Чувашская эстрада. Биография и творчество звезд
В Чувашии проживает немало известных артистов, которые поют на родном для ее жителей языке. Звезды чувашской эстрады посещают с гастролями Дома культуры и собирают полные залы крупных концертных площадок. Например, недавно прошли сборные концерты по Канашскому району республики, на которых выступали Татьяна Хевел, Иван и Ирина Шинжаевы. Это далеко не все артисты, которые понравились поклонникам, поговорим о самых ярких представителях чувашской эстрады.
Виталий Иванович Адюков
Ежедневно Виталий Адюков доказывает, что чувашская эстрада жива и востребована. За свой труд он получил звание заслуженного работника Республики. Свою карьеру выдающийся певец начинал с работы с детьми. Он преподавал в музыкальной школе, а позже стал редактором на радио. В 1983 году Виталий Адюков работал со своим первым ансамблем при филармонии. Там он выступал в качестве музыкального руководителя. Сейчас он поет под своим именем и занимается изготовлением забытых исконно чувашских инструментов.
Алексей Московский
Поэтому он поступает в университет и одновременно находит себе соратника – Тарасова. Дуэт назвали «Самант», он стал пользоваться необычайным успехом, но продержались исполнители вместе всего два года. После очередного распада группы Алексей начинает сольную карьеру, которая оказалась на редкость успешной. Он даже получил премию на Всечувашском конкурсе «Серебряный голос». Сейчас артист собирает полные залы не только в Чувашии.
Андрей Думилин
В 2012 году песню Думилина взяла в ротацию одна из республиканских радиостанций, где в хит-параде «Кайри мала» она держалась несколько недель на первом месте. В 2016 году Андрей дал свой сольный концерт при поддержке певицы Полины Борисовой.
Это далеко не все действующие артисты чувашской эстрады. Список исполнителей можно продолжать еще долго. Республика полна талантов, которые постепенно завоевывают сердца поклонников и за ее пределами.
Чувашская эстрада в наши дни
XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
Секция «Культура родного края»
ЧУВАШСКАЯ ЭСТРАДА В НАШИ ДНИ
Автор: Федорова Илона
учитель чувашского языка и
литературы МОУ «СОШ № 16»
1. Современное состояние и проблемы развития
чувашской эстрады в Республике ………………. 2-6
2. Чувашская эстрада в Новочебоксарске …………………………………………6-7
3. Перспективы развития чувашской эстрады………………………………. 7-8
4. Перспективы развития чувашской эстрады в Новочебоксарске……………….8-9
Список использованной литературы……………………………………………. 11
(Песня — душа человека)
Чувашская народная поговорка
Чувашский народ издревле любил петь. Сначала по звукам сăрнай, кěсле, шăпăр, а потом по мотивам гармонии. Одна из частей фольклора – народные песни – передаваясь из поколения в поколение, хорошо сохранились и до сих пор. В них – мудрость чувашского народа, богатство, радость и печаль, одним словом – судьба народа за многие столетия.
Так, у чувашей музыка играла во все времена главнейшую роль в установлении дружеских отношений между людьми разных национальностей — «Кто спел бы со мной, тому бы я весь мир подарил», — поется в чувашской народной песне. Зафиксированным капиталом было содержание народных песен, в них передавались жизненные правила, следование которым обеспечивалось участием каждого в коллективном пении на праздниках, в будни.
«Все слова народных песен ярче жемчуга, дороже золота и серебра». Насколько глубока мысль, насколько красивы строки! Ведь не зря включают в свой репертуар чувашские народные песни нынешние эстрадные «звезды»: Виталий Адюков, Августа Уляндина, Иван и Вячеслав Христофоровы и др. Артисты, доставая народные песни из архивов и бабушкиных «сундучков», не давая им угаснуть, дарят им новую жизнь.
Чем знаменита и отличается современная чувашская эстрада, черпающая силы из фольклора, и в каком она состоянии? Есть ли в песнях национальный колорит? Есть ли у чувашской эстрады будущее? Всем ли по душе современная чувашская эстрада? Все ли хотят ее слушать? Чего ей не достает для завоевания зрительских сердец? С кого брать пример? Как помочь артистам сделаться лучше? Какие лучшие стороны можно отметить, и какие недостатки бросаются в глаза? Вот эти вопросы нас волнуют. А ведь нашими исполнителями надо дорожить, потому что они представляют уникальную национальную культуру.
Целью моей работы является изучение современного состояния чувашской эстрады и проблем ее развития.
1. Исследование современного состояния чувашской эстрады и проблем ее развития;
2. Изучение перспектив развития чувашской эстрады.
3. Рассмотреть равитие чувашской эстрады через творчество Гавриила Возякова, групп: «Тин», «Апельсиновые мальчики», Алены Лебедевой.
4. Развитие чувашской эстрады в г. Новочебоксарск.
Мне кажется, эту тему серьезно и глубоко еще никто не исследовал. В моей работе были использованы следующие методы исследования
1. Теоретические, исследовательские:
— изучение исторической литературы, источников описания о чвашской музыке. Анализ, сравнение данных различных источников по вопросу;
— изучение и анализ статей в журналах «Самант», и газетах «Молодежный курьер», ведущей хит-парада «Кайри-мала» Эльвиры Тимофеевой, Вăрăм Палюк, Ион Шеремет и других журналистов;
— посещение концертов чувашских певцов (М. Федорова, В. Христофорова, В. Никоноровой, групп: «Янра юрă», «Хавас» и др.)
— работа с материалом из интернета о звездах чувашской эстрады.
— интервью у эстрадных певцов ( Михаила Федорова, Альбины Сарри, Веры Никоноровой, Светланы Асамат)
— посещение школьной и городских библиотек, интернета с целью подбора материала;
— проведение анкетирования среди жителей города Новочебоксарска, учащихся и учителей МОУ «СОШ №16», обработка полученных данных;
— составление фотоотчета, презентаций проекта и внеклассного мероприятия;
— выступление на школьной конференции.
