Роман Баданин: трудно быть иноагентом
Роман Баданин*, историк по образованию, один из самых известных журналистов России, руководил веб-сайтами РБК и «Форбса», создал собственное медиа под названием «Проект», лично выпустил с соавторами несколько громких расследований и, судя по всему, преуспел. Потому что сначала его издание было объявлено нежелательной организацией, потом он сам получил статус иноагента, а весьма скоро ему пришлось покинуть страну – ибо, по его заявлению, продолжение профессиональной деятельности угрожает его свободе и безопасности. «Проект» закрыт, вместо него создано «Агентство», которое тоже обещает быть успешным и, следовательно, нежелательным.
Так что встречаемся мы в Стэнфорде, ибо в Калифорнии в это время проходит фестиваль авторской песни «Полуостров».
«Триггером послужила тема второй семьи»
– Какие именно красные – или двойные – линии пересёк «Проект»? Судя по судам, извини за тавтологию, это были расследования о Трабере и Пригожине.
– Нет, просто Трабер и Пригожин имеют обыкновение подавать в суд на любые публикации. Трабер – довольно влиятельный петербургский бизнесмен из ближнего круга, Пригожин – случай более любопытный, поскольку лично занимается самой щекотливой для Путина темой.
Как бы её сформулировать? Скажем, практическое выражение геополитики. Кто-то теоретизирует о том, что весь мир – сфера наших интересов, а кто-то должен за это на практике умирать. Пригожин занимается ЧВК, то есть, говоря прямо, наёмниками. Без него не было бы Донбасса, Ливии, Сирии. Другое дело, что успехи России там не так ослепительны, как рассказывают по телевизору. Но если бы не Пригожин, рассказывать было бы вообще не о чем.
Каким образом он так выдвинулся, трансформировавшись из производителя еды? Думаю, в основном за счёт личной нахрапистости, в самом деле колоссальной, а также инициативности. Его интересуют в жизни далеко не картошка и мясо. Он создатель медиаимперии, сомнительной по методам, а сейчас главная сфера его интересов – кино. Вот к чему я советую приглядеться серьёзно! Говорят, что лично он сейчас по-настоящему интересуется только кинематографом и после двух фильмов – «Турист» и «Солнцепёк» – погрузился в кинопроизводство всерьёз. Производство фильма занимает меньше полугода. Что сказать, важнейшее из искусств.
А красные линии совсем другие – семья.
– А я ещё слышал, что Кадыров.
– Тема Кадырова Путину действительно лично близка, потому что на Чечне он, собственно, избрался. Взял Россию с войной, а оставить предполагает.
– С раковой опухолью.
– Ну, он этого так не воспринимает. Он хочет выглядеть усмирителем Кавказа, и поэтому критика Кадырова воспринимается им как подрыв личного авторитета. Личной привязанности там нет – я не думаю, что там вообще есть личные привязанности, – но Чечня безоговорочно входит в пятёрку запретных тем. А первую строчку занимают личные дела.
– То есть личная жизнь и карьера дочерей?
– Уже нет. В нашем случае триггером послужила тема второй семьи. Это не какая-то сторонняя связь – это именно вторая семья. И в этом нет ничего необычного – миллионы россиян так живут, – но когда эта семья возникает ровно в 2003-м, то есть накануне переизбрания, на фоне всей традиционалистской риторики. в этом есть некая двусмысленность. Тема Светланы Кривоногих сейчас более опасна, чем даже дочери от первого брака.
«Личная жизнь богов – не тема прессы»
– А в чём тайна дочерей? Почему он настолько не хочет приоткрывать эту тему?
– Там было, насколько понимаю, три этапа. Первый – сразу после избрания, когда это оперативные привычки, связанные вдобавок с войной: нежелание светить своих во избежание шантажа. Потом – когда дочери выросли и у них появились мужья, и эти мужья получили приданое, – возникла тема денег: семейный бюджет обсуждению не подвергается. И наконец, когда сам Путин эволюционировал в царя, а значит, в полубога, – тема его личной жизни и родни окончательно стала табу. Личная жизнь богов – тема эпоса, а не расследования.
– К вопросу о полубоге: никаким транзитом, конечно, не пахнет?
– Почему, пахнет, когда ему по разным причинам это станет некомфортно. Не пахнет выборами – это верно: преемника будут определять не выборы, а личное распоряжение.
– Андрей Колесников из «Коммерсанта» полагает, что главным его резервом являются губернаторы и искать преемника следует там.
– С достаточной долей уверенности могу утверждать, что кадровые решения там принимают люди в погонах. Если некие две башни и существовали, с момента отравления Навального можно точно сказать, что верх одержали силовики. Преемник будет если не прямо из ФСБ, то в любом случае не из гражданских.
– В 2024 году ничего не произойдёт?
– Все зависит от состояния здоровья, других факторов не просматривается. Сценарий смены власти в России вообще довольно занятная тема, и ответ, как всегда, лежит в области исторических аналогий.
Россия никогда не меняла власть посредством революций, это не русский сценарий. В 1905-м была череда стачек и несколько восстаний на флоте, в 1917-м – классический переворот, причём очень скромными силами; обычная смена власти и приоритетов в России – оттепель, преемник типа Александра II или Хрущёва, то есть человек системы, решивший открутить гайки.
Финал у этого всегда печальный, потому что либо такого человека сносят, либо убивают, либо он вынужден одумываться сам. Когда Путину по разным причинам надоест, наибольшие шансы имеет прежняя схема – половинчатые реформы и новый застой. Если, конечно, не случится непредсказуемая катастрофа планетарного масштаба, техногенная или военная. Но чёрный лебедь на то и чёрный, что объясним только задним числом.
«Иноагенты – месть за Russia Today»
– Кто вообще придумал идею маркировать СМИ и конкретных людей «иностранными агентами»? Говорят, Кириенко?
– Если выстроить всех принимающих решения в Кремле и спросить: «Это вы придумали?» – каждый будет вслух орать: «Я!» Если кулуарно расспрашивать поодиночке, каждый будет валить на соседа. Лично мне представляется, что это идея Алексея Громова, вдохновлённая местью за его любимое детище – Russia Today.
Этот канал где-то запрещён, где-то ограничен, где-то доказано прямое манипулирование с его стороны – ну, а отдуваются за это отечественные СМИ. Их объявляют либо нежелательной организацией – как мы, либо иноагентами. То есть либо идейными врагами, либо коллаборационистами.
Наивно думать, что с кем-то этого не произойдёт. Некоторое время будет сохраняться витрина в виде «Эха Москвы» и «Новой газеты», потом в них либо поменяют менеджмент, либо навесят аналогичный ярлык. Бетонирование половинчатым не бывает.
– Но Нобелевская премия Муратову вроде свидетельствует о том, что Западу это не совсем безразлично.
– Вот именно. Не совсем безразлично. Только об этом она и свидетельствует. Можно выражать иногда озабоченность, можно – возмущение, можно даже негодовать. Кстати, на уровне обывательском – а не политическом – в мире очень внимательно следят за российской ситуацией. Интересно же! Я вот только что был в Мексике, мне там обычный человек, совершенно не политик, говорит: «А, Россия! Навальный! Как это можно – сначала убивать, а потом посадить за то, что недобили?» Я не смог ему этого объяснить, да и себе не могу.
Но надеяться, что кто-то будет ради русской свободы и демократии давить на российское правительство. В лучшем случае оказывать консультативную помощь в трудоустройстве после эмиграции. Эмиграция сейчас, в полном соответствии со столетним циклом, имеет примерно такие же масштабы, что в 1921–1923 гг.
– Интересно, а где же в этом столетнем цикле большевистский переворот?
– Примерно там же. Только в этом веке все несколько скромнее по размаху. Он произошёл кулуарно, и в результате, как и в 1917-м, к власти пришли самые циничные. Вне верхушки он был почти незаметен, но результаты его закреплены в новой редакции Конституции.
Эта новая редакция, кстати, и является доказательством переворота: нужно было внятно обозначить новую систему власти. В результате этого переворота происходит истребление последних системных либералов – арест ректора «Шанинки» Сергея Зуева, согласись, происходит уже в совершенно новой стилистике. И конечно, целью всего этого процесса является не борьба с коррупцией. Системным либералам, намеренным и дальше сотрудничать с властью, подан сигнал абсолютно чёткий.
– Можно сказать, что Навальный – «номенклатура» Путина и решение о его отравлении не могло быть принято без него?
– Во всяком случае, ему об этом решении доложили. Он не мог не знать об этом.
– А дальше, видимо, самоистребление?
– Да, сейчас приходят уже за «своими». В этом смысле, пожалуй, быть иноагентом даже безопаснее.
