Айн Рэнд биография Дети

Айн Рэнд

Биография

Айн Рэнд – американская писательница родом из России. Ее настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Читателю известна по романам «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы – живые». Женщина является создателем философского учения объективизма. Когда-то она приехала в Америку с пятьюдесятью долларами в кармане и печатной машинкой в чемодане, а сегодня в мире ежегодно издается более 500 тысяч экземпляров ее книг, а общий их тираж уже давно превысил 30 млн.

Детство и юность

Родилась Алиса в еврейской семье в Петербурге. Ее отец Залман-Вольф (Зиновий Захарович) Розенбаум работал фармацевтом. Мать Хана Берковна (Анна Борисовна) Каплан была зубным техником. У Алисы были две родные сестры – Наталья и Нора. Бабушка и дедушка по материнской линии были крайне состоятельными людьми в городе. Берка Ицкович Каплан владел крупной компанией по пошиву одежды для военных, а Розалия Павловна трудилась в сфере фармацевтики.

Айн Рэнд

Сначала отец девочки был администратором аптеки, но в 1914 году стал ее совладельцем. Семья жила в просторной квартире прямо над этой аптекой.

Алиса воспитывалась в достатке, училась в престижной женской гимназии имени Стоюниной. В 4 года она научилась читать, в школьные годы девочка начала писать свои первые рассказы. В 9 лет она поняла, что в будущем мечтает стать писательницей. Девочка видела воодушевление ее семьи в период Февральской революции и ощутила масштаб проблемы во время Октябрьской.

В 1917 году у ее отца отобрали аптеку, и у семьи не было выхода, кроме как переехать на это время в Крым. Алиса окончила среднюю школу в Евпатории. Но вскоре и туда добрались большевики.

Айн Рэнд в молодости

Когда девочке было 16, семья возвратилась в Петербург. Алиса поступила в Петроградский университет на факультет социальной педагогики. Обучение было рассчитано на 3 года, факультет объединял сразу три науки – историю, право и филологию. Именно тогда она познакомилась с работами Ницше, которые оказали на юную особу большое влияние. В 1924 году она закончила университет. Хотя существует версия, что девушку отчислили по причине ее буржуазного происхождения.

Неудивительно, что в произведениях Айн Рэнд тема политики проходит красной нитью. Многие ее герои боролись против деспотии царя или против коммунистической власти.

Литература

В 1925 году была напечатана первая работа Алисы Розенбаум – «Пола Негри», история творческого пути киноактрисы. В том же году девушка получила учебную американскую визу и уехала в США. Поначалу жила у родственников в Чикаго. Но уже через полгода перебралась в Лос-Анджелес.

Книга Айн Рэнд «Пола Негри»

Девушка почти не говорила по-английски, из имущества у нее был небольшой чемоданчик с личными вещами и печатная машинка. Как только она вступила на американскую землю, решила взять себе псевдоним. Имя она выбрала незамысловатое – Айн, да и над фамилией долго не думала, позаимствовав наименование марки своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд».

Ее родители остались в России, в Ленинграде. Они умерли во время блокады города во время Второй мировой войны. Ее сестра Наталья скончалась в 1945 году, а вот Нора по приглашению Айн иммигрировала в США. Правда, вскоре женщина вернулась в Советский Союз и прожила в Ленинграде до самой смерти – вплоть до 1999 года.

Писательница Айн Рэнд

В США Алиса приехала не с пустыми руками, еще в России она написала четыре полноценных киносценария. Поэтому ее целью было попасть в Голливуд. Впрочем, вскоре она стала работать в Голливуде статистом. Но вот ее сценарии были забракованы. В 1927 году киностудия, в которой трудилась Айн Рэнд, закрылась. Женщина подрабатывала официанткой, продавцом, костюмершей.

В 1932 году ей удалось продать сценарий кинокомпании «Universal Studios». Ее работа под названием «Красная пешка» была куплена за $1500. И на тот момент это была неплохая сумма. Полученные деньги позволили Айн Рэнд сконцентрироваться на написании книг.

Книги Айн Рэнд

В 1933 году она закончила свою первую пьесу «Чердачные легенды». Ее даже поставили на Бродвее, но успехом у зрителя она не пользовалась, поэтому вскоре была выведена из репертуара.

В 1934 году Айн завершила работу над романом «Мы – живые», в котором рассказала о советской России. Это было не что иное, как публичное выступление писательницы против коммунизма. Издали книгу в 1936 году, за нее Рэнд заплатили $100. В год выхода роман не имел коммерческого успеха. В 1937 году книгу издали в Великобритании.

Книга Айн Рэнд «Источник»

Потом Рэнд погрузилась в написание романа «Источник». Она создавала это произведение целых 4 года. Иногда писательница настолько отдавалась процессу, что сидела за печатной машинкой по 30 часов, не прерываясь ни на сон, ни на перекус.

Но результат стоил того, критики высоко оценили «Источник», книга 26 раз попадала в список национальных бестселлеров. Хотя изначально все отказывались напечатать рукопись. Некоторые говорили, что сюжет слишком противоречив, чересчур интеллектуальный и не рассчитан на широкую публику. И лишь единственное издательство «Боббс Мерил компани» согласилось издать книгу Рэнд.

Экранизация романа Айн Рэнд «Источник»

В 1949 году в Голливуде сняли по «Источнику» фильм, главного героя – идеального мужчину Говарда Рорка – сыграл Гэри Купер. Разумеется, успех этой работы подстегнул Айн Рэнд работать еще усерднее. И в 1957 году она опубликовала свой главный роман – «Атлант расправил плечи». Над произведением она трудилась 12 лет.

В книге она повествует о свободе, эгоизме и лицемерии современного общества, о нравственных ценностях. По опросам «Атлант расправил плечи» стоит на втором месте после Библии в списке книг, которые оказывают наибольшее влияние на американцев.

Книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Когда книга стала бестселлером, были переизданы ранние работы писательницы. Например, роман «Мы – живые». Правда, писательница внесла некие корректировки в текст. По ее словам, минимальные. Сегодня первое издание книги – это большая редкость и ценность.

После выхода в свет «Атланта» Айн Рэнд писала только книги публицистического содержания. Остаток жизни она посвятила своему философскому учению.

Личная жизнь

Впервые Алиса Розенбаум влюбилась еще в Петербурге. Объектом ее внимания был Лев Борисович Беккерман – выпускник Ленинградского технологического института. Именно он стал прообразом Лео Коваленского в ее произведении «Мы – живые». Беккермана расстреляли 6 мая 1937 года.

Айн Рэнд и Фрэнк О’Коннора

Однажды на съемочной площадке женщина увидела актера Фрэнка О’Коннора. После она говорила, что это был ее идеал. В 1929 году они поженились. А в 1931 году Айн Рэнд получила американское гражданство. С мужем они прожили в браке вплоть до его смерти. Мужчина скончался в 1979 году.

Айн Рэнд и Натаниэль Брендон

По ее словам, супруг стал ей верным другом, редактором и компаньоном по жизни. Правда, ей это не мешало завести молодого любовника Натаниэля Брендона, он разделял ее философию и был последователем писательницы. Молодой человек был моложе Рэнд на 24 года. Примечательно, что Фрэнк знал об этой связи, ведь длилась она 13 лет.

Смерть

Скончалась Айн Рэнд 6 марта 1982 года в собственном доме в Нью-Йорке. Причиной ее смерти стала сердечная недостаточность. Похоронили женщину на кладбище Кенсико.

Могила Айн Рэнд

Так как детей у нее не было, свое имение она завещала Леонарду Пейкоффу. Спустя 3 года после смерти писательницы мужчина основал «Институт Айн Рэнд: центр развития объективизма».

Айн Рэнд: биография, семья, литературное творчество, экранизации произведений

Биографию Айн Рэнд хорошо знают все поклонники американской литературы. Это писательница и философ, известная двумя своими бестселлерами – «Атлант расправил плечи» и «Источник». Также она писала сценарии к фильмам, была драматургом, ее произведения неоднократно экранизировались.

Ранние годы

Биография Айн Рэнд начинается в 1905 году, когда она родилась. Девочка появилась на свет в Санкт-Петербурге, на территории Российской империи. Ее отец был еврейским фармацевтом, его звали Залман-Вольф (Зиновий Захарович) Розенбаум. Мать, Хана Берковна Каплан, работала зубным техником. Оба родителя Айн умерли в блокадном Ленинграде.

При рождении героине нашей статьи было дано имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Она была младшей среди трех дочерей.

В 1910 году ее отец стал управлять крупной аптекой на Невском проспекте, после чего семья перебралась в большую квартиру, расположенную прямо над его рабочим местом. Через пару лет Зиновий Захарович стал владельцем этой аптеки.

Алиса обучилась навыкам чтения и письма к четырем годам. В детстве начала писать небольшие рассказы. Первоначальное образование получила в женской гимназии Стоюниной, где училась с сестрой Владимира Набокова Ольгой.

После революции

Биография Айн Рэнд после Октябрьской революции складывалась не самым лучшим образом. Вся собственность ее семьи была конфискована большевиками, Алиса с родителями и сестрами уехала в Крым. Школу она заканчивала в Евпатории.

В 1921 году вернулась в Петроград, чтобы поступить в университет на факультет социальной педагогики. Курс включал в себя филологию, историю и право. В годы учебы она прониклась идеями Фридриха Ницше, который оказал значительное влияние на ее мировоззрение. Выпускницей вуза она стала в 1924 году. При этом, как утверждают некоторые источники, доучиться ей не удалось, так как она была исключена из-за своего буржуазного происхождения.

Эмиграция

Однако Алиса не оставляла литературное творчество. В 1925 году отдельным изданием вышла ее работа под названием «Пола Негри», которая была посвящена творчеству популярной в то время американской актрисы польского происхождения.

В 1925 году героиня нашей статьи получила визу, благодаря чему сумела отправиться на учебу в Америку. В Чикаго она остановилась у кузенов своей матери. Из США она так и не вернулась, хотя ее родители и сестры остались жить в Советском Союзе. Ее сестра Наталья была выпускницей Ленинградской консерватории, а Элеонора эмигрировала за Алисой по приглашению в 1973 году, но вскоре снова вернулась в СССР. До самой смерти оставалась в Ленинграде. Печальна была и судьба ее первой любви, Льва Беккермана, выведенного в книге Айн Рэнд «Мы – живые» под именем Лео Коваленского. Его расстреляли в 1937 году.

Карьера в Голливуде

В Америке Алиса начала с профессии статистки в Голливуде. Из России она привезла четыре сценария, но ни одна из историй не заинтересовала местных продюсеров.

В 1929 году она вышла замуж за американского актера Фрэнка О´Коннора, благодаря которому приобрела американское гражданство. Муж Айн Рэнд был старше ее на восемь лет. Он умер в 1979 году.

Поначалу судьба эмигрантки складывалась непросто. Студия, в которую она устроилась на работу, в 1927 году разорилась. Следующие пять лет она перебивалась временными заработками продавщицы газетных подписок, официантки, костюмера.

Первый успех

Важное событие в биографии Айн Рэнд произошло в 1932 году, когда ей удалось продать компании Universal Studios сценарий своей картины «Красная пешка». Она получила за него 1,5 тыс. долларов, что было для нее в то время большими деньгами. Этот позволило на время забыть о необходимости зарабатывать для выживания, сосредоточиться исключительно на литературе.

В 1936 году вышел ее первый роман «Мы – живые». Эта книга Айн Рэнд была посвящена судьбе лишенцев в СССР. Так неофициально называли всех, кто был лишен избирательного права после Октябрьской революции. К ним относились коммерсанты, банкиры, частные торговцы и лавочники, священнослужители, бывшие полицейские и сотрудники других правоохранительных органов царской России.

Рэнд работала на протяжении шести лет, книга отняла у нее много сил. При этом критиками роман был встречен предельно прохладно, американские читатели не проявили к нему практически никакого интереса.

В центре повествования разворачивается ежедневная борьба личности против тирании в тоталитарном государстве. В произведении описываются отношения между тремя молодыми людьми, каждый из которых пытается добиться своего в послереволюционной России. Главные герои – Кира и двое ее приятелей: идейный коммунист и сотрудник ГПУ Андрей и сын аристократов Лео. Сама Кира хочет стать независимой невзирая на бедность и постоянный голод. Лео оказывается под жерновами репрессий, Андрей пользуется служебным положением, чтобы помочь девушке.

В 1942 году Муссолини, рассмотревший в этом романе критику СССР, без ведома автор приказал его экранизировать. В картине были задействованы ведущие итальянские актеры того времени.

Второй роман

Первая неудача не остановила героиню нашей статьи. В 1937 году она пишет повесть «Гимн». Айн Рэнд в этом произведении рисует картину тоталитарного общества, которое всеми способами подавляет человеческие чувства и творческое начало в гражданах своей страны. Это классическая социально-политическая антиутопия.

Ее второй роман называется «Источник». Ayn Rand выпускает его в разгар Второй мировой войны – в 1943-м. Поначалу критики его восприняли плохо, но уже через два года он стал настоящим бестселлером, завоевав читательскую любовь.

Произведение начинается с исключения студента-архитектора Говарда Рорка из технологического института за отказ придерживаться общепринятых методов и традиций в проектировании зданий. Он отправляется в Нью-Йорк, где поступает на работу к известному в прошлом архитектору, который отказался от успешной карьеры, не желая идти на поводу у публики.

Как отмечают критики, основная идея произведения заключается в том, что двигателями прогресса являются талантливые люди с ярко выраженным эго. Рорк – убежденный индивидуалист, который мечтает преобразовывать окружающий его мир и творить. Он всеми доступными ему способами отстаивает свободу творческой личности, отказываясь отступать от собственных профессиональных и жизненных принципов, идти на какие-либо уступки и компромиссы.

Антиутопия

Третий роман Ayn Rand, написанный в 1957 году, стал одним из самых известных произведений в ее творческой карьере. Он назывался «Атлант расправил плечи». Это роман-антиутопия, который она считала главным произведением в своей литературной карьере.

Ключевая идея этого произведения заключается в том, что весь мир в действительности держится на талантливых творческих людях, остающихся одиночками на протяжении всей своей жизни. Писательница сравнивает их с мифическими титанами, которые держат небесный свод. Она считает, что если они в какой-то момент перестанут творить, то все вокруг рухнет. Именно это и происходит в книге, когда творцы уступают социалистическому правительству.

По сюжету романа американские политики начинают поддерживать требования, направленные на монополизацию рынков. При этом их требования начинают удивительным образом походить на требования социалистов. Такое начинается не только в США, а во всем мире. Постепенно распространяется притеснение крупного бизнеса, плановая экономика приходит на смену свободному рынку, страна погружается в тьму и хаос.

В центре повествования оказывается владелец рудников и стальной король по имени Хэнк Реарден. К тому же он известен как изобретатель и владелец металлургических заводов, который сильно пострадал из-за произошедших в мире экономических перемен. Ему помогает вице-президент железнодорожной компании Дагни Таггерт. Вместе они пытаются противостоять происходящему. Вскоре весь мир оказывается в глубоком экономическом кризисе, хозяйственные связи рушатся с катастрофической скоростью.

Политики и бизнесмены из Вашингтона, в руках которых сконцентрирована настоящая власть, пытаются отрегулировать ситуацию плановыми методами, но положение от этого только ухудшается. Прекращается добыча нефти, происходят массовые сбои с поставками угля, через какое-то время его добыча вовсе сворачивается.

В этот момент Таггерт обращает внимание, что ряд творческих людей и известных предпринимателей свернули свое дело, перестав им заниматься. Он пытается выяснить, куда они делись. Тогда-то и происходит его знакомство с изобретателем и философом Джоном Голтом.

Роман разбит на три части, которые называются «Непротиворечие», «Или-или», «А есть А». Их названия полностью соответствуют законам формальной логики. В отзывах о книгах Айн Рэнд многие отмечали, что это произведение кардинальным образом изменило их жизнь, заставило по-новому взглянуть на окружающий мир.

Экранизации

Этот роман Рэнд стал таким популярным еще и потому, что был неоднократно экранизирован. В 2011 году на экранах появилась американская фантастическая драма Пола Йоханссона «Атлант расправил плечи». Фильм был практически дословной киноадаптацией романа героини нашей статьи. Создатели решили разбить произведение на три части: вторая вышла в 2012 году, а третья – в 2014.

В первой части в центре повествования оказывается Дагни Таггерт, которая стремится проявлять свои лучшие деловые качества, находчивость и отвагу, чтобы справиться с управлением крупной железнодорожной корпорацией. В это же время самые компетентные и талантливые работники ее компании начинают пропадать один за другим. Пытаясь решить эту проблему, Дагни знакомится с крупным промышленником, который производит на своих заводах изобретенный им риарден-металл. Вместе они решают перестроить важную железнодорожную ветку, которая ведет в Колорадо к крупному месторождению нефти.

В фильме «Атлант расправил плечи» роль Дагни Таггерт играет Тейлор Шиллинг. Также в главных ролях задействованы Грант Боулер, Мэттью Мэрсден, Грэм Беккель, Эди Гатеги.

Постановщиком второй части фильма стал режиссер Джон Путч. В этот раз роль Дагни Таггерт исполнила Саманта Мэтис. Третью часть снял Джеймс Манера, а образ главной героини на экране воплотила Лаура Риган.

Стоит отметить, что фильмы по романам Айн Рэнд снимались неоднократно. Помимо этой трилогии и истории с Муссолини, в 1949 году было экранизировано ее произведение «Источник» с обладателем двух премий «Оскар» Гэри Купером в главной роли.

Философские произведения

После успеха романа «Атлант расправил плечи» Рэнд сконцентрировалась на философских произведениях. С 1961 по 1982 годы она пишет труды:

  • «Для нового интеллектуала»;
  • «Капитализм: неизвестный идеал»;
  • «Добродетель эгоизма»;
  • «Введение в философию познания объективизма»;
  • «Новые левые: антииндустриальная революция»;
  • «Философия: кому она необходима».

Героиня нашей статьи читает лекции в университетах по всей стране.

Одним из примечательных произведений становится сборник эссе под названием «Добродетель эгоизма». В его основу ложится доклад писательницы, сделанный на симпозиуме «Этика нашего времени» в университете Висконсина. В книге Рэнд сквозь призму объективизма рассматривает понятие этики, защищает концепцию так называемого «разумного эгоизма», которую считает этической основой капиталистического свободного общества.

В книге «Капитализм: неизвестный идеал» Айн Рэнд и сегодня поражает читателей остротой, злободневностью и убедительностью своих наблюдений. На примерах из политической, общественной и экономической жизни она доказывает, что человека в состоянии сделать свободным только система, которая ставит во главу угла личность, свободный обмен товарами и идеями.

Последние годы

В 60-70-е годы Рэнд пропагандирует объективистскую философию и получает докторскую степень. Часто занимает противоречивые позиции в острых и злободневных вопросах.

Например, выступает против войны во Вьетнаме, но при этом осуждает людей, которые уклоняются от воинской службы. В 1973 году она многих удивила, когда выступила в поддержку Израиля в Войне Судного дня, которая развернулась в 1973 году. Далее она считала аморальным и отвратительным гомосексуализм, в то же время призывая отменить все законы, касающиеся притеснения сторонников однополой любви. История Айн Рэнд интересовала многих, за ее судьбой пристально следили творческие люди того времени.

В 1964 году становится известно, что ее близкий соратник Натаниэль Бранден, с которым у нее были романтические отношения, завел роман с молодой актрисой Патрицией Скотт. Позже они поженились, но поначалу скрывали свои отношения от Рэнд. Героиня нашей статьи узнала об этом романе только через четыре года. К тому времени их любовные отношения уже давно закончились, но она все равно была взбешена. Рэнд полностью прекратила любое общение с Бранденом, что привело к ликвидации их совместного проекта.

В прессе она обвинила своего бывшего соратника во лжи. В 1974 году писательница перенесла операцию из-за рака легкого. В конце 70-х годов она стала значительно меньше работать, ее деятельность в рамках объективистского движения сократилась после смерти мужа в 1979 году. Одним из ее последних проектов стала телеадаптация романа «Атлант расправил плечи», которая так и не была окончена.

В марте 1982 года Рэнд умерла от сердечной недостаточности в своем собственном доме в Нью-Йорке. Ей было 77 лет.

Героиню нашей статьи похоронили на кладбище Кенсико. На прощании с ней присутствовали несколько ее последователей, которые стремились и дальше продвигать в жизнь ее идеи. Как она и завещала, наследником всего ее имения стал Леонард Пейкофф.

Айн Рэнд: мистическая любовь к «$»

Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов в этой статье продолжил рассказ об американской писательнице и философе российского происхождения Айн Рэнд

Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия.

Айн Рэнд: мистическая любовь к «$»

Я уже писал об американской писательнице и философе российского происхождения Айн Рэнд (1905-1982). Настоящее ее имя Алиса Розенбаум. Родилась в Санкт-Петербурге, но после переезда в Америку в 1926 году она стала величать себя Айн Рэнд.

Некоторые полагают, что Рэнд – от названия денежной единицы Южно-Африканской республики. Известно, что наша «героиня» проявляла повышенный интерес к теме денег. При этом она относилась к деньгам очень трепетно, считая их не только олицетворением богатства, но и символом и показателем свободы.

Формула тут незамысловатая: чем более человек свободен, тем больше у него денег. А под свободой она понимала, прежде всего, эмансипацию от таких «предрассудков», как традиционная (в первую очередь, христианская) мораль и государство, которая мешает свободолюбивым людям реализовать свой потенциал по делению денег. В общем, гимн индивидуализму, деньгам и капитализму, с одной стороны, и проклятия традиционным нормам морали (помощь, милосердие, коллективизм, самопожертвование и т.п.), государству и «иждивенцам» (все те, кто не капиталисты), с другой.

Для Айн Рэнд деньги не были просто философской абстракцией. Среди всех денег она особо выделяла американский доллар – денежную единицу страны, где уровень человеческой свободы был самым высоким в мире. Айн Рэнд не любила царскую Россию, в которой родилась, и ненавидела большевистскую Россию, из которой уехала в сознательном возрасте. Соответственно, ей был отвратителен рубль, хоть царский, хоть советский. А вот американский доллар для нее был больше, чем деньги. Это был для Рэнд мистический символ.

Хотя она и заявляла о своем атеизме, отношение к доллару у нее было религиозным. Один из отцов-основателей Америки Бенджамин Франклин говаривал:

Деньги — это отчеканенная свобода.

А американский президент Вудро Вильсон разъяснял:

Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных. История свободы — это история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания.

Вудро Вильсон. Фото: www.globallookpress.com

Именно этот президент внес свой серьезный вклад в дело установления «свободы» в Америке, когда в последние дни уходившего 1913 года подписал закон об учреждении Федеральной резервной системы США (ФРС), американского Центробанка, независимого от государства. Закон открыл неограниченные возможности перед крупнейшими мировыми банкирами. Им была дарована свобода в деле печатания этих сакральных знаков, которые называются «долларами».

Учитывая трепетное, почти религиозное отношение нашей «героини» к доллару – продукту «печатного станка» ФРС, ее следовало бы называть не Айн Рэнд, а «Айн Доллар».

О деньгах Айн Рэнд пишет почти в каждом своем литературном произведении. И уж тем более в каждой философской книге. Теме доллара особое внимание уделяется в ее главном романе «Атлант расправил плечи» (1957). В одном русском издании «Атланта» текст романа предваряется комментариями известного американского конспиролога и бывшего члена одной масонской ложи Джона Тодда (John Wayne Todd), которые были написаны еще давно, в прошлом веке. Вот что этот американец пишет о романе:

Это книга иллюминатов. Книга была написана и опубликована по приказу Филиппа Ротшильда, лидера Иллюминатов в то время. Было приказано, чтобы она была написана женщиной по имени Айн Рэнд.

Кстати, Джон Тодд раскрывает еще одну тайну – секрет оглушительного успеха романа Айн Рэнд. Издание и распространение романа «Атлант» спонсировалось американским миллиардером, нефтяным магнатом и по совместительству иллюминатом Дэвидом Рокфеллером (тем самым, который умер в прошлом году на 102-м году жизни). Таким образом, роман Айн Рэнд не имеет никакого отношения к литературе, это элемент мирового заговора «хозяев денег» против человечества.

Роман состоит из трех книг. Глава 10-я второй книги называется «Знак доллара» (англ. The Sign of the Dollar). В ней Айн Рэнд знак доллара — «$» — называет символом нации, свободной экономики, свободного мышления. Любой свободы.

Для тех, кто не читал роман, скажу, что его сюжетная канва достаточно проста (несмотря на солидный объем романа, превышающий существенно тысячу страниц). Вот как ее излагает в кратком виде в своей статье «Дезертировавшие атланты» М. П. Остроменский:

… страну накрывает странная «эпидемия» исчезновения крупнейших и самых успешных бизнесменов. Одновременно с исчезновением хозяев происходит и ликвидация их предприятий. Часто в буквальном смысле слова (сгорают, затапливаются, взрываются). В результате постепенно нарастает экономический кризис, переходящий в хаос.

Опуская многие детали, скажу, что главная героиня Дэгни Таггерт – вице-президент и совладелец крупнейшей железнодорожной компании США пытается выяснить, что происходит в стране и куда исчезают бизнесмены. В конце концов, она находит след пути, по которому бизнесмены покидали страну, и сама оказывается в потаенной долине — никому неизвестном «эдемском уголке». Там она обнаруживает сбежавших бизнесменов (они же – «атланты»). Они, оказывается, находятся в ожидании полного краха того «несправедливого и прогнившего» мира, где когда-то жили и работали. После этого краха они рассчитывают вернуться на прежнее место, чтобы на руинах прежнего мира начать строить «дивный новый мир».

Находясь в своем укрытии, «атланты» пристально наблюдают за тем, что происходит в том, «внешнем» мире. И не только наблюдают, но, используя различные тайные средства, активно его разрушают. Уничтожают даже то, что принадлежит им – заводы, фабрики, электростанции и т.д. Что примечательно, все они – члены элитной организации, которая называется «Клуб Доллара». Эмблемой организации и идеологии «атлантов» служит знак доллара. В долине стоит памятник доллару, огромный золотой знак доллара.

Читая «Атланта», я невольно провожу параллели с сегодняшним днем: небольшая группа современных «атлантов» объединилась в своеобразный «Клуб доллара», эти «атланты» — акционеры Федеральной резервной системы США. Они находятся в никому неизвестном месте, который можно сравнить с тем «эдемским уголком», который описан Айн Рэнд в романе. Они из своего укрытия следят за тем, как деградирует остальной мир. Но они не простые наблюдатели. Они разными способами организуют в мире так называемый «управляемый хаос». Для того, чтобы провести зачистку планеты. А после этого они рассчитывают выйти из своего укрытия и начать строить «дивный новый мир».

Упомянутый выше Джон Тодд прямо указывает, что книга Айн Рэнд в закодированном виде и является изложением плана «хозяев денег»:

Она была написана якобы как роман, но это кодовая книга. И то, что написано в этой книге, является пошаговым планом захвата всего мира путем захвата США.

А знак «$», изображаемый на одежде, украшениях, предметах обихода, — условный знак, который позволяет заговорщикам узнавать друг друга.

Вот фрагмент из главы 10 «Знак доллара», в котором ведется диалог между двумя героями – Дэгни Таггерт и Оуэном Келлогом (инженером из компании Дэгни). Дэгни вырывает у Келлога пачку сигарет. И далее по тексту:

На пачке не было ни надписи, ни торговой марки, ни адреса – лишь тисненный золотом знак доллара. На сигаретах был точно такой же знак.

Келлог на вопрос Дэгни, что это за странная пачка и странные сигареты, отвечает следующее:

Если вы настолько осведомлены, что спрашиваете об этом, мисс Таггерт, вам следовало бы знать, что я не отвечу.

Дэгни настаивает и говорит:

Я знаю, что за этим кое-что стоит.

И далее следует следующее откровение Оуэна Келлога:

За знаком доллара? Очень и очень многое. За ним стоит каждая жирная свиноподобная фигура в любой карикатуре, изображающая плута, мошенника, подлеца – это клеймо зла. Он означает деньги свободной страны, а значит, достижение, успех, талант, созидательную силу человека; и именно поэтому его считают клеймом позора. Он выжжен на лбу таких людей, как Хэнк Реардэн, как тавро. Вы случайно не знаете, что означает этот знак? Он означает инициал Соединенных Штатов.

[Упомянутый Хэнк Реардэн – один из героев романа, олигарх].

Для справки сообщу, что озвученная Келлогом версия знака «$» впервые была приведена в 1876 году в лондонском научном журнале Notes and Queries со ссылкой на неназванную старую газету, где говорилось, что символ «$» — это переплетённые буквы «U» и «S», являющиеся сокращением слов United States (Соединённые Штаты) или олицетворяющего их Uncle Sam (Дядя Сэм).

Но вернемся к фрагменту главы 10 романа. Чуть ниже Келлог произносит самую настоящую оду в честь Америки и ее доллара:

Вы знаете, что Соединенные Штаты – единственная в истории страна, которая использовала собственную монограмму в качестве символа порочности? Спросите себя, почему. Спросите себя, как долго страна, сделавшая такое, может надеяться на существование, и чьи нравственные законы разрушили ее. Это была единственная в истории страна, где богатство приобреталось не бандитизмом, а производством, не силой, а торговлей; единственная страна, где деньги служили символом права человека на его собственный разум, труд, жизнь, счастье – на самого себя. Если это, по нынешним нормам мира, зло, если это повод, чтобы проклинать нас, то мы, поклонники и создатели доллара, принимаем проклятие этого мира. Мы предпочитаем носить знак доллара на наших лбах и носим его гордо, как символ благородства, символ, ради которого хотим жить и, если нужно, умереть.

Интересен финал романа. Главные герои, гений Джон Голт (Джон Тодд полагает, что этой герой – прототип Филиппа Ротшильда) и красавица-бизнесмен Дэгни Таггерт стоят на горе. Они видят «лежащий в руинах континент: дома без крыш, ржавеющие трактора, темные улицы, заброшенные рельсы. — «Путь расчищен, — сказал Голт. — Мы возвращаемся в мир». Он поднял руку и начертал в пространстве над разоренной землей символ доллара».

Кстати, в другом варианте перевода романа эта фраза звучит еже жестче: не над разоренной, а над безлюдной землей.

М. П. Остроменский в своей статье «Дезертировавшие Атланты» по поводу этой концовки романа пишет: «Что может красноречивее характеризовать конечный результат воплощения «в жизнь» философии крайнего индивидуализма в оболочке рационализма, кроме – безлюдья? Ибо сказано Джоном Голтом: «Отказ от признания реальности всегда приводит к гибельным последствиям».

В романе «Атлант» много философских рассуждений о деньгах «вообще». Все рассуждения сводятся к одному: деньги – высшая ценность. Деньги – мерило человека. Деньги – средство установления в мире новой, «правильной морали». Но в конечном счете речь идет не о деньгах «вообще», а именно об американском долларе. Человек должен выбрать именно доллар. Вот один из образчиков такого «философствования»:

Если вы не откроете для себя той истины, что деньги — корень всего доброго, что есть в мире, вы придете к собственному разрушению. Когда деньги станут инструментом отношений между людьми, человек станет инструментом человека. Выбирайте: кровь, кнут и оружие или доллары, другого не дано, и ваше время истекает…

Некоторые исследователи творчества Айн Рэнд утверждают, что ее роман «Атлант расправил плечи» относится к жанру утопии (есть и такие, кто считает этот роман, наоборот, антиутопией). Как бы там ни было, комментаторы намекают на то, что Айн Рэнд своим романом продолжила ту линию, которая была начата еще английским философом и писателем Фрэнсисом Бэконом в его произведении «Новая Атлантида» (1627).

Ф. Бэкон. Фото: www.globallookpress.com

Считается, что роман Ф. Бэкона – подробный план строительства нового идеального общества в североамериканских колониях. Полагают, что Айн Рэнд знала об этом романе и была почитательницей Ф. Бэкона. Своим романом «Атлант» она попыталась исправить те искривления, которые возникли в деле практической реализации плана английского философа на протяжении трех веков.

Атланты (капиталисты) удалились в потаенные места Америки и начали там строить еще раз новую Атлантиду. А раз так, то символ «$» следует понимать по-другому. Это символ, изображающий Геркулесовы столбы или две колонны храма Соломона (две вертикальные черты в знаке), обвитые лентами. Считается чисто масонским символом. (см.: Григоровская А. В. Атлантида как утопическая модель в романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»). «В романе Айн Рэнд этот символ является тайным знаком, который используют жители Атлантиды» (там же). Имеются также версии, согласно которым кривые извивы знака означают не ленты, а змея. Того змея, который берет свое начало от начала истории. Того змея, который искусил первых людей в раю и далее продолжает искушать и жалить на протяжении всей человеческой истории (см.: Воробьевский Ю. Ю. Царь-змееборец. – М., 2016, с. 251-253).

В речи, произнесенной в начале 1960-х в Йельском университете, Рэнд объявила:

Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия.

Айн Рэнд. Фото: www.globallookpress.com

Любовь Айн Рэнд к доллару была поистине фанатичной. Она всегда носила пелерину с вышитым знаком «$» или же прикалывала к одежде знак доллара. Посмотрите на фото этой «мессии свободы»: знак «$» непременно красуется на ее груди.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. Газета The New York Times писала: «Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный — шестифутовое изображение знака американского доллара».

Так, в день похорон любовь Рэнд к доллару была явлена во всей красе.


источники:

http://fb.ru/article/432389/ayn-rend-biografiya-semya-literaturnoe-tvorchestvo-ekranizatsii-proizvedeniy

http://tsargrad.tv/articles/ajn-rjend-misticheskaja-ljubov-k_157849