Каждый из авторов статей и журналов смотрел на эстраду со своей стороны. Надеюсь, что и моя работа внесет небольшой вклад в исследование чувашской эстрады.
Этот материал исследования имеет большой практический и теоретический интерес, может быть использован школьниками, учителями чувашского слова, деятелями культуры, журналистами, любителями чувашской эстрады. Ведь вопросы культуры и искусства всегда были актуальны.
1. Современное состояние и проблемы развития чувашской эстрады в республике.
Национальными достижениями последних 20 лет можно считать уже то, что мы перестали стесняться говорить в общественных местах на чувашском, на родном языке пишем вывески, объявляем остановки на транспорте. И изучение чувашского языка в городских школах, в вузах большинство воспринимает как должное. В этот же ряд можно поставить и национальную эстраду. Вспомним хотя бы, была ли она вообще у Чувашии лет 20-25 лет назад? Да, содержались на государственные деньги два-три ансамбля, солисты которых разве что три слова на чувашском понимали. А первыми настоящими хитами чувашской эстрады являются песни руководителя народным хором Байдеряково (Патриккел) Яльчикского района Геннадия Борисова «Куç харшисем мěншěн хура», «Вăрмана кěнě чух шăхăрса кěр» и переведенная Юрием Айдашом с русской народной песни «Красный мак цветет», песня «Хěрпе каччă» (сейчас эту песню поет Михаил Федоров). Помните эти слова: Шăпчăксем юрланă чух, çурхи лапкă каç, мěнле лайăхчě ун чух савнă туспала. Юратап тесе, пăхрăн эс куçран, ах, савни, савни мěн пулчě сана. А песня Дмитрия Кудакова «Сир, анне, чÿрече каррине» всполыхнул весь чувашский народ. Самая известная песня конца 70-х г. «Шăнкрав курăкě» Вениамина Пехиль. Вениамин Смирнов в эти годы начинает писать замечательные песни: «Куçусем», «Тополь мамăкěсем», «Сана мар саватăп, сана мар», «Чарлан» все большую популярность получают среди студентов. Таким образом, я считаю, что чуваши более 30 лет поют эстрадные песни.
За эти годы эстрада развивалась, появилось большое количество певцов и новых песен. Сегодня на чувашской эстраде поют свыше ста исполнителей[1]. Поэтому чуваши уже могут гордиться тем, что ни один регион в России не имеет такого количества исполнителей, как Чувашия. Действительно, край ста тысяч песен и более ста артистов эстрады. Можно справедливо заметить: «Не числом, а уменьем». Давайте разделим это умение на самодеятельное опытное и на профессиональное начинающее.
Массовый интерес к эстрадной песне, небывалое увлечение «попсой», появление разнообразных исполнителей – как профессиональных, так и самодеятельных – начались в конце 80-х годов. Это стало почти синонимом эстрадного искусства. Что вполне объяснимо. С одной стороны — демократизация общества, рост благосостояния и технический прогресс открыли возможности для самореализации. С другой — завышенная самооценка создала иллюзию всеобщей доступности и легкости овладения популярным жанром, а возможно, и его коммерческой вершиной. Тут вспоминается статья в одной из республиканских газет[2], где автор сетует, что «чувашская эстрада не дотянется до российской, если даже встанет на носок». Массовый интерес к эстраде раздражает и сторонников «высокой художественности», и тех, кто имеет академическую школу вокала. Оппоненты эстрады рьяно ведут спор об уровне исполнительства. По этому поводу мне хочется вспомнить слова великого Л. Утесова, как известно, не обладавшего сильным голосом. «Дело не в форме творчества: в профессиональной – может быть доля искусства, а в любительской – огромное искусство. Дело в содержании и степени мастерства»[3].
В связи с этим эстраду можно сравнить с орбитой звезд. И эту орбиту в чувашской эстраде на сегодняшний день можно разделить на пять групп[4].
В середине галактики чувашской эстрады – Иван Иванович Христофоров. Его лирический тенор никого не оставит без внимания. Сколько женщин не плакали под песню «Пěррехинче çурхи лăпкă каç»? Иван Иванович пел в Чувашском государственном ансамбле песни и танца, ансамбле «Çавал» Чувашской
государственной филармонии, хор Чувашского радио и телевидения. В 1975 году удостоился наград «Заслуженный артист
Чувашской АССР», в 1992 году «Народный артист Чувашской Республики».
Одним словом, большая звезда. Рядом с ним в современной эстраде никого нельзя поставить.
Также в эту группу хотелось бы включить Зою Ананьеву, Тамару Гурьеву и Зою Лисицину, которые стоят чуть поодаль от попкультуры.
По составу напоминает млечный путь.
«Янташ» Анатолия Никитина
Станислав и Верония Толстовы
Николай и Любовь Гордеевы
В этой группе молодые и начинающие исполнители.
«В звездную орбиту» не включены некоторые имена, которые участвовали в фестивале «Телеюрă» и в хит-параде «Кайри-мала» радиопрограммы «Ăраскал». Значит, не закончен наш список, он находится в развитии, и надеемся на скорое обновление и ждем динамику развития в будущем.
С кого надо брать пример? Кто лучше, известнее всех на чувашской эстраде? Один человек, хоть и сведущий, вряд ли может составить рейтинг сегодняшних исполнителей на должном уровне. Тем более что в творческой области действуют субъективные оценки.
По опросам, в число лучших чувашских песен[5] года вошли:
Хурлǎхан. Алексей Наумов
Çăлтăр . Светлана Яковлева
Мана халĕ пурпĕрех. Саша Казакова
Чǎн юрату. Хусан чăвашĕсем
По результатам опроса, который проводился в «МОУ СОШ №16» можно назвать десяток самых популярных и перспективных имен.
