Анна Моффо биография Оперная Певица

Анна Моффо

Биография

Итало-американская оперная певица, одна из лучших колоратурных сопрано своего поколения. Теплый и яркий голос невероятного диапазона и выносливости вкупе с обаянием и красотой завоевали ей место в сердцах тысяч слушателей.

Родилась Анна в Уэйне, Пенсильвания, в семье сапожника Николы Моффо и его супруги Регины Синти. Окончив школу, девочка получила предложение поехать в Голливуд; отклонив его, Моффо предпочла поступить в Институт Музыки Кёртиса (Curtis Institute of Music) в Филадельфии. Там Анна училась с Юфимией Джианини-Греогри, сестрой известной сопрано Дусолины Джианини. В 1954-м, по стипендии, полученной в рамках программы ‘Fullbright’, она уехала в Италию, где продолжила свое о

бучение в римской Национальной Академии Святой Сесилии (Accademia Nazionale di Santa Cecilia); среди её учителей были Мерседес Ллопарт и Луиджи Риччи. Дебютировала в опере Анна в 1955-м, в Сполето; она играла Норину в ‘Don Pasquale’.

Вскоре после этого Моффо – тогда еще малоопытная и практически неизвестная – получила довольно крупное предложение – роль Чио-Чио-Сан в итальянской телевизионной постановке ‘Мадам Баттерфляй’. Шоу вышло в эфир 24-го января 1956-го; пр

актически сразу Анна стала общеитальянской знаменитостью. Новые предложения сыпались на неё нескончаемым потоком – в том же году она сыграла еще в двух телепостановках – Наннету в ‘Falstaff’ и Амину в ‘La Sonnambula’. На фестивале в Экс-ан-Провансе Моффо досталась роль Зерлины в ‘Don Giovanni’; чуть позже она выпустила свою первую запись – всю ту же роль Нанетты из ‘Falstaff’, сыгранную под руководством Герберта вон Караяна и роль Мюзеты из ‘La Boheme’ с Марией Кал

ас, Джузеппе ди Стефано и Роландо Панераем.

В следующем году Анна дебютировала в Венской Государственной Опере, на фестивале в Зальцбурге, в La Scala в Милане и Teatro San Carlo в Напле.

Через некоторое время Моффо вернулась в Америку и дебютировала здесь в качестве Мими в ‘La Boheme’; роль Родольфо в той же постановке играл Джасси Бьерлинг. Впервые в Метрополитен-Опера Анна попала в ноябре 1959-го, сыграв Виолетту в ‘Травиата’ (‘La Traviata’) – очень скоро эта

роль стала ее своеобразной визитной карточкой. В Метрополитен-Опера певица проработала семнадцать сезонов; за это время она сумела сыграть таких классических героинь, как Лючия, Гильда, Адина, Мими, Лиу, Памина, Маргерита, Джульетта, Манон, Мелисанда, Перикола, квартет героинь ‘Les contes d’Hoffmann’ и многих других.

1-го октября 1960-го Моффо впервые выступила в опере Сан-Франциско – уже в знакомом ей качестве Амины. В тот же период она пару раз выступила на Амер

канском телевидении; впрочем, в первую очередь занималась Анна исключительно пением – рады ей были оперы по всему миру. Моффо выступала в Стокгольме, Берлине, Монте-Карло, Мехико, Буэнос-Айресе и так далее. В 1964-м она дебютировал в Королевской Опере в Лондоне, сыграв Гильду в ‘Риголетто’ в постановке Франко Зеффирелли.

Популярности Анна не утратила и к 70-м годам. Особенно её любили в Италии – так, там она вела ‘Шоу Анны Моффо’ в период с 1960-го по 1973-й; на о

пределенном этапе её считали одной из десяти самых красивых женщин страны.

Напряженный рабочий график в конце концов привел к определенным проблемам со здоровьем; через некоторое время Анна серьезно сорвала голос и так и не смогла его восстановить до конца. На подмостки она вернулась, однако появлялась на них уже довольно редко.

