отчетливо выражает свое отношение к революции (статья «Интеллигенция и Революция», поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и др.).
Ведет большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве «Всемирная литература», в Союзе поэтов.

1919 – назначен председателем режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград).

1920 – опубликованы сборники «За гранью прошлых дней», «Седое утро».

1921 – «Стихотворения. Книга третья».
25 апреля – в Большом драматическом театре состоялся авторский вечер Блока. Дописывает вчерне третью главу поэмы «Возмездие».

1921, 7 августа – Александр Блок умирает в Петрограде. В 1944 году прах Блока перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А. А. БЛОКА

Цикл А.А.Блока «На поле Куликовом»
(урок литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)

Цикл А.А.Блока «На поле Куликовом»
(урок литературы в 8 классе из книги Н. В. Беляевой)

Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»). Петербургские Высшие женские курсы, называемые «Бестужевскими» (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.

Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.

В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.

Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: «Eh bien, mon petit. » [«Ну, что, милый. » (франц.).].

Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в «кулачном бою». Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.

Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: «Ты устал, дай я тебе помогу». При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, — очевидно, он засеялся случайно и потом выродился.

Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев.

Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.

Переводные стихи ее печатались в «Современнике», под псевдонимом «Е. Б.», и в «Английских поэтах» Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма «Лалла-Рук»), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые «144 тома» (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная страница в истории русского просвещения.

Отвлеченное и «утонченное» удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен[1], в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.

Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что «тайный советник Гёте написал вторую часть «Фауста», чтобы удивить глубокомысленных немцев». Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты:

Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.

Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для»Revue des deux Mondes»). Чехов прислал ей милую благодарственную записку.

К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во «Времени».

Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры. Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги «Рассказов» и «Стихотворений» (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее «Не судьба» печаталась в «Вестнике Европы». Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в «Дешевой библиотеке»).

Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские.

Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе). Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). «Кармозина» Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе.

В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.

Жизненных опытов» не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте «Балаганчик», лирические сцены). «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал «Вестник», в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года.

Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги «Стихов о Прекрасной Даме» их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.

Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал «субъективным» и бережно оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и. водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах. К счастию и к несчастью вместе, «мода» такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы.

Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному «веянью»; но все это уже выходит за пределы «автобиографии». Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье «О современном состоянии русского символизма» (журнал «Аполлон» 1910 года). Теперь же возвращусь назад.

От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда «Мир божий». Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.

После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься «серьезно». Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале «Новый путь» и, почти одновременно, в альманахе «Северные цветы».

Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы «Роза и Крест»). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.

В сущности, только после окончания «университетского» курса началась моя «самостоятельная» жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об «интеллигенции и народе», о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало «фабричной» литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания.

Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.

1911 – Июнь 1915

Источник: Сборник «Советские писатели». Автобиографии в 2-х томах. Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.

Хронологическая таблица Блока

В представленную хронологическую таблицу Блока вошли ключевые даты из жизни великого поэта. Материал рекомендуется школьникам для подготовки к урокам русской литературы, а также всем, кому интересна судьба одного из самых ярких писателей “серебряного века”.

Александр Александрович Блок – известный русский поэт-символист, оказавший огромное влияние на русскую литературу и культуру ХХ века. Его жизнь и творчество продолжают вдохновлять современных писателей, музыкантов и режиссеров. Краткая биография Блока в таблице поможет быстро ознакомиться с ключевыми событиями жизни великого поэта, освежить в памяти ранее полученные знания.

1880 год, 6 (28) ноября – Родился в Петербурге в семье профессора Александра Львовича Блока и писательницы Александры Андреевны.

1891-1898 – Учёба во Введенской гимназии.

1898-1906 – Учится на юридическом факультете Петербургского университета;

затем – на историко-филологическом.

1903 – Первые публикации цикла стихов «Из посвящений» в журналах «Новый путь» и «Северные цветы»;

венчание Блока и Л.Д. Менделеевой.

1904 – Отдельным изданием выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённый Л.Д. Менделеевой.

1905-1910 – Написаны стихотворения «Незнакомка», «Россия», «На поле Куликовом», «На железной дороге»;

вышли сборники «Снежная маска», «Земля в снегу», «Лирические драмы».

1907 – Сборники стихов «Нечаянная радость» , «Снежная маска».

1908 – «Земля в снегу» , сборник «Лирические драмы»;

написана большая драма Блока «Песня судьбы».

1909 – Путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи».

1911 – Блок путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин);

выходит в свет «Собрание стихотворений» в трёх томах.

1914 – Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».

1915 – Выходят в свет сборник «Стихи о России» и поэма «Соловьиный сад».

1916-1917 – Во время Первой мировой войны призван в армию.

