Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника
Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США — 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».
В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.
В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.
С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал.
С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine.
Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. После его смерти у него дома были найдены 171 картина, 917 рисунков, 85 принтов, а также 25 тетрадей с зарисовками.
ТВОРЧЕСТВО
«Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни»
В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) – искусством настенных рисунков и надписей.
Вскоре на многих городских стенах появились странные надписи, все из которых были подписаны неким Samo.
Значения их были весьма туманными — ‘Plush safe he think… SAMO’, или ‘SAMO as an escape clause’, — однако в каждой из них прослеживался некий стиль. Его творения даже стали предметом статьи в издании ‘Village Voice’, а вскоре кто-то из друзей посоветовал талантливому пареньку заняться живописью профессионально.
Творчество Баския можно условно разделить на три периода.
В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города.
На волне растущей популярности современной живописи в 1980-х Жан-Мишель неожиданно попал в мэйнстрим. Говорили, что на его картинах едва успевала высыхать краска, как на них уже находился покупатель.
Его примитивная, несколько детская и непосредственная манера рисования привлекала именно своей естественностью, а, кроме того, он имел и еще один несомненный в то время плюс – был чернокожим.
Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.
В 1983-1985-х годах вышла большая часть совместных работ Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола.
Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.
Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).
БАСКИЯ И УОРХОЛ
В 1982 Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве. Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.
Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.
На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».
С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.
16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
Известно, что художник был приятелем Дэвида Боуи (David Bowie).
Жан-Мишель
Баския
Биография и информация
Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США – 12 августа 1988, Нью-Йорк, США ) – американский художник, который начал свою карьеру с граффити и стрит-арта. Параллельно занимался музыкой, несколько лет жил на улицах Нью-Йорка. В возрасте 22 лет познакомился с Энди Уорхолом и стал его подопечным. Баския стал первым темнокожим художником, добившимся популярности. Но из-за наркотической зависимости он прожил всего 27 лет.
Особенности творчества художника Жана-Мишеля Баския: его живописные картины в стиле неоэкспрессионизма были похожи одновременно на граффити и наскальную живопись. Серьезное влияние на творчество Баския оказала прочитанная в детстве книга «Анатомия Грея». Художник часто использовал чистые цвета, выдавливая их из тюбиков прямо на холст.
Жан-Мишель Баския мог бы стать одной из заглавных иллюстраций в книге под названием «Live fast, die young» . Он во многом являлся олицетворением того образа жизни, который отличал членов печально известного «Клуба 27». Баския вспыхнул быстро и неожиданно, и закатилась его звезда так же стремительно. Однако, в отличие от множества таких же детей улиц, Баския стал фактически иконой неоэкспрессионизма, одним из самых ярких представителей современного искусства.
Когда в Лондоне начало греметь имя неуловимого Бэнкси, о нем говорили как о некоем уникальном явлении. Поклонники Жана-Мишеля Баския справедливо возмутились. Баския, наверное, не был первым прославившимся благодаря стрит-арту, но он, безусловно, был самым ярким. Как это ни парадоксально, Баския одновременно и вынес искусство из галерей на городские стены, сделав его доступным каждому, и внес свое собственное бунтарское уличное искусство в выставочные залы и музеи.
Художнику с его корнями (мать Баския была пуэрториканкой, а отец — гаитянцем) стоило бы родиться в Новом Орлеане. Хотя тогда он, наверное, нашел бы себе совсем другое применение. Например, стал бы профессиональным музыкантом, как ему всегда хотелось. А Нью-Йорк в 70-80-е годы ХХ века был слишком громким, слишком суматошным, слишком ненасытным и безжалостным. В Нью-Йорке было слишком мало магии. Поэтому заклинаниями и заговорами Баския стали его картины и его граффити, а зельями – краски и героин.
Магия
Однако колдовство – вещь капризная и коварная, требующая полной отдачи. Оно-то и сыграло с Баския злую шутку. Его самобытные, яркие, иногда пугающе откровенные полотна, похожие на наскальную живопись, публика отказывалась воспринимать без привязки к происхождению художника. Политкорректный термин «афро-американец» появился гораздо позже, а тогда Баския чаще всего называли «черным Пикассо». Художника это очень злило, он раздражался, когда его искусство называли примитивным. Он не желал становиться всего лишь прирученной «черной пантерой» в кругу нью-йоркской богемы.
