Анна Алексеевна Оленина биография

Анна Алексеевна Оленина — краткая биография

ФИО:Оленина Анна Алексеевна
Дата рождения:8 августа 1807 г.
Место рождения:Санкт-Петербург
Знак зодиака:Лев
Чем известна:Дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, возлюбленная А.С. Пушкина
Дата смерти:15 (27) декабря 1888 г. (81 год)

Детство и юность

Анна Алексеевна Оленина родилась 8 августа 1807 года в семье президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны (в девичестве Полторацкая).

Алексей Николаевич Оленин. Портрет 1824 г.

Анна Оленина пятый и последний ребенок в многодетной семье Олениных. Как всегда, любимцами родителей всегда остаются младшие дети, поэтому Анна росла, немного избалованным ребенком.

Благодаря отцу, занимавшему высокие государственные посты при царе Павле I, Александре I и Николае I, Анне удалось получить прекрасное образование. Кроме того, девушка обладала музыкальным слухом и голосом, писала стихи.

Одним из ее увлечений была музыка. Уроки музыки девочка получала у самого М. Глинки. Так, в раннем возрасте, Анна написала музыку к думе Рылеева «Смерть Ермака».

Анна Оленина. Портрет О. А. Кипренского (1828)

Краткая биография

Анна Оленина. Портрет П. Ф. Соколова

Личная жизнь

Как известно, в разное время дом семьи Олениных посещали Карамзин, Блудов, Гнедич, Мицкевич, Пушкин, Брюллов, Батюшков, Глинка и другие.

Особое внимание в жизни Анны Алексеевны стоит уделить ее отношениям с А.С. Пушкиным.

А. А. Оленина и А. С. Пушкин

В 1829 году Пушкин попросил руки красавицы Анны. Однако он получает решительный отказ от матери Анны. Основная причина этого запятнанная репутация поэта-бунтаря.

Анна вышла замуж уже после смерти великого поэта. Ее избранником стал Федор Александрович Андро. Федор Александрович был эмигрантом из Франции, сумевшим сделать блестящую карьеру в России. На момент свадьбы ему было 36 лет.

Федор Александрович Андро

В Санкт-Петербурге его служба продлилась 4 года, после чего его направили на государственную службу генерала Парасевича в Польше.

Стоит отметить, что Анна искренне переживала смерть Пушкина и, по меркам того времени, вышла замуж очень поздно. Оленина прожила с мужем 45 лет и еще 3 года вдовой.

Анна Алексеевна родила трех дочерей:

  • 1842 — Александра.
  • 1844 — София.
  • 1847 — Антонина.

И двоих сыновей, первенец умер в детстве, а в 1845 году у них родился сын Федор.

Федор Александрович Андро был красивым, порядочным человеком, но обладал вспыльчивым характером, часто обижался, чем усложнял жизнь жене. По его мнению, в обязанности супруги входит воспитание детей и соблюдение всего, что необходимо для их положения.

Ее прошлое заставляло его ревновать и, по его мнению, оно не должно было больше существовать в ее жизни. Анна Алексеевна была вынуждена скрывать свои воспоминания в виде дневников и посвященных ей стихов в самых темных уголках чердака. И только после смерти мужа она позволила себе читать записки из дневников дочерям и внучкам, благодаря которым, они дошли до наших дней.

Анна Андро. Портрет И. К. Макарова (1851)

Заключение

Перечислить все преимущества Олениной-Андро невозможно. Умна, образованна, говорила на нескольких языках, имела музыкальный слух, простой характер и другие блестящие таланты. Анну прозвали Дракончиком и Драгунчиком за ее насмешливый и острый язык.

Анна Алексеевна вдохновляла не только Пушкина. Ей посвящены стихотворения Гнедича, Козлова и произведения менее известных авторов Лобанова и Мейендорфа. Иван Крылов посвятил ей басню. В свой альбом, Лермонтов написал восемь строк посвященных Анне.

