Российская академия художеств
- В начало
- Академия сегодня
- Члены Академии
ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (1924-2009)
Живописец, художник монументально-декоративного искусства.
24.11.1924, Москва — 6.12.2009, Москва.
Жил в Москве.
Член-корреспондент (1988), действительный член АХ (1991), член Президиума АХ (1997).
Заслуженный художник РСФСР (1977), Народный художник РСФСР (1984), Народный художник СССР (1991). Профессор (1986).
Государственные награды:
Премия Ленинского комсомола (1972), Государственная премия СССР (1979), Премия Совета Министров СССР (1984), орден Дружбы народов (1994), Премия Президента РФ (1998),
Учился: МИПИДИ (1946-52), у А.Д. Гончарова, А.А. Дейнеки, П.П. Соколова-Скаля; ЛВХПУ(1952-1953).
Преподавал: Московский полиграфический институт (1975-2003).
Секретарь правления СХ СССР (1987-91), председатель правления СХ СССР (1988-91).
Народный депутат СССР (1989-91).
Участник Великой Отечественной войны.
Среди произведений — живопись: «Пейзаж с повозкой» (1951), цикл «Стирающая» (1956-84), «1905 год» (1969-79), «Женский портрет» (1973), цикл «Сборы на охоту» (1973-86), цикл «Натюрморт с кувшином» (1975-83), «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976), «Похороны солдата» (1980-85), «Вечная память» (1981), «Лежащая. И. Васнецова» (1983), цикл «Архангельское» (1983-85), цикл «Лошадь с жеребёнком» (1985-88), «Портрет Насти Васильцевой» (1990), «Лесная дорога с лужей», «В гостях» (обе — 1993), «Река Воря» (1994); монументально-декоративные работы: панно «Москва», живопись (советский павильон, ЭКСПО-1957, Брюссель), «Пейзажи Варшавы» (гостиница «Варшава», г. Москва, 1959), «Покорители космоса» (Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, 1966); мозаики — «Времена года» (санаторий им. Герцена, Московская обл., совм. с Н.И. Андроновым, 1966), «Завоевания Отктября» (фасад кинотеатра «Октябрь», г. Москва, совм. с Андроновым и В.Б. Элькониным, 1967), «Человек и печать. История русской демократической печати» (интерьер нового здания редакции газеты «Известия», г. Москва, совм. с Андроновым, 1977), «Учёная ассамблея» (новое здание АН РФ на Воробьёвых горах, г. Москва, 1992);
гобелены «Архангельское», «Кусково» из серии «Старая Москва» (гостиница «Гранд отель Мэриот», г. Москва, 1997);
фонари (фасад нового здания МХАТ, г. Москва, 1973),
мебель, посуда, зеркала, гобелены (русский ресторан, Международный центр торговли, г. Москва, 1980),
фонтан (чугун, Центральная площадь, г. Архангельск, 1982); а также скульптурная композиция «Пароход» из серии «Из истории транспорта» (железо, г. Тольятти, 1977).
Награды ведомственные и другие:
Золотая медаль АХ (2000).
Статьи о монументальном искусстве, о творчестве современных ма¬стеров в сборниках «Советская живопись», «Советское монументальное искусство», журналах: «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Московский художник».
