Аркадий Насыров биография Личная Жизнь

Безответная любовь, уход друга, депрессия: короткая и насыщенная жизнь Мурата Насырова

Мягкий и обаятельный, романтичный, ранимый и добрый Мурат Насыров, биография и личная жизнь которого интересна многим, всю жизнь страдал от доброго характера. Это было не только его даром, но и проклятьем одновременно. Он годами переживал из-за несложившейся любви и совершенно не умел отстаивать свои интересы. Сейчас ему могло бы быть 53 года, но жизнь распорядилась иначе, талантливого музыканта уже 15 лет нет с нами.

Мурат Насыров, фото: news.myseldon.com

Начало карьеры

В 1989 году после службы в армии Мурат Насыров, биография которого насыщенна интересными фактами, приехал из Алма-Аты в Москву покорять столицу. Парня устраивала жизнь и в родном Казахстане, но в те годы строгие нравы его соотечественников не позволяли мужчинам заниматься музыкой и искусством. О своём детстве в многодетной семье он рассказывал:

«Мои родители — простые люди, рабочие. Мама работала на фабрике пластмассовых изделий, а папа таксист. Я в восемь лет научился играть на гитаре. Очень быстро всё схватывал».

Оказавшись в Москве, на протяжении полутора лет Марат крутился, как умел: брался за любую грязную работу. Времена тогда были сложные, его переезд выпал на период распада СССР. Никто тогда не знал, чего ожидать от завтрашнего дня.

Насырову посчастливилось принять участие на конкурсе молодых исполнителей «Ялта-91», где его заметил Игорь Крутой. Начинающий певец исполнил песню из репертуара Аллы Пугачёвой, которая прослушав запись его выступления, пришла в восторг. Позднее именно её протекция позволила Насырову получить несколько хитовых песен.

Мурат Насыров “Ялта 91”, фото: sibsoccer.ru

Благодаря помощи музыкантов земляков из группы «А-Студио» Мурату удалось устроиться на работу на студию Армана Давлетьярова. Поначалу он просто занимался звукозаписью, а в 1995 году записал свой первый альбом.

Чтобы стать по-настоящему успешным и популярным Насырову нужна была песня, которая бы стала народным хитом. Тогда Давлетьяров предложил ему перепеть бразильский хит «Tic Tic Tac». В результате появилась песня про мальчика, который хочет в Тамбов, сделавшая певца настоящим любимцем публики.

Личная жизнь Мурата Насырова – жены и дети

Ещё в студенческие годы Насыров познакомился со своей будущей женой Натальей Бойко, которая, так же как и он, занималась вокалом. Она тоже мечтала о карьере певицы, и даже на протяжении некоторого времени выступала под псевдонимом Селена.

Однако после рождения дочери Бойко полностью посвятила себя семье. Да и Мурат к тому времени начал зарабатывать хорошие деньги, поэтому необходимости работать не было. Спустя 4 года на свет появился второй ребёнок – сын. Певец очень любил своих детей и супругу.

Мурат Насыров с семьёй, фото:

Депрессия и загадочный уход из жизни

Обрушившаяся на артиста слава, постоянные гастроли и большие деньги не могли не изменить когда-то наивного юношу. Жёсткие нравы шоу-бизнеса пагубно сказались на его судьбе.

Поговаривали, что Насыров начал употреблять запрещённые вещества, которые были очень популярны среди звёзд. Именно под их действием усугубилась его депрессия. В начале 2000-х годов отечественные психиатры не сумели оказать качественную помощь артисту, который неоднократно к ним обращался. Выписанные ему курсы антидепрессантов не давали положительного результата.

По словам супруги, проблемы начались в 2000 году, когда Мурат стал жаловаться на постоянное чувство тревоги и бессонницу. Врачи в свою очередь связывали это состояние с плотным рабочим графиком и выписывали ему лекарства. Сам же Насыров старался найти ответы в самом себе, он обратился к Корану и начал часто посещать мечеть.

Баглан Садвакасов и Мурат Насыров, фото: my.mail.ru

Сильно подорвало состояние певца в 2006 году известие о гибели его близкого друга, гитариста группы «А-Студио» Баглана Садвакасова. Ушедший друг часто являлся ему в ночных видениях и просил о помощи с того света. Насыров всё реже стал появляться дома. Подозревающая об изменах мужа Наталья до последнего надеялась, что все проблемы останутся позади и в их жизни всё наладится.

Ходили слухи, что знакомство с гимнасткой и чемпионкой Алиной Кабаевой сильно сказалось на жизни музыканта, который потерял голову от девушки и начал посвящать ей свои песни. Она же в свою очередь не отвечала взаимностью на его ухаживания, но принимала их. Их связывал совместный номер (Мурат пел, Алина танцевала), который и сейчас можно найти на просторах интернета.