«Горячая десятка» по результатам исследования
(рейтинговые позиции не указываем в этических целях):
Вячеслав и Иван Христофоровы
У всех названных исполнителей интересный репертуар, своеобразный имидж, хорошие своеобразные вокальные данные.
Мне кажется, что чувашская эстрада, выйдя из «детского возраста» постепенно входит в «юность». А юность – это добрые, нежные чувства, горячая любовь, а где любовь, там и ревность, но рядом – любящие тебя люди, родные. Наверное, поэтому эти темы у современных эстрадных певцов занимают главное место. Но не забыть бы и про патриотизм, как бы пафосной это не было сказано. Любое искусство должно научить нас видеть красоту, чистоту и любить свою Родину.
Поэтому нужно «стимулировать» процесс углубления национальных черт в чувашской эстраде? Нельзя надеяться на эволюционный процесс. Ведь в какой-то степени этим процессом можно управлять. Например, Александр Осипов составляет программы «Телеюрă» с учетом спроса на ретро и фольклорные песенные произведения, в которых ярко проявляются национальные мотивы и узнаваемые образы. Выявление национального песенного материала легло в основу проекта шоу-концертов чувашской эстрады «Телеюрă»[6]. Проект заработал в масштабе республики только потому, что интерес к национальной эстраде сильно вырос. Вопроса о популярности среди массовой публики «Телеюрă» даже не возникает. На концерты «Телеюрă» собирается множество зрителей со всей Чувашии, идет, мне известно, и русскоязычная молодежь.
Хочется остановиться на одном явлении. Это распространилось не только в чувашской эстраде, но и по всему миру. Какую-нибудь известную и популярную песню переводят на другой язык, и эту песню начинает петь другой певец. Таких примеров много и среди чуваш. Много песен переводят с русского. Этот процесс можно по-разному оценить. Например, Светлана Печникова и Валерий Димитриев сделали чувашский вариант песни «Другая семья» (Урăх çемье) группы «Не пара». На мой взгляд это укрепляет межнациональные отношения и дает возможность ознакомиться с культурой других народов.
Чувашская музыка строится на пентатонике (на пяти нотах), но у нас многие этим пренебрегают. А ведь в ней вся красота наших песен. Примитивно гармоническое построение песен, простенькие мелодии. В большинстве песен отсутствует национальный колорит. Практически не осталось композиторов, сочиняющих чисто чувашские мелодии. Татарскую музыку по мелодичности всегда можно выделить и узнать, наши же композиторы то ли забыли о пентатонике, то ли считают ее старомодной. А может, пренебрегают художественным уровнем из-за желания сочинить, как бог на душу положит, и хорошо продать себе подобным. К примеру, почему хит «Черные глаза» завоевал популярность? А потому, что автор сохранил национальный мотив. Когда же мы берём чужую музыкальную систему, исчезает прелесть наших мелодий.
Увы, в современной культуре действует тот же принцип, что и в экономике: будет спрос – будет и предложение. Жаль, что низкопробные песни, написанные под «три аккорда», являются на сегодня одними из основных воспитателей культуры для молодого поколения. Думающий, интеллигентный зритель пока еще не ходит на концерты местных «звезд». А может, стоит создать прецедент и показать людям «другую» музыку? Интересная закономерность, но те же самые чувашские исполнители на гастролях исполняют оригинальные произведения – народные песни, классику. На родине это разве не нужно?
Аранжировщики идут по легкому пути копирования, это не делает чести ни певцам, ни зрителям. Не хочется одобрить и фонограммы. Человек рот открывает, а голос звучит обработанный. Если же попросишь спеть что-нибудь вживую — не сможет. Тогда зачем на публику выходить? Таких «артистов» у нас полно. Живой голос ничем не заменишь, это и талант, и упорный труд.
Обидно, что в республике нет меценатов, заинтересованных в продвижении талантливых певцов – раскручивайся, как можешь. Многие музыкальное оформление стали делать на компьютере. Если надо, и второй голос подберут, и вокал запишут. Такое ощущение, что и петь самому скоро не надо будет. И все больше среди исполнителей «композиторов», хотя никто из них этому делу никогда не учился.
Помочь талантам эстрады помогают и средства массовой информации. Например, хит-парад «Кайри-мала». Впервые вышел в эфир 19 июля 2002 года. Кроме голосов известных певцов здесь звучали и те, которые делали первые шаги в эстраду: Алина Варна, Александр Андреев, Александр Иванов, Юра Андреев. В этом хит-параде больше звучит танцевальная песня. Но эта передача делает очень много для популяризации чувашских эстрадных песен и их исполнителей, потому что каждую неделю выбирается самая лучшая песня на чувашском эстрадном олимпе.
Передача «Хавас чуччу» тоже помогает молодым исполнителям завоевать зрителей. Благодаря передаче «Телеюрă» на широкую публику вышли почти все нынешние «звезды» чувашской эстрады.
Журнал «Самант», газеты «Çамрăксен хаçачě», «Молодежный курьер» также печатает различные материалы о жизни и творчестве певцов.
Судьба песни (широко ли она распространяется в народе или забывается через 1-2 месяца) зависит от многих причин. Если песню постоянно раскручивают по радио, телевидению, конечно, она остается в памяти. Жаль, но порой одни те же песни приходится слышать в эфире, они надоедают слушателям, а другие певцы годами пробивают себе «дорогу». По-моему, талантливым молодым людям надо помочь. Ведь им трудно на большой сцене готовить отдельные концерты: сложно продать билеты, может быть в репертуаре всего 3-4 песни. Да к тому же и корреспонденты газет берут интервью только у известных артистов.
