Новый латвийский Барышников взял Москву
18-летний рижанин Тимофей Андрияшенко завоевал золото XII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Большом театре
Московский Международный конкурс артистов балета и хореографов считается одним из самых престижных в мире. Его проводят раз в четыре года — своеобразные балетные Олимпийские игры. А бессменным руководителем жюри является сам Юрий Григорович.
В этом году конкурс собрал самое большое число участников за время своего существования. Среди них был и рижанин Тимофей Андрияшенко, который мечтал «хотя бы попасть в финал», а в результате победил, за что получил звание лауреата, шесть тысяч долларов, золотую медаль из рук самого Григоровича и право выступить на исторической сцене Большого театра.
Балет… в наказание
Звание «наш Барышников» закрепилось за Тимофеем ещё в Рижском хореографическом училище после того, как мальчик с блеском исполнил па-де-труа в «Щелкунчике» (pas de trois, танец пастушка — один мальчик ведёт двух девочек) на сцене Национальной оперы. Тот самый танец, с которого на сцене латвийского Театра оперы и балета начинал свой звёздный путь Misha.
Танцевать Тима начал в четыре года. С коллективом народного танца своего детсада объездил кучу фестивалей. В третьем классе родители неожиданно привезли сына в хореографическое училище — прямо на вступительные экзамены. Это было наказание… за непоседливость: Тимофей любил повыступать и даже станцевать на парте, за что родителей вызывали на проработку.
Благодаря каратэ, которым Тимофей занимался с семи лет, у него были отличные растяжка и гибкость. Отбор был успешно пройден. Правда, занятия единоборствами пришлось бросить, равно как и другие увлечения — волейбол и подводное плавание. Иначе было не успеть: уже во время учёбы Тимофей начал активную концертную деятельность.
Несмотря на тотальную занятость, мальчик умудрился сняться в главной роли молодёжного фильма Уны Целмы «Куда пропал Элвис?» (Kur pazudis Elvis?), куда попал случайно — придя на кастинг за компанию с другом. Фильм рассказывал про латышского мальчика-отличника, успехам которого завидовали одноклассники, а потому всячески пакостили — рвали тетрадки, избивали в гардеробе, — пока Элвис куда-то не пропал…
Итальянский поворот
Мама предлагала Тимофею освоить практичную специальность юриста, но сын всё же предпочёл балетную стезю. Он считает самым большим счастьем выходить на сцену.
Когда-то партиями его мечты были главные роли в «Корсаре» и «Пламени Парижа», теперь он «понял, что в балете вообще нельзя мечтать — надо брать и делать, шаг за шагом». Тимофей прекрасно осознаёт, что такое оборотная сторона его профессии: «Как говорил наш педагог, если ты проснулся и у тебя ничего не болит — значит, ты умер».
Заняв второе место на Международном балетном конкурсе в городе Сполето (Италия), Тимофей получил уникальную возможность бесплатно учиться в итальянской Академии русского балета бывшей балерины Ирины Кашковой. На курсе, стоимость которого 16 тысяч евро в год. Туда же вскоре отправился его любимый преподаватель, в прошлом премьер Национальной оперы Андрей Румянцев.
Параллельно балетному образованию пришлось оканчивать лицей. Разумеется, на итальянском. Впрочем, языки даются Тимофею без труда. В своё время он бойко шпарил на латышском, сейчас — на итальянском и английском, при этом сохранив на удивление грамотный и правильный русский язык.
Тимофей признался, что жизнь в Италии ему очень по душе: люди очень тёплые и вежливые, климат мягкий, а макароны и пицца нисколько не мешают сохранять фигуру. «Всё лишнее выходит с потом, главное — не поддаться итальянской лени!» — смеётся Тимофей.
Победный гопак
Через три года учёбы Андрияшенко взял Гран-при в том же Сполето и замахнулся на самый крутой балетный конкурс мира — в Москве. Именно с него в своё время начал путь наверх самый знаменитый рижанин Михаил Барышников.
Для участия в конкурсе Тимофей подготовил семь танцев. В том числе невероятно трудный, но очень задорный гопак из балета «Тарас Бульба». Недаром ведь владелица итальянской Академии балета, где учился Тимофей, она же его продюсер, по происхождению украинка.
Огромный труд в победу Андрияшенко вложил его любимый педагог Андрей Румянцев, который неотступно опекал воспитанника в самые трудные моменты. Тем не менее Тимофей даже во сне представить не мог, что займёт хоть какое-то место.
«Изначально я мечтал хотя бы попасть в финал», — признался он «Субботе» после поздравлений, принятых от самого Юрия Григоровича и легенды русского балета Владимира Васильева.
