Азамат Нугуманов Оренбург биография

Please wait.

We are checking your browser. prooren.ru

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6ff10ca67cf24c85 • Your IP : 178.45.155.83 • Performance & security by Cloudflare

Оренбуржцы обсуждают награды в области искусства

Архив «МК в Оренбурге»

В Оренбурге в канун Дня работника культуры разгорелся скандал

Конкуренция двух совершенно разных театров. Как такое возможно? Кто это допустил? Неделя культуры в этом году запомнилась не только массой мероприятий, но и скандалом, который разгорелся в социальных сетях. Поклонники творчества артистов театра музыкальной комедии искренне возмутились тем, что второй год подряд их кумиров нет в списках лауреатов премии «Оренбургская лира».

Нелегкий жанр

Театр музыкальной комедии. 85 лет это учреждение радует поколения зрителей своими удивительными спектаклями. «Легкий жанр» нелегко дается тем, кто принял решение ему служить. Нужно петь, танцевать и вместе с тем быть в образе. Чтобы зритель поверил, полюбил и пришел снова.

Сегодня самая большая труппа региона переживает очередной виток развития. Но, по большому счету, варится в собственном соку. Чиновникам от культуры до него нет дела.

Здание театра музыкальной комедии на пересечении улиц Терешковой и Постникова появилось в 1960-х годах. Большой зал, оркестровая яма. Все, как положено. Коллектив долгое время входил в четверку лучших на территории СССР. На подмостках блистала ее величество оперетта.

Расположение театра тоже удобное – центр города, транспортная развязка. Именная остановка.

Лихие девяностые нисколько не подкосили энтузиазма труппы. На сцене даже с минимальным бюджетом умели ставить спектакли, которые помогали отдохнуть от серой реальности. Само название – «Театр музыкальной комедии» подразумевало, что здесь тебя порадуют и подарят встречу с прекрасным.

Да, выживали как могли. В фойе пускали выставки, сдавали в аренду зал. Но жили и творили. Для целого поколения навсегда останутся кумирами Александр Пащенко, Владимир Левашов, Александр Васильев, Лариса Михалевская, Валентина Русанова, Анна Леонова, Елена Савинич, Ольга Шехурдина, Нина Радченко, Денис Радченко. Это был золотой состав для классической оперетты. И те, кто хоть раз попадали на спектакль, входили в число фанатов жанра.

Но уже тогда для театра все делалось по остаточному принципу. Реклама была блеклой, программки – на дешевой бумаге. Только в середине нулевых что-то сдвинулось, начало меняться. Но это была инициатива самого коллектива. У властей был другой фаворит.

Казалось бы, в относительно небольшом городе пять театров. Пять! И один из них – музыкальный. Таким богатством мало кто может похвастать. Но как-то так получилось, что два из пяти, самых больших, но диаметрально противоположных по репертуару, да и по жанру – вдруг стали конкурировать! И перевес в пряниках от властей все время не в буфете музкома. Странная политика. Вместо того чтобы на равных поддерживать два талантливых, сильных, но разных коллектива, одинаково финансировать, те, кто сверху, разделили культурную ниву на два лагеря. И неприкрыто сами держат одну из сторон, хотя по всем канонам этики следовало бы соблюдать нейтралитет.

На вкус и цвет товарищей нет. Человек индивидуален. Он забирает в свою душевную копилку то, что тронуло, заставило испытать сильные эмоции, удивило, впечатлило. За этими ощущениями люди и идут в зрелищные учреждения. Кому-то нравится драма, кто-то без ума от комедии. Каждый имеет право на свое мнение. Но быть предвзятым чиновником.

Как бы то ни было, театр музыкальной комедии не признают. Не помогают. Искусственно создают конкуренцию. Для чего ставить мюзикл на сцене драматического театра, там, где нет поющих и танцующих (по крайней мере профессионально) артистов? Для этого есть жанровый театр, с балетом, хором, оркестром и солистами. Причем именно на жанр мюзикла сейчас заточено большинство вокалистов. Но в репертуаре драмтеатра уже есть три музыкальных спектакля.

Репертуарная политика – это, конечно, дело художественного руководства. Однако вопрос: «Зачем?» – с самого начала затеи витал в воздухе. Почему бы тогда музкомедии не замахнуться на Чехова или Шекспира? И у них получится – на отделении «Актер музыкального театра» систему Станиславского тоже изучают. И в предлагаемых обстоятельствах исполнители всегда убедительны. Вот только им это не нужно. Каждый должен заниматься своим делом, не оглядываться – а чего там, у соседа?

Напрасные надежды

Когда коллектив драмтеатра после ремонта вернулся в свое родное здание, в музкомедии потирали руки – мы следующие! Но не случилось. Деньги выделили только на зрительный зал. И то первая приемка вылилась в скандал – подрядчик «творчески» подошел к ремонту. Помещение было похоже на тыкву. Лепнина – вверх ногами. В общем, пришлось переделывать. Зал засиял новой люстрой с итальянскими подвесками. Поменялось световое оборудование на сцене и ее планшет. Но хотелось, чтобы как в драме – зашли, и дух захватило.

Со сменой руководства кое-что поменялось в фойе. Привели в порядок санузлы. Но это все равно не то. Коммуникации пришли в негодность. Стены в гримуборных у артистов покрылись трещинами. Вешалка, с которой начинается театр, утратила презентабельность. Нужна глобальная реконструкция.

Еще в 2011 году был создан грамотный и достойный проект. Преображение предстояло колоссальное. Но все снова застопорилось.

Когда перекроили и осовременили театры Орска и Бугуруслана, у музкомедии снова забрезжила надежда на то, что теперь-то уж. Появилась информация о том, что министерство культуры выделяет средства на проект. Но не тут-то было!

Разломали и собрали театр кукол. Ладно. Дети – это святое. Теперь-то уж. Ан нет! В приоритете театр «Пьеро» и областная филармония. Опять!

На вопрос редакции «МК в Оренбурге», почему снова филармония, в Минкульте ответили, что в последний раз ремонт там был в 2004 году. Это главная и единственная классическая сцена в области для проведения академических концертов. Потому и нужно ее привести в надлежащий вид.

По поводу реконструкции театра музыкальной комедии в министерстве ответили: «Учреждение, в котором работает яркая профессиональная труппа, объединяющая в себе солистов, хор, балетную группу и артистов оркестра, безусловно, должна работать в иных, более современных и комфортных условиях. Вопрос находится на контроле правительства Оренбургской области. В настоящее время проводится предпроектная работа. В частности, в 2020 году проведено инструментальное обследование здания. На данный момент обсуждаются возможные варианты реконструкции существующего или строительство нового здания».

В общем, власти думают.

Без званий и наград

Репертуарный театр радует публику со среды по воскресенье. Труппа музкомедии сейчас состоит в основном из молодежи. Натренированные по бродвейской системе столичными кураторами, ребята творят на сцене чудеса. Они убедительны, пластичны во всем, и в физике и в вокале. Даже искушенная столичная публика восторгалась нашими артистами, их искренностью и мастерством. Но это видит только простой народ…

Беда в музкомедии и со званиями. Единственный в труппе народный артист Александр Пащенко давно на пенсии. В начале года ушла из жизни заслуженная артистка РФ Анна Леонова. Итого в труппе только один заслуженный артист РФ – Александр Лазутин. Остальные просто вокалисты, мастера сцены. И хотя звание в нашем регионе финансово на благосостояние обладателя практически не влияет, наличие нескольких «титулованных» артистов – престиж всего коллектива. Прима театра Наталья Чепенкова, яркий и харизматичный Азамат Нугуманов давно достойны особого признания. Но что-то идет не так. Казалось бы, и опыт есть, и награды, и публикации, и стаж подходит. Но музкомедия – это не для чиновников.

За два года губернатор Денис Паслер ни разу не посетил театр музыкальной комедии. Он вряд ли знает, как выглядит директор – ее ему официально не представляли. Все совещания по вопросу учреждения проходят без человека, который досконально знает его проблемы. Нонсенс!

Признание зрителей

Труппа музкомедии даже в пандемию смогла себя проявить. Артисты одними из первых начали снимать видеоролики, а когда позволили приступить к работе в офлайне, с головой окунулись в репетиции. И открыли 85-й, юбилейный сезон премьерой.

Спектакль «Однажды в Тифлисе, или Проделки Ханумы» понравился зрителям. Даже тем, кто был влюблен в старую версию. Постановка получилась фееричной и вполне достойной быть представленной на престижную творческую премию. Выдвинули на соискание и исполнителей главных ролей. Однако второй год подряд комиссия не оценила старания коллектива. Уникальной постановке мюзикла «Алые паруса» предпочли обновленную «Капитанскую дочку». На этот раз «…Хануму» обошла «Собака на сене».

В комиссию «Оренбургской лиры» входят министр культуры Оренбургской области, несколько ее заместителей, руководители творческих объединений и учреждений культуры региона, представители театров. Кто из них был на спектакле в музкомедии, сказать трудно. То, что глава ведомства, равно как и ее замы в зале замечены не были, это факт. Хочется надеяться, что жюри посмотрело хотя бы диск с постановкой, который прилагается к документам на премию. Что повлияло на результат? Вкусовщина, политические мотивы или еще что-то? Об этом знает только сама комиссия.

Сравнивать разные жанры нельзя априори. А тут получается, что два совершенно разных коллектива вдруг стали конкурентами. Раз уж на то пошло и в регионе есть такая премия, решать судьбу награды должны зрители. Создать систему голосования, которую невозможно «накрутить», залить на сайт того же Минкульта профессионально снятые спектакли. И пусть публика выбирает достойных. Ну или профессиональные театральные критики. Люди, которые учились на то, чтобы оценивать.

Оренбургский театр музыкальной комедии признан лучшим на федеральном уровне. Обошли даже легендарную «Мариинку». А у себя на родине – не в чести.

Неужели для министерства культуры не стал показателем тот факт, что за коллектив музкомедии вступилась публика? И как вступилась! Вот только некоторые комментарии:

«Меня ситуация в целом вокруг театра шокирует. Сложилось впечатление, что на театр просто кто-то «обиделся» там, в администрации (или где там распределяют награды и вообще всякие «плюшки»). Театр просто игнорируют во всем. Ремонт, новое здание, награды. Раздают всем и вся (и не по разу!). Да, возможно, тоже заслуженно. Но разве музком не заслужил? Вот прям совсем-совсем ничего. »

«Прокатить Оренбургский театр музыкальной комедии в конкурсе – это просто не понятно! Не буду писать плохо про победителей, но я видела этот спектакль в драмтеатре. Ни в какое сравнение не идет с театром, где артисты и поют, и танцуют, и отыгрывают свои роли искренне и эмоционально. А какая энергетика каждый раз чувствуется со сцены – с первых нот захватывают зал и не отпускают до финала. Все спектакли пролетают на одном дыхании. Диву даешься, как в таких условиях, когда здание буквально разваливается на части (в то время как остальные театры благополучно ремонтируют и реконструируют, про Оренбургский театр музыкальной комедии забывают каждый раз), артисты находят силы работать так самоотверженно и от души. Хочется сказать коллективу театра музыкальной комедии – не расстраивайтесь, не падайте духом, не унывайте!»

«Интересно, тайные голосователи присутствовали хоть на одном спектакле театра музыкальной комедии?! Видели реакцию зрителей? Мне кажется, нет! Раз такие результаты. Артисты творят волшебство для нас, зрителей, в очень убогих условиях и, несмотря на это, вдохновляют нас! Обидно за такие результаты! Дорогие артисты театра музыкальной комедии, вы – лучшие для ваших поклонников!»

«Давайте купим билет и пригласим на спектакль нашего губернатора. Очень хочется, чтобы он не только оценил состояние здания, но просто получил заряд бодрости и хорошего настроения, отдохнул душой и зарядился положительной энергией, без чего из театра не выходит ни один зритель».

Может, к народу все-таки стоит прислушаться? А главное, перестать создавать конкуренцию в культуре. Одним вершки, а другим корешки… Каждый труженик культурной нивы достоин признания и поддержки. У нас очень талантливые коллективы. У каждого театра своя история, свои традиции и свои победы. Может, руководству стоит выработать равные условия для всех? А уж кто круче, пусть разбирается публика. Ведь театры для нее и работают.

Азамат Нугуманов

Родился в г. Туймазы, Башкортостан.

В 1991 году окончил Уфимское училище искусств, отделение «Эстрадно-джазовый вокал».
В 1996 году окончил Уфимский институт искусств по классу оперно-камерное пение.

В 1997 году, поступил на службу в Ижевский театр оперы и балета.
2009–2010 гг. работал в Магаданском театре музыкальной комедии, по приглашению.
2000–2022 г. служил в Оренбургском государственном областном театре музыкальной комедии.

С февраля 2022 года – солист Алтайского государственного музыкального театра.

Награды

• Лауреат Губернаторской премии «Оренбургская лира» за исполнение роли Федота в спектакле Е. Птичкина «Бабий бунт» (2005) • Благодарность Губернатора Оренбургской области (2011) • Благодарность Министра культуры Российской Федерации (2012) • Лауреат Губернаторской премии «Оренбургская лира» за исполнение роли Городничего в мюзикле В. Плешака «Инкогнито из Петербурга» (2013) • Почётная грамота Министерства культуры Оренбургской области (2015) • Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2019)

Роли, сыгранные на сцене театра

Кирилл Троекуров — Дубровский
Аристарх Владимирыч Вышневский — Доходное место


источники:

http://oren.mk.ru/social/2021/03/31/orenburzhcy-obsuzhdayut-nagrady-v-oblasti-iskusstva.html

http://muzkom22.ru/collective/id/151282