Аверкина Галина Васильевна биография

Вдова автора песни «На побывку едет»: «После смерти Саши обнаружила письма Людмилы Зыкиной»

10 июня Людмиле Зыкиной исполнился бы 91 год. Вдова композитора Александра Аверкина вспомнила, как певица писала письма ее супругу. Оказывается, артистов связывали не только творческие отношения, но и романтические.

Александр Аверкин написал музыку к песне «На побывку едет» в 17 лет. Именно эта композиция открыла путь на эстраду Людмиле Зыкиной. Но не всем известно, что за совместным творчеством скрывалась настоящая любовь между композитором и певицей. О своих чувствах артисты никому не рассказывали. И только спустя много лет вдова Аверкина решилась раскрыть подробности отношений Александра Петровича и Людмилы Георгиевны. «Она пела в хоре Пятницкого, а также сольные песни. Но на Аверкине она раскрылась. Вот что-то такое произошло: возможно, любовь дала такой импульс, что и глаза загорелись. Многое в отношениях Людмилы Георгиевны и Александра Петровича покрыто тайной. Тайный муж Зыкиной — это про Александра Петровича», — призналась Галина Аверкина в программе «Привет, Андрей!» канала «Россия 1».

По словам вдовы Аверкина, композитор и певица познакомились случайно. «Он приехал в увольнение из Алапино, а Людмила Георгиевна приезжала за песней. Пробежала какая-то искра. Саша ушел в мир иной, я обнаружила перевязанные тесемочкой письма Людмилы Георгиевны. Она писала Саше в армию. Это был гражданский брак. Они не так много прожили. У Людмилы Георгиевны появились другие композиторы», — добавила женщина.

Галина Аверкина подчеркнула, что вскоре пути композитора и певицы разошлись. Однако артисты еще долго сотрудничали. «Я не хочу тебя делить ни с кем. Хорошо, если ты меня поймешь. Я никогда никому не говорила о своих чувствах, а тебе скажу. Хоть знаю заранее, что это плохо. Я не могу быть без тебя, Сашок», — процитировала вдова Алексанра Петровича письмо артистки.

Друзья и коллеги Людмилы Георгиевны уверены — отношения Аверкина и Зыкиной продлились недолго, потому что исполнительница не хотела создавать семью. «Она вся была в творчестве, ничего не хотела. Я не знаю, почему. Он такие песни великолепные ей писал. А потом он уже в Галочку влюбился», — прокомментировала ситуацию певица Екатерина Шаврина.

Напомним, Людмила Зыкина четыре раза была замужем. Как говорила сама артистка, она никого не любила, если ей мешали работать — сцена для нее всегда была на первом месте.

Улетела с журавлями молодость моя.

К 80-летию со дня рождения композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Петровича Аверкина

Когда по радио звучали этот голос и эта песня, в доме наступала святая тишина. Кто бы что ни делал, каждый замирал: настолько была мила, волнительна и сердечна песня, будто не сочиненная конкретным автором, а вышедшая из судьбы народа. В те времена из каждого дома весной и осенью провожали ребят в армию и ждали с нетерпением весточек от сыновей. А тут песню послушали, будто с сыном поговорили. Сын-то не просто пишет, а признаётся в любви к матери.

. К нежной, ласковой самой

Письмецо своё шлю.

Как тебя я люблю.

Часто ли в нашей жизни мы признаёмся в любви матери? Да почти никогда. Девушкам признаёмся, невестам, жёнам, а самый близкий и желанный человек на белом свете так и остается обделённым. Само по себе понятно: любим мать, а вот вслух сказать не получалось и не получается. Тут же, в песне этой, искреннее чувство сына к матери как на яву.

— У Саши все песни о любви. Бери любую, и ты обязательно почувствуешь, как трогательно он пишет о родине своей, об отчем доме, о друзьях и подружках детства, о жизни. Не каждому дано было в жизни любоваться любовью, — так мне несколько лет назад сказал народный артист России Виктор Иванович Темнов. А уж ему ли, композитору-народнику, не знать Аверкина! Вместе начинали свой творческий путь и шли по музыкальной жизни рука об руку.