1917-1920 – Сотрудничает с издательством «Всемирная литература» и с Театральным отделом Наркомпроса, выступает с речами и чтением стихов.

1918 – Написаны поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция».

1921 – Стихотворение «Пушкинскому Дому»;

в Москве и Петрограде выступает с речью «О назначении поэта», посвящённой памяти А.С. Пушкина.

1921, 7 августа – Умирает в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище.

1944 – Прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Хронологическая таблица Блока Александра Александровича

Александр Блок – выдающийся поэт Серебряного века. Он принадлежит к числу самых читаемых русских поэтов-классиков. Символика, которой пронизано творчество Блока, его произведения не перестают волновать человеческие умы.

1880 — Будущий поэт родился в Санкт-Петербурге. Его семья была интеллигентной, высокообразованной. Отец был дворянин, приват-доцент университета, а дедушка по матери – ректор университета.
1885 — Александр пишет свой первый стих.
1889 — Поступил сразу во 2-й класс Введенской гимназии. Будучи подростком, юный Блок выпускал журнал. Все его семейство поощряло увлечение мальчика. Мама помогала сыну, в журнале были задействованы его кузены, бабушка писала в журнал рассказы, а дедушка его иллюстрировал.
1898 — Окончание учебы в гимназии.
1901 — Зачислен в Петербургский университет на 1-й курс юридического факультета.
1903 — Первая публикация стихотворения Блока в нескольких издательствах – «Новый путь», «Северные цветы», «Скорпион».
1903 — Женитьба на дочери Менделеева — выдающегося ученого-химика. Свою жену Александр знал с детства. На протяжении 5-ти лет он испытывал к ней сильные чувства. Отношения мужа и жены были достаточно странными – некоторое время у супругов были платонические отношения. Именно жена вдохновит поэта на написание сборника «Стихи о Прекрасной даме».
1904 — Разочаровавшись в профессии юриста, студент Блок переведен на историко-филологический факультет. Перевод помог юному поэту сблизиться с литературной элитой общества.
1904-1908 — Написание сборника стихотворений «Город».
1904 — Издание 1-го сборника «Стихи о Прекрасной даме».
1906 — Завершение учебы в Петербургском университете.
1906 — Молодой поэт пробует себя в драматургии. Он напишет драму «Балаганчик», которую поставит Мейерхольд.
1907 — Издание 2-х сборников стихов — «Снежная маска» и «Нечаянная радость».
1906-1908 — Написание сборника «Фаина».
1909 — Роковой год для семьи Блока. Умирают два близких человека — отец поэта и ребенок его жены. Супруги уезжают за границу для восстановления сил после пережитого. Они побывают во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нидерландах.
1907-1916 — Выходят в печать сборники поэта: «Возмездие», «Страшный мир».
1912-1914 — Блок испытывает творческий подъем. Издаются следующие сборники: «Ямбы», «Родина», «На поле Куликовом», «Итальянские стихи».
1912-1915 — Выход в свет поэмы «Соловьиный сад» и пьесы «Роза и Крест». Пьесу одобрят два корифея театра – Немирович-Данченко и Станиславский, но поставлена она не будет.
1910-1921 — Написание поэмы «Возмездие».
1916 — Александр, согласно призыву, идет на военную службу. В этот период он находился в Белоруссии.
1917 — Поэт воспринимает революцию с восторгом, в отличие от своих друзей. Он отрицательно относится к эмиграции. Блок считает, что ему необходимо быть на родине в трудное для России время. Он принят на должность редактора в «Чрезвычайную следственную комиссию». Работает над отчетом для Чрезвычайной комиссии.
В дальнейшем, биографы Блока будут считать, что участие поэта в различных комиссиях, в которые его будут постоянно приглашать, сильно подорвет его здоровье.
1918 — Написание поэм «Скифы», «Двенадцать». Последняя из них оказала на самого поэта крайне негативное влияние. Блок имел отягощенную наследственность – его отец страдал психическим расстройством. Есть мнение, что на закате своих дней Блок имел аналогичную болезнь. Он бредил, у него была навязчивая идея уничтожить, стереть на корню поэму «Двенадцать». Дело в том, что власти и граждане России, поддерживающие революцию, восприняли поэму с восторгом. Друзья поэта, не воспринимавшие новый строй, после выхода поэмы перестали общаться с Блоком, называли его предателем.
1919 — Назначен при Большом театре председателем режиссерского управления.
1919 — Входит в должности председателя в Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов.
1921 — Поэт страдал астмой, у него было больное сердце. К физическим страданиям присовокуплялась психическая болезнь. Поэту было необходимо выехать за границу в санаторий. Власти отказали ему в этой поездке. Горький и Луначарский на заседании обратились с просьбой позволить Блоку выехать на лечение. Просьбу удовлетворили, но опоздали. К этому моменту Блок уже умер.