Василий Иванович Баженов
Василий Баженов
Василий Баженов – российский архитектор, один из основателей «русской псевдоготики», масон. При правлении Екатерины II деятельность зодчего оценена не была, поэтому большинство его проектов так и осталось на бумаге.
Сегодня Василий Баженов известен, как талантливейший архитектор и основоположник русского классицизма, однако при жизни его труды далеко не всегда находили признание на родине. Проекты Василия Ивановича были широко востребованы в Европе, он получал предложения о сотрудничестве от самого Людовика XV, а вот в России его работы часто отвергали.
Детство и юность
Архитектор родился 12 марта 1737 года в Москве, или, как утверждают некоторые источники, в селе Дольское под Калугой. Отцом мальчика был православный дьячок, служивший в придворной кремлевской церкви. С малых лет Вася проявлял живой интерес к изобразительному искусству, делая зарисовки старинных городских зданий и сооружений.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша принял участие в восстановлении сгоревшего дворца Анненгоф, где познакомился с членами артели художников. Опытные товарищи сразу распознали в парнишке талант и доверили ему роспись печей под мрамор. Восстановительные работы шли под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского, который позже пригласил Баженова в созданную им школу архитекторов.
В середине 1750-х Ухтомский возглавил архитектурное бюро Московского университета. При вузе функционировала гимназия, куда по рекомендации мэтра зачислили юного Василия. Молодой человек попал в группу молодых специалистов, которых готовили к поступлению в Академию художеств.
В гимназии Баженов оказался в десятке лучших учеников. Вскоре на юное дарование обратил внимание известный меценат Иван Шувалов, поспособствовавший его переводу в гимназию Санкт-Петербурга. После года обучения Василий был переведен в Академию художеств, находившуюся под управлением Шувалова.
За опытом – в Европу
Войдя в число самых успешных студентов, Василий Баженов получил дворянский титул и денежное вознаграждение в размере 100 рублей. В 23 года талантливый молодой человек отправился за границу, чтобы изучить опыт работы европейских коллег. В Париже он поступил в Академию архитектуры, где через год с небольшим успешно сдал выпускные экзамены.
В течение двух лет Василий работал под руководством Шарля де Девальи, обучавшего его секретам входившего тогда в моду классицизма. Одной из ранних работ молодого архитектора стал проект галереи Лувра, который вызвал восторг среди преподавательского состава. Ранняя биография Баженова была омрачена недобросовестным поведением его сокурсников – об этом автор часто вспоминал в своих мемуарах.
Набравшись знаний в Париже, Василий отправился в Рим. В Италии он погрузился в изучение античного стиля, работал над проектом храма Святого Петра. Разработки русского мастера европейцы оценили по достоинству: уже через несколько месяцев его приняли в Академию Святого Луки и наделили правом заниматься архитектурной деятельностью не только в Риме, но и во всей Европе.
В середине 1760-х русский зодчий вновь перебрался во Францию. Здесь он сотрудничал со многими именитыми архитекторами, его наработки использовались для реализации самых грандиозных проектов того времени. Талантливый россиянин получил приглашение к сотрудничеству от самого Людовика XV, но был вынужден отклонить это предложение. Мастер решил вернуться в Россию, где планировал использовать полученный опыт во благо родной страны.
Могут быть знакомы
В России
Пока Василий Иванович находился за границей, в России произошел ряд серьезных перемен. Главные изменения коснулись государственной власти, которая в результате дворцовых переворотов оказалась в руках Екатерины II. Баженов возлагал большие надежды на то, что просвещенная императрица окажет поддержку в его архитектурной деятельности, но его ждало разочарование.
За время отсутствия зодчего в Академии художеств приняли новые регламенты. Василий Иванович надеялся получить место на профессорской кафедре, но вместо этого ему пожаловали должность академика архитектуры. Баженов был вынужден покинуть Академию. Вскоре он представил модель Смольного института, однако к возведению здания никто так и не приступил.
В конце 1760-х архитектор дождался аудиенции государыни. Екатерина II предложила ему заняться возведением нового дворца, перепланировкой Красной площади и территории столичного Кремля. Именно после этого проекта Баженова стали называть родоначальником русского классицизма: в своей работе автор использовал элементы классической архитектуры Древнего Рима и Греции. По задумке создателя дворцовое здание располагалось вокруг Кремлевского холма, в его центре находился амфитеатр, на площади которого сходились бы главные столичные улицы.
