Авдотья Истомина Балерина Краткая биография

Балерина Истомина Авдотья Ильинична: биография, деятельность и интересные факты

Она — современница и ровесница Пушкина, одна из самых известных балетных танцовщиц своего времени, прима балета Дидло. Ее имя не раз встречается в произведениях великого поэта. Им был задуман, но так и не завершен роман «Две танцовщицы», в котором прототипом одной из героинь была именно она — Авдотья Ильинична Истомина. Помимо таланта танцовщицы, она обладала удивительным шармом и красотой и считалась одной из самых очаровательных женщин Петербурга того времени. Естественно, у нее были целые толпы поклонников, и среди них — самые выдающиеся люди Империи.

Истомина Авдотья Ильинична: биография

Евдокия (так она записана в книги регистраций) родилась 6 января 1799 года в Санкт-Петербурге. О том, кто были ее родители, есть несколько версий, однако наиболее правдоподобной считается та, согласно которой ее отцом был полицейский пристав Илья Истомин, который спился и умер, когда девочке было 2-3 года. Мать девочки, Анисья Истомина, также вскоре умерла, и шестилетняя Дуня осталась круглой сиротой. К счастью, девочка не была определена в сиротский приют, а попала в императорское театральное училище. Она, благодаря своей внешности, приглянулась наставнице училища и та взяла ее на полный пансион. Именно здесь Истомина Авдотья постигала театральное ремесло. К сожалению, никто особо не занимался общим образованием воспитанников.

Учеба

Актерская профессия в начале 19 века не причислялась к престижным, поэтому в училище, как правило, учились дети из низших сословий или же сиротки, наподобие героини нашего повествования. Впоследствии, когда она стала выдающейся балериной, многих стал интересовать вопрос — кто был учителем балерины Авдотьи Истоминой? Изначально танцевальному искусству девочку обучала знаменитая в Санкт-Петербурге балерина Екатерина Сазонова. Именно у нее она научилась быть терпеливой, дисциплинированной, стойкой и не сдаваться. Однако главный учитель Авдотьи Истоминой, который научил ее технике танца и актерскому мастерству, — это, конечно же, французский танцовщик, балетмейстер и преподаватель Шарль-Луи Дидло. Он отличался беспощадностью к своим воспитанникам, был очень требователен и строг, вне зависимости от их пола и возраста.

Дебют

Истомина Авдотья, как и большинство учащихся императорского училища, очень рано стала выступать на сцене. Уже в 9-летнем возрасте Дидло взял ее в постановку балета «Зефир и Флора», который демонстрировался в Большом Каменном театре. Конечно же, ей выдалась очень скромная роль – быть в свите богини Флоры — покровительницы растительного мира. Девочку выступление перед публикой очень впечатлило, она была очарована образом Флоры и стала мечтать о том, что когда-то и она будет примой-балериной и будет также красиво выглядеть.

Вхождение в Петербургскую труппу

В 1815 году Авдотья Истомина — балерина с дипломом об окончании театрального училища — поступила на службу в Императорский театр в Санкт-Петербурге, труппой которого руководил ее учитель Шарь Дидло. Он сразу же взял свою талантливую ученицу в постановку спектакля «Ацис и Галатея», причем на роль главной героини. Девушка после первого же выступления приглянулась публике. В тот период не было строгого разграничения между театральными жанрами, и балет считался одним из них, и ей не раз приходилось играть и в драматических, и водевильных спектаклях. Вскоре о красавице-балерине заговорил весь российский высший свет.

Характеристика

Первый российский театральный истограф Пимен Николаевич Арапов вот как описывал Истомину: «Она была среднего роста, очень красива, стройна, с темными роскошными волосами и черными блестящими глазами, длинными густыми ресницами, придающими ее физиономии особый характер. У нее были мускулистые, сильные ноги, движения ее были легки и грациозны”. Учитывая все это, неудивительно, что балерина Авдотья Истомина, биография которой описывается в данной статье, пользовалась большой популярностью среди аристократической знати. Говорят, что сам Пушкин был к ней неравнодушен и даже испытывал муки ревности. Нравы тогдашнего времени позволяли высокородным господам содержать мало обеспеченных балерин. Какое-то время она находилась на содержании у знаменитого генерала Орлова – будущего декабриста. Пушкин в порыве ревности написал на него эпиграмму, начинающуюся такими словами: «Орлов с Истоминой в постеле…». Он назвал её Лаисой, что имело такое же значение, как слово “куртизанка”.

