Анна Баркова Поэтесса биография

Забытое имя Анны Барковой

Автор: Илья Александров

Биография выдающейся русской поэтессы Анны Александровны Барковой освещена многими историками и литературоведами, однако широкому читателю ее имя до сих пор неизвестно.

Фотография А.А. Барковой (следственное дело 1934 года)

Анна Александровна Баркова родилась в 1901 году в Иваново-Вознесенске, в семье текстильщицы и швейцара гимназии. Мать будущей поэтессы умерла рано, однако даже такое событие не было главной трагедией бедной ивановской семьи: чета Барковых потеряла четверых детей. Л.Н.Таганов пишет, что Анна была пятым «нежеланным ребенком в семье, над которым витала мрачная тень вырождения»[1].Сведений о детских годах А.А.Барковой осталось совсем немного. В воспоминаниях одной из бывших гимназисток имеется ее портрет: «Огненно-красная, со слегка вьющимися волосами, длинная коса, черные, серьезные, с пронзительным взглядом глаза, обилие ярких веснушек на всем лице и редкая улыбка. »[2]. Также говорится о том, что первые стихотворные опыты А.А.Барковой относятся к очень раннему возрасту: «Из уст в уста передавались среди гимназисток стихи юной поэтессы (Я помню ее ученицей 5-го класса). В них она выражала свое одиночество, отчужденность от подруг иной среды, грустные раздумья о жизни человека из бедной семьи. »[3].Можно предположить, что именно учеба в гимназии определила интерес к литературе: с учителем словесности ее связывали самые теплые отношения. А.А.Баркова вела записки, которые своим названием связывали ее внутренний мир с творчеством Ф.М.Достоевского — «Дневник внука подпольного человека». Читая этот юношеский дневник, можно удивиться не по годам высоким и разносторонним уровнем читательской эрудиции: В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, С.Я.Надсон. О.Переверзев пишет, что первые стихи были опубликованы в гимназическом журнале «Голос учащихся».

После школы, с 1919 (по некоторым данным с 1918) по 1922 год, работала в ивановской газете «Рабочий край» хроникером. Там она писала не только репортажи и заметки, но и опубликовывала свои стихи под псевдонимом «Калика Перехожая». Примечательно, что до 1920 года главным редактором «Рабочего края» был Алексей Константинович Воронский (1884-1937), видный писатель и критик(А.К.Воронскийв 1920-е годы был одним из первых лиц молодой советской литературы — организовал в 1921 году литературную группу «Перевал» и журнал «Красная новь», на страницах которого печатались произведения М.Горького, С.Есенина и В.Маяковского –И.А.). Бурная деятельность критика определила «литературный» уклон «Рабочего края». При газете сформировался поэтический кружок. Его участницей стала и А.А.Баркова. Дебютные стихи начали выходить на страницах «Красной нови» и «Красной нивы», газеты «Петроградская правда». По приглашению А.К.Воронского весной 1919 года Иваново-Вознесенск посетил первый нарком просвещения А.В.Луначарский и отметил талант поэтессы. Одобрение А.В.Луначарского не было простой похвалой. Более того, оно носило судьбоносный характер.Об А.А.Барковой узнали в Петрограде. Уже в июне 1919 года А.А. Блокв одном из своих дневников сделал такую запись: «Стихи. А.Барковой из Иваново-Вознесенска – два небезынтересных»[4].Затем от наркома просвещения А.А.Баркова получила приглашение на учебу в только что открывшийся Высший художественно-литературный институт имени В.Я.Брюсова в Москву. Примечательно, что в стенах этого учебного заведения, появившегося задолго до Литературного института имени А.Горького, преподавали и учились такие известные литераторы, как Г.А.Шенгели, В.Ф.Переверзев, М.А.Светлов.Располагался институт на Поварской улице в бывшей усадьбе Бодэ-Колычевых, известной в то время среди представителей интеллигенции как «дом Соллогуба» (граф Ф.Л.Соллогуб – последний владелец дома – И.А.). Бытовала легенда, что эта усадьба – прототип родового гнезда Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (годы спустя там будет располагаться правление Союза писателей СССР – И.А.). Поэтесса оказывается в центре литературной жизни страны.

Газета «Рабочий край», в которой работала А.А.Баркова

А.К.Воронский

В 1922 году с предисловием наркома в Петрограде выходит первый и, к сожалению, последний сборник стихов «Женщина». В нем А.В.Луначарский сравнил А.А.Баркову с А.А.Ахматовой: «Трудно поверить, что автору этой книги 20 лет.Трудно допустить, что кроме краткого жизненного опыта и нескольких классов гимназии ничего не лежит в ее основе. Ведь в конце концов это значит, что в основе книги лежит только богато одаренная натура. Не нарочно похоже на Ахматову, но какая совсем иная и какая богатая связь у этой дочери пролетариата между амазонкой в ней и скорбной влюбленной. Я нисколько не рискую, говоря, что у товарища Барковой большое будущее, ибо она оригинальна без кривлянья, имеет манеру без убийственной даже у крупных футуристов и имажинистов манерности»[5].В одной из своих статей положительную оценку стихам дал и В.Я.Брюсов.Однако не разделили одобрения поэзии А.А.Барковой пролеткультовцы («Пролектульт» — одна из крупнейших литературных организаций 20-х гг – И.А.). В письме Л.Н.Таганову сама А.А.Баркова писала следующее: «Пролеткультовцы приняли в штыки мои стихи (а читал их в Доме печати, том же самом, что сейчас Дом журналистов, А. В. Луначарский 5-го июня 1922 г.). Все обвинения свалились на мою голову: мистицизм, эстетизм, индивидуализм, полнейшая чуждость пролетарской идеологии и, разумеется, «пролетарской» поэзии. В защиту мою выступил только покойный Б. Пастернак. Заревые, Огневые, (фамилий их я не помню) усердно громили меня»[6].

