Реальные «Острые козырьки» были просто дикарями: история реально существовавшей банды, о которой сняли сериал
Грязный индустриальный преступный мир, показанный в драматическом сериале компании BBC «Острые козырьки» может иметь некоторые неточности, но правда, на которой основан сюжет, настолько же смертельна и опасна. Сегодня попытаемся окунуться в ту эпоху декадентства, когда в мире главенствовали банды и оружие.
Нервная атмосфера
«Острые козырьки» появились на темных улицах и в трущобах Бирмингема в 1919 году. В то время здесь господствовали не только лошади и китайские гадалки, но и одетые в костюмы мужчины, настолько опасные, что у местного населения была одна лишь идея — не попадаться им на глаза.
В сериале отлично передается лихорадочная, нервная и дымная атмосфера того времени. Британская драма позволяет лучше понять ту эпоху, понять, какой грязной и трагичной, одновременно эпичной и героической была жизнь.
Для богатого человека, влиятельного и спокойного за свою жизнь, возможно, это была эпоха джаза, арт-деко и коктейлей. Но у обычного городского рабочего класса жизнь была очень тяжела. В сериале, как и в жизни обычных людей того времени самой главной угрозой и опасностью была порочная банда под названием «острые козырьки». Она терроризировала город с 1890 по 1900 год, а не в 1920-м, как показано в фильме.
Малая Пустошь
Именно здесь, в районе Смол Хит (Малая Пустошь) и была основана банда «острые козырьки». В свою команду лидеры нанимали активных молодых людей из ирландских, цыганских и английских общин. Самыми активными участниками были: Томас Гилберт (так же известный, как Кевин Муни), Эрнест Хейнс, Гарри («Гарри с лицом младенца»), Стивен МакНикл, Дэвид Тейлор. Чуть позже к участникам банды присоединяется Полли Грей (Хелен МакРори) и Ада Шелби (Софи Рандл).
Местные газеты предполагали, что основателем банды в 1980-м году был человек по имени Томас Маклоу. Но номинальным боссом являлся Гилберт.
Сериал и настоящая жизнь
Стивен Найт, известный британский кинематографист, который является автором сценария фильма «острые козырьки» говорит: «Англия того времени — это чистое безумие. Кругом кокаин, танцы, ночная жизнь и очень много опиума». Жизнь действительно тогда бурлила яркими красками, но, конечно же, имела и темную сторону.
Тогда-то и появляются «острые козырьки», которые, как лезвие бритвы, прорезают весь этот яркий ночной мир. Они держат в страхе местное население. Сериал, сценарий которого был основан на реальных событиях, прекрасно показывает жизнь семьи Шелби. Автор их называет Sopranos of the post-First World War era — Клан Сопрано времен окончания Первой мировой войны. Но если сравнить эти две знаменитые и невероятно опасные семьи, то можно найти несколько ключевых отличий. Главное было в том, что семья Шелби жила в период разрухи и глубокого рассредоточения людей по всем классам и сообществам. В воздухе буквально витал вкус войны, революция чувствовалась везде, а правительство находилась в состоянии ужаса. Появившаяся в то время банда не была вымышленной, она была реальной и очень опасной.
Откуда появилась идея сериала
Найт говорит: « Мои родители выросли в Бирмингеме тех лет. Мать работала букмекером. Тогда очень часто использовали детей, чтобы принимать ставки, хотя это и было незаконно. Дядя моего отца входил в «острые козырьки». Он делал это с неохотой, его заставили. У моей семьи с тех пор сохранилось очень много снимков, которые подробно рассказывали об оружии, лошадях, цыганах, бандитских схватках и, конечно же, безупречных костюмах».
История отца
Автор фильма говорит, что его вдохновила одна из историй, рассказанных отцом. Это не фильм, не сериал, а история маленького мальчика, жившего в эпоху «острых козырьков». Подростка послали доставить срочное сообщение. Он пришел в дом, где стол был завален деньгами и оружием. Кругом были красиво одетые парни в костюмах, пьющие пиво прямо из банок из-под варенья. В то время даже маленькие дети знали, что лучше купить красивую одежду, а не потратить деньги на еду. Костюмы и кепки с острыми козырьками главенствовали в Бирмингеме тех лет.