Главный российский парадокс
– Возможно, не за горами массовый отъём средств? Просто арест счетов за нелояльность?
– Копаться в их мозгах, в мотивировках и планах – занятие бесперспективное и негигиеничное. Захотят – могут (могут, собственно, всё). Но все, у кого были реальные средства, давно либо вывели их за границу (это и сейчас возможно, только процент посреднику увеличивается), либо перевели на надёжных друзей. Не родственников, потому что родственники как раз под ударом.
– На какие деньги существовал «Проект» и будет существовать «Агентство»?
– Два источника: донаторы-жертвователи и краудфандинг.
– А богатый собственник у «Проекта» был?
– Донаторов было немного, главный источник – массовые пожертвования. И вот это, скажу честно, самое надёжное. Люди сознательно и охотно перечисляют деньги на журналистские расследования. И не по каким-то идейным мотивам – мотивы тут эгоистические, тоже надёжные. Люди обожают читать журналистские расследования. Отсюда семизначные цифры просмотров у Навального.
Иное дело – тут и таится главный российский парадокс, – что есть такой труднообъяснимый феномен: огромная русская инерция. Я не знаю, с чем это связано, – может быть, с климатом, с масштабом страны, – но можно сказать уверенно: никакие разоблачения не приводят к массовым действиям. Нет такой точки, на которую можно было бы нажать – и добиться взрыва действительно всенародного возмущения.
Вот уж, казалось бы, материалы страшнее некуда – пытки. Но поскольку российская тюремная система – именно такая, какая есть, – является главной скрепой общества, никто не будет добиваться её гуманизации. Точно так же никакие разоблачения властного воровства не изменят отношения к власти. Это отчасти входит в её имидж, – затем и добиваются власти, чтобы воровать.
Отчасти это выглядит доблестью – так следят за героями плутовского романа, отчасти это как-то делает власть более своей, почти родной. Отчасти это предпочтение ворюг кровопийцам – всё-таки лучше воры, чем идейные злодеи. Россия обожает читать про коррупцию, это, по-английски говоря, fun. Спонсировать этот fun она готова в любое время – это вроде подписки на Netflix.
– Ну хорошо, а если это заведомо безрезультатно – почему этим продолжаешь заниматься ты?
– А тоже fun. Это неплохая профессия, азартная, увлекательная. И чувство, что ты участвуешь в борьбе на правильной стороне, тоже не последнее.
– Кто лучший в этой области?
– Да кто остался, тот и лучший. Это уже люди, выдержавшие серьёзное давление. Так случайно получилось, что рядом со мной еще два Романа – Анин* и Доброхотов*. Опыт нашей работы показывает, что журналисту-расследователю главное – вывезти семью. Я вывез.
– А на что ты живёшь в Стэнфорде?
– Во-первых, я преподаю. Во-вторых, у меня есть «Агентство».
– И чем оно нас порадует в ближайшее время?
– Расследованием о том, кто является настоящими иноагентами. Например, в Кремле. Это многосерийное фундаментальное расследование, которое доставит его персонажам немало приятных минут.
«Если вас собираются убивать. »
– Напоследок: не кажется ли тебе, что при таком количестве эмигрантов у них должно появиться нечто вроде центра, такой правильной России, которую Гельман пытается делать в Черногории, а Милюков в своё время делал в Париже?
– Не знаю насчёт политиков, – они, кажется, и в изгнании демонстрируют полную неспособность договариваться, – а журналистам, кинематографистам, историкам безоговорочно пора объединяться. Или по крайней мере интегрироваться. Главное – перестать доспаривать классические бессмысленные споры, как делали газеты послеоктябрьской эмиграции, всё-таки довольно маргинальные, при всей талантливости.
В качестве образцового эмигранта стоит рассматривать Владимира Набокова-Сирина, открывавшего новые горизонты вместо ревизии старых полемик. В результате ему не сочувствовали, а завидовали.
– Ты не хочешь возвращаться?
– Как раз я – очень хочу. Не хотят этого другие.
– Есть у тебя совет остающимся?
– Если режим мешает вашей жизни и работе – ехать. Как говорила мудрая женщина, пережившая холокост: если вас собираются убивать, не стоит надеяться, что это предвыборная агитация. Это программа действий.
