Авилов Михаил Иванович биография

Михаил Иванович Авилов (1882-1954)

Категория:Художники

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 27 914, фото: 15

Авилов Михаил Иванович

18 сентября 1882 (Санкт-Петербург) — 14 апреля 1954 (Ленинград)

Живописец, график, сценограф

Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 — Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 — член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 — Государственной премии СССР за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), в 1953 — народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор. С 1947 — действительный член Академии художеств СССР.

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов — один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей — снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры – это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств.

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой», а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее – «Переход Красной Армии через Сиваш. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след – Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.


Начал он все-таки издалека, с полотна «Рабочие привозят пушки Пугачеву». Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны», созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника – «Прорыв польского фронта армией Буденного». Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение – это шаг к новой, более значительной работе.


Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами – это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», – без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба – и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга, сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина – народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину «Поединок Пересвета с Челубеем» любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее.


Царевич Иван на прогулке


Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта


Взятие станции Касторная


Конь, запряженный в санки


Московская тройка.


На Мамонтова!


Опричники в Новгороде


Партизаны в белорусских лесах


Разоружение частей Колчаковской армии. 1926


Танки на манёврах. 1934 г.


Выбор места для боя

Авилов Михаил Иванович

Русский и советский живописец. Педагог. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Являлся действительным членом Академии Художеств Советского Союза.
Лауреат Сталинской премии первой степени. Доктор искусствоведения. Профессор.

Михаил Авилов родился 18 сентября 1882 года в городе Санкт-Петербург. С 1893 года учился в Рисовальной школе ОПХ. В 1903 году поступил в студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Позднее окончил Высшее художественное училище и мастерскую Ф. А. Рубо.

В 1913 году Авилову присвоено звания художника за картину «Царевич на прогулке». Через три года получил первую премию «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники».

С 1918 года жил в Сибири. Работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах.

В 1921 году приступил к преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств. С 1922 года преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Являлся членом Ассоциации художников революционной России.

В 1941 году работал в блокадном Ленинграде.

В 1947 году стал действительным членом Академии Художеств СССР. Преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в Ленинграде. Являлся профессором и имел ученую степень доктора искусствоведения.

Авилов Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года. Похоронен на Тихвинском кладбище города Санкт-Петербург.

Награды и почетные звания Михаила Авилова

Орден Трудового Красного Знамени (1941);

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

Народный художник РСФСР (1953);

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944);

Сталинская премия первой степени (1946) — за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943).

Творчество Михаила Авилова

Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. Первые фронтовые зарисовки в годы Первой мировой войны были опубликованы в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России».

Многие картины построены как многофигурные композиции по героико-историческим принципам. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и временам гражданской войны, участник создания панорамы «Штурм Перекопа».

Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов.

Работы автора находятся в ГРМ, ГТГ, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее, Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого, Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

«Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913);

«Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва);

«Танки на выжидательной позиции» (1932), Вологодская областная картинная галерея;

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943, Русский музей).

Ученики Михаила Авилова

Годлевский Иван Иванович (1908-1998);

Добрина Мария Фёдоровна (1920-1995);

Захарьин Владимир Алексеевич (1909-1993);

Мамбеев Сабур Абдрасулович (р. 1928);

Романычев Александр Дмитриевич (1919-1989);

Авилов Михаил Иванович биография

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.

Авилов Михаил Иванович

Авилов Михаил Иванович, живописец

Авилов Михаил Иванович (1882-1954), советский живописец. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1904-13) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР (с 1923).

Работал преимущественно в батальном жанре. Произведения Авилова («Сибирские партизаны», 1926, ГМР; «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943, ГРМ, Государственная премия СССР, 1946) отмечены динамикой и эффектностью композиционных решений.

Лит.: В. Бродский, М. И. Авилов, М., 1956

Комментарии

Опи сание картины Михаила Авилова: Поединок на Куликовом поле.


Знаменитая картина Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.
Художник создает максимально простую композицию. В центре полотна два коня, которые взвились на дыбы. На них сидят сражающиеся. Слева мы видим Персвета. А справа –Челубея. Герои изображены максимально крупно. Все остальное становится лишь фоном, так как основные фигуры подавляют собой другие детали. Кони действительно страшные. Их гривы вьются по ветру, зубы оскалены, морды пугают свирепостью.
Выделяется попона коня Челубея. Авилов изображает ее пестрой. Щит воина такой же пестрый. Мы видим, что Пересвет проткнул его свои копьем. Кольчуга и шлем богатыря ярко блестят на солнце. Художник смог передать динамику этой битвы. Его полотно максимально осязаемо. Кажется, еще мгновение, и мы услышим шум ветра, ржание коней и треск ломающихся копий.
Живописец – настоящий мастер, умело пользующийся красками. Его полотно поражает буйством и богатством цветов. Именно оттенками Авилов смог передать настроение русского и вражеского войска.
Слева преобладает серый тон. Он говорит о том, что солдаты замерли в тревожном ожидании, но при этом они выдержанны и спокойны. Справа мы видим пестрые цвета. Татаро-монголын еуверенны. Мы чувствуем, что они беспокоятся и неуверенны в том, чем закончится этот грандиозный поединок.
Картина Авилова была создана в годы Великой отечественной войны. Неслучайно он берет именно этот исторический сюжет. Важно было поддержать дух русских воинов и провести яркие параллели с Куликовским сражением.

Опи сание картины Михаила Авилова: Поединок Пересвета с Челубеем.


Авилов изобразил бой, который произошел между русским богатырем и воином татар. Именно с него началась битва на Куликовом поле.
Авилов написал это полотно тогда, когда шла оборона Сталинграда. Художник говорил о том, что композиция его картины невероятно простая. В центре мы видим двух коней, взвившихся на дыбы. На них восседают: Пересвет — слева, а справа – Челубей.
Художник изображает главных персонажей очень крупно. Они полностью затмевают все остальное, изображенное на этом полотне. Авилов специально преувеличил их исполинскую силу и гигантский рост. Он довел их до по-настоящему пафосного звучания, которое характерно для былин.
Живописец поднимает фигуры изображенных исполинских коней над равниной. Они выглядят, как причудливые пирамиды.
Краски максимально интенсивны именно в изображении двух главных героев. Армии., которые виднеются где-то далеко за ними, нарочито прописаны очень бледно. Лошади выглядят действительно устрашающе. Гривы их воинственно развеваются, а пасти совершенно оскалены.
Художник использует причудливую игру цветов для того, чтобы передать красками определенное состояние воинов. Слева преобладает серый оттенок. Он говорит об максимальной уверенности и отличной выдержке солдат. Воины тревожно ждут исхода этого грандиозного поединка. Но при этом они непоколебимо стоят, словно скала гранита. Перед войском Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского на белом коне.
Для изображения войска татаро-монголов живописец выбирает пестрые и яркие оттенки. Это говорит о том, что враг полностью неуверен в своих силах. Он сомневается, удастся ли одержать победу или придется сдаться на милость победителя.
Полотно Авилова максимально экспрессивно. Все ждут развязки. Художник мастерски передает нависшее напряжение.


источники:

http://rus.team/people/avilov-mihail-ivanovich

http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/17-michael-avilov-ivanovich