Серьезное отличие
Если сравнивать сериал и реальную историю семьи Шелби, то можно найти одно серьезное отличие. В фильме показана хорошо выглядящая и амбициозная семья. Но на самом деле, как подтверждают исторические факты, «острые козырьки», хоть и ходили в строгих костюмах, в большей степени были заинтересованы грабежами, рэкетом и насильственными преступлениями. Сохранились даже полицейские отчеты 1904 года, в которых банда описывалось как «сообщество грязных молодых людей, прогуливающихся по улицам города в пьяном виде. Они грабят и оскорбляют прохожих».
Если в сериале показаны мучительные мысли некоторых членов банды, связанные с нахождением в ней, то в реальной жизни все было не так. «Острые козырьки» выставляли напоказ свое членство в банде. Они подбирали для себя «униформу» (пиджаки с большими пуговицами, сапоги со стальными носами, остроконечные кепки), которая бы показывала окружающим, кто есть кто. Не только сами члены банды, но и их жены и любовницы старались выставить напоказ свое богатство и превосходство. Женщины носили платья с накрахмаленными воротничками, металлическими пуговицами, а мужчины наряжались шелковые шарфы и галстуки.
Автор книги «Настоящие острые козырьки» Карл Чинн рассказал одной из газет, что никаких опасных бритв не было. В телевизионном шоу были показаны острые лезвия бритвы, которые пришивали к одежде. Их бандиты якобы использовали для того, чтобы резать врагов над глазами, ослепляя их собственной же кровью. На самом деле, «острые козырьки» никак не связаны с остротой бритвы. Возможно, члены банды и использовали иногда данное оружие, но никаких свидетельств этому нет. Большинство из них предпочитали ножи и пистолеты. «Острота» в названии банды была связана не с лезвием, а с остроконечными кепками, которые были частью костюма.
Бритвенные лезвия, которые показаны в сериале, были в то время предметом роскоши. «Они были слишком дорогим удовольствием даже для «острых козырьков», — говорит Чинн.
Реальность
Историки считают, что банда была активной еще в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. После нее острые козырьки просто стали более открытыми. В некоторых исторических документах банда описывается, как «сборище воров, карманников и вредителей, которая набирает власть».
В кино показаны злобные характеры и опасность, исходящая от некоторых членов группировки. Кажется, что бандиты приобрели эти качества характера на гниющих послевоенных улицах Бирмингема. Возможно, война обозлила людей, сделала их «такими», как показано в сериале. Но историки считают, что многие члены банды были опасными, непредсказуемыми, странными и жестокими еще до войны.
9. Банда Абрама Лехера. Бим-Бом
БРАТКИ РЕВОЛЮЦИИ
БАНДА АБРАМА ЛЕХЕРА (ПИЖОН)
Данная банда действовала в Херсонской Губернии и в Одессе в середине 20-ых годов прошлого века. Преступники были на редкость изобретательны. Свою банду они окрестили «Бим-Бом» в честь дуэта клоунов-акробатов Ивана Радунского и Феликса Кортези.
При совершении преступлений налетчики использовали клоунский грим и реквизит. Милиция долгое время не могла выйти на их след, пока двое постовых в одесском районе «Пересы» не заметили мужчину с баулом за спиной, который подозрительно оглядывался по сторонам. Постовые проследили его путь. Он вел к дверям одного известного одесского «шалмана». На входе дежурил подросток с папиросой. Мужчина что-то шепнул ему и вошел внутрь. Милиционеры решили проследить за притоном. Спустя время у дверей появился пьяный гражданин, который громко заявил: «Бим-Бом! Давай пропускай!»
Один из милиционеров остался караулить, а другой бросился за подмогой. Милиция окружила дом, но преступникам удалось уйти через подземный ход в одесские катакомбы. В притоне задержали владелицу вместе с огромным количеством награбленного.
Тогда сыщики решили внедрить в банду своего человека, которого звали Валет. Через неделю он сообщил, что связался с бандитами, но вскоре бесследно исчез. Последним видевшим его оказался мальчишка, продавец газет, который сообщил, что Валет ушел с человеком с кавалеристскими усами и шрамом на щеке.
Удивлению сыщиков не было предела. Человек, описанный мальчишкой походил на начальника отделения сельской милиции, некоего Яшкина. Было решено его брать. На первом допросе милиционер-«оборотень» во всем сознался и сообщил, что банду «Бим-Бом» основал некий Абрам Лехер по кличке Пижон, рецидивист со стажем. Также Яшкин рассказал, что база преступников находится в селе Черный Яр, куда тут же выдвинулся отряд конной милиции. Завязался бой. Лехеру удалось уйти.