Строительные работы по реализации проекта начались через год. Архитектурное бюро возглавил Василий Баженов, а на должность его заместителя был назначен другой знаменитый зодчий – Матвей Казаков. Василий Иванович создал модель будущего дворцового здания величиной практически в человеческий рост. Для этого макета построили специальное здание, где вскоре поселился и сам мастер. Тем временем Екатерина II распорядилась о том, чтобы сделать обзор модели общедоступным, однако простолюдины к ее осмотру не допускались.
В 1768-м в личной жизни архитектора произошли перемены – он женился на девушке по имени Аграфена Долгова. Вместе с молодой супругой зодчий поселился в новом доме с видом на Кремлевскую набережную.
В начале лета 1773-го состоялась торжественная закладка первого камня нового дворца. Однако Екатерина II от участия в мероприятии отказалась – к тому времени ее интерес к проекту полностью угас.
Баженов попал в крайне затруднительное положение. Договора с подрядными организациями и поставщиками стройматериалов уже были подписаны, а государственное финансирование вдруг прекратилось. В итоге грандиозный проект так и остался на бумаге, строительство по нему было свернуто. Сегодня модель дворца и прилегающей инфраструктуры можно посмотреть в столичном архитектурном музее имени А. Щусева.
Для Василия Ивановича это было серьезным ударом. Его многомесячный труд был растоптан, сам он попал в тяжелейшее финансовое положение. На тот момент у архитектора уже подрастало четверо детей, денег в семье катастрофически не хватало.
Из всего проекта удалось возвести лишь несколько зданий, остальное строительство было остановлено. Начатый разбор крепостной стены также свернули, и по приказу Екатерины II все вернули в первоначальный вид. Все дальнейшие работы государыня доверила Матвею Казакову.
В 1776 году архитектор вновь обрел надежду стать востребованным, получив новый заказ от императрицы. Самодержица пожелала новую резиденцию в Царицыно, возведение которой решила доверить Василию Ивановичу. Почти десять лет архитектор трудился над чертежами будущего дворца, вкладывая в работу не только знания и опыт, но и душу. Создавая архитектурное чудо в «нежном» готическом стиле, автор целыми днями пропадал на стройплощадке, лично контролируя каждый этап работ. Летом 1785-го ожидался приезд высокопоставленной заказчицы.
Участники проекта были уверены, что государыня останется довольна – ведь на протяжении всего процесса она лично контролировала и одобряла макеты и чертежи. Однако Екатерина прибыла в дурном настроении, прошлась по будущей резиденции и почти сразу же уехала. Причины недовольства императрицы до сих пор остаются загадкой: то ли ее расстроило что-то в пути, то ли действительно не понравился дворец. Как бы то ни было, здание было приказано переделать. Баженов был подавлен, однако нашел в себе силы начать работу заново. Несколько месяцев архитектор и его команда переделывали проект, но итоговый результат вновь не удовлетворил императрицу. Василия Ивановича даже отстранили от должности, правда, вскоре приняли снова, но уже в рамках другой коллегии.
В 1780-х русский зодчий был занят еще одним проектом – строительством столичного дома Пашкова. Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение авторство Баженова, мотивируя это отсутствием подписи мастера на чертежах.
Причины столь холодного отношения государыни к архитектору объясняются по-разному. Одна из самых популярных версий связывает это с масонской принадлежностью Баженова. В те годы Екатерина II вела активную кампанию против масонов – проводились повсеместные обыски, аресты, допросы. Василий Иванович подозревался в том, что, находясь за границей, он вступил в ложу «Латона» руководимую Николаем Новиковым. Якобы Новиков передавал зодчему запрещенную масонскую литературу, которую последний распространял через знакомых в России.
Получив эту информацию, императрица отстранила архитектора от государственной службы. Василию Ивановичу грозил арест, однако при обыске в его доме указанную литературу не обнаружили. Русский зодчий чудом остался на свободе.
После смерти Екатерины на престол взошел Павел I, и в жизни государства начался новый этап. Надежда на светлое будущее появилась и у Баженова, к которому новый император относился довольно лояльно. Василия Ивановича назначили статским советником и по указу государя пожаловали усадьбу в Тульской губернии. Мастер обосновался в Петербурге, где начал работу над проектом Михайловского замка. К тому времени здоровье архитектора сильно пошатнулось, поэтому строительные работы возглавил его коллега Виктор Бренна. Замысел Баженова был воплощен в полной мере, за исключением незначительных изменений.