Шерше ля фам

Первым ее ухажером был штаб-ротмистр Василий Васильевич Шереметев. Ей нравились его ухаживания, и около двух лет они жили как молодожены. Однако с ростом ее популярности как балетной танцовщицы она становилась более требовательной и своенравной, и вскоре поссорилась с ним и переехала жить к своей ближайшей подруге Марии Азаревичевой. Подруг постоянно осаждали влюбленная в них светская молодежь, а также почитатели балерины более солидного возраста. Она дружила с Александром Сергеевичем Грибоедовым и однажды приняла приглашение драматурга и дипломата зайти в гости к его другу А. Завадовскому, у которого он временно жил в Петербурге. После этого визита Истомина Авдотья помирилась с Шереметевым и вернулась к нему, однако в свете распространились слухи о ее близости с Завадовским. Когда возлюбленный потребовал у балерины объяснений по поводу этих сплетен, она не стала оправдываться и призналась, что друг Грибоедова приставал к ней самым грубым образом во время ее визита к нему в дом. Этого Шереметев не мог простить и вызвал Завадовского на дуэль. В то же время близкий друг Василя Васильевича, А. И .Якубович, посчитав инициатором всего этого А. Грибоедова, сам вызвал его на дуэль. Таким образом, в один и тот же день должны были состояться два поединка. Итак, в ноябре 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге должны были драться две пары. Однако до дуэли Грибоедова и Якубовича время не дошло, поскольку Завадовский убил Шереметева, и вторую дуэль пришлось на время отложить. Если помните из истории, поединок между драматургом и Якубовским все же состоялся через год, но уже в Тифлисе. В результате него Грибоедов был ранен, но не смертельно. Однако именно шрам от пули Якубовича позволил в дальнейшем опознать тело убитого персами дипломата Грибоедова.

Прима театра Дидло

Истомина Авдотья, которой было всего 18 лет, узнав о смерти возлюбленного, страшно переживала и чувствовала себя виноватой, однако в театре никому не было дело до ее мук. В 1818-м Шарль Дидло решил восстановить и немного преобразовать свой любимый спектакль — «Зефир и Флора», музыку которого написал К. А. Кавоса. Авдотья не раз принимала участие в более ранних постановках этого балета. И вот, теперь ее мечта сбылась, и она должна была предстать в образе прекрасной Флоры и сыграть заглавную партию. Публика встретила новую “покровительницу растительного мира” на ура. Это был настоящий триумф для балерины. После этого она блистала практически во всех главных ролях своего педагога: «Африканский лев» , «Калиф Багдада”, «Евтимий и Евхариса”, «Дезертир», «Лиза и Колен», «Кора и Алонзо, или Дева Солнца», «Роланд и Моргана» и др.

Авдотья Истомина и Пушкин

В начале 1823 года в Петербургском Большом Каменном театре состоялся премьерный спектакль – балет по мотивам пушкинской поэмы “Кавказский пленник”, музыку для спектакля написал Катарино Кавоса. Истоминой была доверена партия Черкешенки. Интересно, что сам автор произведения, А. С. Пушкин, на тот момент был сослан Кишинёв. Узнав о том, что в столице должен состояться этот спектакль, он написал своему брату Льву: «Сходи на “Кавказского пленника” и расскажи мне о Дидло и моей прекрасной Черкешенке-Истоминой. Когда-то я волочился за ней, подобно моему пленнику». Сколько отчаяния было в этих строках. Пушкин совсем молодым влюбился в юную Истомину. Они, как уже было отмечено, были ровесниками. Он один из первых заметил ее среди массовки. А вот балет «Ацис и Галатея» настолько тронул его, что он своей черноокой Галатее посвятил бессмертные строки в романе «Евгений Онегин». Даже если бы он не упомянул в них само ее имя, каждый бы понял, что описываемая им танцовщица — Авдотья Истомина. Стихи Пушкина всегда были образны и правдивы, особенно когда касались описания женщины. Он мог уловить какой-то особый жест или мимику, которые были едва уловимы для других.