На допросах члены банды отказывались выдавать своего главаря, имевшего огромные связи в криминальном мире Черноморского побережья. Снова пришлось идти на хитрость. Был обнаружен труп Валета, с которым расправился Лехер, когда тот стал интересоваться делами банды.
Сыщики запустили слух, что за убийство Валета обещал поквитаться вор в законе, смотрящий за одесской тюрьмой Зуб. Находящиеся там же члены банды «Бим-Бом» начали говорить и сознались во всех многочисленных преступлениях, а один из них сообщил место нахождения Пижона.
Пижона взяли в одесских катакомбах вместе с пятью подельщиками сонного с револьвером в руках.
На суде Лехнер изображал сумасшествие, но поняв, что все это бессмысленно, обозвал чекистов клоунами и с ледяным спокойствием выслушал смертный приговор.
5 самых отчаянных банд Викторианской эпохи
Викторианская эпоха была не только временем Шерлока и паровых двигателей. Одним из плодов индустриализации и урбанизации стало появление уличных банд, которые во многом были похожи на современные. У каждой группировки был свой уникальный стиль, свое излюбленное оружие и своя идеология.
«Острые козырьки», «Бритвы» Глазго и кровопускатели из Ливерпуля были похожи на племена дикарей, которые захватили окраины новых мегаполисов.
Острые Козырьки (Peaky Blinders)
Бирмингем
Острые Козырьки в сериале
Сериал «Острые Козырьки» во многом художественный, а его сюжет и большинство ситуаций — выдуманные. Но за его основу взята жизнь реальной одноименной банды из Бирмингема. Главное отличие от сериала в том, что Острые Козырьки были молодежной, даже подростковой бандой. Типичному члену этой шайки было 13-16 лет. Да и расцвет ее пришелся на конец XIX-начало XX веков.
В остальном сериал обыгрывает вполне реальные моменты их гангстерской жизни. Острые Козырьки зародились в районе Бордсли, самых нищих трущобах Бирмингема. При этом, в разрез своему происхождению, члены банды обладали уникальным стилем. Они носили узнаваемые шелковые шарфы, модные брюки, непозволительно роскошные по меркам трущоб жилеты и кожаные ботинки.
Их головы венчали те самые твидовые копполы (плоские кепки), в которые, согласно легенде, вшивались лезвия. Считается, что благодаря этим кепкам банда и получила название. Якобы они помогали молодым гангстерам в драках: сделав «шотландский поцелуй», хулиганы ранили или даже уродовали противника.
Острые Козырьки в реальной жизни
Впрочем, существует альтернативная версия, согласно которой словосочетание «Peaky Blinders» означает не сами заостренные кепки, а парней в кепках, которые «ослепляют всех вокруг своим стилем». Второй вариант звучит притянутым за уши, но он, как ни странно, оказывается более реалистичным. Острые Козырьки действительно настолько заморачивались с модой, что это стало своего рода мемом Бирмингема.
Острое чувство стиля, взросшее в трущобах, в те времена не было таким уж удивительным. Нечто подобное было характерно для субкультуры тедди-боев: молодежь с рабочих окраин тратила все заработанные или преступно добытые деньги на модные шмотки. Больше-то их тратить было не на что.
Самым влиятельным и при этом авторитарным лидером Острых Козырьков был рецидивист Кевин Муни (настоящее имя — Томас Гилберт). Будучи уже пожилым человеком, он правил своей маленькой армией, состоящей из подростков, и привел их к величию. Из мелкой шайки гопников и велосипедных воришек Козырьки стали опасной бандой рэкетиров, грабителей и убийц, которые контролировали значительную часть Бирмингема. Их массовые сражения с другими бандами, вроде Чипсайдских Работяг или Бирмингемских Пацанов освещались в национальной прессе так, словно это были настоящие битвы.
Однако со смертью Кевина Муни банда начала приходить в упадок. Сначала она потеряла свои позиции в центре города, потом вообще была вытеснена на самые окраины, считай что в сельские пригороды. К 1930 гегемоном Бирмингема стала банда итальянского гангстера Сабини, которая была настоящей преступной империей и контролировала почти всю центральную Англию.
Прорехи/Негодяи (High Rip)
Ливерпуль
Название банды High Rip является непереводимой игрой слов и означало одновременно высокий вырез, прореху и особо опасного негодяя. Шайка орудовала в Ливерпуле с 1870 по 1890 годы, причем пик ее активности пришелся на 1884-1886, когда они держали в страхе все окраины города.
