Айшет Ахмедовна Магомаева биография

Неизвестные страницы истории матери Муслима Магомаева – Айшет Кинжаловой

Читайте Trend в

В истории Чимкентского областного русского драмтеатра (так раньше назывался Южно­Казахстанский областной русский драматический театр) много интересных страниц. Но немногим известно, что на его сцене работала мать прославленного Муслима МагомаеваАйшет Кинжалова.
В преддверие 80-летия (которое труппа и поклонники отметят на этой неделе) Южно­Казахстанского областного русского драматического театра своими воспоминаниями с «Комсомолкой» поделились его артисты.

В Чимкент Айшет Кинжалова (Магомаева) приезжала работать дважды: первый раз — в конце 60-х годов, второй — в 80-е. Свидетелей ее первого пребывания и жизни здесь в коллективе самого театра уже не осталось. Из документов сохранились лишь фрагменты: сводная афиша «Открытие VIII театрального сезона» 1965-66 годов (в ней Айшет фигурирует в творческом составе) и фотография коллектива театра 1960-х годов.

Известно, что в эти годы Айшет играла в знаковом спектакле «Черные розы», инсценировке одноименного романа Джамала, в основе которого — душещипательная история любви, как сказали бы сейчас, «мыльная опера». Но тогда ее преподнесли так, что для местного театра «Черные розы» стали равнозначны «Прин­цессе Турандот» для театра Вахтангова (эта пьеса считается визитной карточкой, спектаклем-талисманом известного российского театра. — Авт.). Достаточно сказать, что «Черные розы» значились в репертуаре, начиная с 1960-х, вплоть до середины 1980-х годов. Айшет Ахмедовна стала первой исполнительницей главной героини — Биби. В архиве театра сохранилась программка этого спектакля сезона 1968-1969 годов с указанием ее фамилии и инициалов — Кинжалова А.А. Как исполнительница она всегда выступала под этой фамилией. По одним данным, это был ее сценический псевдоним, по другим — девичья фамилия.

В те же годы она блистала в пьесе «Грушенька» (поставленной по центральному эпизоду повести Лескова «Очарованный странник»). По данным газетной статьи той поры, «Грушенька» с Кинжаловой ставилась в чимкентском театре несколько лет подряд, и все это время спектакль шел при переполненных залах.

Нам удалось найти зрителя того легендарного спектакля — преподавателя музыкальной школы Шымкента Изольду Белову, более полувека проработавшую в сфере культуры. По ее утверждению, «Грушеньку» ставили именно ради Айшет Кинжаловой: «Она играла очень проникновенно. Я до сих пор помню огромное впечатление от этого спектакля, ее образ в белой рубашке и с длинными волосами — он отпечатался в памяти, как фотография. Зрители даже стояли в проходах. Она была очень красивой, изящной женщиной, прекрасно пела. Вообще, ее появление в театре и городе произвело какой­то взрыв».

Второй приход больше сохранился в памяти работников театра. В архиве даже нашлись некоторые официальные документы — заявление от 9 ноября 1980 года о приеме на работу (временно) в штат театра, собственноручно подписанное Айшет; приказ о зачислении ее в штат актрисой, а также ряд приказов директора театра Швейцера о ее вводе, утверждении, назначении на роли в разных спектаклях. Во всех этих документах она проходит под фамилией Магомаева.

Между тем, как оказалась звезда в Чимкенте, сейчас уже никто не ответит. А актриса Валентина Федоровна Осипова, близко общавшаяся с Айшет Ахмедовной, предполагает, что, скорее всего, как и все остальные — через актерскую биржу в Москве: «Приезжаешь, становишься на учет, указываешь свой репертуар. А затем из театров идут приглашения. Актер выбирал наиболее подходящий ему вариант».

По всей видимости, в первый приезд город ей понравился, и спустя десяток лет она вновь вернулась сюда. Скорее всего, как предполагают в драмтеатре, на этот раз из Мурманска, где в то время жили ее дети от второго брака Юрий и Татьяна. По биографическим данным известно, что мать Магомаева работала в Мурманском областном театре много лет, там же, в Мурманске, она умерла.

— Когда в 1978 году я приехала работать в Чимкентский театр и узнала, что здесь работает мама Муслима Магомаева, я пришла в восторг! — вспоминает актриса, ветеран Южно­Казахстанского областного русского драмтеатра Лариса Ивановна Шаповалова. — Я очень любила песни Муслима, он был для нашего поколения кумиром и легендой. Легендой лично для меня была и его мама. Поэтому я сразу познакомилась с Айшет Ахмедовной, выразила ей свое восхищение Муслимом. И сразу же, «влюбившись» в эту личность, буквально вцепилась в нее. Тогда как раз был какой­то праздник, я пригласила ее в гости. С тех пор мы часто проводили вместе праздники.

