Алексей Баталов
Биография
Алексей Баталов приобрел всемирную славу после выхода картины «Москва слезам не верит», но на счету у знаменитости множество других успешных проектов. Спустя годы после смерти актера поклонники продолжают помнить каждого из его героев и пересматривать ленты, отмеченные как критиками, так и зрителями.
Детство и юность
Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире, по национальному происхождению он наполовину русский, наполовину поляк. Будущий актер вырос в театральной семье. Его родители Владимир Баталов и Нина Ольшевская служили в Московском художественном театре. Мальчик рос в окружении театральных декораций и прославленных артистов.
Алексей был еще ребенком, когда родители решили развестись. Мать вскоре вышла замуж за Виктора Ардова, которого мальчик считал вторым отцом. Тот с уважением относился к каждому начинанию пасынка, старался поддерживать и наставлять его. В этом браке Нина Ольшевская родила еще двоих сыновей — Михаила и Бориса. Младший из них является отцом актрисы Анны Борисовны Ардовой — племянницы Баталова.
Первое время новоиспеченной семье приходилось тяжело. За тонкой стенкой жила бывшая супруга Виктора. Но вскоре они переехали в новую квартиру, где жили среди творческой интеллигенции. Значимое влияние на становление Алексея оказала поэтесса Анна Ахматова, которая была частой гостьей в их доме.
В одном из интервью Баталов пошутил, что видел Анну Андреевну чаще, чем родную бабушку. Ахматова научила его манерам и правильной речи, познакомила с историей Москвы. Она никогда открыто не воспитывала мальчика, но умела донести информацию так, что он неосознанно впитывал ее, словно губка. Именно поэтесса первой оценила его попытки писать стихи, она же заметила талант к рисованию. А после возвращения из армии Алексей получил от нее ценный подарок — деньги на первую машину.
Помимо Ахматовой в доме, где рос Баталов, бывали Иосиф Бродский и Михаил Булгаков. Имея возможность видеться с такими людьми, мальчик не мог не проникнуться тягой к творчеству. Но его актерский талант впервые проявился, уже когда семья оказалась в эвакуации.
После начала войны Нину и троих сыновей, младшему из которых было чуть больше года, отправили в татарский город Бугульму. Там мать Алексея организовала театр, где он сперва выполнял обязанности работника сцены. Но вскоре юноше доверили первую роль, пусть и без слов. Уже тогда Баталов понял, что хочет связать жизнь с театром, даже если не в качестве актера, но быть ближе к искусству.
Когда наступили мирные времена, Алексей стал студентом Школы-студии МХАТ. Он учился в мастерской Сергея Блинникова и Виктора Станицына. На тот момент парень уже имел опыт появлений на сцене и на экране, но популярность пришла гораздо позже.
Театр
В 1950 году выпускника Школы-студии МХАТ призвали в армию. Он проходил службу в Театре Советской Армии, где в основном выполнял обязанности закулисного рабочего, но в свободное время мог играть в свое удовольствие.
Когда служба осталась позади, сбылась давняя мечта Алексея — его приняли в труппу МХАТа. Но отношения с театром складывались не так, как представлял себе исполнитель — ему предлагали преимущественно небольшие роли, казавшиеся какими-то невнятными. Устав ждать милостей от судьбы и руководства, Баталов решил покинуть театр и сосредоточиться на экранных работах. Выбор оказался оправданным.
Актерская карьера
В кино Алексей дебютировал еще в далеком 1944 году. Позже он вспоминал, как в школу пришли кинематографисты, которые хотели пригласить на площадку лучших учеников. Юноша никогда еще не был настолько старательным, и это не осталось без внимания. В фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской ему выпало играть одноклассника главной героини.
Уже имея на руках диплом театрального вуза, Баталов вернулся на экраны. Молодому артисту повезло привлечь внимание режиссера Иосифа Хейфица, который утвердил его на роль Журбина в драме «Большая семья». Специально для съемок исполнитель освоил ремесло рабочего-клепальщика, что сделало образ еще правдоподобнее.
