Анка Пулеметчица биография Чапаева

Анка-пулеметчица

История персонажа

Анка-пулеметчица — вымышленная героиня легендарного фильма «Чапаев», снятого братьями Георгием и Сергеем Васильевыми по мотивам одноименного романа писателя Дмитрия Фурманова в 1934 году. В облике смелой, волевой женщины-красноармейца органично сплелись типичные черты русской женщины, борющейся за свободу родной страны. Роль Анки на экране воплотила актриса Варвара Мясникова.

История создания персонажа

В основу фильма лег сценарий, созданный женой Фурманова, Анной. Режиссеры картины переработали текст и выпустили на экраны первый вариант исторической картины, повествующей о командире Красной Армии. Главным цензором фильма выступил Иосиф Сталин, который внес коррективы — предложил добавить к главным мужским персонажам, Чапаеву, Фурманову, Петьке, и женский образ, а также провести «романтическую» линию.

Васильевы переработали сценарий, учитывая указания вождя, и в скором времени публика увидела на экранах классическую версию «Чапаева». Введенная в фильм Анка-пулеметчица быстро обрела народную любовь. Сегодня точно неизвестно, кто стал прототипом этой героини картины. Среди прочих существует правдоподобная история о том, что при создании женского образа в ленте братья Васильевы вдохновились биографией санитарки Марии Поповой.

В процессе переделки сценария Георгий и Сергей познакомились с газетной публикацией, повествующей о подвиге Марии Андреевны. Во время одного из боев, развернувшихся в эпоху Гражданской войны, санитарка направилась к раненому пулеметчику. Не желая уступать врагу, солдат приказал девушке стрелять из пулемета «Максим», помогая Марии здоровой рукой. Санитарка нажимала на гашетку, раненый управлял стволом.

Кроме того, в образ Анки были включены черты участниц военных действий 25-й Чапаевской дивизии. Создатели фильма проводили с воевавшими женщинами интервью, отбирая яркие и интересные истории с полей сражений. Имя героиня картины получила от жены писателя, Анны Никитичны (в девичестве Анны Стешенко). Эта женщина, так же как и Попова, во время Первой мировой войны стала сестрой милосердия. Именно на фронте Анна познакомилась с первым супругом, Дмитрием Фурмановым.

Сын жены писателя от второго брака утверждал, что образ Анки — собирательный, не имеющий какого-то конкретного прототипа. Тем не менее после выхода фильма Мария Попова была названа в советских газетах «настоящей» Анкой, с которой писался образ.

Судьба Анки-пулеметчицы

Действия фильма разворачиваются в 1919 году на Урале. Василий Иванович Чапаев, командир 25-й дивизии вместе с военными прорывает тыл белогвардейцев. После боя следует затишье, солдаты отдыхают, а сам командующий продумывает план дальнейших действий. В это время в дивизию прибывает молодой комиссар Дмитрий Фурманов. Между командиром и новым замполитом рождается серьезный конфликт. Однако по ходу развития сюжета оба понимают, что служат одному делу, проникаются уважением друг к другу.

На фоне военных действий в кино развивается и любовная линия между ординарцем Чапаева Петькой и прибывшей в дивизию вместе с подкреплением юной Анкой. Девушка до выезда на фронт была работницей иваново-вознесенской ткацкой фабрики. Теперь же вместе с другими ткачами героиня отправляется бороться с белогвардейцами. Петьку назначают обучить девушку устройству пулемета.

Со всей молодецкой удалью ординарец решает приударить за красавицей. Рассказывая о деталях пулемета, юноша то и дело пытается приобнять Анку. Но ткачиха оказывается не робкого десятка, говоря о том, что все солдаты «с бабами молодцы». Умение постоять за себя восхищает в девушке бойца. Петька обещает привести в дивизию живого «языка».

Зародившееся между молодыми людьми чувство растет, помогая справляться с военными буднями. Ярким в фильме становится момент, когда Анка оказывается рядом с пулеметом во время наступления отряда каппелевцев. Напарник девушки, смертельно раненный, велит ей держаться до последнего. Пулеметчица начинает отстреливаться от врага до последнего патрона. И когда надежда на спасение рушится, появляется конница Чапаева.

