азыбек Би Краткая биография

Казыбек би: биография, достижения государственного деятеля

Казыбек би: YouTube / ТАРИХ ONLINE

Казыбек би — выдающаяся историческая личность периода становления единого государства казахов. Қазыбек би для соплеменников стал символом правосудия, в отношениях с другими странами прославился как успешный дипломат, который защищал интересы своего народа.

Казыбек би: биография казахского бия

Казыбек Кельдибекулы родился более 350 лет назад, в 1667-м, в прибрежье Сырдарьи. Известно, что Казыбек би родом из племени Аргын, Средний жуз, а именно из самого большого из его 12 родов — Каракесек.

Его дед Шаншар слыл мудрецом, кочевники обращались к нему за советами. В семье его отца Келдибека на первом месте была традиционная степная культура. Она повлияла на развитие лучших качеств Казыбека: его готовили к активной общественной деятельности, учили устным духовным богатствам, тонкостям и премудростям красноречия, оттачивали его ум, учили стратегическому мышлению.

Не лишена была поэтического дара его мать Токмеил. Сохранилось ее предсказание судьбы сына:

Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово.

В такой атмосфере прошло детство Казыбека, сформировались его качества великого оратора, которые проявились еще в юности.

При нескольких казахских ханах на рубеже XVII–XVIII веков Казыбек би был активным участником государственного правления. Этому способствовало не только мастерское владение словом, но и высокая эрудиция, удивительная память. Свою вспыльчивость он усмирял, был дисциплинирован, когда дело касалось интересов страны. Государственная деятельность Казыбека би была разноплановой:

Казыбек би — справедливый судья

Прежде всего он остался в памяти как народный трибун, блюститель законности — бий. Ученые указывают на огромную роль, которую в поддержании порядка в государстве играли великие казахские бии. Они объединяли государство, а персона хана его олицетворяла. Ханы прислушивались к биям, потому что те имели огромное влияние на народ.

Это касается и Казыбека би:

  • Он мастерски решал спорные вопросы, опираясь на знание прецедентов — схожих ситуаций.
  • Решения Казыбека би были справедливыми, в народе он прослыл как «правдиво рассуждающий».
  • Его речи отличались афористичностью, многие изречения ушли в устное народное творчество как пословицы и поговорки.

Афоризм Казыбека би: Nur.kz

Казыбек би — сторонник единого государства

Велика историческая роль Казыбека би как активного сторонника объединения казахов в централизованное государство. Он не уставал призывать к преодолению межродовых противостояний, а также к мирным взаимоотношениям с соседними народами. При этом считал, что государство должно твердо отстаивать свой суверенитет и территорию.

Казыбек би: законодательная деятельность

Казыбек би стал одним из трех великих биев (вместе с Толе би и Айтеком би), создавших в период правления Тауке-хана свод обычаев «Жеты Жаргы» (Семь устоев). В нем были сведены и закреплены главные положения:

  • Земельные и имущественные отношения, касающиеся споров о пастбищах и водопоях.
  • Различные аспекты семейных отношений, а также положение вдов и сирот.
  • Определялись виды наказаний за различные преступления.
  • Ряд положений касался дипломатических отношений с другими государствами.
  • Закон регламентировал отправление воинской повинности и др.

Умер Казыбек би в глубокой старости, в 97 лет. Один из его пяти сыновей, Бекболат, отвез тело отца в Туркестан и похоронил в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави.

Казыбек би — талантливый дипломат

Значительной была роль Казыбека би в установлении отношений с другими государствами. Природный дар и воспитание позволили ему стать великим оратором. Владение метким словом, умение противостоять в словесном поединке или поймать соперника на слове имели тогда существенное значение во время международных переговоров. Такие дипломатические способности по значению приравнивались к батырским поединкам.

Казыбек би участвовал в решении различных конфликтов на межгосударственном уровне. Вот некоторые из его достижений:

Переговоры с джунгарским правителем

Уже в 19-летнем возрасте он был в составе посольской миссии на переговорах с джунгарским правителем. В истории сохранилась его яркая речь, в которой дипломат подчеркнул миролюбивость казахов, но и указал, что они умеют и могут отстоять свою свободу и честь в бою:

Из речи Казыбека би: Nur.kz

Такая яркая речь произвела впечатление на правителя Джунгарии Галдан-Цэрэна, и враг назвал юношу Каз дауысты Казыбек (‘Казыбек с непревзойденным голосом’, ‘гусиноголосый Казыбек’, ‘звонкоголосый’). Эта миссия стала успешной, удалось возвратить пленных и захваченный врагами скот.

Еще в нескольких посольствах участвовал Казыбек би, защищая интересы казахов. Опытный бий, Казыбек би глубоко вникал в проблемы, распутывал узлы сложных отношений с соседями. Во многом благодаря его усилиям достигалось перемирие, соседние народы жили в мире и согласии.

