Андрей Тарковский Младший биография

Андрей Тарковский-младший об отце: «Час с ним — это как год киношколы»

В нашем интернет-магазине можно приобрести книгу Майи Туровской «7½, или Фильмы Андрея Тарковского». Незадолго до ее переиздания в прокат выходил фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», смонтированный из архивных съемок и записей выступлений Андрея Арсеньевича. Накануне премьеры мы поговорили с его режиссером — Андреем Тарковским-младшим.

Что происходит с фильмом «Светлый ветер» по сценарию вашего отца?

Отец написал три сценария, которые не были реализованы — «Светлый ветер», «Сардор» и «Гофманиана». «Светлый ветер» был написан для «Узбекфильма», «Сардор» тоже для какой-то восточной студии, а «Гофманиана» для «Таллинфильма». Но единственный сценарий, который он хотел ставить сам — «Гофманиана». «Гофманиану» он писал сам, в Мясном. «Светлый ветер» он писал с Фридрихом Горенштейном, это сценарий по роману Беляева «Ариэль». К самому роману он умеет мало отношения, помимо того, что там есть летающий человек, который есть в книге. «Сардор» с Александром Мишариным.

У меня была идея ставить этот сценарий [«Светлый ветер»] самому, еще до того, как я начал заниматься документальным фильмом. Пока это отошло на второй план. Сейчас у меня немного изменились планы, и я работаю над своим проектом. Но пока об этом рано говорить.

Вы как переехали тогда в Италию, так там и живете. Ваше основное занятие — это фонд?

Я ожидал выезда четыре года и после этого жил между Парижем и Италией. Жил, учился и остался там. Я часто бываю в России, в Москве, в основном, по работе нашего фонда. Но живу я во Флоренции, потому что там у нас все архивы отца: все материалы, которые были в его личном кабинете в России и которые были у него там, в Италии и во Франции собраны вместе. Архив постоянно пополняется — кто-то приносит какие-то документы, материалы. Поэтому он очень крупный, большой, находится под охраной итальянского государства и мы оттуда работаем над материалами. Основная моя деятельность — это фонд.

Я просто читала, что отец хотел, чтобы вы были режиссером. И когда вы приехали в Италию, как раз во время монтажа «Жертвоприношения», он многому вас учил.

Да, он хотел. Но занимался я другими вещами — в университете сначала физикой, потом археологией и древней историей. В кино я попал случайно — меня всегда туда тянуло, но я протестовал. Такой юношеский протест против профессии отца, поиск своего пути. Но в 1996 году Марианна Сергеевна Чугунова предложила мне сделать документальный фильм об отце. Получился двадцатипятиминутный короткометражный фильм-воспоминание, посвященный его последнему году в Париже для Первого канала. Мы все это делали в Москве. И попав в работу, в атмосферу съемок, монтажа, я понял, что могу кое-что сделать. И мне эта профессия, эта работа очень нравится. Даже не работа, а удовольствие. Потому что сложно это назвать работой. Это творческий процесс.

А почему отец так этого хотел?

Не знаю, не знаю… В какой-то степени он хотел передать свое виденье, мастерство. И был в этом смысле очень строг. А я всегда протестовал. На фильме, что он собирался ставить после «Жертвоприношения», я должен был возить тележку. Потому что на «Жертвоприношении» тележку возил сын Бергмана. И отец сказал: «На следующем будешь ты. И будешь учиться».

Но вообще с ним было чрезвычайно интересно. Он всегда говорил о кино. Час с ним это как год киношколы. Кстати, эти лекции, что использованы в фильме — это из замечательного архива по кинорежиссуре, который мы еще не опубликовали и сейчас расшифровываем с киношколой в Сан-Себастьяне. Этот проект мы делаем совместно с Марианной Сергеевной Чугуновой. Это два курса лекций на высших режиссерских курсах, которые он читал 1977 и 1981 году. Он еще читал в 1968-м, но записи не сохранились. А лекции 1977 и 1981 были полностью записаны. К сожалению, без дат, без пометок, поэтому мы это восстанавливаем. Они были частично опубликованы Марианной Сергеевной и Константином Лопушанским. Но там было дополнение из «Запечатлённого времени» и из статей. А сами лекции еще не были опубликованы. Я надеюсь, что в связи с этим фильмом интерес к его наследию возобновится и мы хотим опубликовать их в форме книги или аудиокниги.

Там в потоке его речи в фильме есть такие помехи…

Это переводчики. Большинство интервью же сделаны на Западе. У нас там более шестисот часов. И самая сложная работа над этим фильмом была в монтаже не видеоряда, а скелета фильма, который рождался на аудиозаписи. Все начиналось с его рассказа и потом уже обрастало образами и архивными материалами.