Здание Брюсовского института

Проучившись совсем немного, А.А.Баркова покинула Литературный институт и была принята с подачи самого А.В.Луначарского на работу в секретариат Наркомпроса РСФСР. Должность дала ей не только средства к существованию, но и кров. Почти два года провинциальная поэтесса прожила в квартире самого наркома, которая располагалась в Потешном дворце Кремля.

Потешный дворец Кремля

Следующий, 1923 год, в жизни А.А.Барковой был связан с несколькими событиями. Во-первых, в Петрограде отдельной книгой вышла ее небольшая пьеса «Настасья Костер». Во-вторых, произошло отдаление от А.В.Луначарского. В одном из писем литератор жаловалась на своего хозяина, писала, что он ей надоел, и поделилась с адресатом желанием «спалить к черту его квартиру». Письмо было вскрыто и просмотрено сотрудниками Кремля. Несложно догадаться, что после этого А.А.Барковой предстоял переезд. Причина была еще и в том, что, женившись на выпускнице Киевской Театральной академии, актрисе Малого театра Н.А.Розенель, А.В.Луначарскийполучил квартиру в Денежном переулке. Естественно, что жить в кремлевской квартире без своего прямого начальника сотрудница секретариата просто не могла. Поэтому А.А.Баркова стала снимать угол в квартире одной профессорской семьи, в доме No26 по Трубниковскому переулку. Желая, по всей видимости, перелистнуть тяжелую страницу жизни, поэтесса оставила секретарское место и благодаря М.И.Ульяновой устроилась хроникером в газету «Правда» (М.И. Ульянова также подготовила второй сборник стихов, которому не суждено было выйти –И.А.). Как утверждает О.Переверзев, тогда же А.А.Баркова вступила во Всероссийский союз поэтов.

Последующие московские годы жизни А.А.Барковой не были ознаменованы крупными событиями. Известно о них мало. Л.Н.Таганов пишет так: «Была еще работа в мелких ведомственных журналах, издательствах»[7]. Действительно, в это время А.А.Баркова работала в журналах «Ударник нефти», «Голос кожевника», внештатницей одного из отделов политпросвета. А.Е.Ноздрин, ивановский поэт и журналист, ссылаясь на свидетельства общих с А.А.Барковой знакомых, писал в своем дневнике о ее скитаниях, материальных трудностях и душевных надрывах.

А.В.Луначарский

Переломным стал конец 1934 года. В последних числах декабря А.А.Баркова была арестована по обвинению в систематическом ведении антисоветской агитации и, как было зафиксировано в деле, «высказывании террористических намерений» (есть мнение, что после убийства С.М.Кирова А.А.Баркова позволила высказывание на одной из встреч сотрудников газеты «Правда»: убили не того, кого надо. При допросе же сама поэтесса утверждала, что антисоветские разговоры действительно вела, но «в рамках обмена мнением, без желания навредить пролетарскому государству» –И.А.). При обыске были изъяты стихотворения, письма и драма в 4-х действиях «Пятнадцать долларов и тридцать рублей» (до читателя не дошла –И.А.).Поэтессу доставили в Бутырский изолятор.Тяжелые условия заключения сильно подорвали ее здоровье. Развились бронхиальный туберкулез, малокровие. Последовал отчаянный шаг – было отправлено письмо главе НКВД Г.Г.Ягоде с просьбой подвергнуть высшей мере наказания: «Прошу подвергнуть меня высшей мере наказания. Спокойно работать и вернуться к своей профессии писателя, что было для меня самым важным делом в жизни, будет невозможно»[8]. Г.Г.Ягода дал личное распоряжение «Не засылайте далеко». А.А.Баркову приговаривают к пяти годам лишения свободы и отправляют в Караганду (Карлаг).

