Авдеев Летчик Герой биография

Ранней весной 1952 года при вспашке земли на колхозном поле трактористы Ново-Усманского колхоза Воронежской области лемехом плуга вывернули какой-то железный предмет. «От самолета, — сказал своим товарищам С. Гостев, в прошлом участник Великой Отечественной войны. — Давайте после смены вскопаем на этом месте». Так трактористы и сделали. На глубине, примерно, двух метров они нашли авиационный мотор, орден Красной Звезды № 220303, сберегательную книжку № 137607 со штампом полевой кассы № 87 и останки летчика. В сберегательной книжке трактористы прочитали: «. деев Александр Федорович». Первые буквы фамилии, принадлежащие неизвестному летчику, были направлены в соответствующие органы для экспертизы, где установили его настоящую фамилию — Авдеев. Следовательно, летчик, погибший под Новой Усманью, был никто иной, как Авдеев Александр Федорович. Кто он, откуда и при каких обстоятельствах погиб?

Александр Федорович Авдеев родился в селе Большая Талинка бывшего Платоновского района Тамбовской области в 1917 году. Там прошло его детство. Когда мальчику было полтора года, у него умерла мать. Заботы о Саше легли на плечи бабушки Варвары Федоровны. Она не чаяла души во внуке, очень огорчалась, что он невелик росточком и худ. Отец женился на другой. Свою родную мать Саша почти не помнил. И когда соседи заводили разговор об этом, он коротко повторял: «Не помню мать, которая родила, знаю мать, которая воспитала». После окончания 4-х классов Б.-Талинской школы семья Авдеевых переезжает под Москву в город Люблино (ныне это район Москвы). Отец, Федор Андреевич, стал работать столяром на стройке, делал рамы, двери, а Саша помогал отцу чем мог — то по столярному делу, то подмазывал стекла. В 1933 году Саша окончил семилетку и поступил в ФЗУ. Он рос тихим и скромным, любознательным, отлично учился. Был дисциплинированным и аккуратным, имел много товарищей в школе.

После окончания училища стал работать слесарем литейно-механического завода им. Л.М. Кагановича. Огромный, пронизанный светом механический цех распахнул свои двери перед новичком — рабочим. Сашу приняли в отдел механика и поставили на текущий ремонт станков. Вникать в сложную жизнь станочных механизмов учил Авдеева старый бригадир Титов, которого молодежь почтительно звала дядей Васей. Дядя Вася был доволен своим помощником. Худощавый семнадцатилетний слесарь был исполнителен, вдумчив, не избалован. В нем угадывался напористый характер. Саша вступил на трудовую дорогу, в героическое время, в годы первой пятилетки, в годы «Магнитки», когда по всей стране вырастали заводы, шахты, когда наш народ поднялся на леса строек. Мастерство к Авдееву приходило быстро. Он скоро управлялся со всевозможными шестернями, валиками и втулками. В это время совершал свои удивительные полеты Валерий Чкалов. Молодежь читала о рекордах Громова. И когда Родина позвала ее в авиацию, среди заводских юношей и девушек желающих было много. Но комиссия отобрала только 20 человек. В числе принятых оказался и слесарь Авдеев. Группа начала заниматься в Подольском аэроклубе с марта 1936 года. Перед занятиями ночевали в аэроклубе, поэтому мать Саши, Мария Ивановна, собирала сына в дорогу с вечера. Брезжила заря, и курсанты поднимались на ноги.

В мае начались полеты и учлеты выходили на зеленое поле аэродрома, где в ряд стояли легонькие и надежные учебные машины У-2. Первым пошел в самостоятельный полет скромный и тихий учлет, отличник учебы Александр Авдеев. Возвращаясь из полета, он присаживался к товарищам и начинал рассказывать, как показывала себя машина в воздухе, как лучше себя вести, когда самолет идет на «бочку» в «иммельман», в «мертвую петлю». Из аэроклуба спешили на электричку. Надо было успеть на завод, работать во вторую смену. Александр Авдеев окончил аэроклуб с отличием. На выпускном вечере в люблинском клубе рабочих-летчиков приветствовала Полина Осипенко, старейший русский летчик Борис Российский. 18 лучших выпускников были посланы на курсы инструкторов. В отделе кадров завода сохранилась запись: «8 февраля 1938 г. слесарь механического цеха А.Ф. Авдеев был призван в военно-летную школу». Саша много летает, овладевает мастерством, а вскоре жизнь проверила его и в боях во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов, тогда Саша участвовал в боях, получил несколько благодарностей командования и звание лейтенанта. Военная гроза 1941 года застает лейтенанта Авдеева под Ленинградом. Он назначается комэском 153-го истребительского полка.