«Негодяи» как никто соответствовали своему имени. Их самое громкое дело, всколыхнувшее всю страну, касалось убийства испанского моряка в 1884. Бедняга был убит, а тело его обезображено и превращено в кашу множеством порезов и ударов. Даже по меркам преступного Ливерпуля это было слишком. Тогда в убийстве обвинили невиновного 17-летнего работника доков, который был казнен, хотя весь город был уверен в том, что это — фирменный почерк High Rip. До этого банда переживала не лучшие времена, но в 1884 она как раз начала новую экспансию и таким способом возвестила о своем возвращении.
Члены шайки были вооружены до зубов, не боясь нападать даже на полицейских, из-за чего те вообще отказывались патрулировать окраины, либо сбегали с поста. Но самым узнаваемым оружием «Негодяев» были тяжелые, обитые железом кожаные ремни и ножи-кровопускатели, названные так, потому что напоминали инструменты хирургов и цирюльников, которые те использовали для кровопускания.
Бандиты специализировались на нападении на подвыпивших докеров, моряков, грузчиков. Их подкарауливали, стоя за углом зданий, и выбегая всей толпой. «Негодяи» избивали жертву, часто до смерти, или уродуя. Делали они это исходя из собственной стратегии — банда в своей экспансии предпочитала опираться на террор. Жестокость High Rip не сыграла ей на руку: к 1888 году остальные банды Ливерпуля забыли про старые дрязги и объединились, чтобы вместе уничтожить «Негодяев» — настолько они были ненавистны даже в среде преступников и отбросов.
«Бритвы» Глазго (Glasgow Razor Gangs)
Шотландия
Глазго уже давно получил статус криминальной столицы Британии. В Викторианскую эпоху здесь было в четыре раза больше уличных банд, чем в Лондоне, и это при том, что тот был в десять раз больше. Количество юных гангстеров было настолько велико, что банды походили на отдельные государства — с собственной «официальной» религией, «официально утвержденной» идеологией и гимнами. Была и преемственность поколений — все как положено.
В XIX веке в Глазго царили так называемые Penny Mobs— «Шайки ценой в пенни». Это название прилипло к ним как раз благодаря массовости. Часто бывало так, что когда полиция задерживала группу грабителей, напавших на зазевавшегося прохожего или уличный ларек, выяснялось, что их набралось человек пятьдесят. Вот такими толпами любили слоняться эти банды. Задержать и посадить всех не было никакой возможности — эдак полгорода придется отправить на каторгу. Тогда со всех брали минимальный, копеечный, штраф — один пенни — и отпускали.
Такая массовость Penny Mobs часто оборачивалась грандиозными драками или побоищами на религиозной почве. Толпы хулиганов быстро нашли виновного во всех их проблемах — это, конечно же, были католики. Или протестанты — в зависимости от вероисповедания. Банды католиков дрались с бандами протестантов, а потом все вместе шли громить город и бить полисменов. Кажется, некоторые традиции вечны.
В начале XX века преемственность поколений дала диковинные плоды. Глазго наводнили шайки меньших размеров, но зато гораздо больше ориентированные на криминал. Они занимались рэкетом, грабежом, воровством. Однако не забывали заветы отцов и делились по религиозно-национальному признаку. Банда католиков Catholic Norman Conks считала своим долгом извести протестантов из Billy Boys и наоборот. Во имя праведной религии, конечно же.
Бандитский характер группировок накладывался на религиозную ненависть и делал их особо злобными и жестокими. Именно этот город стал родиной «Улыбки Глазго» — способа расправы, при котором побитому противнику разрезается рот, чтобы тот выглядел как застывший в уродливой улыбке (верно, совсем как у Джокера).
Позже, уже ближе к 1930-м, банды Глазго настолько радикализировались, что стали ориентироваться на политические силы. Те же протестантские Billy Boys, например, заявили о своих симпатиях партии «Британские Фашисты» (тогда еще легальной). Они начали носить милитари, брить головы, распевать гимны и ходить парадами, попутно избивая несогласных и католиков, которых, конечно же, объявили пособниками евреев и коммунистов. Понятное дело, это уже далеко не Викторианская эпоха, хотя корни растут именно оттуда..
Банда из Рокс (Rock Push)
Австралия
В австралийском сленге XIX века слово «push», собственно говоря, означало банду. Так что название самой знаменитой из них — Rock Push — может быть переведено как «Банда Из Рокс» (район Сиднея).
