Антон Павлович Чехов биография Хамелеон

Антон Павлович Чехов

Фото Все

Видео Все

Антон Чехов. Гении и злодеи

«Тайны века». Чехов — неопубликованная жизнь

Антон Чехов. «Три сестры» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

Антон Павлович Чехов — биография

Антон Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом.

Один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому как бы не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю. Его любимым выражением было «краткость – сестра таланта», и руководствуясь им, он создавал произведения для детей.

Детство

Родился Антон Чехов 29 января 1860 года в Таганроге. Его отец Павел Чехов был владельцем бакалейной лавки, купцом третьей гильдии. Мама Антона Чехова, в девичестве Морозова, из купеческой семьи, была домохозяйкой. Антон стал третьим из шестерых детей этого семейства, где подрастало пять сыновей и одна дочь.

Антон Чехов в детстве

Детские годы Антона и его братьев прошли в постоянных церковных праздниках и именинах. После занятий в школе мальчики должны были сторожить лавку своего отца, ежедневно они вставали в 5 утра, и шли петь в церковный хор. Чехов потом сказал, что детства у него и не было.

Сразу Антона отдали в греческую школу в Таганроге, в конце августа 1868 года он стал учеником приготовительного класса гимназии, которая была одной из старейших в России. В это время отцу семейства пришлось срочно скрываться от кредиторов, и он уехал в Москву. Антон продолжал учиться в Таганроге, и ему пришлось жить в своем собственном доме, только уже купленном другими людьми. Чтобы его не выгнали, парень исправно платил, а деньги зарабатывал, подрабатывая репетитором.

Именно во время учебы в гимназии Чехов полюбил книги и театр, у него появилось своеобразное видение окружающей действительности. В то время и произошла первая проба пера – парень стал автором нескольких юмористических повествований и получил псевдоним Чехонте. Так его назвал Федор Покровский, преподаватель Закона Божьего в гимназии. В тринадцатилетнем возрасте Чехов понял, что ему нравится театр и все, что с ним связано. Он стал активным участником домашних постановок, которые устраивали его товарищи по гимназии.

Творчество

Творческая биография Антона Чехова началась в 1880-м, когда журнал «Стрекоза» первый раз напечатал его произведение. После этого он сотрудничает с другими изданиями, которых было достаточно много – «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк». Периодическое издание под названием «Осколки» напечатало на своих страницах его юмористические произведения. В 1883-м на страницах этого журнала читатели смогли прочесть повесть «Толстый и тонкий», спустя год «Хамелеона», а в 1885-м рассказ «Пересолил».

Произведение Антона Павловича Чехова «Письмо к ученому соседу» в журнале Стрекоза

Еще одно периодическое издание – «Петербургская газета», в 1886-м опубликовала новый рассказ Чехова под названием «Ванька». Под всеми этими произведениями красовался псевдоним «Чехонте».

В том же году ему пришло письмо из Петербурга, в котором ему предлагали работу. Чехова позвали в печатное издание «Новое время». Как раз в то время на суд читателей он представил сборники «Невинные речи» и «Пестрые рассказы». После того, как о нем начали отзываться хвалебно, Чехов больше не скрывался под псевдонимом, везде ставил свою настоящую фамилию.

В 1887-м в московском театре Корша прошла премьера постановки по пьесе Чехова «Иванов». Публика реагировала неоднозначно, но в общем спектакль прошел с большим успехом. Затем ее поставили в одном из петербургских театров, но только слегка доработали. В 1888-м творчество драматурга получило и материальное признание – он получил половину Пушкинской премии за сборник рассказов под названием «В сумерках».

Антон Павлович Чехов в процессе творчества

Летом 1888 и 1889 года Чехов с семьей проживал недалеко от города Сумы. В то время умер один из его братьев, и это вынудило его срочно уехать из этого места. Писатель хотел побывать в Европе, однако по воле судьбы оказался в Одессе, где в то время была на гастролях труппа Малого театра. Чехов влюбился в молоденькую актрису, но эти отношения не имели продолжения. Чтобы справиться с нахлынувшей апатией, Чехов решается на переезд в Ялту.

К 1889-му году копилка работ прозаика пополнилась повестями «Степь», «Драма на охоте», «Скучная история», «Огни». Он описывал все, что видел во время своих путешествий.

Чехову очень нравилось бывать в новых местах, и в конце 80-х он очень много путешествует, тем более, что в это время он уже не публиковался в юмористических журналах.

В 1890-м Антон Павлович принимает решение побывать на Сахалине, так сильно ему понравилось путешествовать по новым местам. Чтобы попасть на остров, ему нужно было проехать всю Сибирь, и это путешествие тоже дало ему много материала для литературной деятельности. Если учесть, что прозаик болел чахоткой, то в этом путешествии ему было очень трудно. Зато впечатления от поездки впоследствии вылились в собрание очерков под названием «По Сибири» и книгу, которую автор назвал просто – «Остров Сахалин».

Многочисленные поклонники Чехова больше всего помнят его «Палату №6», которая увидела свет на страницах журнала «Русская мысль» в 1892-м. Название повести до сих пор употребляется, если нужно рассказать о каком-то сумасшествии или ненормальном поведении.

В 1892-м сбылась давняя мечта писателя – он стал владельцем усадьбы в Мелихово. Там он поселился с родителями и сестрой Марией, которая была при нем неотлучно. После того, как у Чехова появилось собственное жилье, его жизнь вошла в другое русло. Он снова возобновил медицинскую практику, потому что кроме писательского таланта в нем жила страсть к хирургии.

Во время проживания в Мелихово Антон Павлович исполнял обязанности земского врача, инициировал строительство нескольких школ, участвовал в обустройстве пожарного пункта для селян и колокольни. Следующей его заботой стала шоссейная дорога, ведущая на Лопасню, а также он добился, чтобы на железнодорожной станции появилось почтовое отделение. Помимо этого писатель побеспокоился, чтобы на прореженных участках леса посеяли дубы, вязы, лиственницы, приобрел и высадил свыше 1000 саженцев вишен. На собственные деньги Антон Павлович открыл библиотеку в Таганроге.

Дом Антона Чехова в Мелихово

Именно мелиховский период принес новые произведения писателя, которые потом стали всемирно известными. Это были пьесы «дядя Ваня» и «Чайка». У Чехова частенько обострялся туберкулез, он был вынужден уезжать из имения и на некоторое время поселяться на юге. Зимний период 1898-го писатель прожил в Ницце, а после того, как вернулся домой, приобрел землю в Ялте. В 1899 году Чехов продает свое имение в Мелихово и окончательно поселяется в Крыму.

Именно в это время случились изменения в его личной жизни. Он познакомился с Ольгой Книппер и пригласил ее к себе на дачу.

Весь июль 1900-го года женщина прожила там и после этого их отношения стали официальными. В том же, 1900-м Чехов написал произведение «Три сестры», которое вскоре поставили в театре, а Ольга сыграла одну из ролей. История повторилась и с пьесой «Вишневый сад» в 1903-м, когда Книппер снова исполнила главную женскую роль и сорвала бурные аплодисменты зрителей.

Первое издание пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры»

В 1904-м Антона Чехова не стало. «Вишневый сад» стал последним произведением классика мирового масштаба.

«Хамелеон» (А. Чехов)

Цитата: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить».

История создания

Это один из ранних рассказов Чехова. Во время его создания Антон Павлович ориентировался на прозу Салтыкова-Щедрина, поэтому рассказ в некотором смысле наследует щедринскую традицию.

Проблематика: приспособленчество и «хамелеонство».

Смысл названия: хамелеон меняет свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. В этом рассказе Чехов показывает приспособленца из числа людей.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: это короткий юмористический рассказ, характерный для раннего творчества Чехова.

Время и место действия

Действие рассказа происходит на базарной площади

Действующие лица

  • Очумелов — полицейский надзиратель.
  • Хрюкин — золотых дел мастер; пьяница и скандалист.
  • Елдырин — городовой.
  • Прохор — повар генерала.
  • Собака — виновница всех событий, укусившая Хрюкина.

Содержание

Полицейский надзиратель Очумелов идёт вместе с городовым Елдыриным по площади и видит, что Хрюкин поймал собаку и всем показывает окровавленный палец. Узнав, что собака укусила Хрюкина, Очумелов говорит, что её надо убить. На всякий случай выясняет, чья это собака. Елдырин предполагает, что генеральская. Очумелов тут же меняет своё мнение и говорит, что Хрюкин зря к порядочной собаке привязался и палец, наверное, сам себе расковырял. Тут у Елдырина возникают сомнения, что собака генеральская, — у генерала-то сплошь легавые. Очумелов тут же велит Хрюкину так этого дела не спускать. Из толпы всё же предполагают, что собака принадлежит генералу. Очумелов снова становится на сторону собаки.

На площади появляется повар генерала Прохор. У него спрашивают, генеральская ли это собака. Прохор отвечает: нет. Очумелов тут же начинает говорить, что бродячих животных вообще надо истреблять. Прохор продолжает: это собака брата генерала. Очумелов расплывается в умильной улыбке: неужели к генералу брат приехал? А собачка у него какая славная. Повар забирает собаку, толпа смеётся над Хрюкиным, а Очумелов грозит, что ещё доберётся до него.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За какую часть тела собака укусила Хрюкина?

Ответ. Собака ухватила Хрюкина за палец.

Рассказ почти полностью состоит из беседы надзирателя с толпой, городовым, поваром, пострадавшим. Как называется переданный в литературном тексте разговор персонажей?

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумеловполицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
ХрюкинХрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств.
  3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.


источники:

http://sitekid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquohameleonraquo_a_chehov.html

http://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/hameleon-chehov/