— Когда мать Саши переехала из рязанской деревни в Москву и устроилась на завод разнорабочей, их поселили в барак. Комнату дали. В ней можно было только поставить две кровати и тумбочку между ними. Вот тогда мы и познакомились. Ему очень хотелось учиться игре на баяне. На гармошке он играл отменно. Упросил я преподавателей музыкальной школы послушать Сашу. Послушали, приняли, а он не знал ни единой ноты. Саша нагнал в учебе нас и перегнал нас. И закончил её за два года.

Виктор Иванович вспоминал тогда, как потом собирались в этой комнате в бараке вместе Аверкин, Боков, Зыкина, Темнов. Мать ставила на тумбочку чашку с квашеной капустой, рядом клала хлеб, и, если было, вынимали бутылочку красного винца.

— Пели под баян Аверкина всё, что знали, и не гадали тогда, кто из нас какое место в жизни займет.

Боков в то время был на двадцать лет старше всех. Зыкина только что пришла в хор Всесоюзного радио. Темнов ещё не играл в оркестре «Березки», а Аверкин не написал ещё ни одной песни. Хотя, наверное, это не совсем точно — песен в его голове звучало множество, и все они перекликались с теми, что певала ему, мальчонке, бабушка Варвара в родной деревне Шафторка, затерявшейся в рязанско-мордовской стороне.

Здесь любили песню и заботились о ней. Из уст в уста передавалась она по наследству в этом необыкновенно певучем крае. Её унаследовал и Александр Петрович. Не случайно несколько лет назад мне в Шафторке, как и многим участникам фестиваля имени Аверкина, пришлось видеть такую картину. К восстановленному родовому домику композитора несли на руках два дюжих молодца старуху. Сама идти она не могла — инсульт недавно приключился, так упросила внуков принести её на проулок, где местные жители встречали певцов из Москвы, Рязани, других российских городов — участников фестиваля.

— Эх, милай, да разве могу я усидеть дома? — укоризненно качала головой шафторская старуха на мой вопрос. — Я под Шуркину гармонь ещё девкой плясала. Потом мы всей деревней до дыр заигрывали пластинки с его песнями, патефон ломался, а ты спрашиваешь: что дома не лежится?

Неудобно ли мне было от этого? Нет — радостно. Потому, что память уважением наполнена, а деревенский житель на похвалу скупой. Потому, что льются аверкинские песни — сродницы выстраданных народных песен, потому, что открыта дверь в родной дом Александра Петровича, в который идут и идут люди.

Галина Васильевна Аверкина, разумница и оберегательница творчества своего известного мужа, рассказывала, как приехала она в 1996 году вместе с дочкой Александра Петровича Мариной, другом Саши Александром Сергеевичем Тарасовым, руководителями района в Шафторку, долго блуждали по деревне в поисках родительского дома композитора. И нашли. Он по самые окошки врос в землю, но былой приветливости не утерял. Целёхонькие стёкла окон поблескивали и рвались на волю из-за зарослей лопухов и полыни. Наличники крепко оберегали взгляд дома.

Как долго он дожидался родных! Даже намоленные иконки, разукрашенные по-рязански серебристой фольгой, берегли себя для такого случая.

— Было такое состояние, — рассказывала мне Галина Васильевна, — будто дом Аверкиных только и ждал нас, когда же мы придём, когда же мы придём. Мы в прямом смысле вырубали к нему проход, а когда узкая дорожка пролегла, под окнами обнаружили неширокую завалинку, присели на неё, взгрустнули.

«Ведь любовь моя ко всей России от земли рязанской началась!» — так писал Аверкин.

— Не думала я, что дом Саши вновь поднимется, и заскрипит калитка, впуская каждого, кому дороги аверкинские песни.

Зато как надо думал Николай Соломонович Израйлит, бывший руководитель города Сасова, когда задумывал провести первый фестиваль имени Аверкина, а вместе с этим восстановить этот песенный домик. Его начинание до сих пор лелеется заботами мэра Сасова Евгенией Ивановной Рубцовой и коллегами — её заместителями, управлением культуры города.

А почётные гости во главе с Галиной Васильевной Аверкиной ходили по широкой избе, останавливались возле давних фотографий, где композитор совсем молодой, с гармошкой в руках, а возле него рой девчат, возле икон в красном углу — иконы домашние, пред которыми молилась бабушка Варвара и под которыми пела свои любимые песни. На коленях лежала Сашина голова, и бабушка, поглаживая шёлковые волосы, вела его голосом в широкие луга, в чужие судьбы, в людскую радость и людское горе. Как потом не вспомнить этот чудный голос и не откликнуться своей чуткой душой? Душой мастера, поэта, композитора. Потому и получались у него не песни — сказы души, где музыке и мыслям просторно, мудрственно.

Отсюда у Аверкина начиналась широкая дорога в творчество. От этой вот тропинки, что бежала-юлила в разноцветные луга. От соловьиной весенней сиреневой заросли, окружавшей приземистые дома. От многочисленных копён свежескошенного и высушенного на летнем солнце сена. От тяжёлой крестьянской работы, которой и малому, и старому доставалось с лихвой.

Время-то было послевоенное, вдовье время. На бабских плечах лежали и труд неимоверный, и робкие радости. От них самые молодые смотрелись старухами. И среди них взрослело наблюдательное и ранимое сердечко Саши Аверкина. Среди этого зрело неподдельное чувство уважения и любви к женщине.

Всё это вспомнится потом:

. Подарите женщине любовь,

Доброты и ласки не жалея.

Подарите женщине любовь,

От любви она молодеет.

Помнится, как в зале имени Чайковского начинала Людмила Зыкина этой песней вечер в честь 70-летия Александра Петровича, вечер его памяти.

— Я очень благодарна ему за свою судьбу и за то, что он берёг и хранил русские корни в любом своем произведении. Особенно в «женских» песнях, — сказала на вечере Зыкина.

Людмила Зыкина и Александр Аверкин

Мне повезло тогда: я оказался в партере рядом с Николаем Васильевичем Кутузовым и Екатериной Ефимовной Семёнкиной. Это тогда услышал правдивые слова от народной артистки:

— От щедрот Аверкина многим досталось: кому — звание великих, кому — известных.

— Вашему брату явно повезло с Аверкиным, — кивнул на её слова Николай Васильевич.

Надо правду сказать: и Александру Петровичу повезло с поэтами — Виктором Боковым, Иваном Дремовым, Владимиром Харитоновым, Петром Градовым, Петром Черняевым, Александром Бобровым, Леонтием Шишко, с певицами — Людмилой Зыкиной, Александрой Стрельченко, Ольгой Воронец, Зинаидой Кирилловой, Любовью Кузьмичевой, Надеждой Крыгиной, Анной Литвиненко, Светланой Игнатьевой с её трио «Лада», Аллой Пугачёвой, с Рязанским русским народным хором, хором имени Пятницкого, с хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Всех не перечислить. Это они подхватывали рожденную композитором музыкальную идею и наполняли её умственным словом, а затем голосом пережитого. После этого песня шла в народ и становилась его песней.

Так случилось и с этой:

. Когда тебя полюбят, тогда тебя голубят,

Когда тебя голубят, тогда ты весь, как луч!

На небе светит солнце, по небу ходят тучи,

Брось, милая, сердиться.

Брось, милая, сердиться

И выгляни, и выгляни из туч.

Когда тебя прощают, тогда тебя жалеют,

Когда тебя жалеют, тогда охота жить!

Есть на земле дороги, есть у людей тревоги,

Умей прощать обиды, умей прощать обиды!

Учись людей, учись людей любить.

В сентябре прошлого года эта песня прозвучала на юбилейном концерте — чествовали 100-летний юбилей Виктора Федоровича Бокова. Мой приятель, молодой певец Володя Топоров побледнел весь, по щекам катились слезы.

