Жан-Поль Бельмондо
Фото Все
Жан-Поль Бельмондо — биография
Жан-Поль Бельмондо – французский актёр театра и кино, представитель французского кинематографа «Новой волны» 60-х годов. Прославился ролью беспечного авантюриста в фильме «На последнем дыхании». Снялся в 95 фильмах.
Любимец женщин и неунывающий оптимист Жан-Поль Бельмондо вопреки неутешительным предсказаниям его педагогов по актёрскому мастерству смог стать одним из самых популярных актёров двадцатого века.
Детство. Юность
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в Нёйи-сюр-Сен во Франции. Его отец Поль Бельмондо, итальянец по национальности, был скульптором, а мать Сара Рейно-Ричард – художницей. Родители всю жизнь старались привить своим детям любовь к искусству. Кроме Жан-Поля в семье было ещё двое детей. Все они связали свою жизнь с кино. Брат Ален стал продюсером, сестра Мюриэль – актрисой.
Бельмондо рос обычным мальчишкой и драчуном. Из-за хулиганского поведения ему пришлось сменить три школы. Когда пришла пора подумать о будущем, он сначала хотел стать велосипедистом, потом футболистом (в футбольной секции будущий артист был на позиции голкипера) и, наконец, профессионально занялся боксом. В шестнадцать лет Бельмондо стал боксировать в полусреднем весе на взрослом уровне. Он провёл девять поединков, не проиграв ни одного. В восемнадцать лет его зачислили в сборную Франции. В то же время Жан-Поля привлекал кинематограф, и он подумывал стать актёром. Так ничего и не решив, Бельмондо пошёл на службу в армию, но, когда вернулся, невзирая на переломанный боксёрский нос, стал прилагать усилия для обретения актёрской профессии. Поначалу он ходил на занятия в театральную студию Реймона Жирара и даже был занят в нескольких спектаклях. Затем он поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства, где стал лучшим учеником курса.
Жан-Поль Бельмондо в юности
Педагоги консерватории, высоко оценив его талант, не видели в нём перспективного актёра из-за его внешности и беспечности. Однако стоило ему появиться на экранах, он привлёк внимание именно женщин.
Актёрский путь
По окончании консерватории Бельмондо стал участником премьерной постановки пьесы Жана Ануя «Медея», поставленной в 1953 году Андрэ Барсаком. Публика постановку не оценила, но работу молодого актёра заметили все – и зрители, и критики, и режиссёры. Бельмондо стал востребован в театре, но стремился попасть в кино. Следующим спектаклем с его участием была постановка Жоржа Неве «За море». Он стал играть в театре по два-три спектакля в сезон, не переставая ходить на кастинги киностудий.
В 1956 году Бельмондо, наконец-то, дебютировал в кино, сыграв в короткометражном биографическом фильме «Мольер» роль рассказчика Le Merluche.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Пешком, верхом и на машине»
Его участие в фильме «Пешком, верхом и на машине» (1957 год) с Жан-Пьер Касселем зрители не увидели, потому что перед прокатом все сцены, в которых снялся начинающий актёр, по неизвестным причинам были вырезаны. Но спустя год Бельмондо снялся в итало-французской комедии Марселя Карнэ «Обманщики» и его актёрская биография стала набирать обороты.
Большего успеха добились две следующие картины с его участием: фильм Марка Аллегра «Будь красивой и помалкивай» (1958 год), ставший дебютным для Алена Делона, и экранизация романа Стэнли Эллин «Двойной поворот» (1959 год), где режиссером картины выступил один из представителей «новой волны» Клод Шаброль. «Двойной поворот» стал лауреатом Веницианского кинофестиваля.