Пушкин и Анна Оленина

Знакомство Пушкина с Анной Олениной (11 августа 1808 — 18 декабря 1888) произошло, когда поэт по окончании Лицея стал бывать в доме ее родителей, который был центром литературной и художественной жизни Петербурга. Ей было тогда десять лет, она была младшей дочерью в семье Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урождённой Полторацкой. По линии матери приходилась двоюродной сестрой Анне Керн. Благодаря отцу, знавшему десять языков, получила прекрасное образование.

Но сближение их произошло позднее, когда в 1827 года он вернулся из семилетней ссылки. Осенью или ранней зимой 1827 года Пушкин встретил Анну Алексеевну Оленину на балу у графини Тизенгаузен-Хитрово. То была уже прекрасная девятнадцатилетняя девушка.

«Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте. Анета соединяла с посредственной внешностью две вещи: у нее были глаза, которые порой бывали хороши, порой глупы. Но ее нога была действительно очень мала, и почти никто из ее подруг не мог надеть ее туфель.

«Пушкин заметил это преимущество, и его жадные глаза следили по блестящему паркету за ножками молодой Олениной».

«Он только что вернулся из шестилетней ссылки. Все — мужчины и женщины — старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению. Одни делали это ради моды, другие — чтобы иметь прелестные стихи и приобрести благодаря этому репутацию, иные, наконец, вследствие истинного почтения к гению, но большинство — потому, что он был в милости у государя Николая Павловича, который был его цензором.

Анета знала его, когда была еще ребенком. С тех пор она с восторгом восхищалась его увлекательной поэзией.

«Она тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев; боязнь, что она будет осмеяна им, заставила ее опустить глаза и покраснеть, подходя к нему. Небрежность, с которой он спросил у нее, где ее место, задела ее. Предположение, что Пушкин мог принять ее за дуру, оскорбило ее, но она ответила просто и за весь остальной вечер уже не решалась выбрать его.

«Но тогда он в свою очередь подошел выбрать ее исполнить фигуру, и она увидела его, приближающегося к ней.

«Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали».

Следующие встречи Пушкина с Олениной, о которых мы знаем, относятся уже к весне 1828 года.

Вяземский пишет жене 18 апреля 1828 года: «Вчера немного восплясовали мы у Олениных. Ничего, потому что никого замечательного не было. Девица Оленина довольно бойкая штучка: Пушкин называет ее «драгунчиком» и за этим драгунчиком ухаживает».

Поэт в эти дни чертит среди черновиков «Полтавы» анаграммы: «Eli Eninelo», «ettenna eninelo», «eninelo ettenna», «Olenina» и, наконец, «Annette» и поверх этого имени свою фамилию «Pouchkine». Пушкин задумывался уже о возможности брака с Олениной.

В середине мая Оленины переехали за город, на свою дачу Приютино*, под Петербургом.
Поэт начал часто посещать Олениных в их усадьбе.

Алексей Николаевич Оленин, будучи президентом Академии художеств и директором императорской Публичной библиотеки, вместе с женой обеспечивали передовым людям того времени (первая половина XIX века) возможность общения. В их усадьбе каждому отводилась отдельная комната, создавались условия для вольготного препровождения времени: в любое время дня и ночи каждый мог заниматься тем, чего душа желала — гулять, развлекаться.

Здесь, бывали В.Жуковский, И.Глинка и А.Мицкевич, бывал и Пушкин. Маленькая Анна, или Аннет, чаще всего льнула к князю Голицыну. Больше всех ее баловали Н.Гнедич и И.Крылов.

И в 1828 году Пушкин впервые решил жениться и сделал предложение, но получил отказ от Олениных: ни Анна, ни её родители не желали этого брака в силу разных причин как личного, так и политического порядка. Насколько серьёзна была любовь Пушкина к Олениной, свидетельствуют его черновики, где он рисовал её портреты, писал её имя и анаграммы. По словам Т.Г. Цявловской, «она была центральным образом его лирики 1828 года».