Памятник Василию Баженову
В самом конце 18-го века Василий Иванович удостоился должности вице-президента Академии художеств. На этом посту архитектор начал масштабные реформы, направленные на модернизацию устаревших регламентов Академии. Одновременно с этим Баженов трудился над альбомом русского зодчества, который должен был стать первой в России энциклопедией русской архитектуры. К сожалению, завершить этот проект Василию Ивановичу не удалось: 13 августа 1799 года он скончался.
Реализованные проекты
- Михайловский замок
- Архитектурное оформление Ходынского поля
- Ансамбль Царицыно
- Дом Пашкова
- Дом Юшкова
- Каменный храм и дворец И. Г. Орлова
- Проект Каменноостровского дворца Цесаревича Павла
- Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
- Усадьба Ермолова в селе Красное
- Работы в Гатчинском и Павловском дворцах
- Усадьба Тутолмина-Ярошенко
- Усадьба Румянцева на Маросейке
- Скорбященская церковь на Большой Ордынке
- Усадьба И. С. Гендрикова
- Храм Владимирской иконы Божьей Матери
- Храм святых Бориса и Глеба
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Русский архитектор Василий Иванович Баженов — биография, дом Пашкова
Краткая биография
Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.
Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет
Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Начало пути
По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано, вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.
Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.
Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор, желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.
Семья Василия Ивановича Баженова
Учеба
По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс. А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет.
После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.
В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.
Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика, и денежное содержание.
Обучение в Европе
По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж, считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальи – знаменитого архитектора. Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.
К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение
В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:
- архитектурные шедевры
- строительное дело у итальянских мастеров
По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.
Возвращение в Россию
Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика. Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.
Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.
Императрица, по рекомендации Орлова привлекла Баженова к работе по созданию Института благородных девиц в Смольном монастыре.
Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре
Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован. Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.
К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.
Московский период
По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля. Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции.
Перестройка московского кремля
Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.
Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство
Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет. Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.
Проект большого Кремлевского дворца
Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить.
Оформление празднеств на Ходынском поле
Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией.
На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны, которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.
Строительство резиденции в Царицыне
Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.
Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.
После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.
Василий Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца.
Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.
Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола
Опальный архитектор
После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.
В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.
Михайловский замок
После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.
В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств
Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.
Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.
Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед
8 самых известных московских проектов Василия Баженова
285 лет со дня рождения архитектора Василия Баженова
Приблизительное время чтения: 6 мин.
12 марта исполняется 285 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова. География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. К сожалению, сейчас трудно с полной уверенностью сказать, автором каких строений точно является Баженов – ряд его проектов не пощадило время, некоторым из них так и не удалось воплотиться в жизнь, а те, к которым история оказалась благосклонна, можно сосчитать по пальцам.
Ко дню рождения архитектора мы составили карту памятных московских строений, с которыми так или иначе связано имя Василия Ивановича.
Усадьба Царицыно
– улица Дольская, 1
Любимое место прогулок москвичей — усадьба Царицыно — должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.
Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.
После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.
В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.
Дом Пашкова
– улица Воздвиженка, 3/5С1
Необыкновенной красоты особняк расположился в самом центре Москвы – на Ваганьковском холме. Москвичам старшего поколения это строение также знакомо как бывшее здание Ленинской библиотеки. А любители творчества Булгакова помнят, что именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло прощались со столицей.
Своё название дом получил в честь Петра Егоровича Пашкова – отставного офицера и первого владельца. По его заказу во второй половине XVIII века и построили особняк. На тот момент это было первое не церковное здание, окна которого выходили на Кремль.
Большинство историков полагает, что Дом Пашкова построен по проекту Баженова. Об этом свидетельствует характерный для архитектора стиль. Но, к сожалению, никаких документов, которые подтверждали бы авторство Василия Ивановича, не сохранилось.
Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке
– улица Маросейка, 17
Бело-голубое здание псевдобарочного стиля красуется почти в самом центре столицы. Участок земли под постройку особняка приобрел в конце XVIII века граф Пётр Сергеевич Румянцев-Задунайский, который находился в тесных родственных связях с императорской семьей.
После его смерти дворец унаследовал сын графа Румянцева – Николай. При нем частыми гостями усадьбы были представители творческой интеллигенции того времени. К их числу относились Василий Жуковский, Николай Карамзин, Пётр Вяземский, Константин Батюшков и другие.