Он ничего не ответил и только после концерта произнёс:

— Сердце остановилось, мне нечем было дышать. Может, Галина Васильевна разрешит мне её петь?

Как же не разрешит? Молодая же душа приняла это лиричное раздумье! Ей ли не рассказать сверстникам о любви?

А вот ещё одна любопытная история. Её поведала Галина Васильевна Аверкина.

— Мне пришло звуковое письмо от духоборов, староверов по-нашему. Их хор исполнял «Песню о детстве». Они и знать не знали, что это авторское произведение. Стихи и музыку написал Аверкин.

Мы и сами не знали о существовании этой песни. Духоборы её пели как народную.

Поставила песню на сайт композитора, на неё-то и натолкнулась народная артистка России Надежда Крыгина и влюбилась в песню. Я дала ей клавир, а она мастерски, как только ей подвластно, огранила песню своим талантом. Она смогла передать любовь к малой родине Саши, веру в лучшее на этой земле.

Унеси меня с журавлями, ветер,

Унеси далёко, в синие края,

Где осталось детство,

Где осталась юность,

Где в лугах зарю встречала

Журавлям скажу: «Не тревожьте маму,

Но не облетайте дом наш стороной, —

Это мое детство,

Это моя молодость

Без меня взошла новая берёзка.

Как вам там живётся, милые края?

Не вернется детство,

Не вернется юность,

Улетела с журавлями

Впервые Надежда Крыгина исполнила «Песню о детстве» позапрошлым летом на родине композитора. Сначала для небольшого круга слушателей под аккомпанемент замечательного музыканта Дмитрия Дмитриенко, а потом на широкой публике под аккомпанемент государственного ансамбля «Россия». Здесь, на огромной поляне среди берёз, где тысячи зрителей, певица творила чудеса: на её голос, на её исполнение, на стихи и музыку Аверкина зрители сначала замерли, а потом плотным кольцом окружили сцену и требовали повторить песню.

Как вам там живётся, милые края. Непросто, но памятно. Редко сейчас увидишь, где уважительно относятся власти к культуре. А на Рязанщине, в Сасове, власть вместе с народом гордится своим земляком, потому каждый июнь едут и едут профессиональные исполнители и самодеятельные коллективы на Всероссийский фестиваль имени А.П.Аверкина. Ничто их не держит — ни безденежье, ни непогода.

В прошлом году июнь расплакался не на шутку. В Сасове страшились: будут ли люди по такой непогоде? Люди не просто приехали, а отправились по традиции в родной дом композитора, в деревню Шафторка.

Дождь льёт как из ведра, не перестаёт ни на минуту. Местные жители настелили деревянные мостки и ждут гостей. Те тоже не побоялись и с песнями направились в родной дом Александра Петровича. Много пели. Много стихов читали. А потом зазвучала последняя песня Александра Петровича:

Кто-то по мне очень искренне плачет,

Кто-то простился со мной насовсем.

Всем, кто дружил со мной, люди, спасибо.

Это вам сердце моё говорит.

В доме яблоку упасть негде. По оконным стёклам, будто слёзы, стекают струйки плотного дождя. По стенам — деревянные рамки, в них фотографии. Вот Александр Аверкин с гармошкой среди шафторских девчат. Вот он с матерью, а тут с бабушкой. Рядом — иконы.

Слушают песни люди и не плачут. До слёз ли? Вон что натворил их, и мой, и твой, Александр Аверкин! Он научил нас любви и радости. И скольких ещё научит.

И ещё. Дорогие мои читатели! В год 80-летия Александра Петровича Аверкина давайте всем миром выпустим диски с песнями, дорогими нашему сердцу. Они шестьдесят лет рука об руку идут с русским человеком, наполняя его жизнь любовью и радостью.

Вот лишь некоторые из них:

Вы куда летите, лебеди

Карими глазками я моргала

Мне берёзка дарила сережки

Учись людей любить

Пройдёт сегодняшнее смутное время, и наши дома вновь наполнятся настоящей музыкой. Не сомневаюсь — и песнями Александра Петровича Аверкина. По-другому не будет!

Помню, как первый раз услышал Александра Петровича. В 60-е годы на Всесоюзном радио была такая передача — «В воскресение в сельском клубе». Даже время её выхода в эфир помню — 15.15. Вели её народные артисты СССР Виктор Хохряков и Вера Васильева. И в одной из них звучало интервью с Аверкиным. Мальчик был совсем, а запомнил, как из прикрытого вышитой салфеткой приёмничка Александр Петрович сказал тогда: «Все мои песни идут из души, и все они для души, для хорошего человека».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Александр Аверкин — Биография / История

Александр Аверкин

Биография

Окончил ремесленное училище, работал слесарем-жестянщиком на ВДНХ. Служил танкистом в Таманской дивизии.

В 1952—1954 гг. работал баянистом-концертмейстером различных ансамблей. В 1959—1961 гг. учился в Музыкальном училище им. Гнесиных. В 1952—1955 гг. участвовал в семинаре самодеятельных композиторов при Союзе композиторов СССР (руководитель — А. С. Абрамский).

В 1962—1967 гг. — инструктор Политуправления Московского военного округа. С 1968 г. — член Союза композиторов СССР. С 1970 г. — художественный руководитель ансамбля Москонцерта «Рождение песни». В 1975 г. окончил дирижёрско-оркестровое отделение Московского института культуры.

Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.

Семья

Отец — Пётр Егорович Аверкин; погиб при обороне Москвы. Мать — Анна Алексеевна.

В пятидесятых годах несколько лет прожил в гражданском браке с Л. Г. Зыкиной.

Имел двух внебрачных сыновей и дочь, рожденную в первом браке с певицей Любовью Екименко (Кузьмичевой).

Жена — Аверкина Галина Васильевна.

Творчество

оперы, оперетты
«Золотой колосок» (детская опера)
«Печорские зори» (1963, оперетта)
«Пора антоновки» (муз. комедия)
Приз господина Арно (оперетта)

концерты
для баяна с оркестром народных инструментов (1974)
для балалайки с оркестром народных инструментов (1972)

пьесы
для двух баянов
музыка к спектаклям и кинофильмам
песни — более 500, популярны
Ты меня не любишь не жалеешь (стихи С. Есенина)
Зачем меня ты беспокоишь (стихи и музыка А.Аверкина)

Вы куда летите лебеди (стихи В.Бокова)

Песня о детстве (стихи и музыка А.Аверкина)

Хочу тебе понравиться (стихи и музыка А.Аверкина)

Обошла меня любовь (стихи В.Бокова)

Иди сторонкою (у дуба старого) (стихи В.Бокова)

Летит лебедушка (стихи и музыка А.Аверкина)

Ходит любовь (стихи В.Андриянова)

«На побывку едет» (сл. В. Бокова, 1952)
«Ярославские ребята» (сл. А. Вихрева, 1954)
«Жду я тебя» (сл. И. Дремова, 1957)
«Милая мама» (сл. И. Лашкова, 1960)
«Моя страна» (сл. И. Дремова, 1960)
«Мне берёзка дарила серёжки» (сл. В. Харитонова, 1962)
«Почавочки» (сл. В. Туркина, 1966)
«Люди России» (сл. В. Туркина, 1967)
«Вдали от России» (сл. Б. Дубровина, 1968).
«Маков цвет» (сл. В. Бокова)
«Откровенные ребята» (частушки на стихи А. Вихрева)
«Падают листья»

Песни А. Аверкина входили в репертуар Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Анны Литвиненко, а также хоровых коллективов — Академического хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/у Н.Кутузова, Рязанского народного хора, Волжского народного хора и др.

Избранные публикации

Награды и признание

Наслаждайтесь нотами с командой PianoKafe!

Каждый день мы выполняем огромную работу, чтобы вы наслаждались любимой музыкой в качественной аранжировке.

Присоединяйтесь к 200+ довольным клиентам 🙂


источники:

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/10/uletela_s_zhuravlyami_molodost_moya

http://pianokafe.com/artist/aleksandr-averkin/about/