Мурат Насыров и Алина Кабаева, фото: vk.com

В дальнейшем их общение резко прервалось, и Насыров видимо тяжело переживал это обстоятельство. Это могло стать причиной очередного срыва, но, по словам друзей певца, его состояние могло быть связано с невостребованностью в профессии. Старые хиты музыканта уже стали неинтересны публике, а таких же успешных новых у него не было. Музыканта тяготило клеймо «звезда 90-х».

В ночь с 19 на 20 января 2007 года 37-летний музыкант выпал из окна своей московской квартиры, которая находилась на пятом этаже. Смерть Мурата Насырова наступила мгновенно. Ближайшее окружение певца уверяло, что это было не самоубийство, а трагическая случайность.

“Были галлюцинации”, – тайны ухода из жизни Мурата Насырова.

Финансовые трудности, спасла детей от печали, так и не вышла замуж: как живёт вдова Мурата Насырова после его ухода из жизни.

А вам нравятся песни Мурата Насырова? Пишите в комментариях.

Мурат Исмаилович Насыров

Фото Все

Мурат Насыров — биография

Мурат Исмаилович Насыров — один из самых незабываемых певцов российской эстрады, обладал уникальным голосом. Одни из его самых знаменитых песен это — «Мальчик хочет в Тамбов», «Обманула», «Ловила губы», «Я — это ты», «Кто-то простит», «Эти лунные ночи» и многие другие.

Мурата Насырова можно считать советским, российским и казахским певцом эстрадной песни, так же он является автором песен уйгурского происхождения. У него был нежный и очень красивый голос, Мурат владел игрой на многих инструментах, и никто не слышал от него не одного бранного слова.

Детство и юность

В семье Мурат был пятым ребёнком, он родился 13 декабря 1969 года. Насыровы переехали в Советский Союз из Китая, в 1958 году и поселились в столице Казахстана Алма-Ате. Отца будущего певца звали Исмаил Суфи, на новом месте он устроился работать таксистом, а мать Мурата звали Хатира Ниязовна, она работала на заводе. Старшие дети Насыровых родились ещё в Китае.

В семье очень любили музыку. Глава семейства любил петь и аккомпанировал себе на уйгурских музыкальных инструментах. Своё увлечение он разделил и с детьми. Все они могли играть и петь вместе с отцом, в основном они исполняли традиционные национальные песни. Отец к тому же писал стихи сам. Из всех детей посвятил себя музыке только Мурат.

Мурат Насыров в юности

Семья жила по китайским традициям. Отец следил строго за соблюдением правил, и бережно хранил традиции своего народа. К примеру дети должны были обращаться к ним только на «Вы», и не посещать клубы и дискотеки. Мурат всегда следил за своей речью, боясь каким-нибудь неверным словом вызвать гнев отца. Жён сыновья должны были себе выбрать только мусульманского вероисповедания, и выходить она должна была из их народа.

В школе Мурат учился очень хорошо. Особенно ему нравились точные науки. Он имел отличные оценки по математике и физике. О том, что он может стать эстрадной звездой, тогда никто и представить не мог. Учителя отмечали, что у ребёнка хорошо развито логическое мышление, и что Мурат обладал острым умом. Занимался спортом и позже ещё освоил игру на гитаре. Вместе со своими друзьями он любил перепевать модные в то время хиты групп «Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Modern Talking».

На вечеринках, которые устраивались в школе, он непременно радовал своих одноклассников пением. Позднее навык выступления очень ему пригодился. После окончания 10 класса Мурата призывают в армию. Местом службы стала Ашхабадская дивизия. Насырова практически сразу определяют в музыкальную роту.

По возвращению домой Мурат понимает, что музыка — это его жизнь, она уже была чем-то гораздо большим, нежели простым увлечением. И он отправляется покорять Москву, при этом нарушив одну из традиций. Ведь он самый младший сын, а значит должен жить с родителями.

В Москве он сразу поступает в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, и выбирает вокальный факультет. В самом начале обучения проживает в общежитии. Но когда стал зарабатывать деньги, то он стал снимать квартиру.

В столице он больше не слышит обидные слова касающиеся его национальности, напротив, его приятная внешность напоминала людям иностранца, из экзотической страны. Если Мурата спрашивали о его национальности, то всегда отвечал, что он метис. Когда у него стали появляться деньги, то он тщательно выбирал себе красивую одежду. Старался всегда выглядеть стильно.

Начало карьеры

Жизнь и карьера Мурата резко меняется после его выступления на конкурсе «Ялта 91». На этом фестивале искусства он исполняет хит Пугачёвой «Волшебник-недоучка». Его пение покорило всё жюри, которое состояло только из звёзд первой величины: Игорь Крутой, Яак Йола, Лайма Вайкуле, Владимир Матецкий. Все были поражены тембром голоса певца и его исполнением.

Молодой Мурат Насыров играет на гитаре

Эта песня принесла ему Гран-при конкурса. Теперь перед ним открылись все двери в шоу-бизнесе. Игорь Крутой сделал ему предложение стать его продюсером, и хотел подписать с ним контракт на запись диска, но Мурат отказался. Он думал, что не сможет исполнять свои песни, а только петь ту музыку, которую будут ему навязывать.