В этом эпизоде раскрывается смелость героини, умение правильно вести себя в сложный драматический момент. Во время последнего боя, когда силы отряда остаются на исходе, командир отсылает влюбленных Анку и Петьку в расположение главных сил дивизии. Девушка исполняет поручение, ординарец же остается с Чапаевым и вскоре погибает.

Анка-пулеметчица в фильмах и книгах

Образ Анки-пулеметчицы получил популярность в массовой культуре. Героиня появляется на страницах книги Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» 1996 года. По сюжету произведения девушка является племянницей Василия Ивановича и невестой Петьки. Кроме того, герои фильма стали персонажами народных анекдотов.

В 90-х годах эстрадная российская певица Наталья Ступишина выступала под творческим псевдонимом «Анка». Сценический образ исполнительницы был заимствован у героини фильма «Чапаев», а в репертуар вошли песни, связанные с темой Гражданской войны.

Анка-пулеметчица

Фото Все

Анка-пулеметчица — биография

Анка-пулеметчица – вымышленная героиня картины «Чапаев» режиссеров Васильевых. В основу ленты лег роман Дмитрия Фурманова, образ Анки, волевой, смелой женщины, талантливо сыграла молодая артистка Варвара Мясникова.

В ноябре 1986 года на столичном Новокунцевском кладбище состоялись похороны 86-летней Марии Поповой. Траурная церемония прошла с соблюдением всех воинских почестей, оружейными выстрелами. Гроб с телом провожали дочь усопшей и целая делегация кино и театральных артистов. Это тем более удивительно, потому что покойная не была ни известной актрисой, ни певицей, просто всю жизнь «играла роль», полученную по личному указанию Иосифа Сталина.

Многие кинообразы имеют своих прототипов, и Попова тоже стала прототипом легендарной Анки-пулеметчицы из кинофильма «Чапаев». Эту картину включили в сотню лучших мировых шедевров киноискусства.

История рождения героини

Сценарий этой ленты написала супруга Фурманова – Анна. Но режиссеры внесли в первоначальный вариант свои коррективы и сняли историческую ленту о смелом командире красноармейцев – Василие Чапаеве. Первым фильм смотрел Иосиф Сталин, которому не понравилось, что среди главных персонажей только мужчины — Фурманов, Чапаев, Петька. Ему казалось, что необходимо присутствие женского образа, а еще лучше, наличие «романтической» линии.

Анка-пулеметчица в фильме Васильевых

Режиссеры – братья Георгий и Сергей Васильевы, срочно занялись переработкой сценария, с учетом всех пожеланий вождя. Спустя короткий отрезок времени на экраны страны вышла лента «Чапаев» в привычном для всех зрителей виде. Появившаяся в фильме Анка-пулеметчица стала народной героиней. За много лет существования фильма на роль прототипа Анки претендовали несколько реальных женщин, но критики склоняются к тому, что создавая этот образ, режиссеры ориентировались на биографию реального человека – простой санитарки Марии Поповой.

Когда братья Васильевы начали переделывать сценарий, они увидели газетную публикацию, в которой речь шла о подвиге никому неизвестнрй санитарки. В одном из боев женщина оказывала помощь раненому пулеметчику. Враг продолжал наступать, и тогда солдат в приказном порядке заставил девушку открыть огонь из пулемета «Максим». А сам как мог пытался ей помочь, но с одной здоровой рукой это получалось плохо, единственное, что мог делать боец, управлять стволом, а санитарка что есть силы жала на гашетку пулемета.

Образ Анки стал собирательным. Его писали не только с Поповой, но и с других женщин, реально воевавших в 25-й дивизии Чапаева. Режиссерам пришлось встречаться с ними, брать интервью, по крупицам собирать самые яркие эпизоды с мест военных действий. Героиню решили назвать Анной в честь супруги писателя Фурманова – Анны Фурмановой (до замужества Стешенко). Так же, как и Мария Попова, Анна в Первую мировую войну служила медсестрой. Именно в годы войны она устроила личную жизнь, встретила своего первого мужа Дмитрия Фурманова.

