Андрей Тутышкин — биография, новости, личная жизнь
Андрей Тутышкин
Андрей Петрович Тутышкин. Родился 11 (24) января 1910 года в Кишиневе (Бессарабская губерния) — умер 30 октября 1971 года в Москве. Советский актер театра и кино, режиссер. Заслуженный артист РСФСР (1946).
Андрей Тутышкин родился 11 (24 по новому стилю) января 1910 года в Кишиневе Бессарабской губернии.
Отец — Петр Петрович Тутышкин (1868-1937), русский и советский психиатр, психолог и педагог, организатор здравоохранения. Доктор медицины (1902), профессор. Автор статей по психиатрии, психоанализу, педологии, общей и клинической медицине, естествознанию.
Окончил школу эстетического воспитания Натальи Сац, где большое внимание уделялось искусству. Жил в одном доме с режиссером Евгением Вахтанговым и дружил с его сыном. В итоге Тутышкин выбрал для поступления школу при Московском театре имени Вахтангова.
В 1930 году окончил театральную школу при Театре имени Е.Б. Вахтангова.
Работал в различных театрах страны как актер и режиссер.
В кукольном Гостеатре детской книги (Москва) в 1933 году поставил спектакль «Колдун» (совместно с М.Н. Сидоркиным).
В Театре имени Е. Вахтангова поставил спектакли:«Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля; «Слуга двух господ»; «Последний день».
Также поставил в Театре им. Е. Вахтангова драму Лермонтова «Маскарад», причем премьера лермонтовского «Маскарада» в постановке А. Тутышкина была показана накануне войны — 21 июня 1941 года. В одну из первых военных бомбежек (23 июля 1941 года) в здание театра попала бомба. Среди погибших был один из лучших актеров театра Василий Куза — друг Тутышкина. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. По Арбату еще долго были раскиданы элементы декораций и реквизита спектакля «Маскарад».
22 октября 1941 года Тутышкин с театром был эвакуирован в город Омск, где снова поставил лермонтовский «Маскарад» в здании Омского театра драмы. В 1943 году руководил фронтовой группой театра им. Вахтангова.
В 1945-1947 годах — художественный руководитель Ленинградского театра музыкальной комедии, где как режиссер поставил спектакли: «Девичий переполох» Ю. Милютина; «Веселая вдова» Ф. Легара; «В зимнюю ночь» И. Дзержинского; «Роза ветров» Б. Мокроусова; «Таежный соловей» Ю. Милютина; «Левша» А. Новикова; «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.
В Ленинградском театре комедии осуществил постановки: «Летний день» Ц. Солодаря; «Добрый город» Г. Гулиа; «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше.
В 1960-х годах жил и работал в Ленинграде, был художественным руководителем Театра им. Ленинского Комсомола, где поставил спектакль «Разгром» А. Фадеева.
В Московском новом театре миниатюр поставил «О времена, о нравы!».
В Ленинградском театре миниатюр поставил «Волшебники живут рядом» Александра Хазина (под руководством и при участии Аркадия Райкина).
Андрей Тутышкин в кино
Известность получил благодаря своим работам в кино. Сыграл счетовода Алешу Трубышкина в знаменитой комедии «Волга-Волга» (в титрах упомянут как «орденоносец Тутышкин»). Также сыграл в картинах «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Карнавальная ночь» и др.
Андрей Тутышкин в фильме «Волга-Волга»
Андрей Тутышкин в фильме «Девушка с характером»
Андрей Тутышкин в фильме «Карнавальная ночь»
Андрей Тутышкин прославился и как кинорежиссер. Его первой работой по другую сторону камеры был комедийный фильм «Мы с вами где-то встречались», который имел огромный успех у зрителей. Но настоящим народным хитом стала музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке». Талантливая и органичная режиссура Тутышкина принесла картине всенародную любовь. Режиссер-постановщик фильмов «Безумный день», «Вольный ветер», «Шельменко-денщик», «К Черному морю» и др.