Непродолжительное время он работает на студии. Записывает саундтреки к мультипликационным фильмам. Он работал на озвучке диснеевских шедеврах таких как «Утиные истории», «Чёрный плащ». Озвучил и один российский мультфильм «Новые приключения Винни-Пуха».

Его соотечественники, музыканты из группы А-Студио», помогли Мурату со знакомством с продюсером Арманом Давлетяровым. И в 1995 году он записывает на студии «Союз» свой первый диск «Это лишь сон». Но эта работа не имела большого отклика у публики, лишь только одна композиция из этого альбома под названием «Шаг» была в топах многих радиостанций.

Мурат Насыров выступает на концерте

Мурат понимает, что ему нужен хит, прорывная песня. И его продюсер предлагает ему спеть русскоязычную версию бразильского трека «Tic Tic Tac». Композиция имела название «Мальчик хочет в Тамбов». Мурат соглашается и исполняет её блестяще. После этого исполнения Мурат Насыров проснулся знаменитым. Клип на эту песню показывали по не одному разу на всех каналах. Эта песня звучала из каждой квартиры, не один праздничный вечер не обходился без этой зажигательной мелодии. И заслуженно в 1997 году Мурат Насыров получает «Золотой граммофон».

Могут быть знакомы

Музыка

Через два года после триумфального дебюта, Насыров выпускает второй сольный альбом. Он называет его «Кто-то простит». И снова успех, по популярности этот альбом значительно превосходит первый. В его записи принял участие солист группы «А-студио» Батырхан Шукенов, он с Муратом спел дуэтом композицию «В серых каплях дождя».

На новые записи песен Насырова обратила внимание и Алла Пугачёва, она отметила незаурядный талант молодого певца, и стала всячески ему содействовать. В 90-х годах Мурат много гастролирует по стране. На его концертах всегда аншлаг. Он никогда не пел под фонограмму, это его принцип. Зрители по достоинству оценили такие выступления, ведь в то время петь под фонограмму было принято многими артистами, но как все понимают живое исполнение песен — это совсем другая энергетика и звучание. И его вокальные данные это бесспорное преимущество перед другими поп исполнителями.

В 1997 году муж Алёны Апиной, Александр Иратов приглашает Насырова для сотрудничества с его женой, которая была бывшей солисткой известной и популярной группы «Комбинация». Вместе они записывают русскоязычную версию песни «Ding-a-dong», спетый дуэтом хит имеет название «Лунные ночи». Позднее он вошёл в канцерную программу «Электричка в Тамбов»

Мурат Насыров на сцене с Алёной Апиной

В своих концертах Алёна и Мурат исполняли и уже полюбившиеся публике хиты, и новые сольные композиции. Позднее они сняли на них клипы, которые не сходили с экранов телевизоров. В этой программе прозвучала и написанная Насыровым песня «Я-это ты», за которую он получил очередной «Золотой граммофон». Их совместные концерты пользовались большой популярностью, и это можно назвать настоящим успехом.

Тогда же Мурат выпускает ещё один диск «Моя история». В нем много лирических песен, которые сменяются танцевальными ритмами. Прибавим к этому отличный вокал Насырова и успех гарантирован. Этот альбом стал одним из тридцати лучших российских поп-альбомов в 2014 году.

В начале 2000-х годов Мурат начинает исполнять песни на английском языке. Он осваивает новые горизонты, ищет новые музыкальные формы, пробует писать в стиле «латинос». Эти песни он собрал в альбом, в него вошли такие композиции как «Все это было не со мной» и «Разбуди меня». Первую песню певец посвящает своему сыну Акиму, а вторую песню с названием «Алина» — Алине Кабаевой.

В 2004 году Мурат решается выпустить альбом с песнями на его родном языке, он называется «Остался один». Записывая эти песни, он сам себе аккомпанирует на уйгурских и современных музыкальных инструментах, а затем и сам смонтировал звучание в своей студии.

Мурат Насыров в «Фабрике звёзд-5»

В том же году он получил приглашение от Аллы Борисовны участвовать в проекте «Фабрика звёзд-5». В финальном выпуске он поёт хит «Кто-то просит», дуэтом с одной из участниц проекта, Юлианной Карауловой. А в 2007 году он начинает работать над новой песней, с которой собирался выступать на конкурсе «Евровидение». Последняя его работа, которая известна, это композиция под названием «Скалолазка и Последний из Седьмой колыбели». Для её записи он приглашал государственный оркестр кинематографии.

Личная жизнь

Во время обучения в Гессенском училище Мурат познакомился с Натальей Бойко. Девушка тоже обучалась вокалу. Со временем она так же вышла на сцену, и зрители её знают под псевдонимом Селена. Мурат не сразу завоевал сердце красавицы. Он долго и красиво ухаживал за девушкой. И в итоге Наталья ответила на пылкие чувства певца согласием.