По словам ее современниц, Айшет очень любила читать, ходить в кино. Никогда не болела вещизмом. Вопросы обустройства и быта ее интересовали мало. Дома стояли рояль, кровать, приемник с проигрывателем, торшер и все. Но чистоплотность была неимоверная, у нее была «болезнь» — каждый день протирать полы — очень любила дышать свежим воздухом, а также постоянно вываривать кухонные тряпки. Как истинный представитель искусства заниматься хозяйством, особенно готовить, она не любила. Никогда не забивала голову проблемами насыщения утробы. Довольствовалась простой пищей и едой в столовой. В общении с людьми запомнилась очень простым, остроумным человеком, у которого всегда горели глаза. Ко всему прочему, даже в своем почтенном возрасте — тогда ей было под 60, всегда была красивой и подтянутой.

Валентина Осипова и Лариса Шаповалова говорят, что Айшет Ахмедовна была очень талантливым человеком, играла практически на всех инструментах — баяне, гитаре, домбре, аккордеоне, баяне. Прекрасно импровизировала, изумительно пела, причем могла исполнять песни разных народов без какого-либо акцента. Многие бывшие коллеги считают, что именно от нее певческий дар передался ее первенцу Муслиму. Но прежде всего, конечно, в театре ее запомнили как яркую исполнительницу разноплановых ролей.

— Мне посчастливилось несколько раз сыграть с Айшет Ахмедовной в одном спектакле, — делится воспоминаниями нынешний худрук Южно­Казахстанского областного русского драмтеатра Игорь Вербицкий. — Это был 1980-й год. Мне было 17, и я только пришел в театр. Ставили легендарные «Черные розы». Так получилось, что актер, игравший роль сына Биби Надира, уехал на сессию в Ташкент. И вместо него включили меня. Моя роль была коротенькой, и это был единственный эпизод в моей жизни, когда мне довелось общаться с ней на сцене. Но я до сих пор помню эти незабываемые впечатления. Было безумно интересно, и в то же время было ощущение большой сопричастности к легендарной личности. В то время Муслим гремел по всему Союзу, и не было человека, который бы его знал. А тут в кулуарах шепчутся: «Айшет Магомаева. «.

По словам Вербицкого, Айшет Ахмедовна смогла изобразить в «Черных розах» Мать с большой буквы: «Когда я выходил на сцену в первый раз, у меня был мандраж. Айшет Ахмедовна заботливо отнеслась ко мне, помогала. По ходу действия она гладила, целовала и обнимала меня, плакала со мной. Так же по-матерински она успокаивала и понимала чувства начинающего актера, проявляла материнскую заботу и опеку».

В реальной жизни все было не так просто: материнские чувства Магомаевой были сопряжены с трагическими переживаниями. В театре ее родственные связи не афишировались. Слишком много ходило вокруг разрыва матери и сына слухов и сплетен. У публики, конечно, возник бы вопрос: почему он (Муслим) там, в Москве, а она здесь?

Их не осмеливались задать ей даже самые близкие подруги. Не откровенничала и сама Айшет. Хотя по характеру она была очень веселой, жизнерадостной и общительной женщиной, личные темы никогда не обсуждала.

О причинах разлада с Муслимом она, правда, как­-то обмолвилась с одной подругой, тоже актрисой. «По ее пересказу выходило так, что в семье погибшего мужа, отца Муслима, ее осудили дважды, — говорит Валентина Осипова, ссылаясь на то, что слышала. — Сначала за то, что вопреки восточным традициям не осталась в семье, не бросила учебу, а продолжила учиться на актрису. Потом, вторично, за то, что отвезла Муслима к дедушке и бабушке. Муслим в детстве был хулиганом, чуть не связался с плохой компанией — так она пыталась его спасти. Поэтому у него было отторжение, а у нее — страдания».

Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал об этом так: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».

Как бы то ни было, после долгих лет разрыва мать и сын вновь обрели друг друга. Как они потом помирилась, чимкентские подруги тоже не знают. Но с гордостью и удовольствием Айшет рассказывала, как сейчас живут сын и невестка, как встретила ее Тамара (Синявская), какие столы накрывала, какие подарки дарила. Одно из подаренных Тамарой платье она, кстати, долго носила, и даже сфотографировалась в нем в компании с друзьями-коллегами.

Валентина Федоровна рассказала, что при встрече каждого Нового года Айшет всегда ждала «Голубой огонек»: «Ждала, когда будет петь сын. Все уже засыпали, а она сидела до 4 утра и просила не вызывать такси, подождать, когда споет Муслим. Дожидалась заключительных минут. И как только его объявляли, она замирала. Только он появляется на экране — она в слезы. Он пел, а мать уливалась слезами».

— Вы сказали, что когда впервые увидели Айшет, она была для вас легендой. А после того, как стали общаться с ней, сдружились, кем она для вас стала? — спрашиваю напоследок Ларису Шаповалову. В ответ: «Так и осталась легендой. Знаете, бывает, в легенду влюбляешься, потом узнаешь ближе, а это оказывается настолько неинтересный прозаичный человек. А чем больше я узнавала Айшет, тем больше в нее влюблялась. «

Актрисой Русского театра драмы в Улан-Удэ была мать Муслима Магомаева

За девять десятков лет сменилось не одно поколение артистов, но немногим любителям театра известно, что на его сцене блистала мать народного артиста Советского Союза Муслима Магомаева — Айшет Кинжалова, сообщает газета «Бурятия».

В 1953 году Григорий Аронович Иофин, бывший директор ГИТИСА, капитан второго ранга, прошедший войну, приехал в Улан-Удэ, где его назначили директором драмтеатра. Немного погодя он решил организовать при храме Мельпомены театральную студию. Она была первой и последней, позже в столице Бурятии появилось училище.

— В 1959 году в Улан-Удэ набирали театральную студию при русском драмтеатре, – рассказывает заслуженный артист РБ Владимир Перевалов, — Нужны были молодые артисты, так как раньше во всех театрах сорокалетние играли пионеров, в их числе были Айшет Ахметовна Кинжалова и Мария Николаевна Железнова. Они играли двух подруг-пионерок в спектакле «В поисках радости».

В число студийцев отобрали 12 человек, среди них — Владимир Перевалов, Сергей Панков, Александр Турчанинов-Родин, Нэлли Мальцева и другие.

— Студия у нас была необычная, таких больше нигде не было, — вспоминает Перевалов. — Мы все делали сами, не только играли в массовках, но и электрику, и монтировку, все что угодно могли сделать. Находилась она в старом здании театра, на улице Ленина, 46. Там я впервые и увидел Айшет Кинжалову (это девичья фамилия матери Муслима Магомаева – авт.), она в это время работала в русском драмтеатре. Потрясающая женщина, великолепная актриса, красавица необыкновенная!

По словам Владимира Алексеевича, в студии она не преподавала.

— Она за нами со стороны наблюдала, а однажды увидела, что я читаю трагедии Шекспира. В то время в оперном театре была хорошая библиотека, я перечитал почти все его произведения. Она подходит и говорит: «Володенька, Шекспира читаете? А вы сонеты читали?

Читайте сонеты, с них начинайте, там такая философия! Там не просто любовь к женщине, там любовь абсолютно ко всему». Это была совершенно потрясающая, очень общительная, чуткая женщина, особенно по отношению к нам, начинающим артистам. После репетиций иногда подходила ко мне со словами: «Володенька, здесь вот немножечко так можно сделать, но если хочешь, конечно». Вот такая у меня была счастливая судьба. А такие артисты для нас как боги.

Кинжалова в Улан-Удэ играла во многих спектаклях: в «Весёлке», «В поисках радости», «Почему улыбаются звёзды». Ее амплуа – героиня. На спектакли с ее участием всегда были аншлаги, очереди за билетами стояли огромные – вдоль всей улицы Ленина от Госбанка до театра.

— В театре шел великолепный спектакль «Иркутская история», который поставил режиссер Николай Буторин. Героиню играли Никулина и Жуковская, а остальные актеры, в том числе и маститые, изображали хор, который в пьесе шел первым номером – и участник действия, и от автора. В этом спектакле играла Айшет Ахметовна, и мне довелось сыграть, правда, совместных сцен с ней у нас не было, — говорит Владимир Алексеевич.

Своего отца Муслим почти не помнил — он погиб под Берлином за три дня до окончания войны. После гибели мужа Айшет по мусульманским обычаям должна была остаться в его семье, но она очень любила театр, поэтому не стала соблюдать традиции и уехала в Вышний Волочёк, а родственники мальчика по отцовской линии забрали сына у матери и сами занялись его воспитанием. Айшет второй раз вышла замуж за актера Леонида Кафку, родила сына Юрия и дочь Татьяну, а позже они перебрались в Улан-Удэ.

Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».

Леонид Кафка тоже служил в русском драмтеатре, правда, недолго (играл белого офицера в спектакле «Олеко Дундич» — авт.). Нередко вместе с детьми приходил в театр встречать жену после спектакля.

— Жили они в доме актера, на улице Смолина, а Юра и Таня ходили в детский сад к моей маме – она была заведующей детсадом № 1, — рассказывает режиссер радио и телевидения, заслуженный работник культуры РБ Нэлли Мальцева. – Детсад находился на улице Ленина, на том месте сейчас стоит пятиэтажка. Я тогда не знала, что Айшет Ахметовна мать Муслима Магомаева, да и никто в театре не знал. Только однажды, когда мы с ней сидели рядышком и гримировались перед спектаклем, она мне по секрету шепнула, что получила письмо от сына и сказала, что он учится в Ла Скала. Позже я узнала, что ее сын – Магомаев, но никому об этом в театре не говорила, да и зачем? Она молчала об этом, и я тоже.

Александр Турчанинов-Родин, артист драмтеатра, ныне проживающий в Иркутске, тоже хорошо помнит Айшет Кинжалову.

— Она в нашем театре работала года три, всегда была востребована, были спектакли, где она пела, играла на гитаре. У нее были ярко выраженные восточно-азиатские черты лица, Муслим на нее очень похож, — рассказывает Александр Фёдорович. — В «Барабанщице» мы с ней вместе играли. Я — мальчика по имени Эдик, а она — Зойку. Потом месяца полтора вместе ездили с гастролями по республике. Ехали на поезде от Мысовой до Петровского завода. Останавливались, играли и ехали дальше. Уставали, конечно, но жили очень весело, дружно.

По словам артиста, Кинжалова пользовалась хорошей репутацией в коллективе, коллеги к ней относились уважительно. Там, где появлялась она, всегда были улыбки, хорошие разговоры. Она была очень контактным, добродушным человеком. Не секрет, что в театре иногда возникают неприязненные отношения между актрисами одного амплуа. С Айшет Ахметовной, по словам коллеги, такого никогда не случалось.

Она дружила с Ириной Михайловной Панковой, которая о ней тоже всегда хорошо отзывалась, да и мужской состав к ней относился очень дружелюбно. Но о личной жизни актрисы мало что было известно.

После нескольких лет работы в Улан-Удэ, она уехала в Северодвинск вслед за режиссером Юрием Коршуном, который позвал ее с собой в другой театр. А в архивах театра имени А.Н. Бестужева осталась память о ее пребывании здесь – фотографии со сценами из спектаклей и программки, на которых значится имя Айшет Кинжаловой.

Ответ азербайджанцев чеченцам устами Муслима Магомаева (видео)

Родители

Магомаев Муслим Магометович, биография которого интересует многих, появился на свет в 1942 году, 17 августа, в городе Баку. Его отец — Магомет Магомаев — трудился театральным художником и погиб на фронте за пятнадцать дней до Победы. Мать будущего певца — Айшет Магомаева — была драматической актрисой и сталинской стипендиаткой. Она выступала на сцене под творческим псевдонимом Кинжалова. Дедушка мальчика — Абдул-Муслим Магомаев — знаменитый в Азербайджане композитор. Имя этого талантливого человека носит Азербайджанская государственная филармония. Таким образом, биография Муслима Магомаева с самого рождения связана с творчеством.

Происхождение матери Магомаева, биография

Айшет Ахмедовна – мать известного эстрадного исполнителя Муслима Магомаева также была артисткой, а точнее актрисой. Женщина была даже удостоена Сталинской премии в первый год Великой Отечественной Войны. Работала Айшет под псевдонимом Кинжалова.

Родилась мама Муслима в Республике Адыгея, а точнее в Майкопе. Отец женщины был турецкого происхождения, а мама наполовину русская, наполовину адыгейка.

Один известный историк много изучал жизнь и творчество Магомаева, и ему очень хотелось установить достоверную национальность звезды. Оказывается, прадед Муслима, Иван Ханжалов, и вовсе был осетин дворянского рода. Мужчина имел высокое звание в белогвардейском военном округе.

Айшет, мать Муслима, не выдавала данной информации, так как во времена войны к людям знатного происхождения относились не очень хорошо. Семье Магомаева пришлось вычеркнуть из своей родословной упоминание о царской принадлежности, чтобы сохранить себе жизнь. И сам певец ни разу не рассказывал об этом.

Национальность

Мама будущей знаменитости имела русские, адыгейские, а также (по отцу) турецкие корни и была очень красивой женщиной. Бабушка мальчика со стороны папы по национальности была татаркой, происхождение ее супруга никому не известно. Сам Муслим Магометович всегда назвал себя азербайджанцем и утверждал: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».

Детские годы

После смерти мужа Айшет Магомаева избрала актерскую карьеру и переехала в Вышний Волочек, а затем — в Мурманск, где поступила на службу в местный театр и вновь вышла замуж. После этого у Муслима появились сестра Таня и брат Юрий. После окончания войны будущий певец жил у своего дяди — Магомаева Джамала Муслимовича. Мальчик посещал музыкальную школу при Бакинской консерватории, где осваивал игру на фортепиано и основы композиции. Талантливого ученика заметил профессор консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал заниматься с Муслимом, научил его филировать свой уникальный голос. Эти уроки впоследствии очень пригодились певцу во время работы над партией Фигаро в знаменитом «Сибирском цирюльнике».

В музыкальной школе, в которую ходил мальчик, не имелось вокального отделения, поэтому в 1956 году биография Муслима Магомаева ознаменовалась новым событием: он стал студентом Бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа. Ему довелось учиться у преподавателя Милованова А. А. и концертмейстера Крейтинга Т. И. Муслим окончил учебное заведение в 1959 году.

Память

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника певцу на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске.

В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме № 1 по улице Фикрета Амирова, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа его именем. Имя Магомаева носит также улица в Баку.

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве и дома, в котором жил певец. Памятник планировалось установить за счёт ЗАО «Крокус-Интернешнл» с последующей передачей в дар городу. 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника. Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. 15 сентября 2011 года московский памятник Муслиму Магомаеву был торжественно открыт.

В Москве в честь певца переименован сквер, расположенный в центре города на Елисеевском переулке между Леонтьевским и Вознесенским переулками.

15 августа 2012 года в Азербайджане выпущена марка, посвященная 70-летию Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя певца. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

17 августа 2020 года в Вышнем Волочке Тверской области состоялось открытие мемориальной доски Муслима Магомаева на стене бывшей школы искусств, на углу Ванчаковой Линии и улицы Вагжанова, которая теперь носит имя певца.

21 декабря 2020 года в Азербайджане выпущена марка, посвященная 75-летию Муслима Магомаева.

18 июля 2020 года в Киеве по инициативе и при всесторонней поддержке посольства Азербайджанской Республики в Украине был открыт Сквер имени Муслима Магомаева и памятник по адресу: перекресток проспекта Черновола и улицы Сечевых Стрельцов.

Первые успехи

Творческая биография Муслима Магомаева-певца началась в 1957 году в городе Баку, где он втайне от своей семьи выступил на сцене Дома культуры бакинских моряков. Родственники мальчика боялись, что пятнадцатилетний исполнитель излишним напряжением может повредить свой уникальный голос. Однако Муслим был уверен, что его вокал уже полностью сформировался. Спустя четыре года певец стал выступать в составе профессионального Ансамбля песни и пляски при Бакинском военном округе. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в городе Хельсинки, где исполнил песню «Бухенвальдский набат». Вся страна узнала певца после его выступления на сцене Кремлевского дворца съездов в 1962 году, во время заключительного концерта фестиваля азербайджанского искусства. Юный артист потряс публику не только уникальным голосом, но и незаурядными внешними данными. Его популярность стала быстро набирать обороты.

Муслим Магомаев считал, что его жизнь не удалась

Удивительный это был человек. Чем дальше будет уходить его время, тем больше мы будем понимать его значимость и роль в российской культуре. Это признак гения: чем дальше, чем больше. К Муслиму этот признак применим как ни к кому.

Мне повезло быть с ним знакомой. Я брала интервью у Магомаева и Синявской

в их доме в Леонтьевском переулке. И все, что знаю о нем — из уст его и его жены Тамары Ильиничны.

Он и при жизни был обласкан славой — его в буквальном смысле слова носили на руках — вместе с машиной «Чайкой», в которую он садился, выйдя из самолета где-то на гастролях. Причем его любили и народ, и власти — тоже, прямо скажем, редкое сочетание для советских кумиров. От этой огромной всенародной любви Магомаев оставался как бы в стороне — ему не снесло голову от собственного величия, как это случается у наших звезд на каждом шагу, он не устраивал безобразных пьяных дебошей на гастролях, не завел себе кучу пресс-секретарей и директоров, и при этом мог открыть окно в номере гостиницы — и петь два часа для публики, которая не смогла достать билеты на его концерт в каком-то далеком сибирском городе. Он ушел со сцены в самом расцвете славы — когда одному ему вдруг показалось, что уже не так звучит голос…

Он получил все мыслимые и немыслимые награды и звания в абсолютно молодом возрасте, он был богат и знаменит — и тем не менее чувствовал себя, если не несчастным, то до конца так и не реализованным артистом. Представьте себе, он считал, что его жизнь не удалась! Только личное, семейное благополучие — счастливый многолетний брак с Тамарой Синявской — скрашивал это разочарование.

Муслим Магомаев подарил и подписал мне свою книгу, посвященную жизни и творчеству итальянского певца Марио Ланца

. Великий итальянец только потому привлек внимание народного артиста СССР, что его судьба оказалась очень схожей с судьбой самого Магомаева. Обладатель чудного тенора, харизматичный красавец-итальянец стал заложником своей внешности и таланта — был вырван из оперной сцены Голливудом, который нещадно эксплуатировал его до тех пор, пока он тяжело не заболел и не умер в возрасте 38 лет.

Магомаев тоже мечтал стать оперным певцом — и у него к этому были все основания. Великолепный баритон, отшлифованный в Ла Скала, семейные традиции — его дед был не просто композитором-классиком, а основателем азербайджанской национальной музыки, отличная школа, знание языков.

Но он имел несчастье понравиться руководству страны: первая же песня, которую он спел на Днях Азербайджана в Москве — «Бухенвальдский набат», сделала его придворным -прикремлевским певцом, ни один правительственный концерт не обходился без Магомаева, его требовала министр культуры Фурцева, его любила семья Брежнева — о какой опере уже могла идти речь! И тем не менее, удивительно — Магомаев не спел ни одной песни про партию и комсомол, он настолько придирчиво и тщательно относился к выбору репертуара, что, слушая его сейчас, поражаешься — нет ни одной проходной мелодии, каждая — шлягер! Он пел о любви — но пел так, словно это был гимн.

Муслим Магомаев родился в Баку. Но корни его предков уходят не в азербайджанскую, а в чеченскую землю. Сам Муслим Магомедович говорить об этом не любил, а Тамара Ильинична Синявская рассказала мне как-то, что предок Муслима был взят в плен отрядом Шамиля и таким образом попал в Чечню. А вот дед Муслима — будущий классик азербайджанской музыки — родился в чеченском селе Старые Атаги и при рождении был наречен чеченским именем Абдул-Муслим

. Первые его музыкальные опыты связаны именно с чеченскими мелодиями — Магомаев-старший является автором знаменитых «Плясок Шамиля».

После окончания училища Магомаев вернулся в Грозный, но не смог устроиться с работой, уехал, теперь уже навсегда — в Ленкорань. Но Магомеда — самого любимого и одаренного из своих сыновей — он послал в Грозный. Там он работал художником в национальном театре, оттуда уехал на учебу в Москву — в ГИТИСе как раз создавали чечено-ингушскую студию. Магомед женился на сокурснице из адыгейской студии Айшет Кинжаловой

. В начале войны отец будущего певца добровольцем ушел на фронт.