2. Чувашская эстрада в Новочебоксарсеке
Самым молодым городом Чувашской Республики является г. Новочебоксарск, основанный в 1961 г. С первых же дней своего появления он стал многонациональным городом, каким остается сейчас. По данным переписи населения 2002 г. в городе живет около 54,3% чуваш. Начало развития чувашской эстрады в республике и в городе Новочебоксарск совпадают. Матерью[7] чувашской эстрады в республике и в нашем городе не случайно называют Светлану Азамат. Она – автор, исполнитель и аккомпаниатор большого количества современных чувашских песен. Известность получили сложенные и исполненные песни на свои тексты, а также на стихи П. Хузангая, Ю. Семендера, Р. Сарби, П. Эйзина и других чувашских поэтов. На ее песни Чувашским государственным академическим ансамблем песни и танца поставлены вокально-хореографические сюиты «Асамат юррисем» (Песни Азамат), «Шурă çĕмĕрт çурăлчĕ» (Расцвела черемуха), «Ĕмĕрлетпĕр ĕмĕре» (Радость наша – отчий дом), эстрадно — вакальным ансамблем «Çавал» Чувашской филармонии – сюита «Вăйăра» (В хороводе). В 1991 г. выпущена пластинка «Светлана Асамат юрлать» () фирмой «Мелодия».
В 1997 году за заслуги в развитие культуры и многолетнюю добросовестную работу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики». Светлана Васильевна — лауреат премий имени М. Сеспеля, имени , член Союза журналистов России, член Ассоциации композиторов ЧР.
Альбина Сарри[8], пожалуй, самая яркая «звезда» на небосклоне чувашской эстрады. Ее голос узнают не только в республике, но и в Москве, в Санкт-Петербурге, в Тюмени, в Башкортостане, где она не раз выступала с концертами. Ее репертуар соткан из современных песен, где есть место и «сердечной» тематике, и гражданско-патриотическим настроениям. Альбина Сарри своими песнями, талантом украшает повседневную жизнь энергетиков и химиков. Она – Заслуженный работник культуры Чувашской республики. Альбина Сарри своими песнями, которые постоянно звучат по радио и телевидению, в концертных залах, стала частью современной культуры Чувашии. Ей нет равных по популярности. Ее песни слушают и поют в каждом доме.
Михаил Павлович Федоров, композитор, исполнитель, звезда чувашской эстрады поет в ансамбле «Янра, юрă» при Чувашском национальном конгрессе. Работает вместе с народным артистом Чувашии Вячеславом Христофоровым. Я начал выступать на сцене еще в школе, а в училище — участвовал в конкурсах. Группа «Янра, юрă!»[9] тестно сотрудничает с профессиональными композиторами с Николаем Казаковым, Виктором Дмитриевым, Петром Романовым, Николаем Карлиным, Николаем Эривановым. Стихи для их песен пишут Альбина Юрату, Раиса Сарби. Бывают на гастролях в Башкирии, Татарстане, Самарской области, в Симбире – Ульяновской области, на Камчатке.
Михаил Федоров оцениваете в целом состояние чувашской удовлетворительно. Считает, что она интенсивно развивается, находится на подъеме, т. к на сцене – очень много молодежи. «Раньше было трудно пробиваться на сцену, возможностей не имелось. А сейчас мы и сами помогаем, чтобы молодые пели, выходили на сцену»[10].
Неоценимый вклад в развитие чувашской национальной культуры вносит учитель чувашского языка и литературы, исполнительница чувашских эстрадных песен, заслуженный работник культуры Чувашской республики, Дипломант конкурса «Серебряные голоса» . Она очень много сделала по пропаганде родной культуры, традиций, песен и танцев: организовала детский коллектив, устраивала посиделки, вышивали, пели.… С детьми участвовала на концертах. Их снимали на чувашское телевидение, транслировали по радио.
В. Никонорова – участница концертов, организованных администрацией г. Новочебоксарск, передач «Телеюрă», «Тăр-тăри». С целью пропаганды чувашских песен неоднократно организовала в городе сольные концерты. Исполняет как старые, так и новые эстрадные композиции. Завораживает зрителей своим мягким, сочным голосом, обаянием, стремительностью, гибкостью и грацией. Сотрудничает с композиторами Е. Федоровым, О. Кăйкăр, И. Аркадьевым, поэтами Л. Бахмисовой, А. Юрату.[11]
Мы уже говорили, что по тем или иным причинам молодым певцам трудно пробиться в мир эстрады. Как же им можно помочь и что можно для них делать? Мне кажется, старшим и известным надо бы взять над ними шефство, средствам массовой информации дать им «зеленый свет». Помощь талантам, которые делают первые шаги – не только помощь отдельному исполнителю, но и вклад в становление чувашского эстрадного искусства.
И назовем причины, которые мешают развитию эстрады в Чувашии:
1. Отсутствие достаточного финансирования для написания песен и раскрутки исполнителей на радио и телевидении.
2. Нет продюсеров, которые бы организовывали работу исполнителя. Особенно у молодых певцов, должно быть свое «лицо», свой стиль, своя изюминка.
3. Невысокое качество современной музыки и исполнения, в песнях нет национального колорита, которого хотела бы услышать публика.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что чувашская эстрада развивается, набирается сил, несмотря ни на что, и на вопрос: «Есть ли у него будущее?» можно с уверенностью сказать: «Есть!»
3. Перспективы развития чувашской эстрады
Чувашская эстрада жива и будет жить. Подтверждение тому – маленькие, но многообещающие звездочки, зажигающиеся на музыкальном Олимпе республики[12].
Один из таких звездочек – Гавриил Возяков. Ему не было равных на Международном конкурсе вокалистов в 2005 году. Он выступал даже в Кремлевском дворце и был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски МВД России. Он победитель республиканского конкурса «Звезды Чувашии – 2002», лауреат Московского международного форума «Одаренные дети» (2004г.). А фильм «Не плачь, девчонка!» с его участием стал лауреатом IV Евразийского телефорума. Он – стипендиат Всероссийского детского фонда и Президента Чувашской Федорова за 2004г.[13]
Следующие – звездочки из «Тин»[14]. Несмотря на возраст они «показались» в Москве, в ВВЦ. Появление этой подростковой группы на чувашской эстраде вызвало искреннее изумление местной публики. Симпатичные городские девочки — и вдруг поют по-чувашски. И не просто поют, а с удовольствием, и при этом прекрасно держатся на сцене. Тут есть чему дивиться: ведь молодежь-то нынче не больно жалует родной язык, предпочитая великий могучий или даже английский.