Но как бы там ни было, Баския на самом деле стал первым прославившимся темнокожим художником. В 1982 году он познакомился с Энди Уорхолом. Несмотря на огромную разницу в возрасте и опыте, они стали близкими друзьями. И когда они вдвоем появлялись на публике, люди замирали и начинали таращиться на колоритную пару: похожий на гипсовую статую стареющий Уорхол и молодой, удивительно красивый, полный юношеской энергии Баския с торчащими наподобие короны волосами (1, 2).
Корона, кстати, была отличительным знаком Баския еще со времен стрит-арта (1, 2, 3, 4). Он никогда не лукавил, полностью отдавая себе отчет в том, зачем занимается живописью. Больше всего художник мечтал прославиться. В каком-то смысле он себе эту корону наколдовал. Только вот плата оказалась слишком высокой.
Анатомия
В возрасте восьми лет Жан-Мишель, который в то время жил с родителями и двумя сестрами в Бруклине, пережил опыт, который навсегда изменил его взгляд на мир. Мальчика, игравшего на улице, сбила машина. Он получил множественные внутренние повреждения и перелом руки, ему пришлось удалить селезенку. Процесс реабилитации растянулся на долгий месяц, наверное, показавшийся восьмилетнему ребенку вечностью. Мать принесла мальчику знаменитый учебник «Анатомия Грея», с одной стороны, чтобы хоть как-то его развлечь, с другой – чтобы объяснить, что с ним произошло.
Внутренний мир человека впечатлил Жана-Мишеля до глубины души. На протяжении всей недолгой творческой жизни Баския будет обращаться к этой теме. На его полотнах кости, зубы и внутренние органы просвечивают сквозь кожу («Рыбалка», 1981, «Филистимляне», 1982, «Автопортрет», 1986). Даже на одной из своих последних работ «Верхом на смерти» художник изображает человека (вероятнее всего, себя), едущего на скелете. То, куда они направляются, сомнений не вызывает.
К слову, именно мать Баския, которая нашла такой нетривиальный способ занять ребенка на время восстановления после травм, привила ему любовь к искусству. Она сама была большой поклонницей живописи и водила детей по многочисленным нью-йоркским музеям. Но в том же году, когда Жан-Мишель угодил на больничную койку, Джерард и Матильда Баския развелись, а еще через несколько лет женщину поместили на лечение в психиатрическую клинику. И здесь какой-нибудь въедливый психолог наверняка упомянул бы о том, что душевные болезни часто передаются по наследству.
Музыка
Впервые Жан-Мишель сбежал из дома в возрасте 15 лет. Тогда он с отцом и сестрами жил в Пуэрто-Рико, куда Джерарда Баския направили по работе. В тот раз мальчика быстро нашли и вернули домой в тот же день. Спустя пару лет, уже в Нью-Йорке, Жан-Мишель прожил на улицах около двух недель, а в 18 насовсем покинул дом отца. Несколько лет Баския ночевал и питался где придется: «вписывался» у друзей, иногда жил у своих подружек и очень часто коротал ночи прямо на улице в обществе таких же молодых маргиналов. Он расписывал стены загадочными и малопонятными фразами с подписью «SAMO» (этот псевдоним, по словам художника, родился под воздействием марихуаны из выражения «same old shit»). Чтобы хоть как-то заработать, Баския рисовал открытки и расписывал футболки (1, 2).
Но главной в его жизни тогда была музыка. Он с детства обожал джаз и би-боп, мечтая собрать собственную группу. И уже в 1979 году Баския вместе с друзьями начинает играть некую смесь джаза, фанка и синт-попа. Поначалу группа называлась «Test Pattern», но Баския быстро переименовал ее в «Gray», сделав таким образом один из первых реверансов в адрес пресловутой «Анатомии Грея». С SAMO было покончено . Свою роль он сыграл как по нотам: о молодом уличном художнике заговорили, начали писать о нем статьи и снимать телевизионные сюжеты.
Музыка же по-прежнему оставалась с Баския, даже когда его группа прекратила существование. Некоторое время его связывали романтические отношения с Мадонной, он работал вместе с группой Blondie и Дэвидом Боуи (который позже сыграет Энди Уорхола в биографическом фильме о Баския). Друзья рассказывали, что когда художник писал, он штурмовал себя информацией со всех сторон. В студии играл джаз, перекрикивая работающий телевизор, а на всех доступных поверхностях лежали раскрытые книги. И среди них, само собой, анатомический учебник. Баския даже мечтал, что однажды бросит все и уедет на Гавайи, откроет маленькую фабрику по производству текилы и будет пить целыми днями, а по вечерам играть джаз в местных кабаках.