Скончалась Моффо в Нью-Йорке, в семьдесят три года; причиной смерти был рак груди, с которым она боролась к этому моменту уже десять лет

Анна Моффо

«Последняя примадонна» – так нередко именовали итальянскую певицу Анну Моффо. «Последняя» – это, пожалуй, выглядит преувеличением, но примадонной она действительно была. Наделенная и великолепным сопрано, и красотой, она создала множество незабываемых сценических образов. Талант артистки проявился не только в оперном искусстве, но и в кинематографе.

Анна Моффо появилась на свет в городе Уэйне, расположенном в штате Пенсильвания. Отец ее был сапожником, мать тоже не имела отношения к музыке, что не помешало Анне заинтересоваться искусством пения и после окончания школы поступить в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии. Хотя родина Анны Моффо – США, жизнь ее с самого начала была связана с Италией: родители ее были итальянскими иммигрантами, а в институте она обучалась вокалу под руководством итальянского преподавателя Эуджении Джаннини-Грегори (сестры известной певицы Дузолины Джаннини). Счастливый случай решил ее судьбу: в институт прибыл импресарио из Нью-Йорка, чтобы прослушать подающего надежды скрипача, но гораздо большее впечатление произвело на него выступление Моффо на студенческом концерте. Стараниями этого импресарио Анна получила стипендию в рамках программы Фулбрайта, что позволило ей в 1954 году продолжить образование на исторической родине.

В Италии Анна Моффо стала студенткой римской Академии Санта-Чечилия, где наставниками ее были Луиджи Риччи и Мерседес Льопарт. Уже через год после начала обучения – в 1955 году – молодая певица заявила о себе, выступив в Сполето в рамках фестиваля, ее оперным дебютом стала партия Норины в опере Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Впрочем, гораздо большую известность ей принесло не первое сценическое выступление, а первое появление на телеэкране. В 1956 году итальянское телевидение экранизировало оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», и Анна Моффо исполнила главную роль в этом фильме.

Участие в экранизации оказалось для певицы счастливым во всех отношениях: режиссер Марио Ланфранки, поставивший фильм, год спустя стал ее супругом, а сама певица после выхода фильма на экраны в одночасье стала знаменитостью. «Красавица с ангельским голосом», – это лишь один из тех лестных эпитетов, которыми награждали ее критики. Приглашение следовало за приглашением: концерт в Римской опере, партия Нанетты в «Фальстафе» Джузеппе Верди под управлением самого Герберта фон Караяна, выступление в партии Мюзетты в «Богеме» Джакомо Пуччини – партнерами ее в этом спектакле были Джузеппе ди Стефано и Мария Каллас, партии Амины в «Сомнамбуле» Винченцо Беллини и Церлины в «Дон Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта на фестивале в Экс-ан-Прованс, Венская опера, Зальцбургский фестиваль, «Ла Скала»…

Анна Моффо связывала столь быстрый успех с кинематографическим дебютом, утверждая, что если бы не телевидение, то на завоевание европейской известности ей пришлось бы потратить не одно десятилетие. Конечно, в этом утверждении есть известная доля скромности, всегда свойственной истинным талантам, но Анна Моффо действительно заслужила прозвание «оперной звезды телевизионной эры». Наряду со сценическими выступлениями она участвовала в многочисленных экранизациях опер: «Фальстаф» Джузеппе Верди, «Сомнамбула» Винченцо Беллини, «Служанка-госпожа» Джованни Баттиста Перголези, «Дочь полка» и «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, причем во всех этих фильмах-операх Моффо не пела за кадром, а сама появлялась на экране, демонстрируя талант киноактрисы. Появление Моффо на телеэкране не ограничивалось оперными экранизациями, она вела цикл телепередач под названием «Бельканто». Первая передача цикла была посвящена творчеству Джоаккино Россини. Кроме того, в 1960-х годах она снялась в ряде фильмов, которые не являлись оперными экранизациями: «Битва при Аустерлице», «Развод», «Домашнее хозяйство по-итальянски».