Васнецов — созидатель иллюзорных пространств
Еще до того как раскрепостилась отечественная архитектура, монументалист Андрей Владимирович Васнецов сообщил улицам Москвы и многих других городов пластическое разнообразие. Ясность, открытость художественного взгляда и внутренний драматизм сложного живописного мира, своеобразное сочетание «аполлонического» и «дионисийского» начал сходятся в творческой манере Андрея Васнецова. Художник работает в разных видах искусства. Монументальная живопись и мозаика раскрыли его умение войти в архитектурное пространство, учесть его функциональные особенности, создать в своих работах особое настроение, которое бы соответствовало будущему назначению. Непростой диалог реалистического языка и монументальной обобщенности, фантазии и действительности возникают в этих произведениях мастера. Его панно, мозаики, росписи отличают строгий и одновременно эмоциональный колорит, подчеркивающий лаконичность образов. Наряду с проектированием и созданием монументальных работ художник также выполнил несколько проектов оформления архитектурно-пространственной среды: различные детали экстерьера, декоративные решетки, фонари и т.д. Разносторонность творческих интересов проявилась и в его гобеленах. С большим увлечением мастер работает в станковой живописи. Она стала еще одной творческой сферой, в которой рождаются не менее интересные образы, чем в монументальной живописи. Его сложные пространственные построения всегда узнаваемы. Его творческий почерк в живописи более драматичен, смел и резок. Композиция и колорит объединены простотой форм и цвета, они минималистичны, но содержательны. Мастера не интересуют детали, мельчайшие подробности, он с увлечением старается дойти «до самой сути». Философию бытия, психологию героя художник стремится найти в портретах, пейзажах, натюрмортах, выбирая тему как возможность рассказать о других и о себе. Пластический язык монументальных работ и станковых произведений Васнецова-педагога совершает свой художественный оборот: он наделяет своих учеников собственными находками, и сам он вместе со студентами азартно увлечен творческим поиском.
Андрей Владимирович Васнецов
Продолжатель уникальной династии художников Васнецовых, Андрей Владимирович Васнецов родился 24 февраля 1924 года. Его творческий путь начался в 1950-е годы. Уже тогда живопись молодого художника, полная романтического аскетизма, лишённая фальши и приглаженности, приковывала к себе внимание посетителей художественных выставок. Строгие по колориту, выверенные по композиции картины Андрея Васнецова, проникнутые духом глубокого драматизма, выглядели полным диссонансом окружающим их псевдожизнерадостным полотнам.
С самых первых шагов в своём творчестве Андрей Васнецов тяготел к эстетике «сурового стиля» — направления, которое утверждало в искусстве поколение «шестидесятников». Глубочайший смысл в его картинах приобретает индивидуальное переживание, тонко подмеченное в жизни сиюминутное состояние, передающее всю атмосферу человеческого бытия. Портреты работы А.В. Васнецова выражают сложные драматические коллизии и обретают черты монументальности. Форсированный, почти локальный цвет и светотеневые контрасты, укрупняющие, как бы скульптурно лепящие объём, придают его живописи мощный романтический импульс. «Во многих своих станковых холстах я пытаюсь осуществить свои монументальные «мечты». Я хочу создать монументальную живопись без декоративного эффекта, который, на мой взгляд, снижает значительность образа» — так говорит художник о своём творчестве. За романтическим аскетизмом и строгой простотой композиций открывается сложный и глубокий мир, передающий драматизм реальных событий и человеческих отношений. Будничные сюжеты у Васнецова исполнены внутренней глубины и тревоги.
Андрей Владимирович Васнецов — мастер, который не стремится облегчить себе жизнь, пользуясь отпущенным ему даром и умением: он всякий раз ставит новые задачи, «выкладываясь» до конца. Обратившись к монохромной живописи, он достиг в ней удивительной конструктивности и законченности. Его творческий мир покоряет своим интеллектом и глубиной. Универсальный дар художника в равной степени талантливо проявился и в станковой живописи, и в монументальном искусстве.
Андрей Васнецов создал более 30 монументальных работ: росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур, которые украшают нашу столицу, города России и мира. Среди них мозаика «Покорители космоса» в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (1966), мозаика на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (1967), декоративные фонари на пилонах фасада нового здания МХАТ СССР им. М. Горького (1973) и многие другие. За мозаику «Человек и печать» в интерьере нового здания газеты «Известия» (1977) вместе с соавтором Н. Андроновым А. Васнецов получил Государственную премию СССР. Будучи очень цельным художником со сложным пространственным мышлением, он стремится к преобразованию всего облика архитектурной среды, часто помещая своё творение в преобразованный им же интерьер. Монументальные произведения Васнецова гармонично смотрятся в любом архитектурном пространстве, не растворяясь в нём, выдерживая необходимый масштаб.