Звездная пыль
Образ жизни, который Баския вел до обретения известности, то, что он жил на улице и едва окончил школу, сказывалось на том, как его воспринимала нью-йоркская богема. В их понимании он был практически дикарем. И мало кто догадывался, что уже в четыре года будущий художник умел писать, а к 11-ти свободно говорил на трех языках (английском, испанском и французском).
Такое отношение, само собой, наложило отпечаток и на самого Баския. Когда он наконец-то добился вожделенной славы, то стал настоящим параноиком. Он мог свободно общаться только с теми людьми, которые были рядом с ним уже много лет, всех остальных художник подозревал в корыстных мотивах и попытках его использовать. При этом в его громадном лофте, который служил ему и домом, и студией, деньги могли запросто валяться на полу вперемешку с картинами и пакетами с марихуаной. Даже став миллионером, Баския не задумывался о том, чтобы хранить деньги в банке. Чаще всего он их тут же тратил. Он пил дорогие вина, объедался деликатесами и носил исключительно костюмы от Армани, в том числе и во время работы над картинами.
И, конечно, львиная доля накоплений художника спускалась на наркотики. Начиная от «невинной» марихуаны и заканчивая кокаином. Баския накачивался амфетаминами, чтобы работать по 20 часов кряду, а потом колол себе героин, чтобы уснуть. Некоторые знатоки даже могут определить по его картинам, под воздействием какого именно вещества писалась каждая из них. Но пик наркотического безумия Баския наступил после смерти Энди Уорхола. В какой-то момент художник взял себя в руки и совсем перестал употреблять, но спустя всего несколько недель Баския был найден в своем лофте скончавшимся от передозировки героина и кокаина.
Жан-Мишель Баския прошел путь от художника-граффити до художника панк-сцены и звезды искусства всего за несколько коротких лет своей карьеры. Он продавал толстовки и открытки с изображением его работ на улицах до того, как стать художником. Он сотрудничал с Энди Уорхолом в середине 1980-х, что привело к демонстрации его работ.
Недавно картина Versus Medici бруклинского художника была продана на аукционе Sotheby’s за 50,8 миллиона долларов. Жан-Мишелю было всего 22 года, когда он написал «Versus Medici» . В картине, о которой идет речь, изображен молодой художник, только что вернувшийся из Италии, читающий наследие великих деятелей эпохи Возрождения, таких как Леонардо Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли. В визуально заряженном автопортрете Баския ниспровергает представления о западном искусстве, «и венчает себя, сына иммигрантов из Гаити и Пуэрто-Рико», — объясняет Sotheby’s.
Versus Medici
Для любой другой картины было бы ошеломляющим подвигом заработать 50,8 миллиона долларов в таком молодом возрасте. Тем не менее, Versus Medici продалась лишь немного выше своей высокой предпродажной оценки в 50 миллионов долларов. Что для Баскии это довольно дешево.
Самая дорогая картина Untitled была продана в 2017 году японскому миллиардеру Юсаку Маэдзаве более чем за 110 миллионов долларов. «Untitled» , созданная, когда Баскии был всего 21 год, заняла шестое место среди самых дорогих работ, проданных на аукционе, и самой дорогой работы художника.
Привлекательность работ Баскии всегда заключалась в «сочетании необработанного таланта, убедительной биографии и ограниченного предложения» (New York Times). Возможно, это формула, которая привлекала чековые книжки миллиардеров, собирающих предметы искусства.
Как пишет Bloomberg: «Несмотря на десятилетия успеха на рынке, цены на работы Баскии по-настоящему выросли только в последние годы, движимые спросом со стороны небольшой группы миллиардеров».
«Вы говорите о горстке шедевров, которые распространяются среди нескольких коллекционеров, которые не являются продавцами», — сказал New York Times арт-дилер Бретт Горви . «Если вы крупный коллекционер, вам придется долго ждать, чтобы увидеть еще одну необычную картину, подобную этой».
Учитывая, что так мало его картин переходит из одной частной коллекции в другую, а продажи продолжают оставаться в заголовках газет, это может быть окончательным расчетом с рыночной стоимостью художника. Увидим ли мы еще один рекордный аукцион? Это только вопрос времени.
Кем был Жан-Мишель Баския?
Баския родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. Его отец был американцем гаитянского происхождения, а мать — пуэрториканкой. Разнообразное культурное наследие Баскии было одним из его многочисленных источников вдохновения.
Художник-самоучка, Баския рано начал рисовать на листах бумаги, которые его отец, бухгалтер, принес домой из офиса. По мере того, как он углублялся в свою творческую сторону, его мать настоятельно поощряла его развивать свои художественные таланты.