Песни группы «Тин» сделаны очень своеобразно, выстроены непредсказуемо. Многие написаны композитором Николаем Казаковым, который еще студентом Казанской консерватории за свою юношескую работу по композиции удостоился звания лауреата во всесоюзном конкурсе, прошел через сито сложнейшего отбора в СССР.
Группа «Тин» распалась: пятнадцатилетние девочки выросли, учатся в московских вузах. Когда группа активно работала над репертуаром, ее мало кто знал, сейчас происходит новое ее узнавание. Вероятно, группу следует все же восстановить в новом составе: есть востребованный концепт, интересные песни, вполне могут быть написаны и новые, а замена исполнителей в музыкальном проекте на эстраде происходит довольно часто (например, русская группа «Блестящие» поменяла свой состав, но остается на сцене). Эстрада — спорт «тинэйджеров», а они любят слушать сверстников.
Группа «Апельсиновые мальчики» сейчас одна из популярных в республике. Лейтмотив их песен бесхитростен — что-то вроде «я тебя люблю, ты меня не любишь». Но какие залы они собирают! У них есть данные. Однако слишком сильно влияние российской эстрады. Юным слушателям нужны попсовые песни с минимальным смыслом. Наверно, «Апельсиновые мальчики» смогли бы успешно продвинуться и на московскую сцену. Дайте им только 100-150 тысяч долларов, чтобы раскрутиться». Еще одна будущая звезда – Таня Михайлова – победитель и лауреат республиканского конкурса «Созвездие», «Новые имена», «Восходящие звезды». Она дважды стипендиантка Президента Чувашской Республики. Слышавшие ее голос все восхищаются Таней. Можно сказать, что у нее божий талант.
Отрадно, что в последние годы появились конкурсы молодых талантов, например, «Кěмěл сасă». В 2006 году лауреатом стала 25-летняя Алена Лебедева[15]. Критики признают — это самородок. Но ее профессиональная карьера в Чувашии пока под большим вопросом. Ей уже поступили предложения поехать в Москву. Алена пока в раздумье.
Приятно отметить, что среди участников концертов «Телеюрă» появилось больше молодежи. Но делать отбор среди талантливой молодежи, подозреваю, чрезвычайно трудно. Талантов сейчас столько. По-моему, это прямая заслуга педагогики: музыкальных школ, творческих кружков и студий. Должен быть круг взаимодействия различных передач и шоу-проектов с одаренными детьми и подростками.
Например, у программы «Телеюрă» налажено сотрудничество со студией при Республиканском центре детского и юношеского творчества под руководством Игоря Аркадьева. Надеемся, что взаимодействие с творческой молодежью выльется в нечто большее. Например, создание в сотрудничестве с молодыми талантами мюзикла на национальную тему.
4. Перспективы развития чувашской эстрады в Новочебоксарске
С целью изучения перспектив развития чувашской эстрады в Новочебоксарске был проведен опрос жителей города, учителей и учеников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16».
Из 100 опрошенных жителей и 50 учащихся на вопрос: «Кого из эстрадных певцов города вы знаете?» можно делать следующий вывод.
Из-за малочисленности народа, в городе многие знают друг-друга, поэтому опрошенные назвали почти всех артистов чувашской эстрады:
С. Асамат, А. Сарри, М. Федорова, В. Никонорову, Л. Степанову, Л. Васильеву, К. Осокину.
На вопрос «Как часто вы ходите на концерт?»
из 100 взрослых ответили 60 человек – «часто», 20 человек – «редко», 20 человек –
Из 50 детей пятеро посещали концерты чувашской эстрады 1 или 2 раза.
Значит, взрослое население г. Новочебоксарска интересуется чувашскими песнями, детей больше интересует, реп, рок, русская и зарубежная эстрада.
На вопрос « Нравится ли вам чувашская музыка?»
из 100 взрослых «да» ответили 86 человек,
из 50 детей «да» ответили 15человек.
Из опроса стало ясно, что подрастающее поколение недостаточно знакомо с национальной музыкой. Возможно, именно поэтому интерес к эстрадной музыке среди детей ниже, чем среди взрослых. Поэтому надо проводить пропагандискую и разъяснительную работу по приобщению к национальной культуре, в том числе и через форму эстрадной музыки.
Кто может выполнить такую работу в городе?
В Новочебоксарске 20 школ. Во всех школах до 8 класса ведутся уроки музыки. По — моему в программу уроков можно включить изучение чувашских песен. В каждой школе есть возможность организовать кружки, элективы, курсы.
Кроме этого музыкальное образование можно получить в школе искусств, в музыкальной школе, ЦТДЮ. Занятия по музыке проводятся на студиях, в ДК «Химик». Так что, « Кто ищет, тот всегда найдет.
Сама являюсь поклонником чувашской эстрады. Вместе с отцом Михаилом Федоровым и братом Мишей. Участвую на концертах отца и других артистов. Вела на Чувашском телевидении передачу «Çывăр, Аптраман тавраш». Стараюсь развивать свои музыкальные способности на уроках музыки, на студиях вокала. Участвовала в конкурсе «Мехел», организованном Чувашским телевидением и Чувашской государственной филармонией, участником «Телеюрă». Среди девочек нашего класса есть еще одна исполнительница эстрадных инародных песен – Даша Кириллова. Вместе с ней мы участвуем в школьных и городских мероприятиях, под руководством учителя чувашского языка и исполнителем эстрадных песен .
Считаю, что интерес молодежи к чувашской песне может стать основой развития чувашской эстрады. Мне кажется, что было бы интересно иметь молодежный ансамбль и в нашем городе.