Сын Анны Фурмановой от второго брака уверял, что Анка – это собирательный образ, и говорить, что кто-то конкретный был ее прототипом, по меньшей мере некорректно. Однако после премьеры картины именно Марию Попову начали воспринимать, как настоящую Анку, так, во всяком случае, говорилось во всех советских изданиях.

Судьба персонажа

Картина переносит зрителя на далекий Урал, в год 1919-й. Командиру 25-й дивизии Василию Чапаеву и его подчиненным удается прорваться в тыл белогвардейской армии. Бой утих, солдаты расположились на отдых, только командиру не до сна, ему нужно скорректировать план дальнейших сражений. В этот период в дивизии появляется новый комиссар – Дмитрий Фурманов. Командир и новый замполит никак не могут найти общий язык, между ними постоянно возникают конфликты. Но по мере развития событий мужчины понимают, что у них одна цель, и отношение друг к другу меняются.

Анка-пулеметчица

Накануне в дивизию прибыло подкрепление, в числе которых оказалась и молоденькая девушка по имени Анка. Между ней и ординарцем комдива Петькой возникают романтические отношения. Перед тем, как попасть на фронт, девушка трудилась на иваново-вознесенской ткацкой фабрике. Когда объявили о призыве в армию, тысячи ткачей отправились сражаться с врагом. Петьке поручили научить девушку обращаться с пулеметом.

При виде обаятельной девушки молодецкая кровь бойца взыграла, он решил приударить за ней. Во время занятий, Петька каждый раз пытается обнять понравившуюся красавицу. Однако бывшая ткачиха оказалась не стеснительной барышней, она парирует тем, что каждый солдат молодец с бабой, а вот перед лицом врага пасует. Петька в полном восторге от умения Анки постоять за себя, он решил доказать любимой, что храбрости у него хватит не только на нее, но и на то, чтобы захватить в плен настоящего «языка».

С каждым днем чувства между молодыми людьми становятся все крепче, и любовь помогает им пережить все военные невзгоды. Один из самых ярких моментов картины – наступление каппелевцев, во время которого девушка находится рядом с пулеметом и раненным напарником. Молодой человек приказывает ей сдержать атаку врага любой ценой, и Анка-пулеметчица принимается крошить врагов до последнего патрона. Девушка уже не верит в свое спасение, но к ней на помощь спешит Чапаев со своей конницей.

Анка-пулеметчица с Петькой

Казалось бы, незначительный эпизод, но он так ярко и точно передает умение героини собраться в трудную минуту, не растеряться, и дать отпор белогвардейцам. Последний бой исчерпал силы отряда, Чапаев принимает решение отправить Анку с Петькой в штаб дивизии с донесением. Анка выполнила свое поручение, а Петька решил не бросать комдива и погиб.

Могут быть знакомы

Образ Анки-пулеметчицы

Образ героической девушки часто встречается в печатных изданиях и художественных картинах. Писатель Виктор Пелевин использовал образ героини Гражданской войны в своей книге «Чапаев и пустота», которая вышла в 1996 году. Он придумал сделать девушку родственницей легендарного комдива, а именно, племянницей. Ординарцу Чапаева – Петьке Анка приходится невестой.

Помимо этого, о героях фильма «Чапаев» было сложено множество анекдотов, их выражения стали крылатыми, и разошлись в народе, как цитаты.

Наталья Ступишина в образе Анки-пулеметчицы

В 90-е годы образ смелой Анки-пулеметчицы пришелся по душе певице Наталье Ступишиной, под его впечатлением она взяла себе псевдоним «Анка». Артистка полностью скопировала сценический образ пулеметчицы из ленты «Чапаев», составила свой репертуар из композиций на тему Гражданской войны.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Анка-пулемётчица

Мало кто знает, что у легендарной Анки-пулеметчицы из кинофильма «Чапаев» был реальный прообраз — красноармейка Мария Попова. Правда, она была санитаркой, а из пулемета стреляла всего лишь один раз. Но именно этот один раз и вошел в историю благодаря легендарному фильму братьев Васильевых.