Настоящую популярность Бельмондо приобрёл благодаря роли прожигателя жизни Мишеля Пуакара в фильме «На последнем дыхании» (1960 год), на съёмки которого он попал совершенно случайно, заменив заболевшего актёра. Жан-Люк Годар снял фильм, который стал знаковой картиной для «французской новой волны» в кино и вошёл в число лучших лент мирового кинематографа. «На последнем дыхании» получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля и ещё ряд европейских наград.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Чочара»
После оглушительного успеха Бельмондо стали атаковать с предложениями сняться, а он на все соглашался, потому что ему казалось, что его популярность – явление временное. Его партнёршами по фильмам стали самые очаровательные актрисы 1960-х годов. Артисту довелось поработать с Софи Лорен в социально-военной драме «Чочара» (1960 год), с Жанной Моро в психологическом фильме «7 дней, 7 ночей» (1960 год), с Паскаль Пети в мелодраме «Письма послушницы» (1960 год), с Клаудией Кардинале в историко-приключенческой картине «Картуш» (1961 год). На съёмках фильма «Обезьянка зимой» (1962 год) он познакомился с французским актером Жаном Габеном. Несмотря на разницу в возрасте, они подружились. Габен как-то отметил: «Этот парень некрасив, но в нем есть что-то, что было во мне и что нравится женщинам».
Популярными картинами 1960-х годов с участием актёра стали франко-итальянский триллер «Стукач» (1962 год), также франко-итальянский приключенческий фильм «Человек из Рио» (1964 год) и военная драма «Уик-энд на берегу океана» (1964 год).
Он играл в фильмах самых знаменитых режиссеров французского кино, среди которых были Франсуа Трюффо, Клод Шарболь, Луи Маль. К тридцати годам на счету актёра было около тридцати полнометражных фильмов. В 1963 году актёр написал автобиографию, которую назвал «30 лет и 25 фильмов», и возглавил союз актёров Франции.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Безумный Пьеро»
В 1965 году возмужавший Бельмондо снова привлёк внимание культового режиссера Жан-Люка Годара, который пригласил его сняться в криминальной ленте «Безумный Пьеро» в партнёрстве с Анной Кариной. Работой в этом фильме актёр доказал, что не собирается задерживаться в амплуа легковесного героя. Фильм получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
После «Безумного Пьеро» Бельмондо стал отказываться от коммерческих проектов, его всё больше привлекало авторское кино.
После выхода фильма «Горит ли Париж?» (1966 год), где герой Бельмондо сопротивляется фашизму, актёру задавали много вопросов о войне, которую ему пришлось пережить в детстве. Он говорил, что, хотя его семья покинула Париж в те годы, тема войны ему хорошо знакома по внутренним ощущениям.
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Вор»
Знакомая советским зрителям картина «Вор» (1967 год) – ещё одна серьёзная работа актёра, заслужившая номинацию Московского международного фестиваля. Но особой популярностью в СССР пользовался фильм «Великолепный» (1973 год).
В 1970-ые годы сценарии фильмов уже стали писаться специально для Бельмондо, и он сам выбирал, у кого из режиссёров хотел бы сняться. Одним из таких проектов стала философская драма «Наследник» (1973 год), не ставшая такой популярной как развлекательные картины «Борсалино» (1970 год) и «Страх над городом» (1975 год).
Все трюки в боевиках и гангстерских фильмах Бельмондо всегда выполнял сам, но после несчастного случая во время съемок фильма «Ограбление» (1971 год) стал пользоваться услугами каскадёров.
Среди популярных проектов 1980-х годов выделяется комедия «Ас из асов» (1982 год), боевики «Вне закона» (1983 год) и «Авантюристы» (1984 год). Многие зрители считают, что одним из лучших боевиков с Бельмондо является «Профессионал» (1981 год).
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Вне закона»
В 1987 году после почти тридцатилетнего перерыва Бельмондо решил вернуться на театральные подмостки. Режиссер Роберт Оссейн предложил ему роль Кина в своей постановке «Кин, гений или беспутство». Роль безумного гения очень импонировала актёру. На тот момент он даже подумывал распрощаться с кино и посвятить себя одному только театру.