Миссия по освобождению Абылай хана

Казыбек би был ведущим государственным деятелем эпохи Абылай хана. Зная его решительный характер и приверженность идее единства казахов, бий-дипломат приложил немало усилий, чтобы освободить молодого военачальника из джунгарского плена. В течение двух лет, с 1741-го, он настойчиво вел переговоры об освобождении Абылай хана. При этом противники выдвинули два требования:

  1. Отправить сыновей знати как заложников.
  2. Разорвать отношения с Россией и стать подданными Джунгарии.

Представители родов, собранные на совещание Казыбеком би, решили: заложников направить, но не принимать никакого подданства. Свое решение усилили хитрой уловкой — пригрозили джунгарам совместным с русскими походом. В результате переговоров Абылай хана освободили.

Другие дипломатические миссии

Современные историки обнаружили в архивах документы, свидетельствующие о значительной роли Казыбека би в казахской дипломатии. Об этом шла речь на научно-практической конференции, прошедшей в Карагандинском государственном университете в рамках празднования 350-летия Казыбека би.

В книге казахских историков, посвященной его деятельности, в выступлениях ученых из других стран названы другие аспекты его дипломатической деятельности:

  • Письма к российским императорам, свидетельствующие о налаживании отношений между государствами.
  • Документы, подтверждающие участие бия во встрече китайских послов с Абылай ханом, а также факт, что они были гостями в ауле Казыбека би.

Эти сведения стали фундаментом для более глубоких исследований, которые полнее раскроют вклад Казыбека би в международные отношения того времени.

Памятник авторам «Жеты Жаргы»: YouTube / ТАРИХ ONLINE

Знаменитые люди Казахстана, в том числе и Казыбек би, оставили глубокий след в истории страны. В новых исторических условиях страна хранит память о своих великих соотечественниках. Имя Казыбека би носят улицы и районы крупных городов. К памятникам, воздвигнутым в его честь, приносят цветы. Особые торжества (конференции, снят документальный фильм, открыты памятники) в стране были приурочены к 350-летнему юбилею этого государственного деятеля.

Память о деятельности предков помогает осмыслить свои истоки, влияет на формирование общественного сознания нашего народа.

Уникальная подборка новостей от нашей редакции

Казыбек би (биография)

По данным устной летописи казахов (шежире), Казыбек би, сын Келдибека, прозван­ный за свой зычный голос Гусиноголосым, происходил из ветви Каракесек рода Аргын. От одного из основателей каракесеков роди­лось двое сыновей — Булбул и Шаншар. Оба были известными, почтенными людьми, при­знанными в народе мудрецами, златоуста-ми-шешенами и справедливыми биями.

От второй жены Шаншара Айбике ро­дились Келдибек, Тыныбек, Жакибек, Есиркеп (в народе их прозвали «Четверо беков»). Келдибек как би пользовался при жизни непререкаемым авторитетом. До тридцати лет он ходил в холостя­ках, что явилось редкостью среди каза­хов. О том бытует в народе немало ле­генд. Якобы явился во сне Келдибеку его дед Булбул и предрек ему: «Ты дол­го не обзаведешься бабой. Ни одна дол­гополая тебя не прельстит. А пригля­дится тебе долговязая светлолицая дева, хромая на правую ногу, с родинкой под правым ухом, с большим родимым пят­ном между грудями. Она и станет тебе женой».

Все сбылось, как предсказал дух пра­щура. Именно такая девушка и встрети­лась по воле Создателя Келдибеку. И зва­ли ее Токмеил.

Заслали, как принято, сватов, И тут.ро­дители обескураженно сказали великовоз­растному сыну:

— Сколько юных красоток вокруг, сын наш, а ты выбрал какую-то уродину-хро­моножку. Что же мы теперь скажем богом данным сватам? Какой позор!

На что Келдибек ответил:

Пенки снял я, вскипятив молоко. Хоть и хромоножка, умнее всех зато. Пусть косоглаза, но честна и прямодушна, Как воск, растаял я, едва услышав речь ее.

В другой раз друзья-приятели, пируя у Келдибека, без конца задирали хозяи­на, подтрунивая над ним. Были и незло­бивые намеки на физические недостатки молодой жены. И тогда Токмеил с учти­востью юной невестки ответила зубоска­лам:

Да, косоглаза я, да, хромоножка,

И как ни посмотри, уродина немножко.

Но с суженым живу я ладно-складно,

И нарожу ему четверку сыновей уж точно.

Джигиты-шутники прикусили языки. «Э, нет, — решили. — Непростая пташка наша сношенька». И, действительно, Ток-мсил вскоре родила Казыбека, затем — Са-димбека, Асана, Балапана, Усена, Бодене — шестерых сыновей. В народе их прозва­ли «Шестеро удальцов хромоножки». Когда появился на свет Казыбек, счастливая мать предрекла:

Я выращу тебя с лаской, любовью, Не обделю тебя ни молоком, ни кровом. Ты будешь преклоняться только чести, Твоим призваньем станет Слово.

Когда родился Садимбек, мать предска­зала: «Этот негодник, наверняка, вырастет вспыльчивым и гневливым. Вон как грудь мою терзает!» Родился Асан, и мать реши­ла: «А из этого, видно, выйдет крикун и буян». Об Усене сказала: » Этот будет гор­дым и надменным». И судьбу Бодене вер­но угадала: «А ему быть батыром-смельча­ком, не иначе».

Так оно потом точь-в-точь и вышло. Мать как в воду глядела. Казыбек с малых лет проявил склонность к складному и меткому слову, к шешенскому красноречию. Он запоминал огромное количество народных пословиц и поговорок, мудрых изречений, назиданий, разящих слов и образных выражений, разных присловий сказителей, ораторов-златоустов и биев. Особенно благотворно влиял на него отец. И с раннего возраста он приучался к правлению народом.

Сказывают, находчивость, красноре­чие, правдолюбие проявились у Казыбека уже в семилетнем возрасте. По преда­нию, в те далекие времена произошел такой случай.

В каком-то богатом ауле проводили ас — грандиозные поминки. В байге — кон­ных скачках — первым пришел, оставив позади добрую сотню скакунов, резвый саврасый со «звездочкой» на лбу. И тут один джигит поднял шум. — Это мой скакун! — заявил он. — Стригунком я его потерял. И вот теперь обнаружил.

— Нет! — возразил хозяин призового скакуна. — Он родился от моей саврасой кобылицы. Ишь, прыткий какой!

Разразился скандал. Кто-то сказал:

— Ладно. Не шумите напрасно. Идите к Келдибеку. Он разрешит ваш спор.

Отправились спорщики к бию Келди­беку. Тот выслушал их и надолго задумал­ся. Тогда сидевший рядом семилетний Ка-зыбек обратился к хозяину скакуна:

— Скажите, какие у вас есть доказа­тельства?

Владелец призового скакуна ответил:

— Я могу определить любую скотину по ее матери.

Второй джигит, утверждавший, что не­когда потерял стригунка, сказал:

— Мы же казахи-скотоводы. Мне не составляет труда опознать приплод по ма­тери, а мать — по приплоду.

— В таком случае, — решил мальчик Ка-зыбек. — Приведите сюда с привязи двух ягнят.

Спорщики послушно пошли, отвязали от волосяного аркана, растянутого между колышками, двух гладеньких, сытых яг­нят и привели к мальчику-бию.

— Хорошо, — сказал Казыбек. — Те­перь отправьтесь на выпас и приведите матки этих двух ягнят.

Спорщики так и сделали. Вскоре при­вели с выпаса двух овцематок.

— Теперь пустите сосунков-ягнят к ма­терям, — приказал мальчику судья.

Джигит, назвавший себя владельцем призового скакуна, привел ягненка к мат­ке, но та его к себе не подпустила, да и ягненок отворачивался от нее. А второму джигиту стоило только выпустить из рук ягненка, как матка кинулась к нему на­встречу, радостно заблеяла-заперхала, ста­ла обнюхивать, облизывать его, а ягненок жадно припал к ее сосцам.

— Ну, люди добрые, что скажете? — обратился мальчик Казыбек к собравшим­ся. — Есть ли у вас сомнения в познани­ях этого джигита?

Мнимый владелец призового скакуна виновато опустил голову. Второй джигит ликовал.

Загудела и толпа.

— Верно, справедливо рассудил мальчик-би. Спасибо его мудрому отцу. При­зовой скакун принадлежит джигиту, поте­рявшему его стригунком. Мы все в этом убедились.

Легенд и преданий о трех именитых казахских биях в народе сохранилось множество. Среди них, понятно, встречается и немало противоречий, несоответствий, разногласий. Они, трое знатных биев, жили примерно в одно время, были близки не только по духу, воззрениям и стремлениям, но и по возрасту, все трое главенствовали в своих жузах. Их нельзя делить на старших и младших, на главных, на более или менее мудрых и популярных. Это умалило бы их роль и значение в сознании народа. И не соответствовало бы истине. «Казахская энциклопедия» утверждает, что Толе би родился в 1663 году, Казыбск би — в 1665 году. Выходит, они едва ли не ровесники. Толе би умер в 1756 году в возрасте 93 лет, а Казыбек би скончался в 1764 году, дожив почти до своего столе­тия. Если эти сведения точны, то досто­верность многих событий, дошедших до нас в преданиях, вызывает сомнение.

Казыбек, прозванный в народе Гусиноголосым, был в свое время очень извест­ным и авторитетным бием. Он активно вмешивался в дела управления народом во времена ханов Аблая, Тауке, Абильмам-бета, Семеке. Он был заступником и за­щитником народа. Вместе с биями Толе и Айтеке он объединял казахов против опу­стошительных набегов джунгарских пол­чищ. Исходя из насущных задач народа и требований своего времени, он горячо ра­товал за вхождение Казахии в Российское подданство. Когда же китайский импера­тор прислал к нему своих послов, предлагая войти под сень своей империи, Казыбек би решительно отказался от этого предло­жения. Во времена длительных войн с джунгарами, когда в плен к ним попадали многие представители казахской знати, в том числе и сам батыр Аблай (тогда он еще не был ханом), Казыбек би не однажды отправлялся в стан хонтаичи, чтобы вызволить из заточения своих соплеменников. О том в памяти народа сохранилось много преданий, свидетельствующих о смелости, находчивости и настойчивости мудрого бия Среднего жуза.

Казыбек би – великий дипломат казахского народа

В 1665 году в Каркаралинской степи в семье бия Келдибека из племя аргын, рода каракесек, появился сын, которого нарекли именем Казыбек. Счастливая мама Токмеил тогда предсказала:

Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово.

Но могли ли тогда предки предположить, что из этого неуемного мальчишки вырастет известный оратор и великий дипломат, к советам которого станут прислушиваться ханы и авторитетные султаны. Казахский народ прозвал его «Каз дауысты» («Казбек превосходный в слове и слоге»).

Высокоэрудированный, с необыкновенной памятью, целеустремленный, готовый за свой народ «лечь костьми» — такой был Казыбек би — всенародный оратор, предводитель и фактически долголетний страж государственности и закона в Среднем Жузе. Знаменитость бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Точное слово и умение дать отпор в вербальном бое — качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей.

Эти качества оказались нужными не только для судейства, но и для дипломатической службы. Никак не уступая по храбрости знаменитым батырам, бии-дипломаты часто определяли и ход политики государства. Так, благодаря усилиям Казыбек бия, между калмыкским и казахским народами был установлен мир.

Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю. Переговоры эти имели успех, и джунгары вернули пленных и похищенный скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы — казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы — мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы — народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо — схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты — леопард-каблан, я — лев-арыстан. Ты — скакун-тулпар, я — горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли — добром ответь! Не хочешь мира — получишь войну!»

После этого визита было еще несколько поездок к джунгарам в составе с казахским оратором и было установлено соглашение «впредь жить в согласии и мире». В одной из поездок, проявив большую настойчивость, Казыбек бию удалость вызволить из джунгарского плена Абылая, который позже стал ханом Сарыарки. Бий видел в Абылае очень крепкий характер и преданность казахскому народу. За освобождение Абылая правитель джунгар Галдан Цэрен выдвинул два условия. Во-первых: самые известные люди казахской земли должны были отдать в аманаты-заложники по одному своему сыну, во-вторых: джунгары требовали прервать всяческие отношения с Россией и принять подданство Джунгарии. Казыбек би собрал совет из представителей всех казахских родов. Посоветовавшись, они пришли к единому мнению пойти на уступки джунгарам и отдать в заложники своих сынов, но при этом пока воздержаться от подданства как от джунгарского так и российского. Они предупредили Галдана Цэрена, если он не согласится с их решением, то они объединятся с русскими и пойдут войной на джунгар. Это был хитрый маневр. Казыбек би таким образом решил припугнуть Галдана Цэрена и обезопасить себя. Итогом этих переговоров стало освобождение батыра Абылая, возвращение города Туркестана и еще тридцати двух казахских поселений.

Казыбек бий в судьбе казахского народа сыграл очень важную роль: он стал одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. В 1680 году при хане Тауке Казыбек би был признан главным бием Среднего жуза. Он вместе с Толе бием и Айтеке бием вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, и одним из авторов свода законов «Жеты жаргы».

Правильно расценивая историческую обстановку, Казыбек би постоянно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к дружеским взаимоотношениям с джунгарами, русскими и узбеками. Всю жизнь Казыбек би желал своему народу честности, порядочности и мира. Его судейская деятельность отличалась справедливостью и красноречием, его слова превращались в пословицы и афоризмы. Не случайно в народе Казыбек би был прозван «правдиво рассуждающим». В устном народном творчестве сохранилось множество ораторских изречений, о которых можно уверенно сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком».

Скончался Казыбек би зимой 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Его сын Бекболат поставил юрту и четыре месяца хранил в ней тело отца. Когда сошел снег, он перевез его в Туркестан, где похоронил его в мавзолее Ясауи.


источники:

http://ikaz.info/kazybek-bi-biografiya/

http://yvision.kz/post/481371