Андрей Николаевич Туполев
Фото Все
Видео Все
Андрей Николаевич Туполев. К 120-летию со дня рождения.
Не факт! Андрей Туполев. Крылатый металл
Человек на взлетной полосе. Авиаконструктор А.Туполев (1975)
Андрей Туполев — биография
Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.
Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.
Детство и юность
Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер.
Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы.
Андрей Туполев в юности
Навыки, приобретенные в детстве, пригодились парню и во время обучения в Тверской гимназии, и в высшем Императорском техническом училище Москвы, куда он поступил в 1908 году.
Интересный факт из биографии Туполева: будучи гимназистом, он не смог поехать вместе с одноклассниками на экскурсию по российским городам — у родителей не было денег. Тогда смышленый юноша принес в кабинет директора гимназии модели кораблей, изготовленные своими руками и предложил их в обмен на поездку. Руководитель изыскал средства для оплаты экскурсии, воспользовавшись связями в Обществе любителей естествознания.
Во время учебы в московском техническом училище талантливого студента заметил основоположник гидро– и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию.
В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово.
Андрей Туполев в молодости
Студенческие годы Андрея пришлись на начало 20 века. Тогда, исполненный патриотизма, он увлекся революционными идеями и пополнил ряды эсеров. Туполев был арестован по обвинению в распространении запрещенной литературы. Из-под стражи его освободили, когда скончался отец, но принудительно выслали в родное село. Завершить обучение и получить диплом о высшем образовании авиаконструктор смог лишь в 30-летнем возрасте.
Конструкторская работа
Андрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность. Кроме того, они привели доводы, подтверждающие целесообразность использования цельнометаллических конструкций в производстве авиационных судов. С тех пор самолеты стали строить из легкого, но прочного дюралюминия, а дерево и тяжелое железо остались в прошлом.
Первый самолет Андрея Туполева
В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым.
В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс — Сан-Франциско, в честь которого даже была выпущена почтовая марка.
Однако, на 2000-м километре обнаружилась протечка масла и пилотам пришлось прервать полет, сев под Новгородом. В кабинете Сталина Леваневский обвинил Туполева во вредительстве и в том, что тот сознательно строит плохие самолеты.
Андрея Николаевича вместе с женой арестовали в 1937 году. К обвинениям во вредительстве добавилось подозрение в тесном сотрудничестве с разведкой Франции и создании антисоветского движения. В заключении Туполева не избивали, но издевались, заставляя стоять по несколько часов.
Поначалу конструктор согласился со всеми выдвинутыми обвинениями, но вскоре подал на их обжалование. Советский суд назначил Туполеву 15 лет лишения свободы, но через некоторое время условия содержания стали помягче. Андрея Николаевича и других специалистов, отбывавших срок в Бутырской тюрьме, перевели в шарашку. В этих заведениях содержались ученые, научные работники, технические специалисты, которые должны были искупать вину перед Родиной инженерным трудом. Здесь заключенных довольно хорошо кормили, но с семьями видеться не позволяли. В начале Великой Отечественной войны Туполев был освобожден, а в 1955 году полностью реабилитирован.
самолет Ту-2
Плод инженерной мысли Туполева и его КБ — пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу в этой страшной войне. После окончания ВОВ конструкторское бюро под руководством А.Н. Туполева создало еще один бомбардировщик – самолет Ту-4.
Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора.
Андрей Туполев рядом с Ту-144
В 1970-х годах КБ, основанное Туполевым, но уже под началом конструктора Валентина Близнюка, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла.
Андрей Туполев
Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) – советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер и доктор технических наук. Академик АН СССР, Герой Труда, трижды Герой Соцтруда, и заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат ряда самых престижных государственных премий СССР.
Туполев разработал и спроектировал более 100 типов самолетов, 70 из которых производились серийно. На его воздушных суднах было установлено 78 мировых рекордов и выполнено до 30 выдающихся перелетов.
В биографии Туполева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Андрея Туполева.
Биография Туполева
Андрей Туполев появился на свет 29 октября (10 ноября) 1888 года в деревне Пустомазово Тверской губернии. Он рос и воспитывался в семье провинциального нотариуса Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны. У своих родителей он был одним из 7 детей.
Детство и юность
Анна Васильевна родила Андрея в 38-летнем возрасте. Любопытно, что после этого женщина родила еще одного ребенка, который стал последним в семье Туполевых. Чтобы свести концы с концами родители будущего авиаконструктора приобрели небольшое имение, для занятия сельскохозяйственной деятельностью.
В результате, Андрей с самого детства был приучен к труду, научившись столярному делу и получив навыки в металлообработке. В юности он поступил в Тверскую гимназию, где у него проявился живой интерес к точным наукам и технике.
В возрасте 20 лет Туполев успешно сдал экзамены в Московское высшее училище. В данный период биографии он всерьез увлекся аэродинамикой. Это привело к тому, что студент вступил в ряды Воздухоплавательного кружка.
В скором времени Андрей принял участие в постройке планера. Когда проект был окончен, именно он выполнил на данном планере первый полет. Тогда же он заинтересовался революционной деятельностью, примкнув к эсерам. В итоге, за распространение подпольной литературы он был задержан правоохранителями.