В ближайших планах Тимофея — закончить учёбу в лицее, а потом ответить на одно из многочисленных предложений о работе в Европе или Америке.
Увы, папа нашего нового Барышникова — замечательный рижский врач-гомеопат Игорь Алексеевич Андрияшенко не дожил до этого волнующего момента: этой зимой он скончался. «Думаю, что папа сейчас на седьмом небе от радости за меня!» — признался Тимофей.
6 молодых танцовщиков балета в российских театрах, которых стоит увидеть
Культура
Кирилл Соколовский/Джулиан Маккей
SPLETNIK.RU продолжает серию публикаций об артистах балета. На этот раз предлагаем вам познакомиться не с признанными звездами мира танца, а с молодыми, но уже снискавшими симпатии публики артистами и теми, кто только начинает свою карьеру. Выбрали шесть молодых танцовщиков до 30 лет, которые выступают на сценах российских балетных театров и стоят того, чтобы заняться внутренним туризмом.
Где смотреть на него: Михайловский театр
Джулиан Маккей родился в США, но осваивать азы балетного искусства приехал в Россию в возрасте всего 11 лет! В 2015 году он окончил Московское государственное хореографическое училище, став первым американцем, получившим полное хореографическое образование в России, а на следующий год присоединился к труппе Михайловского театра в Санкт-Петербурге, где сейчас является первым солистом.
В 2018 году Джулиан принял участие в проекте телеканала «Культура» «Большой балет». Главные профессиональные мечты артиста — партия Дон Кихота и звание премьера Михайловского театра.
Пока же увидеть его можно в роли Принца в «Золушке», Золотого Божка в «Баядерке» и других.
Джулиан востребован в модельном мире: он сотрудничает с агентством IMG Models, а Кендалл Дженнер лично пригласила его сняться для культового британского журнала The Love Magazine. Старшие сестры Джулиана тоже танцовщицы — на спектакле одной из них (ему тогда было всего четыре года) он и увлекся танцем.
Где смотреть на него: Мариинский театр
В свои 29 лет Давид уже является обладателем звания заслуженного артиста Республики Северная Осетия — Алания, но настоящий творческий прорыв в его биографии случился в прошлом году, когда Залеев дебютировал в партии Дезире в балете «Спящая красавица». Путь в прославленный театр тоже выдался непростым.
На пятом году обучения, будучи одним из отличников, Давид был отчислен из Академии А. Я. Вагановой за драку. Обучение он продолжил в Башкирском хореографическом колледже, а после его окончания в 2008 году был зачислен в труппу Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
В Мариинский театр он попал в 2013 году, но долгое время оставался в тени других танцовщиков, не получая заметных ролей. Партия Дезире стала поворотной в его судьбе.
Каков же Дезире Залеева? Щегольской, осознающий свою избранность и (неотъемлемое качество аристократа) невозмутимый. Все это вполне естественно для артиста, сложенного по всем канонам балетного искусства и держащего инструментарий своего тела в абсолютной гармонии,
— так написали о Давиде в издании Beatrice Magazine.
Сегодня в репертуаре танцовщика — партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте», партия Ланкедема в «Корсаре», партия Принца в «Щелкунчике» и не только.
Где смотреть на него: Приморская сцена Мариинского театра
Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра поистине интернациональна: здесь есть танцовщики из США, Украины, России и, конечно, соседней Японии.
Като — новичок в коллективе, артистом театра он стал в августе 2019 года. Шизуру учился в Японии (в 2011 году он стал победителем конкурса учащихся балетных школ Prix de Lausanne), выступал в Канаде и Германии, но, как признается сам, когда получил предложение из Владивостока, не сомневался ни секунды.
Главная партия в репертуаре танцовщика пока Принц из «Щелкунчика» — Като закрывает весь праздничный марафон этого балета на сцене. Увидеть его также можно в «Корсаре» (Конрад) и в «Жизели» (Классический дуэт).
Где смотреть на него: Большой театр
Кирилл Соколовский пока, пожалуй, дальше больше знаком тем, кто следит за модой, а не за миром балета. Академию русского балета им. А. Я. Вагановой Кирилл окончил только в этом году и был принят в труппу Большого театра. Начинал обучение он в родном Минске в Белорусской хореографической гимназии.
Пока в репертуаре танцовщика одна партия — вальс в «Лебедином озере», но за судьбой артиста явно стоит следить. Есть все шансы, что на сцене он добьется не меньших успехов, чем в моделинге, к которому Соколовский относится скорее как к способу заработка, нежели делу всей жизни.