Параллельно развивалась карьера Анны Моффо за океаном. В театре «Метрополитен-опера» она впервые выступила в 1959 году и пела в нем последующие семнадцать сезонов. Среди партий, исполненных ею – Джильда в «Риголетто» Джузеппе Верди, Маргарита в «Фаусте» Шарля Гуно, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и многие другие, певица исполнила даже меццо-сопрановую партию – заглавную роль в «Кармен» Жоржа Бизе. Но первой партией, исполненной ею в «Метрополитен-опера», была роль Виолетты в «Травиате». Эту партию певица исполнила за свою творческую жизнь более восьми сотен раз в общей сложности и очень ее любила. Чтобы глубже проникнуть в образ, она многократно перечитывала «Даму с камелиями». К образу Виолетты она относилась настолько трепетно, что даже позволяла себе спорить с режиссерами – например, она отказалась курить сигару, как требовал того флорентийский дирижер. Возможно, c исторической точки зрения он и был прав, утверждая, что в XIX это делали все дамы, страдавшие чахоткой, но в представлении певицы такая деталь не вязалась с образом героини – и она отстояла свою точку зрения.

В 1970-х годах Анна Моффо снялась в ряде экранизаций оперетт, созданных немецким телевидением: «Королева чардаша» Имре Кальмана, «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, а также в кинофильмах «Концерт для одного пистолета» и «История любви».

Последние годы жизни певицы были омрачены тяжелой болезнью – много лет она боролась с раком. Анна Моффо ушла из жизни в 2006 году.

Анна Моффо биография Оперная Певица

MOFFO ANNA (АННА МОФФО) (1) ; (2)

«Из коллекции редких записей»

АННА МОФФО

После того, как несколько лет назад в нашей рубрике прозвучала передача, посвящённая Анне Моффо, в редакцию пришло немало писем с просьбой повторить в её исполнении такие произведения, как «Вокализ» С.В. Рахманинова и ария из «Бразильской бахианы» №5 Эйтора Виллы-Лобоса, что мы неоднократно делали. Радиослушатели про­сили также подробнее познакомить их с биографией и искусством этой незаурядной артистки. Поскольку в лице Анны Моффо мы, действитель­но, имеем дело с одним из самых гармоничных и ярких исполнитель­ских дарований современной оперной сцены и музыкального кино- и телеэкрана, охотно выполняем это пожелание.

В литературе о мастерах мирового музыкального театра имя Анны Моффо обычно сопровождается определением «итало-американская певица». Оно справедливо, так как она родилась 27 июня 1935 г. в городе Уэйн (штат Пенсильвания, США), но её родителями были итальянцы, сравнительно незадолго до этого переселившиеся в Амери­ку, а творческая родословная Моффо, безусловно, восходила к роди­не её предков. У итальянского педагога – Джаннини-Грегори обуча­лась она в филадельфийском Институте Кёртиса. Биографы певицы рассказывают, что однажды в Филадельфию приехал крупный импресарио Артур Джадсон, чтобы в музыкальном институте послушать скрипача, которого ему хвалили: он внимательно выслушал его игру, но ехать с собой в Нью-Йорк для представления авторитетным музыкантам пред­ложил молоденькой девушке, которая пела в студенческом концерте под аккомпанемент скрипки. Это и стало началом артистического пути Анны Моффо. Джадсон и его друзья выхлопотали для неё стипендию из фонда Фулбрайта, которая позволила Анне выехать в Италию и про­должить здесь музыкальное и общее образование, а затем она в тече­ние 20 лет жила в Риме. Университет в Перудже дал ей диплом фило­лога и музыковеда, а столичную академию «Санта Чечилиа» она за­вершила по классам рояля и сольного пения (её вокальными наставниками стали известные педагоги Мерседес Льопарт и Луиджи Риччи). Театральный дебют певицы состоялся на сцене Оперы в Спо­лето (Норина в «Дон Паскуале» Доницетти), но неизмеримо важнее оказался её дебют на телевидении 24 января 1956 г., когда исполнение роли мадам Баттерфляй в экранизации пуччиниевского шедевра принесло ей практически за один вечер всеитальянскую, а затем европейскую известность. « La bella colla voce angelica » – «Красавица с ангельским голосом» – таково было заключение публики, музыка­льной критики, театральных агентств, за которым последовали приглашения выступать в «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», «Ковент-Гарден». Моффо часто называют «оперной звездой телевизионной эры», подразумевая при этом не скромность голосовых средств, нуждающихся в микрофонном усилении (её голоса вполне хва­тало для 20-тысячной аудитории «Арена ди Верона», где она пела «Травиату»), а редкое сочетание молодости, красоты, обаяния, пре­красной вокальной техники, драматического дарования, которое запечатлели телеэкранизации «Сомнамбулы» В. Беллини, «Лючии ди Ламмермур» и «Дочери полка» Г. Доницетти, «Травиаты» и «Фальстафа» Верди, «Служанки-госпожи» Д. Перголези.