В последние годы Тутышкин жаловался на боли в сердце, перенес инфаркт. Ему стало плохо после торжества, посвященного юбилею Аркадия Райкина. Ему вызвали врачей, но было поздно. Умер 30 октября 1971 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище рядом с могилой отца.
Личная жизнь Андрея Тутышкина:
Жена — Людмила Сергеевна Занковская (1917-1977), известна по роли Нюрки в фильме «Парень из тайги». Они познакомились во время работы в театре Вахтангова.
В 1947 году у них родилась дочь Василиса.
Людмила Занковская
Фильмография Андрея Тутышкина:
1935 — Мяч и сердце — почтальон
1938 — Волга-Волга — счетовод Алеша Трубышкин
1939 — Девушка с характером — Сергей Березкин
1939 — Личное дело — директор школы
1939 — Ночь в сентябре — Иван Николаевич, офицер госбезопасности
1941 — Сердца четырех — профессор Аркадий Васильевич Ершов
1944 — Поединок — инженер Леонтьев, он же майор Сергеев
1945 — Близнецы — Листопадов-отец
1948 — Три встречи
1954 — Мы с вами где-то встречались — Федор Васильевич, пенсионер
1954 — Запасной игрок — Петр Андреевич, директор киногруппы
1956 — Карнавальная ночь — Федор Петрович Миронов, бухгалтер
1957 — К Черному морю — директор МТС
1957 — Сапоги — король Бобеш
1958 — Матрос с «Кометы» — режиссер ЦСДФ
1959 — Заре навстречу — Грацианов
1959 — В степной тиши — Потугаев
1960 — Бессонная ночь — Власюк
1960 — Испытательный срок — приказчик
1961 — Академик из Аскании — Анисимов, начальник управления
1961 — Артист из Кохановки — Иван Иванович Костенко, профессор
1961 — Взрослые дети — Борис Владимирович
1962 — Капроновые сети
1967 — Анна Каренина — адвокат Лавьер
Озвучивание Андрея Тутышкина:
1939 — Лимпопо — доктор Айболит
1940 — Сказка о попе и его работнике Балде — старый Бес
1960 — Человечка нарисовал я — волшебник
1963 — Три толстяка — Три толстяка
1971 — Оле Лукойе (аудиоспектакль) — Оловянный солдатик
Режиссерские работы Андрея Тутышкина:
1954 — Мы с вами где-то встречались
1956 — Безумный день
1957 — К Черному морю
1961 — Вольный ветер
1963 — Крыса на подносе
1963 — Как рождаются тосты
1967 — Свадьба в Малиновке
1971 — Шельменко-денщик
Сценарии Андрея Тутышкина:
последнее обновление информации: 04.04.2022
Андрей Тутышкин
фотографии >>
биография
Тутышкин Андрей Петрович
24 января 1910, Кишинёв — 30 октября 1971, Москва.
Советский актёр, режиссёр, сценарист.
Заслуженный артист РСФСР (16.12.1946).
Известный комедийный актёр, сыгравший звёздные роли в фильмах «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Карнавальная ночь». Режиссёр-постановщик популярных фильмов «Свадьба в Малиновке» и «Мы с вами где-то встречались».
На сцену Андрей Тутышкин вышел в 17 лет, ещё будучи студентом Вахтанговской школы. Параллельно с актёрской профессией его всегда притягивала и режиссура, поэтому свои первые постановки он осуществил на сцене театра, прежде чем выйти на «широкого» зрителя.
В 1930 году окончил школу при Московском театре имени Евг. Вахтангова, проработал там более 20 лет актёром и режиссёром.
Был художественным руководителем Ленинградского театра музыкальной комедии (1945-1947), 1-го Московского кукольного театра (1949-1950), главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В 1952 главный режиссер Сталинабадского (Душанбинского) русского драматического театра.
В середине 1960-х годов Андрей Тутышкин фактически перестал сниматься, всё чаще занимая место по ту сторону кинокамеры и поставил такие фильмы, как «Безумный день», «Вольный ветер», «К Чёрному морю», «Крыса на подносе», «Как рождаются тосты», «Шельменко-денщик». К сожалению, его творчество не было оценено по достоинству. Он не получил высоких званий и наград, его имени нет почти ни в одной энциклопедии, а режиссёрские работы были безжалостно раскритикованы современниками. Сегодня они — Золотой фонд киноискусства.
