биография Байтурсынова На Русском Языке

Ахмет Байтурсынов: фото, биография, произведения

Ахмет Байтурсынов — известный казахский ученый, переводчик, крупный государственный и общественный деятель. Известен также как писатель и лингвист. Именно он реформировал казахскую письменность в начале XX века, после чего ею смогли пользоваться миллионы человек. В 1912 году он провел целую революцию, убрав все арабские буквы, которые не использовались в казахском языке, и добавив вместо них уникальные символы. Новый алфавит и сегодня используется казахами по всему миру.

Биография ученого-лингвиста

Ахмет Байтурсынов родился в урочище Сартыбек в 1872 году. Оно расположено в Тургайской области.

Теперь вы знаете из этой статьи, в каком году родился Ахмет Байтурсынов.

Когда ему было всего 13 лет, полицейские устроили погром в семейном ауле. Отец Ахмета и его старшие братья не стерпели издевательств и избили полковника Яковлева, который руководил карательной операцией. За это они были сосланы в Сибирь на 15 лет.

Грамоту герой нашей статьи освоил у местных мулл, а начальное образование получал в русско-казахском училище, после чего поступил в учительскую школу в Оренбурге. Пока был студентом, испытывал серьезные финансовые трудности, но все же сумел получить образование.

Преподавательская деятельность

До 1909 года преподавал в волостных училищах. Когда работал в Кустанайском уезде, жил у лесника, полюбил его дочь Александру. Вскоре они поженились по мусульманскому обычаю. Жена Ахмета Байтурсынова сменила не только фамилию, но и имя.

Молодые супруги переехали в Кустанай, где Ахмет Байтурсынов преподавал в русско-казахской школе. Затем перебрались в Омск, после в Каркаралинск. Детей у них не было.

С 1905 года герой нашей статьи начинает активно увлекаться политическими процессами в стране. Например, принимает участие в составлении «Каркаралинской петиции», в которой выдвигались требования остановить экспроприацию земли у казахов, организовать народные земства.

Впервые попал в тюрьму в 1907 году. Ахмет Байтурсынов был обвинен в критике царской администрации. Через два года оказался в тюрьме Семипалатинска, провел там 8 месяцев, хоть и был заключен без суда.

Выступления за самостоятельность Казахстана

В его политической риторике все явственнее прослеживаются идеи независимого Казахстана. С 1913 года вместе с соратниками выпускает в Оренбурге газету «Казах». Именно в ней формулирует свои основные идеи. В работе над изданием ему помогают Алихан Букейханов, бывший депутат Первой Государственной думы, а также популярный писатель и поэт по имени Миржакип Дулатов.

Байтурсынов считает, что для сохранения Казахстаном самостоятельности необходимо, в первую очередь, стремиться к просвещению и культуре. Необходимо развивать литературу на казахском языке. Наличие собственного языка и литературы считал неотъемлемыми факторами, без которых не существует народа.

Газета «Казах» выпускалась героем нашей статьи до 1918 года. Все это время она была ключевым общественно-политическим казахским изданием. Целых пять лет казахское сообщество имело возможность излагать свои идеи и рассуждать по насущным вопросам.

Во время Октябрьской революции

В 1917 году Ахмет Байтурсынов, фото которого есть в этой статье, принял участие в создании казахской партии «Алаш». Она была учреждена в Оренбурге. Был выбрал представителем в Учредительное собрание от Тургайского округа.

В 1919 году его амнистировали. После этого он окончательно перешел на сторону советской власти. Стал членом коммунистической партии.

В 1929 году советская власть припомнила Байтурсынову его националистическую деятельность. Он был арестован. Отсидел в тюрьме НКВД, затем был выслан в Архангельскую область. Его супругу и приемную дочь по имени Шолпан отправили в Томск. Семья на несколько лет была насильно разделена. Супруги не виделись между собой, Ахмет ничего не знал о судьбе приемного ребенка, которого они с женой взяли на воспитание, так как своих детей они завести не могли.

Освобождение

В 1934 году важную роль в биографии Ахмета Байтурсынова сыграла Екатерина Пешкова (супруга Максима Горького). В то время она работала в комиссии Красного Креста. Благодаря ее ходатайству, Байтурсынова освободили.

Он воссоединился с семьей. Вместе с уже тремя приемными детьми приехал в Алма-Ату. До конца смерти жил в доме, который позже получил статус дома-музея.