Союз с Хейфицем оказался столь удачным, что позже актер и режиссер еще неоднократно работали вместе. В интервью Алексей говорил, что Иосиф Ефимович для него словно папа Карло для Буратино — выстрогал из полена настоящего артиста. Уже первая их совместная работа удостоилась награды Каннского кинофестиваля, а о Баталове заговорили как о восходящей знаменитости.
Такой же удачной получилась картина «Дело Румянцева», которую Хейфиц выпустил в 1956 году. На площадке актеру пригодились навыки вождения и давняя любовь к автомобилям, ведь ему выпало играть водителя. Позже Алексей рассказывал, что образ Румянцева получился в чем-то похожим на Журбина, но оба они имеют общие черты с ним самим.
В числе любимых работ знаменитости — пронзительная драма «Летят журавли», снятая по повести Виктора Розова. Роль мужественного и интеллигентного Бориса не оставила равнодушными советских зрительниц, а экранная история любви с героиней Татьяны Самойловой была признана одной из самых драматичных. В Каннах лента удостоилась «Золотой пальмовой ветви».
Уже тогда актер снимался много и часто, играя преимущественно главные роли. В 1958 году вышла мелодрама «Дорогой мой человек», в которой Алексей в очередной раз предстал перед зрителями в образе положительного героя. Его Владимир — талантливый врач, влюбленный в свою профессию. После премьеры многие советские мальчишки захотели посвятить себя медицине.
Судьбоносным для Баталова стало участие в картине «Дама с собачкой» по Антону Чехову. Иосиф Хейфиц рисковал, когда брал на неоднозначную роль Гурова актера, полюбившегося зрителям СССР по образу честного работяги. Но Алексей справился блестяще, тем самым расширив грани актерского потенциала.
1962 год ознаменовался премьерой киноповести «Девять дней одного года», где артист воплотил физика-ядерщика, который настолько предан своему делу, что продолжает заниматься им и на пороге смерти. Во время написания сценария Даниил Храбровицкий отчетливо представлял образ Баталова, но режиссер Михаил Ромм оказался не согласен с кандидатурой.
В то время исполнитель страдал от проблем со зрением, ему был противопоказан яркий свет софитов. Но создатели все равно отправили Алексею сценарий, после чего он примчался на площадку и заявил о желании сниматься, несмотря на риски. Отказать было невозможно. В итоге фильм был принят зрителями с восторгом.
Это был не единственный раз, когда актер рисковал здоровьем на съемках. Ради участия в ленте «Три толстяка» он почти год обучался мастерству канатоходцев. В этом знаменитости помогала жена, профессиональная циркачка. Проект пусть и остался без внимания критиков, но полюбился советским детям.
Очередным киношедевром с участием исполнителя была признана драма «Звезда пленительного счастья» о восстании декабристов. Баталову досталась небольшая, но яркая роль князя Трубецкого, которого он постарался показать человеком чести.
После этого фильмография актера продолжала пополняться, но уже не так регулярно, а с приходом нового века он и вовсе исчез с экранов. Последней работой в кино стало короткое появление в ленте «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя».
«Москва слезам не верит»
Вершиной актерской карьеры Алексея Владимировича считается фильм «Москва слезам не верит». Его рабочий-интеллигент Гоша надолго захватил умы зрительниц, а артиста начали считать едва ли не секс-символом советского кино. Он пачками получал письма от поклонниц, мечтавших заполучить автограф или фото кумира.
Не остались равнодушными и критики, что принесло создателям фильма «Оскар». Примечательно, что Баталов не считал роль Гоши такой уж потрясающей и не выделял из ряда других экранных образов. Столь громкий успех стал для него неожиданностью.
Режиссер
Имея внушительный багаж из экранных ролей, артист захотел попробовать себя по другую сторону камеры. Его режиссерским дебютом стал фильм «Шинель» по Николаю Гоголю. Главную роль в драме сыграл Ролан Быков, но особого успеха она не имела.