«Если бы в пору моего дебю­та не существовало телевидения, мне пришлось бы затратить целые де­сятилетия, чтобы составить себе европейское имя», – говорила Моффо, и вскоре ей представилась отличная возможность отблагодарить «десятую музу». Тогдашний главный режиссёр итальянского телеви­дения Марио Ланфранки предложил ей создать и вести на голубом экране многосерийный цикл под названием «Бельканто». Здесь ей при­годились знания филолога и музыковеда, и природное чувство юмора, и многогранные творческие качества. В этом сериале, по предложению Моффо, были использованы киноматериалы с участием Беньямино Джильи и Тито Скипы, снимались её коллеги по сцене – Рената Тебальди, Антониэтта Стелла, Грациэлла Шутти, Марио дель Монако, Тито Гобби, Джан-Джакомо Гуэльфи и другие, а в колоратурном и лирическом репертуаре сопрано она выступала сама. Цикл открывала передача о Джоаккино Антонио Россини, и старейший итальянский дирижер тех лет Туллио Серафин – первооткрыватель таких знаменитых вокалистов, как Роза Понсель, Лоуренс Тиббетт, Мария Каллас – представлял публике свою последнюю «находку» – Анну Моффо, певшую под его управлением арию Семирамиды из 1-го акта одноименной оперы. . В роскошном королевском дворце Вавилона царица Семирамида ждёт встречи со своим возлюбленным, отважным воином Арзаче, предвосхищая момент свидания.

(Россини. «Семирамида». Ария из 1-го акта – 7”)

Винченцо Беллини, которому посвящалась следующая передача цикла «Бельканто», был автором ряда опер, шедших с участием Анны Моффо, – «Капулети и Монтекки» (Джульетта), «Пуритане» (Эльвира), «Сомнамбула» (Амина). Пленительная элегическая кантилена Беллини – одно из драгоценных достояний его творчества, и – по сло­вам Анны Моффо – характернейший её пример – ария Амины « Ah , non credea mirarti » («Ах, я не смела и думать») из последней картины оперы, заканчивающаяся счастливым пробуждением сомнамбулы-Амины в объятиях любящего её Эльвино. В этой арии и звучит тема народной канцоны « Fenesta ca lucive » («Не светится оконце»), служащая лучшим доказательством кровного родства композитора и итальянского песенного мелоса. Ария Амины прозвучит в исполнении Анны Моффо и лондонского оркестра «Филармония», дирижер Колин Дэвис.

(Беллини. «Сомнамбула». Ария Амины – 5”)

Гаэтано Доницетти, в операх которого – «Анна Болейн», «Линда ди Шамуни», «Дон Паскуале», «Дочь полка» – с удовольствием вы­ступала Анна Моффо, для неё всё же прежде всего является автором «Лючии ди Ламмермур». Как комментировала певица, Доницетти за­ставил весь мир забыть, что героиню «Ламмермурской невесты» Вальтера Скотта звали в действительности Люси, но зато его «Лючия», живущая на оперной сцене уже полтора столетия, дала персонажам шотландского романиста ту волнующую страстность, нежность, психологическую глубину, которые не позволят забыть о них многим поколениям людей. А нашему поколению трудно забыть Лючию Анны Моффо – одно из её лучших вокально-сценических созданий. Сегодняшний рассказ о выступлениях певицы в операх итальянских классиков эпохи «бельканто» завершит дуэт Лючии и Эдгара из I -го акта «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти. Поют Анна Моффо и Карло Бергонци, оркестр граммофонной фирмы «Эр-Си-Эй – Итальяна», дирижер Жорж Претр…

