Август Людвиг Шлецер биография

ШЛЁЦЕР

  • В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 56-57

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ШЛЁЦЕР (Schlözer) Ав­густ Люд­виг [5.7.1735, Гаг­штадт (Гагштатт), близ г. Кирх­берг, граф­ст­во Го­ген­лоэ-Кирх­берг, Свя­щен­ная Рим. им­пе­рия, ны­не г. Кирх­берг-ан-дер-Ягст, зем­ля Ба­ден-Вюр­тем­берг, ФРГ – 8.9.1809, Гёт­тин­ген], нем. и рос. ис­то­рик, нем. ста­ти­с­тик и пуб­ли­цист, ин. поч. член Пе­терб. АН (1769). Из се­мьи про­тес­тант­ско­го па­с­то­ра; отец Х. А. Шлё­це­ра . По­томств. дво­ря­нин Рос. им­пе­рии (с 1804). Учил­ся в Вит­тен­берг­ском (1751–54) и Гёт­тин­ген­ском (1754–1755, 1759–61; сре­ди учи­те­лей – И. Д. Ми­ха­элис ) ун-тах. Вла­дел др.-греч., др.- евр., лат., рус­ским, франц., швед. и мно­ги­ми др. язы­ка­ми. За­ни­мал долж­но­сти адъ­юнк­та (1762–65; со­сто­ял при Г. Ф. Мил­ле­ре) и ор­ди­нар­но­го проф. ис­то­рии (1765–69; в 1765–66 и с 1767 на­хо­дил­ся в Гёт­тин­ге­не) при Пе­терб. АН. Ор­ди­нар­ный проф. ис­то­рии Гёт­тин­ген­ско­го ун-та (с 1769). Ини­циа­тор ос­но­ва­ния Об­ще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских (1804).

    Август Людвиг Шлецер

    Биография писателя

    Август Людвиг Шлёцер (нем. August Ludwig (von) Schlözer; 5 июля 1735, Гагштадт — 9 сентября 1809, Гёттинген) — российский и германский историк, публицист и статистик.

    Один из авторов так называемой «норманской теории» возникновения русской государственности. Вёл научную полемику с М. В. Ломоносовым, содействовал публикации «Истории Российской» В. Н. Татищева. Вернувшись в Германию, Шлёцер получил место профессора Гёттингенского университета, преподавал историю и статистику. Автор работ по древнерусской грамматике, истории, палеографии. В 1803 г. за свои труды на ниве российской истории награждён орденом св. Владимира IV степени и возведён в дворянское достоинство. В последние годы жизни признал и доказывал аутентичность «Слова о полку Игореве». Работы Шлёцера имели большой научный резонанс в российской историографии второй половины XVIII — XX вв.

    Родился 5 июля 1735 года в семье пастора Иоганна Георга Фридриха Шлецера († 1740). Его отец, дед и прадед были протестантскими священнослужителями. Рано лишившись отца, Шлецер был воспитан пастором Гайгольдом, отцом матери, и им же подготовлен и определён в ближайшую школу в Лангенбург. Дед вначале готовил его в аптекари, но, ввиду больших способностей внука, решил дать ему более обширное образование и перевёл его в школу в Вертгейме, начальником которой был его зять Шульц. Здесь Шлецер отличался замечательным прилежанием; под руководством Шульца он изучал Библию, классиков, занимался языками: еврейским, греческим, латинским и французским, а также музыкой, и находил ещё время давать уроки, доставлявшие ему средства на покупку книг.

    Достигнув 16 лет, в 1751 году Шлёцер отправился в известный в то время своим богословским факультетом Виттенбергский университет и стал готовиться к духовному званию. Защитив через три года диссертацию «О жизни Бога» — «De vita Dei», он перешёл в Геттингенский университет, начинавший тогда приобретать известность своей свободой преподавания. Одним из лучших профессоров был тогда Михаэлис, богослов и филолог, знаток восточных языков, имевший большое влияние на Шлёцера. Здесь Шлёцер стал изучать также географию и языки Востока в рамках подготовки к поездке в Палестину, а также медицину и политику. Для приобретения необходимых на путешествие средств принял в 1755 году предложенное ему место учителя в шведском семействе в Стокгольме.