19 июля 1941 года с командного пункта полка передали: «К городу движется группа фашистских бомбардировщиков. Перехватить их, не дать им сбросить бомбы!» В голубое ленинградское небо поднялась четверка «ястребков» под предводительством Авдеева. На высоте 2000 м Саша увидел идущие с юго-запада черные силуэты вражеских машин. Их было более двух десятков. «Многовато, — подумал Саша и передал по радио: — Атакуем бомбардировщиков вместе!» Он стал пикировать на четверку «юнкерсов». Из кабин стрелков-бомбардировщиков в сторону наших «ястребков» понеслись трассирующие снаряды. Саша упорно шел на сближение с ведущим «юнкерсов». Он видел как задымился правый мотор вражеского бомбардировщика, как лизнули языки пламени желтый крест на плоскости. И вдруг самолет Саши вздрогнул, потом как в лихорадке затрясся и в кабине запахло горящей резиной. «Пожар!» — подумал Авдеев. Через секунду он заметил голубоватые струйки огня на капоте мотора. Удушливый дым заполнял кабину. Стало тяжело дышать. Саша бросил самолет вправо, потом влево, но пламя не погасло. «Что делать — прыгать?». «Внизу земля, занятая врагом. Надо лететь, лететь до своих. » — жаркое пламя лизало руки, ноги, легкий комбинезон не в силах был защитить грудь. Саша загораживал лицо левой рукой, но и это не предохраняло его от огня. Мысленно отсчитывая время, наконец принял решение: прыгать! Авдеев отодвинул колпак кабины и покинул горящий факел. Через месяц он опять громил немцев под Ленинградом.

7 сентября Александр во главе четверки МИГ-1 вылетел на штурмовку войск противника. Было пасмурно, низкая облачность, но командир эскадрильи все ж разыскал колонну немцев. В этот вылет было уничтожено до роты немецких солдат и офицеров. 23 сентября эскадрилья Авдеева обнаружила в районе города Пушкина 2 артиллерийские батареи противника, ведущие огонь по нашим частям. «В атаку, за мной!» — скомандовал Авдеев. Самолеты, заходя с разных сторон, стали бомбить немецкие пушки. Советские войска, получив поддержку летчиков, пошли в наступление. 5 октября в районе станции Мга Саша с напарником неожиданно обнаружил в воздухе 5 самолетов ХЕ-113. Смельчаки вступили в неравный бой. Командир атаковал ведущего и сбил его. Но в это время на его напарника, младшего лейтенанта Николая Лебедева, накинулись четыре неприятельских машины. Самолет Лебедева был сильно поврежден. И тогда командир огнем отогнал «хейнкелей» от напарника и, охраняя друга, привел его на аэродром. В ноябре немцы вплотную подошли к Ленинграду. Улицы города стали яростно обстреливаться дальнобойной артиллерией врага. Командование фронтом поставило перед летчиками задачу: найти дальнобойную артиллерию немцев! Первого декабря Авдеев вылетел в разведку. Погода стояла ясная. Внизу на снегу были видны черные тропы дорог, блестели ледяные плешины озер. Авдеев шарил глазами по опушкам лесов, берегам речушек, окраинам населенных пунктов. Нет, не видно следов артиллерии. Внезапно его взор привлекла поляна в густом лесу. «Что за чудо? Среди снежной белизны черная обожженная земля». Александр передал своим орлам: «Прикройте, я фотографирую. » Закончив съемку, Авдеев развернул самолет в сторону базы, но тут появилась семерка «мессершмиттов». «Ястребки» ускользнули от них, надо было доставить фотоснимки. Дешифровка снимков показала: это была позиция дальнобойной артиллерии врага. Вскоре она замолчала. Командир эскадрильи А.Ф. Авдеев был награжден орденов Красной Звезды.