По окончании срока, в 1939 году, А.А.Баркова короткое время жила в Таганроге. После неудачной попытки закрепиться в Москве осенью 1940 года переехала в Калугу. Была помещена под административный надзор. В первые военные дни устроилась уборщицей в одну из городских школ, но работа оказалась временной: уже осенью 1942 года А.А.Барковаперешла на работу в бухгалтерию КОГИЗа (Книготорговое объединение государственных издательств –И.А.). Организация была местом работы поэтессы около двух лет. После этого, к сожалению, лучшей должности, чем ночной сторож, ей найти не удалось. Проработав им до 1947 года в Облсельхозстрое, А.А.Баркова захотела через Москву вернуться на родину, в Иваново, но снова оказалась на допросе в МГБ. Формальным поводом для повторного ареста оказался донос хозяйки квартиры, в которой она жила. Немаловажную роль сыграла и прежняя судимость, и тот факт, что А.А.Баркова несколько месяцев проживала на оккупированной территории (Калуга была занята немцами с 12 октября по 30 декабря 1941 года – И.А.).Вызывает удивление, что на допросе по-новому обвинению А.А.Баркова не отрицала своих настроений: «Я признаю себя виноватой в том, что, будучи антисоветски настроенной, я свою озлобленность против существующего в СССР строя фиксировала в заведенном мной дневнике, который изъят у меня при аресте»[9]. Дневниковые записи говорят о сильном, прямом и непростом характере поэтессы. Поэтому в нашем случае мы можем сказать, что они скорее отражают правду, чем нет.

А.А. Баркова была осуждена на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. На этот раз судьба забросила ее в Коми АССР, в Инту, в организованный для политзаключенных лагерь. Из Интинского лагеря последовал перевод в известный Абезьский лагерь, который предназначался для инвалидов и нетрудоспособных политзаключенных (поэтому, возможно, перевод был связан с подорванным здоровьем –И.А.). Абезьский лагерь – место известное: многие представители интеллигенции находились там в разное время – Л.П.Карсавин, Н.Н.Пунин, жена композитора С.С.Прокофьева Л.И.Прокофьева. Сохранились воспоминания солагерниц А.А.БарковойИ.Угримовой и Н.Звездочетовой: «В этом лагере было много незаурядных людей, но Анна Александровна и на таком фоне выделялась своей самобытностью, остротой суждений. Небольшого роста, некрасивая, с хитрым прищуром, с вечной самокруткой во рту, в бахилах и не по размеру большом бушлате. Не имея родных «на воле», она не получала никакой помощи извне. Но никогда не жаловалась, держалась мужественно и не теряла чувства юмора»[10].В Абезьском лагере А.А.Баркова написала поэму «Вера Фигнер»и более ста лирических стихотворений.

Абезьское мемориальное кладбище

В 1955 году обратилась в прокуратуру за пересмотром дела. В январе 1956 последовало освобождение.

Следующие за освобождением обстоятельства жизни поэтессы солагерницы описывают так: «Баркова приехала в Москву, но столица встретила ее неприветливо: ни прописки, ни крыши над головой она, несмотря на все хлопоты, не получила и по приглашению своей подруги, вместе с которой отбывала срок, переехала в Штеровку Луганской области. К этому времени Анна Александровна была реабилитирована»[11]. Необходимо отметить, что поселение в Луганской области произошло после 20 съезда КПСС. Казалось бы, судьба поэтессы должна была складываться более благополучно. Но произошло еще одно несчастье — новый арест. Есть несколько версий того, чем он был вызван. И.Угримова и Н.Звездочетова писали следующее: «Приятельница Барковой (Валентина Семеновна Санагина –И.А.), портниха, шила на дому. Одна из заказчиц, задолжав за работу и не желая платить, донесла на Баркову и ее подругу. Нашлись и другие «свидетели», утверждавшие на суде, что обе они «опошляли советскую печать и радио». Так в пятьдесят седьмом году за 120 рублей Баркова и ее приятельница получили новый срок — по 10 лет лишения свободы»[12].

В материалах дела ситуация описывается иначе. Говорится, что в местное отделение милиции поступила анонимка, автором которой был муж соседки А.А.БаркойМ.Пархоменко. В записке значилось, что женщины, купив радиоприемник, не зарегистрировали его. Таким образом сосед захотел отомстить женщинам за то, что они приютили его жену после семейного скандала и не открыли ему дверь. Началась проверка и обыск, которого М.Пархоменко так испугалась, что донесла на своих спасительниц. Она свидетельствовала, что женщины слушали «Голос Америки», назвали кота именем руководителя партии и все время что-то писали, ведя при этом абсолютно закрытый образ жизни. Конечно, это привело к обыску, при котором была обнаружена квитанция об оплате почтового отправления в Москву.Сотрудники милиции перехватили посылку. В ней и находились бесчисленные рукописи: пять толстых тетрадей, шесть ученических, три блокнота и четыреста листов. Среди рукописей, которые А.А.Баркова отправляла на сохранность своим московским знакомым по лагерю, была и проза. Многие из прозаических произведений были впоследствии изданы: «Восемь глав безумия», «И всюду страсти роковые», «Как делается луна», «Чужой человек» и многие другие. Комиссия, состоящая из преподавателей Ворошиловградского (название г.Луганска в 1935-1958 и в 1970-1990 годы –И.А.) и журналистов, провела экспертизу и определила «антисоветский» характер материалов. Таким образом, уже в хрущевскую оттепель А.А.Баркова получила новый политический срок и была отправлена в Кемеровскую область. Последний срок оказался для поэтессы невыносимым испытанием. Петербургский историк И.С. Вербловская находилась в одном лагере с А.А.Барковой.