Похоронен в Москве на Головинском кладбище рядом с могилой отца, профессора П.А. Тутышкина.
Среди его ролей в Вахтанговском театре:
3-й жилец («Заговор чувств», 1929)
Актёр-королева («Гамлет», 1932)
Тятин («Егор Булычов и другие», 1932)
Аптекарь («Интервенция», 1933)
Принц Орлеанский («Человеческая комедия», 1934)
Боткин («Аристократы», 1935)
Антонио («Много шума из ничего», 1936)
Пожилой солдат («Человек с ружьем», 1937)
Александр I («Фельдмаршал Кутузов», 1940)
Харитонов («Русские люди», 1942)
Мудрец («Принцесса Турандот»)
Поставил на вахтанговской сцене спектакли:
«Соломенная шляпка» (1939)
«Маскарад» (1941)
«Слуга двух господ» (1943)
«Последний день» (1945)
Постановки в Ленинградском театре Комедии:
«Летний день» Ц. Солодаря, 1950
«Добрый город» Г. Гулиа, 1950
«Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше, 1952
Ленинградский театр музыкальной комедии
«Девичий переполох» Ю. Милютина (1945, текст М. Гальперина и В. Типота)
«Весёлая вдова» Ф. Легара (1946, текст Л. Пальмского)
«В зимнюю ночь» И. Дзержинского (1946, по повести «Метель» А. С. Пушкина)
«Роза ветров» Б. Мокроусова (1947, пьеса И. Луковского)
«Таёжный соловей» Ю. Милютина (1947, пьеса Е. Помещикова, Н. Рожкова, В. Типота)
«Левша» А. Новикова (1959)
«Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1964)
Сталинабадский русский драматическкий театр им. Вл. Маяковского
«Испанский священник» по Френсису Бомонту и Джону Флетчеру (1953)
Тутышкин Андрей Петрович
Тутышкин Андрей Петрович
Заслуженный артист РСФСР (1946)
Родился 24 января 1910 года.
Умер 1 декабря 1971 года.
Андрей Тутышкин родился в Кишинёве. Его отец Пётр Петрович Тутышкин (1868–1937) был известным врачом-психиатром, профессором, специалистом по гипнозу, в предреволюционные годы лечившим от алкоголизма представителей царской фамилии. С приходом к власти большевиков, в 1917 году он вступил в ряды ВКП(б), в 1919-м был назначен первым народным комиссаром здравоохранения Украины. Мать Юлия Фёдоровна Тутышкина (умерла в 1955 году) состояла в родстве с матерью революционера Артёма Елизаветой Петровной, при содействии которой вошла в семью И.В. Сталина, воспитывала его детей. Большая многокомнатная квартира Тутышкиных в Денежном переулке, невзирая на высокое положение Петра Петровича, была уплотнена, заселена восемнадцатью семьями, а они сами стали занимать только две комнаты.
Андрей в 1917 году начал учиться в гимназии, затем перешёл в Опытную школу эстетического воспитания под руководством Н.И. Сац (позднее – 4-я школа МОНО), где детям, помимо общеобразовательных дисциплин, преподавали актёрское мастерство, живопись, музыку. Получив прекрасное образование, в 1926 году Тутышкин вышел из стен школы, хорошо ориентируясь во всех видах искусства, наиболее близким из которых считал для себя театр. С ним он соприкоснулся ещё в детстве, поскольку жил в одном доме с Евгением Богратионовичем Вахтанговым, дружил с его сыном Сергеем, видел постановки 3-й Студии МХТ. Поэтому неудивительно, что свои взоры он устремил именно на школу-студию при Театре имени Евг. Вахтангова, став её студийцем. Уже с первого курса начал принимать участие в спектаклях театра, а в 1929 году был принят в состав труппы. Начинал с эпизодических появлений (стражник – «Марион де Лорм» В. Гюго; мудрец – «Принцесса Турандот» К. Гоцци; дирижёр – «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского), позднее стал получать более значимые роли: Боткина («Аристократы» Н.Ф. Погодина), Тятина («Егор Булычов и другие» М. Горького), Александра I и старика («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва), Харитонова («Русские люди» К.М. Симонова), Ломбарди («Слуга двух господ» К. Гольдони), Монфлери («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Нонакура («Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля), Антонио («Много шума из ничего» В. Шекспира) и другие. В последней Тутышкин был особенно блистателен, в театр ходили специально, чтобы посмотреть на него в этом образе. Всего же на вахтанговской сцене он сыграл более пятидесяти ролей.
