Андрея Марин Румыния биография

Названы варианты усиления Черноморского флота после потери крейсера «Москва»

Каким флагман запомнился севастопольцам и спецкору «МК»

В Севастополе простились с флагманом Черноморского флота – крейсером «Москва». В субботу в городском сквере 300-летия Российского флота собрались жители города, моряки, служившие в разное время на «Москве». Они почтили память о корабле, затонувшем 14 апреля после пожара и взрыва на борту боеприпасов, когда его во время шторма буксировали в порт. Были слова прощания, венки, цветы – все как случается, когда уходит близкий человек. И говорили здесь об ордена Нахимова ракетном крейсере «Москва» не как о затонувшем, а как о погибшем в бою корабле.

Фото: Министерство обороны РФ

В свое время мне довелось побывать на крейсере «Москва». Вспоминаем о нем вместе с военным моряком капитаном 1 ранга запаса Владимиром Гундаровым.

Сразу интересуюсь у собеседника:

— Какую задачу выполнял крейсер «Москва» в спецоперации?

— Нес боевую службу около острова Змеиный. Это примерно в 90 километрах от Одессы. Охранял остров от возможных попыток украинских военных занять его. Ну, или если вдруг румыны вздумали бы под шумок захватить Змеиный – они давно на него претендуют. У Румынии там экономический интерес. Змеиный – фактически не остров, а скала как раз на разграничительной линии в районе шельфа с нефтегазовым месторождением на дне Чёрного моря. Бухаресту этот шельф очень нужен. Короче говоря, с точки зрения военной спецоперации, задачи у «Москвы» были не самые важные. Хотя, если бы вдруг наше военное руководство приняло решение о высадке морского десанта в Одессе, то этот корабль, конечно, мог бы оказать боевую поддержку.

Но, вообще-то это не вполне по его профилю. Крейсер был заложен в 1976 году в Николаеве как «убийца авианосцев». Как и все крейсеры проекта 1164 «Атлант» (по коду НАТО—Slava class), он имел на вооружении противокорабельные ракеты.

— Из-за детонации этих ракет и произошел взрыв, а затем пожар. Версий относительно того, что послужило первопричиной, – множество: от столкновения с миной, самопроизвольного подрыва до удара украинской ракеты. Ни одна из них пока не нашла официального подтверждения.

— Да, точно определить трудно. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев так написал в соцсетях: всем сегодня больно, но экипаж «Москвы» был эвакуирован, люди спасены — а это самое главное. «Спи спокойно, Великий корабль!»

Крейсер был уже старый, с момента закладки прошло более 40 лет. Металл точно так же, как и человек к старости, устаёт. В 2015-м стали поговаривать о его скором списании. Но как-то не поднялась рука. Этот корабль был своего рода символом стойкости Черноморского флота, сумевшем выжить в 90-е годы после развала Союза.

Позже его несколько раз ремонтировали, но на серьезную модернизацию старого железа денег тратить не стали. Стоимость модернизационных работ 40-летнего корабля обошлась бы намного дороже, чем ввод в строй нескольких современных кораблей. Архитектура старого крейсера в любом случае не позволила бы сделать его менее заметным, или более живучим в условиях современной войны. Скорее всего, лет через 7-10 его в любом случае ждало бы списание.

Теперь память о затонувшем крейсере в Севастополе собираются увековечить. Как – пока решают.

Воспоминания о «Москве»

Мне удалось побывать на крейсере «Москва» в 2011 году. Тогда Севастополь к празднованию Дня Военно-морского флота ожидал приезда президентов России и Украины – на тот момент Медведева и Януковича. В преддверии высоких гостей на Черноморский флот привезли группу журналистов. Президенты в результате не приехали, но, несмотря на это, корабли нам все-таки показали.

Морские силы обеих стран в то время еще стояли в Крыму рядом у одних и тех же пирсов. Флот Украины состоял не из подаренных США бэушных патрульных катерков, как сейчас, а имел еще в своем составе серьезные боевые корабли, доставшиеся ему при разделе флота СССР.

К флагману Черноморского флота — гвардейскому ракетному крейсеру «Москва», базировавшемуся в Севастополе, журналистов везли на катере через бухту «Северная». Соленые морские брызги летели в объектив фотокамеры, мешая снимать стоящие на противоположном берегу бухты российские ракетные катера «Бора», «Самум», а рядом украинские – «Гетман Сагайдачный», «Славутич», «Константин Ольшанский».

— Это практически весь украинский флот, — пояснял сопровождавший нас офицер. Я невольно удивилась тому, как легко «целый флот» уместится у меня всего лишь в одном фотокадре.

Нас подвезли к бетонному пирсу, где величественно возвышался крейсер «Москва».

— Причал у нас тут с украинцами общий, — сказал офицер, ведя нас к «Москве», и по ходу дела давая пояснения. – Здесь и они, и мы проводим утренние построения. Ровно в 8.00 каждый день украинцы поднимают свой желто-блакитный флаг, а мы свой трехцветных триколор. У них в это время звучит команда на украинской мове: «Шикуйсь! Струнко»! У нас на русском: «Равняйсь! Смирно!» Потом одновременно исполняем гимн Украины и России.

— Как это одновременно? Все вместе, что ли? Кто кого перепоет?

— Так положено, — усмехнулся офицер. – Ритуалов никто не отменял. И они, и мы до сих пор все еще живем по советским воинским традициям. Хотя украинские моряки теперь все больше от них отходят, стараются работать по документам НАТО – туда движутся.

Мы поднялись на палубу корабля, где нас встретил командир «Москвы». Тогда это был гвардии капитан 1 ранга Сергей Трунин. Он провел нас по кораблю, начиная от машинного отделения, кубриков, кают, камбуза и заканчивая верхней палубой. Все кругом выглядело чисто, ухожено: чему положено блестеть – блестело, чему быть покрашенным – покрашено.

Экипаж внимания на нас не обращал, каждый выполнял свои обязанности. Чувствовалось, гости на корабле – привычное дело, что позже подтвердил и сам командир. Он показывал свое хозяйство, рассказывая про ударный комплекс «Базальт» с 16 ракетами, каждая весом в 6 тонн и дальностью 550 км. Про вертолет с противолодочным оружием, комплекс ПВО «Форт» — аналог сухопутного С-300, автономный зенитный комплекс «Оса», антенну, которая видит цели за сто километров, и бомбовые установки для защиты от подлодок.

Позже, уже в 2018-2020 годах, на «Москве» установили более мощные ракеты П-1000 «Вулкан», предназначенные для крупных кораблей, в том числе авианосцев. Такими ракетами при необходимости, можно было бить и по объектам на берегу. Но тогда, в 2011 году у «Москвы» их еще не было. Хотя и без них боекомплект корабля выглядел убедительно.

И все же, помню, что при всей его мощи, один предмет на корабле меня все же привел в смущение. В командирской рубке, поверх разложенных на столе морских карт, я увидела старенький морской прибор под названием секстант. Он был знаком каждому советскому школьнику хотя бы раз видевшему фильм о морских путешествиях.

— Неужели навигация корабля с таким серьезным вооружением зависит от допотопного прибора? – поинтересовалась у командира. — Разве вы не используете спутниковую навигацию GPS или ГЛОНАСС?

— Да все у нас есть, — усмехнулся он. — Только знаете, иногда эта штука куда надежней. Приведу вам пример: как-то принимали мы у себя группу офицеров одного иностранного корабля. И вот кто-то из гостей так же, как вы, заметил этот секстант и засмеялся: дескать, удивительно, какие древние приборы все еще используют эти русские! А командир того смешливого офицера заметил это, подошел к нему и говорит: «Напрасно смеешься. Вот откажут однажды у тебя все твои спутниковые системы, и тогда они смогут определить местоположение своего корабля дедовским способом, а ты своего — нет».

Пока командир «Москвы» рассказывал о натовских гостях (тогда они частенько бывали на наших кораблях, особенно во время совместных учений), в иллюминаторе показался ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» — на тот момент самый быстрый и современный на Черноморском флоте. Его спустили на воду в 1992-м, а перебазировали с Балтики в Севастополь в 2002-м. «Самум» развивал скорость до 55 узлов (под 100 км/час), то есть мог быстро наносить удар и сразу уходить из зоны поражения после пуска ракет «Москит», летящих с огромной скоростью буквально у воды, и поднимающих за собой столб водяной пыли.

Заметив мой повышенный интерес к «Самуму», тот самый офицер, что рассказывал, как по утрам они поют гимны с соседями, грустно сказал:

— Нам бы штук шесть таких кораблей, России не было бы равных на Черном море. Только их больше не строят. Двигатели, нагнетающие воздух в воздушную подушку, раньше делали на Украине. Она перестала их выпускать. Знаете, конечно, наши соседи теперь самостийные, а мы – независимые, только им и нам почему-то очень трудно забыть, что в то время, когда по утрам все пели общий гимн, а не как сейчас – каждый свой, кто громче – мы были сильней.

Версии взрыва

В последние дни в западных СМИ самой широкой темой для обсуждения была потеря Черноморским флотом своего флагмана. Версии выдвигались самые разные.

Утверждалось, что причиной взрыва, пожара с последующей потерей остойчивости и затоплением корабля мог стать неудачный пуск собственной ракеты. Говорили еще, что детонацию в артиллерийском погребе вызвал взрыв мины, на которую натолкнулся корабль. Во время шторма она могла оторваться от крепления у побережья Одессы, которое почти полностью заминировали ВСУ.

Еще одна версия — пожар возник от замыкания старой электропроводки. Ряд специалистов считает, что система пожаротушения на «Москве» была несовершенной. Из трех крейсеров этого проекта современную систему пожаротушения в процессе модернизации получил только «Маршал Устинов».

Кое-кто из экспертов не исключает, что пожар и детонацию могла вызвать ракета, пущенная с беспилотника «Байрактар», против которого устаревшая защита крейсера не сработала. Другие предполагают ракетный удар ВСУ с берега. Есть и более экзотические версии.

В причинах случившегося на крейсере «Москва» со временем разберется следствие. Сейчас звучат лишь предположения.

Владимр Гундаров, например, не исключает попадание в корабль украинских ракет «Нептун», после чего произошёл взрыв.

— Если это так, то откуда могли стрелять этими ракетами?

— Только откуда-нибудь из-под Одессы. Там, чуть восточнее порта, есть крупный полигон, где, собственно, украинские противокорабельные ракеты когда-то и проходили испытания.

— Говорят, украинские конструкторы подработали старые советские ракеты Х-35, сделав на их базе украинские «Нептуны». Командование ВСУ уже тогда угрожало, что будет ими бить по Крымскому мосту. Думаете, сейчас они ударили по нашему крейсеру?

— Ракеты «Нептун» так и не пошли в серийное производство, а потому не были приняты на вооружение. Их сделали не более шести штук для испытаний. Часть их с испытательного полигона, видимо, и пустили.

Причем, не факт, что этот пуск был бы успешным, если бы украинцы не применили отвлекающий маневр. И здесь явно чувствуется почерк их западных кураторов. Есть информация, что сначала ВСУ ударили ракетой с беспилотника «Байрактар» в антенну зенитного ракетного комплекса «Форт», «ослепив» ПВО корабля, а уж потом пустили две ракеты «Нептун». Версия интересная, но пока не подтвержденная.

— Тогда могут возникнуть вопросы к системе ПВО корабля. Некоторые специалисты давно говорили, что на корабле зенитный комплекс «Оса» пора заменить на «Тор», а морской С-300 — на С-400. Но теперь поздно об этом рассуждать. На ваш взгляд, могут ли какие-то другие корабли ЧФ заменить по боевым возможностям утонувший крейсер «Москва»?

— Конечно. Сейчас корабли гораздо меньшего водоизмещения, чем «Москва», имеют куда больший боезапас самого современного вооружения. К примеру, новейшие фрегаты Черноморского флота «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Каждый из них имеет более мощное оружие, чем то, которым обладала «Москва». В частности, они вооружены крылатыми ракетами «Калибр», прекрасно показавшими себя в Сирии, а сейчас еще и в спецоперации. Они намного мощнее тех, что стояли на «Москве». По официальным данным, у ракет «Вулкан» на «Москве» дальность составляла 700 километров. А небольшие фрегаты «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» пускают высокоточные ракеты на дальность до 2,5 тысячи километров.

Фото: Министерство обороны РФ

— И все-таки утрату флагмана нельзя назвать малой потерей. Что она означает с военной точки зрения?

— Только одно. Если до потери крейсера «Москва», так называемый, общий залп Черноморского флота давал 72 ракеты (имеются в виду противокорабельные крылатые ракеты), то теперь он даёт в залпе 56 ракет. И всё. Это чистой воды математическая теория, которая не влияет ни на что. Тем более на результат, так как главное – это всё-таки тактика и точность, а не количество ракет.

Можно, конечно, делать так, как американцы – пускать по объекту чуть ли не по 120 ракет. При этом результат будет такой, как если бы полетели всего четыре ракеты и попали в цель.

Вот, допустим, мы пускаем с МиГ-31 одну ракету «Кинжал» и уничтожаем заглубленный командный пункт, который не способен уничтожить десятки других ракет. Короче говоря, здесь важна тактика применения оружия.

Кстати, в ситуации с «Москвой» бандеровцы, к сожалению, тоже применили тактический приём. Причем очень удачный: ракеты «Нептун» в сочетании с беспилотником «Байрактар». Если бы они этого не сделали, может, у них ничего бы с одними «Нептунами» и не получилось.

Конвенция Монтрё

Можно ли после утраты крейсера усилить Черноморский флот кораблями с других флотов? Турция в соответствии с Конвенцией Монтрё сейчас закрыла проливы Босфор и Дарданеллы. При этом Турция, страна НАТО, заявила, что не пустит в Черное море даже корабли стран – членов альянса.

— Какие корабли в соответствии с Конвенцией Монтрё сейчас могут проходить через Босфор и Дарданеллы, а какие нет?

— Через эти проливы в Чёрное море могут пройти корабли любой из стран Черноморского региона, включая Россию, если эти корабли либо приписаны, либо и эксплуатируются, либо построены в этом регионе.

— Исходя из этой лигики, прототип крейсера «Москва» — российский корабль Северного флота «Маршал Устинов», построенный в Николаеве, может сейчас зайти в Черное море?

— У нас еще и на Тихоокеанском флоте есть такой же однотипный крейсер «Варяг». И он тоже построен в Николаеве

— И Конвенция Монтрё им разрешает проход в Черное море?

— По крайней мере, в самой Конвенции такое положение зафиксировано. Там сказано: если корабль построен на верфи в Чёрном море, он может туда пройти. Но дальше уже вмешивается политика, так как возникает некоторая двусмысленность. С одной стороны эти корабли, построенные на заводе в стране, которая является черноморской, но, с другой стороны, это уже не та страна, которой они принадлежат.

В этом случае корабли могли бы пройти в Черное море под флагом Украины. Но абсолютно ясно, что делать они этого никогда не будут. Так что в данном случае речь может идти однозначно только о тех российских кораблях, которые были построены, к примеру, в Севастополе или в Керчи на заводе «Прибой». Хотя и тут могут возникнуть политические проблемы, связанные с признанием Крыма российским.

— А может речь идти о наших кораблях, построенных на других верфях, но находящихся в боевом составе Черноморского флота?

— Да. Если они, допустим, выполняли какие-то задачи у берегов Сирии, а теперь решили вернуться домой, по месту прописки в один из черноморских портов. В этом случае для них должен быть проход свободным. Конвенция Монтрё это разрешает.

— Несмотря на то что для кораблей других стран Турция проливы закрыла после начала спецоперации?

— Да. В любом случае Конвенция Монтрё это предусматривает.

— Могут ли наши корабли попасть в Чёрное море каким-то другим маршрутом? К примеру, некоторое время назад ракетные корабли из Каспия проходили в Чёрное море.

— Действительно, в прошлом году корабли Каспийской флотилии вышли по Волго-Донскому каналу в Азовское море, а оттуда – в Чёрное. Причем как раз те самые, что участвовали в обстреле ракетами «Калибр» объектов боевиков в Сирии.

— То есть такой опыт у нас уже есть. Если понадобится усилить черноморскую группировку, мы можем его использовать?

— Конечно. Таким образом, мы перебрасывали корабли противоминной защиты, тральщики, ракетные катера. Но в принципе для кораблей, работавших крылатыми ракетами по Сирии, не требуется такой переброски, чтобы нанести удар по заданным целям на Украине. Они могут это сделать и из Каспийского моря.

Так что утрата «Москвы», конечно, крупная потеря. Но скорее она больше имеет эмоциональную составляющую, нежели военную. Этот корабль – любимец Черноморского флота и всех севастопольцев. И его, конечно, жаль.

— Украинские СМИ радуются, увидели в гибели «Москвы» некий символ.

— Чушь. Пусть увидят другое: символ Украины – такой же однотипный крейсер «Украина» ржавеет сейчас на Николаевском заводе. Точнее, уже окончательно проржавел. А заодно обанкротил и этот судостроительный завод.

— Как так?

— Крейсер заложили и начали строить ещё во времена Союза, но доделать не успели. Страна развалилась. На Украине денег тогда не было. Мы хотели этот корабль купить, но Киев хотел продать его втридорога. В результате не сторговались. Крейсер так и остался на Николаевском заводе. На его содержание бюджетных средств не нашлось. Содержали его все эти годы за счет предприятия. В конце концов, завод не выдержал, обанкротился, а крейсер проржавел. Вот так бесславно кончилась «Украина». Разве не символично?

Ну, а мы теперь строим новые корабли. Они будут на порядок современней и мощней крейсера «Москва», носителями самого современного вооружения, в том числе гиперзвукового, которого нет еще ни у кого в мире.

PUBLIKA

Андрея Марин-Бэникэ дала эксклюзивное интервью Publika TV

Бывшая румынская ведущая телепередачи «Сюрпризы» Андрея Марин-Бэникэ прибыла в Кишинев, чтобы объявить о начале благотворительной акции. Андрея дала эксклюзивное интервью Publika TV, в котором рассказала о своих благотворительных акциях, а также немного о своей личной жизни.

«Я хотела проводить много времени с моей дочерью. Хотела вырастить ее сама и быть рядом с нею, чтобы не быть гостем в собственном доме. Поэтому я отказалась от своей профессии и ушла с телевидения. Если можно так сказать, я пожертвовала профессией в обмен на новый этап в моей жизни, и я смерилась с этим», — без тени сожаления говорит бывшая телеведущая.

По словам Андреи Марин-Бэникэ, ее жизнь изменилась кардинально, однако она в курсе событий светской жизни и на телевидении бывает достаточно часто: «Так или иначе, я часто бываю на телевидении. Когда хочу организовать гала-концерт, нет ничего проще. Когда хочу снять документальное кино, ничто мне не мешает это сделать».

В интервью для Publika TV бывшая телеведущая рассказала и об усыновлении детей из Китая и Нигерии. В течение девяти лет, она была ведущей популярнейшей в Румынии передачи на телеканале «ТВР-1». В 2006 году Андрея Марин-Бэникэ стала первым послом доброй воли ЮНИСЕФ в Румынии.

Интервью с известной телеведущей выйдет в эфир сегодня, 8 марта, в 17 часов 15 минут.

За «Москву» заплатят Одессой: Подводный винт спецоперации

Ракетный крейсер «Москва» навсегда ушёл под воду. Пожар, детонация и взрыв – такова рабочая версия произошедшего. В причинах гибели корабля ещё предстоит разобраться, но о следствии можно говорить уже сейчас: попытка вытеснить Россию из акватории Чёрного моря – заявка, требующая ответа. Царьград расскажет, станет ли гибель гвардейского крейсера «Москва» поворотным винтом спецоперации.

Россия потеряла «Москву» – гвардейский ракетный крейсер, флагманский корабль Черноморского флота. В ночь с четверга на пятницу, 15 апреля, Министерство обороны России подтвердило гибель корабля.

По данным ведомства, при буксировке повреждённого крейсера в порт он потерял остойчивость и затонул. В числе причин, приведших к гибели корабля, названы повреждения корпуса и шторм.

Сутки борьбы

По данным Минобороны, в ночь на четверг на борту «Москвы» произошёл пожар, сопровождавшийся частичной детонацией боекомплекта. Также ведомство сообщило об эвакуации экипажа.

Последнее, ещё за много часов до официального подтверждения гибели «Москвы», заставило предполагать худшее. Дело в том, что живучесть кораблей является одним из главных приоритетов для конструкторов и одной из основных задач при подготовке экипажей. Поэтому военные моряки борются за спасение своего корабля до последней возможности. Тушат пожары, затапливают погреба с боеприпасами, выравнивают крен контрзатоплением отсеков, заваривают пробоины и прямо по палубам прокладывают силовые кабели взамен перебитых. Так что, если экипаж покидает борт – значит, дело совсем безнадёжно. И дальнейшая борьба за живучесть не имеет смысла, а лишь грозит увеличением потерь.

Поскольку Минобороны признало эвакуацию экипажа, многие обозреватели логично предположили, что корабль уже не спасти.

Однако в первой половине дня появилась надежда, что не всё так плохо. Крейсер оставался на плаву, а военное ведомство отметило, что в ходе инцидента не пострадало главное ракетное вооружение «Москвы» – 16 противокорабельных ракет «Вулкан».

Во второй половине дня о громком инциденте высказался официальный представитель Пентагона Джон Кирби. Он подтвердил, что на корабле был пожар и что крейсер находится на плаву. Более того: он отметил, что флагман Черноморского флота возвращается в порт Севастополя своим ходом. Это ещё сильнее подняло градус оптимизма.

Тем не менее к вечеру стало известно, что «Москву» всё же буксируют, а экипаж переведён на другие корабли Черноморского флота. Около 23:00 военное ведомство объявило, что флагман Черноморского флота затонул.

Три версии

По поводу того, что же случилось с «Москвой», в настоящее время можно рассматривать три основные гипотезы. По данным Минобороны, на борту корабля произошёл пожар, однако причины его не называются.

Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, в прошлом служивший на погибшем крейсере, сомневается, что корабль мог получить фатальные повреждения по причинам, не связанным с применением против него оружия.

«Возгорания бывают, но чтобы в пожар перерастало – такое случается очень редко. На надводных кораблях, как правило, удаётся с этими возгораниями справляться», – пояснил господин Блытов в разговоре с обозревателем Царьграда.

Украинская сторона утверждает, что смогла поразить «Москву» противокорабельной ракетой «Нептун». Этот боеприпас является глубокой модернизацией советской дозвуковой низковысотной ракеты Х-35 (Х произносится как «ха»). На этапе модернизации ракету немного увеличили в размерах и оснастили системой управления на базе современной военной электроники западного производства (предположительно, ракета получила возможность принимать целеуказание от самолётов-разведчиков НАТО).

Не исключена и версия, что корабль наскочил на морскую мину. Ранее украинский флот выставил большое количество мин на подступах к побережью, штормы уже срывали некоторые из них и относили к берегам Турции. Так что вероятность такого инцидента далеко не нулевая.

Украинцы стреляли, американцы наводили?

Если допустить, что крейсер погиб в результате ракетной атаки, то следует признать, что она была детально спланирована. Удар был нанесён в условиях шторма, который осложнил борьбу за живучесть и подачу помощи от других кораблей. В качестве мишени был выбран именно флагман флота, большой, но сильно устаревший корабль, находившийся в эксплуатации с 1982 года.

Следует напомнить, что всего четыре года назад, в 2018-м, крейсер «Москва» пребывал в столь плохом состоянии, что всерьёз обсуждалась возможность его списания. Денег на полноценную модернизацию в ВМФ не нашлось. Однако из-за острой нехватки надводных кораблей было принято половинчатое решение: «Москву» отремонтировали, но менять вооружение на более современное не стали.

Работы проводились на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе с прицелом на то, что в дальнейшем крейсер своим ходом доберётся до Северодвинска, где уже спецы «Звёздочки» вдохнут в него вторую жизнь. Однако постоянные сдвиги сроков вправо сыграли свою, как оказалось, роковую роль: в войну с украинскими ВМС корабль вступил в состоянии «промежуточной готовности».

Сразу после сообщения о поражении крейсера профильные Telegram-каналы обратили внимание, что 12 апреля над Чёрным морем крутились британский разведывательный самолёт RC-135 и американский стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk. 13-го числа оба разведчика отключили транспондеры и пропали из вида гражданских мониторинговых систем.

Удар же оказался нанесён около двух часов ночи. Также, по данным ряда Telegram-каналов, в момент атаки ПВО крейсера было занято уничтожением приближающегося беспилотника «Байрактар».

Если эта информация верна, можно предположить, что американские и британские разведчики произвели наблюдение, уточнили сигнатуры корабля, а ночью, возможно, выдали целеуказание украинской ракете. Впрочем, этот сценарий официально никак не подтверждён.

Более того, по мнению Блытова, и удар по кораблю мог быть нанесён не украинской, а натовской ракетой, например американским «Гарпуном», который состоит на вооружении множества флотов мира, в том числе и Великобритании. Также эксперт не исключает возможности того, что «Москву» атаковали норвежской ПКР Penguin («Пингвин»), однако автор материала полагает, что это маловероятно из-за очень ограниченной дальности этих ракет.

Свой последний бой крейсер «Москва» принял во время спецоперации на Украине. Фото: Zhang Jiye/XinHua/Globallookpress

Крейсер, которого нам будет не хватать

Каково значение этой потери для нашей страны и какие последствия будет иметь этот инцидент для дальнейшего развития боевых действий?

Во-первых, следует признать, что мы пропустили болезненный удар. Гибель крупного надводного корабля – это всегда большая потеря. Тем более, если речь идёт о флагмане флота.

Тем не менее излишне драматизировать ситуацию не стоит. Гибель ценного корабля ещё не означает проигрыша военной кампании. 4 мая 1982 года аргентинский штурмовик влепил противокорабельную ракету Exocet в британский эсминец «Шеффилд», от чего на судне начался пожар, а несколько дней спустя «Шеффилд» затонул. Потеря эта, хоть и стала очень неприятной для королевского флота, не помешала Великобритании выиграть войну.

«Москва», как и другие крейсеры проекта 1164 «Атлант», предназначалась для борьбы с надводными силами противника (в том числе для уничтожения авианосцев) и придания боевой устойчивости силам флота в дальней морской и океанской зоне. Основное вооружение корабля было полностью заточено на борьбу с вражескими кораблями. Нельзя сказать, что крейсер был бесполезен в спецоперации: спаренная автоматическая 130-мм пушка АК-130 была тем аргументом, что заставил украинских военных на острове Змеиный сдаться в плен, а 64 ракеты комплекса «Форт» (морской вариант С-300) создавали неплохой зонтик от авиации противника. Однако в общем и целом нынешний конфликт очень далек от той войны, для которой строился крейсер. У Украины нет боевых кораблей, по которым стоило бы стрелять «Вулканами», а её авиация никак не проявляет себя над морем.

В определённом смысле уничтожение «Москвы» – это заявка на вытеснение русского флота из западной части Чёрного моря. Угроза вполне очевидная, особенно в свете скорой поставки британских противокорабельных комплексов. Но основную боевую работу Черноморского флота сейчас выполняют фрегаты и малые ракетные корабли, бьющие «Калибрами» по украинской промышленной и военной инфраструктуре. С учётом того, что дальность этих крылатых ракет по стационарным объектам достигает 2600 км (то есть в разы превосходит дальность противокорабельных комплексов), остановить удары по своим тылам украинские военные всё равно не смогут.

Что с того?

В военно-техническом плане гибель крейсера подтверждает мнение, что век огромных ракетных крейсеров узкой специализации прошёл. Будущее – за относительно небольшими, хорошо защищёнными универсальными боевыми единицами.

В геополитическом измерении история с «Москвой» свидетельствует о том, что Россия просто не имеет права оставить в составе Украины Одессу и Одесскую область. Если русофобский режим сохранит под своим контролем хотя бы кусочек черноморского побережья, на нём обязательно будут размещены противокорабельные комплексы, которые рано или поздно добьются попаданий по нашим кораблям.

Кроме того – и это, наверное, сейчас главное, – потеря крейсера должна окончательно развеять иллюзии: Россия не ведёт специальную военную операцию, мы воюем с опасным и упорным врагом, который не остановится ни перед чем. И действовать в отношении этого противника необходимо соответствующим образом, без снисхождений и поблажек. Россия должна взять курс на полное уничтожение украинской государственности: только так мы можем обеспечить победу и долговременный мир.


источники:

http://ru.publika.md/andreya-marin-byenikye-dala-yeksklyuzivnoe-intervyu-publika-tv_132871.html

http://tsargrad.tv/articles/za-moskvu-zaplatjat-odessoj-podvodnyj-vint-specoperacii_531185