Таким образом, перспективы развития чувашской эстрады в республике и городе есть, талантов много. Надо только им немножко помочь – и будет у нас много звезд, а значит, и эстрада будет жить и развиваться.
Мы исследовали чувашскую эстраду, ее современное состояние, проблемы развития и ее перспективы. В последние годы появилось большое количество певцов и новых песен. Сегодня на чувашской эстраде поют свыше ста исполнителей. Поэтому чуваши уже могут гордиться тем, что ни один регион в России не имеет такого количества исполнителей, как Чувашия. Действительно, край ста тысяч песен и более ста артистов эстрады.
Уровень чувашской эстрады за последние годы вырос, но минусов остается еще много. Проблемы развития эстрады в Чувашии: отсутствие достаточного финансирования для написания песен и раскрутки исполнителей на радио и телевидении, нет продюсеров, которые бы организовывали работу исполнителя. Особенно у молодых певцов, должно быть свое «лицо», свой стиль, своя изюминка, невысокое качестве современной музыки и исполнения, в песнях нет национального колорита, которого хотела бы услышать публика.
Много новых талантов, например, Гавриил Возяков, Группа «Тин», «Апельсиновые мальчики», Алена Лебедева.… Но молодым певцам трудно пробиться в мир эстрады. Старшим и известным надо бы взять над ними шефство, средствам массовой информации дать им «зеленый свет». Помощь талантам, которые делают первые шаги – не только помощь отдельному исполнителю, но и вклад в становление чувашского эстрадного искусства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что чувашская эстрада развивается, набирается сил, несмотря ни на что, и на вопрос: «Есть ли у него будущее?» можно с уверенностью сказать: «Есть!»
Исследование хочется закончить словами ведущей радиопрограммы «Ăраскал» Эльвиры Тимофеевой[16]: «Новые певцы нужны все больше и больше, потому что только из большого количества рождается качество. Слабый, с отсутствием таланта исполнитель не понравится зрителю, он сам отпадает.… Это – закон жизни». Ведь количество, как известно, всегда переходит в качество – слабых конкуренция отсеет.
Вăрăм Палюк. Раççей шайěнче чапа тухакан чăваш юрăçи хăçан çуралě? //Çил çунат. –
Купǎс сасси янрасан. // Самант. — № 4. – 2009. – с.7.
Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во,2001. – с. 52.
В ансамбле только сестры // Советская Чувашия. — № февраля. –
Чăвашран та паллă Алла тухě, аллă та çěр аллă // Самант. — № 1. – 2007. – с.10.
Беседы за кулисами. – Чебоксары, 2006. – 75с.
Республика. №августа 2004 г.
Таланты и псевдоталанты // Молодежный курьер. — № 26. – 4-
Песни, что строить и жить помогают // Советская Чувашия. -№ 1г.
Сăвăç – сăвă хывтăр, композитор – кěвěлетěр, юрăç – юрлатăр // Самант. — № 5. – 2004. – с. 3.
Хăйсен çулне хываççě çамрăксем // Самант. — № 3. – 2004. – с.28.
Çěнě ятсем тытканлаççě чунсене.// Самант – № 12. – 2005. – с. 10.
Подобно древнегреческой воительнице // Грани. № 000-166. 6 сентября 2001г.
Телеюрă – сделано в Чувашии // Молодежный курьер. № 20 мая. – 2004г. – с.14.
Сайты с интернета
http://www. gap. *****/memorials. aspx? id
Популярные артисты чувашской эстрады
Иван Христофоров – народный артист Михаил Федоров – обладатель гран-при
Чувашской республики конкурса «Серебряные голоса», лауреат
фестиваля «Чăваш Ен сассисем»
Вячеслав Христофоров – Альбина Сарри – заслуженный работник
руководитель группы « Янра юрă», культуры Чувашской Республики
Народный артист Чувашской республики
Светлана Асамат – Заслуженный деятель Сергей Павлов – заслуженный артист
искусств Чувашской Республики, Чувашской республики
лауреат премий имени М. Сеспеля,
Вера Никонорова – Заслуженный деятель Алена Лебедева (Акăшпи) – лауреат
Музыкального общества Чувашской республики, конкурса «Серебряные голоса»
Дипломант конкурса «Серебряные голоса»
Молодые исполнители чувашской эстрады Приложение
Гавриил Возяков — победитель республиканского
конкурса «Звезды Чувашии – 2002», лауреат
Мосовского международного форума «Одаренные
дети» (2004г.), стипендиат Всероссийского детского
фонда и Президента Чувашской Республики
Саша Казакова – Молодая певица,
солистка группы «Тин»
Молодая эстрадная группа «ТИН»
http://www. gap. *****/memorials. aspx? id Приложение
Поэтесса и певица (К 55-летию со дня рождения Светланы Азамат)
24 июня исполняется 55 лет со дня рождения талантливой чувашской поэтессы, композитора, певицы Светланы Васильевны Азамат (Смирновой).
Светлана Азамат родилась в 1952 г. в деревне Задние Яндоуши Канашского района. Окончила Канашское педагогическое училище, Чебоксарское музыкальное училище имени Ф. Павлова, обучалась в Чувашском государственном университете имени на факультете чувашской культуры и филологии.
Светлана Васильевна состояла в хоре Гостелерадио Чувашской Республики, работала редактором музыкальных программ Чувашского телевидения, заведовала Литературным музеем им. .
Светлана Азамат известна как поэтесса. В фондах Госархива печати Чувашии бережно хранятся 11 ее оригинальных поэтических сборников. Среди них – «Сас» (Голос), «Чăтăм», (Выносливость) «Çумăр ташши» (Танец дождя), «Ăшă Çил» (Теплый ветер), «Журавлиный клин», «Стихи под настроение», «В приоткрытую дверь», а также — путевые заметки о чувашах, проживающих в Кемеровской, Ульяновской, Удмуртской, Самарской областях. «Читая стихи С. Азамат чувствуешь, что она умеет любить страстно, глубоко, сильно и чувственно» — пишет известная чувашская писательница, журналист Альбина Юрату в статье «Стихи, рождая, с музыкой сплетаюсь», опубликованной в газете «Чебоксарские новости» от 01.01.01 г.