В разные годы усадьбу использовали под офисы и гостиницу. Здание также сдавалось в качестве меблированных квартир. А в 1812 году, когда Наполеон учредил в столице городское правление Москвы, эта инстанция разместилась именно в особняке Румянцева.
Сегодня в здании располагается Посольство Республики Беларусь.
Особняк Тимофея Тутолмина
– улица Гончарная, 12 с 1
Над этим домом время поработало так сильно, что он изменился практически до неузнаваемости. А ведь когда-то особняк Тутолмина по своей красоте мог сравниться с известным во всей Москве домом Пашкова.
Возведенный в конце XVIII века на месте разобранных палат Григория Строганова, особняк стал достойным образчиком классицистической архитектуры и считался одним из самых замечательных зданий столицы. Его владелец – Тимофей Тутолмин, тратил на убранство своей усадьбы огромные деньги. Говорят, что только парадная лестница обошлась ему в 150 тысяч рублей.
В годы Отечественной войны 1812 года особняк стал пристанищем наполеоновского маршала Мюрата. Но это не спасло дом от пожара и разрухи. Разрушенное здание выкупил московский текстильный магнат Тимофей Прохоров, который перестроил усадьбу и открыл на ее территории фабрику. Позже особняк сдавали в качестве квартир и контор, а в начале XX века здесь расположилась частная женская гимназия.
В советские годы здание также видоизменялось и достраивалось и в конце концов обрело современный и привычный для нас вид. Возможно, сегодня оно кажется серым и будничным, и память о том, что когда-то это был один из самых красивых и величественных особняков столицы, постепенно уходит в прошлое.
Дом Юшкова
– улица Мясницкая, 21
Владельцу этого особняка – генералу Юшкову приписывают связь с масонской ложей. Говорят, что в его доме и проходили собрания тайной организации. Возможно, этим объясняется столь необычная архитектурная композиция здания.
На фоне других московских строений дом Юшкова выделялся своей величественностью. Особняк построен в форме ротонды – круглой постройки, периметр которой украшен колоннами – на углу квартала, а по бокам, со стороны прилежащих улиц, к нему примыкают два симметричных крыла.
В середине XIX века здание выкупило Московское художественное общество и в его стенах было основано Училище живописи, ваяния и зодчества.
Дом Юшкова также тесно связан с именем Бориса Пастернака – семья писателя прожила здесь 16 лет.
В советские годы здание особняка использовалось под разного рода конторы. А в 1989 году Илья Глазунов основал здесь Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
Ансамбль храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
— улица Большая Ордынка, 20
Величественный храм в стиле классицизма был возведен в конце XVII века на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима от иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», название этого образа прочно закрепилось за храмом.
В конце XVIII века своим архитектурным творчеством здесь отметился и Василий Баженов. По его проекту к ансамблю храма были пристроены трапезная и колокольня. Интересно, что тот тип трапезной, который предложил и впервые применил Василий Иванович, впоследствии получил широкое распространение в архитектуре столицы.
Усадьба графа Гендрикова
– улица Садово-Спасская, 1
На вид ничем не примечательное здание, которое сегодня используется в качестве офисов для разного рода компаний и предприятий, как оказалось, имеет благородное «происхождение» и тесно связано с военной историей столицы.
В середине XVIII века по заказу графа Гендрикова, бывшего в родственных связях с императрицей Екатериной II, на обширном участке земли возводится трехэтажный особняк. Автором проекта стал Василий Баженов.
Позже в этом доме расположилась типография известного просветителя Н. Новикова, но после его ареста только что взошедший на престол Павел I повелел перестроить усадьбу под артиллерийские казармы, более известные как Спасские.
В советских путеводителях здание казарм упоминалось, прежде всего, как место заключения поэта Александра Полежаева, который был отправлен сюда по личному приказу императора Николая I.
Дом Л. И. Долгова
– Проспект Мира, 16 с 1
Дом Долгова на Проспекте Мира – классический образчик жилой архитектуры XVIII – XIX веков. Владелец усадьбы – титулованный советник Лука Долгов приходился Василию Баженову зятем. После смерти Луки Ивановича владение домом перешло к его супруге – Сусанне Филипповне.
Во время пожара 1812 года особняк сильно пострадал и был восстановлен уже новым хозяином – купцом Шестовым. Как результат, здание сильно видоизменилось, утратив верхний этаж и ряд архитектурных элементов.
После революции дом Долгова долгое время использовался как жилое помещение. А с 1973 года здесь располагается один из московских ЗАГСов.
На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина.