И это всё – о нем,
или Самый известный иеродиакон России
Памяти иеродиакона Илиодора (Гайриянца)
Иеродиакон Илиодор Друзья мои, ушел от нас наш дорогой отец Илиодор. Ушел 26 октября – на Иверскую, чтобы воскликнуть теперь уже у Престола Божия слова благодарности Той, Кого он так любил и почитал всю свою монашескую жизнь:
– Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!
Вот уже и девятый день прошел, а все кажется: зайдешь в Оптину, а отец Илиодор там: акафисты читает, хвалу Пресвятой Богородице возносит, и вокруг него, как обычно, – паломники, духовные чада…
И это всё – о нем.
«Моя бабушка Мария вымолила весь наш род»
Отец Илиодор, в миру Юрий Гайриянц, родился в Баку 23 июня 1947 года. Его мама Евгения была в то время офицером – старшим лейтенантом, служила в управлении, в политическом отделе.
В 1947 году в Советском Союзе декретный отпуск давали на 35 дней до родов и 28 дней после родов. То есть когда ребенку исполнялось 28 дней – матери нужно было выходить на работу. За прогул, опоздание (более чем на 20 минут считалось уже прогулом) или самовольный уход с работы с 1940 по 1951 год следовала уголовная ответственность. Запрещалось также самовольное увольнение и переход на другое место работы без разрешения начальника или командира: время было послевоенное, суровое.
Бедная молодая женщина, мама Юры, разрывалась между младенцем и службой. Помогала соседка, да что с чужого человека взять: лишний раз не подойдет к ребенку. К счастью, приехала мама Евгении – глубоко верующая бабушка Мария, о которой позднее отец Илиодор говорил: «Она вымолила весь наш род».
Крещение и Кизляр
Старый Кизляр
Первым делом бабушка понесла слабенького двухмесячного внука в церковь и окрестила его в честь великомученика Георгия Победоносца. Затем села на поезд и увезла внука с собой – в Кизляр, небольшой городок, основанный в 1735 году как русская крепость на берегу реки Старый Терек. Жили здесь в 1947 году около 25 тысяч человек: большей частью – русские и терские казаки, а также аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, армяне…
Жили они после войны бедно, большая часть домов – деревянные, саманные и турлучные (стены дома из шестов, переплетенных лозой или хворостом и обмазанных глиной), а кирпичные дома – только в центре города. Электричество имелось в учреждениях, население же электрическим светом почти не пользовалось. Вода – из колодца, для тепла – печка. В городе действовали пять школ, а в бывшем женском монастыре размещалась районная больница. Вот таким был городок детства отца Илиодора.
«Вольный казак»
Рос Юра в Кизляре «вольным казаком». Вспоминал позднее:
«У меня была шевелюра, как шапка, весь кучерявый, черный, как цыган, и рубашка до колен – военная гимнастерка, а штанов не было. У меня там была деревня. Утром встал: “Эх, Вася, гуляй ветер – в поле дым!” На лошадь – и пошел гонять там всех. На лошади как заскочишь на центральную улицу: “Эх, ребята! Свобода!”»
Мама тосковала по сыну, по возможности приезжала навестить: вот младенцу годик, вот два, три – уедет, а он ее тут же и забудет. Одно утешало: знала, что с бабушкой ее Юрочка – как у Христа за пазухой. Как только малыш подрос и стало возможно оставлять его одного дома, тут же приехала за ним, чтобы забрать с собой в Баку. Отпустили ее со службы только на три дня.
В июне Юре исполнилось семь – осенью в школу. Однако малыш не желал никуда уезжать от любимой бабушки – та уже и уговаривала, и ругалась: «Слушайся мать! Негодник! Хулиган!» Но не тут-то было: он оставался непреклонен и ехать никуда не желал. Мать – в слезы. Наконец уговорили, мороженое пообещали – поехал.
Старый Баку
«Бабуля, дай покушать!»
В Баку всё показалось малышу слишком огромным: дома многоэтажные, высокие, арки, магазины. Мама от радости не знает, куда сына посадить, чем угостить, побежала в магазин, накупила еды, конфет. «Сынок, мне завтра на работу надо идти. А ты сиди дома». Утром ушла. Юра по деревенской привычке отправился на улицу, тут же со всеми перезнакомился, привел домой, стал кормить-угощать. Все поели-попили, верх дном перевернули. Мама с работы возвращается: «Ах! Что это?!»
Что делать? В школу только осенью… Стала она его закрывать. Уйдет на работу, а он на балкон, затем по трубе вниз – и уже на улице, целый день по дворам носится. Мама ругаться – он кой-какую одежку в охапку – и на поезд. Без билета, из вагона в вагон – глядишь, до бабушки доедет. В дом проскочит незамеченным, слышит: бабушка ходит, переживает, приговаривает: «Ох уж этот Юрка, как бы не замучил он там мою Женю…» А он тут как тут: «Кто замучил?!» – «Ах, Господи! Юрка приехал!» – «Бабуля, дай покушать!»
Несколько раз такое повторялось: мама увезет, а он снова сбегает. Наконец привык к Баку, к школе, к одноклассникам – остался. Правда, каждую весну ждал каникул – и сразу к бабушке.
Талантливый, разносторонний человек
Мне понравилась Россия, ее природа. Я пропитался этим духом
После школы Юра пошел в армию, служил с 1966 по 1969 годы в войсках ПВО – противовоздушной обороны – в городе Гвардейске Калининградской области. В те годы населения там было около 10 тысяч человек. Вспоминал потом: «Я служил в России три с половиной года. Мне понравилась Россия, ее природа. Я пропитался этим духом».
Вернулся из армии, учился заочно в московском Всероссийском заочном финансово-экономическом институте, получил высшее образование. Занимался живописью, музыкой. Нужно сказать, что отец Илиодор был очень талантливым человеком: прекрасно играл на фортепьяно, замечательно пел, а еще сочинял стихи и песни (около 200 песен сочинил), талантливо рисовал, писал картины… Уходя в монастырь, он всё это сжег.
«Похороны отменяются!»
Отец Илиодор в молодости в миру В 1972 году 25-летний Юрий работал в Союзе художников, редко бывал дома по своей занятости. Вдруг – телеграмма от мамы: бабушка Мария в тяжелом состоянии. Он – на поезд и по знакомому с детства маршруту – в Кизляр. Приезжает, а бабушка лежит, чуть дышит, вокруг родня: «Врачи сказали: она скоро отойдет…» На это Юра ответил: «Она никуда не отойдет!» Все: «Как это?» А он: «Вот так это!»
Завернул бабушку в одеяло, еще в одно (на улице – январь месяц) – и на руках, так же, как она его когда-то двухмесячного несла, – на поезд: в Баку. Вечером сел – утром на месте. Сразу отправился с ней в областную больницу, к знакомым врачам. Там его, правда, не обнадежили: «Слушай, мы тебя уважаем, но ты извини, тебе не сюда надо…» А за окном кладбище. «Тебе ее нужно туда…»
На такси – и домой. Позвонил знакомой, она анестезиологом работала: «Лида, выручай: бабушку привез больную!» Бабушку на диван, сам – шубу снял, на пол у дивана постелил. Маме сказал: «Вы в другую комнату переселяйтесь, а я тут буду с бабушкой. Она не умрет».
И стали они с Лидой ухаживать за бабушкой, уколы колоть, а главное – растирать ее ледяные руки-ноги: у старушки было нарушено кровообращение. Поят ее с ложечки: вода с медом, вода с лимоном – и растирают. Витамины в уколах, обезболивающее… День, второй, третий…
Старые фотографии Баку Приехали сыновья бабушкины (их у нее много было), квартира у сестры небольшая, на третьем этаже, зато двор большой – они палатку-времянку поставили, живут, ждут, чтобы, значит, мать похоронить. Шашлыки жарят.
Вдруг бабушка глаза открывает – смотрит вполне осмысленно. «Бабуля! О! Ты хочешь кушать?» – «Ага! Хочу!» – «Чего хочешь?» – «Пехи» (чеснок, маринованный по-армянски). Юра на балкон вышел и дядьям объявляет: «Похороны отменяются!»
Поехал на базар, нашел домашний пехи, принес бабушке – она глаза открыла, пососала чуть-чуть, и дело пошло на поправку. Весной уже полным ходом обед готовила, посуду мыла. А она очень свою деревню любила. Стала рваться домой. «Подожди немножко, бабуля!» Фрукты для нее, апельсины, гранаты выжимали – витамины ей давали, соки.
Наконец она не выдержала: «Всё. Вези меня на вокзал». Перед отъездом еще его поругала: он после советской школы забыл и храм, и молитвы. Был, как и все, пионером, комсомольцем. «Какой комсомол?! Ах ты хулиган! Негодник!» Уехала. После этого жила еще в полном здравии три года.
«Господь слышит каждое движение нашего сердца»
Отец Илиодор вспоминал позднее:
«Точно так, как бабуля меня на руках понесла крестить, я ее тоже на руках привез и выходил. Хоть я тогда и неверующий был, но Господь слышит всех. У меня было такое сильное желание бабушке помочь, что и Господь мне помог».
Отец Илиодор Уже будучи в монастыре, отец Илиодор тосковал по любимой бабушке Марии, а больше всего скорбел, что даже фото на память о ней не осталось. И вдруг ему передают письмо из Кизляра. Открывает конверт – там восемь фотографий бабули. А еще фотография ее могилки ухоженной. Он говорил по этому поводу: «Вот такое чудо Господь явил. То есть Господь слышит каждое движение нашего сердца».
Такая же история произошла у него с фотографиями, когда его рукополагал в диаконы сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – причем рукополагал 4 декабря 1990 года – на оптинский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этих фото у отца Илиодора тоже не осталось, и он очень скорбел по этому поводу.
Когда Патриарх Алексий II отошел ко Господу 5 декабря 2008 года, отец Илиодор попросил его: «Святейший, помоги!» Через пару дней приезжает в Шамордино, а там ему передают конвертик. Открывает: пять фотографий, как его рукополагает Святейший Патриарх.
Господь слышит нас. Поэтому когда человек унывает – это большой грех. Нам нельзя унывать
Отец Илиодор, вспоминая об этом, говорил:
«Это что? Чудо! Это милость Божия. Не успеем мы только подумать – Господь нам дает такие вот знаки милости Своей. Поэтому когда человек унывает – это большой грех. Нам нельзя унывать. Конечно, Господь видит, что я от души прошу и что это полезно для укрепления веры, – значит, Господь подаст. А если человеку не полезно, тогда, конечно, чего тут обижаться?! Мало ли что ты попросил… А если тебе это не полезно?»
Но это мы вперед забежали.
Ему всегда хотелось кому-то помогать
В 1980-е годы отец Илиодор трудился сразу на нескольких работах: преподавал в Абрамцевском художественном училище имени Васнецова, подрабатывал водителем – возил директора училища, а еще писал картины, сочинял стихи и песни. С молодежью возился: ему всегда хотелось кому-то помогать, кого-то обогревать теплом своей души – такой он был душевно щедрый человек, полный сил, доброты, света.
«И даже будучи там, в миру, я же всё-таки с ребятами что делал? Организовывал. Мы выезжали. Два музыканта у меня были: Миша и Алеша Казаряны – бас-гитара и соло. Они росли тоже без мамы. Мама умерла рано. Я их одевал, кормил. Отец у них пьянствовал. Если что не так было – защищал их».
Как отец Илиодор пришел к вере
Весной 1985 года отец Илиодор в очередной раз отвез директора училища и поехал домой, в Загорск, где снимал тогда квартиру. От Загорска до Абрамцевского художественного училища в Хотьково – километров пятнадцать по трассе. Два года – с 1983 по 1985 – каждый день ездил мимо Троице-Сергиевой Лавры, но ни разу туда не заходил. А тут вдруг заехал на заправку, а там ему знакомые говорят:
Старец Илий – А чего это ты такой бледный, Юра? Может, у тебя кто-нибудь умер?
– А какое сегодня число?
– Как 22 марта?! У меня в этот день четыре года назад мама умерла!
– Маму помянуть надо! Съезди привези бутылочку, помянем! А сам – зайди в Лавру, свечку поставь за упокой! В крайнем случае какой-нибудь бабушке деньги дай, чтобы она свечку поставила…
Опять забегая вперед, скажем, что 22 марта – день памяти сорока мучеников Севастийских. Отец Илиодор был пострижен в иноки с именем Феофил – в честь одного из сорока мучеников Севастийских, как и его любимый старец и духовный наставник схиархимандрит Илий (Ноздрин).
«Ну всё – теперь я буду сюда ходить!»
Отец Илиодор нередко говорил, что пришел к вере по молитвам своей бабушки Марии. А тогда, 22 марта, он подъехал к Лавре и почувствовал впервые всю ее мощь и духовную силу. Внутри – дрожь. Стоит в шубе у ворот Лавры и думает: «Что делать?» Смотрит – старенькая монахиня идет. «Бабушка, вот тебе три рубля, купи свечку, поставь – помяни мою маму!» – «Маму? А как ее звали?» – «Евгения». Она так посмотрела на него и говорит: «Нет уж – сам пойди и поставь!» – и ушла.
Отец Илиодор вспоминал:
«Захожу в арку – и меня сразу как будто чем-то окатило. Передо мной величественный Успенский собор. Как глянул – у меня всё в мозгах перевернулось и встало на нужное место. Думаю про себя: “Что ж ты два года мимо ездишь и ни разу сюда не зашел?!” Налево смотрю – трапезный храм, огромный, красивый. Направо – семинария. Вокруг такая тишина. Монахи ходят. Снег хрустит. Стоял, стоял. Думаю: “Надо идти. Только куда?”
Пошел, где пение звучало. Открываю дверь, захожу: росписи – Господь проповедует, нищие сидят. Семинарист спрашивает: “Ну что, будете свечи брать?” Я дал деньги, взял пучок свечей. А у самого такое состояние: сердце бьется, дрожь. И тут взору моему предстала такая картина. Все стоят на коленях: “Честнейшую…” поют.
Иконостас золотом блестит. Диакон с двойным орарем басит. Я думаю: “Вот это да! Красота какая!” Стою со свечами. Вспомнилось, как бабушка меня в храм еле живого принесла, слезы потекли. Стою, смотрю на контингент. Нам же в советское время говорили, что в храм одни дураки, полоумные ходят. Смотрю – нормальные люди стоят – молятся. Меня стали толкать к краю. Свечи забрали. Поставили. Сам стою, укоряю себя: “Почему я сюда не заходил?”»
Троице-Сергиева лавра в 80-ые
В этот же день отцу Илиодору подарили от руки переписанный молитвослов – их в то время не продавали, верующие от руки молитвы переписывали. Потом он сам эти молитвы переписывал, распечатывал и распространял. Приехал домой – всю ночь читал: «Да воскреснет Бог…» и прочее. Потом сказал себе: «Ну всё – теперь я буду сюда ходить!» Ему было 38 лет…
«Я к старцу прилепился и четыре года рядышком с ним пробыл»
С того дня начал ходить в Лавру. Вскоре задумался о наставнике. Однажды спросил у одного из лаврских отцов: «Как бы мне здесь какого-нибудь мудреца встретить?» Тот ответил: «У нас мудрецов нет. У нас есть старцы!» – «А какие старцы?» – «Наум и Кирилл». Отцу Илиодору имя Кирилл больше понравилось, просит: «Мне бы к старцу Кириллу». Привел его лаврский отец к старцу Кириллу (Павлову), а тот его сразу по имени: «А, Георгий пришел. Присаживайся».
Хлынули из глаз слезы, на колени упал, начал каяться… А старец ласково так: «Ничего, ничего…»
Взял его старец за руку – и отец Илиодор, тогда еще просто Георгий, почувствовал такое умиление, такую благодать, что у него, внезапно для него самого, хлынули из глаз слезы. На колени упал, начал каяться… А старец ему ласково так: «Ничего, ничего – успокойся! Будешь теперь ко мне приходить?» – «Буду!»
И вот отец Илиодор вспоминал потом:
«Я к старцу прилепился и четыре года рядышком с ним и пробыл. Мы с ним у всех батюшек-старцев побывали. Я за ними ухаживал: ноги мыл, мазал мазью их раны».
«Как батюшка Кирилл благословил меня в Оптину»
Отец Кирилл Павлов Отец Илиодор вспоминал:
«Когда я только выбрал монашеский путь, то поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, нес почти в течение четырех лет – с 1985 по 1989 годы – послушания у отца Кирилла (Павлова). Думал, что так и останусь в Лавре, но батюшка Кирилл сказал:
Наступает 1989 год, и он благословляет меня в Оптину пустынь. Вызывает к себе и говорит:
– Георгий, тебе завтра уже надо ехать в Оптину.
Я даже растерялся:
– Это – монастырь, Оптина пустынь, открывается в Калужской области под городом Козельском.
“Что за Козельск? – думаю я. – Козел там, что ли, какой или козы живут? Ни разу не слыхал!”
– Батюшка! Господь с вами! Какой Козельск?! Куда я поеду? Никуда я не поеду!
А отец Кирилл улыбается:
– Ты поезжай, поезжай! Там – монастырь… А почему ты не хочешь?
– Прежде всего потому, что там не будет вас!
А старец Кирилл отвечает:
– Там будет отец Илиан!
(Схиархимандрит Илий тогда еще был иеромонахом Илианом.)
Я тогда еще грешным делом подумал: “Ну какой такой Илья может сравниться со старцем Кириллом?”
Батюшка Кирилл был моим первым духовником. Так я тогда и сказал отцу Кириллу. А он в ответ опять улыбается:
– Нет-нет, ты поезжай!
Я перед ним на колени упал:
– Батюшка! Хотите – выгоняйте меня, но я туда не поеду!
Смотрю: он замолчал, опустил голову. Рассердился даже. После паузы говорит:
– Так, ну ладно, раз ты меня не слушаешь, иди к преподобному Сергию в Троицкий собор! И спроси у Преподобного, что он тебе скажет…
Я усомнился: “Ну как это я у раки благословлюсь? Что, мощи Преподобного мне что-то скажут, что ли?” Вслух говорю:
– Батюшка, да вы что.
У мощей преподобного Сергия
Разговор наш происходил внизу, в посылочной, где обычно старец принимал народ. А он поднялся к себе в келью на втором этаже. Я опешил, стою весь бледный, ноги трясутся… Не знаю, что и делать. Но пошел к Преподобному, раз батюшка благословил.
Иду, а у самого – слезы в три ручья, рыдаю, думаю: “Ой, вот это попал! Как с батюшкой-то Кириллом расстаться?! Четыре года у него окормлялся, а теперь иди в какую-то Оптину, в Козельск какой-то, к какому-то Илье!” Доплелся с этими мыслями к преподобному Сергию. А это был день, когда там читался акафист Божией Матери. Пятница или воскресенье – сейчас не вспомню.
В общем, собрался народ и величает Богородицу. Я боком протиснулся сквозь толпу к раке с мощами Преподобного, рухнул на колени, уперся головой в раку и плачу навзрыд, думая: “Что делать. Как быть?!” Вот так и повторял. Но ничего в голову не приходило, кроме: “Козельск! Оптина!” Я ведь впервые эти названия от старца Кирилла и услышал. Но что это за Оптина.
Пока минут тридцать читался акафист, я все плакал, стоя на коленях на полу. Но вот акафист закончился, люди начали прикладываться к иконе и потихоньку расходиться. Скоро должны были прийти уборщицы, и меня тоже попросили бы выйти из храма. А я так ничего и не понял. Батюшка-то вразумлял: “Преподобный тебе все скажет!” Опять я заплакал, направил последние силы к молитве и спрашиваю: “Господи! Ну что мне делать-то. Преподобный, что делать мне?!” Вдруг толпа шарахается в сторону, и я слышу голос:
Думаю: “Ничего себе! Галлюцинации, что ль?” Ведь кроме меня никто не мог знать о моем деле. Я на коленях, люди в храме… Чей же это мог быть возглас? Надо, думаю, еще послушать… Опять я заплакал. Проходит еще минут пять или десять, и вдруг снова слышу:
И вдруг снова слышу: «Иди в Оптину!» Уже громче, настойчивее
Уже громче, настойчивее. Я аж подпрыгнул на месте, а слезы высохли. Это не галлюцинация, а чей-то окрик. Поднимаюсь с колен и вижу такую картину: один блаженный перелез на солею, а монахи схватили его и выпроваживают. Выталкивают его, а я вытянулся во весь рост и понял, что слова-то эти от него исходили. Я к нему:
Про Оптину-то мне только батюшка Кирилл один и говорил. А он мне в ответ:
– Я тебе сказал: иди в Оптину!
Но тут его уже утащили. Я встал как вкопанный, думаю: “Ну ладно!” И поплелся назад, к отцу Кириллу, а он меня спрашивает:
– Ну, что тебе сказал Преподобный?
И улыбается, слегка прищурившись.
– Ну что. Сказал: “Иди в Оптину!” Блаженный там один был…
А отец Кирилл мне:
И мы отправились в келью, где отец Кирилл читал нам по вечерам».
Троице-Сергиева лавра
«Я к вам в Оптину. А вы возьмете меня к себе?»
Отец Илиодор вспоминал еще:
«Приехал я в Оптину – полная разруха. Никакого настроения. Ни кола, ни двора. Ничего нет. Как будто “мессершмидты” бомбили два месяца. Ничего – ни забора, ничего нет – проходной двор. Всё заросшее, храмы стоят полуразрушенные, сараи, бабушки какие-то, мужики пьяные. Думаю: “Что такое? Какой это монастырь после Лавры? Где тут монастырь?”
А тогда только один Введенский храм был, я застал то время, когда мы оттуда станки вытаскивали. И там маленький придел был – святителя Николая. Смотрю, оттуда старичок выскакивает. Я на него смотрю, про себя думаю: “Откуда такой старчик?” А он так раз: “запеленговал” меня – он же читает мысли – “пеленгует”.
А я: “О, старец! А может, это – Илиан? Ну, если это Илиан, тогда я останусь!” Так я решил. И я так шаг ускоряю. Подбегаю к нему и говорю:
– Батюшка, вы – Илиан?
– Меня батюшка Кирилл к вам послал.
– Я к вам в Оптину. А вы возьмете меня к себе?
Я прямо так обрадовался. Такая благодать от него исходила. И я уже на крыльях в Лавру лечу! Отец Кирилл спрашивает:
Оптина в руинах
В Оптиной пустыни
Так Георгий и оказался в Оптиной в 1989 году. В 1990 году был пострижен в иноки архимандритом Евлогием (Смирновым; будущим митрополитом Владимирским и Суздальским; 1937–2020) с именем Феофил – «любящий Бога». Первым послушанием было – помощник эконома. В этом же году, на Введение Пресвятой Богородицы во храм, был рукоположен в иеродиакона Святейшим Патриархом Алексием II.
Оптинская Пасха 1990 год в центре отец Василий (Росляков) крайний справа старец Илий (Ноздрин)
В 1994 году, на Благовещенье, был пострижен в монашество в честь Илиодора Магидского (Памфилийского) архимандритом Венедиктом (Пеньковым; 1939–2018), наместником Оптиной пустыни.
(Святой мученик Илиодор жил в городе Магиде, Памфилии, в царствование императора Авреалина, претерпел мучение за исповедание веры Христовой и был казнен в 273 году.)
Игумен Венедикт в своей келии в Троице-Сергиевой лавре
Как отец Илиодор избавлялся от лишнего в своей келье
История священника Димитрия Торшина
– Я служу в храме Успения в селе Озерском (Подборках), недалеко от Оптиной пустыни. Когда мы только приехали на приход с матушкой, оказалось, что жить нам там негде: приходской дом есть, но он недостроен. Поэтому первое время мы снимали квартиру. Помню, как первый месяц ждал своей первой зарплаты, а в конце месяца казначей сказала, что мы должны за свет и налоги заплатить 30 тысяч, поэтому пока не только не идет речь о моей зарплате, но я сам должен найти эти 30 тысяч, чтобы можно было и дальше служить в нашем храме. Через несколько месяцев я начал обустраивать комнату в приходском доме, где не было ничего, кроме стен.
Один из самых родных людей в Оптиной для меня – отец Илиодор. Он знает меня с младенчества, с того самого момента, когда родители привезли меня в Оптину и крестили.
Отец Илиодор был единственным человеком в моей жизни, кто мог позвонить и спросить: «Отец Димитрий, как у тебя дела, как обстановка, есть что кушать?» Я: «Да, всё хорошо», а он мне: «Открывай холодильник, что там у тебя есть?» Заставлял перечислить, что у меня лежит, чтобы убедиться, что не голодаем. И так не только со мной, заботился обо всех. Были случаи, когда у человека была тяжелая ситуация, и он приезжал, по-отцовски заботился.
Так что я поехал к отцу Илиодору просить его молитв и помощи. Он при мне занялся тем, что начал смиренно обзванивать все номера, записанные в его телефоне, с просьбой оказать мне какую-то помощь. Но все отвечали, что сейчас нет возможности, может быть, позже. Тогда отец Илиодор поехал со мной вместе на приход, посмотрел, какую комнату в приходском доме мне можно начать обживать, и предложил мне мебель: диван, стол и стулья.
Поскольку я уже бывал у него в келье, то сразу понял, что он перечислил мне всё то, что находилось в его собственной келье, и то диван у него появился совсем недавно, до этого никакого дивана не было.
Я стал отказываться, но на следующий день мне все это привезли, и водитель с улыбкой сказал, что сегодня отец Илиодор наводил порядок в своей келье и решил избавиться от всего лишнего.
Отец Димитрий и матушка София с отцом Илиодором в храме в Подборках
Духовный наставник
История игумена Свияжского Богородице-Успенского монастыря Симеона (Кулагина), бывшего насельника Оптиной пустыни
Отец Илиодор никогда не был без дела или занят собой – поэтому не знал, что такое уныние
– На протяжении 30 лет отец Илиодор нес подвиг, примеров которому не так много в Церкви: он всего себя отдавал служению тысячам и тысячам паломников, со всего света стекающихся в Оптину. И опять же, не так много примеров, когда монах в сане диакона стал духовным наставником поистине огромного количества православных христиан – священников, монахов, мирян.
Отец Илиодор полностью свою жизнь, свои силы и способности посвятил этому служению. Он никогда не был без дела или занят собой – поэтому он не знал, что такое уныние.
Игумен Силуан (Кулагин)
Он практически не спал – меня, многолетнего его соседа, это поражало. В 5:30 утра уже немолодой монах приходил на братский молебен у мощей старца Амвросия Оптинского. Обязательно служил Литургию в одном из храмов обители. После этого его уже ждали люди, приехавшие для духовного общения. Обойдя с чадами все оптинские святыни, потрудившись на просфорне и посетив соседние обители – Шамордино и Клыково, обязательно пропев «Агни Парфене» в храме после вечернего богослужения, поздно ночью отец Илиодор заканчивал свой день пением акафиста в часовне Трех убиенных на Пасху монахов. Вернувшись в келлию, он немного отдыхал в кресле, так как его кровать всегда была заставлена книгами, иконами, конфетами – духовными и телесными утешениями для богомольцев. И рано утром вновь начинался день, наполненный молитвой, радостью и трудами.
Старец Илий и отец Илиодор
Его наставления отличались такими качествами, как любовь, рассудительность и тонкое чувство юмора. Не жалея себя, он был более чем снисходителен к ближнему, и этим многие пользовались. Но духовные дары, а также удивительный ум и эрудиция, зачастую скрываемые за юродством, позволяли ему глубоко видеть состояние души и дать верное наставление.
Архимандрит Антоний и отец Илиодор
Монастырская жизнь устроена по строгому уставу, и мне, по послушанию, иногда приходилось делать замечание старцу. Конечно, он всегда смиренно принимал это, а иногда и опускался на колени, прося прощения. Его духовные чада существенно помогали братской трапезной монастыря продуктами. И отец Илиодор просил разрешения после воскресной Литургии накормить их обедом. Получив благословение на это, авва вышел на крыльцо трапезной и стал звать на обед не своих вполне обеспеченных чад, а тех, кто искал около монастыря помощи, просил милостыню, покинул монастырь из-за своего пьянства. Увидев это, я не мог дальше призывать отца Илиодора к порядку, получив пример того, что Истинная Любовь выше наших представлений о порядке.
«Верим, что Царица Небесная возьмет отца Илиодора под Свой покров»
Могила отца Илиодора в Оптиной Что добавить к этим историям про отца Илиодора? Разве что закончить словами братии Оптиной пустыни:
«Все значимые даты в биографии иеродиакона Илиодора связаны с Богородичными днями. И даже оставляя этот мир, отец Илиодор упокоился в день Иверской иконы Божией Матери, а сороковой день его кончины приходится на главный праздник обители – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Верим, что Царица Небесная возьмет под Свой покров инока, посвятившего свою жизнь без остатка служению Богу и ближним». Аминь.
Оптина Пустынь
- Главная
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла
- Патриархия
- Наместник
- Расписание
- Заказ Поминовений
- Паломникам
- Проживание паломников
- Автобусные поездки
- План монастыря и скита
- Экскурсии
- История монастыря
- Благословенная Оптина
- Предтеченский скит
- Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница
- Наследие
- Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития
- Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- Храмы
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи
- Ноты
- Публикации
- Аудио
- Аудио-трансляция
- Аудиокниги
- Песнопения
- Проповеди
- Молитвы
- Видео
- Фотогалерея
- Контакты
Толкования
Священного
Писания
Духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слышали его наставления, даже и жительствовали с ним, и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали. Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными.
Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Вся суть в том, что всякий инок должен сам вступить в подвиг с самоотвержением и сам себя должен понуждать с болезнию сердца на борьбу со страстями. Если же он не будет так подвизаться, то никакие старцы ему не помогут. Сказал один угодник Божий: „Старец об нем (ученике) молится, плачет, а тот скачет».
Полное беспечалие бывает при полном послушании, по вере в духовного отца.
Оптинские
праздники
апрель ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Отец Илиодор
26 октября 2020 года на 73 году жизни отошел ко Господу насельник Введенской Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор (Гайриянц). Своими воспоминаниями о почившем священнослужителе делится наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин), бывший насельник Оптиной пустыни.
Отец Илиодор в храме Ярославских чудотворцев г. Казани, 2014 год
С егодня Оптина пустынь прощается с одним из своих собратьев – иеродиаконом Илиодором (Гайриянцом). После отпевания, когда началось последнее целование, и сотни людей подходили ко гробу, чтобы проститься с тем, кого они называли Авва, храм вдруг наполнился пасхальным и радостным пением. Народ запел – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И действительно, любой знавший отца Илиодора может сказать – этот человек всей своей жизнью, наполненной любовью к Богу, Пресвятой Богородице и ближним – свидетельствовал о Вечности.
Отец Илиодор был очень разносторонним человеком и прожил долгую жизнь. В 1980-х годах он пришел в Троице-Сергиеву Лавру, где несколько лет прожил рядом со стоим старцем – архимандритом Кириллом (Павловым). В 1989 году, когда началось восстановление Оптиной пустыни, отец Кирилл благословил его присоединиться к братии этой славной обители. На протяжении тридцати лет отец Илиодор нес подвиг, примеров которому не так много в Церкви – он всего себя отдавал служению тысячам и тысячам паломников, со всего света стекающихся в Оптину. И опять же, не так много примеров, когда монах в сане диакона стал духовным наставником поистине огромного количества православных христиан – священников, монахов, мирян.
Отец Илиодор полностью свою жизнь, свои силы и способности посвятил этому служению. Он никогда не был без дела или занят собой – поэтому он не знал, что такое уныние. Он практически не спал – меня, многолетнего его соседа, это поражало. В 5:30 утра уже немолодой монах приходил на братский молебен у мощей старца Амвросия Оптинского. Обязательно служил Литургию в одном из храмов обители. После этого его уже ждали люди, приехавшие для духовного общения. Обойдя с чадами все оптинские святыни, потрудившись на просфорне и посетив соседние обители – Шамордино и Клыково, обязательно пропев «Агни Парфене» в храме после вечернего богослужения, поздно ночью отец Илиодор заканчивал свой день пением акафиста в часовне трех убиенных на Пасху монахов. Вернувшись в келию, он немного отдыхал в кресле, так как его кровать всегда была заставлена книгами, иконами, конфетами – духовными и телесными утешениями для богомольцев. И рано утром вновь начинался день, наполненный молитвой, радостью и трудами.
Его наставления отличались такими качествами, как любовь, рассудительность и тонкое чувство юмора. Не жалея себя, он был более чем снисходителен к ближнему, и этим многие пользовались. Но духовные дары, а также удивительный ум и эрудиция, зачастую скрываемые за юродством, позволяли ему глубоко видеть состояние души и дать верное наставление.
Монастырская жизнь устроена по строгому уставу и мне, по послушанию, иногда приходилось делать замечание старцу. Конечно, он всегда смиренно принимал это, а иногда и опускался на колени, прося прощения. Его духовные чада существенно помогали братской трапезной монастыря продуктами. И отец Илиодор просил разрешения после воскресной Литургии накормить их обедом. Получив благословение на это, авва вышел на крыльцо трапезной и стал звать на обед не своих вполне обеспеченных чад, а тех, кто искал около монастыря помощи, просил милостыню, покинул монастырь из-за своего пьянства. Увидев это, я не мог дальше призывать отца Илиодора к порядку, получив пример того, что Истинная Любовь выше наших представлений о порядке.
Отец Илиодор особо почитал, точнее – любил Пресвятую Богородицу. Она, несомненно, также любит своего верного послушника. Авва, уроженец Кавказа, ушел в мир иной в день празднования Иверской иконы. Его погребение состоялось сегодня – в день памяти оптинского чудотворного образа Богородицы «Спорительница хлебов». А через сорок дней мы будем молиться о его упокоении в день Введения во храм Пресвятой Богородицы – главный праздник Введенской Оптиной пустыни и день его диаконской хиротонии.
Привратник Матери Божией. Иеродиакон Илиодор (Гайриянц)
26 октября 2020 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, на 73‑м году жизни отошел ко Господу иеродиакон Илиодор (Гайриянц), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.
Иеродиакон Илиодор оставил о себе добрую память как у братии, так и у паломников и прихожан обители многочисленными делами милосердия, которые совершал, казалось, не зная усталости, круглые сутки.
Отец Илиодор родился 23 июня 1947 года в Баку. Святое Крещение принял в августе 1947 года с именем Георгий в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
С 1966 по 1969 гг. проходил срочную службу в войсках противовоздушной обороны в г. Гвардейск Калининградской области.
Получил высшее экономическое образование в московском Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.
В монастыре Оптина пустынь нес послушания с 1989 года. Иноческий постриг с именем Феофил в честь одного из сорока Севастийских мучеников принял 28 августа 1990 года от архимандрита Евлогия (Смирнова † 22.07.2020).
Монашеский постриг будущего иеродиакона Илиодора совершил 7 апреля 1994 года во Введенском соборе архимандрит Венедикт (Пеньков † 22.01.2018). Отец Илиодор был пострижен в честь мученика Илиодора (память 2 декабря).
4 декабря 1990 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был рукоположен сан иеродиакона.
В 1992 году получил право ношения двойного ораря.
«Первый человек, которого я встретил в Оптиной» – часто можно услышать об отце Илиодоре от тех, кто в эти дни с любовью молятся, чтобы Господь принял его душу в селениях праведных.
Самой востребованной в наше время и, возможно, самой редкой, стала добродетель милосердия. Может быть, именно поэтому так запоминаются люди, стяжавшие ее при жизни. Несомненно, одним из них был иеродиакон Илиодор. Те, кто приезжал в Оптину, конечно же, хотели приобщиться оптинскому духу – духу старчества, молитвы, милосердия и сострадания – почувствовать благодатную помощь монастырских святынь, дать уставшей от бурь житейского моря человеческой душе то, в чем она больше всего нуждается. Даже если сам человек еще не вполне осознавал эту потребность. И, словно откликаясь на сердечный запрос, появлялся перед паломниками отец Илиодор. В годы, когда еще не так развиты были экскурсионная и паломническая службы монастыря, он рассказывал приезжавшим об Оптиной и ее старцах, показывал, где находятся их мощи, выслушивал и утешал людей, предлагал вместе помолиться, помогал получить духовный совет тем, кто в нем нуждался. Многие помнят его «бездонные» карманы, где умещалось столько яблок, конфет, игрушек, что хватало на всех, с кем он встречался. Никто не уходил от него неутешенным. Для многих людей монастырь Оптина пустынь начался с общения с отцом Илиодором и навсегда остался духовной родиной. Именно эта первая встреча стала для них отправной точкой пути к Богу…
Нас ждет Небо
Памяти иеродиакона Илиодора (Гайриянца; † 26.10.2020)
Весь этот мир – бутафория
Всю свою юность я искал смысл в жизни. Истину. Вот, мне дана жизнь… Кому я ее должен посвятить? Когда говорят: мне бы вот только дом построить, – это всё меркантильное… Да даже ребенка родить, – когда вот так, в единственном числе: ребенка, – может, это всё опять же о себе, любимом: как с куклой, порадоваться-поиграть, да в старости чтобы было кому дохаживать… Где здесь идея служения?
Я испытывал всякие сферы: искусства, науки, экономики… Это всё не то. Нигде там сущностных ответов я не нашел. Я тогда, помню, в театрах был завсегдатаем. И вот, позвали меня за кулисы, я пришел, а там декорации разбирают… «Вот так весь этот мир – бутафория», – как-то ёкнулось мне. Но тогда я положительного ответа еще не нашел. Просто стало уже как-то на уровне ощущений понятно: ничего здесь нет постоянного. Тут же всё так и называется: «эта временная земная жизнь». Никто же из нас в командировке не бросается обживаться. Глупо как-то. А мы никто и не знаем, на какой срок каждый из нас командирован сюда…
Не скажу, что я сам к вере пришел. Никто, наверно, сам не приходит к вере. Всех Господь приводит. Иногда за уши. Через скорби, болезни. Я тоже всё это испытал. Хотя, думаю, любой человек, наделенный разумом, – если он этим разумом вообще пользуется, – должен жить осмысленно. Потому как, говорят, жив ты или мертв, не имеет особого значения, важно только то, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть. Вот и всё. Определись. А дальше – всё уже дело Промысла Божиего.
«Человек, – говорил Иоанн Златоуст, – может быть неверующим только по двум причинам: либо он человек ограниченный, либо человек очень грешный». Господь стоит у дверей каждого сердца. «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Все наши перипетии – от того, что Богу не открываем.
Молитва матери
Ответ на все свои вопросы я получил только тогда, когда оказался в Загорске. В келии старца Кирилла (Павлова). Но сначала, помню, заруливаю на заправку. А у меня там вдруг мужики спрашивают:
– Чё ты бледный такой? У тебя кто-то умер?
– Да нет… А какой сегодня день? – вспоминаю…
А в этот день у меня мама умерла. Это память мучеников Севастийских. Об этом-то я потом уже узнал. А тогда так и говорю мужикам: годовщина мамы…
– О! Помянем! Выпить можно. Только ты это… Постой. Сходи в церковь, свечку за нее поставь.
А я тогда в церковь еще не ходил. «Ну, бутылку, – думаю, – пойду возьму. А в церковь-то как зайти?» Подъезжаю к Лавре. А там из святых врат монахиня выходит.
– Бабушка-бабушка! – бросаюсь я к ней, деньги вручаю. – Можете, это… Свечку поставить за маму мою…
– Да нет, ты сам пойди поставь, – отвечает – и пошла себе.
«Ох, какая»… Захожу в Лавру. Глянул – а там этот величественный Успенский собор, – аж дух захватило. И первые слова: «Почему я здесь раньше не был». В храм зашел, а там «Честнейшую Херувим» поют. Все на коленях. Плачут. Молодежь-семинаристы, старушки примерно возраста, как моя мать была бы… Тут у меня всё в душе и перевернулось. Стал я в церковь ходить. Вот так меня молитва матери и спасла.
Потом меня в этот день ее памяти, на Севастийских мучеников, в честь одного из них – Феофила, – в Оптиной пустыни и постригли. Так я с батюшкой Илием (Ноздриным), – носящим имя и в монашестве, и в схиме тоже Севастийских мучеников, – и остался.
Вот это и есть выбор человека: храм или ресторан, выпить пойти или помолиться. Это как здесь уже, в Оптиной, автобусы приезжают. Встречаешь. «Здравствуйте, батюшка!» – и сразу же: «А где мы будем спать? А где мы будем есть?» – «Слушайте, привет!! – уставишься на них. – А никто из вас не спрашивает: где мы будем молиться?!»
Или однажды я с одной паломнической группой говорил-говорил, чуть ли не весь Ветхий-Новый Заветы перебрал, а потом: «Ну, что, – спрашиваю, – вопросы есть?» И тут одна руку тянет: «А вам жениться уже нельзя?…» Всё!! Женщины есть женщины. Но чадородием женщины спасаются (ср. 1 Тим.2:15). А нас по их молитвам Господь обращает, – вот как всё премудро устроено.
Да ты пороху еще не нюхал, если со своими страстями не воевал
Вы подумайте, даже родители, если сына в тюрьму посадят, переживают за него. Особенно матери. А тем более Господь за каждого из нас. А грех – это та же неволя. Аномалия. Вывороченное состояние души. Просто так человек не совершает преступлений – это под влиянием врага. Вот, скрутил его враг, и человеку неймется. Молитесь друг за друга, жалейте друг друга. «Да не зайдет солнце во гневе вашем» (Еф.4:26), – сказано в Писании.
Постоянно мы должны работать над своей совестью. Потому что в итоге мы оставляем эту землю, – всё, ради чего мы здесь пыжимся, закупаем, добываем… Даже тело, о котором мы так печемся – мажем мазями, лосьонами, – всё это пища червей. О душе заботиться надо. Иногда это не сразу человеку открывается. Но если ты человек разумный, – обязательно откроется тебе.
А как веру обрел, – нам бы научиться самоукоряться, каяться в грехах, считать себя хуже всех – вот критерий христианства. А не за чудесами гоняться, – а то ведь так и споткнуться можно. Страсти-то в тебе сидят. Летишь, ты и в этом-то мире ничего не видишь, куда тебе то, что происходит в этот момент в духовном мире, разуметь…
Вот тебе и фронт работ – со страстями своими разобраться. А то всё думают: «Скукота елейная – Православие это ваше». Да ты пороху еще не нюхал, если со своими страстями не воевал. Сколько б ты войн ни прошел, а если ты еще с собой не управился, – всё ерунда. Освободиться от своих страстей – это самая трудная баталия.
Фокусировка от оптинских старцев
У каждого из нас есть призвание. Определяется оно опытно. Кому что дано. У одного тяга к рисованию, у другого математические способности и т.д. У кого-то какие-то таланты и в 40 лет открываются. А другой с детства уже встал на свою стезю. У меня вот одноклассник сызмальства лягушек резал-полосовал, так он потом во врачи и пошел. Хотя по-всякому бывает. Знаю человека: музыкой занимался, бросил, стал языки учить… А после монахом стал.
Я уже в лавре, помню, послушничал, водителем был. Это мне уже около сорока лет было. Подвез как-то старушку, а она мне трояк протягивает.
– Что ты, бабушка, – говорю, – не надо.
– Ну, ладно, сынок. Тогда это возьми, – и протягивает мне такой сверток в клетчатой обертке, и видно, что прямо от сердца отрывает.
– Что это? – спрашиваю… Сам разворачиваю, а там – молитва последних Оптинских старцев…
Вот так эта простая верующая душа мне точно так же, как потом старец Кирилл (Павлов), Оптину предрекла… Стал я этой молитвой молиться, а там же всё собрано! Все добродетели. Учите её! Весь наш жизненный путь – точно в одном дне – как в объективе фотоаппарата, когда резкость наведешь, – сфокусирован. Мы же все когда-нибудь в последний раз увидим это небо, солнце… На родных посмотрим, в последний раз взглянем и – отойдем к Богу.
Душа отойдет, а тело – земле, червям останется. Вот и думай: во что вкладываться, как жить. Каждое твое доброе дело – это инвестиция, обогащение души. Ну, и покаянием её, конечно, тоже надо очищать. Причащаться. А там уже Господь всё устроит. У Бога всё вовремя происходит.
Вон, преподобный Варсонофий Оптинский, считай, в 50 лет в монастырь поступил, и это ему не помешало стать святым. А кому-то, может быть, и раньше в обители уберечься от каких-либо грехов надо. Всё индивидуально. Нельзя всех под одну гребенку ровнять. Каждый из нас личность богозданная, – во всякую душу Господь какие-то таланты вложил. Каждого ведет, – лишь бы мы не ерепенились. Не мешали Ему.
А то мы и тормозим то и дело всё своим самочинием: то одного хотим, то другого, это нам подавай, а что есть, уже не устраивает… А Господь насилия не производит: «Не нравится, так не нравится…». Бог-то во времени не ограничен. У него 1000 лет как один день (ср. 2 Пет.3:8). Это нам бы успеть надо, да не разменяться по мелочам. Не в суете своей отвертеться: «Ой, сколько там времени? Бежать пора». А главное постичь. К Творцу, Создателю обратиться. А Бог уже всё поставит в нашей жизни на свои места. Это диавол всё сталкивает к разрушению.
Закон Божий – это основа интеллекта человека
Чем тому же Ленину Бог мешал? Почему на Церковь так большевики ополчились? Закон Божий детям запретили преподавать? Закон Божий – это основа интеллекта человека. Если человек с детства воспитан в Законе Божием, он не будет обманывать, воровать, убивать – ни других (в том числе беззащитных детей абортами), ни себя: пьянкой, наркотиками и т.д. А чти родителей твоих (ср. Исх.20:12), – что здесь плохого? Долгие годы и благоденствие обещано за это каждому на земле.
Пока у детей еще сознание не замусорено, чувства не извращены пропагандой, надо им святое в ум, в сердце, в душу влагать. Потом это всё даст свой плод. Вы сейте! – а Господь взрастит. Это всё, конечно, дело не одного дня – тут надо работать и работать. Сколько нам десятилетий яд в души вливали, а мы потом детям так или иначе передавали это всё… Попробуй сейчас избавься – труд нужен да труд. Анекдоты какие-то пошлые травить – это у нас пожалуйста. А спроси у кого сейчас тропарь Казанской иконе Божией Матери – никто не пропоет. Я уж не говорю про тропари Рождеству Пресвятой Богородицы, Успению… А так все мы – православные…
Представляете, когда раньше народ во всех сословиях по Закону Божиему старался жить, – это же совсем другая жизнь была. В семье не без урода, – с таких-то что спрашивать. Но их раньше и отселяли куда-то на окраины. А в обществе все-таки стремились жить по идеалам нравственности, благочестия, святости.
Не противились люди Творцу, и сколько творческих сил тогда в народе было. Писателей, ученых, художников – потому что если человек к главному стремится, это всё прилагается ему. Когда жизнь выстраивается на крепком мировоззренческом камне, то и всё, над чем мы корпим да стараемся, устоит. А то сейчас родители крутые, любые деньги за вуз отстегнуть готовы, а сын наркоман… И чего, спрашивается, протестуют: «Зачем это Закон Божий детям в школе преподавать?»
Жить без Бога – значит, без благодати. А без благодати всё разваливается
И вот всё негодуют: зачем это Закон Божий надо взрослым и детям знать? Да потому что если жить без Бога, – значит, без благодати! Оттого-то всё и рассыпается. Семьи разваливаются, дети вразнос пошли. С Богом же у нас всё доброе, хорошее связано. А если человек сам себя от всего лучшего отстраняет, так что же ждать тогда в жизни его? Если ты не с Богом, то автоматически оказываешься в области бесовской.
Раньше с молитвой всё строили, сеяли, пахали, стряпали, – как и теперь в монастырях, – а при советской власти возводили с матом – то-то потом и пошло это наследие враздрай. Или, вот, приезжают паломники к нам в Оптину и не нарадуются: «Хлеб-то у вас вкусный какой!» – «Да потому что с молитвой всё делается», – отвечаешь.
А люди всё нейтралитета ищут какого-то, а третьего не дано. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30), – Сам Господь засвидетельствовал нам. Какой бы ты весь из себя замечательный ни был: и галстуки у тебя по последней моде, и на работе успехи, и отдыхаешь ты у моря по несколько раз в году, – но если ты без Бога, то ты ракалия – паскудник, негодяй. Как бы ты хорошим быть ни порывался… «Русский без Православия – дрянь, а не человек», –Достоевский говорил. Отрицая Бога, ты вольно или невольно служишь сатане. А уж он тебя объегорит.
Кто, какое там «светлое будущее» здесь, на земле, кому обещал. Светлое будущее нас только в Царстве Небесном ожидает.
А то анекдот есть. Приходят к дверям Рая атеисты-коммунисты. Стучатся. Ангел выходит.
– Там атеисты-коммунисты пришли…
А Господь так поворачивается:
– А ты им скажи, что Меня нет.
«А к чему вы вообще готовитесь?!»
Никто в Царствие Небесное не собирается? У женщин целыми днями одна бытовуха на уме: то дай, это раздобудь, то еще сделать не успела, туда забежать… А о храме ты подумала? А то всё причитания: «Дочь гуляет, муж-сын пьют, я вся в долгах…» – «Ну, хочешь, – говорю, – я сейчас помолюсь, и тебя Господь заберет в Царствие Небесное!» – «Не-не-не-не-не, – вдруг глаза округляются. – Не, зачем? Не надо! Я еще поживу». – «Ну, и живи, мучайся!»
«А что ты не причащаешься сегодня?» – спросишь иную, бывало. «А я сегодня не готова». – «А ты что не причащаешься?» – «Я тоже не готова». – «А к чему вы вообще готовитесь?! Ну, хорошо: в понедельник ты не готова, во вторник… Но в воскресенье-то? Куда же дальше? Это же последний день недели! ‟Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу” (Исх.20:8). Ты Мне, человек, седьмой день посвяти… Это же Бог заповедал. Он тебе 24 часа в сутки подарил, хоть час ты Ему можешь в молитве уделить?! Сам Творец мироздания готов беседовать с тобой, только лишь ты к Нему обратишься. Господь нам Отцом Себя позволил называть, нам, которые – прах и пепел, Он молитву ‟Отче наш” завещал. Мы, христиане, – Христовы. Попробуйте к кому из сильных мира сего обратитесь: ‟А теперь фамилию твою буду носить и обращаться к тебе, если что мне надо будет…”, – что последует? А Господь нам всё это даровал… Кровь Свою пролил за нас… А она, видишь ли, ко Причастию не готова … А к чему же ты тогда готовишься…».
Да вся жизнь должна быть подготовкой ко Причастию. Не то что неделя, а вся жизнь должна быть подготовкой ко встрече со Христом. Именно в таинстве Причастия Господь и соединяет нас с Нетленным Собой, чтобы воскресить нас в жизнь вечную. По любви к нам. А мы свою любовь как выражаем?
Потихонечку надо всё больше уделять в своей жизни места Богу. Враг не отпускает просто так. Но с помощью Божией всё возможно. Нас ждет Небо. Всем нам надо вернуться туда – в ту жизнь, для которой мы и были созданы, но изгнаны откуда, – в Рай.
Медведи преподобным поклонялись за их молитвы,
ваши ли дети не подчинятся вам по молитвам вашим?
Плачут иногда: дети в храм не ходят. Да жалейте их! С ними поплачьте. Враг же хитрый, – найдет какой-нибудь поводок, чтобы увести в страну далече. А вы по-хорошему-то с детьми: «Боженька тебе поможет. Утешит. А иначе в чем ты утешение найдешь? Думаешь, в выпивке, что ли. » И всё – больше ничего. Обними сыночка. Старайтесь жалеть их только. Говори с ним словами Царя Давида. Ты знаешь слова Царя Давида? Вот, возьми Псалтирь да поучи. Не кричи, не ругайся. Иди молись.
Нам Господь дал великое оружие – молитву. Материнская молитва со дна ада вытащит. Медведи преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому поклонялись за их молитвы, ваши ли дети не подчинятся вам по молитвам вашим? Ни пить, ни курить не будут. И всё будет уже хорошо. Молись.
Молитва – это язык, на котором ты общаешься с Богом. А то приходят: «Вот, у меня проблемы…». Да Господь послал тебе эти проблемы, чтобы ты очухалась, наконец, и молиться начала! «А как?» – недоумевает. «Как-как? Да открой книжку и молись: ля-ля-ля-ля-ля. Читай, что там написано». Молитвослов приобрети, Псалтирь. Без Евангелия нам никуда. Одну главу Евангелия, две Апостола, кафизмочку из Псалтири, утренние, вечерние молитвы – так каждый день. А если есть усердие, то и по несколько глав, не одну кафизму: эту кафизму за сына, эту за дочь, эту за внука, эту за внучку…
Раньше люди вообще всю Псалтирь наизусть знали. И Евангелие. Знаете, как они хорошо на сердце ложатся. Вот, 50‑й псалом знаешь? 49‑й учи. Потом 48‑й… – и т.д. Здорово! Идешь – псалмы читаешь. Ангелы радуются, летят. Нечисть вся врассыпную разбегается. И ничего плохого ни в твоей жизни, ни в жизни твоих детей, ни внуков не случается. А то бредет: «Этот козел, рогатый! Та задолбала… Кредит возьму, то куплю, сё…» – бац! Машина сбила. Ну, ты же дорогу переходишь, смотреть хотя бы по сторонам надо, а она вся в зависти, осуждении, мечтах…
С Богом всё хорошо
Хотя мы вообще толком не знаем, чем для нас то или иное событие в нашей жизни обернется. Господь может и зло ко благу обратить. А бесы и над добродетелями посмеются. Все прогнозы относительны. Сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Последнее слово всегда за Богом Отцом. Он всем управляет. Может изменить любое решение. Переменить суд на милость. За покаяние человеческое. Но сами мы не знаем ничего.
Вот человек заболел. Рак. Молодой: 45 ему. Дети. Родные – в храм: «Что делать?» – «Давайте пособоруем, причастим». Пособоровали, причастили. А это же величайшие таинства. Человек как ангел уже. И вот, Господь его призывает к Себе. Через 10 минут после Причастия скончался. Он же чистым к Богу пошел. «В чем застану, в том и сужу» – говорит Господь. Что ж плохого? А вот он – выздоровел, покаявшись да причастившись. Тоже – слава Богу. Радость семье.
Батюшка Иоанн (Крестьянкин), правда, в отношении монахов говорил: «Не лечиться, а подлечиваться надо». Но это если ты без ропота можешь недуг свой, даже тяжкий, понести. А нет, лечись себе на здоровье. А то ведь за тобой, больным, уход нужен, – а не у всякого семья терпеливцы. Выздоровеешь, будешь трудиться, опять пользу приносить. Тоже – слава Богу. С Богом всё хорошо.
Вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы прославлялось имя Божие
Родителей берегите. Особенно стареньких, – не набрасывайтесь на них: то не так мать сделала, это… А ты поживи-ка с ее. А то взбеленятся: «Я ей никогда не прощу». Это матери-то? Она тебя родила, воспитала. Ты это забыла? Коза такая! То, что она тебя молоком кормила, на горшок сажала, ты это не помнишь, да? До 20 лет с тобой, собакой, нянчилась, – это ты забыла?! А чем-то там не угодила тебе – сразу: «Не прощу!»?! В ад попадешь. Раз ты не можешь простить, и Господь тебе не простит. Вон, у тебя у самой дочка подрастает, а вот как она тебе через несколько лет подобные фортели выкидывать начнет? Что ты будешь делать?!
Но и родителям: как не стыдно женщине в 60 лет говорить: «Я не знаю, как молиться»? А кто же знает? У батюшки Илия молитв прóсите, чтобы у самих было время телевизор посмотреть? А кто из святых смотрел телевизор? Или батюшка Илий, думаете, в телевизор, взяв ваши записки, глядит?
Надо быть или холодным, или горячим, – но не теплым (ср. Откр.3:15). Человек активным должен быть, гореть – а это только Господь дает такую силу. И обязательно надо в себе любовь возгревать. Чувство всепрощения. Молиться об этом даре. И просто пожигать в себе все эти елки-палки обид, недоумений, помыслов осуждения. Или быть настолько холодным, – чтобы уже непроницаемым для них. А как это – непроницаемым? Ну, вот, не осуждай хотя бы, например, – а то: что осудишь, в том сам побудешь.
Вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы прославлялось имя Божие. Пришла в храм – встань, стой и молись. Не обращай внимания, кто там что не так тебе сказал. Ты же к Богу пришла. А люди, все мы, – грешные. Прощайте, любите всех. Благотворите, помогайте каждый друг другу, кто чем может. Иначе иссякнет любовь, и не будет уже жизни на земле. Но и нас тогда ни здесь, ни в вечности не будет. Животворится-то всё любовью.
Иеродиакон Илиодор (Гайриянц)
http://www.optina.ru/20_otec_iliodor/
http://azbyka.ru/way/privratnik-materi-bozhiej-ierodiakon-iliodor-gajrijanc/