Позже артист поучаствовал в создании ленты «Три толстяка», где отвечал и за роль Тибула, и за режиссуру. Последним в списке проектов, снятых знаменитостью, стал «Игрок». После этого Алексей Владимирович оставил режиссерскую профессию. Это решение он объяснил переездом в Москву из Ленинграда, где осталась съемочная команда. Новую собрать не удалось.
Зато в жизни знаменитости остались радиопостановки. Он выпустил «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира и «Белые ночи» Федора Достоевского. Каждая из его работ остается образцом радиоспектакля, прекрасно поставленного, отыгранного и сохранившего мысль и характер автора.
Книги и озвучивание
Жизненный и актерский опыт лег в основу книг, написанных артистом. Первая из них, «Судьба и ремесло», вышла в 1984 году в издательстве «Искусство». Позднее были опубликованы «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в «Легендарной Ордынке», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Помимо кино и написания книг исполнитель занимался озвучиванием. Он подарил голос персонажам мультфильмов, художественных и документальных картин. К каждой работе Баталов подходил с ответственностью и профессионализмом.
Личная жизнь
В интервью Алексей Владимирович признавался, что в молодости был робок и стеснителен в общении с противоположным полом. Его первой женой стала подруга детства Ирина Ротова. Они поженились вскоре после окончания школы, в семье родилась дочь Надежда. Но ранний брак не был счастливым, последовал развод.
Счастье в личной жизни артист обрел со второй супругой — циркачкой Гитаной Леонтенко. Он увлекся ею с первой встречи, но пожениться удалось только спустя 10 лет. Жена подарила Алексею Владимировичу дочь Марию Баталову. Но во время родов малышка получила травму, ставшую причиной ДЦП.
Актер приложил максимум усилий, чтобы наследница нашла свое место в жизни. Она выучилась на сценаристку, стала знаменитой писательницей. Баталов считал Машу талантливой и умной девушкой, своей отрадой, а незадолго до смерти завещал ей все состояние.
С Гитаной Леонтенко Алексей Владимирович прожил 50 лет, и никто не сомневался в его любви и верности супруге. Однако в 2021 году в прессе появились шокирующие заявления бывшего администратора «Москонцерта» Нины Федоровой, назвавшей актера биологическим отцом Марии Голубкиной. Артистка и ее мать поспешили опровергнуть эту информацию, назвав ее «бредом».
Дачный конфликт
В последние годы жизнь знаменитости омрачил конфликт с соседями по даче. Некогда любимец миллионов оказался наедине со своей бедой, хотя обращался за помощью ко многим политическим и общественным деятелям, включая Сергея Собянина.
В прошлом исполнитель приобрел участок в ДСК «Мичуринец» рядом с писательским поселком Переделкино. Баталов построил скромный домик с верандой, но вскоре узнал, что часть территории оформил на себя сосед, ювелир Вадим Эльгарт.
На незаконно занятом клочке участка предприниматель решил построить баню. Незадолго от этого он подсунул на подпись Алексею Владимировичу документы, в которых тот толком не разобрался. Вскоре выяснилось, что артист, сам того не понимая, подтвердил акт размежевания границ.
На момент подписания актер не был владельцем дачи, ведь оформил документы на дочь Марию. Таким образом, именно наследница Баталова была законной хозяйкой и дачи, и участка земли. Сосед, замышляя аферу, об этом не знал. Это значило, что подпись Алексея Владимировича в этом вопросе юридической силы не имела, но избежать суда не удалось.
Тяжбы продолжались годами. Дело осложнялось тем, что Эльгарт тоже переписал участок на дочь, живущую в Лос-Анджелесе, и являться в российский суд она отказывалась. Восстановить справедливость удалось уже после смерти актера. В 2018 году его наследница и жена добились сноса бани.
Смерть
Алексей Владимирович страдал от проблем с сосудами, которые усугублялись из-за его пристрастия к курению. Во время очередного головокружения артист упал и сломал шейку бедра, потребовалась срочная операция.
Но встать с постели Баталов уже не смог. Он умер во сне в июне 2017 года, причиной смерти стала остановка сердца. Прощание с кумиром миллионов прошло в Центральном доме кино. Его могила расположена на Преображенском кладбище.