— Мой отец погиб на фронте под Берлином за три дня до окончания войны

, — рассказывал Муслим Магомедович.
— Меня, своего сына, он так и не увидел. Мама — драматическая актриса — кочевала по городам России, поэтому меня оставила на попечении дяди и бабушки.
Дядя певца Джамалдин Магомаев

занимал высокий пост в республике. Но в семье всегда существовал культ великого деда, поэтому Муслим рано увлекся музыкой и, по его словам, никакие другие предметы его никогда не интересовали. Он с блеском закончил консерваторию, и опять же по семейной традиции, уехал работать в Грозный.

Муслим рассказывал, что приехал в столицу Чечено-Ингушетии с обшарпанным чемоданом, набитым пластинками любимых итальянцев — Марио Ланца, Энрико Карузо, Марио Дель Монако.

Жил в гостинице, за которую филармония платила крайне скудно и нерегулярно, денег не было. Последней каплей стал отказ республиканского отдела культуры послать певца на песенный фестиваль в Болгарию.

В результате, он поехал в Софию в составе азербайджанской делегации, с блеском выступил на конкурсе и получил почетный приз. Больше в Грозный Магомаев не вернулся — приезжал только на гастроли. Тем не менее, чеченцы обижаются, когда в передачах или книгах о великом певце ничего не говорится о чеченских корнях его рода. В «Грозненском рабочем» был опубликован отклик на передачу о Магомаеве, где журналист, тепло отзываясь о творчестве певца, все же дает понять, что Муслим Магомаев — чеченец, в силу обстоятельств ставший азербайджанцем. «Потерянный талант, отданный другому народу», — сетовал автор.

Какая, в конце концов, разница — чья кровь текла в жилах этого человека! Гении принадлежат всему миру — и в этом их удивительная особенность и отличие от нас, простых смертных.

Становление карьеры

Сольный концерт певца впервые состоялся в 1963 году, 10 ноября, на сцене концертного зала имени Чайковского. Выступление прошло с большим успехом. В том же году биография Муслима Магомаева украсилась новым важным событием: он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. Параллельно артист продолжал выступать с исполнением эстрадных композиций.

В 1964-1965 годах талантливого вокалиста направили на стажировку в итальянский театр «Ла Скала» (Милан). В 1960-е годы Магомаев активно гастролировал по СССР, выступал в самых крупных городах страны в спектаклях «Севильский цирюльник» и «Тоска». Певцу предложили войти в труппу Большого театра, однако он отказался, потому что не желал ограничивать свой репертуар исполнением классических арий.

Смерть

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали певца и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магометовичем Магомаевым. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.

Временные трудности

Биография Муслима Магомаева связана с постоянным успехом. С юных лет он был почитаем и любим. Официальная власть всячески благоволила певцу, его постоянно отправляли на заграничные гастроли, где он покорял своим талантом восторженную публику. Так, в 1966 и в 1969 годах Муслим Магометович выступил на сцене парижского театра «Олимпия». Однако даже этого любимца фортуны настигли временные трудности. Директор театра — Брюно Кокатрикс — предложил талантливому артисту годовой контракт, собирался сделать из него звезду мировой величины. Однако эта идея не понравилась Министерству культуры СССР. У Магомаева начались проблемы на родине — его заработками заинтересовалась ОБХСС. Новость о возбуждении уголовного дела застала певца в Париже. Местные эмигрантские круги всячески уговаривали артиста остаться во Франции, но он не представлял свою жизнь вдали от России и предпочел вернуться. Министерство культуры СССР на время запретило Муслиму выступать за пределами Азербайджана. Артист воспользовался свободным временем и окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию по классу вокала.

Уголовное дело

Биография и личная жизнь Муслима Магомаева стала интересовать государственные органы, когда молодой исполнитель стал популярным. Находясь в Париже на гастролях, певец узнает, что в Москве было возбуждено уголовное дело, связанное с выступлением в Ростове-на-Дону. Представители ОБХСС узнали, что за концерт он получил тройной оклад.

Такие изменения были связаны с тем, что Муслим провел на сцене не одно отделение, как было запланировано, а более 2 часов. Руководители мероприятия уверяли его, что внесение коррективов в оплату согласовано с Министерством культуры, но власти в это не поверили. Именно это послужило поводом для отказа от предложения французов. Магомаев не пожелал подставлять под удар своих родных и близких, поэтому решил вернуться в страну.

Несмотря на это, популярность артиста сохранилась. После окончания судебных разбирательств ему запретили выступать за пределами Азербайджана. Образовавшееся свободное время Магомаев потратил на получение образования по классу пения в Бакинской консерватории.