В сентябре 1828 года Пушкин напишет своему другу Вяземскому: «Я пустился в свет, потому что бесприютен». Вяземский заметил скрытый смысл в последнем слове. Да, Пушкин стал бесприютен, но не хотел ездить в Приютино, где всегда было интересно.

Обида была большой. И в декабре 1829 года в восьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин упоминает Анну Оленину в образе Лизы Лосиной, которая «. так жеманна, так мала, () Так неопрятна, так писклива, () Что поневоле каждый гость () Предполагал в ней ум и злость». Сам же Оленин «пролаз, о двух ногах нулек горбатый. ». Эти строки скорее всего писались для себя, может быть, для обретения внутреннего равновесия. Не потому ли они не вошли в окончательный вариант «Евгения Онегина»?

Пушкиноведы установили, что известное стихотворение «Я вас любил; Любовь ещё, быть может…» посвящено Олениной.

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

К Олениной относят стихотворения Пушкина «Увы, язык любви болтливый…», «To Dawe, Esq-r», «Её глаза», «Ты и Вы», «Кобылица молодая», «Не пой, красавица, при мне…», «Предчувствие», «Что в имени тебе моем?».

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Действительно, имя Пушкина для Олениной умерло. Она не придала большого значения разрыву с поэтом.
Уже после смерти Пушкина умерла мама Анны — Елизавета Марковна, а Приютино было продано. Опорой Анны был только отец. Анне было за тридцать — это был возраст для нравов XIX века.
Анна Алексеевна вышла замуж уже после смерти Пушкина в 1840 году в возрасте 32-х лет.
Её мужем стал офицер лейб-гвардии гусарского полка Фёдор Александрович Андро (1804—1885), после смерти своего отца унаследовавший титул графа Ланжерона.

В 1844 семья переехала в Варшаву, где Анна Алексеевна прожила около 40 лет. Её муж ревновал к прошлому и «всё, что некогда наполняло её девичью жизнь, не должно было более существовать, даже как воспоминание». После смерти мужа Анна Алексеевна переехала в имение младшей дочери Антонины Фёдоровны Уваровой в Волынской губернии. После смерти 18 декабря 1888 года её архив был разделён между дочерьми.

По свидетельству внучки Анны Алексеевны Ольги Николаевны Оом, издавшей в 1936 году в Париже дневник своей бабушки, в её альбомы великий поэт внёс некоторые обращённые к ней стихотворения. О.Н. Оом в предисловии к изданию писала: «Зная, как я интересовалась её прошлым, бабушка оставила мне альбом, в котором среди других автографов Пушкин в 1829 году вписал стихи «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Под текстом этого стихотворения он в 1833 году сделал приписку: «plusqueparfait – давно прошедшее, 1833». Завещая мне этот альбом, Анна Алексеевна выразила желание, чтобы этот автограф с позднейшей припиской не был предан гласности.

* Приютино — бывшая усадьба первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Н. Оленина, одна из немногих сохранившихся до наших дней усадеб первой половины XIX века под Петербургом, микрорайон города Всеволожска Ленинградской области (с 1963 года).
Усадьба расположена недалеко от платформы Бернгардовка Ириновского направления Октябрьской железной дороги, на 6-м километре Дороги жизни. В ней открыт литературно-художественный музей «Приютино».

Источники:
Т. Г. ЦЯВЛОВСКАЯ ДНЕВНИК А. А. ОЛЕНИНОЙ
Википедия, интернет-сайты

Биография Анны Алексеевны Олениной

Анна Алексеевна Андро, графиня де Ланженрон, урожденная Оленина. Дочь президента Петербургской Академии Художеств, Алексея Оленина. Возлюбленная Пушкина в 1828 -29 гг. Адресат его стихотворений «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты. «, «Я Вас любил» «Не пой красавица при мне» многих строф «Онегина» Музыкантша и певица. Автор неизданных до сих пор дневников и мемуаров о Пушкине. Супруга вице — президента Варшавы графа Ф. А. Андро де Ланжерона. Обладала незаурядным умом и блестящим талантом рассказчика. Покровительствовала молодым талантам Польши. Известно о ней крайне мало.