В одной из своих статей она делилась такими воспоминаниями: «Нам надо было пройти несколько километров пешком. Стояла морозная ночь. Наши вещи погрузили на подводы, а мы шли по нетоптаной дороге, подгоняемые конвоем. Шли, разумеется, медленно, но Анна Александровна, задыхаясь от астмы, вообще еле передвигала ногами. Вскоре она выбилась из последних сил, села на снег и сказала, что больше идти не может, пусть её застрелят. Тогда мы связали два головных платка, положили её, как на носилки, и понесли. Платки провисли, и мы практически волокли её по колючему снежному насту. Анна Александровна терпеливо молчала. Наконец одна женщина взяла её на руки, как ребенка, а вскоре удалось остановить подводу с багажом и усадить Баркову. Честно говоря, мы не чаяли, что она останется живой»[13]. В одном из интервью она рассказала: «Когда она попала в лагерь, она была ярко рыжей, с очень красивыми рыжими кудрями, которые как-то обрамляли ее очень выразительное и некрасивое лицо. А потом она стремительно абсолютно поседела и уже тот образ, который поначалу складывался, стал меняться — и внешне, и по существу тоже. И она не писала практически. И она не только хорошо помнила свои лагерные стихи, она их возобновляла. Не переделывала, а возобновляла. Вот был случай такой, это была весна 1959 года, когда она пришла ко мне в барак и читала мне подряд очень много своих стихов. Потом, уже на воле, в другое время, я выяснила, что это еще даже из молодых стихов, не то, что прошлой зоны. »[14]. И.С. Вербловская также говорила о том, что у А.А.Барковой был «бескомпромиссный» характер: даже после того, как ее осудили в третий раз, она не опасалась вслух говорить о том, что думает.

В апреле 1961 года лагерь перевели в Мордовию, и там поэтесса находилась до 1965 года. В мае этого года она была освобождена и полностью реабилитирована. Как пишет Л.Н.Таганов, досрочное освобождение (в третий раз А.А.Баркову осудили на 10 лет) произошло не без помощи А.Т.Твардовского и К.А. Федина. Ей предоставили место в Зубово-Полянском доме инвалидов. Но в 1967А.А.Барковой удалось вернуться в Москву, чтобы провести последние годы в полном одиночестве в небольшой комнатке в коммунальной квартире на Суворовском (Никитском – прим И.А.) бульваре, которую она получила от государства. И. Угримова и Н. Звездочетова так описывали последние годы жизни поэтессы, не потерявшей любовь в литературе: «Получила комнату в коммунальной квартире на Суворовском бульваре, была принята в Литфонд, ей назначили пенсию в 75 рублей. Каждое утро («как на работу», — говорила она) шла в Дом книги на Калининском проспекте и всю свою пенсию тратила на книги. Они заполняли всю комнату. Подаренный кем-то старый холодильник никогда не включался: он тоже служил книжным шкафом»[15].

А.А.Баркова (позднее фото)

В 1976 году А.А.Баркова скончалась от рака горла. Перед смертью она попросила, чтобы ее похоронили по православному обряду. После отпевания ее кремировали. Урна с прахом захоронена в колумбарии Николо-Архангельского кладбища.

Книга А.А.Барковой «Возвращение», изданная после смерти

1. Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. 2-е изд., испр. и доп. — Иваново: ЛИСТОС, 2014.(см.: https://www.litmir.me/br/?b=560724&p=54)

2. Таганов Л.Н. Анна Баркова. Возвращение. Судьба и стихи. Иваново, «Рабочий край», 1990. (см.: https://profilib.net/chtenie/88786/anna-barkova-vozvraschenie-stikhotvoreniya.php). Далее цитируется по этому источнику

4. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965. С.464

5. Баркова А.А. Женщина: Стихи. Пг.: Гиз, 1922

8. Баркова А. А. Избранное : Из гулаговского архива / сост., подгот. текста и коммент. Л. Н. Таганова и З. Я. Холодовой ; вступ. ст. Л. Н. Таганова ; обзор архив.следственных дел В. Д. Панова ; худож. оформ. Л. А. Куцентовой. — Иваново : Иванов.гос. ун-т, 1992.С.273. Далее цитируется по этому изданию.

9. Таганов Л.Н. Анна Баркова. Возвращение. Судьба и стихи. Иваново, «Рабочий край», 1990. С.275

10. Угримова И., Звездочетова Н. [Об Анне Барковой] // Доднесь тяготеет. Вып. 1. Записки вашей современницы / Сост. С. Виленского. М., 1989. С. 336. Далее цитируется по этому изданию

13. Вербловская И.С. Поэт трагической судьбы. «Нева», № 4, 1989. С.206

15. Таганов Л.Н. Анна Баркова. Возвращение. Судьба и стихи. Иваново, «Рабочий край», 1990. С.337

Анна Баркова

Страна:Россия
Родилась:3 июля 1901 г.
Умерла:29 апреля 1976 г.