Летом 1942 года полк, в котором служил Авдеев, был переброшен на Воронежский фронт. Здесь началась тяжелая битва с врагом, рвущемуся к Дону. В последних схватках с врагом Александр воевал неподалеку от родной деревни. 15 июля 1942 года Саша был вызван в штаб, который находился в Тамбове. Ранним утром на окраине села Большая Талинка опустился самолет, к нему со всех ног бежали ребятишки. Улыбающийся летчик вылез из самолета, пошел в толпе ребят на Первомайскую улицу, где жила его бабушка, расцеловался с ней, обнялся с односельчанами. Короткое свидание. На обратном пути к самолету Саша зашел на сельское кладбище, постоял у могилы матери. Снова самолет взмыл в воздух, ложась курсом на Тамбов. Над воронежскими землями шли жестокие воздушные бои. Фашистские орды рвались к Сталинграду, торопясь к своей бесславной гибели. 12 августа 1942 года в небе над Новой Усманью творилось что-то невероятное.

Поливая друг друга смертельным огнем носились в небе самолеты. Саша атаковал «мессера», но промахнулся. Перевернувшись через крыло, противник нырнул под самолет Авдеева и скрылся. «Улизнул, гадина!» — подумал Саша и увидел перед собой другой истребитель врага. Нажал на гашетку, выстрелов нет, кончились боеприпасы. Немец понял в чем дело, и смело пошел в бой навстречу Авдееву. Фашистский пилот был уверен, что советский летчик отвернет, дрогнет, и тогда он его спокойно расстреляет. «Не отверну, гад, буду таранить!» — шептали пересохшие губы капитана Авдеева. Страшный удар и треск потряс воздух. Капитан Авдеев выполнил до конца свой воинский долг. А осенью того же года на квартиру Авдеевых принесли короткое извещение. Герой Советского Союза подполковник Миронов сообщал, что верный воинской присяге, проявивший геройство и мужество в бою 12 августа 1942 года пропал без вести сын Авдеевых капитан Александр Авдеев. В графе «похоронен» чернел короткий прочерк. Затем в Люблино дошла и другая короткая весточка от напарника и друга Саши.

«Дорогой т. Авдеев! — писал он. — Ваш сын 12 августа вылетел на боевое задание. Во время выполнения задания встретил группу истребителей противника и завязал с ними неравный бой. В ре-зультате воздушного боя Ваш сын при лобовой атаке столкнулся с вражеским самолетом и погиб смертью храбрых. Также погиб и тот стервятник, который шел ему навстречу.
Остаюсь верный друг Н. Лебедев.»

Письмо дополняло извещение, но оно противоречило ему. Оставалась слабая надежда, что следы syf отыщутся. Но годы проходили, а никаких сведений о Саше родные не получали. Только после находки трактористов стало окончательно ясно, что летчик геройски погиб в бою. Останки Авдеева похоронили со всеми воинскими почестями в Новой Усмани.
Авдеевы бережно хранят грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10 февраля 1943 года о присвоении звания Героя Советского Союза их сыну. Имя героя не забыто нашим народом.

Под Новой Усманью, на поле, стоит восьмиметровый обелиск в честь подвига Александра Авдеева — бесстрашного летчика-истребителя. В цехе литейно-механического завода в Люблино, где работал до войны Авдеев, установлена мемориальная доска, в заводском дворе — барельеф, и одна из улиц этого города названа его именем, а в сквере на Ставропольской улице, по которой Саша ходил на работу, установлен памятник. На высоком постаменте фигура летчика в комбинезоне, в руках у пилота планшет. Памятник венчает изображение Золотой Звезды Героя Советского Союза и слова «Александр Авдеев 1917-1942 гг.». Памятник построен рабочими литейно-механического завода. Свято хранят память о своем Герое земляки-тамбовчане. На стеле Героев Советского Союза в г. Тамбове первым значится имя Александра Федоровича Авдеева, одна из улиц города названа его именем. Жизнь и подвиг земляка отражены в зале «Боевой Славы» села Большая Талинка, в музее школы № 9, в филиале библиотеки № 13.
На могиле Александра Авдеева в Новой Усмани в 2002 году был установлен новый памятник. На открытие памятника приезжала из Москвы сестра Голованова Анна Федоровна.