Героиня несостоявшегося романа

Интерес великого поэта к личности Истоминой был намного глубже, чем того хотел он сам. Он то и дело возвращался к ней, ее образ в его памяти был всегда ярок, где бы он ни был. Пушкин задумал написать о ней роман, и даже сделал наброски. Изначально он задумал назвать роман «Русским Пеламом». Однако позже он решил, что тот будет называться «Две танцовщицы». Александр Сергеевич хотел в нем затронуть тему той трагедии, виновницей которой невольно стала танцовщица – речь идет о дуэли между Шереметевым и Завадовским. В рукописях Пушкина был найден план романа. Он выглядел следующим образом:

  • Балет Дидло.
  • Завадовский.
  • Любовник.
  • Закулисная сцена.
  • Дуэль.
  • А. И. входит в моду.
  • Содержанка.
  • Замужество.
  • Отчаяние
  • Истомина в свете.
  • Неприятие.
  • Светские приёмы
  • Неприятности и т. д.

История пуант

Авдотья Ильинична Истомина была настоящей пионеркой в русском балетном искусстве. Она первая из русских танцовщиц, которая встала на пуанты. До этого танцовщицы пытались становиться на большие пальцы ног, однако специальной балетной обуви в начале 19-го века не было. Считается, что в пуантах впервые вышла на сцену итальянка Мария Тальони. Это произошло на сцене лондонского королевского театра в 1830 году. Однако в России это произошло несколькими годами раньше, именно благодаря Дидло и Истоминой, это и привело к настоящей реформе балета.

Зрелость

Авдотья прослужила в Императорском балете более 20 лет. Ее более поздними ролями считаются Розальба из “Дона Карлоса”, итальянка Сусанна «Альмавива и Розина”, Элиза в «Пажах герцога Вандомского”; графиня Альберт в « Уроке чародея» и т.д. С годами она начинала грузнеть, и стала часто уставать… Ей стали давать все меньше ролей. В 1830 году у нее началась болезнь ног и ей пришлось перейти к мимическим партиям . Ее тезка Авдотья Панаева в своей книге воспоминаний уделила выдающейся балерине несколько страниц.” Истомина к 40 годам стала тяжеловесной, растолстевшей женщиной. Он старалась молодиться и использовала много грима – белил и румян. Волос ее не коснулась седина,и они были по-прежнему черными как смоль. Были слухи, что она их красит». С возрастом покровительствовали не ей, а она сама помогала молодым артистам, среди них были драматический актер Годунов. Театральные критики считали его бездарным, но Истомина не разделяла их мнения. Он был моложе ее на 21 года, однако это им не помешало пожениться. Она одаривала его дорогими подарками, бриллиантами, он гордо сидел с ней в театральных ложах и пользовался благами богатой жизни. Однако, по иронии судьбы, молодой муж вскоре заболел тифом и умер. Авдотья с горя решила податься в монахини, однако до этого не дощло, и она продолжала служить театру.

Эпилог

Последнее упоминание имени балерины на театральной афише было в январе 1836 года, а последний ее спектакль состоялся в Александрийском театре в последний день января того же года. Однако после этого она прожила еще 12 лет и умерла от холеры. Похороны были скромными, никто даже не вспомнил о том, что она была одной из самых выдающихся танцовщиц своего времени.

Биография Авдотьи Ильиничны Истоминой

«Восхищенная, остановилась я перед портретом Истоминой. Стихи Пушкина, которые я знала наизусть, –
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола. –
уже давно сделали для меня дорогим это романтическое видение «блистательной, полувоздушной» Истоминой,

– писала об одной великой балерине другая, Тамара Карсавина. – Маленькая прекрасная головка в венке из роз и водяных лилий, мечтательные глаза и слегка беспечная, чуть пренебрежительная улыбка – все это словно оживило бесплотный образ, наполнило его трепетным дыханием».

Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году. Где протекало ее детство и кто были родители, неизвестно. Училась она в Петербургской балетной школе, и еще будучи ученицей выступала на императорской сцене. Окончив школу в 1816-м, семнадцатилетняя танцовщица дебютировала в балете «Ацис и Галатея» и сразу же заняла первенствующее положение в труппе. Со временем ее амплуа становилось все разнообразнее: Лиза в «Тщетной предосторожности», Луиза в «Дезертире», Кора в «Коре и Алонзо».

«Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», – пишет знаток балетного искусства Вера Красовская.

А малую образованность Авдотьи Ильиничны восполняла интуиция большой артистки.

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», показанный на сцене Большого Санкт-Петербургского театра, навеки связал три имени: Пушкина, Истоминой и балетмейстера Дидло. Как всегда, танцовщица была прекрасна: легкий голубой костюм подчеркивал стройность ее фигуры. Невысокого роста, черноглазая брюнетка, хорошо сложенная и гибкая, она очень подходила для роли Черкешенки.

Она была ровесницей Пушкина, и к имени прославленной балерины Александр Сергеевич возвращался в своих произведениях не раз. Среди черновых рукописей Пушкина сохранился план задуманного им романа «Две танцовщицы», одной из героинь которого должна была стать А. Истомина, танцевавшая в балете Дидло. Он увлекался ею одно время, расточал похвалы. Для поэта Авдотья Истомина оставалась не только одной из красивейших женщин его времени, но и первой романтической танцовщицей. Именно в ней видел Пушкин идеальную представительницу русской школы танца, вдохновившую его на удивительные строки о «душой исполненном полете». Кстати, именно Пушкин явился «виновником» зарождения легенды о восточном происхождении танцовщицы, именуя ее в письмах брату «Черкешенкой».

Они встречались в стенах театра, а также у известного писателя и театрального деятеля князя Шаховского, в доме которого горячо обсуждались новые произведения и актерские дебюты. Надо сказать, что Авдотья Ильинична вообще была близка к кругу писателей и поэтов, дружила с Грибоедовым.

Юная Истомина предпочла множеству воздыхателей штаб-ротмистра Шереметева, веселого, добродушного, слегка ветреного повесу, влюбленного в балерину. Она, как повествуют биографы, «сблизилась с ним и поселилась на его квартире, где прожила около двух лет.

Шереметев был чрезвычайно ревнив, и как-то после очередного выяснения отношений Авдотья Ильинична решила на время поселиться у подруги.

Грибоедов, провожая поздно вечером Истомину после спектакля, пригласил ее к себе на чашку чая, не предупредив, что жил на квартире у приятеля камер-юнкера А. П. Завадовского, некогда пытавшегося крутить «амуры» с Авдотьей».

История жизни Авдотьи Ильиничны Истоминой

Граф Александр Завадовский, наследник огромного состояния, был занят проматыванием наследства. Холодный циник и эгоист, он в тот вечер, судя по признанию Истоминой следствию, «по прошествии некоторого времени предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает. ». Тогда Грибоедов отвез танцовщицу на квартиру актрисы Марии Азаревичевой. Когда Шереметев разыскал ее у подруги, то сначала попросил прощения и увез к себе. А уже дома стал допытываться, где и с кем была ветреная сильфида, обещая застрелиться на ее глазах или застрелить ее, если не признается.

Ревнивец, выпытывая «правду», с негодованием узнал, что их ссорой так гнусно воспользовался Завадовский, и вызвал того на дуэль. Друг Шереметева, Александр Иванович Якубович, корнет лейб-гвардии уланского полка, согласился стать его секундантом и, в свою очередь, вызвал на дуэль Грибоедова. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище.

Выстрел Завадовского оказался «удачным»: истекавшего кровью Шереметева увезли домой, где он скончался через сутки в страшных мучениях – от той же самой раны, от которой через двадцать лет погибнет Пушкин. Вторая дуэль была отложена (Якубович и Грибоедов продолжили ее на Кавказе спустя время). Шереметева жалели, в геройском свете представал Якубович. Единственным виновником случившегося называли Грибоедова. Завадовскому предложили покинуть Россию. А балерина долго оплакивала убитого возлюбленного.

…На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.

«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной, – пишет язвительная А. Я. Панаева. – Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит. Глаза у Истоминой были большие, черные и блестящие. У нас она прежде не бывала, но теперь приехала просить отца приготовить к дебюту воспитанника Годунова, рослого, широкоплечего, с туповатым выражением лица юношу. Она покровительствовала ему.

Отец прямо сказал Истоминой, что Годунов – самый бездарный юноша. Истомина не поверила и обратилась к В. А. Каратыгину. Не знаю, правда ли, будто Каратыгин получил от Истоминой значительный подарок за свои занятия с Годуновым.

