Антонио Вивальди
Antonio Lucio Vivaldi
Итальянский композитор. Скрипач-виртуоз. Педагог. Дирижер. Католический священник.
Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века.
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в городе Венеция, Италия. В раннем детстве увлекся музыкой. Мальчик учился играть на скрипке у своего отца, который работал скрипачом капеллы в венецианском соборе. В 1691 году вундеркинд уже написал свое первое музыкальное сочинение. В 1703 году молодой человек стал священником и дал обет безбрачия.
Первый период педагогической и творческой деятельности Антонио начался с преподавания в венецианской консерватории Оспедале Дела Пьета, которая считалась одной из лучших. Его основной обязанностью являлось сочинение духовной и светской музыки различных жанров, что получалось у него удивительно просто и быстро.
Манера Вивальди писать музыку отличалась смелым новаторством. Например, музыкант ввел в оркестр духовые инструменты, которые тогда считались пригодными только для исполнения военных маршей. Отличался недюжинной работоспособностью и за пять дней мог с легкостью написать трехактную оперу. В 1705 году вышло издание двенадцати сонат Антонио Вивальди, известные как «Опус 1». Через год впервые выступает перед публикой во дворце посольства Франции. Второй опус вышел в 1709 году, и также включал двенадцать сонат для скрипки.
С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства: светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импресарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
Вскоре маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а затем вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие стало огромной честью. В этот период написал знаменитые концерты «Четыре времени года». Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной его творчества.
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король являлся большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI. К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.
Антонио Вивальди скончался 28 июня 1741 года в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Его имущество описали и продали за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков.
Оперы:
«Оттон в деревне», 1713;
«Роланд, мнимый безумец», 1714;
«Арсильда, царица Понта», 1716;
«Коронация Дария»,1717;
«Артабан», 1718;
«Теузоне», 1719
«Тит Манлий», 1719;
«Фарначе», 1727.
Хоровая и вокальная музыка:
Sacrum (месса);
Laudate Dominum omnes gentes;
Stabat Mater и другие.
Псалмы:
Beatus vir;
Confitebor tibi Domine;
Dixit Dominus;
Lauda Jerusalem.
Оратории:
«Торжествующая Юдифь», 1716;
«Поклонение трех волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
«Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
Кантаты для голоса с сопровождением:
«Под сенью прекрасного бука»;
«Мой взгляд к нему направлен»;
«Амур, ты победил»;
«Исчезли вы, дни золотые»;
«Так плачьте, источники слез».
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:
«Буря на море»;
«Удовольствие»;
«Охота»;
«Времена года»;
«Ночь»;
«Щегленок»;
«Прелюдия».
В изобразительном искусстве
Сохранилось несколько произведений искусства, на которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах портреты композитора были написаны французским художником Франсуа Морелон де ля Кавэ, однако наиболее известный цветной портрет — это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нем нет, а предположение, что на нем изображен величайший композитор, сделано лишь из-за того, что портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а Вивальди был скрипачом-виртуозом). Внешнее несходство этого портрета с остальными и отсутствие на нем инициалов композитора дают основания сомневаться в том, что цветной портрет действительно изображает Вивальди. Одна из картин хранится в Международном музее музыки в Болонье. В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци нарисована карикатура на композитора — «Рыжий священник».
В кинематографе
«Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006, режиссер Жан-Луи Гийерму)
«Вивальди, рыжий священник» (Италия, 2009, режиссер Лиана Марабини)
«Сказки старого пианино. Антонио Вивальди» (мультфильм, Россия, 2007, режиссер Оксана Черкасова)
Именем Антонио Вивальди названы:
Кратер на планете Меркурий.
Итальянский институт в Сиене, (возглавлял Франческо Малипьеро).
Браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.
Отец — Джованни Вивальди.
Мать — Камилла Каликкьо (1655-1728).
Три сестры — Маргарита Габриэла, Чечилия Мария и Дзанетта Анна.
Два брата — Бонавентура Томасо и Франческо Гаэтано, которые продолжили дело отца и стали впоследствии цирюльниками.
Антонио Лучо Вивальди
Фото Все
Видео Все
«Диалог» — авторская программа Карины Абдуллиной на радио «Классика». Антонио Вивальди
По следам Вивальди.
Антонио Вивальди. «Иудифь» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Антонио Вивальди — биография
Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.