. Она досадливо отложила сломавшееся перо в сторону и тщательно посыпала лист песком. Потом нетерпеливо стряхнула песок с листа. Несколько песчинок забились в корешок тетради — журнала. Недовольно поморщившись, девушка нетерпеливо тряхнула кудрями, и схватив тетрадь принялась энергично встряхивать ее над столом. Листы затрепетали, словно белые бабочки, и из укромных уголков тетради посыпались засушенные листья, цветки, веточки. Anette ахнула, пробормотала что-то – по французски и принялась подбирать сокровища хрупкой и душистой коллекции. Некоторые из них превратились в ее тонких пальчиках в порошок.

Она вздохнула, посмотрела на ладони, дунула на них, словно прощаясь с остатками огорчения, и, подперев кулачками щеки, принялась перечитывать только что сделанную запись: «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или лучше сказать стеклянных (т.е. прозрачных, меняющих цвет — автор.) глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его.

Портрет А. Олениной работы О. Кипренского

Да и прибавьте к этому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава, природного и принужденного, и неограниченное самолюбие- вот все достоинства, телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту. Итак, все что Аннета могла сказать после короткого знакомства, есть то, что он умен, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен«. Ну что ж, неплохое описание. Эти заметки вполне сгодятся для романа, который она собирается писать! И господин Пушкин — этот насмешник и. — она не смогла подобрать слова по-русски (повеса -автор), вполне сгодится для прототипа, влюбленного в главную героиню, похожую на Аннетт.

Вот только еще надо было бы добавить о ее маленькой ножке, которой дерзко любовался месье поэт, но не будет ли это явным намеком на тщеславие, в котором ее и без того часто упрекают? Она легко вздохнула, рассмеялась, ловко открыла потайной ящичек бюро и старательно уложила туда «Дневник — Журнал», исписанный затейливым бисерным почерком. Вскочила, подбежала к зеркалу, прикоснулась к лицу мягкой пуховкой и, опять рассмеявшись, легко вылетела из комнаты, на ходу поправляя туфельку — не то опять потеряет на лестнице, как Сандрильона, (Французское имя Золушки — автор.) за что от маменьки достанется. Но нет уж в этом никакой вины Аннет — нога ее на удивление мала, как у пятилетнего ребенка. Зато глаза.. Их так хорошо оттеняет пудра и блеск свечей!

Как там написал этот Повеса Вяземскому, в ответ на мадригал того фрейлине Россет — Смирновой? Припомнить бы.

«Она мила скажу меж нами
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами,
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!«

(А. С. Пушкин «Её глаза» 1828 г.)

Какой, однако, блистательный слог у Пушкина! Не зря его так хвалят и папа, и матушка, и Иван Андреевич, ( речь идет о Крылове, часто бывавшем у Олениных — автор.) и Жуковский, и Николай Иванович Гнедич. Его стихи так легко запоминаются! Но какой вздор! Как он смел так дерзко писать — «моей. » Почему «моей». По какому праву!
Вот уж надо попенять ему, непременно! И маменьке пожаловаться.

Только б гости на смех не подняли! Этого Аннет боялась больше всего на свете — стать жертвой насмешек и дерзостей!

Ей было всего неполных двадцать, ей так хотелось стать поскорее взрослой!

Однако, ни в петербургском (на Фонтанке, а с 1820 года — на Мойке автор.) доме отца — директора Публичной Библиотеки, а с 1817 года президента Академии Художеств, тайного советника, члена Императорского Государственного совета и начальника департамента гражданских и духовных дел; — Алексеея Николаевича Оленина, — где Анетта провела все свое детство; ни в усадьбе Приютино, где собирался летом «целый рой»- по выражению матушки Елизаветы Марковны (урожденной столбовой дворянки Полторацкой) — гостей и светских и литературных — никто не считал прелестное, все время смеющееся, создание с золотистыми кудрями взрослым!