Родилась Мария Андреевна Головина в 1896 году в селе Вязов Гай, что в Самарской губернии. В 16 лет ее выдали замуж за Ивана Попова, так что теперь она стала Марией Поповой. Но с мужем они прожили совсем недолго — Иван умер вскоре после свадьбы. После смерти мужа Попова устроилась санитаркой в больницу. Когда началась Гражданская война, Мария записалась в 25-ю Чапаевскую дивизию.

«Следующая пуля — тебе. »

Пулеметчицей Мария никогда не была. В дивизии она поначалу служила по своему основному профилю — санитаркой. Девицей она оказалась сметливой, озорной. Сама Мария Андреевна рассказывала такой случай из своей санитарной практики.

В разгромленной аптеке маленького городка, куда вошли чапаевцы, стояли два мешка с содой. Санитарка Попова погрузила их на тачанку и привезла в дивизию. Нарезала полосками бумагу, насыпала порошка, свернула и надписала: «от головы», «от живота» и раздавала бойцам. Некоторым помогало.

После этого популярность санитарки Марии Поповой затмила авторитет главврача дивизии, который таких «чудодейственных» лекарств не давал. Солдаты-чапаевцы жаловались на врача комдиву — мол, плохо лечит. То ли дело — Машка Попова.

Правда, был один случай, когда санитарке пришлось стрелять из пулемета.

Во время одного из боев Мария, как обычно, принесла пулеметные ленты расчету «максима». Пулемет безнадежно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:

— Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду.

— Ты что, с ума сошел? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти.

Выстрелив из нагана, пулеметчик предупредил девушку:

— Следующая пуля — тебе.

Делать нечего — пришлось подчиниться. Мария легла, зажмурилась и стала поливать белогвардейцев огнем. Так Мария Попова на время стала пулеметчицей.

За этот бой Чапаев наградил ее часами. Тогда же комдив решил, что лихой девушке теперь самое место в конной разведке.

Любимый фильм Сталина

Но так уж случилось, что именно этот бой с участием Марии Поповой был использован при создании сценария фильма «Чапаев». Дело было так. Режиссеры братья Васильевы (на самом деле, как известно, они не братья, а однофамильцы) обратились к бывшим бойцам Чапаевской дивизии с просьбой прислать воспоминания о каких-то интересных боевых эпизодах, случившихся во время службы «у Чапая».

Прислала свои воспоминания и Мария Попова. И оказалось, что это то, чего режиссерам так не хватало, — образ простой русской женщины, сражающейся за власть Советов. Спешно в сценарий фильма была введена Анка-пулеметчица (в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа нет вовсе).

Имя Анка было присвоено новому персонажу в честь Анны Стешенко, вдовы Фурманова и консультанта фильма. Из-за этого иногда можно встретить утверждения, будто именно Анна Стешенко послужила прообразом Анки-пулеметчицы. Это неверно. От вдовы писателя взяли только имя персонажа, а всю «фактуру» позаимствовали из воспоминаний Марии Поповой.

Так, эпизод со стрельбой из пулемета, рассказанный Марией Поповой, был творчески обработан и вошел в фильм в знаменитой сцене психической атаки каппелевцев.

В таком виде готовый фильм был показан Сталину. Вождь был восхищен и решил сам немедленно выразить свой восторг создателям фильма (все время просмотра режиссеры ожидали вердикта в приемной). Взволнованные режиссеры были приглашены в зал. Довольный Сталин поблагодарил их за отличную работу. Помимо прочего, вождь отметил удачно найденный образ Анки-пулеметчицы и талантливую игру исполнительницы — актрисы Варвары Мясниковой. Фильм был выпущен в прокат, где его ждал оглушительный успех. А Чапаев, Петька, Анка-пулеметчица стали героями многочисленных анекдотов, что тоже, как известно, показатель успеха.

Кстати, о Петьке. В фильме присутствует лирическая линия — любовь Анки-пулеметчицы и чапаевского ординарца Петьки. На самом деле никакого романа у Марии Поповой с Петром Исаевым (так звали чапаевского помощника) не было и в помине. Это творческий вымысел.

Вообще же реальный Петр Исаев был совершенно не похож на экранного Петьку. Это был образованный младший командир, и он ни в коей мере не был чем-то вроде денщика комдива, как показано в фильме. Петр Исаев был порученцем по особо важным делам, а впоследствии — начальником бригады связи.

Да и сама Мария Попова не была такой простушкой, как ее кинематографическое воплощение. После окончания Гражданской войны Мария Попова училась в МГУ на факультете советского права, а в 1931 году ее командировали в Берлин, назначив референтом юридического отдела торгового представительства. С мая 1936 года по май 1937 года она находилась в командировке в Стокгольме. Упорно овладевала шведским языком. С послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай у Марии сложились почти дружеские отношения.

«Она недостойна. »

В мае 1937 года Поповой сообщили, что ее командировка в Стокгольм закончилась. С тяжелым сердцем Мария Андреевна вернулась в Москву — времена были сложные. Многие ее бывшие знакомцы по Чапаевской дивизии были арестованы НКВД. Но саму Марию не тронули, видимо, не хотели бросать тень на фильм, уже тогда ставший легендой. О том, что Мария Попова послужила прототипом Анки-пулеметчицы, знали многие. В курсе было и НКВД. Да еще и фильм «Чапаев» был любимым фильмом самого Сталина — он его смотрел несколько десятков раз! Образ чапаевской Анки-пулеметчицы стал спасительным щитом для Марии Поповой. Замахнуться на нее не решились.

Но, пережив ледяные времена Сталина, Мария Попова неожиданно подверглась атаке во время хрущевской оттепели. В 1959 году Попову вызвали в ЦК партии. Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле — дочь кулаков, что сначала воевала она на стороне белых. И лишь когда перевес стали брать красные, пришла в Чапаевскую дивизию. Главное, в чем обвиняли Попову: «Она недостойна считаться прообразом Анки-пулеметчицы». Непонятно, чем был вызван этот недостойный пасквиль. То ли обычной завистью, то ли какими-то личными счетами. Над головой Марии сгустились тучи.

Но чапаевская санитарка не испугалась. Во всех инстанциях она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулеметчицы, что это образ собирательный. Мария Андреевна перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей славы. И вообще тот факт, что из всех воспоминаний женщин-бойцов Чапаевской дивизии братья Васильевы выбрали ее рассказ и на основе него создали образ Анки — это не ее вина, тем более что выбор этот был одобрен Сталиным. С них тогда и спрашивайте — как бы намекала остроумная женщина. Оппоненты растерялись.

А тут как раз подоспели результаты партийной проверки, предпринятой после получения доноса. В представленной в ЦК справке значилось:

«Попова Мария Андреевна, уроженка села Вязов Гай Самарской губернии. В девичестве — Головина. Отец Поповой, крестьянин-бедняк Андрей Романович Головин, умер, когда его дочери Марии Поповой исполнилось 4 года. Мать Марии Поповой умерла, когда девочке было 8 лет. С этого возраста Мария Андреевна батрачила на зажиточных односельчан. В 1917 году вступила в Красную гвардию, участвовала в боях на Дутовском фронте. В составе Чапаевской дивизии с июня 1918 года. Служила в кавалерийской разведке и одновременно выполняла обязанности лекарского помощника. Была ранена, контужена. Награждена орденом Боевого Красного Знамени».

Это была полная победа. Честное имя Марии Поповой было полностью восстановлено.

Умерла Мария Андреевна зимой 1981 года. Похоронена она в Москве на Кунцевском кладбище.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/anka-pulemetchitsa/

http://zagadki-istorii.ru/jenshina-61.html