Остановись, прохожий! Вспомни о подвиге Героя, верного сына Отечества, и сверь с его жизнью свою жизнь. А если нужно будет, не задумываясь, сделай так, как сделал он.

Авдеев Александр Фёдорович

Родился в 1917 году в селе Большая Талинка, ныне Тамбовского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на литейно — механическом заводе в Москве, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе.

Участник Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 годов.

С Июня 1941 года Старший лейтенант А. Ф. Авдеев на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал Ленинград.

К Январю 1942 года заместитель командира эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) Капитан А. Ф. Авдеев совершил 189 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 12 Августа 1942 года над селом Новая Усмань ( Новоусманского района Воронежской области ) таранил вражеский истребитель и погиб. Похоронен близ села Новая Усмань.

10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Установлены памятники и названы улицы в Москве и Новой Усмани. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина средней школы № 331 в Москве.

В Люблине, в центре сквера на Ставропольской улице, есть памятник. На гранитном постаменте высится бронзовая фигура лётчика. У него мужественное лицо, упрямо сжатые губы, глаза устремлены в необъятную даль неба. Это памятник Александру Фёдоровичу Авдееву, героически погибшему на Воронежском фронте в годы Великой Отечественной войны.

Александр Aвдеев родился в 1917 году в Тамбовской области, но детство и юность его прошли в Люблине. В полтора года Саша остался без матери. Жил с бабушкой. В 1932 году переехал к отцу в Московскую область, в Любино. Там окончил 7 классов неполной средней школы. После окончания школы ФЗУ в 1933 году работал слесарем в механическом цехе Люблинского литейно — механического завода. Одновременно учился в подольском аэроклубе, который закончил в 1937 году. Тогда же, по комсомольской путёвке, был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её в 1939 году направлен в Ленинградский военный округ.

Он принимал участие в боях в период военного конфликта с Финляндией, в составе 153-го истребительного авиационного полка. Начав войну Лейтенантом, закончил её Старшим лейтенантом, командиром звена.

Начало Великой Отечественной войны Александр Авдеев встретил уже опытным истребителем, командиром эскадрильи. В те дни 153-й ИАП, используя бипланы И-153, защищал небо Ленинграда. Лётчики полка летая на этих, уже достаточно устаревших, машинах одержали немало побед над опытными вражескими пилотами. В те дни нашим лётчикам нередко приходилось вести воздушные схватки с численно превосходящим противником, но завершались они, как правило, победой.

Карельский перешеек, аэродром Кексгольм. Второй слева — А. С. Смирнов,
в центре А. Ф. Авдеев, справа — А. Ф. Костюк, стоит — Ю. Минаев. 1941 год.

Самым тяжёлым временем для Александра Авдеева был тот месяц, когда он лежал в госпитале: идёт война, враг рвётся к Ленинграду, а он, лётчик — истребитель Авдеев, вместо того чтобы воевать, валяется на койке. Он даже с врачами переругался. Рана — то уже зажила. А лицо и руки, сколько их ни лечи, всё равно будет видно, что прихватило огнем. Может быть, на свежем воздухе они даже скорей обрастут новой кожей, чем в душной госпитальной палате. А ведь, по — честному говоря, он мог избежать всего этого. Бой шёл под самыми облаками, стоило только Авдееву нырнуть в них, — и след бы его простыл.

И всё — таки, даже очутившись в госпитале, Авдеев не пожалел о случившемся. Избежать ранения он мог. Да что толку в этом ? Огонь горящего самолёта не опалил бы лицо, а разве лучше, когда его жжёт стыд ? Никто, конечно, не бросил бы ему упрёка. Но суд собственной совести был для него превыше всего. Он не мог разрешить себе уйти даже от нескольких «Мессеров». Не мог — и всё.

Вальтер Навотны.