В 1937 году Байтурсынов был снова арестован. Герой нашей статьи попал под машину Большого террора, свирепствовавшую в те годы в Советском Союзе. Как представитель национальных интересов казахского народа он оказался в поле зрение спецслужб.

Через два месяца его расстреляли по приговору тройки НКВД как врага народа. Официально казахский писатель был амнистирован только в 1988 году.

Реформа языка

Байтурсынов сыграл важную роль в формировании современной казахской словесности. Был профессором филологии, руководил республиканским Академическим центром.

Работал в первом в истории казахском народном государственном университете. Ему принадлежат многочисленные педагогические пособия по родной речи, учебники, с помощью которых проводилась работа по ликвидации безграмотности, также Байтурсынов издавал иллюстрированный букварь. Только в 1920-е годы он пережил несколько изданий.

Основная причина реформ заключалась в том, что арабское письмо без гласных представляло серьезное неудобство для тюркских языков.

Проект алфавита

Байтурсынов предложил собственный проект реформы казахского алфавита. Вся суть была в том, чтобы в каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда. Это было очень похоже на нотную запись басовых или скрипичных ключей и значительным образом экономило количество знаков для обозначения гласных, а также примиряло казахский язык с арабской графикой.

Многие современники, например, лингвист Евгений Поливанов, назвали этот проект гениальным. Ученый, отмечая заслуги Байтурсынова, писал, что, если бы проблема казахского языка могла решиться без оглядки на соседние народности, то казахская школа могла бы вполне удовлетвориться орфографией 1924 года, предложенной героем нашей статьи. Однако реализовать этот проект так и не удалось. В 1928 году началась массовая латинизация, а в 1940 году кириллизация тюркских языков народов, входивших в состав Советского Союза.

Литературная деятельность

Большой вклад Байтурсынов внес и в развитие казахской литературы, подтверждая свою идею, что только народ, имеющий собственную письменность и литературу, может претендовать на самостоятельность.

Чрезвычайно популярными были сборники «Сорок басен» и «Маса», в которые вошли его самые известные басни. Сборники выходили в 1909 и 1911 годах соответственно.

Также он проводил большую работу по коллекционированию и изданию образцов казахского устного народного творчества.

В 1926 выпустил сразу две книги — «Литературоведение» и «23 причитания». «Литературоведение» — особенное произведение Ахмета Байтурсынова. Это первое научное исследование, посвященное изучению истории казахской литературы.

В том же 1926 году Байтурсынов написал литературоведческий труд под названием «О терминологии в тюркских языках». Также под его авторством выходило множество пособий и учебников для обучения казахских детей родному языку. Это «Учебное пособие», изданное в 1912 году, «Азбука», увидевшая свет в 1924 году, «Новая азбука» (несколько изданий выходили с 1926 по 1928 годы), а также методическое пособие «Баяншы», опубликованное в 1926 году.

Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя

Ахмет Байтурсынов: YouTube/NURSILA

Ахмет Байтурсынов — просветитель, биографии которого можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Он попал под каток репрессий в конце тридцатых годов XX века. Узнайте, что преодолел этот великий человек, чем обязаны ему казахстанцы.

Ахмет Байтурсынов: биография

Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году.

Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге.

Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем. Вот где преподавал Ахмет в те годы:

  • Кустанайский уезд;
  • Актюбинск;
  • Каркаралинский уезд.

Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова.

Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных.

Ахмет Байтурсынов с соратниками: YouTube/Хабар SHOW

В 1905 году А. Байтурсынов начал активную политическую деятельность, вошел в число авторов «Каркаралинской петиции», в которой наряду с другими требованиями декларировались такие запросы:

  • не экспроприировать земли у казахского народа;
  • учредить народные земства;
  • остановить поток переселенцев.

Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев.

С приходом советской власти Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области.

Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела.

Ахмет Байтурсынов: общественная деятельность

Фотография из дела Ахмета Байтурсынова: YouTube/Қурмангалиев Cерікқазы

Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым.

Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя.

Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так:

  1. Петиция, составленная Байтурсыновым вместе с соратниками в 1905-м, в которой царскому правительству выдвигались требования по признанию прав и свобод казахского народа, обернулась для него восьмимесячным тюремным заточением.
  2. Затем последовала ссылка в Оренбург. В этот период Байтурсынов познакомился с единомышленниками: его соратниками стали Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов.
  3. Вместе они организовали издание газеты «Казах» (1913‒1918), в которой освещали политические вопросы, а также занимались просвещением.

Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности:

  • они могли стать хозяевами на собственной земле;
  • выстроить собственное свободное государство, основанное на принципах социального равенства;
  • развивать свою культуру и язык;
  • строить собственную экономику.

Эти идеи подвигли Байтурсынова и группу казахских активистов к созданию национальной партии «Алаш», а также к провозглашению казахского государства Алаш-Орды (1917).

В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы.

Цитата Ахмета Байтурсынова: Nur.kz

До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий:

  1. Обвинение в распространении антисоветских идей, в подготовке вооруженного переворота в КазССР оборачивается для ученого арестом и смертным приговором.
  2. В камере смертников великий казахский просветитель провел три года.
  3. Затем смертный приговор заменили 10 годами тюрьмы, а годом позже власти отправили Байтурсынова в ссылку.
  4. По ходатайству Екатерины Пешковой — супруги Максима Горького — в 1934 году казахского общественного деятеля выпустили на свободу.

После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате. В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.

Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность

Чем занимался просветитель и педагог, какие известные произведения создал? Его первая работа «Сорок басен», в которой он адаптировал басни Крылова, Эзопа, Абая, содержала смелые критические выпады в сторону властей, которые годами угнетали казахский народ.

В 1911 году выходит один из наиболее важных трудов литератора — «Маса». Ахмет отразил в этом сборнике идею построения общества с высоким уровнем культуры и образованности. Стихи, цитаты из которых мы знаем и сегодня, призывали к ответственности за свою судьбу, подчеркивали важность образования для личностного развития, счастливой и обеспеченной жизни.

Слова Ахмета Байтурсынова: Nur.kz

Научная деятельность Байтурсынова связана с оренбургским периодом его жизни. Ученый заинтересовался влиянием наследия Абая на культуру.

Позже он стал главой Академического центра республики. Когда был создан первый в истории казахского народа государственный университет, он занял должность профессора филологии и начал работать над учебниками по родному языку.

В дальнейшем он также обратился к вопросам теории литературы и литературной критики, результатом чего стало изданное в 1926-м году «Литературоведение».

Байтурсынов значительно повлиял на развитие лингвистики и образования. Его вклад состоит в том, что он:

  • поработал над букварем;
  • предложил алфавит, в основе которого были принципы арабской графики. В проекте «Ясное письмо» изложил предложение, чтобы перед каждым словом ставить знаки для правильной передачи правильного произношения гласных с учетом казахской орфоэпии.

В Казахстане этот принцип заменили на яналиф, когда началась латинизация тюркских языков. Отметим, что «Новой орфографией» до сих пор пользуются казахи в таких странах, как Китай, Афганистан, Иран.

Соотечественники называют просветителя Учителем нации и чтят его память. В Казахстане (в Костанае и Шымкенте) установлены памятники Байтурсынову, в Алматы открыт музей, его именем назвали улицы и государственный университет в Костанае.

Ахмет Байтурсынов как общественный деятель и ученый был рожден волной национального возрождения начала ХХ века. Его имя, как и имена Ибрая Алтынсарина, Жамбыла Жабаева и Абая Кунанбаева, внесено в летопись национальной истории. Его отличала сильная любовь к народу, смелость и воля, которые предопределили его путь — путь борца.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Биография и творчество Ахмета Байтурсынова

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. Его отец был человеком независимым и гордым. Отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след.

Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесет ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.

Жена ученого была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой.

Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключен в тюрьму.

В 1896 году в Омске Ахмет Байтурсынов познакомился с Алектовым, возглавлявшим в то время школьное дело в северных областях. Эта дружба дала ему многое. Алекторов приобщил его просвещенской деятельности Ильминского. Видя тяжелое положение своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское общество не к традиционности, а к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации.

Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чем мечтал. Байтурсынов понимал, куда ведет безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях перед народом смело разоблачал ее.

Революция 1905 года подтолкнула его к активным действиям. Первую русскую революцию 1905 года он встретил в Каркаралинске. И с этого времени активно включается в политическую деятельность. Первой такой акцией стало его участие в составлении петиций, в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. Прозвучал также призыв к единению мусульманских народов в противовес политике насаждения православия. Петиция предусматривала и новую организацию системы просвещения, разрешение на издание безцензурной газеты, отражающей думы и чаяния казахского народа, ведение делопроизводства в государственном аппарате и судебных органах на казахском языке. Эти мысли бросали семя в казахский народ и были поддержаны многими представителями интеллигенции.

С этого времени все его помыслы были направлены на пробуждение сознания народа. А упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, ученым-экономистом Алиханом Букейхановым.

Поиск справедливости и критика действий царской администрации не могли пройти бесследно. В 1909 году Ахмет Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключен на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. С того времени он переходит к открытой борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнетом.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

В 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах». Вскоре к ее изданию примыкает Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Начальник жандармского управления Оренбургской губернии генерал-майор Бабич в своем письме тургайскому губернатору от 24 ноября 1914 года о газете «Казах» отмечает : «Из крупных сотрудников газеты известны «Алихан Букейханов, бывший член I Государственной думы, специалист по аграрному вопросу степных областей.»

Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты «Казах» таких видных деятелей и поэтов, как Миржаким Дулатов, Шокарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов и многих других. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей газета стала общественным изданием, сыграв значительную роль в пробуждении сознания казахского народа. Восьмитысячный ж газеты (не малый по тем временам) позволял довести до народа волнующие проблемы.

В одном из номеров газеты «Казах» (1913 г.) Ахмет Байтурсынов писал «Само существование казахских наций стало острой проблемой». Эти отчаянные слова вырывались у него не случайно. В начале ХХ века форсированными темпами шли колонизация азиатского Востока и интенсивное переселение крестьян из европейской части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы.

Особенно откровенным и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой войны, когда из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот.

Была проведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Одновременно подготавливалось изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавить социальный гнет, безнаказанность и поборы чиновников, то понятно, что такие личности, как Ахмет Байтурсынов, не могли оставаться в стороне от происходящего.

Газета просуществовала 5 лет — до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно-литературным изданием. И не случайно в годы сталинских в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».

В ходе гражданской войны советское руководство, стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, издает постановление ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором, в частности, говорилось, что «киргизы (казахи), принимавшие участие в гражданской войне против советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». После этого постановления многие лидеры правительства «Алаш-Орды» перешли на сторону советской власти.

В августе 1919 года в статье «Революция и киргизы» Ахмет Байтурсынов писал «Провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что, предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись».

Однако волна жестоких репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. Серьезный урон понесли наука и литература Казахстана.

Надо отметить должное: советская власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялось женщинам-казашкам. В 1930-31 учебном году был внесен всеобуч в оседлых районах, а с 1931 года — в районах с кочевым населением. Огромное внимание на ускорение культурного прогресса оказали многие деятели национальной интеллигенции. В те годы огромной популярностью пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько изданий.

Система письменности была неудобной для казахского и других тюркских языков, поэтому Ахмет Байтурсынов, известный ученый и общественный деятель Казахстана, в 1924 году модифицировал ее. Алфавитом гениального Ахмета Байтурсынова по сей день пользуются полтора миллиона казахов в КНР.

20-30-е годы были также периодом становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало общество изучения Казахстана. В работе естественно-георгафической, этнографической и историко-археологической секций общества принимали участие видные ученые С. Асфендияров, А. Затаевич, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов и др.

В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции, которой инкриминировалась нелегальная деятельность по воссозданию алаш-ордынского движения. В 1920 г. был арестован Ахмет Байтурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан — в Томскую область. Но в 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Однако в октябре 1937 года он был снова арестован и растрелян.

Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской литературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.

В заключении бы хотелось сказать, что культура Казахстана начала 20 века развивалась как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные спецификой кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства, впитавшего в себя исконно народное творчество и индивидуальные стили представителей культурно творческой интеллигенции.

Конечно, в объеме одного реферата невозможно описать столь значительный период развития культуры, но мне кажется, что все же основные направления развития в работе были затронуты.


источники:

http://www.nur.kz/family/school/1677941-ahmet-bajtursynov-biografia-i-deatelnost-prosvetitela/

http://stud.baribar.kz/23857/biografiya-i-tvorchestvo-akhmeta-baytursynova/