П.Соколов. Портрет А. А. Олениной. Ок.1825

Для всех она была просто- «милое дитя Анетт«! До чего иногда обидно бывало. Да и не могло не быть обидно! Впрочем, надо уметь прощать.. Да и не к лицу барышне дуться, от этого цвет лица портится.. Нянюшка говорила. Особенно, если вечером будут танцы. Она так любит танцевать! И Пушкин, оказывается, неплохо танцует мазурку.. Где его обучали? Должно быть, в Лицее. Или на балах у графини Воронцовой, в Одессе.. Говорят, нет ей равной ни в польском, ни в мазурке. Перещеголять бы!

Анетта вбежала сверкающей и легкой бабочкой в ярко освещенную танцевальную залу. Уже гремели начальные такты танца и она, чуть запыхавшись, подлетела к Пушкину, стоявшему у стены и наблюдавшему за нею. Он, отвесив поклон в ответ на приглашение, по своему обыкновению улыбнулся, дерзко и спросил что — то, полушутливое, о ее месте в обществе.. Она вспыхнула, залилась румянцем, хотела было выдернуть руку, но сдержалась, ответила что — то просто и коротко.

После этого танца, она уже не решалась выбрать Пушкина в кавалеры, но каково же было ее удивление, когда при звуках вальса, она увидела, что он идет к ней через весь зал — пригласить на первый, самый сложный и быстрый тур!. «Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали!» (21 сент. 1828 г.) — победоносно записывала Аннет поздно вечером в своем тайном журнале, при слабом свете ночника.

Эту запись в девическом «Дневнике — журнале» мадам Оленина — Андро, часто перечитывала уже позже, разглаживая старческими, но все еще очаровательными, маленькими и пухлыми с ямочками на локтях, руками страницы, пожелтевшие от времени. В тетради, много лет пролежавшей в рундуке, ( старинное название ларя, сундука — автор.) спрятанной от глаз ревнивого супруга, и показанной теперь с шепетильной гордостью и тайным тщеславием, особо выделяемой обожаемой внучке Ольге Омэ — были не только эпизоды ее романов, — шутливых и не очень! — ее свиданий в парке Приютина, портретных описаний героев ее шаловливого и нежного сердца, но и много записей, подобных вот этой.

«Сама вижу, что мне пора замуж: я много стою родителям, да и немного надоела им. Пора, пора мне со двора, хотя это будет ужасно! Оставив дом, где я была счастлива столько времени, я войду в ужасное достоинство жены! Кто может узнать судьбу свою; кто скажет, выходя замуж, даже по старости: «Я уверена, что буду счастлива!» Обязанность жены так велика: она требует она требует столько abnegation de soi- meme (самоотречения — франц. -. автор), столько нежности, столько снисходительности и столько слез и горя!

Как часто придется мне вздыхать из-за того, кто перед престолом Всевышнего получит мою клятву повиновения и любви; как часто, увлекаемый пылкими страстями, будет он забывать свои обязанности! Как часто будет любить других, но не меня! Но я — преступлю ли законы долга, будучи пренебрегаема мужем? Нет. Никогда«.

К чести Анны Алексеевны, надо сказать, что клятву она сдержала.

История жизни Анны Алексеевны Олениной

Умная, блестяще образованная, знавшая около семи языков, свободно поддерживающая разговор на любую тему, прекрасная музыкантша и певица, обладавшая легким, но несколько вспыльчивым характером — Вяземский звал ее дракончиком, а Пушкин — драгунчиком — оба отмечали ее насмешливый, острый язычок; с семнадцати лет находящаяся в узко — блестящем придворном кругу — она была фрейлиной Императрицы Елизаветы Алексеевны — вышла она замуж, несмотря на все, часто представлявшиеся партии, довольно поздно. Уже после смерти Поэта. За офицера Лейб — Гвардии Гусарского полка графа Федора Алексеевича Андро де Ланжерона, сына Новоросийского губернатора и устроителя Одессы Алексея де Ланжерона, французского эмигранта, обретшего в России вторую Родину.