1970 – родился 1 января в г. Курган
1988 – поступил в МГУ на исторический факультет
2001 – начал работать в «Газете.ru» в качестве журналиста, затем зама главреда
2014 – стал главным редактором РБК
2016 – стал главным редактором «Дождя»
2017 – уехал в США, где поступил в Стэнфордский университет
Баданин Роман Сергеевич
Роман Сергеевич Баданин – журналист, медиа-деятель, главный редактор телеканала «Дождь» с июля 2016 года.
Биография
Роман Сергеевич Баданин окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова.
Работал в Международном Фонде социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), где, по словам самого журналиста, занимался научно-исследовательской деятельностью.
«Я пришел в журналистику из научной деятельности, и в ней — по крайней мере, в той научной деятельности, которой занимался я, — разговор с источниками был далеко не главным, а главным было умение работать с документальными источниками, древними и современными, с окаменелостями, прости господи. Более того, я сам по себе человек, склонный скорее к письменной речи, чем к устной. Да и общение с людьми мне довольно трудно дается», — вспоминал он впоследствии.
С 2001 по 2011 годы, в течение 10 лет, работал заместителем главного редактора сайта Gazeta.ru.
В начале декабря 2011 года Баданин уволился из Газеты.ру.
Как он объяснял впоследствии в СМИ, причиной увольнения стало снятие с портала баннера проекта «Карта нарушений на выборах», которую Газета.ру делала совместно с ассоциацией «Голос».
Правда, потом акционер Газеты.ру Демьян Кудрявцев заявлял, что причиной его ухода стала рекламная политика издания.
С декабря 2011 года Роман Баданин получил должность шеф-редактора сайта Forbes.ru.
По слухам, Роман Баданин ушел из журнала из-за разногласий с гендиректором издательского дома Региной фон Флемминг.
Осенью 2013 года Баданин работал исполнительным директором службы интернет-проектов агентства «Интерфакс».
С 15 января 2014 года Баданин возглавил информационное агентство РБК в команде шеф-редактора холдинга РБК Елизаветы Осетинской.
Экс-глава холдинга РБК Дерк Сауэр говорил о Баданине:
«Роман обладает более чем 10-летним опытом работы в интернете и качественной журналистике. Я рад, что он присоединился к нашей команде. Задача Романа – развить сильные стороны агентства и совместно с командой нашей компании сделать РБК лучшим новостным деловым ресурсом».
В мае 2016 года шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская, главный редактор сайта РБК Роман Баданин и главный редактор газеты «РБК» Максим Солюс покинули холдинг.
В июне 2016 года стало известно, что Роман Баданин станет главредом телеканала «Дождь».
Об этом в своем ФБ сообщила генеральный директор телеканала Наталья Синдеева.
«Главным редактором «Дождя» будет Роман Баданин, который до недавнего времени возглавлял объединенную информационную редакцию РБК. Я этому очень рада. Телеканалу нужно обновляться и становиться лучше», — написала Синдеева на своей странице в Facebook.
Слухи скандалы
По словам акционера «Газеты.ру» Демьяна Кудрявцева, истинной причиной ухода Баданина из «Газеты.ру» стало не снятие проекта «Карта нарушений на выборах», а несогласие с рекламной политикой издания.
«Что же произошло? Неделю назад в коммерческую службу Газеты.ру поступила заявка на размещение рекламы «Единой России», на общих основаниях. За деньги. Такая же реклама была размещена на сайте «Эха Москвы», на Ленте.ру и так далее. Между рекламной службой и редакцией в любом нормальном СМИ — стена, но не тайны. Роман Баданин, который де-факто замещал в этот момент лежавшего в больнице главного редактора Михаила Котова, узнав о появлении такой рекламы, попросил коммерческую службу ее не размещать, объяснив, что появление таких баннеров даже на коммерческом месте «накладывает отпечаток», «отбрасывает тень» или «отсвет» на весь ресур. Эта логика мне и сегодня кажется странной и неверной. Если публикуешь объективный тест автомобилей — то не брать рекламу одного из них? Всех? Или если берешь рекламу не проводить тест? Все, что не запрещено законом, может рекламироваться, и это никак не связано с редакционными материалами — мне кажется это азбука. Но Роман был готов отстаивать свою позицию вплоть до увольнения. Коммерческая служба вынуждена была согласиться, и реклама не была размещена. Большая для этого СМИ сумма не поступила в бюджет компании. Были нарушены базовые принципы отношений департаментов между собой», — заявил Кудрявцев, отметив, что Роман Баданин с этим не согласился и подал заявление об уходе.