Мурат Насыров с Натальей Бойко

Свадьба была сыграна по уйгурским обычаям, свои отношения они официально не регистрировали. В 1996 году у пары рождается девочка, которую назвали Лия, а в 2000, году — сын, Аким. Дети, как и их родители в детстве обучались музыке. Но повзрослев Лия поступает в Академию имени Плеханова. Девушка выбрала специальность международных отношений. А Аким учится в «Гнесинки», так же как его отец и мать. Парень играет на саксофоне.

Смерть

События, которые произошли в ночь на 20 января 2007 года потрясли всю страну. Мурат Насыров при непонятных обстоятельствах упал с балкона своей квартиры. Травмы, которые получил певец при падении были несовместимы с жизнью.

Версий происшествия много, кто-то говорит, что это суицид, что Мурат уже долгое время был в депрессии, есть предположения, что он был под действием наркотических средств, а может это просто был несчастный случай. Узнать доподлинно что произошло в ту роковую ночь уже невозможно.

Похороны Мурата Насырова

Похоронили Насырова на его родине в Алма-Ате, рядом с могилой его отца, на кладбище «Заря Востока». После трагической кончины мужа, Наталья вместе со своими детьми живёт в той же московской квартире. Она бережно сохраняет обстановку, которая была при жизни её супруга.

На шоу «Один в один», в 2015 году выступал друг Мурата — Батырхан Шукенов. Он исполнил одну из самых любимых песен Насырова «Я-это ты». И через непродолжительное время он ушёл вслед за свои другом.

Альбомы

  • 1997 — Кто-то простит
  • 1998 — Моя история
  • 2000 — Всё это было не со мной
  • 2002 — Разбуди меня
  • 2004 — Kaldim Yalguz — Остался один

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Карен Шахназаров: «Когда Алла Пугачева отказалась сниматься, я уговорил Гундареву»

«В «Зимний вечер в Гаграх» помимо Евстигнеева пробовали Евгения Леонова , Олега Ефремова . Леонов в этой роли, конечно, смотрелся весьма экзотично. А Евгений Александрович очень ревностно отслеживал весь процесс, постоянно приходил на студию, звонил мне — в общем, «прессовал». Но я держался, как партизан, не сознавался, что вижу в главной роли только его», — рассказывает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» режиссер Карен Шахназаров .

— Карен Георгиевич, первый фильм, который принес вам успех, — «Мы из джаза». Как возникла идея снимать кино на таком сложном историческом материале: эпоха 20-х, советский джаз?

— Я, честно говоря, взялся за этот сюжет, потому что в то время мне ничего другого не давали делать. У меня был довольно сложный период после дебютной картины «Добряки». Несмотря на то что на «Мосфильме» мне предложили уже готовый утвержденный сценарий, «Добряки» стали самой порезанной моей картиной — цензоры разглядели иронию над советской действительностью. Ко мне в монтажную приходил заместитель Сизова, директора «Мосфильма», лично контролировал, чтобы я вырезал крамольные сцены. Это была моя дебютная картина, и, чтобы остаться в профессии, я не возражал. Хотя понимал, что подобные правки картину не украсят. В итоге «Добряки» в прокате прошли «вторым экраном».

Потом началась череда неудач: сценарий, который мы написали с Сашей Бородянским, «Дамы приглашают кавалеров», мне снимать не разрешили (фильм по этому сценарию впоследствии снял Иван Киасашвили. — Прим. ред.). Меня запустили с другим сценарием, но и ту картину закрыли… Я даже думал из кино уходить. Но случайно, сидя вечером дома у телевизора, увидел программу про советский джаз. Я не могу сказать, что был воспитан джазом, напротив, я принадлежал к поколению «битлов», «роллингов»… Но тема понравилась. Я позвонил Саше Бородянскому: «Двадцатые годы, становление джаза в Советском Союзе. Может, займемся этим?» Он согласился. Мы быстро написали заявку — что-то бравурное про первых советских джазменов, которые преодолевают все препятствия на тернистом пути к признанию… И нам ее утвердили! Но, как выяснилось, материалов по нашей теме было очень мало, и мы стали ходить за консультациями к тем, кто стоял у истоков советского джаза.

Например, был такой Александр Варламов — фигура легендарная. Он наравне с Александром Цфасманом был пионером в этой области. Цфасмана уже не было в живых, а к Варламову мы приехали куда-то на окраину Москвы. Дверь нам открыл разбитый старик. «Зря мы, наверное, пришли», — думаю. И вдруг этот человек садится за рояль, и начинают оживать картины… Два часа он нам рассказывал, показывал, играл… Мы и смеялись, и плакали — это было так интересно! Многие его рассказы, так или иначе, вошли в картину, например, история, как наши герои перед ворами выступают, или история иностранной певицы, приехавшей на гастроли в СССР. В фильме мы сделали ее темнокожей и назвали Клементиной Фернандес. (Ее роль исполнила Лариса Долина . — Прим. ред.) Мы ходили и к другим, куда более знаменитым «рассказчикам» — композиторам Никите Богословскому и Сигизмунду Кацу, легендарным артистам эстрады Марии Мироновой и Александру Менакеру. Все они нам очень помогли. Были и клубы любителей джаза… В общем, мы стали настоящими специалистами. И родился сценарий.