Алексей Владимирович Баталов
Фото Все
Видео Все
Алексей Баталов. Прощальная исповедь. Прямой эфир от 16.06.17
Идеальный ремонт. В гостях у Гитаны Леонтенко. Памяти Алексея Баталова. Выпуск от 16.09.2017
«Алексей Баталов. Встреча со зрителями»
Алексей Баталов — биография
Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.
Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».
Детство и юность
Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому практически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.
Фото: Алексей Баталов в детстве
С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.
По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.
Очень часто Ардовы принимали у себя Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.
Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.
Театр
Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.
Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.
После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.
Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.
В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.
Могут быть знакомы
Фильмы
Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.
В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.
О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.
В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.
Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.
В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.
С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».
Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал Владимир Меньшов, картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание секс-символа советского экрана.
Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.
Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.
Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.
Режиссура
Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую команду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую команду сколотить не удалось.
Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и характерностью героев.
В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.
Личная жизнь
Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.
В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный брак с Гитаной.
Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.
Дачный конфликт
Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.
Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.
По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.
Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.
Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.
Причина смерти
В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.
Фото: Могила Алексея Баталова
Баталов так и не вышел из больницы до самой своей смерти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед смертью.
Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.
Избранная фильмография
- 1944 — Зоя
- 1955 — Михайло Ломоносов
- 1957 — Летят журавли
- 1958 — Дорогой мой человек
- 1963 — День счастья
- 1969 — Внимание, черепаха!
- 1973 — Возврата нет
- 1979 — Москва слезам не верит
- 1986 — Зонтик для новобрачных
- 1991 — Полтергейст-90
- 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
Режиссерские работы
- 1959 — Шинель
- 1966 — Три толстяка
- 1972 — Игрок
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Алексей Баталов
День рождения: 20.11.1928-15.06.2017
Семья: был женат
Официальные страницы
Фотогалерея
Биография
Баталов Алексей Владимирович – кумир целой эпохи, известный и талантливый советский и российский актёр театра и кино, сценарист, педагог, кинорежиссёр, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель и Народный артист.
Детство и юность
Родился Алексей в театральной семье. Родители и почти все родственники работали в Московском художественном академическом театре. Его отец и мать познакомились, когда были ещё очень молодыми. Отец, Баталов Владимир Петрович (1902-1964 годы жизни), был из Москвы, а мать, Ольшевская Нина Антоновна (1908-1991 годы жизни), из Владимира.
В 17 лет она приехала в Москву, где училась мастерству актёра в студии при Художественном театре у самого Станиславского (руководителя курса). В 18 лет она вышла замуж за актёра Владимира Баталова. Всё раннее детство Алёши было связано с театром, до пятилетнего возраста мальчик постоянно там находился. Рос среди декораций, загримированных артистов, кулис, бесконечных репетиций и представлений.
В 30-е годы родители разошлись. В 1933 году мать Алексея вышла замуж, с пяти лет мальчик рос в семье писателя, драматурга, сценариста Ардова Виктора Ефимовича (1900-1976 годы жизни). Отчим заботился об Алёше, как о родном сыне, воспитывал из него высокоморального человека. После развода Алексей общался со своим отцом, так как тот продолжал жить и работать в Москве, сотрудничая со Станиславским.
В Москве семья Ардовых жила в Доме писателей на Ордынке. Постоянными гостями семьи были звёзды кино и великие писатели. Эти встречи с различными литературными деятелями очень повлияли на развитие и формирование Алёши, на его отношение к будущей жизни. Среди частых гостей в их доме были Мандельштам, Зощенко, Пастернак, Бродский и многие другие.
Самым частым гостем была Ахматова Анна Андреевна, которая была подругой матери. Она часто у них гостила, во время её приезда Алёша всегда уступал ей свою комнату. Анна Андреевна на всю жизнь осталась для мальчика примером жизненной стойкости и мужества.
Война, начавшаяся в 1941 году, очень повлияла на формирование новых жизненных взглядов Алексея. Этот период Алёша провёл в эвакуации в Татарии, где его мать создала свой театр, продолжая заниматься любимой работой. Сын помогал матери, играл свои первые небольшие роли в спектаклях. Часто выступали в военных госпиталях для тяжело раненных солдат, которые защищали родину.
Из Москвы Алёша уезжал тринадцатилетним подростком, вернулся юношей, повидавшим, что такое война и горе. В эвакуации Алёша многому научился: рубить дрова, разбираться в печах и многое другое.
После школы Алёша с матерью вернулись в Москву. В городе он окончил школу рабочей молодёжи, а после поступил в Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Горького. Алексей всегда считал, что стать артистом ему написано на роду.
Учился молодой человек в мастерской Народных артистов, актёров и театральных режиссёров Блинникова Сергея Капитоновича (1901-1969) и Станицына Виктора Яковлевича (1897-1976), который был дядей Алексея. В вузе старался вести себя скромно.
Несмотря на знаменитую фамилию Алексея и его родственников, к юноше преподаватели предъявляли высокие требования, и он старался им соответствовать. Стремился доказать, что сам чего-то стоит, несмотря на знаменитых родственников-артистов. В 1950 году Алексей окончил театральный вуз, став дипломированным актёром. Его диплом подписала сама жена Чехова, признав талант молодого человека.
Профессиональная деятельность
После окончания Школы-студии МХАТ, Алексея призвали в ряды армии, которую он отслужил работником сцены и актёром в Центральном театре Советской Армии. Там он прошёл срочную службу в течение трёх лет. С 1953 по 1956 год работал в составе труппы во МХАТе, в спектаклях был задействован мало. На тот момент на сцене театра играли девять прямых родственников Алексея. В 1956 году он уволился, занявшись работой на «Ленфильме», где трудился как актёр и режиссёр.
Актёр дебютировал в кино ещё в школьные годы, в 1944 году, снявшись в военно-патриотической драме «Зоя» о партизанке Космодемьянской «Зоя» режиссёра Лео Арнштам. В фильме Алексей сыграл эпизодическую роль – одноклассника Зои и редактора стенгазеты.
Следующий раз актёр снялся только через десять лет, после работы в театре Советской Армии. В 1954 году он сыграл главную роль Алексея Журбина (рабочего-клёпальщика) в драме «Большая семья». Режиссёром кинокартины был Иосиф Хейфиц, с которым он дальше продолжил сотрудничество, снимаясь в его фильмах: «Дело Румянцева» (1955, шофёр-дальнорейсовик Саша Румянцев), «Дорогой мой человек» (1958, врач Устименко Владимир Афанасьевич), «Дама с собачкой» (1960, Дмитрий Гуров), «День счастья» (1963, врач скорой помощи Александр Берёзкин). Во всех фильмах режиссёра артист исполнял яркие главные роли.
Актёр всегда старался тонко и терпеливо раскрывать все свои максимальные возможности как актёра, исполняя роли. Он часто играл героев, которые были интеллигентными и тонкими людьми, со свойственной сдержанностью и внутренней силой духа. Уже первые роли принесли актёру признание среди зрителей. Все трюки в кино всегда выполнял сам, без дублёров (по этой причине периодически травмировался).
Эти эмоциональные фильмы произвели фурор среди зрителей, его герои стали гордостью советского кинематографа. Его называли Героем нашего времени. Фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Картина «Москва слезам не верит» получила высшее мировое признание – премию «Оскар».
Всего Алексей снялся в более чем 30 кинокартинах. В течение всей жизни актёр часто сам отказывался от ролей в кино. Для актёра сниматься в кино было, как идти в разведку. Не каждому он мог довериться. Никогда не изменял себе, стремился быть никому не обязанным.
Всегда придирчиво относился к выбору ролей и долго к ним готовился. Артист по жизни был окружён всенародной любовью зрителей. Среди его многочисленных фильмов были:
- «Девять дней одного года»;
- «Три толстяка»;
- «Чисто английское убийство»;
- «Звезда пленительного счастья»;
- «Скорость».
В 60-е годы Алексей увлёкся режиссёрской работой. Снял картины «Шинель», «Три толстяка» (совместная работа), а также «Игрок». Писал сценарии и принимал участие в радиопостановках. Также занимался озвучиванием: с 1974 по 2004 – мультфильмов, с 1985 по 2005 – художественных фильмов, а с 1967 по 1999 документальных картин.
С 1975 года Алексей занялся преподавательской деятельностью, обучая студентов ВГИКа актёрскому мастерству. С 1979 года стал профессором, а в 1989 году – заведующим кафедры актёрского мастерства в театральном вузе. Выпустил семь курсов, на которых был мастером, передавая знания будущим поколениям. Был требовательным педагогом, который обучал своих студентов тому, что роли в кино всегда должны учить и совершенствовать общество.
Артист был высоко оценён высшими и общественными званиями, премиями и наградами. Много лет являлся секретарём Союза писателей, работал в Советском комитете защиты мира, в Фонде мира, Ассоциации «Родина». Был президентом парижского киноклуба «Жар-Птица», был почётным членом благотворительных организаций и членом попечительского совета, несколько лет был президентом кинофестиваля «Московская премьера».
Последней работой, в которой снялся актёр, был фильм-мюзикл «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006, камео) режиссёра Эльдара Рязанова. В январе 2017 года актёр сломал шейку бедра на правой ноге, через месяц ему сделали операцию, но восстановиться ему так и не удалось. Утром 06.06. 2017 года артист скончался во сне. Похоронен актёр на Преображенском кладбище рядом с матерью.
Последние годы актёр писал мемуары. Никогда не жаловался на жизнь, ведь он прожил яркую, достойную и интересную жизнь. В течение жизни принимал участие в 80 разных проектах. Его планка в кинематографе всегда была очень высока.
Личная жизнь
С детства с противоположным полом всегда был робким. К незнакомкам никогда не смог бы подойти. Его первой женой стала подруга детства Ротова Ирина Константиновна (1928-2007), с которой был знаком с 12 лет. Они были соседями по даче в писательском посёлке на Клязьме. Вместе дружили, общались, бегали в общей компании. Война их на время разлучила.
Первая жена Алексея Баталова
В 16 лет они снова встретились у общего друга и у них вспыхнули взаимные чувства. Девушка была небольшого роста, озорной, с тёмными волосами. В 16 лет они решили пожениться. Родители были в шоке, так как они ещё учились в школе, нигде не работали, и для совместного проживания не было жилья. Официально оформили отношения через два года, в 1948 году.
В 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Надеждой. Дочь появилась на свет в период карьерного роста артиста. На семью у Алексея не оставалось времени. Также появлялись постоянно сплетни о романах актёра. При этом Ирина считала актёрскую профессию несерьёзной. В 1953 году они расстались. С дочерью актёр отношений не поддерживал. Надежда окончила вуз по специальности иностранные языки и теперь работает переводчиком. У актёра также от старшей дочери есть внучка Екатерина и правнучка.
Второй женой артиста стала потомственная цирковая артистка Леонтенко Гитана Аркадьевна (1935 года рождения). Она с четырёх лет работала в цирке, выполняя различные опасные номера. Алексей увидел девушку на арене и влюбился. Периодически они несколько лет встречались без обязательств, в 1963 году оформили брак.
Союз был крепким и счастливым, омрачило его только внезапная болезнь только что родившейся дочери Марии (1968). Из-за ошибки врачей девочка родилась с диагнозом детский церебральный паралич. Лечение дочери не помогло, она осталась на всю жизнь инвалидом-колясочником. Гитана ушла с работы и посвятила себя ребёнку. Алексей тоже отгородился от друзей, перестал почти сниматься в кино, посвятив себя жене и дочери.
Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, Мария очень талантлива и мужественна. Впоследствии ей удалось выучиться во ВГИКе по специальности сценарист. Стала заниматься благотворительностью, а также членом союза писателей.
В 2003 году была опубликована первая её книга «Сирень верности». В 2007 году по её дипломному сценарию был снят фильм «Дом на английской набережной». На данный момент Мария продолжает заниматься литературными трудами: писать сценарии и детские сказки.