Параллельно актёрской работе, в 1930-е годы Андрей Тутышкин стал заниматься режиссурой, на сцене Театра имени Евг. Вахтангова поставил спектакли: «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля (1939), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1941), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1943), «Последний день» В.В. Шкваркина (1945). С 1932 по 1937 годы, по совместительству, руководил Первым московским кукольным театром.
Тяга к режиссуре и музыкально-комедийному жанру привели Андрея Тутышкина в 1945 году в Ленинградский театр музыкальной комедии, где он до 1948 года был художественным руководителем. Осуществил там постановки «Девичьего переполоха» Ю.С. Милютина, «Розы ветров» Б.А. Мокроусова, «В зимнюю ночь» И.И. Дзержинского, «Весёлой вдовы» Ф. Легара. Всё это время он разрывался между Ленинградом и Москвой, поскольку в столице у него была семья. Его жена Людмила Сергеевна Занковская работала в вахтанговском театре, играла вполне заметные роли (Варвара – «Гроза» А.Н. Островского; Беатриче – «Слуга двух господ» К. Гольдони; Шура – «Русские люди» К.М. Симонова), снималась в кино («Парень из тайги»). Не выдержав условий эвакуации театра в период войны, она сорвалась, стала выпивать, и даже рождение дочери Василисы в 1947 году не смогло её вывести из этого состояния. Находиться с ней в одном доме и работать на одной сцене Тутышкину стало невыносимо. Он оставил семью, а в 1949-м и театр. Через год после этого Людмила Занковская погибла от алкоголизма.
Последующие несколько лет Андрей Тутышкин играл в Центральном театре транспорта, был главным режиссёром русской труппы Государственного объединённого театра драмы им. А. Лахути в Сталинобаде, и, наконец, в 1953 году, пришёл в Театр-студию киноактёра. С кино у него уже сложились давние тесные отношения, он много и успешно снимался. На экране, как и в театре, Тутышкину особенно удавались характерно-комедийные роли, в них он был многогранен, оригинален, органичен, не боялся экспериментировать, быть смешным, нелепым. Достаточно вспомнить его задорного Алёшу в «Волге-Волге», матроса Сергея Берёзкина в «Девушке с характером» и неподражаемых стариков – профессора Ершова в «Сердцах четырёх», Листопадова-отца в «Близнецах». В 1950-е годы Тутышкин-киноактёр вновь блеснул на экране, его герои стали более глубокими, лиричными, но не лишёнными острого ума и хорошего юмора. Среди них: директор киногруппы Пётр Андреевич («Запасной игрок»), пенсионер Фёдор Васильевич («Мы с вами где-то встречались»), бухгалтер Миронов («Карнавальная ночь»), приказчик («Испытательный срок»). Не забывал Андрей Петрович и о режиссуре. На сцене Театра-студии киноактёра поставил (совместно с Б.В. Бибиковым) комедию Е.М. Помещикова и К. Чернышёва «Дон Иваныч», в Ленинградском драматическом театре – «Укрощение строптивой» В. Шекспира, в Ленинградском театре миниатюр – «За чашкой чая» В.С. Полякова, в Ленинградском малом оперном театре – «Далеко от Москвы» И.И. Дзержинского.