— А Евгений Евстигнеев , сыгравший вора в законе, консультировал вас? Он ведь был большим знатоком джаза.

— Только я этого тогда не знал. Евстигнеева пригласил потому, что именно он виделся мне в роли одесского воровского авторитета. Уже на съемках выяснилось, что Евгений Александрович в юности был барабанщиком. Это ведь импровизация, когда в ресторане он стал отстукивать ритм по краю стола вилкой и ножом. Хотя сниматься в эпизоде у начинающего режиссера, то есть у меня, он сначала не хотел. Можно сказать, я его уговорил — звонил, объяснял, что не мыс­лю без него картину, и тому подобное. Он был очень занят на других съемках, но откликнулся: «Хорошо, я сыграю. А сколько съемочных дней?» — «Четыре». — «Сыграю за два дня, но пусть директор картины позвонит мне». И уже с директором они договорились, что Евстигнеев отработает две смены, но заплатят ему как за четыре.

— А как подбирали главных героев?

— Я хотел снимать молодых актеров, но боялся, что мне могут не утвердить на главные роли неизвестные лица. Поэтому начинающих артистов разбавил популярными. Так появилась команда: молодые Игорь Скляр , Александр Панкратов-Черный , Николай Аверюшкин и примкнувший к ним «ветеран» Петр Щербаков.

На «Мосфильме» картину запустили в кинообъединении, которым руководил Георгий Николаевич Данелия. Помню, вернулся он в Москву со своих съемок и решил нас проверить: «Покажите материал». После просмотра разругал нас с Бородянским ужасно. Дал такие рекомендации, что мы поняли: картину надо или закрывать, или снимать заново. Но мы решили рискнуть — ничего переделывать не стали и досняли картину, как задумывали. С нашей стороны это была, конечно, дерзость, но надо отдать должное Георгию Николаевичу, он все «проглотил» — и принял готовый вариант картины, не заикнувшись про свои прошлые замечания. Ему понравилось. Впоследствии у нас с Данелией сложились самые теп­лые и дружеские отношения. Мы очень много общались, в гости друг к другу ходили… Последний раз я приехал к нему в его день рождения, это было незадолго до его ухода. Георгий Николаевич был совсем слабенький, худенький… Я тогда начинал снимать фильм «Анна Каренина. История Вронского» и поделился: «Боюсь этой работы. Такой материал, такой масштаб… Страшно!» А он так спокойно и просто сказал: «А ты упрись». Хорошие слова — они мне очень помогли и помогают.

— Есть люди, с которыми вы работали из картины в картину. Тот же Бородянский, Панкратов-Черный, Евстигнеев…

— Когда мы с Бородянским работали над сценарием «Зимний вечер в Гаграх», главную роль писали уже персонально под Евстигнеева. Но ему ничего не говорили. Просто, когда картину запустили в производство, первым артистом, кому я послал сценарий, был Евгений Александрович. После чего он сам мне позвонил и сказал: «Я очень хочу играть эту роль. Очень!» Но мне предстояло провести официальные пробы, которые должен был утвердить худсовет. Мы сделали пробу и с ним, и с другими артистами, ведь это была обязательная часть подготовительного периода. Помимо Евстигнеева пробовали Евгения Леонова, Олега Ефремова. Леонов в этой роли, конечно, смотрелся весьма экзотично. А Евгений Александрович очень ревностно отслеживал весь этот процесс, постоянно приходил на студию, звонил мне — в общем, «прессовал». Но я держался, как партизан, не сознавался, что вижу в этой роли только его. Зато, когда удалось официально на худсовете утвердить его кандидатуру, я вздохнул с облегчением — теперь можно было раскрыть перед Евстигнеевым карты.

— А как у Евстигнеева обстояло дело с танцами? Понятно, что был дублер. Но, может быть, Евгений Александрович проявлял инициативу?

— Нет, нет, он танцевать, конечно, не мог, хотя был очень музыкальным и пластичным. За него танцевал Володя Кирсанов — замечательный балетмейстер, чечеточник, в фильме вы видите его ноги. К сожалению, Владимир от нас недавно ушел — умер от последствий коронавируса.

А героя Евстигнеева в молодости сыграл Аркадий Насыров. В фильме есть кадры круиза героя на пароходе. В то время по Крымско-Кавказскому побережью Черного моря курсировал трофейный корабль немецкого производства «Адмирал Нахимов», очень красивый. И мы решили снять на нем одну сцену. В Гагры корабль зайти не мог, поэтому на съемки мы выехали в Сочи, где он стоял на рейде. Мы подошли к нему на катере, поднялись на палубу, сняли несколько кадров с молодым героем, потом по приглашению капитана пообедали в офицерском кубрике. И когда на том же катере поплыли обратно к берегу, оператор вдруг сказал: «Слушай, у меня в кассете пленка осталась, метров пять, давай «добьем», все равно выбрасывать после перезарядки». И он снял, как корабль уходит из кадра по мере того, как мы от него отдаляемся, — очень кинематографично получилось, так что при монтаже я вставил эти кадры в картину. Теперь их можно считать историческими — примерно через полгода «Адмирал Нахимов» затонул, столкнувшись ночью с сухогрузом. В результате этой крупнейшей в СССР морской катастрофы погибло более четырех сотен человек…