Последним кассовым проектом в кинокарьере актёра стал приключенческий фильм Клода Лелуша «Баловень судьбы», вышедший в 1988 году. За главную роль в фильме актёр был удостоен национальной премии «Сезар», но отказался от премии, объясняя это тем, что когда-то давно создатель Сезара каким-то образом обидел отца Бельмондо.
К началу двухтысячных годов, Жан-Поль Бельмондо стал сниматься всё реже и предпочитал телевизионные проекты. Он блеснул своей игрой в многосерийном фильме «Отверженные» (1998 год) и телефильме «Свободное падение» (2001 год).
Жан-Поль Бельмондо в фильме «Свободное падение»
В 2001 году у Бельмондо случился инсульт. Актёра наполовину парализовало, пришлось отказаться от работы. Но потихоньку неунывающий француз восстановился и опять вернулся в профессию.
В 2008 году немного непривычный для зрителей Бельмондо снялся в картине «Человек и его собака», где сыграл нищего, оставшегося на улице со своей собакой. Фильм вызвал противоречивую реакцию публики.
В феврале 2015 года Бельмондо официально объявил о завершении своей карьеры в кино и стал появляться только в документальных телепроектах о нём самом: «Бельмондо. Путь», «Бельмондо глазами Бельмондо», «Belmondo, le magnifique» (2011 — 2017 годы).
Жан-Поль Бельмондо
Биография
Жан-Поль Бельмондо – знаменитый французский актер, создавший образ молодого бунтаря с неотразимой улыбкой и в 60–70-х годах заслуживший звание одного из самых любимых киноактеров европейской молодежи. Впоследствии он играл острохарактерные роли в криминальных боевиках и комедиях.
Детство и юность
Жан-Поль родился в местечке Нёйи-сюр-Сен, которое граничит с Булонским лесом. Родители принадлежали к творческому бомонду: отец Поль Бельмондо был скульптором, а мама Сара Рейно-Ричард занималась живописью. Брат Ален и сестра Мюриэль, как и Жан-Поль, связали свою жизнь с кинематографом, став продюсером и актрисой. Если бы не Вторая мировая война, семья Бельмондо, пожалуй, жила бы роскошно. Но оккупация и лишения толкнули их почти в нищету.
В юном возрасте будущая звезда экранов увлекалась спортом. Сначала он хотел стать велосипедистом, затем посещал футбольную секцию, где играл на позиции голкипера. Позднее в биографии Жан-Поля появился бокс. Подросток выступал на любительском уровне, а в 16 лет дебютировал на взрослом уровне. Как профессионал Бельмондо провел девять поединков, ни разу не проиграв и четырежды выиграв в стартовом раунде. Но однажды парень посмотрел в зеркале на свое лицо, формы которого стали изменяться, и понял, что с большим спортом пора заканчивать.
Жан-Поль Бельмондо в молодости
Не зная, какой выбрать путь в дальнейшем, Бельмондо отправился служить в армию. Затем его ожидала болезнь – легкая форма туберкулеза, лечить которую юноша отправился в деревушку Овернь Аланш, где много свежего воздуха. Там к Жан-Полю пришла мысль о профессии актера. В 20 лет юноша поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства, после чего дебютировал на театральной сцене и одновременно начал сниматься в кино.
Примечательно, что большинство преподавателей консерватории, хотя и отмечали талант молодого человека, но указывали: его внешность вряд ли позволит стать успешным, особенно у телезрительниц. Не добавляла педагогам уверенности в студенте и его неизлечимая беспечность и разболтанность. Жан-Поль часто опаздывал на занятия, прогуливал лекции, задирался с однокурсниками и частенько хулиганил. Тем не менее уже первые появления актера на экране привлекли внимание именно женщин.
Постепенно Бельмондо заработал славу самого коммерчески успешного французского артиста. Он основал собственную кинокомпанию Cerito, получившую название в честь девичьей фамилии любимой бабушки, и начал не только сниматься, но и продюсировать. Жан-Поль несколько раз завершал карьеру, но неизменно возвращался. А в начале 2015 года окончательно ушел и с театральных подмостков, и со съемочной площадки.