В 1954 году Андрей Тутышкин впервые попробовал себя в кинорежиссуре и, надо сказать, вполне успешно. Специально для Аркадия Райкина, совместно с Николаем Досталем, он поставил киноревю «Мы с вами где-то встречались», имевшее большой зрительский успех. В 1956 году он попытался его закрепить киноводевилем «Безумный день» с Игорем Ильинским в главной роли, однако картина, не смотря на звёздный актёрский состав, не стала событием и собрала много критических отзывов. Следующий фильм – «К Чёрному морю» – был более удачен, но и здесь критики не преминули упрекнуть режиссёра в легковерности. Появившиеся после этого экранизация оперетты И.О. Дунаевского «Вольный ветер», короткометражки «Как рождаются тосты», «Крыса на подносе» были приняты ещё холоднее. А в 1964 году новый удар – сокращение из штата «Мосфильма».
1960-е годы стали для Андрея Петровича в творческом плане самыми тяжёлыми. Человек неуёмной энергии, он не мог сидеть без работы, а её, как раз, становилось всё меньше. Три сезона Тутышкин прослужил главным режиссёром в Московском театре эстрады, затем ещё два – в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, пока, наконец, судьба не преподнесла ему долгожданную удачу. В 1967 году, на «Ленфильме», он снял музыкальную кинокомедию «Свадьба в Малиновке», ставшую поистине народной. Запоминающаяся музыка Бориса Александрова, прекрасные актёрские работы, живая, динамичная режиссура сделали своё дело – поставили картину в число лучших комедий отечественного кинематографа. Однако, после оглушительного успеха неожиданно наступило полное затишье. Тутышкина, как будто бы, не замечали. Сниматься его уже не звали, режиссёрские работы не доверяли. Только лишь в 1971 году ему удалось добиться экранизации водевиля Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик» по собственному сценарию, но несколько лет простоя подпортили его творческую форму, картина получилась неудачной и очень скромно прошла по экранам.
В жизни Андрей Петрович был доброжелательным человеком, не участвовал в интригах, умел радоваться чужому успеху. Однако его собственным удачам восхищались, к сожалению, немногие. Привыкший к кипучей деятельности, в последние годы артист тяжёло переживал свою невостребованность. Его стало подводить здоровье, он пережил инфаркт. 1 декабря 1971 года, не смотря на протесты жены Александры Петровны, согласился поехать в Ленинград, выступить на юбилейном концерте Аркадия Райкина. В этот же вечер, вернувшись с выступления, Андрей Тутышкин скоропостижно скончался в своей ленинградской квартире.
Андрей Петрович был настоящим мастером своего дела, редким актёром и режиссёром, который глубоко проникал в суть музыкальной комедии, умел правильно расставлять акценты, точно использовать актёрские дарования. Именно поэтому его картины живут по сей день, вызывая постоянный интерес зрителя.
Фильмы и роли:
1935: «Мяч и сердце» (почтальон); 1938: «Волга-Волга» (Алеша Трубышкин); 1939: «Девушка с характером» (Сергей Березкин), «Личное дело» (Михаил Иванович, директор школы), «Ночь в сентябре» (Иван Николаевич); 1941: «Сердца четырех» (профессор Ершов); 1944: «Поединок» (Леонтьев); 1945: «Близнецы» (Листопадов); 1947: «Пирогов» (ассистент профессора); 1948: «Три встречи» (Стороженко); 1954: «Запасной игрок» (директор киногруппы), «Мы с вами где-то встречались» (Федор Васильевич); 1956: «Карнавальная ночь» (бухгалтер); 1957: «К Черному морю» (директор МТС), «Сапоги», к/м (король Бобеш); 1958: «Матрос с «Кометы»» (режиссер с ЦСДФ); 1959: «В степной тиши» (Потугаев), «Заре навстречу» (Грацианов); 1960: «Бессонная ночь» (Власюк), «Испытательный срок» (приказчик); 1961: «Артист из Кохановки» (профессор Костенко), «Взрослые дети» (Борис Владимирович); 1962: «Академик из Аскании» (Анисимов); 1963: «Капроновые сети» (заведующий рыбным хозяйством), «Крыса на подносе», к/м (посетитель выставки); 1967: «Анна Каренина» (адвокат).
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/4389/bio/
http://a-tremasov.ru/tytyshkin-andrej-petrovich