(Доницетти. «Лючия». Дуэт из I -го акта – 9,58”)

Автор передачи М.П. Мальков (11.07.1986)

«Из коллекции редких записей»

АННА МОФФО

Сегодняшний рассказ посвящается вердиевским героиням известной современной оперной певицы Анны Моффо. Американка по месту рождения, она художественно сформировалась на родине своих предков – в Италии и, естественно, не могла пройти как представительница нацио­нальной исполнительской школы мимо наследия великого мастера италь­янского оперного искусства, «маэстро из Буссето».

Уже два года спустя времени её театрального дебюта, в марте 1957 года, она появляется в миланской «Ла Скала» в первой из своих вердиевских ролей, которой стала Нанетта в «Фальстафе» – последней опере композитора. Музыкальный руководитель этой постановки, показанной затем на Зальцбургском фестивале, Херберт фон Караян призвал для осуществления этого жизнеутверждающего и оптимистического спек­такля к сотрудничеству виднейших мастеров тогдашней мировой оперной сцены – Тито Гобби (Фальстаф), Элизабет Шварцкопф (Алиса), Роландо Панераи (Форд), смело включив в их ряд недавнюю дебютантку Анну Моффо. Её Нанетта стала как бы лирическим полюсом этого увлекательного музыкального повествования о радостях, огорчениях и трагикомических перипетиях любви, изведанных сэром Джоном Фальстафом, которого – наряду с ревнивцем Фордом – так ловко провели веселые виндзорские кумушки. Любовь Нанетты Форд и юного Фентона – самое поэтичное и светлое воплощение этого чувства, которому подвластны все персонажи «Фальстафа», и « il grande vecchio » («великий старец») Верди – впервые в своём творчестве – подарил ей счастливый финал. . Последняя картина оперы – сумрачный, полуночный Виндзорский лес, куда проказницы заманили на свидание старого греховодника Фаль­стафа, вскоре его огласят насмешки над вновь попавшим впросак ста­рым толстым рыцарем, но покуда здесь звучит нежная песня Нанетты, зовущей своего милого.

(Верди. «Фальстаф». Песня Нанетты из III -го акта – 3”)

Вслед за «Фальстафом» вердиевский репертуар Анны Моффо попол­няется её самыми знаменитыми ролями – Джильды в «Риголетто» и Ви­олетты в «Травиате», но показателем её увлечённости музыкой Вер­ди могут служить не только спетые в театре партии: в начале 60-х годов она записала на пластинки арии из опер великого композитора, в которых ей не доводилось выступать на сцене, – из «Сицилийской вечерни», «Эрнани», «Симона Бокканегры», «Жанны д’Арк», «Тру­бадура», «Бал-маскарада», «Отелло» и «Аиды». А в театраль­ной практике Анны Моффо её особой удачей и заслугой следует счи­тать возрождение на современной оперной сцене вердиевской «Луизы Миллер». Возможно, не только Моффо – певице и актрисе, но и Моффо – музыковеду любители искусства обязаны появлением спектаклей и полных грамзаписей этой оперы, незаслуженно долго остававшейся в тени забвения. Великолепным исполнением заглавной партии она дока­зала, что эта партитура не столько завершает собой период, назван­ный самим Верди «галерными», каторжными годами творчества, сколь­ко предвосхищает и открывает его расцвет, великую триаду – «Риго­летто», «Трубадур», «Травиата». Тема нравственного долга, ду­шевного благородства, самопожертвования становится центральной уже в «Луизе Миллер», созданной на сюжет трагедии Шиллера «Коварст­во и любовь» . . По наущению преследующего Луизу безжалостного и коварного Вурма – секретаря графа Вальтера, её отец – старый Миллер брошен в темницу и приговорён к смерти. Чтобы спасти его, девушка соглашается с требованием Вурма написать письмо, навсегда разлучающее её с любимым Родольфо (так именуется в либретто шиллеровский Фердинанд) – жизнь отца для Луизы дороже собственного счастья… Арию Луизы и финал сцены с Вурмом из 2-го действия оперы Верди «Луиза Миллер» вы услышите в исполнении Анны Моффо и Эцио Фладжелло, оркестр под управлением Фаусто Клевы…

(Верди. «Луиза Миллер». Ария и финал II -го акта – 8”)

Звучащая в этой сцене у кларнета грустная мелодия впоследствии была повторена Верди в «Травиате» в момент, когда Виолетта гото­вится расстаться с Альфредом и пишет ему прощальное письмо. Множе­ство раз слышала её Анна Моффо в своей любимой опере, в своей луч­шей роли, о которой известный английский критик и издатель журнала «Опера» Харольд Розенталь написал: «Красота, обаяние и глубокая человечность её Виолетты сделали этот образ самым гармоничным и волнующим из всех, что я храню в памяти». Выступления в «Травиа­те» отметили собой такие этапные события в творческой биографии Анны Моффо, как дебют в нью-йоркской «Метрополитен-опера» (де­кабрь 1969 г.), первое исполнение этой оперы в новом здании «Мета» – в «Линкольн-центре», триумфальные гастроли в составе труппы венецианского театра «Ла Фениче» в столице ГДР, спектакли в Бу­дапеште, Париже, Вене, Лондоне, Барселоне и, наконец, участие в фильме-опере (1967 г.), где её партнёрами были молодой тенор Фран­ко Бонисолли (Альфред) и ветеран итальянской оперной сцены и музы­кального экрана Джино Беки (Жорж Жермон). «Если бы она и не пела, – сказал оперный критик Родольфо Челлетти, – то стала бы лучшей в кино Виолеттой, а она ещё поёт и поёт волшебно». Самой Моффо па­ мятнее всего её дебют в этой роли в «Мете» , о котором певица рас­сказывала итальянским журналистам: » Покойный замечательный тенор «Метрополитен-опера» Ричард Такер назвал меня после этого спек­такля «женщиной без нервов», хваля моё самообладание. Ричард, конечно, ошибался – я волновалась безумно, да и обстоятельства, в ко­торых пришлось выступать, к спокойствию не располагали – это был мой срочный ввод на главную роль вместо внезапно заболевшей Джоан Сазерленд, что называется « all ’ improvviso », на скорую руку, рождественская пора заставляла предполагать, что и публика озабочена, в основном, проблемами праздничного стола, а не знакомством с но­вой Виолеттой, да и лучшую вокальную форму не обеспечишь по заказу. Выход был один – собраться с силами, взять себя в руки и осознать, какое это счастье – петь изумительную музыку Верди и трогать человеческие сердца великодушием и самоотверженностью моей героини».

Виолетта («Травиата» Дж.Верди). МЕТ.

Виолетту Анны Моффо вы услышите в двух дуэтах с Альфредом, как бы обрамляющих собой сценическую историю романа «дамы с камелиями», – это объяснение героев оперы в I -м акте, когда, услышав признание юноши, «Травиата» сначала пытается обратить всё в шут­ку, но душевное волнение передается и ей, отзываясь глубоким и беззаветным чувством, и элегический ансамбль « Parigi , o cara » из последнего действия – мечта о расставании с Парижем, со всеми пе­режитыми здесь страданиями и печалями, о счастливой жизни вдвоём вдали от суетного и жестокого света, мечта, которую разрушает тра­гическая развязка действия – смерть Виолетты. В сценах из «Тра­виаты» участвуют Анна Моффо – Виолетта Валери, Ричард Такер – Альфред Жермон, Пьеро ди Пальма – Гастон, дирижер Фернандо Превитали.

(Верди. «Травиата». Дуэты Виолетты и Альфpeдa из I и IV -го актов – 9,44”)