Аввакум И Никон биография

Патриарх Никон и протопоп Аввакум — Нижегородские земляки

В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю, и сказавшихся на ее дальнейшем развитии на многие века. Не затрагивая новейшую историю, можно вспомнить:
становление династии Рюриковичей; крещение князем Владимиром Руси; монголо-татарское нашествие, избавление от него; объединение (присоединение) Иваном III Великим – дедом Ивана Грозного — к Московскому княжеству ряда других княжеств (именно с этого события и надо считать рождение Российского государства именно как государства, а не множества мелких княжеств, в основном враждовавших между собой); падение династии Рюриковичей, Смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не таких значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно — это раскол церкви, который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток — все, наверно, слышали о Кержачах — огромном количестве старообрядческих скитов, существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле, я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона.
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов, истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

Не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, тот, кому это интересно, легко может найти информацию об этом в различных источниках, необходимый минимум можно найти в Википедии Русская православная и старообрядческая церковь.

Хочу сказать своими словами лишь самое главное.

С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и, конечно, за много веков накопилось немало изменений и ошибок от правой Византийской веры.. Это касалось в первую очеред, богослужений, церковных обрядов и прочего. Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же, ставшие затем старообрядцами (раскольниками), идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум, посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры, и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы, как утверждают многие ученые — были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон, и Аввакум начинали вместе, и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

Так вот, по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками нижегородцами.

Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон — в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности и некоторые события в их жизни имеют разночтения и я не хочу тут ломать копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

О биографии протопопа Аввакума можно узнать из Википедии Аввакум Петров, а патриарха Никона из Википедии Никон Патриарх (Московский).

Немного скажу лишь о том, как закончилась их жизнь.

Никон, из-за своего характера, желания преобладания Церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь, сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский. Вернуться в Москву разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, также велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство, поставила памятник – часовню. Под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима (бывшего на тот период Патриархом (Московским) и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга совсем близко, буквально в 13-15 километрах по прямой, через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
Тем, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, сделать это очень просто.

Как добраться: Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино, по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой ее колокольни.

В церкви сейчас (хоть и очень медленно) ведутся восстановительные работы.

За церковью, на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом в 2013-2014 годах были проведены работы по его восстановлению и благоустройству.

В местном клубе есть картина Е. Мальцева «Аввакум в Сибири»

Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему.

Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от этого памятника — памятника человеку, отдавшего жизнь за свою веру.

Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз, недоезжая моста через р. Пьяну, свернуть налево в сторону Вельдеманово, ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово — родина Патриарха Никона.

Вскоре после него свернуть налево в село. Недоезжая церкви, тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери

принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице вниз до стоянки у Святого источника Патриарха Никона.

В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спуститься можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону,

рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

Тем, кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой, я бы посоветовал проехать назад через Вад. Для этого, вернувшись на трассу, не поворачивать назад в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада. Расстояние будет практически одинаковое, к тому же по дороге, подъезжая к Ваду, можно, немного свернув в сторону села Зеленые Горы, посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью.

Вернувшись к Ваду можно посмотреть на знаменитое Вадское озеро,

полностью состоящее из воды, впадающей в него подземной реки — Вадской воклины. Ну и наконец, самым активным, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще, немного недоезжая до Богоявления, заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..

Протопоп Аввакум Петров

Фото Все

Видео Все

АВВАКУМ / КТО ТАКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ ИЛИ СТАРОВЕРЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Протопоп Аввакум и раскол русской церкви

Аввакум — 2014. Полная Версия

Протопоп Аввакум — биография

Петров Аввакум – протопоп, священник Русской церкви, писатель, святой старообрядец. Автор самого известного произведения «Житие протопопа Аввакума».

Россия знает немало выдающихся и неординарных личностей, оставивших весомый след в ее истории. Протопоп Аввакум как раз из той когорты людей, имя которых до сих пор вызывает уважение и преклонение перед его заслугами. Он отличался огромной силой духа, в полной мере проявившейся в годы постоянных гонений на него. С ранних лет он приучал себя к аскетизму, ему претило все мирское. Протопоп считал, что стремление к святости это естественно для каждого человека, поэтому сам отказывался от мирских утех и преследовал любое отступление от веры. Он пользовался огромным авторитетом в России 17-го века. В нем видели гонимого праведного мученика, основного оппонента патриарха Никона. Его уважали за суровый нрав и высочайшую принципиальность, причем, не только сторонники, но и враги. Аввакум умер мученической смертью, которая привела к окончательному расколу русской православной церкви. После сожжения Аввакума сторонниками Никона, старообрядцы и никониане разошлись навсегда, между ними не осталось ни одной точки соприкосновения.