Баския впервые привлек внимание своими граффити в Нью-Йорке в конце 1970-х годов под названием «SAMO». Работая со своим близким другом, он пометил поезда метро и здания Манхэттена загадочными афоризмами.
В 1977 году Баския бросил среднюю школу за год до ее окончания. Чтобы свести концы с концами, он продавал толстовки и открытки со своими работами на улицах своего родного Нью-Йорка.
Корона Баскии
В своих ранних работах Баския был известен тем, что использовал мотив короны, который был его способом прославлять черных людей как величественных королевских особ или считать их святыми.
Описывая саму корону более подробно, художник Франческо Клементе утверждал: «Корона Жан-Мишеля имеет три вершины для трех его королевских родословных: поэта, музыканта, великого чемпиона по боксу. Жан сравнил свое мастерство со всем, что он считал сильным, без предрассудки относительно их вкуса или возраста».
Ранние картины
Три года борьбы уступили место славе в 1980 году, когда работы Баскии были представлены на групповой выставке. Его работа и стиль получили признание критиков за сочетание слов, символов, фигурок и животных. Вскоре его картины стали обожать любящая искусство публика, которая без труда платила до 50 000 долларов за оригинал Баскии.
Его взлет совпал с появлением нового направления в искусстве, неоэкспрессионизма, открывшего волну новых, молодых и экспериментальных художников, среди которых были Джулиан Шнабель и Сьюзан Ротенберг.
В 2017 году японский миллиардер побил рекорд, купив на аукционе Sotheby’s картину Баскии «Без названия» с изображением черепа 1982 года за 110,5 миллиона долларов.
Untitled (Skull) (1981)
В качестве примера ранней работы Баскии, основанной на холсте, «Без названия (Череп)» изображен лоскутный череп, который кажется почти графическим эквивалентом монстра из «Франкенштейна» Мэри Шелли — сконструированная и зашитая сумма несовместимых частей. Подвешенный перед фоном, который предлагает аспекты системы метро Нью-Йорка, череп одновременно является риффом современного граффитиста на долгую западную традицию автопортрета и «визитной карточкой» уличной богемы.
Выражение на черепоподобном лице угрюмо, грубые строчки предполагают неудачное сочетание составных частей. Используемые цвета, которые смешиваются и смешиваются друг с другом, предполагают синяки или раны на лице, а в сочетании с неровными линиями подразумевают насилие или его последствия.
Untitled (Black Skull) (1982)
Подобно странице, вырванной из ежедневного дневника художника, это безымянное полотно представляет собой набор личной иконографии Баскии и повторяющихся символов, установленных на черном фоне и размазанных пятнами яркой краски. Белый череп выступает из центра композиции из черного дерева, живо напоминая почитаемую художником традицию memento mori.— напоминание об эфемерности всего живого и о возможном безжалостном вырождении тела.
Кость справа от холста также может быть прочитана как фаллос, предполагая представление черной мужской сексуальности как угрожающей или примитивной (особенно когда она расположена рядом со стрелкой на картине). Весы появляются прямо под черепом, возможно, представляя весы правосудия и, следовательно, подразумевая неравенство в обращении с чернокожими мужчинами со стороны полиции и системы правосудия, которое сохраняется и по сей день.
Дружба с Уорхолом
В середине 1980-х Баския сотрудничал со знаменитым поп-артистом Уорхолом, в результате чего на показе их работ была представлена серия корпоративных логотипов и героев мультфильмов.
Сам по себе Баския продолжал выставляться по всей стране и по всему миру. В 1986 году он отправился в Африку на шоу в Абиджане, Кот-д’Ивуар. В том же году 25-летний художник выставил около 60 картин в галерее Kestner-Gesellschaft в Ганновере, Германия, став самым молодым художником, когда-либо выставлявшим там свои работы.
Личные проблемы
По мере того, как его популярность росла, росли и личные проблемы Баскии. К середине 1980-х друзья стали все больше беспокоиться о его чрезмерном употреблении наркотиков. Он стал параноиком и надолго изолировал себя от окружающего мира. Отчаявшись избавиться от героиновой зависимости, он уехал из Нью-Йорка на Гавайи в 1988 году, вернулся через несколько месяцев и заявил, что ведет трезвый образ жизни.
К сожалению, это не так. Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет. Хотя его карьера художника была недолгой, Баския приписывают привнесение опыта афроамериканцев и латиноамериканцев в элитный мир искусства.
Американский режиссер Шнабель выпустил биографический инди-фильм под названием «Баския» был выпущен в 1996 году, в котором Джеффри Райт сыграл главную роль, а Дэвид Боуи — Уорхола среди звездного состава.