Азамат – автор, исполнитель и аккомпаниатор большого количества современных чувашских песен. И не случайно ее называют матерью чувашской эстрады. Известность получили сложенные и исполненные песни на свои тексты, а также на стихи П. Хузангая, Ю. Семендера, Р. Сарби, П. Эйзина и других чувашских поэтов. На ее песни Чувашским государственным академическим ансамблем песни и танца поставлены вокально-хореографические сюиты «Асамат юррисем» (Песни Азамат), «Шурă çĕмĕрт çурăлчĕ» (Расцвела черемуха), «Ĕмĕрлетпĕр ĕмĕре» (Радость наша – отчий дом), эстрадно — вакальным ансамблем «Çавал» Чувашской филармонии – сюита «Вăйăра» (В хороводе). В 1991 г. выпущена пластинка «Светлана Асамат юрлать» () фирмой «Мелодия».
В 1997 году за заслуги в развитие культуры и многолетнюю добросовестную работу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики». Светлана Васильевна — лауреат премий имени М. Сеспеля, имени , член Союза журналистов России, член Ассоциации композиторов ЧР. продолжает плодотворно трудиться и не раз еще будет радовать почитателей своего таланта.
В Государственном архиве печати Чувашской Республики хранится большое количество публикаций о талантливой поэтессе. Вот некоторые из них:
Голос поэтессы и певицы продолжает звучать / С. Азамат; записал В. Тимуков // Советская Чувашия. – 2000. – 10 февр.;
Светлана Азамат: «Когда пишу, плачу от радости» / С. Азамат; записала М. Луч // Молодежный курьер. – 2004. – 11-17 февр. (№ 5). – С.14;
Светлана Азамат: «Сегодня я такая, какая есть…» / С. Азамат; записала А. Юрату // Чебоксарские новости. – 2001. – 3, 6 февр.;
Светлана Азамат: «Стихи рождая, с музыкой сплетаюсь…» / С. Азамат ; беседовала А. Юрату // Чебоксарские новости. – 2000. – 23 дек.;
«Поплачь, любовь, святой слезой…» / Р. Сарби // Республика. – 2001. – 12 мая. – С. 7;
Азамат (Смирнова) Светлана Васильевна // Литературный мир Чувашии / П. Ялгир. – Чебоксары, 2005. – С. 7.
, ведущий специалист отдела публикации и использования документов
«Республика» №августа 2004 г.
Пой, Альбина, пой!
Альбина Сарри, пожалуй, самая яркая «звезда» на небосклоне чувашской эстрады. Ее голос узнают не только в республике, но и в Москве, в Санкт-Петербурге, в Тюмени, в Башкортостане, где она не раз выступала с концертами. Ее репертуар соткан из современных песен, где есть место и «сердечной» тематике, и гражданско-патриотическим настроениям. На днях певица отметила свой юбилей во Дворце культуры химиков г. Новочебоксарска.
Тепло поздравляя певицу, мэр г. отметил, что Альбина Сарри своими песнями, талантом украшает повседневную жизнь энергетиков и химиков. Далее зачитал Указ Федорова о присвоении певице почетного звания «Заслуженный работник культуры ЧР», вручил ей удостоверение и нагрудный знак, а также памятный подарок.
Председатель Комитета по культуре, образованию, науке и национальной политике Госсовета ЧР Елена Сергеева отметила, что Альбина Сарри своими песнями, которые постоянно звучат по радио и телевидению, в концертных залах, стала частью современной культуры Чувашии. Ей нет равных по популярности. Ее песни слушают и поют в каждом доме.
Депутат Государственной считает подарком судьбы, что ему довелось выйти на сцену и поздравить певицу. Слова признательности также прозвучали в этот вечер из уст депутата Госсовета ЧР Геннадия Иванова, членов землячества «Канашсем» и других. Вместе с виновницей торжества в концертной программе участвовали Михаил Семенов, Алексей Шадриков, Виталий Сергеев, Зоя Спиридонова, танцевальная группа «Илемпи» и др.
М. Федоров: «Чувашская эстрада — на подъеме»
Михаил Павлович Федоров, композитор, исполнитель, звезда чувашской эстрады
-Расскажите о себе.
-Родился 26 мая 1966 года в деревне Новые Бюрженеры Канашского района. Отец работал механизатором, мать – колхозницей. В семье — пять братьев и одна сестра. Я — самый младший. Закончил училище культуры в Цивильске в 1984 году, потом учился в институте культуры в Казани, на оркестровом факультете. Сейчас пою в ансамбле «Янра, юрă» при Чувашском национальном конгрессе. Работаю вместе с народным артистом Чувашии Вячеславом Христофоровым и солисткой нашей группы Мартой Зайцевой. Она — молодая, талантливая, умница. Я начал выступать на сцене еще в школе, а в училище — участвовал в конкурсах. Пишу музыку для песен, пою. Наша группа «Янра, юрǎ!» тестно сотрудничает с профессиональными композиторами: для нас пишут мелодии песен Николай Казаков, Виктор Дмитриев, Петр Романов. Иногда они пишут для меня, иногда я сам у них заказываю.
Стихи для наших песен пишут Альбина Юрату, Раиса Сарби.
-Где провели нынешнее лето?
-Этим летом мы были на гастролях в Башкирии, Татарстане, Самарской области, в Симбире – Ульяновской области, ездили на Камчатку. Там есть чувашская диаспора, земляческое национально-культурное объединение «Канаш», которым руководит Надежда Васильева. Земляки там работают моряками, рыбаками, строителями…14 октября мы приехали из Нарвы, где выступали на юбилее чувашского общества «Нарспи», которому исполнилось пять лет. Нас там замечательно встретили.