Детские и юношеские годы
Будущий скрипач родился в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Его отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переселиться в Венецию. Джованни был музыкантом и цирюльником. Такое странное сочетание в те времена было обычным явлением – в обязанности цирюльника входило не только подстригание и бритье клиентов, но также их музыкальное развлечение.
Вивальди-старший умело совмещал парикмахерское мастерство с игрой на любимой скрипке. Он даже играл в оркестре при соборе Св. Марка. В дополнение его имя значится в перечне родоначальников местного музыкального общества и на обложке оперы за 1689 год.
Антонио Вивальди
Руководил упомянутым обществом автор опер и композитор Джованни Легренци. Исходя из вышеуказанных фактов, исследователи биографии Антонио Вивальди пришли к заключению, что талант и любовь к музыке он унаследовал от отца. Последний передал сыну мастерство игры на скрипке и безупречный слух. По одной из версий, юный Антонио даже изучал музыкальное искусство под руководством Джованни Легренци.
Точная дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Именно поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге.
Существует легенда, что в тот день в Венеции было землетрясение, и это событие спровоцировало преждевременные роды. Мать пообещала, что если сын будет жить, то станет священником. Антонио сумел выжить, но отличался хрупким телосложением и слабым здоровьем.
Мальчик страдал от астмы, а потому не мог свободно передвигаться и играть на духовых инструментах. При таких ограничениях скрипка стала для Антонио настоящей отрадой. Уже в десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Св. Марка, выполняя обязанности отца.
13-летним мальчишкой Вивальди-младший стал работать при соборе – он открывал врата храма. Позже Антонио занимал и другие, более высокие церковные должности.
Только один раз он отслужил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой.
В XVII веке венецианские священники могли совмещать служение Богу с написанием музыки. Это было таким же обычным явлением, как и музыкальные инструменты в цирюльне. К тому же Венецианская республика была одним из самых культурных государств мира. При этом в области духовной и светской музыки она шла впереди всей Европы.
Создание музыки
Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Отметим, что консерваториями в то время назвались монастырские школы-приюты, где учились дети бедных и сироты. Подобные школы существовали за счет средств республики.
Консервотория «Ospedale della Pietà» где учился Вивальди
В заведениях для девочек в первую очередь преподавали гуманитарные науки. Особое место отводилось музыке, пению, исполнению псалмов и других духовных песнопений. Мальчики, учившиеся в соответствующих учебных заведениях, преимущественно изучали точные науки, так как должны были стать ремесленниками и торговцами.
Антонио Вивальди сначала учил воспитанниц приюта игре на скрипке, а потом стал преподавателем альта. Каждый месяц он составлял кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.
Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.
Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.
В 1706 году музыкант блистал во французском посольстве, а спустя три года его ораторией наслаждался король Дании Фредерик IV. В знак благодарности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.
Портрет Вивальди
Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.
Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы.
В течение 1713 – 1737 годов Вивальди создал 94 оперы, но до сегодня сохранилось лишь 50 партитур, авторство которых точно установлено.
Некоторое время оперы великого композитора пользовались огромной популярностью, но любовь публики оказалась короткой. Венецианцы вскоре увлеклись творениями других мастеров, а оперы Антонио уже считались старомодными.
В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722 – 1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было огромным достижением и честью для музыканта-священнослужителя.
В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.
Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.
Тем не менее, на старости лет маэстро вынужден был продавать свои произведения за копейки, чтобы не превратиться в нищего. Венецианцы полностью утратили интерес к Вивальди, и композитор решил перебраться в Вену к своему покровителю Карлу VI. Но вскоре после переезда император умер, затем началась война, и талантливый скрипач лишился внимания почти всех поклонников.
Биография Вивальди
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 818.
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741 гг.) – великий итальянский композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины 18 столетия. Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нем, как о сильной, разносторонней и целеустремленной личности.
Отроческие и юные годы
Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом. Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св. Марка.
С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.
К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.
Начало творческого пути
Согласно содержанию краткой биографии Антонио Вивальди, он 1705 г. он опубликовал двенадцать сонат. Через год во дворце посольства Франции состоялось первое выступление музыканта.
В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.
В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.
Деятельность композитора
Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.
Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.
С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандербег”.
В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.
Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.
Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.
Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.
Болезнь и смерть
Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.
Композитор с детства страдал бронхиальной астмой, и этот вынужденный переезд неблагоприятно отразился на его здоровье.
Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе