Автор А Плещеев биография

Плещеев Алексей Николаевич

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 198.

Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893 гг.) – русский поэт, писатель, переводчик, литературный и театральный критик. Известен как автор революционных гимнов. Интересная, наполненная драматизмом биография Плещеева стала отражением судеб многих дворянских семей того времени.

Ранние годы

Алексей Николаевич появился на свет в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1825 года, в обедневшем дворянском семействе. Родители Алексея очень любили литературу, и в их доме часто собирались писатели, поэты, устраивались литературные вечера. Несмотря на бедность, Плещеевы стремились дать детям хорошее воспитание и образование, и Алексей рос всесторонне развитым ребенком.

До тринадцати лет Алексей обучался дома, а затем по требованию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и переехал в Петербург. Здесь интеллигентный мальчик столкнулся с развращающей и отупляющей действительностью «николаевской военщины», которая вызвала в нем глубокое отвращение к военной службе.

Оставив школу прапорщиков, юный Плещеев поступил в Петербургский университет на класс восточных языков. Здесь познакомился и завел дружбу с Салтыковым-Щедриным, Достоевским, Гончаровым, Григоровичем. Благодаря этому кругу общения Алексей решил посвятить жизнь литературе.

Арест и ссылка

В 1847 году Плещеев стал посещать кружок Петрашевского, который находился под контролем полиции. Здесь собирались философы, писатели, общественные деятели, которые обменивались важной информацией, читали запрещенную литературу, выступали с докладами на революционные темы.

В 1849 году кружок Петрашевского оказался под колпаком у полиции, и его участники были заключены в Петропавловскую крепость. Практически все они были приговорены к казни, и лишь в последний момент по указу императора были отправлены в ссылку в Сибирь.

Поначалу Плещеев был приговорен к четырем годам каторги, затем его перевели рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. В одном из военных походов за проявленную смелость он был повышен в звании, после чего вышел в отставку. В 1859 году Алексей Плещеев вернулся в Москву, затем в Петербург.

Творчество

В литературных кругах Алексей Плещеев заслужил себе имя революционного поэта, борца за свободу и светлое будущее. Однако спустя некоторое время писатель отошел от либеральных течений в поэзии, отдав предпочтение романтическому направлению. Его стихи оказались настолько лиричны, что впоследствии известными русскими композиторами на них были написаны более ста романсов. Плещеев не оставил без внимания и детскую литературу. Многие его произведения для детей стали хрестоматийными и считаются классикой.

В последние годы жизни Алексей Николаевич занимался переводом зарубежной прозы. Он работал с произведениями Шекспира, Байрона, Гейне, Гюго, и многих других иностранных писателей и поэтов.

Личная жизнь

В биографии Плещеева было два брака. В первый раз он женился еще в студенческие годы. Его избранницей стала Еликонида Александровна Руднева, которая не одобряла увлечение супруга революционными идеями. После ареста Плещеева она отказалась ехать вслед за ним в ссылку и подала на развод.

Второй супругой Плещеева стала Екатерина Михайловна Данилова, с которой он познакомился в ссылке. После переезда в Петербург она так и не смогла привыкнуть к шуму столичной жизни и вместе с детьми переехала в родовое имение.

Последние годы жизни

В 1890 году Алексей Плещеев получил большое наследство одного из родственников. Это позволило писателю не только полностью обеспечить своих детей и вести комфортную жизнь, но также помогать талантливым писателям и финансировать печатные издания.

Скончался Алексей Николаевич 26 сентября (8 октября) 1893 по дороге в Ниццу, куда он отправился на лечение. Причиной смерти писателя стал апоплексический удар.

Алексей Николаевич Плещеев

Фото Все

Алексей Плещеев — биография

Алексей Плещеев – русский поэт и прозаик, театральный и литературный критик, переводчик. Член кружка петрашевцев, снискавший огромное уважение среди революционно настроенной молодежи.

В середине 19-го века обрели популярность гимны, наполненный духом свободы и перемен. Одним из заметных авторов таких произведений стал Алексей Плещеев, который значительную часть своей жизни провел в ссылках. Помимо революционных текстов писатель создал множество сатирических рассказов, где высмеивались нерадивые, но жадные провинциальные чиновники.

Будучи известным журналистом и литературным критиком, Алексей Николаевич помогал публиковать работы Антона Чехова, Всеволода Гаршина, Семена Надсона и других талантливых авторов.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Костроме 4 декабря 1825 года. Родители мальчика были потомственными дворянами и уважаемыми людьми. Отец служил при генерал-губернаторе Архангельска и Вологды чиновником по особо важным делам. Вскоре после рождения сына его перевели в Нижний Новгород и наделили чином губернского лесничего.

Отец Алеши скончался, когда ребенку было шесть лет. Вдова чиновника была вынуждена переехать в провинциальный городок Княгинин, расположенный неподалеку от Нижнего Новгорода. Уже в зрелом возрасте Плещеев написал стихотворение «Детство», посвященное этому городку.

Алексей Плещеев в молодости

До 13-летнего возраста юноша находился на домашнем обучении. Мама мечтала, что сын станет всесторонне развитым человеком и сделает достойную карьеру, как и его отец. Она старалась нанимать лучших педагогов, которые обучали Алешу литературе, иностранным языкам и точным наукам. Плещеев рос в окружении огромного количества книг, посвящая долгие часы чтению. Он восхищался творчеством Михаила Лермонтова и Иоганна Вольфганга Гете, произведения которого пытался переводить на русский язык.

В 1840-м мать определила Плещеева в военную школу Санкт-Петербурга, где воспитывали будущих гвардейцев. В этом учебном заведении упор делался на армейские дисциплины, а литература и история изучались лишь поверхностно. Для юного гуманитария это было невыносимо, и уже на первом году пребывания в школе он попросился домой. Мать отказала, и Алексей проучился еще три года. Будучи третьекурсником, парень получил положенное по выходным увольнение, а вернувшись был отчислен по болезни.

Плещеев стал готовиться к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Успешно поступив на филологический факультет, юноша принялся сочинять стихи, до которых в военной школе дело не доходило. Здесь были написаны «Дездемоне», «Дачи», «Безотчетная грусть». Свои первые произведения Алексей показал Петру Плетневу, редактору «Современника». Обсуждая поэзию начинающего автора с филологом Яковом Гротом, Плетнев назвал его невероятно талантливым перспективным поэтом. Вскоре на страницах «Современника» появились сочинения Плещеева, а также переведенные им с немецкого произведения других авторов. Так началась творческая биография пока еще никому неизвестного молодого сочинителя.

Творчество

В середине 1840-х Алексей примкнул к литературному сообществу Санкт-Петербурга, посещая творческие встречи и философский кружок братьев Бекетовых. Там он близко познакомился с авторами Михаилом Салтыковым-Щедриным, Иваном Гончаровым и Федором Достоевским. С последним у Плещеева завязалась теплая дружба, и в 1848 году Федор Михайлович посвятил своему приятелю произведение «Белые ночи».

В это же время Плещеева увлекли социалистические идеи. Он зачитывался трудами Анри Сен-Симона и Шарля Фурье. Плещеев вместе с Достоевским вступил в кружок русского мыслителя Буташевича-Петрашевского, куда входило еще два десятка молодых авторов. Полностью погрузившись в литературу, молодой человек забросил университет. В 1845-м он был отчислен.

Через год был опубликован дебютный сборник стихов поэта. Самыми известными произведениями книги стали стихи «По чувствам братья мы с тобой» и «Вперед! Без страха и сомненья…». Позже эти сочинения превратятся в революционные гимны.

Стихи автора подхватила революционно настроенная молодежь. Поэзия Плещеева была сродни глотку свежего воздуха, ее называли «марсельезой» современного поколения. Критики, в том числе Николай Добролюбов, давали на творчество Алексея положительные рецензии. Маститые литераторы хвалили молодого сочинителя за четкие образы и общественную актуальность. Ложкой дегтя стало мнение некоторых критиков о том, что произведения Плещеева несколько однообразны и построены на однотипных сюжетах. В частности, об этом в 1846-м написало издание «Финский вестник».

Во время французской революции 1848 года Алексей Николаевич стал первым из русских поэтов, кто отреагировал на эти события, опубликовав стихотворение «Новый год». Дабы обойти цензуру, автор снабдил произведение подзаголовком «Кантата с итальянского». Свой очередной шедевр он направил Николаю Некрасову, занимавшему тогда должность редактора «Отечественных записок». Литератор уже был готов опубликовать материал, но цензоры все же заметили подвох и произведение не пропустили.

Алексей Плещеев

В этот же период Плещеев писал прозу, которая также выходила на страницах «Отечественных записок». Это были рассказы «Протекция. История бывалая», «Енотовая шуба. Рассказ не без морали» и «Шалость». Автор писал в лучших традициях Николая Гоголя, высмеивая глупость, жадность чиновников и простых обывателей.

Могут быть знакомы

Политические преследования

Алексей Николаевич стал одним из активистов петрашевцев. В своем доме он организовывал встречи единомышленников, где темой для обсуждения становились запрещенные российскими властями труды революционно настроенных философов. Весной 1849-го поэт прибыл в столицу, где разыскал «Письмо Белинского к Гоголю» и отослал его Федору Достоевскому. Послание содержало призыв к пробуждению в гражданах гордости и достоинства, которых так боялась действующая власть. Получив письмо, Федор Михайлович зачитал его на очередной встрече петрашевцев, о чем стало известно тайной полиции. Члены кружка и даже посетители подверглись слежке, в результате которой было арестовано более сорока человек. Император Николай I лично подписал секретное распоряжение о немедленной поимке и доставлении из Москвы поэта Плещеева. Литератор был задержан и помещен в тюремную камеру Петропавловской крепости.

Расследование, сопровождавшееся бесконечными допросами, длилось несколько месяцев. По версии следствия, арестованный поехал в Москву с одной лишь целью – найти и привезти петрашевцам запрещенное письмо. Сам же Алексей объяснял, что отправился в белокаменную в гости к любимой тетушке.

В конце 1849-го Плещееву и другим задержанным по делу был вынесен расстрельный приговор. Главными пунктами обвинения значились распространение революционных идей и запрещенной литературы. Арестантов доставили на Семеновский плац, где каждому лично зачитали смертный приговор, после чего объявили о его отмене.

Плещееву назначили четыре года каторжных работ, но вскоре вновь пересмотрели наказание. Его направили в Отдельный Оренбургский корпус города Уральск на службу рядовым солдатом. Весь этот срок поэт практически не имел возможности заниматься творчеством, поскольку отпуска ему были не положены. В своих воспоминаниях об этом периоде автор писал, что мертвая тишина бескрайних оренбургских степей была для него невыносимой.

Зато здесь он познакомился со ссыльными поэтами Михаилом Михайловым, Тарасом Шевченко, Алексеем Жемчужниковым и польским мятежником Сигизмундом Сераковским. Последний организовал революционный кружок, к которому вскоре присоединился Плещеев.

В середине 19-го века российская армия активно завоевывала среднеазиатские земли. В этих походах довелось участвовать и Алексею, который в 1953-м добровольцем отправился штурмовать крепость Ак Мечеть в Кокандском ханстве. Он хотел продвинуться по службе, и затея удалась: после завоевания крепости его сделали унтер-офицером, а вскоре и прапорщиком. Наконец Плещеева перевели на гражданскую службу: он стал коллежским регистратором в местной пограничной комиссии, а потом служил в канцелярии губернатора Оренбурга.

Находясь в ссылке, поэт встретил любовь и женился. Избранницей стала Еликонида Руднева, чей отец служил надзирателем на Илецком соляном прииске. Судя по автобиографическим запискам, личная жизнь литератора сложилась удачно. В браке с Рудневой он был счастлив, писал ей трогательные письма с признаниями в искренней любви. Супруга подарила Плещееву троих детей, но семейное счастье оказалось не долгим: через семь лет женщина скончалась.

Под конец 1850-х у Плещеева вновь появилась возможность заниматься творчеством. Произведения автора и его переводы публиковались в издании «Русский вестник», главным редактором которого был Михаил Катков. Часть стихотворений была опубликована Некрасовым в журнале «Современник». В эти же годы был издан второй сборник сочинений автора, эпиграфом к которому стали строки из произведения немецкого литератора Генриха Гейне.

Переезд в Москву

Вскоре Плещеев получил долгожданное разрешение перебраться в Москву, при этом он оставался под строжайшим контролем властей. В 1959-м поэт начал сотрудничать с изданием «Московский вестник», где публиковались его поэзия и проза. Поскольку поэт стал пайщиком газеты и имел некоторое влияние, по его протекции стали печататься произведения Николая Чернышевского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Тургенева. Нередко в «Московском вестнике» выходили рецензии Плещеева на литературные произведения других авторов.

В мыслях Алексей Николаевич давно вынашивал идею создания собственного журнала. Совместно с Михаилом Михайловым он попытался открыть издание «Иностранное обозрение», а потом предложил Салтыкову-Щедрину основать «Русскую правду». Ни в том, ни в другом случае задумка успехом не увенчалась: поэта считали политически неблагонадежным. За Плещеевым продолжала следить тайная полиция, считавшая его причастным к революционным сообществам и финансированию подпольных типографий.

Писатель создал несколько трудов, посвященных либеральным реформам Александра II, затронувших землеустроение, судебную и образовательную системы. Литератор высказал неодобрение отмене крепостного права: он считал, что это решение толкнуло самые незащищенные слои населения под «чиновничий грабеж».

В поэзии этих лет звучал призыв автора к революции, как это произошло во Франции. Плещеев горячо выступал в поддержку студенческих бунтов: революционной молодежи он посвятил свое стихотворение «Лжеучителям». На создание этого произведения его подтолкнуло выступление московского профессора Бориса Чичерина, который призывал искоренять «анархию умов».

Огромное влияние на лирические работы того периода оказал Николай Некрасов, который в своих произведениях часто обращался к теме простого народа. Так, в «Сельской песне» Алексей Николаевич заострил внимание на животрепещущей проблеме образованности крестьян.

Сельская песня

Не осталась без внимания и пейзажная лирика: автор посвятил ей такие стихи, как «Тучи», «Опять весной в окно мое пахнуло», «Скучная картина».

Параллельно Плещеев продолжал сочинять прозу. Его рассказы, повести и новеллы были посвящены городским и сельским беднякам, страдающих от самоуправства алчных помещиков. Эти сочинения вышли в 1860-м отдельным сборником, получившим название «Повести и рассказы А. Плещеева». Литературные критики признали высокую значимость тем, поднятых писателем, но упрекнули его в несколько старомодных взглядах.

Многие считали поэта человеком с нечеткой политической позицией. Действительно, пытаясь разобраться со своим ощущением происходящего, Плещеев часто высказывал абсолютно противоположные мнения.

Личная жизнь

Плохое финансовое положение вынудило Алексея Николаевича стать госслужащим: в 1864-м он устроился на должность ревизора в Московскую контрольную палату. У литератора начался творческий кризис: умерли единомышленники Добролюбов, Михайлов, Чернышевский, закрылись журналы «Современник», «Эпоха», «Русское слово», издававшие его работы. Тогда поэту казалось, что с литературной карьерой покончено.

В 1866-м Плещеев вновь связал себя узами брака. Второй женой поэта стала добрая женщина по имени Екатерина, которую он так и не смог полюбить всем сердцем. В его душе все еще не угасли чувства к Еликониде, ушедшей в мир иной так внезапно. Новая супруга еще до свадьбы родила Алексею дочь Любу.

«Отечественные записки»

Вскоре редактор «Отечественных записок» Некрасов предложил Плещееву должность секретаря издания. Поэт дал согласие и отправился в Петербург на новое место работы.

Через некоторое время редактор «Вестника Европы» Стасюлевич пригласил автора делать переводы с французского и немецкого языков. Помимо этого, произведения писателя публиковала газета «Биржевые ведомости».

В 1870-м Плещеев вошел в экзаменационную комиссию Московского объединения Императорских театров, которая отбирала абитуриентов театральных училищ. Кроме того, деятель вошел в Артистический кружок, члены которого были сторонниками организации в России частных театров. После встречи кружка со студентами поэт сочинил произведение «Тосты». Алексей Николаевич сотрудничал с Обществом оперных композиторов и драматических писателей.

Ряд стихотворений Плещеев посвятил своим единомышленникам и друзьям. В честь Виссариона Белинского в 1877-м он создал произведение «Я тихо шел по улице безлюдной…», а через пять лет в журнал «Устои» опубликовал его сочинение «Памяти Н. А. Некрасова».

Когда Некрасова не стало, редакцию «Отечественных записок» возглавил Алексей Плещеев. Отбор произведений для издания занимал много времени и сил, но творчеством автор заниматься не прекратил. С 1870-х поэт начал издавать собственные детские стихи. Первой его книгой для малышей стал сборник стихотворений «Подснежники». Более десяти сочинений из этой книги стали основой цикла Петра Чайковского «Шестнадцать песен для детей».

Март 1881 года выдался неспокойным: был убит Александр II, после чего революционеров стали неистово преследовать и подвергать жестким репрессиям. Гонения не обошли стороной и коллектив «Отечественных записок»: многие сотрудники были арестованы и заключены под стражу. На фоне этих событий Алексей Николаевич сочинил произведение «Без надежд и ожиданий…».

Через три года «Отечественные записки» и вовсе закрыли – вышло специальное постановление правительства. Издание признали вредным для общества, так как по мнению властей оно распространяло мятежные идеи среди граждан. Стабилизировавшееся было финансовое положение автора после этого вновь ухудшилось. Ему даже пришлось заложить доставшееся по наследству имение в родном Княгинине. Цензура свирепствовала, и работы писателя больше не публиковал ни один солидный журнал. Изредка Плещеев печатался в таких малотиражных изданиях, как «Театральный мирок» и «Еженедельное обозрение».

В начале 1880-х известный в те годы автор Анна Евреинова открыла новое литературное издание «Северный вестник». В отдел беллетристики требовался редактор, и женщина без сомнений пригласила на эту должность опытного Плещеева. Позже на страницах «Северного вестника» стали выходить его переводы стихов Томаса Мура и отрывки из собственного сочинения «Публика и писатели в Англии в XVIII веке». Редактор оказывал поддержку и молодым литераторам, которые только начинали свой творческий путь. С его помощью свет увидели ранние произведения Всеволода Гаршина и Семена Надсона.

Сорокалетний юбилей творческой жизни писатель отметил в 1866 году. По этому случаю автор пригласил гостей, среди которых были как его горячие сторонники, так и ярые критики. В письме другу Александру Гацискому юбиляр сообщил, что на мероприятии побывало более ста человек «из разных лагерей», но особая поддержка была со стороны молодого поколения. Алексей Николаевич поведал приятелю, что удовлетворен настолько, что «теперь и умирать не страшно». Один из гостей передал хозяину торжества анонимное послание от редактора запрещенного журнала «Отголоски революции», в котором поэта называли наставником революционеров.

В 1887-м состоялась встреча писателя с Антоном Павловичем Чеховым. Современники автора вспоминали, что Чехов произвел на Плещеева неизгладимое впечатление – он буквально был пленен очарованием молодого писателя. Авторы договорились о сотрудничестве, и вскоре на страницах «Северного вестника» появилась специально написанная Чеховым повесть «Степь». Под магнетическое воздействие Антона Павловича попали далеко не все: со стороны редактора научного и критического отделов Михайловского прозвучали слова критики о том, что писатель невнятен и мысли его будут непонятны читателю. К протесту присоединились и другие сотрудники, которые позже уволились из журнала.

В 1890-м остановила финансирование издания, и Плещеев был вынужден покинуть «Северный вестник».

Поэт вновь остался без денег, лишившись стабильного места работы. Он перебивался переводами и биографическими публикациями для мелких изданий. Журналистика не доставляла автору морального удовлетворения, о чем он не раз сокрушался в письмах Антону Чехову.

Однако уже через несколько месяцев в жизни литератора началась белая полоса. Скончался его дальний родственник – миллионер и тезка Алексей Павлович Плещеев. Богатый дядюшка оставил поэту два миллиона рублей, просторное имение и тысячи гектаров плодородной земли. Писатель уехал во Францию, где поселился в фешенебельном парижском отеле «Mirabeau». Здесь наследник стал щедрым благотворителем, учредившим фонды Белинского и Чернышевского, которые занимались выплатой стипендий талантливым, но бедным студентам. Также литератор оказал денежную поддержку изданию «Русское богатство» и профинансировал заграничные путешествия своим приятелям.

Как свидетельствовали современники поэта, несметное богатство он принял с благородным равнодушием, оставаясь добрым, щедрым и отзывчивым человеком.

Смерть

Под конец жизни Алексей Плещеев объездил едва ли не всю Европу. Особенно ему понравились путешествия в Германию и Швейцарию, но больше всего поэт полюбил Париж.

Памятник Алексею Плещееву

Болезнь литератора началась с резкой худобы, которую подметили друзья на одном из организованных им вечеров. Вскоре отнялись левые нога и рука, и автор уже не мог передвигаться самостоятельно. Доктора запретили Плещееву возвращаться в холодную Россию с ее сырым климатом. Он часто писал письма Чехову, в которых жаловался на быструю утомляемость и общее самочувствие. Писатель проходил лечение в Ницце, куда отправлялся несколько раз в год. В одну из таких поездок Алексей Николаевич скончался от апоплексического удара. Это случилось 8 октября 1893 года, когда творцу было 68 лет.

После смерти поэта было решено перевезти его тело на родину. Похоронили Плещеева на столичном Новодевичьем кладбище.

Список стихов

  • Дездемоне
  • «Меж тем как шум рукоплесканья…»
  • Безотчетная грусть
  • Дачи
  • Дума
  • «Люблю стремиться я мечтою…»
  • Могила
  • На память
  • «После грома, после бури…»
  • Прощальная песня
  • Челнок
  • Старик за фортепиано
  • Бал
  • «Выйдем на берег; там волны…»
  • «Доброй ночи!» — ты сказала…»
  • «Когда я в зале многолюдном…»
  • Любовь певца
  • На зов друзей
  • «Снова я, раздумья полный…»
  • Сосед
  • Странник
  • «Я слышу, знакомые звуки…»
  • «Вперед! без страха и сомненья…»
  • Встреча
  • Звуки
  • «К чему мечтать о том, что после будет…»
  • На мотив одного французского поэта
  • Напев
  • «По чувствам братья мы с тобой…»
  • Поэту
  • Прости
  • «Случайно мы сошлися с вами…»
  • Сон
  • «Страдал он в жизни много, много…»
  • «Как испанская мушка, тоска…»
  • Новый год
  • «Ещё один великий голос смолк…»
  • Весна
  • Перед отъездом
  • При посылке Рафаэлевой Мадонны
  • После чтения газет
  • «Перед тобой лежит широкий новый путь…»
  • В степи
  • Листок из дневника
  • «Не говорите, что напрасно…»
  • «О, если б знали вы, друзья моей весны…»
  • Раздумье
  • «Есть дни: ни злоба, ни любовь…»
  • Зимнее катанье
  • «Когда твой кроткий, ясный взор…»
  • С. Ф. Дурову
  • «Тобой лишь ясны дни мои…»
  • «Ты мне мила, пора заката!…»
  • «Была пора: своих сынов…»
  • «Дети века все больные…»
  • «Знакомые звуки, чудесные звуки!…»
  • «Когда возвратился я в город родной…»
  • «Когда мне встретится истерзанный борьбою…»
  • «Много злых и глупых шуток…»
  • Мой знакомый
  • Мой садик
  • «О нет, не всякому дано…»
  • «Он шел безропотно тернистою дорогой…»
  • Посвящение
  • Птичка
  • Сердцу
  • Странник
  • Счастливец
  • «Трудились бедные вы, отдыху не зная…»
  • «Ты помнишь: поникшие ивы…»
  • «Ты хочешь песен, — не пою…»
  • Цветок
  • «Что за детская головка…»
  • Лунной ночью
  • Опустевший дом
  • Призраки
  • «Пью за славного артиста…»
  • Декабрист
  • «Если в час, когда зажгутся звезды…»
  • На улице
  • «Нет отдыха, мой друг, на жизненном пути…»
  • «Скучная картина!…»
  • «Я у матушки выросла в холе…»
  • «Блажен не ведавший труда…»
  • Больной
  • Весна
  • Дети
  • «Друзья свободного искусства…»
  • «Завидно мне смотреть на мудрецов…»
  • Мольба
  • «Нет! лучше гибель без возврата…»
  • Нищие
  • Новый год
  • «О, не забудь, что ты должник…»
  • «О, юность, юность, где же ты…» («Современник», 1862, апрель)
  • Облака
  • Памяти К. С. Аксакова
  • «Перед ветхою избенкой…»
  • Поэту
  • «Бледный луч луны пробился…»
  • В лесу. Из Гейне («Современник», 1863, январь-февраль)
  • «Всю-то, всю мою дорожку…» («Современник», 1863, январь-февраль)
  • Две дороги
  • «Запах розы и жасмина…»
  • «И вот шатер свой голубой…»
  • К юности
  • Лжеучителям
  • «Люблю я под вечер тропинкою лесною…»
  • «На сердце злоба накипела…»
  • «Ночь пролетала над миром…»
  • Ночью
  • Она и он
  • «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
  • Отчизна
  • «Природа-мать! К тебе иду…»
  • Родное
  • Советы мудрецов
  • «Солнце горы золотило…»
  • «В суде он слушал приговор…»
  • Весна
  • «Зачем при звуках этих песен…»
  • Ипохондрия
  • Осень
  • Тучи
  • Умирающий
  • «Честные люди, дорогой тернистою…»
  • «Что год, то новая утрата…»
  • «Что ты поникла, зеленая ивушка?…»
  • Гости
  • «Если хочешь ты, чтоб мирно…»
  • «Смотрю на неё и любуюсь…»
  • Памяти Е. А. Плещеевой
  • «Быстро тают снега, побежали ручьи…»
  • «Когда увижу я нежданно погребенье…»
  • Славянским гостям
  • «Где ты, пора веселых встреч…»
  • «Жаль мне тех, чья гибнет сила…»
  • «Когда тебе молчанием суровым…»
  • Облака
  • Слова для музыки
  • Старики
  • «Тяжелая, мучительная дума…»
  • «Иль те дни ещё далеки…»
  • Ожидание
  • «Блаженны вы, кому дано…»
  • Весенней ночью
  • «Он в белом гробике своем…»
  • Тосты
  • В бурю
  • Весна
  • Детство
  • Зимний вечер
  • Из жизни
  • Могила труженика
  • «Нет мне от лютого горя покоя…»
  • «Теплый день весенний…»
  • На берегу
  • Ночью
  • Воспоминание
  • Завтра
  • На даче
  • Ненастье
  • Старик
  • «Я тихо шел по улице безлюдной…»
  • Бабушка и внучек
  • «Расстался я с обманчивыми снами…»
  • «Тебе обязан я спасеньем…»
  • «Огни погасли в доме…»
  • Памяти Пушкина
  • Песня изгнанника
  • «Без надежд и ожиданий…»
  • «Бурлила мутная река…»
  • Из старых песен
  • «Ты жаждал правды, жаждал света…»
  • Былое
  • Последняя середа
  • 1-е января 1884 г.
  • К портрету певицы
  • «Как часто образ дорогой…»
  • На закате
  • Слова для музыки
  • В альбом Антону Рубинштейну
  • Ёлка
  • На похоронах Всеволода Гаршина
  • «Так тяжело, так горько мне и больно…»
  • «Как в дни ненастья солнца луч…»
  • «Кто ты, красавица, с цветами полевыми…»
  • Упрек
  • «Это пламенное солнце…»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

ПЛЕЩЕЕВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПЛЕЩЕЕВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1825–1893), русский писатель, переводчик. Родился 8 (20) декабря, по другим сведениям 22 ноября (4 декабря) 1825 в Костроме. Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 в. писатель С.И.Плещеев). Отец Плещеева (ум. в 1832) с 1926 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; уволившись «по болезни» (точнее, по «самой искренней антипатии» к военной службе), в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. Здесь складывается круг знакомств Плещеева: покровительствующий начинающему поэту ректор университета П.А.Плетнев, А.А.Краевский, А.Н. и В.Н.Майковы, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, Д.В.Григорович, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.

При этом студенческий кружок А.Н.Бекетова (дед А.А.Блока, в молодости социалист-фурьерист), с которым сблизился Плещеев, усилив скепсис последнего ко многим явлениям общественной жизни, охладил его к учебе (оставил университет в 1845). С 1845 посещал «пятницы» М.В.Петрашевского, особенно тяготея, наряду с Достоевским, к кружку С.Ф.Дурова, в котором преобладали литературные интересы. С 1844 публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи (цикл Ночные думы, Песня странника. Из Рюккерта, оба 1844, и др.), варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали, не лишенные лермонтовского влияния (Дездемоне (Виардо Гарсии), 1843–1844; Старик за фортепьяно, 1944; Страдал он в жизни много, много. , Прости, оба 1846).

С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе (На зов друзей, 1945; прозванное «русской Марсельезой» Вперед! Без страха и сомненья. и По чувствам братья мы с тобой, оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи), заряжаясь верой в грядущее царство «гуманического космополитизма» (по выражению В.Майкова). В русле подобного мировосприятия Плещеев оправдывал и «чистое искусство» как противоядие буржуазному культу чистогана. В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой, а затем, «во внимание к молодым летам», лишением всех прав состояния и отправкой рядовым в г. Уральск, в отдельный Оренбургский корпус. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть (после взятия – форт Перовский) произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы сближается с другими ссыльными – Т.Г.Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М.Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л.Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: Когда твой кроткий, ясный взор. , Тобой лишь ясны дни мои. , оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения (Раздумья, В степи, Молитва). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А.Некрасовым, Н.Г.Чернышевским, высоко оценившим его творчество, и Н.А.Добролюбовым (ему в 1881 Плещеев посвятит стихотворение Ты жаждал правды, жаждал света. ). В августе 1859 поселяется в Москве; в 1863 привлекался к следствию по делу Чернышевского. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.Ф.Писемский, Н.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, актеры Малого театра.

В условиях общественного подъема 1860-х годов Плещеев создает социально-критические и протестно-призывные стихи в русле некрасовской школы (О юность, юность, где же ты?, О, не забудь, что ты должник, Поэту, Скучная картина!, Родное, Нищие, На улице; выразившие возмущение расправой над Чернышевским и Михайловым стихи Честные люди, дорогой тернистою. и Жаль мне тех, чья гибнет сила – трагедию «бойцов благородных» поэт видел в том, что их не смог поддержать «горем задавленный спящий народ». Сатира на деградировавших в своей пассивной «оппозиционности» «лишних людей» – в стихотворной новелле Плещеева 1860-х годов Она и он, стихотворении Дети века всё больные. (1858), на трусость, предательство и эгоизм либералов – в стихотворениях Мой знакомый, Счастливец (оба 1858), Советы мудрецов (1860-е годы). Некрасовские реминисценции очевидны и в бытовых зарисовках, и в фольклорно-стиховых имитациях Плещеева (Я у матушки выросла в холе. , 1860-е годы), и в стихах для детей (сборники Подснежник, 1878; Дедушкины песни, 1891), некоторые стали хрестоматийными (Старик, Бабушка и внучек). Примечательна последовательность просветительско-педагогических интересов Плещеева: в 1861 совм. с Ф.Н.Бергом издал сборник-хрестоматию Детская книжка, в 1873 совм. с Н.А.Александровым – сборник произведений для детского чтения На праздник; издал 7 выпусков пособия для учащихся Географические очерки и картины. Интересна, хотя и не лишена рассудочности и вторичности, в т.ч. по отношению к поэзии А.А.Фета, пейзажная и пейзажно-философская лирика Плещеева (Цветок – «Над пустыней, в полдень знойный. », 1858; Уж тает снег, бегут ручьи, Облака – «Вот и гроза прошла, и небо просветлело. », цикл Летние песни, все 1860-е годы).

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков произведений главным образом романтического плана, с наибольшей силой и свободой проявив здесь свое поэтическое мастерство (И.В.Гете, Дж.Г.Байрон, в т.ч. отрывок из трагедии Сарданапал; Р.Пруц, М.Гартман, Г.Гейне, в т.ч. баллада Вильям Ратклиф; А.Теннисон, Р.Саути, Т.Мур, Ш Петёфи, В.Гюго, М.Монье, Т.Г.Шевченко, В.Сырокомля, польский поэт С Витвицкого, в т.ч. стихотворение Травка зеленеет, солнышко блестит. из его Сельских песен). Переводил также (зачастую впервые в России) художественную (Брюхо Парижа Э.Золя, дав в предисловии свои соображения о французском натурализме; Красное и черное Стендаля, бр. Гонкур, А.Доде, Ж.Санд, Г.Мопассана, Брет Гарта и др.) и научную прозу. В оригинальной лирике этих лет неутихшими политическими страстями продиктованы и скорбные (Ночью, Так тяжело, так горько мне и больно), и пламенные, посвященные «провозвестникам жизни новой», строки (в т.ч. В.Г.Белинскому – «Я тихо шел по улице безлюдной», Некрасову – Памяти Н.А.Н.). Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов (Чайковский, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и др.), более 100 его стихотворений положены на музыку (в т.ч. Ни слова, о друг мой, ни вздоха, Нам звезды кроткие сияли).

Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег, явно ориентируясь на известные литературные образцы и проявляя некоторое художественное однообразие и назидательную прямолинейность (рассказ Енотовая шуба, 1847, посв. Достоевскому; в 1848 опубликовал рассказы Папироска, Протекция, в 1849 – повести Шалость и Дружеские советы). Социально-психологическая типология героев Плещеева позднее становится особенно отчетливой (повести Наследство, 1857, и Призвание, 1860; тема протеста «маленького человека» в повести Отец и дочь, 1857; насыщенные автобиографическими мотивами повести Пашинцева и Две карьеры, обе 1859).

Близкий к театральной среде, в т.ч. к А.Н.Островскому, старшина Артистического кружка, председатель Общества сценических деятелей, активный деятель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и т.п., сам отличный чтец, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны (Услуга, Нет худа без добра, обе 1860; Счастливая чета, Командирша, обе 1862; Что часто бывает, Братья, обе 1864, и др.).

В 1864–1875 из-за материальных затруднений находился на службе в Государственном контроле; с 1872, переехав в Петербург, секретарь, после смерти Некрасова – заведующий стихотворным отделом редакции журнала «Отечественные записки». Здесь он публикует многочисленные компилятивные работы по западноевропейской истории и социологии (Жизнь и переписка Прудона, 1873; Жизнь Диккенса, 1891), а также публицистические и литературно-критические статьи, в которых, во многом следуя за Белинским, пропагандировал демократическую эстетику и советовал искать в народной среде героев, способных к самопожертвованию во имя общего счастья. Посвятил монографические статьи У.Шекспиру, Стендалю, А. де Мюссе и др.; в эти же годы переделал для русской сцены ок. 30 комедий зарубежных драматургов. После закрытия в 1884 «Отечественных записок» заведовал литературным отделом журнала «Северный вестник», в создании которого принял участие. В 1880-е годы, отмеченные интересом к «людям 40-х годов», находился в центре литературной жизни, поддерживал молодых писателей – В.М.Гаршина, А.П.Чехова, А.Н.Апухтина, И.З.Сурикова, С.Я.Надсона; общался с Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус и др. В 1890 в результате редакционных разногласий Плещеев ушел из «Северного вестника», после смерти богатого родственника стал обладателем крупного состояния, участвовал в ряде благотворительных акций, выезжал для лечения за границу.

Смерть Полежаева, «скромного, но честного и искреннего» «гуманитарного лирика» (Салтыков-Щедрин), писателя «благородного и чистого направления» (Михайлов), чья деятельность была «безукоризненна и полезна» (Чернышевский), вызвала ряд поэтических откликов (в т.ч. К.М.Фофанова, К.Д.Бальмонта, К.Хетагурова), его образ лег в основу романа Н.Анова Ак-Мечеть (1965).

Сын Плещеева – журналист, мемуарист и театральный деятель А.А.Плещеев (1858–1944).

Умер Плещеев в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/aleksey-plesheev/

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PLESHCHEEV_ALEKSE_NIKOLAEVICH.html