Помимо Евстигнеева, в «Зимнем вечере…» я планировал продолжить работу и с Игорем Скляром. Утвердил его на вторую главную роль. Но вышло так, что после успеха «Мы из джаза» Скляра в свой театр пригласил Лев Додин . Конечно, Додин — величина, авторитет в театральном мире. Но он неохотно отпускал актеров работать в кино. У него все артисты, даже не занятые в той или иной сцене, должны были присутствовать на репетициях. В итоге Игорю в театре назначили лишь один выходной в неделю. Тогда я по традиции сам поехал отпрашивать артиста, с Додиным мы встретились в Московском отделении ВТО. Я объяснил, что утвердил Скляра на главную роль, просил, чтобы его отпустили на время съемок. Но Додин был непреклонен: «У артиста есть выходной, пусть в этот день и снимается». Для нас это было неприемлемо — видеть исполнителя главной роли на съемках раз в неделю. Пришлось поставить Игоря перед выбором: либо снимаешься и рискуешь потерять место в театре, либо расстаешься с этой ролью. Игорь выбрал театр. И его можно понять: он мечтал реализоваться как драматический актер, кроме того, от театра ему обещали квартиру. Тогда я пригласил на главную роль Панкратова-Черного, он шел у меня вторым в списке претендентов. И я очень доволен, как Саша эту роль сыграл. С Игорем получилась бы абсолютно другая картина.

— В этом фильме Наталья Гунда­рева играет капризную «примадонну». А как она себя вела вне кадра?

— Несмотря на популярность, никакой звездности и заносчивости в Гундаревой не ощущалось. Наташа была очень демократичным, живым, жизнерадостным человеком. Но мне пришлось упрашивать ее сыграть певицу. Для Гундаревой эта эпизодическая роль была, конечно, проходной — карьера ее тогда вошла в зенит. Признаю, что и роль в сценарии была прописана достаточно плоско, но ни времени, ни возможности усложнить ее у нас с Бородянским не было. Поэтому мне нужна была очень хорошая актриса. Есть такой прием: возьмите на плоскую роль хорошего актера, и он наполнит ее собой и сделает объемной.

— Эпизод получился очень ярким!

— Да — благодаря Наташе. А я ведь, кстати, сначала Аллу Пугачеву приглашал на эту роль. Но Алла Борисовна — женщина умная, сразу сказала: «Так это же будто про меня! Нет, не хочу, все будут думать, что это я и есть. Давай лучше сделаем другой фильм — целиком на основе моей биографии. Там я и сыграю главную роль». У Аллы в голове уже зрел сценарий этого фильма, и она делилась со мной своими идеями. Но дальнейшего развития у этого разговора не было.

— За Наталью Гундареву в фильме пела Лариса Долина . В недавнем интервью нашему журналу Лариса Алек­сандровна с теплотой вспоми­нала работу с вами. А вот Инна Чурикова в фильме «Курьер» у вас поет сама! Как вам удалось ее уговорить?

— Уговаривать Чурикову пришлось, но не петь, а вообще участвовать в картине. Потому что Инна Михай­ловна в тот период не очень охотно соглашалась сниматься у кого-то помимо своего мужа — режиссера Глеба Панфилова. Но мне удалось ее заинтересовать. А с песней получилась импровизация, в сценарии этого эпизода не было. Когда снимали сцену разговора матери и сына, мне захотелось ее как-то оживить. И я предложил Феде Дунаевскому, который немножко играл на гитаре, сымпровизировать: «Сможешь наиграть что-нибудь?» Он отвечает: «Знаю из репертуара группы «Земляне» песню «Трава у дома». И вот Федор начинает тихонько наигрывать и напевать эту песню. И вдруг Инна Михайловна подхватывает ее и затягивает абсолютно на свой манер. Мне это так понравилось, что я не стал останавливать артистов. Только шепнул оператору: «Давай, «наезжай» на Чурикову, снимай ее крупный план!» В итоге эта сцена снята одним куском, одним кад­ром, одним дублем.

— Как получилось, что вы пригласили режиссера Владимира Меньшова в свою картину актером?

— Разве это редкость, когда состоявшийся режиссер выступает в качестве актера? Когда я был еще студентом ВГИКа, наш мастер Игорь Васильевич Таланкин запустился с картиной «Выбор цели» и взял меня ассистентом. Главную роль — ученого Игоря Курчатова — у него играл Сергей Бондарчук , уже титулованный режиссер. В коллекции его наград был даже «Оскар» за «Войну и мир». Помню, однажды Сергей Федорович в гриме и в костюме Курчатова, перед тем как выйти на съемочную площадку, осматривал себя в большом зеркале. И, поправляя на курчатовском пиджаке бутафорскую звезду Героя Соцтруда, обронил: «Да, а мне вот только этой награды и не хватает».