Несмотря на очевидную удаленность Австралии от Глазго, на разных концах империи происходили примерно те же вещи. Молодежь на окраинах городов сбивалась в шайки, и одну из главных ролей в их самоидентификации играла религия. Группировки католиков почитали своим долгом грабить протестантов, а протестанты — католиков. Периодически оба криминальных полюса сталкивались, что оборачивалось массовыми драками и поджогами.
Rock Push была самой яростной и одиозной уличной бандой Сиднея в 1870-е. Ее участники, «оранжевые» (то есть протестанты), были в городе в явном меньшинстве. Однако им удавалось долго противостоять католикам-ларрикинам (то есть городским повесам анархического мировоззрения и поведения). Однако их борьба вскоре переросла драки с ларрикинами — им пришлось столкнуться с серьезными противниками в виде давно существующих «взрослых» банд, настоящей местной мафии.
Отель Foley’s — главный объект интереса банд Сиднея, штаб квартира «Зеленых»
Банда из Рокс промышляла грабежом моряков и подвыпивших искателей развлечений. Грабители использовали своих подруг как приманку — те изображали проституток и заманивали жертву в переулок, где ее уже поджидали парни с дубинками и ножами. В какой-то момент Rock Push начала наступать на пятки людям из серьезного криминального бизнеса и их было решено уничтожить.
Простое насилие не дало плодов: протестанты дрались тем яростнее, чем больше на них наседали. Тогда лидер одной из банд «Зеленых», то есть католиков, по имени Ларри Фоли пошел на хитрость. Он предложил лидеру Банды из Рокс пари: честная драка на ринге, после которой выигравший встает во главе банды побежденного. Выглядит как очевидная ловушка, но в австралийском криминальном мире это было распространенным явлением.
Ларри Фоли во время поединка
Чего не знал глава Rock Push, так это того, что Фоли уже давно брал уроки мастерства у легендарного канадского боксера Черного Пэрри, которого сослали в Австралию за махинации с валютой. Но даже после курса тренировки Фоли выиграл с огромным трудом: оба продержались на ринге 71 раунд и избили друг друга едва ли не до смерти. Но пари было выиграно, и католик стал главой банды протестантов.
Воспитать верность в бывших противниках Фоли не удалось, со временем они разбежались, хотя и не сумели собраться в единую силу вновь. Вместо этого они предпочли мстить победителям: в ближайшие 20 лет в Сиднее в разы выросло количество изнасилований, актов вандализма и избиений случайных прохожих. Еще одно подтверждение того, что каждый раз, когда к дракам уличных банд примешиваются религиозные распри, все принимает совсем скверный оборот.
Шайка из Динсгейта (Deansgate Mob)
Манчестер
Манчестер был еще одним городом Британии, который славился своими уличными бандами. Здесь сложились свои собственные обычаи и, если угодно, своя собственная криминальная культура. По какой-то странной причине у местных гангстеров была популярна военно-имперская тематика, поэтому они зачастую называли свои банды в честь тех народов, с которыми воевала Великобритания: «Турки», «Русские», «Бенгальские тигры» («Бенгальцы») и все в таком духе.
Штаб-квартирами уличных банд становились дансхоллы — танцевальные клубы, в которых можно было и отдохнуть, и обсудить дальнейшие дела, и подраться. Так что сходить с девушкой на танцы юному манчестерцу можно было только в том случае, если он был лоялен той или иной банде.
Еще одна отличительная особенность манчестерских юных гангстеров — это особое отношение к дракам между бандами. Они называли их «скаттлерами» и считали не просто разборками, но турнирами и даже искусством. Красиво «выступить» на скаттлере означало резко повысить свой статус, а к мастерам драк относились с пиететом — не только как к бойцам, но и как к своего рода рок-звездам.
Одним из таких признанных гениев драки был лидер банды Deansgate Mob — Джон Хиллер. Его шайка занимала танцевальный клуб Casino, а его самого открыто называли «Король Скаттлера». Ему настолько нравилось это прозвище, что он сделал себе нашивку с ним. Местные газеты регулярно писали о похождениях Хиллера и, кажется, даже обыватели относились к нему скорее как к местной знаменитости и великому танцору. Только танцевал он в драке и с мясницким ножом в руках — это тоже была часть образа.
Тем, кто хочет сильнее погрузиться в дикарский мир банд XIX века, советуем прочитать нашу старую статью о бандах Нью-Йорка. Там еще больше безумия, чего стоят одни только названия: «Дохлые Кролики», «Уродские Цилиндры», «Рубахи Навыпуск», «Пожарные из Бауэри».