Фильмы
Дебют молодого актера в художественном кино состоялся в 1957 году. Жан-Поль снялся в картине «Мольер», но при монтаже кадры с его участием были вырезаны. Первую популярность принесли Бельмондо фильмы «Будь красива и помалкивай», где дебютировал Ален Делон, романтическая комедия «Мадмуазель Ангел» с Роми Шнайдер и психологическая драма «На двойной поворот ключа».
Всемирную популярность ему подарила роль беспечного негодяя Мишеля Пуакара в криминальной драме «На последнем дыхании». Сегодня эта лента входит в летопись лучших произведений мирового кинематографа. Не наслаждаясь лаврами, Бельмондо с головой окунулся в работу. Артист снимался с Софи Лорен в военной картине «Чочара», с Жанной Моро в психологическом фильме «7 дней, 7 ночей», с Паскаль Пети в мелодраме «Письма послушницы», с Клаудией Кардинале в историко-приключенческой комедии «Картуш».
Популярными проектами 60-х годов стали криминальный триллер «Стукач», приключенческая комедия «Человек из Рио», военная драма «Уик-энд на берегу океана». Бельмондо старался не задерживаться в одном амплуа надолго, используя при создании кинообразов все краски своего таланта. В 1965 году артист попал в проект культового режиссера Жан-Люка Годара – криминальную киноленту «Безумный Пьеро», где его партнершей была Анна Карина.
Жан-Поль не смог отказаться от участия в пародийной комедии «Казино «Рояль»», которая создавалась усилиями кинематографистов Великобритании и США. Он исполнил роль французского легионера на службе ЦРУ, который также, как и другие три шпиона, работает под кодовым именем Джеймс Бонд. В 1973 году актер повторил опыт игры в пародийном проекте, появившись в черной комедии «Великолепный». На этот раз главная роль романиста-неудачника Франсуа Мерлена, который становится суперагентом, была отдана Жан-Полю Бельмондо.
Эти фильмы имели успех и добавляли популярности в копилку актера. Но он хотел сниматься не только во французском аналоге Голливуда, поэтому участвовал и в некоммерческих проектах, например, в философской притче «Наследник» и биографической истории о российском эмигранте-аферисте «Стависки». Но зрители в то время не слишком тепло встретили эти фильмы, хотя они являются отличным образцом актерского мастерства и удачной режиссуры. Дело в том, что публика хотела видеть Бельмондо в развлекательном амплуа, и Жан-Поль регулярно представал в таком образе: гангстерские картины «Профессионал», «Борсалино» и «Страх над городом» пользовались огромным успехом.
Жан-Поль Бельмондо и Лаура Антонелли
Отрицательных персонажей – представителей криминального мира – Жан-Поль сыграл в картинах «Вор» и «Супермозг». При всей отвязности и рискованности своих героев Бельмондо романтизировал их, делая образы привлекательными для зрителей. Вместе с тем появилась лирическая комедия «Мужчина, который мне нравится», где Жан-Поль играл с Анни Жирардо.
Во второй половине 70-х Бельмондо радовал поклонников участием в кинокомедии «Неисправимый», драме «Труп моего врага», мелодраме «Чудовище». В 1979 году стартовал показ криминального детектива «Кто есть кто» режиссера Жоржа Лотнера. Бельмондо играл в фильме самоуверенного парня на дорогом автомобиле, который на деле оказался комиссаром под прикрытием, расследующим дело об убийстве коллеги. Антонио Черутти не гнушался преступными приемами в борьбе против банд города.
Среди популярных проектов 80-х годов числятся комедия «Ас из асов» и боевик «Вне закона». Последним кассовым фильмом в кинокарьере Бельмондо стала мелодрама «Баловень судьбы», вышедшая на экраны в 1988 году. За главную роль в фильме актер удостоился национальной премии «Сезар».