Псевдонимы:

Анна Александровна Баркова [3(16).07.1901 — 29.04.1976] — русская поэтесса, прозаик, драматург.

Была пятым (и единственным выжившим) ребёнком в семье сторожа/швейцара Иваново-Вознесенской гимназии. Мать работала на текстильной фабрике и умерла рано. Анна отлично училась в гимназии, где работал её отец, с пяти лет много читала и рано начала писать, с 13 лет зарабатывала уроками.

Стихи публиковала с 16-ти лет, в 1918-1921 годах работала «хроникёром» в ивановской газете «Рабочий край» под руководством А.К. Воронского. Выступала в печати со стихами, которые были замечены и высоко оценены прежде всего «левой» критикой, на её стихи было обращено сочувственное внимание таких интеллектуалов-эстетов, как А. Блок, В. Брюсов. Луначарский писал ей: «Я вполне допускаю мысль, что Вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературы». В 1922 году переезжает в Москву, поступает в руководимый В.Я. Брюсовым Литературно-художественный институт, но вскоре из него уходит. По приглашению А.В. Луначарского, два года работает у него помощником секретаря, но вследствие конфликта (вызванного её язвительными комментариями к тайнам кремлевского двора) покидает его секретариат. В 1924 году с помощью М.И. Ульяновой устраивается работать в «Правду», где иногда появляются ее заметки и стихи. Затем до 1929 года работает в «Сельколхозгизе».

В 1922 году выходит её единственная прижизненная книга стихов «Женщина» (с восторженным предисловием Луначарского), критики пишут о ней как об антиподе Ахматовой: «Россия раскололась на Ахматовых и Барковых». В следующем году отдельным изданием публикуется пьеса «Настасья Костёр», которая тоже получает полное одобрение советской власти. Начало 1920-х годов — вершина официального признания Барковой: её стихи становятся широко известны, о ней начинают говорить как о «пролетарской Ахматовой», выразительнице «женского лица» русской революции. Её лирика этих лет действительно глубоко оригинальна, она эффектно выражает мятежные (революционные и богоборческие) устремления «сражающейся женщины», виртуозно используя богатый арсенал поэтической техники (в частности, прочно утвердившиеся к тому времени в русской поэзии дольник и акцентный стих).

Но далее было всё уже не так: публиковать произведения, критикующие власть, естественно, не стали. Мятежная натура Барковой довольно быстро приводит её к глубокому конфликту с советской действительностью. Она не может найти себе место в официальных литературных и окололитературных структурах, т.к. обладает «излишней несдержанностью». Задолго до появления «кремлевского горца» она написала, к примеру, следующее: «Печален», «идеален», «спален», / Мусолил всяк до тошноты. / Теперь мы звучной рифмой «Сталин»/Зажмем критические рты». Баркову арестовали 25 декабря 1934 года – в начале массовых репрессий, связанных с «делом Кирова» из-за случайно брошенной фразы: убили, дескать, не того, кого надо, — и она проводит в Карлаге четыре года (1935—1939). Затем жила под надзором в разных городах России, пережила Великую Отечественную войну в Калуге, работала сторожем.

Но в 1947 году вновь была арестована, ей снова было предъявлено обвинение по статье 58-10. 16 февраля 1948 года судебная коллегия по уголовным делам огласила приговор: 10 лет лишения свободы с отбыванием в ИТЛ, поражение в правах на пять лет после отбытия наказания. И на этот раз заключают в лагерь в Инту, где она находится вплоть до января 1956 года, когда Анну Александровну освободили согласно указу об амнистии.

После освобождения много писала, но в 1957 году, несмотря на «оттепель», была в третий раз арестована. Против неё 13 ноября 1957 года УКГБ снова возбудило уголовное дело «по признакам статьи 54-10» (причина: донос и перехваченный на почте сатирический рассказ о Молотове). Анне Александровне было предъявлено обвинение в том, что она, дважды привлекавшаяся к уголовной ответственности, не отказалась от своих антисоветских убеждений. За «клеветнические измышления» в своём творчестве Баркова получает уже не сталинскую, а хрущевскую десятку и попадает в мордовские лагеря. В Озерлаге прошли ещё восемь лет.

По завершении своего «последнего срока» Баркову в 1965 году направляют в пос. Потьма Мордовской АССР в инвалидный дом, откуда она лишь в 1967 году получает (при содействии А. Твардовского и К. Федина) возможность вернуться в Москву, получила комнату в коммунальной квартире на Суворовском бульваре, была принята в Литфонд, ей назначили пенсию в 75 рублей. Каждое утро («как на работу»,— говорила она) шла в Дом книги на Калининском проспекте и всю свою пенсию тратила на книги. Они заполняли всю комнату. Подаренный кем-то старый холодильник никогда не включался: он тоже служил книжным шкафом.

Все эти годы Анна Баркова продолжает писать стихи, многие из которых достигают большой художественной силы и входят в число важнейших документов «лагерной литературы» советского периода. Несколько раз она пытается предложить их к публикации, получая всякий раз неизменный отказ с формулировкой: «Нет оптимизма, нет жизнеутверждающего начала».