В январе 2014 года сотрудница одного из проектов РБК, ныне возглавляемых Осетинской, заявила в СМИ, что многим журналистам не нравится стиль работы новых руководителей — Осетинской и Баданина, в частности, тон писем, которые они пишут своим сотрудникам. Несколько человек даже написали заявления на увольнения.
Одна из уволившихся — корреспондент информагентства Ольга Шарапова, ушла из РБК после 9 лет работы.
«Дорогие друзья, сегодня я прощаюсь с агентством РБК. Отсутствие развития организации в последние годы, и, как следствие, отсутствие перспектив, давно заставляли меня задумываться об уходе, но были причины, которые удерживали. Возможно, я не торопилась бы с решением, но последней каплей стала смена руководства и курса компании. Непозволительно оскорбительные и неграмотные письма новых начальников, признаюсь, напугали меня. Интересно, позволили бы себе Елизавета Осетинская и Роман Баданин написать чиновникам запросы, содержащие ненормативную лексику? Видимо, они делят людей на категории и не церемонятся только с теми, кто ниже по рангу (первое корпоративное письмо нового руководства не прошло бы цензуру в СМИ из-за мата). Для меня лучше поступиться благополучием, чем достоинством», — написала о своем решении журналистка на своей странице в Facebook.
Роман Баданин
Биография
Последние годы ситуация с независимыми СМИ в России неоднозначна. Нередко изданиям приходится принимать решение о закрытии. Не обошла эта участь и главного редактора издания «Проект» Романа Баданина: его детище стало первым в России, которое признали нежелательной организацией, а самого журналиста внесли в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Детство и юность
О ранней биографии Романа информации не так много. Большинство источников склоняются к тому, что журналист родился 1 января 1970 года в Курганской области.
Изначально Баданин тяготел к науке, поэтому, окончив школу, поступил в МГУ на исторический факультет. В особенности его увлекала история Африканского континента. Получив диплом Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, выпускник стал заниматься научной деятельностью. А его первым местом работы являлся Горбачев-фонд, специализирующийся на исследованиях политической и социально-экономической сферы.
Журналистика
Переход от науки к журналистике свершился в 2000 году — тогда Баданин пришел в профессию, уже умея грамотно работать с информацией. Подобный опыт в науке позволял ему даже с неким снисхождением смотреть на коллег.
На первых порах умение «препарировать документы», как он сам считал, делало его на голову выше других работников издания. Однако впоследствии ему захотелось создать «ньюз» — стать автором новости, о которой еще нигде и ничего не написано.
Тогда Роман понял: для успешной работы в «Газете.ru» мало знать латынь и филигранно обрабатывать готовую информацию, важно уметь выделять компетентных лиц и грамотно выстраивать интервью. Это знание и последующее усовершенствование журналистских навыков определило успешный путь Баданина в профессии.
10 лет — столько выпускник МГУ отдал изданию «Газета.ru», поднимаясь по карьерной лестнице и достигнув должности заместителя главреда. В 2011 году уроженец Кургана расстался с работодателем из-за конфликта.
Увольнение было связано с тем, что Роман не согласился опубликовать на сайте рекламную информацию, касающуюся партии «Единая Россия». Проигнорировав указание Демьяна Кудрявцева, он разместил на ресурсе баннер организации «Голос», признанной впоследствии иностранным агентом.
Журналист недолго оставался в свободном плавании и в этом же году вошел в штат Forbes.ru — сразу на должность шеф-редактора. Здесь Роман задержался ненадолго: в августе 2013 года был вынужден уволиться — вновь из-за разногласий, на этот раз с генеральным директором Региной фон Флемминг.
Недолгое сотрудничество с агентством «Интерфакс» стало для бывшего ученого мостиком к должности главного редактора РБК в 2014 году. Сейчас уже экс-президент холдинга Дерк Сауер тогда выразил надежду, что новому главреду удастся сделать издание «лучшим новостным ресурсом».
К тому времени Романа уже увлекли журналистские расследования. После его назначения в РБК начали публиковаться громкие дела, в том числе о предполагаемой дочери президента Екатерине Тихоновой.
Не менее ярко прогремела новость о массовых увольнениях в крупнейшем российском медиахолдинге, которые стартовали с ухода Максима Солюса. Вслед за ним в знак солидарности покинули свои посты Баданин и шеф-редактор Елизавета Осетинская. Уволенные или ушедшие по своему желанию бывшие сотрудники РБК неоднократно заявляли, что причина этого крылась в редакционной политике.
В 2016 году Роман пришел к тележурналистике, став главредом «Дождя» (издание впоследствии также было признано иностранным агентом) и сразу же объявив о реформе канала. Но между тем продолжил представлять аудитории новые расследования, в том числе о людях, тем или иным образом связанных с личностью главы государства.
Одним из подобных работ стал документальный фильм, посвященный бизнесмену Илье Траберу и вошедший в цикл «Питерские». Забегая вперед: именно из-за него было возбуждено уголовное дело против Романа и соавторов ленты — Дарьи Жук, Марии Жолобовой и Николая Ковалькова.
В 2017 году журналист уехал в США, где поступил в Стэнфордский университет.
Издание «Проект»
По возвращении в Россию выходец из Курганской области основал «Проект медиа», куда пришли работать его бывшие коллеги из РБК, а также Михаил Рубин и Мария Жолобова. На момент основания там числилось около 10 человек.
Не изменяя традиции, Баданин продолжил развиваться в расследовательской журналистике. Причем героями таких публикаций становились как известные личности, связанные, к примеру, с космонавтикой, так и люди из мира политики. Постепенно издание стало специализироваться конкретно на коррупционных схемах, а также на влиянии государства на СМИ.
Стоит отдельно отметить информацию о финансировании независимого проекта. Известно, что детище Баданина получало гранты от американских и европейских фондов, признанных в России нежелательными организациями.
Согласно предоставленным RT сведениям, руководство «Проектом» осуществлялось юрлицом, зарегистрированным в США, — Project Media. Роман же занимался управлением издания. От комментариев по существу этого вопроса главный редактор отказался.
В период работы веб-ресурса вышел цикл «Железные маски», который был сосредоточен на Владимире Путине и его окружении. В 2019 году в СМИ появилась информация, что после нескольких публикаций за работниками «Проекта» начала вестись слежка.
Летом 2021 года у редакторов портала, в том числе и у Баданина в домах прошли обыски, которые были связаны с делом Ильи Трабера. Роман же выражал уверенность, что начавшееся давление со стороны властей было вызвано новым расследованием о Владимире Колокольцеве.
В июле 2021 года проект Баданина был признан «нежелательной организацией», а Роман вместе с коллегами оказался в списке иностранных агентов.
В тот момент журналист вместе с семьей находился в отпуске за границей. Учитывая ситуацию с «Проектом», он решил пока не возвращаться в Россию, но при этом не назвал место, где собрался обосноваться.
Тем временем в официальных аккаунтах издания в «Инстаграме» и «Твиттере» была опубликована информация, что, независимо от произошедших событий, «расследований меньше не станет». В конце августа стало известно о перезапуске издания и смене его названия на «Агентство».
Личная жизнь
Имеющиеся сведения о личной жизни журналиста скудны, однако на «Фейсбуке» мужчина выставляет семейные фото. Несколько лет он жил в гражданском браке со специалистом в IT-отрасли Верой Анисцыной.
Статус официальной жены она получила в 2018 году. В 2020 году у них родилась дочь, которую назвали Павлой. В семье уже воспитывались двое сыновей.
Роман Баданин сейчас
Сейчас журналист живет в США и преподает в Стэнфордском университете. По состоянию на 2022 год центр базирования команды располагался в Тбилиси — об этом Роман рассказал в рамках проекта «Осторожно: Собчак». На момент интервью в штате трудились 8 человек.
Материалы из «Проекта», поделился Баданин, в «Агентство» продублированы не были, хоть и обидно терять такие масштабные исследования. Журналист задумывался и о смене формата, в котором могли появиться новостные сводки. Склонялся к определению компании в качестве digital-агентства.
В интервью Ксении Собчак удалось проследить всю карьерную историю Романа, начиная от «Газеты.ru», конфликтов с «Форбс» до упразднения «Проекта». Говоря о дальнейших планах, журналист не назвал никаких конкретных целей. Однако выразил уверенность, что у него не получится в обозримом будущем вернуться в Россию.
В Стэнфорде, к слову, он не был формальным преподавателем. Его миссия заключалась в выступлениях перед студентами в формате «вопрос-ответ», а также в демонстрации своего кейса независимого журналиста в России.