После этого Андрея Туполева выдворили из Москвы на родину, где он находился под негласным надзором полиции. По этим и другим причинам, окончить московское училище ему удалось только в 30-летнем возрасте.
Авиастроение
В период биографии 1916-1918 гг. Туполев трудился в первом в России авиационном расчетном бюро, где разрабатывал первые аэродинамические трубы. К тому моменту он уже имел репутацию подающего большие надежды авиаконструктора, в связи с чем на него обратил внимание основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский.
Совместно с Жуковским Николай начал моделировать различные авиационные механизмы, а также искать способы повышения КПД самолетов. Тогда же Туполева избрали на пост замначальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.
Парень смог научно обосновать, что для постройки воздушных суден дюралюминий служит прекрасной альтернативой непрочной древесине, с одной стороны, и тяжелому железу – с другой. В 1925 г. Андрей Туполев сконструировал 2-моторный самолет «ТБ-1», который был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.
Через несколько лет молодой ученый усовершенствовал свой аппарат, который начал производиться под маркой «ТБ-3» («АНТ-6»). Интересен факт, что именно на данном самолете в 1937 г. произошла успешная высадка экспедиции на Северном полюсе.
Одновременно с этим, Туполев продолжал руководить различными проектами, по производству и усовершенствованию самолетов. В результате, увеличилась пассажировместимость, повысилась скорость и полезная площадь.
Летом 1935 г. была совершена безуспешная попытка беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Франциско на судне Андрея – «АНТ-25». Во время полета командир экипажа, Сигизмунд Леваневский, заметил протекающее в его кабину масло, по причине чего был вынужден возвратиться в Россию.
Когда Леваневский посетил совещание у Сталина, он в присутствии авиаконструктора заявил, что Туполев намеренно производит «плохие самолеты». Такое смелое заявление не могло остаться без внимания, в связи с чем осенью 1937 г. Андрея задержали и осудили на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Мужчину обвинили в антисоветской деятельности и проведении диверсионной работы. Помимо этого, его обвинили в пособничестве французской разведке и передаче за рубеж секретной информации.
Андрея Николаевича и остальных авиаинженеров перевели из Бутырской тюрьмы в так называемую «шаражку». Он работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, получая хорошее питание и все необходимое для работы. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945), его досрочно освободили, а в 1955 г. полностью реабилитировали.
За годы научной биографии Туполев достиг больших высот в авиастроении. Весной 1939 г. он сконструировал 2-моторный советский высокоскоростной бомбардировщик «Ту-2», серийный выпуск которого в разных модификациях продолжался до 1952 г.
В период войны было произведено 800 самолетов, которые внесли свой вклад в достижение победы над фашистской Германией. После окончания военных действий Андрей Туполев сконструировал реактивный бомбардировщик «Ту-16», скорость которого превышала 1000 км/ч. Одновременно с этим он разработал 1-й в СССР реактивный гражданский самолёт – «Ту-104».
Туполев не останавливался на достигнутом, продолжая модернизировать свои воздушные судна. В 1957 г. он спроектировал межконтинентальный пассажирский самолет «Ту-114». Через 11 лет он построил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144».
Личная жизнь
Женой Андрея Туполева была медсестра Юлия Николаевна. В этом браке у пары родились мальчик Алексей и девочка Юлия. Любопытно, что в будущем его сын также станет знаменитым авиаконструктором, тогда как дочь удостоится звания заслуженного врача России.
Андрей Туполев и жена Юлия
Помимо самолетостроения, Андрей Николаевич увлекался садоводством и охотой на перепелок. Он никогда не состоял в КПСС, при этом неоднократно избирался депутатом Советов разных уровней.
Смерть
Еще в начале 20-х годов у конструктора обнаружили туберкулезную пневмонию, вследствие чего ему было удалено одно легкое. Содержание в тюремных условиях негативно сказались на болезни, вызвав рецидив. Андрей Туполев умер 23 декабря 1972 года, в возрасте 84 лет.
Фото Туполева
Андрей Туполев в юности
Андрей Туполев
Биография
Андрей Туполев — конструктор, разработавший свыше сотни типов самолетов. Достижения ученого в развитии авиастроения и вклад в науку эквивалентны заслугам Сергея Королева в ракетостроении. Человек-эпоха Туполев воспитал плеяду учеников, продолживших дело его жизни.
Детство и юность
Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.
Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.
Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.
В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.
В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.
Личная жизнь
Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.
Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.
Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.
Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС
Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.
Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.
Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.
Авиаконструирование
Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.
Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.
Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).
В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.
Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.
Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.
Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.
Смерть
Еще в начале 20-х годов XX века Андрею Николаевичу из-за туберкулезной пневмонии удалили одно легкое. Врачи сказали пациенту, что с оставшимся прожить можно долго, если избегать перегрузок. Аресты и изнурительный труд привели к рецидиву заболевания.
Туполев скончался во сне в ночь с 22 на 23 декабря 1972 года. В последний вечер своей жизни авиаконструктор шутил и строил планы на летний отдых в Крыму. Могила Андрея Николаевича находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
http://interesnyefakty.org/andrej-tupolev/
http://24smi.org/celebrity/116510-andrei-tupolev.html