Детство

Родился Аввакум Петров 5 декабря 1620 года в небольшой деревушке Григорово, расположенной в Нижегородском уезде. Будущий духовный наставник и проповедник старообрядцев очень любил свою маму, которая была для него настоящим примером. Мария воспитывала в сыне духовную чистоту и святость. Сама Мария проводила в постах и молитвах все свое свободное время, следовала всем старым православным канонам. Мария воспитывала сына строго, в страхе Божьем. Спустя годы женщина приняла монашеский постриг и получила новое имя – Марфа.

Отца звали Петр Петров, он был потомственным приходским священником. Его не стало, когда Аввакуму было всего пятнадцать лет. Он частенько выпивал, возможно, это и стало причиной столь раннего ухода из жизни.

Аввакуму Петрову исполнилось 22 года, а его усердие в вере уже было отмечено и поощрено. Молодого человека возвели в диаконы.

Житие и учения

Спустя два года Аввакум уже руководил церковным приходом села Лопатинцы, того же, Нижегородского уезда. Молодой батюшка отличался требовательностью не только к пастве, но и к себе в первую очередь. Он наказывал прихожан даже за малозначительные грехи, причем, как говорят сейчас «не взирая на лица». От него доставалось и бедным и вельможам, не жалеющим на церковные пожертвования огромных сумм.

Протопоп Аввакум

Однажды у Аввакума исповедовалась молоденькая блудница. Она рассказала попу все, как на духу, подробно описала все грехи. Поп был еще молод, в нем еще просыпались естественные желания плотских утех, и после рассказа блудницы его тело взбунтовалось. Но он сумел преодолеть желание с помощью разума и твердой веры. Для усмирения взбунтовавшейся плоти священник поднес руку к трем горящим свечам, и огонь обжег его распростертую ладонь. С помощью боли он справился с греховными желаниями, прихожане прониклись к нему еще большим уважением.

Он продолжал строго следовать православным законам и жить праведно, и вскоре удостоился за это титула протоиерея, или протопопа. Молва о строгом, крайне набожном священнике, быстро распространилась среди окрестных сел. Теперь верующие шли к нему толпами, желали получить совет и благословение.

Аввакум заработал себе славу экзорциста. Очень часто у него бывали сумасшедшие и душевнобольные, о которых говорили, что в них вселилась нечистая сила. Батюшка брался за их «лечение», которое проводил у себя дома.

В одно из своих путешествий по Волге, воевода Василий Шереметев захотел познакомиться с прославленным священником. Аввакума привезли на корабль, он провел с вельможей душеспасительную беседу, после которой Василий попросил благословить своего юного сына. Матвея Шереметева подвели к батюшке, но он увидел, что молодой человек бреет бороду, и отказался благословить парня, имеющего «блудоностный» вид.

Разозленный воевода дал приказ скинуть Аввакума за борт, и только чудо помогло священнику избежать смерти. Рядом оказались рыбаки, вовремя подоспевшие на помощь.

Протопоп был аскетом и противником различного рода развлечений. Он приходил в ярость, когда видел, как в селе Лопатинцы люди праздно проводят время. Однажды в селе появился кочевой цирк, медведи, музыканты, и Аввакум не выдержал. Он накинулся на прибывших с кулаками, избил циркачей, поломал музыкальные инструменты, зашиб одного из медведей. Второй «косолапый» ринулся бежать от него в поле.

Бедные, сирые и убогие всегда могли рассчитывать на защиту протопопа Аввакума. Однажды одна из прихожанок, вдова, пожаловалась на то, что вельможа насильно увел ее дочь, батюшка без всяких раздумий стал на их сторону. По приказу вельможи протопоп был сильно избит, а его дом разорен.

После этого происшествия Аввакума перевели из Лопатинцев в другое село – Юрьевец-Повольский. Однако и здесь он не задержался надолго. Из-за своего крутого нрава он часто конфликтовал с прихожанами, которые отказывались жить по старым канонам и не слушались наставления пастыря. Аввакума топтали, избивали батогами, слали угрозы ему самому и его родным и близким. В 1651-м бунтарю-старообрядцу пришлось срочно бежать в Москву.

Протопоп Аввакум и Патриарх Никон

В Москве Аввакум стал близким другом монаршего наставника и будущего Патриарха Никона. В те времена Патриархом был Иосиф, который задействовал Аввакума в книгоиздательстве. Во время отсутствия протопопа Казанского собора Иоанна, Аввакум его замещал, тем более, что он жил в его доме после приезда в столицу.

Прошло немного времени, и дружба Аввакума и Никона дала трещину, они превратились в настоящих врагов. Аввакум строил свою православную философию в соответствии со старообрядческой верой, а Никон, которого вскоре после смерти Иосифа назначили Патриархом, принялся за церковные реформы. К тому времени в Москву переехал Арсений Грек. Патриарх Никон увлекся греческими богослужебными книгами, а протопоп Аввакум придерживался православных древнерусских. Священник написал царю челобитную, которая содержала критику на Никона и его увлечение греческими обрядами. С этой челобитной он предстал перед государем, но реакция власть имущего оказалась не той, на которую рассчитывал протопоп.

Осенью 1653-го старообрядца снова подвергли гонениям, он оказался в ссылке в Андрониковом монастыре. Его бросили в сырой подвал не кормили на протяжении трех суток, но смирения так и не добились. По приказу Никона, бунтаря должны были расстричь, однако император смилостивился, и решил оставить ему сан. Вместо этого Аввакума сослали в Тобольск.

Протопоп не успокоился, в Тобольске продолжал критиковать никонианство, и за это получил новую ссылку, на этот раз в Забайкалье. Там критике протопопа подвергся хозяин этого края – Нерчинский воевода Пашков. И снова Аввакум был избит, и всю зиму провел в остроге.

С наступлением весны бунтарь оказался в полку, который через Байкал, Амур и Шилку шел на восток. Дорога оказалась настолько тяжелой, что люди умирали один за другим. Скончались и два малолетних сына Аввакума. В 1663-м царь позвал протопопа в Москву. Неожиданная милость со стороны монарха объяснялась просто – Никон попал в опалу. Государь предложил протопопу занять место духовника, но Аввакум ответил отказом. Он понимал, что царь не придерживается старых канонов православия.

Протопоп продолжал удивлять всех своим необузданным нравом, он по-прежнему говорил все, что думает, без учета возможных последствий от своих деяний. У него появились новые враги. Мнение старообрядца по поводу проводимых реформ церкви было крайне категоричным, он продолжал креститься двумя пальцами вместо трех, приветствовал восьмиконечный крест. Прошел год, милость монарха постепенно превращалась в гнев, и биография бунтующего старообрядца опять круто изменилась. Он получил новую ссылку. Теперь его местом жительства стала Архангельская область.

В 1666-м протопоп Аввакум опять приехал в Москву, чтобы присутствовать на суде над Никоном. Царь думал, что страшные скитания священника, в конце концов, сделают его покорным, но он продолжал стоять на своем. По решению церковного суда Аввакум был отлучен от церкви, и лишен священной степени. Это вызвало у Аввакума гнев и проклятия в сторону высшего церковного руководства.

На протяжении следующего года местом его пребывания стал монастырь под Калугой. Его пытались сломать, но он не сдавался. После этого протопоп был сослан в заполярный Пустозерск. Он жил в срубе, до половины засыпанном промерзшей землей, где и провел целых четырнадцать лет. Он все так же проповедовал, хоть и не имел возможности встречаться со своими последователями. Протопоп рассылал свои послания по стране с верными людьми. Таким образом он написал свою самую известную книгу «Житие протопопа Аввакума» — своеобразную художественную автобиографию, ставшую первой в таком роде.

Верующие считали Аввакума святым, поток богомольцев к нему не иссякал. Они уходили от него с запрятанными в посохах письмами. Его высказывания дошли до наших дней только благодаря этим посланиям и богомольцам, не побоявшимся их выносить.

Аввакум и Никон

Люди своего времени, жесткие и непримиримые, убежденные не просто в собственной правоте – но в Божьем Промысле о собственной исключительной миссии, они были соседями, друзьями и врагами. В числе тысяч имен история сохранила их на пьедестале памяти. В номинации «Человек столетия» они оба могли бы претендовать на справедливо разделенное первое место в XVII веке.

Становление

Оба героя нашей статьи и всей русской истории XVII века появились на свет на территории современной Нижегородской области. Расстояние между родными деревнями Аввакума и Никона – Григорово и Вельдеманово – всего 14 километров.

Мальчик по имени Аввакум появился на свет 5 декабря 1620 года в семье священника Петра Кондратьева. Как сам позже описывал в автобиографии протопоп, отец его был склонен к злоупотреблению алкоголем, мама же вела благочестивый образ жизни, много молилась и соблюдала посты. В детстве Аввакум становится свидетелем гибели соседской скотины. Тогда он впервые задумывается о смысле жизни и о смерти, которой никто не сможет избежать. На фоне внешнего благочестия (папа – священник, мама – ревностная христианка), Аввакум ставит перед собой с малых лет вопросы человеческого бытия. Этот момент в житии подчеркивает осознанность веры в Бога и последующие страдания, на которые священник осознанно шел в будущем. В 15 лет Аввакум остается без отца, а уже через два года находит себе спутницу жизни, Анастасию, образ которой заслуживает отдельного внимания и, возможно, еще войдет в пантеон русских женщин-героинь.

Особенности церковной жизни и священнического служения были известны молодому сыну покойного батюшки, и вскоре Аввакум принимает сан пастыря. Свое служение он начинает в селе Лопатицы.

Будущий патриарх родился на 15 лет раньше оппонента. Крестили его с именем Никита. Мать мальчика рано умерла, а с мачехой его отношения не сложились. По его собственному свидетельству, женщина избивала Никиту и морила голодом. Несмотря на сложности в семье, отрок совершенствовался в изучении Библии и грамоты. Для этого Никита отправляется в Макариев-Желтоводский монастырь и живет на колокольне. 8 лет пребывания в обители не прошли даром: женившись, Никита становится священником. Первым местом служения будущего патриарха оказывается Первопрестольная.

В сане

После смерти детей отец Никита принимает решение о монашестве. Священник уговаривает жену поступить так же, а сам отправляется в Соловецкий монастырь. Никита Минин принимает постриг от преподобного Елеазара Анзерского с именем Никон. За деятельный нрав новый насельник обители получает от святого послушание на совершение богослужений и заведование хозяйственной деятельностью. Конфликт со святым Елеазаром вынуждает Никона уйти в Кожезерский монастырь в Архангельской области. Там беглый монах успешно продвигается по церковной лестнице и вскоре становится игуменом обители.

По традиции игумен Никон обязан был прибыть на представление царю в Москву. В ту пору страной правил Алексей Михайлович из рода Романовых. Никон сумел произвести на царя впечатление. Это послужило точкой нового взлета: настоятель далекого северного монастыря по распоряжению монарха возводится патриархом Иосифом в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве.

Какой жизнью жил в тот период священник Аввакум? Ему достался деревенский приход в Нижегородской области, на котором он принялся за активное пастырское служение. Аввакум был приверженцем строгого исполнения богослужебных предписаний и нравственного закона. В его житии не раз мелькали строки о недовольстве части паствы долгими службами и яростными обличениями. Нашему современнику Аввакум в подобном контексте может показаться злобным фанатиком, на деле же он лишь был человеком, которого требовала эпоха. Описания священника и других авторов XVII века лишь подтверждали упадок нравов российского общества. Аввакум стремился к исполнению возложенного на него бремени пастырства, но не более.

Однажды молодому священнику пришлось заступаться за девушку, которую местный воевода отнял у вдовы. Что позволил себе государев муж? Использование служебных полномочий в личных целях? Зачем ему потребовалась молодая красавица? Приходящие на ум ответы заставляют лишь грустно помолчать. Единственным, кто нашел в себе смелость попытаться помешать беззаконию, был отец Аввакум. За это он был избит воеводой и стрельцами, а дом священника, в котором батюшка пытался спрятаться, брали буквально штурмом с использованием огнестрельного оружия. Но девушку воевода отпустил.

Однажды на исповедь к отцу Аввакуму пришла девушка. Исповедовалась она в грехе блуда. Надо сказать, что исповедь в древнерусской традиции отличалась от современной. Совершалась она зачастую частным порядком, тет-а-тет, без спешки и давления со стороны выстроившейся к аналою очереди. Обычно исповедоваться приходили в заранее оговоренное время, в будний день или вечер. Услышанное от исповедницы разожгло страсти в самом Аввакуме. Чтобы сбить бушующий внутри огонь, священник держал руку над огнем лампады, получил ожог, но избавился от наваждения.

Аввакум был любим простыми людьми за доброту и несгибаемость в религиозных убеждениях. А вот среди воевод и бояр популярностью «огненный протопоп» не пользовался. Вернее, пользовался – такой, что вынужден был бежать в Юрьев-Повольский. Но и оттуда, после массового нападения местной «богемы», ища защиты и поддержки, отец Аввакум направился в Москву. Священник верил, что в столице он найдет духовных, образованных, грамотных людей, которые, как и он, всерьез заботились о нравственном состоянии русского народа.

Боголюбцы

В Москве Никон с присущей ему активностью включается в неформальное движение «ревнителей благочестия». Авторитетные представители духовенства столицы и приближенные к царскому двору сановники, как и подобные им во все века, были убеждены, что живут в эпоху глубочайшего духовного кризиса собственного народа.

Еще при патриархе Филарете началась реформа по унификации богослужебных книг, названная «книжной справой». Приход христианства на Русь сопровождался активными переводами греческих текстов. Они имели незначительные расхождения, но не теряли сути содержания. Похожие лекала использовали и русские переписчики, работая с разными источниками, и, возможно, допуская ошибки и создавая разночтения. Справедливости ради стоит сказать, что отличия были минимальны: это могло касаться всего нескольких слов, их написания или элементарных опечаток и грамматических ошибок. Появление книгопечатных станков способствовало устранению подобных недочетов. Свою «справу» в XVI веке провели греки, организовав печать книжных тиражей в католической Венеции. После падения Константинополя и вступления греков во Флорентийскую унию с католиками государственные и церковные деятели Руси лишь укрепились в эсхатологических настроениях и уверенности, что теперь Москва – Третий Рим. Церковно-государственная симфония становилась не пафосным заявлением, а актом взаимной поддержки, внимания, заботы, усиления ответственности в условиях, когда Россия становилась единственным независимым православным государством. Какое могло быть доверие книгам, напечатанным на станке католиков?

Поэтому в России «справа» шла независимо, осторожно и тщательно, вне зависимости от того, что происходило у греков. Процесс этот был небыстрым и «пережил» двух патриархов: Филарета и Иоасафа I. Во времена предстоятельства Иосифа ситуация приняла более либеральный курс. Если раньше источниками для правки выступали лишь старые русские тексты, теперь на их место приходили греческие. Проблема заключалась в том, что за основу брались уже реформированные книги.

Аввакум, попав в Москву, смог сдружиться с духовником царя Алексея Михайловича Стефаном Вонифатьевым. Так в кружке ревнителей благочестия, объединенные одним делом, оказались будущие оппоненты. Никон к тому времени стал митрополитом, и уже недалеко был час его патриаршества. Паренек с нелегким детством из крестьянской семьи, испытавший бремя несправедливости, вырвался благодаря воле и упорству «наверх». Восточные патриархи, частенько бывавшие в Москве с гуманитарными миссиями по сбору средств на нужды гонимых, нищих и притесняемых греческих епархий, убеждали и царя, и патриарха в необходимости взять на себя подвиг в покровительстве над всеми православными народами. Вселенский патриарх – таковым рисовали греческие иерархи будущее Никона. При полной поддержке со стороны царя.

«Книга – сакральный предмет в жизни русского человека»

Книга – сакральный предмет в жизни русского человека. Доверить «справу» чужеземцам, людям с неизвестными внутренними установками и компромиссными религиозными убеждениями – преступление. Именно на это и пошел патриарх Никон, заменив русских монахов-справщиков на польских во главе с Арсением Греком. Последний был авантюристом, в разное время менявшим веру на католическую или мусульманскую, в зависимости от того, как того требовали обстоятельства. Аввакум, наблюдая за происходящим вместе с членами кружка ревнителей благочестия, был шокирован решениями Никона. Это было только началом.

Реформы и ссылки

Протопоп Аввакум служил в Казанском кафедральном соборе Москвы и резко выступил против нововведений. Очень быстро он оказался в подвале Андроникова монастыря. Благодаря вмешательству царя, относившемуся к протопопу с огромным уважением, Аввакума отправляют в служить в Тобольск.

А патриарх Никон продолжает реформы. Накануне Великого поста 1653 года, когда верующие люди традиционно ожидают искушений, двуперстное крестное знамение предписывается заменить троеперстным. Стоглавый Собор 1551 года прямо постулировал единственно возможную форму крестного знамения – двумя перстами. Но начавшая проявляться в Никоне грекофилия брала свое. На Московском Соборе 1654 года патриарх буквально «продавил» изменения подхода к «книжной справе»: отныне образцами для сверки становились греческие книги XVI века. Спустя два года на очередном Соборе всех знаменующихся двумя перстами… предали анафеме. Подобных прецедентов в истории Православия еще не было. Никон выгонял всех несогласных из Церкви. Проклиная. И запустил необратимый процесс раскола. Проклятия на «старые обряды» как абсолютное безумие Русская Церковь благоразумно отменила в 1971 году.

Никон стремительно отказывался от проверенного русского церковного наследия, гармонично развивавшегося на протяжении 600 лет. Греческие облачения, борьба с иконами и крестным знамением, «исправление» богослужебных книг – всё это сопутствовало деятельности крутонравного патриарха. Он был человеком, стремившимся оставить в истории свой след. Это у него получилось. Кроме реформ, Никон задумывал одну за другой грандиозные стройки монастырей. Перекраивание церковной жизни шло в ногу с желанием покрыть пространство России святыми обителями.

Протопоп Аввакум тем временем за убеждения отправился в Забайкалье с женой и детьми. Двое из его чад по дороге погибли. Семья священника шла в составе экспедиционного корпуса, который возглавлял атаман Пашков, жестокий человек. Аввакум не боялся обличать воеводу, за что часто был бит или заключен под стражу. Ссылка длинной в общей сложности более 10 лет была пыткой, но она не сломила протопопа. Он был искренен в своих действиях и лишь проповедовал Христа, обличая беззакония. И держался Предания, как завещал апостол Павел. Когда в 1663 году протопоп Аввакум возвращается в Москву как победитель, многое в жизни Церкви и России уже не выглядит прежним.

Взлет и падение

Алексей Михайлович был дружен с патриархом Никоном, шел ему на уступки, называл другом, великим государем, позволил управлять страной во время своего отсутствия в столице. Никон, отличавшийся грубостью и непримиримостью, быстро нажил врагов среди московских бояр. Это сыграло не последнюю роль в его дальнейшей судьбе.

Отношения с царем постепенно ухудшались, и в 1658 году Никон просто уехал из Москвы. Патриарх обосновался в одном из построенных им монастыре. Но демонстративное поведение привело не к укреплению позиций, а к раздражению царя. В 1666 году на Большом Московском Соборе с участием Александрийского и Антиохийского патриархов Никон был лишен патриаршеского и вообще священнического сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь на территорию нынешней Вологодской области.

На соборе осудили и расстригли протопопа Аввакума. К тому времени у непримиримого священника было в достатке покровителей и почитателей. Аввакум был духовником боярыни Морозовой, близкой к царскому двору особы. Уважение в народе к священнику, который ни дня жизни не прожил в неге комфорта, а лишь служил, проповедовал и страдал в самом буквальном смысле за религиозные убеждения, только росло. Ссылка в Пустозерск, где Аввакум проведет последние 15 лет жизни и будет казнен, стала лишь логичной страницей в его непростой, но яркой жизни.

Никон скончался в 1681 году, за год до сожжения протопопа Аввакума в срубе. Расстриженный патриарх возвращался в Новоиерусалимский монастырь.

Вместо заключения

Истории жизни протопопа Аввакума и патриарха Никона настолько сложны, связаны, противопоставлены и вплетены в драматические события в Русской Церкви XVII века, что породили не один серьезнейший труд с исследованием биографий и характеров обоих героев. До сих пор не утихают споры вокруг личностей этих персон. К сожалению, этот факт лишь свидетельствует о неизжитой трагедии раскола. Исследователи склонны констатировать, что «реформы» в том виде, в каком они проходили, были абсолютно не нужны. Неспешная «книжная справа», которой в России занимались со времен Стоглавого собора, в какой-то момент превратилась в авторитарное перекраивание всей церковной жизни. Почему именно патриарх Никон как предстоятель Церкви стал проводником этих губительных изменений – неизвестно. И как судьба вынесла на острие протеста против разрушительных «реформ» самого обычного священника из нижегородской глубинки – также остается загадкой.

Русская Церковь несколько столетий оправлялась от раны раскола, наконец признав решения Никона и проходивших при нем соборов ошибочными. Старообрядцы имеют возможность воссоединиться с Церковью на правах Единоверия, что происходило накануне революции и медленно, но происходит сегодня. На фоне событий вокруг раскола, учиненного Константинополем в мировом Православии, фигуры Аввакума и Никона вновь выплывают на арену исторической памяти. «Греки нам не Евангелие», – говорил царь Иоанн Грозный. Увы, патриарх Никон, при бесспорных талантах и дарах, широкой деятельности на благо Церкви, поддался влиянию извне. Простой русский поп Аввакум – явил верность Преданию.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/protopop-avvakum/

http://pravoslavie.fm/articles/avvakum-i-nikon/