Тем не менее на его счету уже работа с Гошей Рубчинским и съемка с Патриком Демаршелье для Vogue. Курирует модельную карьеру Соколовского Юлия Шавырина, которая также является агентом Алеси Кафельниковой.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
Еще один премьер Пермского театра оперы и балета — бразилец Марко Гонзага, который присоединился к труппе в 2018 году. В театре сформировалась целая небольшая бразильская диаспора — вспоминать о жарком солнце и океане на суровом Урале он может в компании Габриэла Лопеса, Сайрона Перейры и Луанны Гондим.
Местная театральная публика приняла их с восторгом. Отметили новичка и журналисты — на конкурсе «Арабеск» в 2018 году Марко удостоился не только приза Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского «За лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского», но и приза жюри прессы.
Танцами Марко увлекался с детства, а в 11 лет начал заниматься в балетной школе. Еще одно увлечение танцовщика — дизайн одежды. В свободное время он даже создает модные коллекции для себя и друзей. В России Гонзага освоил и катание на коньках.
В его репертуаре сейчас партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро» и других.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
В 2016 году Кирилл Макурин окончил Пермское государственное хореографическое училище и был принят в труппу местного театра.
В 2018 году он стал лауреатом первой премии «Арабеск» в старшей группе за исполнение номера современной хореографии — всего в этой категории соревновались 79 человек. Прогресс налицо — за два года до этого Макурин получил вторую премию в младшей группе, которую сам танцовщик назвал «обидной».
В сезоне 2018/2019 танцовщик стал премьером театра. Сегодня в его репертуаре партии Принца в «Лебедином озере», Графа Альберта в «Жизели», Ромео в «Ромео и Джульетте», Базиля в «Дон Кихоте» и многие другие. Вместе с театром Макурин уже также был на гастролях в Ирландии.
В Instagram артиста снимки со спектаклей и репетиций перемежаются фотографиями из отпуска и кадрами с улиц родного города, которые Кирилл снабжает ироничными подписями. Среди увлечений за пределами сцены — футбол и смешанные бои.
Полина Семионова: фото, биография, подробности личной жизни балерины
Королева пуантов – именно так балерину Полину Семионову называют критики. История девушки, которая в 17 лет сумела стать примой европейской труппы, похожа на сказку. Но за успехом Семионовой стоит не какая-то магия или добрая фея-крестная, а невероятный труд, годы усиленной работы и, конечно, огромная любовь к балету. Сегодня в репертуаре этой невероятной балерины – практически весь золотой фонд хореографии – как классической, так и современной. А список новых партий регулярно пополняется.
Балерина Полина Семионова: фото и биография
Полина появилась на свет в Москве в сентябре 1984 года. Родители балерины – биотехнолог и учительница английского языка.
С самого детства Полина занималась фигурным катанием в спортивном сообществе ЦСКА, танцевала в ансамбле Гостелерадио. Позднее она поступила в Московскую академию хореографии. В числе одноклассников Полины Семионовой оказался и ее брат Дмитрий, ставший впоследствии солистом Мариинского театра.
Экспериментальный класс
Изначально преподаватели не увидели в Полине балерину. А потому Софья Николаевна Головкина, видя страстное желание девушки танцевать, приняла ее в экспериментальный класс. Семионовой буквально пришлось доказывать свое право находиться на сцене. Она создавала себя, упорно работая вместе с педагогом Юрием Васюченко. Критики говорят, скорее всего, именно этот преподаватель оказал огромное влияние на творческий путь девушки.
Одноклассники Полины отмечали ее поистине железный характер и небывалую сдержанность. Говорили и о том, что она сама сделала себя адской работой. Сама балерина неоднократно рассказывала о том, что после некоторых выступлений она чувствует себя словно боксер, который получил множество ударов в лицо.
Путь в большой балет
В 2001 году студентка второго курса приняла участие в IX Международном конкурсе артистов балета. Педагоги не были удивлены первому месту и золотой медали, которую девушка завоевала в категории младшая группа (дуэты), ведь к тому времени они смогли разглядеть в ней талант.
После был конкурс в Нагое. Именно тогда великая Майя Плисецкая пророчила Полине большое будущее, назвала эту девушку замечательной, отметив превосходную фигуру, длинные руки. Именно Майя Михайловна сказала, что в Полине есть все, начиная от формы и заканчивая мозгами.
Судьбоносное решение
На занятиях в классе Полину заметил артдиректор берлинской труппы Владимир Малахов. Позднее он признался, что с самой первой минуты он понял – перед ним готовая балерина, способная добиться головокружительных высот. После того, как в 2002 году девушка окончила академию (с отличием), Малахов пригласил ее в труппу на ведущее положение. И, несмотря на то что все ожидали увидеть Семионову на сцене Большого театра, она приняла решение и сразу после экзаменов уехала в Берлинский государственный театр. В качестве солистки этого театра Полина работала на протяжении десяти лет – с 2002 по 2012 год.