В 90-х годах актер объявил, что больше не хочет быть «прыгающим и стреляющим дедушкой», поэтому уходит из кино и сосредотачивается на театральных выступлениях. Впрочем, ради смелой экранизации романа Виктора Гюго «Отверженные» он вернулся и вместе с Жаном Маре создал двух ярких персонажей в этой картине.
В 2001 году, после перенесенного инсульта, актер вновь объявил об уходе. Тем не менее через 7 лет он сделал исключение ради сценария социальной драмы «Человек и его собака», так как образ нищего Шарля, оказавшегося со своим псом на улице, не смог оставить артиста равнодушным. Жан-Поль сказал, что, хотя сыграл более 40 ролей в спектаклях и поучаствовал в создании около сотни кинокартин, с подобным персонажем ему не приходилось сталкиваться никогда.
Фильмография Жан-Поля содержала немало кадров документальных лент, посвященных творчеству французских кинематографистов. Это фильмы о Луи Мале, Анри-Жорже Клузо, Жан-Люке Годаре, Жиле Жакобе.
В новом веке артист также появлялся в документальных лентах, посвященных его творчеству и жизненному пути. Телефильмы «Бельмондо. Путь», «Бельмондо глазами Бельмондо», Belmondo, le magnifique появлялись на экранах с 2011 по 2017 годы.
Личная жизнь
Знаменитый французский актер был востребован не только у зрителей, но и у прекрасной половины человечества. Хотя официально артист женился только дважды, у него было множество звездных романов с такими знаменитостями, как Сильва Кошина, Брижит Бардо, Урсула Андресс, Карлос Сотто Майор и Лаура Антонелли. С большинством из этих актрис он знакомился во время работы над совместными кинопроектами.
Жан-Поль Бельмондо и его экс-супруга Элоди Константен с детьми
Первой женщиной, официально сменивший статус личной жизни Жан-Поля Бельмондо, стала французская танцовщица Элоди Константен. Молодые поженились в 1953 году и прожили в браке 13 лет, став родителями троих детей – сына Поля и дочерей Патриции и Флоренс.
После развода с женой актер долго не решался вновь идти под венец. Романы с вышеперечисленными артистками были серьезными, но ни один из них не привел к свадьбе. Только в 2002 году Бельмондо вновь женился на манекенщице и балерине Натти Тардивель, которая была младше супруга на 32 года. Причем до бракосочетания они встречались более десятка лет.
Жан-Поль Бельмондо и Натти Тардивель
В этой семье родилась дочь Стелла Ева Ангелина. Жан-Полю на тот момент уже исполнилось 70 лет. Кстати, никто из детей Бельмондо по его стопам не пошел, хотя сын Поль в юном возрасте и снялся в картине «Баловень судьбы», но затем предпочел стать гонщиком «Формулы-1».
Брак Бельмондо и Натти Тардивель просуществовал всего 6 лет, после чего у мужчины завязалась интрижка с бельгийской моделью Барбарой Гандольфи. С этой женщиной, которая младше актера на 40 лет, он прожил 4 года, а расставание обернулось большим скандалом. Оказалось, что Барбара тайком переводила деньги Жан-Поля на свой персональный счет. Попалась она в тот момент, когда решила «сыграть по-крупному» и перевела сразу € 200 тыс. Но открылись и более шокирующие обстоятельства: Гандольфи с помощью банковских счетов Бельмондо отмывала грязные деньги, заработанные благодаря борделям и незаконным ночным клубам, а также на предоставлении эскорт-услуг.
Жан-Поль Бельмондо и Барбара Гандольфи
В начале 2000-х актер перенес инсульт.
Смерть
6 сентября 2021 года весь мир облетела печальная новость — в возрасте 88 лет умер Жан-Поль Бельмондо. Со ссылкой на адвоката знаменитости Мишеля Годеста об этом сообщило агентство Agence France-Presse. Артист ушел из жизни в своем доме в Париже. По словам адвоката, Бельмондо в последние месяцы испытывал сильную усталость: «Он ушел спокойно». Причина смерти актера не была озвучена.