-Вы снимаетесь в чувашском кино?
-Пару месяцев назад снялся в фильме по комедии Николая Сидорова «Качака такисем». Фильм вышел на дисках. Своеобразный, интересный. Режиссер – Валерий Иовлев.
К Новому году готовим другой фильм — мюзикл, автор сценария — тоже Николай Сидоров. В мюзикле звучат песни Филиппа Лукина, Николая Казакова…Свою роль я выучил, но репетиций еще не было. К январю мы должны фильм уже сдать.
-Как оцениваете в целом состояние чувашской эстрады?
-Она интенсивно развивается, на сцене — очень много молодежи.
Раньше было трудно пробиваться на сцену, возможностей не имелось. А сейчас мы и сами помогаем, чтобы молодые пели, выходили на сцену. Чувашская эстрада находится на подъеме. Ежегодно проводится международный фестиваль молодежи и студентов, в прошлом году он проходил в Турции. На него регулярно приглашаются молодые исполнители из Чебоксар. В 1995 году я впервые в нем принимал участие, он тогда проходил в Бишкеке. В этом году наши тоже съездили на фестиваль. Эстрадные артисты участвуют в крупных международных профессиональных тусовках, обогащаются опытом.
-Как строите свою подготовку?
-По утрам — легкий бег, легкая атлетика. Со спортом дружим. Играем в футбол, волейбол. Коллектив у нас дружный.
-Вы прежде выступали вчетвером, а сейчас – втроем.
— вышла замуж, переехала в Самарскую область. Вышла за своего хорошего друга, мы его давно знаем. На большие концерты приезжает. Но, в основном, мы поем втроем.Видно, придется на конкурсной основе еще одну хорошую девушку-солистку принять в ансамбль.
-За кого переживаете на конкурсе «Раççей чăваш пики-2008»?
-Я за всех их переживаю. Все — молодцы!
Репортаж в Новочебоксарской газете « Грани»
о Вере Федоровне Никоноровой от 6 сентября 2001 г.
Нравится ли вам чувашская музыка?
[1] Чăвашран та паллă Алла тухě, аллă та çěр аллă // Самант. — № 1. – 2007. – с.10.
[2] Вăрăм Палюк. Раççей шайěнче чапа тухакан чăваш юрăçи хăçан çуралě? //Çил çунат. –
[3] http://Советская Чувашия
[4] http://mp3-chuvash. *****/publ/prochee
[5] http://blogs. *****/mail/mx900/
[6] Телеюрă – сделано в Чувашии // Молодежный курьер. № 20 мая. – 2004г. – с.14.
[7] http://www. gap. *****/memorials. aspx? id
[8] «Республика» №августа 2004 г.
[9] Купǎс сасси янрасан. // Самант. — № 4. – 2009. – с.7.
[10] Интервью с М. Федоровым. http://*****/publ
[11] Репортаж из Новочебоксарской газеты «Грани»
[12] Хăйсен çулне хываççě çамрăксем // Самант. — № 3. – 2004. – с.28.
[13] http://mp3-chuvash. *****/publ/prochee
[14] http://turan. info/forum/showthread. php? p
[15] Республика. №августа 2004 г.
[16] Çěнě ятсем тытканлаççě чунсене.// Самант – № 12. – 2005. – с. 10.
Михаил Федоров: биография и творчество
Чувашию часто называют краем ста тысяч песен. Михаил Федоров и его группа «Янра, юра!» доказывают, что такое название дано этому уголку страны не случайно. Музыканты уже более тридцати лет радуют зрителей своим творчеством. Михаил часто пишет музыку и виртуозно играет на гармони.
Биография
В то время учителей музыки в сельских школах не хватало, но еще острее была проблема с кадрами в Доме культуры. Михаил Федоров, биография которого показывает, как признания можно добиться собственным трудом, за свою преподавательскую деятельность сменил две школы и два поселка. Начал карьеру он в Нороурюмово, позже перешел в школу села Яншихово-Норваши, в этом населенном пункте он также работал руководителем клуба.
Путь на чувашскую эстраду
Семья не разделяла стремление Михаила стать эстрадным исполнителем, поэтому в училище он поступил тайно. Рассказал правду о своем месте обучения он только перед началом учебного года. Родители его поняли и отпустили. За время обучения в училище он освоил максимальное количество инструментов: фортепиано, духовые, щипковые. Он считает, что заслуга не в его стремительности и таланте, а в педагогах.
Достижения Михаила Федорова
Во время работы в местном Доме культуры, Михаил Федоров впервые попробовал себя на сцене. Он собрал самодеятельный коллектив и был запевалой в хоре. Впервые с самодеятельным коллективом он отправился на гастроли. Долгое время его талант не замечали, пока в 1993 году он не стал лауреатом конкурса «Ритмы Чувашии». Тогда о Михаиле заговорили многие, о нем делали телепередачи и обсуждали его талант в радиоэфире. Сразу же ему начали поступать предложения от театров, сельских и городских ДК, филармоний. Музыкант старался не отказываться ни от одного из предложений.
Из села окончательно он уехал только в 1995 году. Сразу же Михаил решил покорить жюри международного фестиваля «Манас-1000», проводившегося в Бишкеке. Победить не удалось, но музыкант стал лауреатом этого конкурса. Его заметили и пригласили в ансамбль «Крылья», который базировался в ДК «Химик», расположенном в Чебоксарах. В 1998 он сменил коллектив на «Янра, юра!», где работает по сей день.
Семья
Сын уже получил образование в Чувашском училище культуры и продолжает учиться игре на музыкальных инструментах на углубленном уровне. Дочь Илона занятия вокалом превратила в хобби. Семья помогает Михаилу организовывать концерты, а супруга – постоянная спутница артиста на гастролях.