Отрывок из письма 70-летней Барковой: «… Я предаюсь дьяволу иронии, бесу противоречия, духу неверия. Но не думайте, что небо мне совершено чуждо. Простите за цитату, но могу повторить вслед за Гейне: «Я не знаю, где кончается ирония и начинается небо». И вот эта сомнительная, коварно-насмешливая сторона любого явления, любой веры, любого убеждения и принципа – это первое, что я вижу и чувствую и против чего настораживаюсь. Стать выше ненависти? Стать выше 30 лет своего рабства, изгнанничества, преследований, гнусности всякого рода? Не могу! Я не святой человек. Я – просто человек. И только за это колесница истории 30 лет подминала меня под колеса. Но не раздавила окончательно. Оставила сильно искалеченной, но живой».

Поэтому Анна Баркова с полным правом могла с такой потрясающей пронзительностью написать о своём поколении и о себе:

«Героям нашего времени / Не двадцать, не тридцать лет.

Тем не выдержать нашего бремени, / Нет!

Мы герои, веку ровесники, / Совпадают у нас шаги.

Мы и жертвы, и провозвестники,/ И союзники, и враги.

Ворожили мы вместе с Блоком, / Занимались высоким трудом.

Золотистый хранили локон / И ходили в публичный дом.

Разрывали с народом узы / И к народу шли в должники.

Надевали толстовские блузы, / Вслед за Горьким брели в босяки.

Мы испробовали нагайки / Староверских казацких полков

И тюремные грызли пайки / У расчетливых большевиков.

Трепетали, завидя ромбы / И петлиц малиновый цвет,

От немецкой прятались бомбы, / На допросах твердили «нет».

Мы всё видели, так мы выжили, / Биты, стреляны, закалены,

Нашей Родины, злой и униженной, / Злые дочери и сыны.»

Умерла Анна Александровна от рака горла 29 апреля 1976 года — незадолго до кончины выскользнула из больничной палаты, спустилась с третьего этажа, доковыляла до выхода и потеряла сознание. Придя в себя, объяснила подбежавшим сестрам, что отстала от колонны: пыталась догнать. Эта женщина, всю жизнь отрицавшая Бога, попросила похоронить ее по православному обряду. Отпевали её в церкви Николы-Чудотворца в Хамовниках, урна с ее прахом захоронена на Николо-Архангельском кладбище. И лишь через четырнадцать лет после смерти стали выходить ее книги: несколько сборников стихов были изданы в Иванове и в Красноярске. Одно из наиболее полных изданий — книга «…Вечно не та» (М.: Фонд Сергея Дубова, 2002). «Языковая четкость ее стихов отражает достоинство, с которым эта женщина прошла тернистый путь, уготованный сотням тысяч людей». (В. Казак).

Фантастическое в творчестве автора:

К фантастическим темам Баркова была склонна всю жизнь. Начиная от фантастического рассказа «Стальной муж» (1926), до антиутопии «Освобождение Гынгуании» (1957) и повести «Восемь глав безумия» (1957), в которой современный Мефистофель в обличье бывшего советского служащего, пребывающего на пенсии и удящего рыбу в местном пруду, рассказывает, как он общался с министром сталинской госбезопасности и самим Адольфом Гитлером, предлагает совершить автору путешествие во времени и пространстве, и собеседники отправились в будущее, в его альтернативные варианты — либерально-демократический и милитаристско-коммунистический миры.

Литература:

— А.И.Михайлов // в словаре Русская литература ХХ века. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005 — стр. 170-173

Имя на поэтической поверке. Анна Баркова

Автор стихотворения «Надрывный романс» Анна Александровна Баркова, талантливая поэтесса с трагической судьбой.

Литературные критики недаром присвоили ей титул «Жанны д’Арк русской поэзии».

Бродим тихо по снежной дороге,
По вечерней, чуть-чуть голубой,
Дышит всё нашим прошлым убогим,
Арестантскою нашей судьбой.

И судьбы этой ход нам не ясен,
Мы давно не считаем утрат.
Белый снег. И оранжево — красен
Сиротливый тоскливый закат.

И закату здесь так одиноко,
Ничего, кроме плоских болот,
Как мы все, осуждён он без спроса,
Как мы все, никуда не уйдёт.

Мы с тобой влюблены и несчастны,
Счастье наше за сотней преград.
Перед нами оранжево — красный
Сиротливый холодный закат.
1955 г.

Анна Баркова (16.11.1901 – 29.IV.1976) родилась в Иваново-Вознесенске, в семье швейцара гимназии, в которой она потом училась. Анна была пятым – и единственным ребёнком, выжившим в семье.

Десяти лет она поступила в гимназию М.И.Крамаревской, где служил швейцаром отец. В 12 лет, во втором классе стала писать стихи. С 1918 года начала печататься в областной газете «Рабочий край», а вскоре и в столичных журналах.

Выступление в печати со стихами, было замечено и оценено положительно критикой. В 1922 году по приглашению А.В.Луначарского переезжает в Москву, секретарём которого недолгое время работает.