В 2011 году девушка стала приглашенной солисткой Американского театра балета и Миланского театра Ла Скала. Спустя год Полину пригласили в Михайловский театр. В том же году Полина стала преподавателем балетной школы в Берлине.
Репертуар
Среди самых ярких работ Полины можно отметить главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице». В великолепной постановке Дерека Дина «Лебединое озеро» девушке досталась партия Одетты-Одиллии. Была она и Сванильдой в «Коппелии», Джульеттой в «Ромео и Джульетте», Китри в «Дон Кихоте».
Именно Семионова была Никией в постановке «Баядерка», Татьяной в «Онегине». К тому же эта балерина – первая исполнительница партии Золушки в одноименной постановке Владимира Малахова.
Русские манеры: критики и зрители о Семионовой
Балетоведы говорят, что манера исполнения Полины осталась русской, что достаточно удивительно, ведь уже много лет она работает на Западе. Сама балерина в интервью говорит, что русская душа никуда не может деться. Полина Семионова признается: она очень ценит русскую природу, литературу, живопись. Особое место в ее жизни занимает и русская школа, русские балерины. Девушка считает себя по-настоящему русской.
Однажды в немецкой газете была опубликована статья, где о Полине и таких людях, как она, автор писал: «Они рождаются раз в сто лет и несут в себе дух века, так называемую ауру эпохи, которую просто не объяснить словами».
Каждое движение этой балерины осмысленно, говорят критики. Каждый, кто хоть как-то соприкоснулся с этой балериной, непременно очаровывается ей. А профессиональные данные Полины и вовсе принято называть исключительными. Выразительность, просто виртуозная техника, потрясающе красивые движения – Семионова сразу покорила сердца публики. Обаяние Полины позволило ей стать любимицей всей Германии, самой молодой примой в истории Берлинского театра и одновременно с этим самой скромной мировой звездой, танцующей в высшей балетной лиге.
Большой изъян
Единственный недостаток по мнению критиков – слишком уж большая грудь. Разумеется, практически любая женщина была бы счастлива, если бы при такой хрупкой фигуре имела пышный бюст. Однако в мире балета внушительные формы – скорее недостаток, чем достоинство. Грудь очень мешает в танце. Поэтому для Семионовой делают специальные костюмы, в которых предусмотрены вставки в области бюста. Делается это для того, чтобы грудь четвертого размера казалась хоть немного меньше.
Рост и вес Полины Семионовой
Раз уж мы заговорили о формах девушки, поговорим и о том, какой у нее рост и вес. Согласно общепринятым стандартам вес балерины не должен превышать 50 килограммов, а рост должен быть около 175 сантиметров (балерина меньше просто потеряется на сцене). Глядя на фото Полины Семионовой сложно поверить, что ее рост составляет 168 см.
Личная жизнь балерины
О супруге девушки известно немного. Он танцор Staatsballett, а имя его – Мехмет Юмак. Замуж Полина Семионова вышла в 2011 году. С самых первых дней замужества Полина признается: она всегда чувствует поддержку любимого человека. Мехмет же добавляет: Полина – фантастическая танцовщица.
Материнство
О своем интересном положении Полина узнала в 2016 году. Конечно, сразу прервала все выступления. Однако, спустя всего шесть недель после появления малыша на свет, Семионова вновь возобновила тренировки. В интервью молодая мама рассказывает: совмещать материнство и работу на сцене непросто. А на все советы просто оставить ребенка с няней и отправиться на репетицию Полина говорит – ее душа против такого поворота событий. С журналистами Полина Семионова делится своими секретами воспитания Адриана: очень важно, чтобы в первые годы жизни мама как можно больше была рядом с ребенком. К тому же немаловажно получать удовольствие от того, как развивается и взрослеет малыш.
Награды
Свою первую юниорскую награду Полина получила в 2002 году. Это была премия конкурса в японском городе Нагоя. Тогда же она завоевала Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге. В 2004 году балерина Полина Семионова была награждена призом берлинского Союза любителей театра. Весной 2005 года критики Германии также вручили балерине свой приз.
В 2007 году девушка была признана «Танцовщицей года», среди ее наград и Премия Фонда Хайнца Шперли. Но главной наградой можно считать титул Berliner Kammertänzerin.
Стоит отметить, что этот высокий титул обычно получают лишь артисты, завершающие свою карьеру. Но балерина Полина Семионова стала исключением из правил, поэтому 26 апреля 2017 года, вернувшись на сцену после появления ребенка, она получила эту награду.