Вскоре после этого Истомина вышла замуж за Годунова, и он быстро растолстел. Его лицо лоснилось от жиру. Когда он сидел в ложе с своей супругой, то самодовольно на всех посматривал, потому что сиял бриллиантами: шарф у него был заколот бриллиантовой булавкой, на рубашке и даже на жилете пуговицы были бриллиантовые. Он не надевал перчатку на ту руку, на пальце которой было надето кольцо с большим бриллиантом. Но недолго Истомина наслаждалась своим поздним супружеским счастием: ее здоровяк-муж схватил тиф и умер. Неутешная вдовица воздвигла дорогой памятник во цвете лет умершему супругу и даже собиралась поступить в монахини».

Уже будучи в возрасте, балерина вышла замуж за драматического актера Павла Экунина – первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума», прекрасно танцевавшего мазурку. Не случайно он стал ее партнером на последнем выступлении! Экунин ушел из театра вскоре после отставки своей знаменитой жены.

Той, что вызвала к жизни гениальные строки о «душой исполненном полете», суждено было погибнуть от холеры. Похоронили Авдотью Истомину весьма скромно, а на могильной плите начертали: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка». Всего на несколько месяцев пережил ее и муж. Некролог в «Северной пчеле» появился через год после кончины танцовщицы.

Авдотья Ильинична Истомина — краткая биография

Великая балерина Авдотья Ильинична Истомина родилась 6 января 1799 года. До наших дней она считается главной терпсихорой и символом русского балета. Любое воспоминание о ней начинается со строфы Пушкина из «Евгения Онегина»:

Смычку волшебному послушна».

Родителей Авдотья не помнила и была сиротой. Воспитателем балерины был гениальный хореограф Шарль Дидло. Он же является родоначальником русского балета. Дидло впервые ввёл в балет образное исполнение, он ставил настоящие полноценные танцевальные спектакли. Танцовщиков с его подачи начали называть артистами балета.

Особенно его увлекала Античность — самая популярная историческая эпоха у высшего света начала XIX века. Именно Дидло ввёл в балетное искусство высокие прыжки, напоминавшие полёт птиц на сцене. Фуэте тогда исполняли единицы балерин, и виртуознее всех это делала Авдотья Истомина. Танцу на пуантах балет также обязан Дидло, а впервые в них выступила именно Истомина.

Великая балерина начала учиться у Дидло в 6 лет. В балетной школе девочка училась лучше всех. Её способности предвосхищали все ожидания учителя, а в 9 лет она дебютировала на сцене. Помимо виртуозной техники танца, Истомина обладала даром комедийной актрисы.

Однажды Дидло нашёл в архиве древний манускрипт с описанием ритуала Диониса, бога вдохновения. Празднества в его честь назывались «вакханалии». В них пробуждались все чувства человека, а танцы доводили вакхов до состояния эйфории. В эти моменты у них появлялись сверхъестественные силы. Еврипид писал о них: «Всё они могли поднять, всё сделать».

Вдохновлённый Дидло посвятил Истомину в идею о постановке нового балета. С этого момента в танцах Истоминой появилась спонтанность, непредсказуемость и пластика, поражавшая зрителей на спектаклях. Её сила воздействия на зрителей была абсолютной. Каждое её выступление петербуржцы считали чудом, каждое движение приводило зрителей в восторг. Ей посвящались стихи, оды, поэмы, либретто. Пушкин навсегда увековечил её в «Евгении Онегине». Она была предметом обожания и поклонения.

Вокруг Истоминой распространялись самые невероятные сплетни и слухи, После дуэли графа Завадского и декабриста Якубовича из-за Истоминой отношение императорских особ к балерине охладилось. После восстания декабристом власти стали считать Истомину музой революционно настроенной декабристской молодёжи. Так Истомина пала с пьедестала всеобщего внимания и обожания.

Новаторство Шарля Дидло вследствие этого стали воспринимать враждебно. В последний раз Авдотья Истомина выступила 30 января 1836 года.

Умерла легендарная балерина 26 июня 1848 года спустя 12 лет после исполнения «Русской» — танца, которые сегодня считается классикой русского балета.