Вот что пишут об этой схватке зарубежные источники. 19 Июля 1941 года, будущий известный немецкий лётчик — ас, Лейтенант Вальтер Навотны ( 9-й штаффель I / JG 54 ), со своим ведомым, вылетел на свободную охоту в район Риги. В районе базирования 153-го авиаполка они столкнулись с четвёркой советских «Чаек», выполнявших боевое задание под командованием Старшего лейтенанта А. Ф. Авдеева. В завязавшейся схватке Навотны сбил 2 «Чайки», но и сам попал под удар советского истребителя, зашедшего ему в хвост ( это и был истребитель Авдеева ).

В результате этой атаки Ме-109 немецкого аса был сильно повреждён и ему пришлось покинуть машину, приводнившись в Рижский залив. Затем, в течение трёх суток, Навотны добирался на спасательной лодке до территории занятой немецкими войсками. Машина Авдеева, в этом бою, так же была повреждена и пилот совершил вынужденную посадку на своей территории.

Истребитель Messershmitt Me-109F-2 Вальтера Навотны, 1941 год.

Однако, имеется и другое описание этого боя, приведённые в нескольких книгах военного корреспондента, участника Великой Отечественной войны А. В. Бурова, посвящённым защитникам Ленинграда:

«19 Июля 1941 года Александр Авдеев в одиночку пошёл в атаку на 10 «Мессершмиттов». Вражеские лётчики оказались не из трусливого десятка, они ответили контратаками. Да и чего им, собственно говоря, было бояться, — десять против одного !

«Чайка», на которой летал Авдеев, значительно уступала Ме-109 в скорости, зато превосходила его своей изворотливостью. Пользуясь этим, Авдеев ускользал от ударов, а «Мессеры», атакующие его с разных сторон, рисковали всадить пулемётную очередь друг в друга. Так бывает, когда несколько человек набрасываются на одного, а тот успевает метнуться в сторону.

Поняв, что бессмысленно всем сразу идти в атаку, немцы ударили четвёркой. Советский истребитель загорелся. Авдеев был ранен. Но и после этого не сразу вышел из боя. Он развернул самолёт в сторону ведущего и выпустил в него длинную очередь. И она не пропала даром ! Ведущий «Мессер» задымил, начал падать. Только после этого Авдеев развернулся к линии фронта и, перелетев её, выпрыгнул из горящей машины.

Пехотинцы подобрали раненого лётчика и отправили в госпиталь. Пришлось отлёживаться. Как ни рвался Авдеев, врачи продержали его почти до конца Августа. Зато, вернувшись в полк, он летал столько, будто хотел наверстать время, потерянное в госпитале. И действительно, наверстал. К исходу 1941 года Александр Авдеев имел уже 189 боевых вылетов и позднее получил высшую награду — Золотую Звезду Героя».

Как бы то ни было, уже через месяц, залечив ожоги, он снова сражался в небе Ленинграда. Вот короткий перечень его боевых дел.

В один из дней, Авдеев атаковал группу бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителетями Ме-109 ( всего около 20 самолётов ). Он сбил Ju-88, но и его машина была повреждена и загорелась. Тем не менее, он продолжал атаковать и сбил ещё один Ju-88 и лишь затем выбросился с парашютом из горящей машины. Получив ранение в этом бою, он с ожогами попал в госпиталь, в котором провёл месяц. По возвращению в полк, ему было присвоено звание Капитан.

23 Сентября 1941 года А. Ф. Авдеев атаковал позицию орудий около Пушкино вместе с другими лётчиками и уничтожил её. На следующий день, Авдеев повёл группу истребителей на штурмовку вражеской мотопехоты к востоку от Ленинграда, где было уничтожено более 10 машин.

5 Октября 1941 года, в районе Мги, Александр Авдеев и Николай Лебедев обнаружили 5 самолётов He-111. Авдеев сбил 1 бомбардировщик, но самолёт Лебедева был повреждён и Александр был вынужден вести дальнейший бой один.

Александр должен был держаться возле подбитой машины товарища, словно привязанный к ней. Это очень усложняло бой. Несмотря на опасность, грозившую самому Авдееву, он не оставил товарища, прикрыл его и дал возможность выйти из боя. В итоге — оставшиеся «Хейнкели» повернули назад и ушли не выполнив своей задачи.