Жан-Поль Бельмондо
фотографии >>
биография
Жан-Поль Бельмондо
9 апреля 1933, Нейи-сюр-Сен, Сена, Третья Французская республика — 6 сентября 2021, Париж, Иль-де-Франс, Франция
Французский актёр театра и кино.
Сын скульптора Поля Бельмондо (1898-1982), профессора изящных искусств.
Окончил Консерваторию драматических искусств в Париже.
После завершения обучения начал свою профессиональную карьеру на сцене.
Кинодебют состоялся в 1957 году в фильме «Пешком, верхом и на машине», но эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом картины. Более значительная роль досталась ему в «Будь красива и помалкивай» с Аленом Делоном в главной роли.
Всемирную известность 26-летнему актёру принесла роль Мишеля Пуакара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании».
В следующем году Бельмондо упрочил своё реноме, сыграв в лучшем фильме великой Софи Лорен — «Две женщины», за который ей была присуждена американская кинопремия «Оскар». Свои собственные лучшие роли он сыграл у режиссёров французской «новой волны»: того же Годара («Женщина есть женщина», 1961), Луи Маля («Вор», 1967), Франсуа Трюффо («Сирена с „Миссисипи“», 1969), Клода Шаброля («Доктор Пополь», 1972), Алена Рене («Стависки», 1974).
После «Человека из Рио» Бельмондо переключился на характерные роли в коммерческих проектах, в основном комедии и боевики. До середины 1980-х годов его типичными персонажами были либо неисправимые авантюристы, либо циничные герои. Он был одним из самых коммерчески успешных актёров Франции до 1986 года. На примере Алена Делона создаёт компанию Cerito (это девичья фамилия его бабушки) для создания собственных фильмов.
В 1987 году возвращается на сцену, впервые после 1959 года, и с этого момента совмещает работу в кино и театре.
В 1995 году лестные отзывы критиков получила его игра в экранизации романа «Отверженные» режиссёра Клода Лелюша.
В начале августа 2001 года Бельмондо перенёс инсульт.
С тех пор прекратил работу в театре и кино.
Но в 2008 году 74-летний актёр вернулся на съёмочную площадку, снявшись в фильме режиссёра Франсиса Юстера «Человек и его собака». В интервью журналу «Пари-Матч» Бельмондо сказал об этой своей работе: «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съёмках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа — совсем в ином ключе».
У актёра трое детей от первого брака — дочери Патриция (1958-1994) и Флоренция (род. 1960), сын Поль (род. 23.04.1963). От второго брака — дочь Стелла, которая родилась 13 августа 2003 года. Старшая дочь Патриция погибла в результате несчастного случая при пожаре в своей квартире. Дети не пошли по стопам отца, хотя сына, Поля, можно увидеть в эпизодической роли в фильме «Баловень судьбы».
Актёр был награждён Сезаром за фильм «Баловень судьбы», но отказался от трофея, потому что Сезар, скульптор, который создал статуэтку, когда-то не очень хорошо отозвался о работах его отца, также скульптора, Поля Бельмондо.
Все трюки всегда выполнял сам, но после несчастного случая на съёмках фильма «Ограбление» прекратил данную практику.
В 1963 году опубликовал автобиографическую книгу «30 лет и 25 фильмов».
В 1963 году был избран президентом Союза французских актёров.
Номинация на «BAFTA»:
1962 — Лучший иностранный актер («Леон Морен, священник») 1966 — Лучший иностранный актер («Безумный Пьеро»)
Премия «Сезар»:
1988 — Лучший актер («Баловень судьбы»)
2011 — удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
2016 — удостоен премии «Золотой лев» на МКФ в Венеции за вклад в мировой кинемотограф
Чемпион Парижа по боксу.
Командор ордена Почётного легиона (2007)
Командор ордена «За заслуги» (1994)
Командор Ордена литературы и искусства (2006). Этой высшей наградой министерство культуры Франции отметило почти полувековое творчество актёра.
Кавалер ордена Леопольда I (Бельгия, 2012)