Андрей Васнецов, как и его дед, выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов, стремится к решению комплексных задач, к универсальной деятельности. Человек глубокой эрудиции и культуры, он является истинным наследником и продолжателем тех духовных традиций, которыми всегда славилось русское искусство.
Андрей Васнецов Художник биография
Академик Российской академии художеств
Родился 24 февраля 1924 года в Москве. Отец, Васнецов Владимир Викторович (1889-1953), — профессор Московского университета. Мать, Васнецова Надежда Петровна (1886-1951), была учительницей. Супруга, Васнецова (Анисимова) Ирина Ивановна (1927г. рожд.), — член Союза художников с 1959 года, работает в области декоративно-монументальной скульптуры и станкового портрета, лауреат премии имени Ленинского Комсомола. Сын, Васнецов Федор Андреевич (1959-1995), — член Союза художников с 1989 года, участник всесоюзных и московских художественных выставок. В 1995 году в Москве провел персональную выставку.
Три века, а может быть, и больше, живет род Васнецовых на русской земле. И все эти три века историю рода писали в консисторских книгах Вятской епархии, Клировых ведомостях, Метрических книгах, Исповедальных росписях, Ставленических делах, Ревизских сказках, Памятных книжках Вятской губернии и др. Это была обычная история типичного для Вятской земли священнического рода — таких было много на Руси. Необычное началось тогда, когда сыновья отца Михаила Васнецова, получив духовное образование, решили с его благословения пойти каждый своим путем. И нельзя сказать, что они коренным образом изменили традициям рода. Ведь все эти три века священнослужители Васнецовы не только служили, но и по мере своих художественных способностей участвовали в украшении строящихся храмов, обучали грамоте и своих детей, и детей прихожан.
Все поколения мальчиков Васнецовых, обучаясь в духовном училище и духовной семинарии, получали навыки в рисовании. Родоначальник художественной династии Васнецовых — Васнецов Виктор Михайлович — действительный член Императорской академии художеств, почетный член Реймской академии, почетный член Московской духовной академии, почетный член Киевского общества древностей и искусства, профессор живописи, награжден орденом Почетного легиона (Франция). Лучшие полотна — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1887), «Богатыри» (1898) — неотъемлемая часть истории страны, ее духовного, культурного богатства.
Детство Андрея прошло в «старой» Москве — городе с булыжными мостовыми, фонарями, недавно переделанными в электрические, с извозчиками и пролетками на красных колесах, с трамваем «Аннушка». Из всех достопримечательностей той Москвы, самой большой, конечно, был для мальчика дом деда в тихом Троицком переулке, с его особенной деревянной архитектурой, с картинами, изображающими фантастические миры древних сказок, с его особым долго не остывающим теплом живших здесь предков, и, в первую очередь, с ощущением еще живого духа Виктора Михайловича Васнецова. Даже Третьяковскую галерею Андрей воспринимал как продолжение этого дома. Таковы были первые художественные впечатления самого раннего детства.
Однажды Андрей нарисовал картину «Витязь на распутье» по мотиву картины деда. Михаил Васильевич Нестеров, который ее случайно увидел, очень смеялся, но смеялся одобрительно, и когда в доме в Харитоньевском переулке, где жили родители Андрея, образовалась изостудия, они решили определить туда и собственного сына. Свое художественное обучение Андрей продолжил в московском Доме пионеров под руководством своего первого учителя Александра Михайловича Михайлова.
Война прервала художественное образование. Началась она для А. Васнецова в конце ноября 1942 года на Брянском фронте. В составе 48-й армии он прошел путь сначала рядовым, потом сержантом и комсоргом батальона от Орла и Курска до Кенигсберга, оставив за спиной сотни километров. А. Васнецов награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
В августе 1945 года, после окончания войны, всех, кого можно было считать художниками, собрали из разных частей, и в городе Гумбиннен бывшей Восточной Пруссии создали особое подразделение из художников, которые должны были сделать выставку «Боевой путь 3-го Белорусского фронта». Главным художником подразделения был назначен известный московский художник, ученик Фаворского — Андрей Дмитриевич Гончаров, знакомство с которым во многом определило дальнейший путь Андрея Васнецова в искусстве.
В 1946 году после демобилизации он поступил на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. Уже первые шаги давались ему легче, нежели многим другим: не могла не сказаться «династийность» его пребывания в атмосфере искусства. В институте его преподавателями стали такие известные художники, как А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров, П. П. Соколов-Скаля. Но душой и организатором факультета был Александр Александрович Дейнека, ненавидевший всякое верхоглядство, манерность, дилетантские притязания на оригинальность. Он-то и поселил в начинающем художнике уважение к профессиональному ремеслу, строгость и простоту в отношении к искусству. Диплом А. Васнецов защитил в 1953 году в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на факультете монументальной живописи у П. М. Шухмина.
Первыми опытами художника в архитектурной живописи стали панно в павильоне «Лесное хозяйство» и живописный фриз в павильоне «Совхозы» (в соавторстве с Н. Мироновой и Б. Милюковым) на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Дальнейшая творческая жизнь А. В. Васнецова протекала в двух направлениях: в архитектурной работе и в станковой живописи. Сам Васнецов всегда считал для себя работу в архитектуре совершенно необходимой. Будучи принципиально несогласным с художественной деятельностью, ориентированной исключительно на выставки, он убежден, что работа в живой среде обитания людей, формирование этой среды, создание произведений, всегда находящихся перед глазами многочисленного зрителя, не может быть охарактеризована как второстепенная, неглавная, как низшая ступень по сравнению с уникальными выставочными работами.
А. В. Васнецов выступает как универсальный специалист: работает в живописи, монументальной росписи, мозаике, металлопластике и гобелене. У него прирожденный «архитектурный инстинкт» — он глубоко понимает пространственную сущность пластического искусства и успешно работает в архитектуре. При этом он разборчив в выборе объектов для своих монументальных работ.
А. В. Васнецову всегда было свойственно умение создать вокруг себя атмосферу творческого содружества. Не случайно долгие годы он работал совместно с такими известными художниками, как В. Эльконин, Д. Шаховской, Н. Андронов и другие. Вместе с коллегами он создал более 30 монументальных работ, росписей, мозаик, витражей, декоративных скульптур, которые украшают Москву и другие города России. Среди них: панно «Золотая Москва» (в соавторстве с А. Гончаровым и В. Элькониным, 1958), сграффито с фресковой подпиской «История стекольного дела в России» в интерьере Дворца культуры стекольного завода имени Володарского (город Курлово Владимирской области, в соавторстве с В. Элькониным, 1958), сграффито «Москва и Варшава» в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1960), росписи «Наука» и «Спорт» на торцах фасада Дома культуры в Пензе (в соавторстве с В. Элькониным, 1961), сграффито в залах кафе «Дружба» в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, 1961), рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Александровой, Т. Соколовой и В. Элькониным, 1961-1962), мозаика «Морское дно» и рельеф на фасаде плавательного бассейна аэроклуба ДОСААФ в Москве (в соавторстве с Ю. Александровым, И. Васнецовой, В. Элькониным, 1962), панно «История почты» и «Космос» в вестибюле почтамта при московском Казанском вокзале (в соавторстве с В. Элькониным, 1962), мозаика «Времена года» в интерьере санатория имени А. И. Герцена (в соавторстве с Н. Андроновым, 1966), мозаика на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (в соавторстве с Н. Андроновым и В. Элькониным, 1967), мозаика «Покорители космоса» в вестибюле Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге (1966), скульптурная композиция «Музы» на фасаде Тульского областного драматического театра имени М. Горького (в соавторстве с И. Васнецовой и Д. Шаховским, 1970), декоративные фонари на пилонах фасада МХАТа СССР имени М. Горького (1973), скульптурная композиция «Из истории транспорта» в городе Тольятти (1977), интерьер Русского ресторана в Международном центре торговли и научно-технических связей с зарубежными странами (1980), мозаики «История отечественного оружия» в вестибюле административного здания Министерства обороны в Москве (1985) и другие.
Одновременно с опытами в архитектурных росписях с 1954 года А. Васнецов начал выступать со своей станковой живописью сначала на молодежных выставках на Кузнецком мосту, а затем за рубежом. Работы «Хирурги» (1951), «Варшавянка», «За шахматами», «Натюрморт с рыбами», «Натюрморт с черной курицей» (все — 1955) и другие имели определенный резонанс и очертили амплуа художника.
Живописный мир А. В. Васнецова богат и многогранен не только по содержанию художественных и человеческих пристрастий, но и по тому эмоциональному напряжению, которое заложено в поисках гармонического идеала. Он одним из первых художников своего поколения осознал формирующую роль искусства, его способность противостоять хаосу и бесформенности. Среди близких ему художников он первым обратился к монохромной живописи, достигнув в ней удивительной конструктивности и законченности.
А. В. Васнецов — автор десятков живописных работ, среди которых: «Семья Иванушкиных (Большой обед)» (1953-1956), «Женский портрет (А. Леонова)» (1956), «Женщина в платке (Тетя Маша)» (1956), «Стирающая» (1956-1984), «Завтрак» (1960), «Вешают белье» (1960), «Чистят картошку» (1963), «Разговор» (1963), «Сборы на охоту» (1973-1985), «Лежащая (И. И. Васнецова)» (1975-1985), «Год 1919 (Добровольцы)» (1975-1985), «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976), «Осенний пейзаж с охотниками» (1977), «Двое на диване (Е. Д. Нюренберг с дочерью Глашей)» (1980-1985), «Похороны солдата» (1980-1985), «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид с пруда» (1980-1985), «Боровский Пафнутьев монастырь. Вид из окна» (1980-1985), «Пейзаж с мостом и лошадью» (1980-1985), «Мастерская Вавилова, 65 (Портрет А. А. Леоновой)» (1984), «Выстрел» (1984), «Возвращение с охоты» (1985), «Семейный обед» (1986) и многие другие.
Работы А. В. Васнецова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, музее-усадьбе Абрамцево и многих других музеях в нашей стране и за рубежом — в Германии, Болгарии, Японии, США и в других странах.
Параллельно с творчеством А. В. Васнецов активно занимается педагогической и общественной деятельностью. С 1975 года он преподает рисунок и живопись в Московском полиграфическом институте, а в 1980 году становится заведующим кафедрой рисунка, живописи и композиции.
С 1983 года А. В. Васнецов — секретарь правления, а с 1988 по 1992 год — председатель правления Союза художников СССР. Избирался народным депутатом 1-го съезда народных депутатов СССР. В настоящее время — действительный член Российской академии художеств, член президиума Российской академии художеств, почетный председатель Фонда Васнецовых.
А. В. Васнецов — Народный художник СССР и РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (совместно с Н.Андроновым) за мозаику «Человек и печать» для интерьера нового здания газеты «Известия» (1979), премии Совета Министров СССР (совместно с Д.Шаховским) за художественное оформление Государственного музыкального драматического театра Тувинской АССР (1985), премии Ленинского Комсомола (совместно с И.Васнецовой) за горельеф «Трубящие Славы» на фасаде Музея боевой комсомольской славы имени Героя Советского Союза Александра Матросова (1972), а также премии Президента РФ за 1998 год. Его многолетняя плодотворная творческая деятельность отмечена орденами Дружбы народов, «Знак Почета», многими медалями.
Свободное время А. Васнецов отдает любимому делу. Он всю жизнь учился у великих художников прошлого, которыми не перестает восхищаться и теперь. Любит поэзию, особенно Николая Заболоцкого. Из русской прозы — «Детские годы Багрова внука», «Записки об ужении рыбы» и «Записки подружейного охотника Уфимской губернии» С. Т. Аксакова.
Любит ходить на охоту с собакой, хотя охота для художника скорее предлог для путешествий, прогулок, открытий и новых впечатлений в местах, где редко можно встретить человека: в заброшенных деревнях, забытых кладбищах и т.п.
Живет и работает в Москве.
© Международный Объединенный Биографический Центр
http://mocx.su/component/k2/khudozhniki/vasnecov
http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/vasnetsov_av.htm