Аверроэс Ибн Рушд биография

Ибн Рушд

Биография

Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (Ибн Рушд) в западной Европе известен как Аверроэс. Являлся медиком и философом, основоположником аверроизма, автором трудов по логике, богословию, психологии и политике.

Детство и юность

Ибн Рушд родился 14 апреля 1126 года в городе Кордова, в Испании. Отец был влиятельным кадием (судьей), под его руководством сын обучался богословию, мусульманскому праву, медицине и философии. Преподавателями Ибн Рушда выступали крупнейшие ученые XII века. Теоретики предполагают, что Абу-Джаафар Харун, который преподавал Аверроэсу медицину, оказал влияние на его философское познание. Наставник был знаком с учениями Аристотеля и передавал свои знания Ибн Рушду.

Мужчина состоял в дружеских отношениях с ученым Ибн Туфейлем. Тот в 1168 году познакомил приятеля с халифом Абу-Якубом. Увидев Аверроэса впервые, правитель задал ему вопрос, является ли небо вечным или же имеет определенное начало. Ибн Рушд смутился, отчего не смог сказать ни слова. Вскоре напряжение пропало, и философ поделился своими мыслями с халифом. Затем Абу-Якуб приказал выдать мужчине коня, деньги и одежду.

Об интересном случае Ибн Рушд не раз рассказывал последователям, а те — остальным людям. Благодаря этому история сквозь поколения дошла до нынешних дней. Правитель дал Аверроэсу задание перевести книги Аристотеля и сопроводить труды комментариями. Таким образом мужчина стал представителем восточного аристотелизма. Перевод сочинений древнегреческого философа поспособствовал распространению его трактатов в Европе.

На средневековом Востоке Аристотель был значимой фигурой за счет того, что его философия помогала понять мусульманские концепции. Поэтому в решении проблем онтологии и гносеологии Ибн Рушд следовал его учениям. Зачастую мужчина в комментариях пытался решить вопросы, оставшиеся открытыми после смерти философа. Особенно это видно в сочинениях «О душе» и «Метафизика».

В 1171 году Аверроэс стал кадием города Сильвия, а после — Кордовы. Спустя 11 лет халиф назначил Ибн Рушда личным лекарем. После смерти правителя на престол взошел Абу-Юсуф Якуб, который в 1195 году приказал уничтожить труды философа по географии, астрономии, арифметике, а мужчину изгнать в поселение неподалеку от Кордовы.

Личная жизнь

Ибн Рушд был женат, но никаких сведений о его супруге и детях нет. Биография философа состоит из научной деятельности, которая затмевает собой информацию о личной жизни.

Научная деятельность

Мужчина сделал довольно большой вклад в медицину, написав энциклопедию Colliget, название которой переводится как «Система». Основной работой Ибн Рушда является книга «Опровержение опровержения», другое ее наименование — «Непоследовательность непоследовательности». В труде автор выразил свое несогласие с теологом Аль-Газали и его сочинением «Опровержение философов», в котором оспариваются философские взгляды.

После смерти Аверроэса его сторонники продолжили следовать направлению, получившему название аверроизм. Философское течение интерпретировало учения Аристотеля, а Ибн Рушд стал основоположником этой концепции. Основные идеи аверроизма состояли в существовании единой истины, которую можно достичь посредством философии и религии.

Аверроисты выдвинули теорию двойственной истины. Эта концепция предполагает, что истина состоит в религии и философии. Оба направления противоречивы, поэтому сторонниками Ибн Рушда было создано учение о двух самостоятельных истинах, каждая из которых является верной и независимой друг от друга.

Смерть

В 1197 году халиф призвал Ибн Рушда ко двору. За время опалы здоровье философа пострадало. Спустя год Аверроэс скончался в Марокко. Точная причина смерти мужчины неизвестна. Через 3 месяца его тело по просьбе родных было отправлено в Кордову. При жизни он успел сделать вклад в естествознание, философию, богословие, психологию.

Ибн Рушд

Содержание:

Ибн Рушд, известный в Европе как Аверроэс, — знаменитый арабский философ и учёный XII века, оказавший влияние не только (и даже не столько) на арабскую, но и (прежде всего) на европейскую культуру.

Ибн Рушд был представителем «восточного аристотелизма» — течения, которое расцвело в арабском мире в связи с укреплением позиций рационализма.

В западных странах имя Аристотеля в те времена было незаслуженно забыто и осквернено церковью, так что труды Аверроэса оказались спасительными – через них европейцы заново познакомились с учением великого греческого философа.

Кроме того, возникло даже отдельное течение – аверроизм (или «латинский аверроизм»), представителями которого были, например, Боэций Дакийский и Сигер Брабантский.

Европейские философы-аверроисты впоследствии развили своё учение и даже внесли в него собственные утверждения, расходящиеся с убеждениями отца-основателя, однако в целом латинский аверроизм был одной из первых попыток рассудочного осмысления мира в Европе, противостоявшего церковной догматике.

↑ Близость к Европе

Ибн Рушд с самого начала был близок к Европе, причём в буквальном смысле слова: родился он в Кордове (14.04.1126) – испанском городе, который в то время был частью арабского мира. Учился он у самых лучших арабских учёных, был с ними в дружеских отношениях и перенимал их опыт и знания.

При султане Юсуфе он сделал и хорошую политическую карьеру, удостоившись высоких должностей, впрочем, по-другому и быть не могло, поскольку отец Аверроэса был главным судьёй и муфтием Кордовы. Позднее Ибн Рушд перебрался в Марокко, где и умер в возрасте 72 лет (10.12.1198).

Помимо философии, Ибн Рушд занимался также математикой, физикой, астрономией, небесной механикой; написал он и трактат по медицине, который был переведён на латинский язык и стал популярен в Европе. Ибн Рушд постоянно спорил со своими религиозными оппонентами, защищая философию и рационалистическое знание.

Один из таких противников указал на непоследовательность философии, в ответ на это Ибн Рушд доказал, что данное утверждение ошибочно. Точно так же западные последователи Аверроэса не считали нужным согласовывать аристотелевское учение с христианством, как того требовали церковные схоласты. Ибн Рушд и его сторонники стояли выше всякой религии и отстаивали свободу разумного познания.

↑ Взгляды Аверроэса и его последователей

  • Истина существует только одна, но есть по крайней мере два пути её достижения – философия и религия;
  • Мир существует и существовал вечно;
  • Человеческая душа состоит из двух компонентов – индивидуального и божественного; при этом индивидуальная часть души не вечна – бессмертием обладает только «божественная» часть;
  • Воскресение из мёртвых невозможно.

Последний тезис (его впервые провозгласил Боэций – один из первых европейских аверроистов) вызывал особенное негодование у церковных иерархов, поскольку на вере в грядущее «воскресение из мёртвых» держалась вся религиозная система. Во второй половине XIII века аверроизм был осуждён католическими священниками. Однако продолжатели идей Ибн Рушда настаивали на своём и несли своё учение через века, благодаря чему его элементы стали популярны в эпоху Возрождения.

ИБН РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ИБН АХМАД (АВЕРРОЭС)

ИБН РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ИБН АХМАД (лат. Аверроэс) (1126–1198), арабоязычный философ-перипатетик. Родился в Кордове в 1126. Принадлежал к семейству потомственных кади. С ранних лет изучал теологию, право и арабскую литературу, позже – медицину и античную философию. Был дружен с Ибн Туфейлем. По совету и настоянию последнего обратился к изучению и комментированию Аристотеля, что определило основной философский интерес Аверроэса на последующие годы и составило ему славу Комментатора.

Практически всю жизнь Ибн Рушд находился в фаворе, будучи кади и придворным врачом. Однако в 1195 его постигла опала, о причинах которой существуют разные версии, а сочинения его были сожжены. Через некоторое время опала была снята, Ибн Рушд вернулся из ссылки, однако здоровье его было подорвано. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) 10 декабря 1198, захоронен был в Кордове.

Плодами поразительного трудолюбия и разносторонних научных занятий явились многочисленные сочинения по естественным наукам, юриспруденции, медицине, филологии и философии. Ибн Рушд составил 38 комментариев к произведениям Аристотеля, к Государству Платона, к трактату О разуме Александра Афродисийского, Первой философии Николая Дамаскина, трактатам по логике ал-Фараби, Урджузе о медицине Ибн Сины и «трактату о соединении человека с деятельным разумом» Ибн Баджжи. Большинство комментариев написаны им к трудам Аристотеля. Они состоят из малых комментариев, или парафраз (практически самостоятельные трактаты на темы сочинений Аристотеля), больших комментариев (в них сохранялась структура произведения, пояснения сопровождали текст самого Аристотеля) и комментариев средних, в которых приводились только начала текстов, продолжаемые их пересказом. Основную часть дошедших до нас комментариев составляют парафразы – малые комментарии.

Не владея греческим языком и опираясь только на доступные ему переводы, Ибн Рушд, как никто из предшественников, сумел понять учение Аристотеля. Комментарии Аверроэса вызвали полемику в среде европейских схоластов, породив течение аверроизма, просуществовавшего до 17 в.

Изучение Аристотеля помогло Ибн Рушду сформулировать свои взгляды как представителя «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма). Около 1180 он написал работу Тахафут ат-тахафут, которая переводится как «Опровержение опровержения» или «Непоследовательность непоследовательности». В ней Ибн Рушд полемизировал с ал-Газали, с его сочинением Непоследовательность философов. В противовес ал-Газали, доводы которого против «фалсафы» Ибн Рушд опровергал, он также критиковал философов, пытавшихся совместить взгляды Стагирита и Плотина, естественнонаучный рационализм и мистицизм.

Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем, знания аподейктического, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике. Первое из них обращено к необразованной публике, которой надо внушить некоторые важные для сохранения спокойствия в обществе нравственные правила. Второе, диалектическое знание – сфера теоретизирования мутакаллимов, богословов, которые должны обосновывать истинность религиозных догматов. Этот вид знания Ибн Рушд расценивал как вредный для общества, поскольку при этом создается иллюзия знания, а на деле возникает путаница в умах и бесплодные споры, свидетельство чему – история борьбы исламских сект и школ. В Комментариях к Государству Платона Ибн Рушд лишает диалектиков-теологов даже права на истинное гражданство в «добродетельном городе. В области же знания диалектикам отводится промежуточное положение между двумя истинами – истиной философов и истиной-эрзацем, предлагаемой широкой публике. Живя в религиозном обществе и считаясь с далеким от «философского» сознанием масс, философ, как полагал Ибн Рушд, должен считаться с этим сознанием и не разрушать его во имя сохранения спокойствия общества. Это учение Ибн Рушда оформилось позже в теорию двойственной истины, позволившей его последователям-аверроистам отстаивать право на внецерковную мысль.

Значительную часть книги Непоследовательность непоследовательности занимает обсуждение вопроса о вечности мира – о его изначальности как возможносущего и бесконечности существования в будущем. В 1270 парижские богословы поставили аверроистский тезис о вечности мира под запрет. Было запрещено следование и другому учению Ибн Рушда – о смертности индивидуальной души, разрушающейся вместе с разрушением тела, и бессмертии только общечеловеческого разума.

Социально-политические идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях к Государству Платона, не были восприняты его современниками – в них видели лишь руководство к приобретению внешней учености. Ибн Рушд вошел в историю как великий Комментатор, несмотря на то, что его учение об истине, мире и разуме очевидно выходит за рамки аристотелизма.

Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. – В кн.: Ренан Э. Собр. соч., т. 8. Киев, 1902
Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961
Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. – В кн. Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973
Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973


источники:

http://2mir-istorii.ru/lichnosti-srednii-veka/6049-ibn-rushd.html

http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/IBN_RUSHD_ABU_AL-VALID_MUHAMMAD_IBN_AHMAD.html