Что касается другого оскаронос­ца — Меньшова, я его не просто как актера пригласил… Я имел возможность иногда наблюдать Володю в различных обстоятельствах и чувствовал его человеческую суть. И мне для этой роли нужен был именно такой человек. Надо сказать, согласие на съемки Меньшов дал легко. В этой работе мы и подружились. Как говорится, «совпали» и до последних дней много общались, встречались, дискутировали, ходили друг к другу в гости, постоянно созванивались. У нас были близкие, доверительные отношения, ведь совпадали и наши политические взгляды, мы оба государственники. Володя еще у меня снимался в «Городе Зеро», сыграл прокурора. И здорово сыграл! Он выдающийся актер и очень мощная личность.

— Он последние годы не хотел снимать? Или не было сценария? Вы об этом говорили с ним?

— Я думаю, он не мог найти то, что ему страстно захотелось бы снимать. Так бывает с режиссерами. Тем более когда ты уже познал успех, подобный тому, что был у Меньшова после фильма «Москва слезам не верит». А нащупать что-то равновеликое очень трудно… Успех в определенной степени губителен, потому что его всегда хочется повторить, а это невозможно.

— Есть фильмы, которые не теряют актуальности на протяжении многих лет. Это и «Москва слезам не верит», и ваш «Курьер». В чем секрет?

— Да, отрадно, что фильм до сих пор смотрит молодежь. А просто мало что с тех пор изменилось. В любую эпоху всякий молодой человек неуверенно входит во взрослую жизнь, находится со своим настоящим и будущим в некоем конфликте — об этом и фильм. А я, как автор и режиссер, и тогда был на стороне молодых, и сейчас остаюсь. Меня иногда спрашивают, особенно люди либерального направления: «А как же вы такой фильм сняли, будучи консерватором?» На что я отвечаю: «Поймите, я был бы полным идиотом, если бы не изменился». Если ты в шестьдесят с лишним лет думаешь так же, как в семнадцать, ты просто глупец. И этот переход должен быть естественным. Как говорит в фильме Иван: «Мы перебесимся и будем такими же, как вы».

— В фильме поколение взрослых и их логику у вас, кроме Меньшова, представляет Олег Басилашвили …

— Роль профессора Кузнецова я изначально предлагал Олегу Табакову. Мы специально встречались, но было видно, что он колеблется, сомневается. А я не стал настаивать и предложил сниматься Басилашвили. Олегу Валериановичу роль сразу очень понравилась, а он очень понравился мне. И после «Курьера» Басилашвили у меня много снимался. Но вообще-то я с ним познакомился еще совсем юным — когда по его милости двое суток прожил в аэропорту!

Я уже упоминал работу ассистентом у своего мастера Игоря Таланкина на съемках «Выбора цели». Мы полтора месяца провели в Крыму, в том числе снимая сцены с участием Юрского и Басилашвили (они играли Оппенгеймера и контрразведчика Пэша). Мне поручили встретить их обоих в аэропорту Симферополя. Юрский прилетел, а Басилашвили на рейсе из Ленинграда не оказалось. Мобильных нет, связаться невозможно. Я отправил Сергея Юрьевича на такси в Севастополь одного, а сам остался ждать второго артиста. В итоге двое суток я ночевал на каких-то лавочках и с надеждой бегал встречать каждый рейс из Ленинграда… Мои ожидания не пропали даром — Басилашвили все-таки прилетел, как оказалось, его задержали какие-то срочные дела. И вот ведь как в кино бывает: ничего из материала, снятого в Крыму, в фильм не вошло. Когда же я рассказал об этом нашем первом знакомстве Басилашвили, выяснилось, что по тем съемкам он меня не запомнил.

Зато после «Курьера» мы с ним подружились, хотя, в отличие от Меньшова, у нас с Олегом Валериановичем диаметрально противоположные политические взгляды. Бывает, мы спорим до одури, потому что Басилашвили ярый либерал. Но это никогда не влияло на наши отношения — они остаются замечательными. Я считаю Олега великим артистом, без каких-либо оговорок.

— Мне кажется, роль порочного папы римского — Александра VI Борджиа, сыгранная Басилашвили в вашем фильме «Яды, или Всемирная история отравлений», открыла Олегу Валериановичу дорогу к роли Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко.

— Да, наверное. Кстати, когда Басилашвили получил это предложение, он со мной советовался: играть ему Воланда или нет. И дело тут не в трепете перед мистической ролью и не в суеверии. А в том, что Басилашвили — Художник с большой буквы. «Карен, ну какой я Воланд? — сомневался он. — Да и возраст у меня… Наверное, не стоит соглашаться? Как ты думаешь?» Я говорю: «Олег, ты с ума сошел? Такая роль, может быть, раз в жизни приходит! А тебе ее предлагает отличный режиссер! Как можно отказываться?! Как можно сомневаться, если режиссер в тебе не сомневается?» Он приободрился: «Значит, думаешь, стоит сыграть?» — «Непременно», — говорю.

А в нашем фильме было так, что изначально я утвердил Басилашвили лишь на одну роль — полоумного пенсионера Прохорова. А вот актера на роль зловещего папы римского никак не мог найти. И вдруг пришла идея, чтобы Басилашвили сыграл обе главные роли! И он с радостью согласился.

— Сложно было снимать эту картину? Все-таки в фильме пересекаются две эпохи, массовые сцены, невероятные костюмы!

— Художником на этой картине у меня была Людмила Кусакова, а художником по костюмам — Светлана Титова. С Кусаковой мы постоянно работали после «Города Зеро», для которого она мне создавала декорации. Последней нашей совместной работой стала «Палата № 6». Кусакова выдающийся художник. Но год назад ее не стало. «Яды. » действительно были очень сложной картиной. Помню, мы готовили сцену бала в папском дворце, и нам требовалось снять гигантского быка, которого ведут через толпу гостей. Специалисты предупредили — поведение этого животного спрогнозировать невозможно: если ему что-то не понравится, он все разнесет. Так что на всякий случай на съемке должны присутствовать охотники-снайперы. Мы договорились с полицией, чтобы нам выделили двоих снайперов. Съемку назначили на воскресенье, когда на студии никого, кроме нашей группы, не было. Гигантского быка прямо в трейлере подкатили к павильону. К счастью, все обошлось, бык в кадре прошествовал спокойно.

Сына папы Чезаре Борджиа у нас сыграл Андрей Панин . Я считаю, что в своем поколении он был одним из лучших актеров. Большое несчастье, что он ушел. Панин сыграл у меня в трех картинах: первый раз в «Дне полнолуния» — небольшую, но важную роль. Потом в «Ядах. » — Чезаре и во «Всаднике по имени Смерть» — террориста Жоржа. Андрей был таким дисциплинированным, что я даже не подозревал о его проблемах с алкоголем. Абсолютно адекватный, профессиональный, четкий человек, хотя и закрытый.

— Вам несколько раз доводилось снимать Георгия Буркова. А его «слабость» не мешала работе?

— Да, если Бурков начинал выпивать, затормозить его было довольно сложно. На съемках «Добряков» порой срывался. А у него главная роль, не останавливать же съемки! И Жора выходил на площадку, работал стоически, с актерской задачей справлялся в любом состоянии. Правда, дикция страдала. Но он мне сказал: «Карен, ты не волнуйся, у меня такие губы, что на экране артикуляция будет не заметна. А потом в студии я все исправлю — озвучу как надо!» Так оно и получилось в итоге. Человеком Бурков был изумительным. Потрясающий рассказчик, умный, необыкновенно эрудированный. И выдающийся артист. Фактура у Буркова, конечно, была не для главных ролей. Но мне повезло: я смог ему предложить именно главные роли — в «Добряках» и в своем дипломном короткометражном фильме.

— Вашей дипломной работой во ВГИКе стала короткометражка «Шире шаг, маэстро». Одну из главных ролей в картине сыграла Нина Гребешкова , а председателем экзаменационной комиссии был Леонид Гайдай , ее муж. С вашей стороны это был расчет?

— Это была абсолютная случайность, потому что нельзя знать заранее, кто будет председателем ГЭКа. На эту ответственную миссию обычно приглашали кого-нибудь из известных мастеров, не работающих во ВГИКе. Я же в свой фильм пригласил Нину Павловну Гребешкову просто потому, что она мне нравилась как актриса. У нас с ней сложились милейшие отношения. А когда я вдруг узнал, что председателем ГЭКа будет Гайдай, конечно, подумал, что мне это на руку. Ведь за дипломную картину надо было обязательно получить пятерку. Ведь тогда ты имел право претендовать на самостоятельную картину. А с четверкой и ниже — дорога во вторые режиссеры…

И вот экзаменационная комиссия посмотрела мой фильм и вызвала меня для обсуждения. Вижу: Гайдай сидит мрачнее тучи. И вопрос он мне задал какой-то каверзный… Я, конечно, был совершенно не готов к такому повороту событий и вышел из просмотрового зала растерянным. Но все-таки поставил мне Гайдай пятерку. Потом Нина Павловна позвонила и сообщила: «Ты знаешь, Лёне очень понравилась твоя картина». Я говорю: «Странно… По нему не было видно, что фильм ему понравился». — «Ты его просто не знаешь. Лёня всегда такой», — утешила меня Гребешкова. Я потом с Леонидом Иовичем познакомился ближе, мы работали в одном кинообъединении. Он действительно всегда внешне оставался очень мрачным человеком — никогда не подумаешь, что перед тобой великий комедиограф.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/murat-nasirov/

http://7days.ru/stars/privatelife/karen-shakhnazarov-kogda-alla-pugacheva-otkazalas-snimatsya-ya-ugovoril-gundarevu.htm