Анжелика Таланцева Тюмень биография

Таланцева Анжелика: Феникс возрождается только из пепла

Для многих хор «Ренессанс» и Анжелика Таланцева были почти синонимами. И вдруг такие перемены.

«Ренессанс», действительно, достаточно большая часть моей жизни и меня самой. Да, я создала этот хор, этот коллектив, с 1997 по 2012 год была художественным руководителем и главным дирижером. Мне, человеку с неуемным характером и столь же неуемной жаждой деятельности, хотелось непрерывного движения вперед, постоянной концертной активности. Хотелось креатива, чтобы программы были разнообразными, по сути, я стремилась к созданию некого музыкального театра. И мне казалось, что так болеть своим делом, глубоко погружаться в него — правильно. Оказалось, что я глубоко ошибалась.

Прошло два года. Только сейчас моя душа обрела покой. Пришло понимание, что мы сами себе создаем персональный ад на земле, сами день за днем устраиваем ситуации, которые в итоге превращаются в тяжелые испытания. В моем случае, произошел очень сильный перекос в сторону работы. Она заполнила собой весь мир до того, что стало трудно дышать. И на работе была работа, и дома была работа. Я ни о чем говорить не могла, кроме как о работе. Потеряла удовольствие от жизни, утратила многие, даже давние, дружеские отношения. Жила не своей жизнью, решала не свои проблемы. И так 15 лет. Как одержимая, право.

Кроме того, мне кажется, что определенного апогея хор достиг к десяти годам своего существования. В 2007 на «Рождественской Праге» мы завоевали первое место, в 2010 капелла великолепно выступила в Италии на фестивале русского искусства. Пару лет еще продержались на этом же уровне, а потом все как-то остановилось, интерес стал пропадать. Возможно, что сама цифра 15 является переломной в деятельности, по ее достижении либо наступит спад, либо надо делать серьезный рывок, выходить на следующий уровень.

Дело только в усталости?

Нет, конечно, не только. Когда ты как паровоз без тормозов мчишься на всех парах, то на многое не успеваешь обращать внимание, и совершаешь ошибки. Но я благодарна за весь приобретенный опыт.

Позднее мы пообщались с Михаилом Михайловичем Бирманом, и, как мне кажется, поняли друг друга.

Вскоре после ухода из филармонии появился ART-дуэт Inkanto. Это была попытка найти новый путь в творчестве?

Скорее, нечто временное, чтобы занять себя. На какой-то период меня эта деятельность увлекла — чудесные, темпераментные песни, сцена, которую я еще не готова была покинуть. Однако очевидно, что перспективы наше недолгое сотрудничество не имело.

Потом вы стали петь в ресторане. Эдит Пиаф, конечно, тоже пела в ресторанах, но все же — не обидно было?

Ничего обидного, все было красиво и достойно. Публика в итальянском ресторане MaxiMilian солидная, репертуар у меня соответствующий, «Мурку» никто не заказывает. Эта работа на какое-то время стала еще одним моим плотом, который не дал мне утонуть в пучине безысходности. Но дело в том, что просто петь мне уже не так интересно, другое дело хор, капелла, коллектив — я же привыкла к серьезному масштабу. И потом, будем честны — всему свое время.

Пение никуда не уходит из моей жизни. В Тюменском Государственном университете я по-прежнему веду вокальную студию, занимаюсь со студентками. Кроме того, с большим удовольствием наше трио (мой муж, наш коллега и я) откликается на приглашения выступить с эстрадным концертом на каких-то хороших площадках. Александр Цинько (бас) поет песни Бабаджаняна и Гуляева, Георгий Александриди (баритон) тоже исполняет любимые всеми песни-ретро, я пою итальянские хиты. Востребованность есть, отдача от слушателей тоже. Но перспектив нет.

На этих плотах вы и добрались до храма?

На самом деле, я к нему давно шла. Всегда тяготела к духовной музыке и активно вводила ее в репертуар хора — Рахманинов, Чесноков, Свиридов, Архангельский. Подготовила с капеллой сольный концерт «Реквием» Брамса памяти моих родителей. Своими способностями и привычкой трудиться я обязана им — маме, Жанне Кулаковой, преподавателю дирижерско-хорового отделения Училища искусств, и папе — Левону Кирогосьян, руководителю вокально-инструментального ансамбля «Прометей».

После «Ренессанса», когда моя душа стала разрываться в разные стороны, я начала читать духовную, психологическую и философскую литературу. Пыталась разобраться в себе, понять кто я. Это стало моей целью. Постепенно становилось легче. Я обрела почти утраченную за годы сумасшедшей работы радость от самых простых, а на самом деле, самых главных вещей в жизни, и прежде всего, от общения со своими родными, детьми, внученьками, моим любимым мужем. Как человек, который долго болел, а теперь вышел на улицу, — радуется и солнышку, и тому, что земля под ногами такая мягкая, а трава зеленая, вот так и я, увидела мир заново.

Вы к этому моменту уже работали в монастыре?

Нет еще. Звонок из монастыря, с приглашением прийти поговорить, был позже, когда мне уже стало легче. Однако этот звонок не был для меня полной неожиданностью. Раньше нет-нет, да знакомые передавали мне пожелания со стороны монастыря сотрудничать. Но где же мне было — некогда, концерты, программы, хлопоты! К этому моменту я уже много всего передумала, перечитала, переработала в голове и сердце. И пошла на встречу спокойно, уже не на пике боли, не от отчаяния и тоски.

Матушка Нина сказала, что видела мои хоровые записи, немало слышала обо мне, и хотела бы, чтобы я стала в монастыре регентом. Я сразу согласилась. Не было ни сомнений, ни колебаний. Было чувство, что вернулась к себе домой после долгих странствий.

20 августа приступила к работе. Наш хор на сегодня состоит из старших воспитанниц при монастыре и одной монахини. Полагаю, что так мы сформируем костяк хора, а потом уже желающие воспитанницы и более младшего возраста смогут попросить у матушки разрешения петь на клиросе.

Гласы, тропари, стихиры, распевы — все ново для меня, целая наука. Это нелегко, но никто и не обещал мне легкой жизни. Голоса у девушек хорошие. Отношение ко мне и моему труду доброе, уважительное. Матушка справедливая, строгая, с большим любящим сердцем.

Вам не было страшно?

Боялась лишь того, что не смогу по четыре часа стоять на службе. Но это глупый страх. И смешно, право, по телефону мы можем болтать по четыре часа, а вот службу отстоять нет?

Получается, что вы снова подобрали дирижерскую палочку?

Да. Камертончик. Хоровое искусство все же истинно мое призвание. Мы репетируем и в храме — такая красота, такое созвучие под сводами. И ты молишься за себя и весь свой род. Это необыкновенно, поверьте. Настоящий подарок судьбы.

А не потонете снова в работе уже в этой ипостаси?

Здесь я знаю для чего и, главное, для КОГО я это делаю. Светское творчество без тщеславия не бывает. В храме же ты уходишь от страстей, смиряешь собственную гордыню и неуемность. При этом, как мне видится, я не утратила ни чувства юмора, ни оптимизма. Напротив — обрела гармонию в жизни, и словно Феникс возродилась из пепла.

Хоровая капелла Тюменской филармонии

Хоровая капелла появилась осенью 1997 года, а в начале 1998 года вошла в состав Тюменской филармонии как камерный хор «Ренессанс». Количество участников составило 16 человек. Первым руководителем стала Анжелика Таланцева. Занятия проходили на базе колледжа искусств.

В 2008 году коллектив получил статус хоровой капеллы и вошел в состав творческих коллективов Тюменской филармонии. В 2012 году коллектив возглавил заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев.

Тесное сотрудничество с тюменским филармоническим оркестром «Камерата Сибири» началось в 2015 году. В результате в репертуаре хора появились вокально-симфонические произведения, среди которых сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева, К. Орфа. Коллектив возродил к жизни оперы «Алкид» Д. Бортнянского, «Орфей» Е. Фомина, «Санкт-Петербургский гостиный двор» В. Пашкевича, духовную оперу А. Рубинштейна «Христос». Последнюю представили в концертном исполнении в Санкт-Петербурге, Москве, Таллинне, Риге, Берлине.

В 2017 году капеллой стал руководить заслуженный артист РФ Альберт Мишин.

Хоровая капелла исполняет как популярную, так и академическую музыку. В репертуаре коллектива звучит широкий спектр произведений: песнопения русского и западноевропейского средневековья, музыка эпохи Возрождения и барокко, произведения западноевропейской и русской классики. Особая страница в творчестве хора – музыка авторов XX века и наших современников – композиторов России, Северной и Южной Америки, Скандинавии и Балтии, Великобритании и Франции. Коллектив экспериментирует с разными жанрами и стилями, исполнительскими манерами и способами звукоизвлечения, предлагает художественные интерпретации, которые максимально отражают характер музыкального высказывания.

За годы существования коллектив дал свыше 1 500 концертов. Активная концертная и музыкально-просветительская деятельность хора в Тюмени, Тюменской области и других регионах России повышает популярность, любовь и уважение среди слушателей. Хоровая капелла неоднократно участвовала в международных и всероссийских фестивалях: фестивале русского искусства в Италии, международном фестивале-конкурсе «Рождественская Прага», «Невские хоровые ассамблеи», «Певческое поле Прикамья», «Лето в Тобольском Кремле», «Алябьевская музыкальная осень».

В 2018 году хоровая капелла Тюменской филармонии отметила 20-летний юбилей. Теперь в составе хора 52 исполнителя.

Никитина, И. Хоровая капелла Тюменской филармонии отметила 20-летие / И. Никитина // Тюменская область сегодня. – 2018. – 26 февр.

Андрей Михайлов: Анжелика Таланцева — человек, который вдохновляет

Тюмень. Юбилейный день рождения отпраздновала художественный дирижер и руководитель хора «Ренессанс» Анжелика Таланцева на сцене Тюменской филармонии 17 сентября.

Как призналась гостям именинница, день рождения у нее был в августе. Но сотрудники филармонии решили совместить его празднование с началом нового сезона. Поздравить Анжелику Таланцеву пришли поклонники ее творчества, близкие и друзья. Первый заместитель директора комитета по культуре Тюменской области Наталья Хвостанцева выразила слова восхищения ее характером и весомым вкладом дирижера в развитие культуры в регионе и стране. «То, что хор «Ренессанс» известен по всей стране — это ваша заслуга. Аншлаги — тоже ваша заслуга».

Присоединился к поздравлениям и директор информационно-аналитического центра Тюменской области Андрей Михайлов. «Анжелика Таланцева — это источник энергии, сгусток идей и творчества, человек, который вдохновляет. Рядом с ней коллектив растет», — добавил он.

Дирижер Таланцева и хоровая капелла «Ренессанс» исполнили всем полюбившиеся песни и отрывки из оперетт. А после русской народной песни «То не ветер ветку клонит» по залу пронеслись дружное «браво». Завершился праздничный концерт песней «Храните любовь» в исполнении самой именинницы — Анжелики Таланцевой.


источники:

http://gorod-t.info/culture/stsena/2297/

http://tyumedia.ru/62110.html