    Занимаясь преподаванием, Шлёцер сам стал изучать готский, исландский, лапландский и польский языки. В Стокгольме же он издал первый свой учёный труд «История просвещения в Швеции» (Neueste Geschichte der Gelehrsamkeit in Schweden. — Rostock und Wismar. 1756—1760), а затем «Опыт всеобщей истории мореплавания и торговли с древнейших времен» (Farfök til en allman Historia am Handel och Sjöfart. Stockholm. 1758) на шведском языке, которая остановилась на истории финикиян. Желая практически познакомиться с торговлей и найти между богатыми купцами лицо, которое доставило бы ему средства для путешествия на Восток, Шлёцер поехал в 1759 в Любек. Поездка была безуспешна; в том же году он возвратился в Геттинген и занялся изучением естествознания, медицины, метафизики, этики, математики, статистики, политики, Моисеева законодательства и наук юридических. Такое обширное и разностороннее образование развивало в Шлецере критическое направление ума.
    В России

    В 1761 г. по приглашению Ф. И. Миллера приехал в Россию и занял место домашнего учителя и помощника его в исторических трудах с жалованием 100 руб. в год. В 1761—1767 гг. работал в Императорской Академии наук, адъюнкт с 1762 г. Почётный член Академии наук (1769) и Общества истории и древностей российских (1804).

    Шлёцер поставил себе три задачи: изучить русский язык, помогать Миллеру в его «Sammlung Russischer Geschichte» и заняться изучением русских исторических источников, для чего познакомился с церковнославянским языком. Скоро у него начались несогласия с Миллером. Шлёцер не мог удовольствоваться скромной ролью, которую ему ставил Миллер, и ушёл от него, и через Таубарта сделан был адъюнктом академии на неопределённое время. Шлёцер увлёкся летописями, но многое ему было непонятно. Случайно Таубарт нашёл рукописный немецкий перевод полного списка летописи, сделанный учёным Селлием, и Шлёцер занялся извлечениями из неё. Здесь он заметил связь летописного рассказа с византийскими источниками и стал изучать Георгия Пахимера, Константина Багрянородного, но так как оказалось, что одними византийскими источниками всего объяснить нельзя, то он стал заниматься славянским языком и по этому поводу высказал такой взгляд: «кто не знаком с греческим и славянским языками и хочет заниматься летописями, тот чудак, похожий на того, кто стал бы объяснять Плиния, не зная естественной истории и технологии».

    В 1764 г. Шлёцер, которому не нравилась перспектива быть ординарным академиком русским с 860 руб. жалованья, на что только он и мог рассчитывать, решил уехать в Германию, и там издать свои «Rossica» — извлечения из источников; для этой цели Шлёцер просит 3-годичный отпуск и предлагает в свою очередь два плана занятий.

    Проекты его встретили противодействие со стороны академии, особенно Ломоносова и Миллера. Последний опасался, что Шлёцер за границей издаст собранный материал и что обвинение, как это незадолго перед этим случилось, падёт на него. В это дело вмешалась императрица, которая предложила Шлёцеру заниматься русской историей под её покровительством со званием ординарного академика и 860 руб. жалованья и разрешила выдать ему заграничный паспорт. По возвращении в Геттинген Шлёцер продолжал заниматься с русскими студентами, приезжавшими туда, но продолжать службу при тогдашних порядках в академии не согласился. Шлёцер уехал в Гёттинген и больше не возвращался, хотя срок его контракта истекал в 1770 г. В Гёттингене он издал в 1769 г. подробный лист летописей под заглавием «Annales Russici slavonice et latine cum varietate lectionis ex codd. X. Lib. I usque ad annum 879». Другие работы его по истории России: «Das neue veränderte Russland» (1767—1771); «Geschichte von Lithauen» (1872); «Allgem. Nord. Geschichte» (1772) и др.

    В 1770 г. Шлёцер делает попытку завязать снова отношения с академией, главным образом из финансовых побуждений, но из этого ничего не вышло. По возвращении из России Шлёцер занимает кафедру ординарного профессора философии в Гёттингене, затем, в 1772 году, после смерти основателя гёттингенской статистической школы Готфрида Ахенваля — его кафедру истории и статистики, а в 1787 году — кафедру политики. Но и в Геттингене Шлёцер следил за ходом исторической науки в России, и, когда в ней опять выступили молохи и скифы, престарелый Шлёцер снова берётся за русскую историю и пишет своего «Нестора» (1802—1809), которого посвящает императору Александру I. Жизнь его в Гёттингене посвящена была работам над статистикой, политикой и публицистической деятельности. Поэтому деятельность Шлёцера можно разбить на следующие отделы: 1) история вообще и в частности история русская; 2) статистика и публицистика.

    Август Людвиг Шлёцер — об авторе

    Информация

    Биография

    Август Людвиг фон Шлёцер — немецкий и российский историк, публицист и статистик, профессор. Почётный член Академии наук и Общества истории и древностей российских. Автор работ по древнерусской грамматике, истории, палеографии, имевших большой научный резонанс в российской историографии второй половины XVIII — XX вв. Жалован в 1803 году российским потомственным дворянством.

    Август Шлёцер является одним из авторов т. н. «норманской теории» возникновения русской государственности. Вёл дружественную научную полемику с М. В. Ломоносовым, содействовал публикации «Истории Российской» В. Н. Татищева, затем «Краткого летописца» М. В. Ломоносова. Вместе с переводчиком С. Башиловым издал…

    Август Людвиг фон Шлёцер — немецкий и российский историк, публицист и статистик, профессор. Почётный член Академии наук и Общества истории и древностей российских. Автор работ по древнерусской грамматике, истории, палеографии, имевших большой научный резонанс в российской историографии второй половины XVIII — XX вв. Жалован в 1803 году российским потомственным дворянством.

    Август Шлёцер является одним из авторов т. н. «норманской теории» возникновения русской государственности. Вёл дружественную научную полемику с М. В. Ломоносовым, содействовал публикации «Истории Российской» В. Н. Татищева, затем «Краткого летописца» М. В. Ломоносова. Вместе с переводчиком С. Башиловым издал «Русскую Правду», Судебник Иоанна III, две первые части Никоновской летописи. Главной работой историка считается труд «Нестор. Русские летописи на древнеславянском языке, сличенные, переведенные и объясненные А.Л. Щлёцером» (СПб., 1809-1819).

    Отец, дед и прадед Шлёцера были протестантскими священнослужителями. В детстве проявил большие способности, учился в школе в Вертгейме. Изучал Библию, классиков, занимался еврейским, греческим, латинским и французским языками, а также музыкой. Находил ещё время давать уроки, доставлявшие ему средства на покупку книг. В возрасте 16 лет отправился в Виттенбергский университет и стал готовиться к духовному званию. Защитив диссертацию «О жизни Бога» (De vita Dei), перешёл в Геттингенский университет, где стал изучать географию, медицину, политику, а также языки Востока в рамках подготовки своей поездке в Палестину.

    Для приобретения необходимых на путешествие средств Шлёцер принял в 1755 году место учителя в шведском семействе в Стокгольме. Здесь же стал изучать готский, исландский, лапландский и польский языки, издал первый свой учёный труд «История просвещения в Швеции», а затем «Опыт всеобщей истории мореплавания и торговли с древнейших времен» на шведском языке. В 1759 возвратился в Геттинген и занялся изучением естествознания, медицины, метафизики, этики, математики, статистики, политики, Моисеева законодательства и наук юридических.

    В 1761 г. Шлёцер приехал в Россию по приглашению историографа, члена Императорской Академии наук Герхарда Фридриха Миллера (в русифицированном варианте Фёдор Иванович Миллер) в качестве домашнего учителя и помощника в исторических трудах. В 1761-67 гг. работал в Императорской Академии наук в должностях адъюнкта, ординарного академика и с 1765 ординарного профессора академического университета по русской истории. Поставил себе задачи изучить русский язык, для изучения русских исторических источников познакомился с церковнославянским языком.

    Шлёцер сразу оценил значение русских летописей для изучения российской и европейской истории, в центре его внимания оказались источниковедческие проблемы русского летописания. Он считал, что главной задачей исследователя является восстановление первоначального текста летописи. Разночтения в списках связывал с ошибками переписчиков. Восстановленный текст следовало истолковать и проверить на соответствие другим источникам и известным фактам. Однако в своей источниковедческой концепции русского летописания Щлецер не учитывал того, что летописи создавались и правились из-за разных мотивов и часто намеренно, а не только из-за ошибок. Тем не менее именно его методика источниковедческого анализа стала основой для изучения летописей.

    Так как Шлёцеру не нравилась перспектива быть только ординарным академиком с 860 руб. жалованья, в 1764 г. он решил уехать в Германию, и там издать свои «Rossica» — извлечения из источников. В Гёттингене он издал в 1769 г. подробный лист летописей под заглавием «Annales Russici slavonice et latine cum varietate lectionis ex codd. X. Lib. I usque ad annum 879», затем «Das neue veränderte Russland», «Geschichte von Lithauen» (1872), «Allgem. Nord. Geschichte» (1772) и др. Там же в университете последовательно занимает кафедры ординарного профессора философии, истории и статистики и в 1787 году — кафедру политики.

    Но и в Геттингене Шлёцер следил за ходом исторической науки в России, в последние годы жизни признал и доказывал аутентичность «Слова о полку Игореве». Когда в в России опять выступили молохи и скифы, он снова взялся за русскую историю и написал в 1802—1809 гг. своего «Нестора», которого переводчик на русский язык посвятил императору Александру I.


    источники:

    http://readly.ru/author/14821/

    http://www.livelib.ru/author/675526-avgust-lyudvig-shljotser