В Ноябре 1941 года, ведя разведку позиций дальнобойной артиллерии врага, он сбил очередной Ме-109 и вскоре был награждён орденом Красного Знамени. В Декабре 1941 года, в одном из вылетов на разведку, он обнаружил и сфотографировал замаскированную дальнобойную батарею противника, за что был награждён орденом Красной Звезды. 1 Января 1942 года одержал очередную победу.

Когда требовалось найти особенно важную цель, командир полка посылал в разведку Авдеева. Поэтому неравные бои случались у него чаще, чем у других. Получив задание отыскать орудие, обстреливавшее Ленинград, он успел пометить на карте огневую позицию и тут же вынужден был вступить в бой. На него шло 7 «Мессеров».

Первую атаку удалось отбить заградительной очередью. А как быть дальше ? Лётчику стоило немалых трудов подавить в себе стремление броситься в самую гущу немецких истребителей. Авдееву это было больше по душе, чем оборонительная карусель. Но ведь самое главное для воздушного разведчика — доставить на аэродром сведения о противнике. На его «Чайке» радиопередатчика не было. Он мог доложить обо всём только сам, лично.

Бросив самолёт в глубокий вираж, Авдеев на некоторое время оторвался от преследовавших его «Мессеров». Они не смогли развернуться так же круто и по инерции проскочили вперёд. Снова догнав «Чайку», немцы уже не сомневались, что с советским разведчиком всё кончено. Его самолёт падал с ужасающей скоростью.

Только в землю «Чайка» не врезалась. Чуть ли не над самыми макушками деревьев натужно взревел мотор. Преследовать так неожиданно ускользнувшую «Чайку» немцы не решились. Не набирая высоты, она летала над лесом, готовая, казалось, нырнуть даже в просеку.

Во время другого разведывательного полёта Александру Авдееву пришлось иметь дело с 9 истребителями противника. Он отбивался, нападал, снова отбивался, стремясь скорее уйти от преследователей. Увидев на дороге вражеские войска, лётчик хотел тут же, не теряя ни минуты, прочесать дорогу пулемётным огнем. Но мужество — это не только умение заставить себя идти на риск.

Принудить себя не рисковать ради пользы дела — тоже мужество. Именно этим отличался Александр Авдеев. Он понимал, что, даже израсходовав весь боекомплект своих пулемётов, он всё равно не уничтожит колонну автомобилей. Зато наверняка спугнёт врагов. И к тому же, оставшись без патронов, сам превратится в лёгкую добычу для немецких истребителей.

Так и случилось бы, не заставь себя Авдеев сдержаться. И вот теперь он имел возможность отбивать атаки и уходить, уходить, чтобы побыстрее могла прилететь сюда эскадрилья самолётов. Авдеев отбился. Один от девяти ! И хотя сам не участвовал в штурмовке вражеской колонны, разгром её был и его заслугой.

153-й истребительный авиационный полк ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) стал первым авиационным подразделением в Советских ВВС, которое перевооружалось на «Аэрокобры» ( из первой группы этих машин отправленных в Советский Союз ). Переучивание на новые самолёты началось 30 Июня 1942 года на аэродроме в Липецке. В Августе 1942 года полк был отправлен под Воронеж.

12 Августа 1942 года 153-й ИАП уже приступил к боевым действиям. Основным противником наших лётчиков в этом районе была II / JG 77 «Herzas», сбившая к тому времени уже 36 самолётов, но и сама понесшая большие потери. В одном из вылетов заместитель командира эскадрильи Капитан Авдеев во главе группы P-39D вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. С первой же атаки Авдееву удалось сбить самолёт ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стала освобождаться от бомб и поворачивать обратно.

Затем, Авдеев бросился в атаку на группу «Мессеров». Пилот Ме-109, выполнив иммельман, умело уклонился от его атаки и нырнул под «Аэрокобру». Потеряв противник из виду, Александр увидел идущий прямо на него другой «Meссер». Авдеев принял вызов и пошёл в лобовую атаку. Ни один из двух пилотов не отвернул и самолёты столкнулись. Его жертвой оказался Ме-109F-4, под управлением фельдфебеля Франца Шульте ( Franz Schulte ), аса с 46 победами, нашедшего свой конец возле посёлка Новоусманский Воронежской области. Последними словами Шульте, в отчаянии прозвучавшими по рации, были: «Почему это случилось со мной ?». Произошло это над селом Новая Усмань Новоуспенского района Воронежской области.

Это был первый таран выполненный на «Aэрокобре». К моменту гибели Александр Авдеев одержал 13 побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года Капитану А. Ф. Авдееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Долгое время не было известно, где покоятся останки отважного лётчика. Только весной 1952 года, распахивая залежные земли, трактористы Новоусманского колхоза обнаружили их и детали разбившегося самолёта. Там же его и похоронили. Именем Героя названы улицы в Москве и селе Новая Усмань, там же — установлены памятники. В механическом цехе Люблинского литейно — механического завода, где работал А. Ф. Авдеев, установлена мемориальная доска, а в заводском дворе — его барельеф.

Список всех известных побед Капитана А. Ф. Авдеева:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.10.1941 г.1 «Хе-113» ( в паре — 1 / 2 )ст. МгаИ-153, «Аэрокобра».
201.12.1941 г.1 Ме-109Толмачи
301.01.1942 г.1 Ме-109
430.06.1942 г.1 Ju-88Матвеевка
51 Ju-88зап. Матвеевка
604.07.1942 г.1 Ме-109сев. Вязноватка

Всего сбитых самолётов — 5 + 1; боевых вылетов — более 200.

[ Согласно версии, отражённой в наградных документах и советской публицистической литературе, Авдеев погиб при лобовом таране самолёта противника, однако это не подтверждается оперативными документами частей и соединений ВВС КА и данными о боевых потерях самолётов германских Люфтваффе. ]

Авдеев Летчик Герой биография

Авдеев Александр Фёдорович — заместитель командира эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Ленинградский фронт), капитан.

Родился 23 июля (5 августа) 1916 года в селе Большая Таленка ныне Тамбовского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. В полтора года остался без матери, жил с бабушкой. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1932 году переехал к отцу в Московскую область. После окончания школы ФЗУ в 1933 году работал слесарем на литейно-механическом заводе в Москве. Одновременно учился в Подольском аэроклубе.

В Красной Армии с 1937 года. По комсомольской путёвке направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу. По окончании авиашколы в 1939 году направлен в Ленинградский военный округ.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Летал на И-153. В одном из боёв сбил Ju-88, но и сам был сбит. Приземлился на парашюте. С ожогами доставлен в госпиталь, в котором провёл месяц. Затем снова вернулся в свой полк. В декабре 1941 года в одном из вылетов на разведку обнаружил и сфотографировал замаскированную дальнобойную батарею противника, за что награждён орденом Красной Звезды. Капитан Авдеев А.Ф. к январю 1942 года совершил 189 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Член ВКП(б) с 1942 года.

В июне 1942 года вместе с полком прибыл в состав 2-й воздушной армии Воронежского фронта. 12 августа 1942 над селом Новая Усмань Новоуспенского района Воронежской области во главе эскадрильи P-39D вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. С первой же атаки Авдееву удалось сбить самолёт ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стала освобождаться от бомб и поворачивать обратно. Увёртываясь от истребителей сопровождения, Авдеев продолжал атаковать «юнкерсы». Вскоре показалась новая группа бомбардировщиков. Авдеев с двумя ведомыми врезался в их строй, ведя огонь короткими очередями. Два «юнкерса» всё же прорвались к цели. Авдеев бросился за ними. Поймав в перекрестье прицела одного из них он нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда он увеличил скорость и всей массой нанёс удар по врагу. Оба самолёта взорвались в воздухе.

Останки А.Ф.Авдеева были обнаружены уже после войны близ села Новая Усмань местными трактористами. Там же он и похоронен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года капитану Авдееву Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

Герою установлены памятники и названы улицы в Москве и селе Новая Усмань.


источники:

http://airaces.narod.ru/all6/avdeev.htm

http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=548