В.Я.Брюсов дал согласие на зачисление Анны Барковой в Литинститут, которым он руководил. Посетив Литинститут, Анна Баркова поняла, что учиться там её нечему.
В 1922 году выходит её единственная прижизненная книга стихов «Женщина», с восторженным предисловием А.В.Луначарского:

«Трудно поверить, что автору этой книги 20 лет, — писал Анатолий Васильевич Луначарский в предисловии к сборнику стихотворений Анны Барковой «Женщина» — Трудно допустить, что кроме краткого жизненного опыта и нескольких классов гимназии ничего не лежит в её основе. Ведь, в конце концов, это в основе книги лежит только богато одарённая натура»

Начало 1920 годов, вершина официального признания Анны Барковой, её стихи становятся широко известны, о ней начинают говорить, как о «пролетарской Ахматовой», выразительнице «женского лица» русской революции.

Лестные отзывы о ней сказал поэт Валерий Брюсов, несколько заинтересованных слов о ней есть в записных книжках Александра Блока. Стихи Анны Барковой стали появляться в хрестоматиях и антологиях.

Потом всё оборвалось. Мятежная натура Анны Барковой довольно быстро приводит её к глубокому конфликту с советской действительностью. Она не может найти себе место в официальных литературных и окололитературных структурах.

После убийства Кирова 1 декабря 1934 года, начинается массовый политический террор и Анну Баркову, сказавшей необдуманно вслух «Не того убили», в конце года арестовывают в первый раз и заключают на пять лет, с 1935по1939год, в Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь).

После освобождения, в 1940-1947 год, она живёт под административным надзором в Калуге, работает дворником и уборщицей в школе.

В 1947 году Анну Баркову арестовывают повторно и на этот раз заключают в лагерь в Инту, Коми АССР, где она находится до 1956 года.

В 1956-1957 году жила на Украине, в посёлке Штеровка, близ города Луганска, с подругой, с которой отбывала срок. В Москве, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, жить побоялась, не имела права, нюхом опытной «зечки» — чувствовала, снова могут, запросто, замести.

Подруга, портниха, шила на дому. Одна из заказчиц, задолжав за работу и не желая платить, донесла на Анну Баркову и её подругу, утверждая на суде, что обе они «опошляли советскую печать и радио».

Так в 1957 году, за 120 рублей, Анна Баркова и её подруга получили новый срок – по 10 лет лишения свободы.
Несмотря на «оттепель», уже при Хрущеве, Анна Баркова арестовывается в третий раз, как и прежде, по обвинению в антисоветской агитации и заключается в лагерь в Мордовии.

В лагере в Мордовии, было много незаурядных людей, но Анна Александровна и на таком фоне выделялась своей самобытностью, остротой суждений.

Небольшого роста, некрасивая, с хитрым прищуром, с вечной самокруткой во рту, в бахилах и не по размеру большом бушлате.

Не имея родных «на воле», она не получала никакой помощи извне. Но никогда не жаловалась, держалась мужественно и не теряла чувства юмора.

В лагере в Мордовии, Анна Баркова находилась с 1958 по 1965 год. В 1965 году Анна Баркова была вызволена, по депутатскому запросу Александра Твардовского, из лагеря, в 64 года и реабилитирована.

В общей сложности, в местах заключения, Анна Александровна, провела 21 год.

В том же 1965 году, Анна Баркова была направлена в посёлок Потьму (по-мордовски — глушь) Мордовской АССР, в инвалидный дом.

В 1967 году при содействии Александра Твардовского и Константина Федина вернулась в Москву. Получила комнату в коммунальной квартире на Суворовском бульваре, была принята в Литфонд, ей назначили пенсию в 75 рублей.

Каждое утро, «как на работу» — говорила она, шла в Дом книги на Калининском проспекте и всю свою пенсию тратила на книги. Они заполнили всю комнату.

Подаренный кем-то старый холодильник никогда не включался, он тоже служил книжным шкафом. Анна Баркова несколько раз предлагала свои стихи в разные московские журналы, но их не принимали, говорили – «нет оптимизма, жизнеутверждающего начала».

Несмотря на то, что характер Анны Александровны был не лёгкий, колючий, одинокой она не оставалась, люди к ней тянулись, в том числе и молодёжь.

Понятно, стихи Анны Барковой очень трудно собрать, многие вообще пропали, а те что уцелели, написанные на клочках бумаги, её резким угловатым почерком, за колючей проволокой, дошедшие до читателя, достигают большой художественной силы и входят в число важнейших документов «лагерной литературы» советского периода, наравне с Александром Солженицыным и Варламом Шаламовым.

Языковая чёткость стихов Анны Александровны отражает достоинство, с которым эта женщина и поэт, прошла свой тернистый путь по жизни, выдержала и не сломалась.
Анна Александровна Баркова скончалась 29 апреля 1976 года.

Отпевали её в московской церкви Николы Чудотворца в Хамовниках.
Урна с прахом захоронена на Николо-Архангельском кладбище. На стене колумбария земляки — ивановцы, установили беломраморную доску – с эпитафией:

«Вольный ветер меня оплачет…» Строка взята из стихотворения Анны Барковой.
Публикация стихов Анны Барковой началась только в 1990-е годы, несколько сборников стихов были изданы в Иванове и Красноярске. Одно из наиболее полных изданий – книга «…Вечно не та», Москва, Фонд Сергея Дубова, 2002 год.

101-я годовщина со дня рождения Анны Барковой, в 2002 году, была отмечена презентацией тома её избранного «…Вечно не та», в Центральном доме журналистов (бывший Дом печати) на Никитском бульваре, в зале, где 80 лет назад, нарком просвещения А.В.Луначарский представил москвичам молодую поэтессу и её первую книгу.

Опубликована также дневники и проза Анны Барковой «Восемь лет безумия», Москва, Фонд Сергея Дубова, 2009 год.

В своём большом цикле стихотворений «Поэты русские», мэтр нашей поэзии Евгений Евтушенко, отдавая должное Анне Барковой, посвятил её памяти, замечательное стихотворение:

«Анна Баркова».
(1901 – 1976)

Анна Третья – Анна Баркова.
(Транссибирка, бирка, барак.)
Говорил один бритоголовый:
«Баба в лагере – дело не ново…
Порешили мы, — только хреново:
«Эту – можно и нужно. Верняк.»
Но бодливая эта корова,
та, что в лагерь привёз товарняк,
так боднула ногой за два слова,
что согнулся один блатняк,
Словно он вопросительный знак.
Справедлива, хотя сурова.
А вот пишет стихи фартово.
Пробивает всю душу. Готова
доходягам читать за так.
Даже повар кавказец в столовой
что-то сделал ей вроде плова,
называет её –« кунак»!
И стихи её – аж до рёва –
пробирают женский барак.
Свой двадцатник уже отсидела
Как бы нам удлинить её дело? –
без неё нам не выжить никак.

Из поэтического наследия Анны Барковой.

***
Накричали мы все немало
Восхвалений борьбе и труду.
Слишком долго пламя пылало,
Не глотнуть ли немного льду?
Не достигнули сами цели
И мешаем дойти другим.
Всё горели. И вот сгорели
Превратились в пепел и дым.
Безрассудно любя свободу,
Воспитали мы рабский род,
Наготовили хлеба и мёду
Для грядущих умных господ.
Народится новая каста,
Беспощадная, словно рок.
Запоздалая трезвость, здравствуй,
Мы простёрты у вражеских ног.
1931 г.

Нависла туча окаянная,
Что будет – град или гроза?
И вижу я старуху странную,
Древнее древности глаза.

И поступь у неё бесцельна,
В руке убогая клюка.
Больная? Может быть, похмельная?
Безумная наверняка.

-Куда ты, бабушка, направилась?
Начнётся буря – не стерпеть.
-Жду панихиды. Я преставилась.,
Да только некому отпеть.

Дороги все мои исхожены
А счастья не было нигде.
В огне горела, приморожена,
В крови тонула и в огне.

Платьишко всё на мне истёртое,
И в гроб мне нечего надеть.
Уж я давно блуждаю мёртвая,
Да только некому отпеть
1952 г.

«Герои нашего времени».

Героям нашего времени
Не двадцать, не тридцать лет.
Тем не выдержать нашего времени,
Нет!

Мы герои, веку ровесники,
Совпадают у нас шаги.
Мы и жертвы, и провозвестники,
И союзники, и враги.

Ворожили мы вместе с Блоком,
Занимались высоким трудом.
Золотистый хранили локон
И ходили в публичный дом.

Разрывали с народом узы
И к народу шли в должники
Надевали толстовские блузы,
Вслед за Горьким шли в босяки.

Мы испробовали нагайки
Староверских казацких полков,
И тюремные грызли пайки
У расчётливых большевиков.

Трепетали, завидя ромбы
И петлиц малиновый цвет,
От немецкой прятались бомбы,
На допросах твердили «нет».

Мы всё видели, так мы выжили,
Биты, стреляны, закалены,
Нашей родины злой и униженной
Злые дочери и сыны.
1952 г.

О, если б за мои грехи
Без вести мне пропасть!
Без похоронной чепухи
Попасть к безносой в пасть!

Как наши сгинули, как те,
Кто не пришёл назад.
Как те, кто в вечной мерзлоте
Нетленными лежат.
1972 г.

***
Да, я смешна, невзрачна,
Нелепы жест и речь,
Но сердце жаждет мрачно
Обжечься и зажечь.
1973 г.

***
Ни хулы, ни похвалы
Мне не надо. Всё пустое.
Лишь бы встретиться с тобою
«В тихий час вечерней мглы».

За неведомой страною
Разрешатся все узлы.
Там мы встретимся с тобою
«В тихий час вечерней мглы».
1974 г.

***
Как дух наш горестный живуч,
А сердце жадное лукаво!
Поэзии звенящий ключ
Пробьётся в глубине канавы.
В каком-то нищенском краю,
Цинги, болот, оград колючих,
Люблю и о любви пою,
Одну из песен самых лучших.
1955 г.


источники:

http://fantlab.ru/autor6656

http://stihi.ru/2019/02/10/1736