Пик популярности

После временного забвения Магомаева вновь стал знаменит. В 1969 году он завоевал первую премию на Международном фестивале в городе Сопоте. В 1968 и 1970 годах получил в Каннах награду «Золотой диск». В 1973 году творческая биография Муслима Магомаева вышла на новый уровень: певцу присвоили звание «Народный артист СССР». В течение многих лет (с 1975-го по 1989-ой) вокалист являлся художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым неоднократно гастролировал по Советскому Союзу. Популярность артиста в 1970-е годы была поистине безграничной. Его пластинки расходились огромными тиражами, даже в наши дни он остается непревзойденным кумиром для многих людей, живущих на постсоветском пространстве. В репертуаре певца более шестисот произведений, среди которых присутствуют арии, романсы, эстрадные песни.

Лучший период в творчестве

Запрет на выступления за пределами родной страны был отменен после звонка Екатерине Фурцевой от Андропова. На тот момент она занимала должность министра культуры и пригласила Магомаева на ведомственный концерт.

После этого он выступал на литературных вечерах и других мероприятиях, дискография певца стремительно росла, он записывает новые альбомы, репертуар включал не только романсы, но и песни другого жанра. Популярность Магомаева только увеличивается:

  1. В 1969 году Муслим завоевывает первую премию на Международном фестивале. Эта дата становится для него знаменательной.
  2. В возрасте 31 года певец становится народным артистом СССР и Азербайджана. Его плакаты можно было найти в беседках, на остановках, во всех общественных местах мелких и крупных городов. Его портрет появляется в популярном журнале, у исполнителя берут интервью, его жизнью активно интересуются не только представители прессы, но и многочисленные поклонники.
  3. С 1975 по 1989 год артист руководит оркестром, одновременно гастролирует по всему миру. Песни «Свадьба», «Королева красоты», «Чертово колесо» становятся настоящими хитами, быстро завоевывают популярность, многие поклонники хранят в памяти чудную мелодию.
  4. Следующим хитом становится песня «Синяя вечность», а также «Нам не жить друг без друга». На первую даже сняли клип, который имел популярность у поклонников артиста.

Никита Хрущев в творчестве Магомаева увидел пропаганду западного уклада, поэтому на некоторое время ввел запрет на трансляцию его песен по радио. Запрет был снят после отстранения руководителя от должности. В 1998 году исполнитель прекратил свои выступления, посвятил все время живописи и семье. Дети Муслима Магомаева вспоминали этот период с теплотой, ведь отец уделял родным много внимания.

Последние годы

В 1998 году артист оставил творческую деятельность и поселился вместе с семьей в Москве. Будучи тонкой натурой, он понимал, что уходить со сцены нужно вовремя и с достоинством. Занимался живописью и вел оживленную переписку через интернет с поклонниками в последние годы Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца до сих пор волнуют многочисленных почитателей его таланта. По свидетельству друзей, исполнитель страдал заболеванием сердца и легких, но совершенно не умел беречь себя — мог выкурить три пачки сигарет за день. Одной из последних песен артиста была композиция «Прощай, Баку», записанная в 2007 году. Скончался в 2008 году, 25 октября, в возрасте шестидесяти шести лет Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца ни для кого не является тайной. Певец умер от ишемической болезни сердца.

Биография личной жизни

Муслим имел не только много поклонников своего голоса, но и популярность у женского пола. Первый раз он женился на одной из своих однокурсниц Офелии. Брак просуществовал недолго, как только родилась дочь Марина. Девочка всегда знала, кто её отец, они дружили, хотя Муслим Магомаев был в разводе со своей первой женой. Когда певец познакомился с Тамарой Синявской, никто не говорил о замужестве и женитьбе. У актрисы уже была семья, но чувства оказались сильнее их решений и обязательств. Свадьба была в Москве в шикарном ресторане вопреки скромным желаниям молодых.


Семейная жизнь давалась обоим супругам нелегко. Сошлись вместе две знаменитости, два сильных человека, чистые светлые отношения связали эту пару навсегда. Огромная привязанность Муслима и Тамары проявилась в последние годы жизни Магомаева. Они везде были вместе: отдыхали в Баку, работали в саду у себя на даче в Подмосковье. Муслим Магометович писал музыку и аранжировки, рисовал.

Личная жизнь

Артист был женат дважды. В 1960 году он сочетался браком с девушкой по имени Офелия. Муслим Магомаев, биография, его дети всегда являлись предметом обсуждения в народе. Первый брак певца распался через год, однако супруга успела подарить ему дочь. Девочку назвали Мариной. Это единственный ребенок певца. В настоящее время живет в Соединенных Штатах вместе с супругом и воспитывает сына по имени Аллен дочь Муслима Магомаева

Биография певца в 1974 году, 23 ноября, отмечена повторным браком. Он женился на Синявской Тамаре Ильиничне — певице, народной артистке СССР. С ней Муслим Магомедович прожил до самой смерти.

Такова биография Муслима Магомаева. Его жизненный путь был незабываемым и ярким. Он стал символом целого поколения и до сих пор живет в памяти многочисленных поклонников.

Личная жизнь Муслима Магомаева

В 1960 году, когда Муслиму исполнилось восемнадцать лет, он безоглядно влюбился в девушку-армянку с романтичным именем Офелия и заявил семье, что собирается жениться. Бабушка Байдигюль, зная горячий нрав своего ненаглядного внука, спрятала его паспорт у соседки, певицы Ольги Чарской. Магомаев позже вспоминал, какими хитростями и уловками ему пришлось пользоваться, чтобы вернуть свой документ.


Муслим Магомаев с первой женой Офелией

В 1961 году Муслим все-таки женился, причем сделал это втайне от семьи. Они с Офелией расписались, никому не сообщив об этом. Магомаев поставил семью, в которой вырос, перед фактом. Бабушка расстроилась, хоть и старалась сдержать эмоции. А дядя лишь грустно ворчал, что ранняя самостоятельность ни к чему хорошему не приведет, но раз уж племянник считает себя взрослым, то пусть потом не жалуется. Муслим Магомаев. Интервью Леониду Парфенову Магомаеву пришлось жить в семье своей молодой жены. Тесть, ученый-химик, был человеком интеллигентным, скромным и деликатным. Полной его противоположностью была теща. Начались пресловутые семейные качели — молодой муж думал, как поскорее устроиться на работу, чтобы кормить свою маленькую семью, одновременно с этим ему почти ежедневно твердили, что хорошего мужа из него не получится. Честолюбивый и талантливый, он хотел петь в опере, а его желания воспринимались категорично в штыки.

В 1961 году Муслима приняли в ансамбль песни и пляски и начались бесконечные гастроли. Офелия ревновала и настаивала на том, чтобы муж нашел «приличную работу» и был всегда с ней. Постоянные неурядицы и скандалы привели к тому, что Магомаеву больше не хотелось возвращаться в семью из поездок — он согласился переехать в Грозненскую филармонию и взял с собой Офелию. Директор филармонии платил очень мало успешному солисту, и иногда Муслим и Офелия ужинали простым черным хлебом и консервами. Магомаев решил, что на этом их семейная жизнь кончена, но позже, когда узнал, что жена в положении, вернулся в родной город, хотя вначале жил у директора бакинского театра оперы Рамазана Халилова. К рождению дочки, которую Муслим назвал Мариной, он вернулся в семью, но проблемы лишь усугублялись. В 1963 году молодые родители развелись, но о дочери Магомаев заботился всегда. Когда девочка подросла, у них сложились теплые дружеские отношения.


Дочь Муслима Магомаева Марина

После развода с Офелией Магомаев полностью отдался творчеству, но и личная жизнь певца была не менее бурной бурной. До 1970 года Магомаев жил в гражданском браке с музыкальным редактором всесоюзного радио — Людмилой Каревой (в девичестве Фиготиной). Проживали они то в бакинской коммуналке , то в московских гостиничных номерах. Регистрировать свои отношения не стали, из-за чего на гастролях их, по словам Каревой, отказывались селить в один номер. Проблему Муслим озвучил министру МВД Николаю Щелокову, который выдал ему справку со своей подписью прямо на банкете, в которой значилось, что они с Людмилой фактически считаются мужем и женой и могут жить в одном номере.


Муслим Магомаев и Людмила Карева встречались, по его мнению, 6 лет. по ее мнению – 15

Несмотря на безграничную любовь гражданской супруги, Муслим не мог принадлежать лишь ей одной. Перед его мужскими чарами не устояли ни певица Натаван Шейхова, ни актрисы Наталья Кустинская и Наталья Фатеева. В конце 70-х Магомаев увлекся и певицей Светланой Резановой, невзирая на то, что последняя хорошо знала его жену. Впоследствии Светлана признавалась, что было невозможно устоять перед этим красивым, добрым и щедрым мужчиной, а также выражала уверенность, что Людмила родила от Магомаева сына, которого певец отказался признавать и расстался с Каревой окончательно.


Муслим Магомаев и Тамара Синявская, любовь всей его жизни

К моменту, когда Людмила забеременела, Магомаев уже по уши был влюблен в оперную красавицу Тамару Синявскую, с которой их познакомил Роберт Рождественский в 1972 году, когда в Баку проходил фестиваль русского искусства. Тамара была замужем, но пылкого влюбленного этот факт не остановил. В 1974 году они расписались.


Муслим Магомаев с женой

Каждый день Магомаев звонил певице в Милан, где Синявская стажировалась в Ла Скала, влюбленные общались по несколько часов. По возвращении в Москву Тамара подала на развод со своим мужем, после чего вышла замуж за Магомаева. Именно с этой женщиной, как утверждал артист, он почувствовал настоящее счастье и обрел наконец настоящую гармоничную семью. Влюбленные много раз выступали вместе, давали концерты и творческие вечера. Их творческому и семейному союзу было больше тридцати лет, когда осенью 2008 года гениальный баритон двадцатого века скончался.


Супруги были вместе до конца

Дочь Магомаева, Марина, стала женой Александра Козловского и родила от него мальчика, которого назвали Алленом. Несмотря на то, что сразу после рождения сына семья переехала в Америку, до самой смерти Магомаева им удавалось часто видеться с дедушкой.


Внук Муслима Магомаева Аллен


источники:

http://minkultrb.ru/articles/faces/15553-aktrisoy-russkogo-teatra-dramy-v-ulan-ude-byla-mat-muslima-magomaeva/

http://hollywood-actors.ru/znamenitosti/magomaev-nacionalnost.html