Замужество по всем меркам было блестящее, не то, что сватовство вольного и дерзкого Пушкина в августе — сентябре 1829 года — внезапное, ошеломившее настолько, что матушка вынуждена была резко отказать!

Позже, наскоро прощаясь, он вписал в альбом Аннет стихи, прочитав, которые она расплакалась и была задумчива весь вечер.

Они начинались строфой «Я Вас любил. » Она вспоминала долго его тихую фразу «Я уезжаю в Петербург потому что бесприютен».

Она вспоминала ее и позже, перед замужеством, но уже ничего нельзя было изменить. Время подобно реке, не поворачивающей вспять.

Да, замужество ее было блестящее, но вот только человеком Федор Алексеевич оказался бесцветным, вздорным и очень уж ревнивым! Он ревновал Анну Алексеевну буквально ко всему — к стихам, к романсам которые она так мило пела чаще других — Пушкинский «Не пой, красавица, при мне«,- книгам, которые она читала, намекам, взглядам, вниманию, которым она пользовалась в обществе, как супруга вице-презедента Варшавы.

(Этот пост граф Андро де Ланжерон занимал четырнадцать лет. Всего Анна Алексеевна прожила в столице Польши сорок лет, прекрасно владела языком, свободно говорила по-польски и писала письма — автор). К ее блестящему прошлому, к остроумным, тактичным и восторженным поклонникам, среди которых были: Адам Мицкевич, князь Вяземский, седовласый Крылов и этот дуэлянт Пушкин!

Ревновал Ланжнерон и к страницам тайного дневника, в котором Анна Алексеевна позволила мужу прочесть некоторые листки Подобные вот этому: «...Я люблю спорить, потому что знаю, что спорю умно, разумно, что доказательства мои не суть доказательства пустые. Я люблю спорить серьезно..» ( В. Кунин. Друзья Пушкина. Т.2. Стр. Дневника графини Андро.)

Позже она пожалела об этом. Произошла некрасивая сцена ревности, супруги рассорились, и Анна Алексеевна в слезах спрятала дневник в старинный ларец с тайным ключом. Больше никто не увидел этих записей до 1885 года.

В 1885 году после смерти супруга, графиня Андро вернулась в Россию, в свое имение на Волыни (Украина) «Эта была древняя, но удивительно бойкая старушка, сохранившая память и ясность ума». (П. Устимович. А. Андро. Воспоминания . В. Кунин. Друзья Пушкина. Т.2.)

Надгробие Анны Алексеевны Андро в Корецком монастыре

Ее внуки и взрослые племянники ходили за нею по пятам, прося рассказать о ее молодости и встречах с Пушкиным. Она смеялась, шутила.

Словно и впрямь — сбросила двадцать лет. Много, ярко и образно рассказывала. Внуки зачарованно слушали. Открыла старый ларец и вытащила оттуда альбомы, на страницах которых любопытные внуки — племянники прочли стихотворения, написанные четким, изящно -твердым почерком, как бы летящим куда — то.. Сквозь века, годы, воспоминания. В молодость графини Анны Алексеевны Андро Де Ланжерон. Во времена, когда она была просто Аннет Олениной, разгадывающей в гостиной шарады и танцующей мазурки и вальсы с Пушкиным. Не знала Анна Алексеевна тогда, что на страницах черновых своих тетрадей и рукописей романа «Евгений Онегин» Поэт много раз чертил пером ее профиль и маленькую, полудетскую ножку в изящной туфельке Сандрильоны.

Тоже вспоминал былое, те самые вальсы и мазурки? Кто знает..

Нам остались лишь строчки знаменитых стихотворений в гирлянде очертаний изящных ножек. И — легкая, до конца не угаданная, неразгаданная память о ней.

Память несбывшегося, шутливого, искрящегося «бы».

«Бы», которое так не любит история!


источники:

http://proza.ru/2013/12/09/921

http://tunnel.ru/post-olenina-anna-alekseevna