Эти помехи невозможно было полностью подчистить. То есть сейчас конечно все возможно — deepfake, имитация голоса… Но мне не хотелось этого делать, потому что нужно было чтоб остался именно его голос, его интонации, чтобы не было таких искусственных изменений и операций его голоса. Поэтому фильм заграницей выходит на русском языке, там не будет дубляжа.

«Был очень строг». Что вы имеете ввиду?

Не строг, требователен. Он был человек удивительно образованный. И что касается меня — он никогда не сюсюкался, а пытался объяснить, показать. Не опускаться на уровень ребенка, а хотел, чтобы тот вставал на цыпочки и пытался понять, что хочет сказать взрослый. Он не был строгим, он был требовательным. Это разные вещи. Поэтому он не допускал каких-то вещей — вульгарности, банальностей, особенно в выборе книг, которые он постоянно давал для чтения. Никаких глупых, приключенческих вещей. Он не вмешивался в образование, он давал примеры, некую программу, которая, видимо, у него была. Он ведь очень хотел сделать школу искусств, где бы он сам преподавал. Почему у нас институт во Флоренции называется «Международный Институт имени Андрея Тарковского»? Потому что свой киноинститут он хотел сделать во Флоренции. Но не успел. Поэтому мы оставили название, но у нас другие теперь цели — популяризация его творчества, его архивов и материалов. И у нас еще очень много работы, которую мы постепенно делаем.

А с какого возраста вы себя помните?

У меня нет конкретного момента, с которого я начинаю себя помнить. Бывают какие-то вспышки детские. Я иногда вспоминал и спрашивал родителей, и они говорили, что это ранние очень воспоминания. Более конкретные и интересные у меня связаны с «Зеркалом».

…к тому и веду.

С «Зеркала» у меня воспоминания, связанные с пожаром — сцена, когда горит сарай. Съёмочная группа сидела вдоль дома, под окнами, потому что сцена снималась из окон. Я помню, что сидел и ждал этого момента зажигания. Орал, наверное, в течении получаса, чтоб они зажгли его, пока не свел с ума всю группу, которая начала орать на меня. А поначалу: «сын Тарковского… нельзя трогать ребенка». Пока какой-то там осветитель под конец не сказал: «да замолчи ты!». И я замолчал и ждал.

Сколько вам было?

А самые интересные и красочные воспоминания, это, наверное, «Сталкер». Съемки в мосфильмовском павильоне, как они работали с художником картины Рашитом Сафиуллиным. Отец и сам был художником, написал макеты, проекты всего фильма. Он работал дома, в одной из комнат. Ее полностью опустошили, он поставил мольберт, краски. Это была практически студия художника. Отец же закончил художественную школу, он замечательно рисовал, но никогда не писал [картин]. А для «Сталкера» написал две картины замечательные. Одна у нас сохранилась, а вторую он подарил. Мы так жалели, потому что это была комната Сталкера: кровать, мокрый кривой пол, обшарпанные стены, окно. Кстати это окно, эта кровать ее можно найти и в «Ностальгии», она же появляется в другом виде в комнатке малыша в «Жертвоприношении». Вот эта была замечательная картина. Он ее подарил, и мы не можем ее найти. Уж не помню кому, второму режиссёру, по-моему.

И конечно на съемках было очень интересно! Наблюдать за съёмочным процессом, который сейчас технический и машинальный, а тогда это было сплошное творчество. Каждый, кто был на площадке, участвовал, и все были на взводе, позитивном. Я помню прекрасные эти сцены истерики жены Сталкера — Алисы Бруновны. Меня даже пару раз отправляли ее будить, потому что боялись. Работали практически 24 часа. Была гримерка, где отдыхали актеры: пару часов спали, а потом их вытягивали обратно на площадку. Боялись, потому что все уже были настолько измотанные, что не хотели беспокоить, и не знали кого послать. А ребенку нахамить нельзя.

Работали до потери сознания, но и с радостью. Отец в первую очередь.

Он закончил художественную школу, писал стихи. А потом всю энергию направил в кино…

Он вообще писал только когда учился в школе. Он, когда выбрал свою профессию сказал, что нужно заниматься только своей профессией. Он не делал фотографий, кроме полароидов, и вот эти две картины. Есть юношеские его картины — много зарисовок, импрессионистские эскизы, они есть у нас в архиве. Он писал их еще совсем юношей: 15-17 лет. После он этим не занимался. Так же как и фотографией. Есть несколько фотографий им сделанных и напечатанных, из тех же лет, юношеских проб пера.

Что касается стихов… Есть несколько стихотворений, которые он писал под влиянием Пастернака и Арсения [Тарковского]. Они тоже есть у нас в архиве. А те стихотворения, что использованы у нас в фильме, это отобранные для «Зеркала» стихотворения, которые были записаны, но не вошли в фильм. Часть одного стихотворения отец читает сам («Я в детстве заболел…»), а остальное читает Арсений. Ну, поэтика Арсения, она как камертон для всего творчества [Андрея] Тарковского. Без Арсения не было бы [Андрея] Тарковского как поэта. Он чрезвычайно связан и зависим от отца. Поэтому в каждом фильме есть цитаты из него. Тем более эта поэзия была специально отобрана для «Зеркала», поэтому имеет очень сильный кинематографический характер. И мне кажется, она очень интересно иллюстрирует каждый этап. Потому что каждый фильм в некоторой степени — этап в его мировоззрении, его восприятии. И эти стихи в фильме расположены не просто так, они как некий краеугольный камень обозначают переходный период.

А что за история с Бондарчуком на Каннском фестивале, о которой упоминается в фильме? Они до этого были знакомы?

Да, они были знакомы. Но вы же понимаете, тогда уже стали завинчивать гаечки и пытаться заглушить его голос. «Ностальгия» началась как копродукция. Было много материла, который был снят здесь: дом Горчакова, Россия, Москва, деревня — большая часть фильма. Но потом этого становилось все меньше. Потому что, что они [«Мосфильм»] сделали? Они заломили абсолютно необоснованные цены. А деньги были итальянские. И это был первый шаг, который отца поразил. Так что в итоге от всей копродукции остался только Андрей Тарковский, Лариса Тарковская как второй режиссер и Олег Янковский.

И это давление, которое они оказали потом… Как отец сам рассказывает, в Каннах он почувствовал, что делаются все усилия, чтобы он не получил премию, чтобы фильм не имел успеха. Наталья Бондарчук говорит, что это не так, но он [Сергей Бондарчук] был человек подневольный. Будучи членом жюри, он исполнял определенную роль, определенные указания, как, к сожалению, все в то время должны были делать. И сам отец говорит, что это как удар ножом в спину. Потому что он никогда не ожидал такого. Неприятие [к нему] — это одно, а вот такое непринятие его фильмов… Он почувствовал, что он уже не советский режиссер. И он понял, что если он вернется, то он уже никаких фильмов не снимет.

То есть он понимал, что это исходило не от самого Бондарчука. И у него не было личной обиды?

Была, потому что они были знакомы. Отец ранее даже пишет в дневнике, что Бондарчук создал экспериментальную мастерскую на «Мосфильме» и приглашает его снимать. Была даже некая дружба. Да и Наталья Бондарчук снималась в «Солярисе». Но что-то там произошло между ними. Я думаю это конфликт именно на идейном уровне. Столкновение двух идеологий. Идеология Бондарчука — это абсолютно не идеология свободы, духовных поисков Тарковского. Они были несовместимы по своей сути. И потом это вылилось в какой-то персональный, личный конфликт. Может быть даже не высказанный.

Его фильмы во многом базируются на памяти. А в жизни он был склонен вслух придаваться воспоминаниям?

Не только на памяти. Он человек был чрезвычайно коммуникативный. Он много размышлял вслух, размышлял с людьми, с детьми, со мной гулял — вот как Александр в «Жертвоприношении», который постоянно говорит, а ребенок рядом молчит. Потому что не может ответить на достойном уровне, еще не вырос просто. И у него была привычка говорить, рассказывать, делиться. Вообще это был его принцип работы. Над сценарием он всегда работал с кем-то — с Мишариным, с Горенштейном, со Стругацкими. Это всегда был диалог. Ему нужен был собеседник, оппонент, чтобы защищать свои идеи, чтобы кто-то протестовал против его виденья. Ему нужна была дискуссия, так называемый симпозиум. Он верил, что в спорах рождается истина. Часто это все продолжалось не только во время работы, но и во время застолий, дружеских встреч, которые всегда были у нас дома.

А какое у него было бытовое чувство юмора?

Он постоянно острил. Был очень остроумный человек. Иногда саркастичный, но очень меткий. Любил делать ремарки — о вещах, людях книгах. С ним было очень весело, очень интересно.

Он был человек очень обаятельный. Его все любили. Любили до такой степени, что эта любовь проявлялась в ревности — многие ругались. И до сих… Я думаю, что это происходит от той любви. Люди настолько сильно его любят, что начинают ревновать его к другим. Он сам был такой. Он немного ревновал своих актеров, которые снимались в других фильмах, особенно в плохих. Вчера на показе в Москве Николай Бурляев рассказывал, что он ему часто говорил: «Зачем ты снимаешься в этих картинах? Мне потом стыдно за тебя будет». А он не понимал, он хотел сниматься. Он был мальчиком. Потом уже понял, почему отец ему так говорил.

А как он относился к времени своей молодости? Он же был шестидесятник. Да и курс во ВГИКе у них был звездный.

Он был очень начитанный человек, так что его во ВГИК даже не хотели принимать. Его и Шукшина. Потому что говорили, что Шукшин ничего не знает, а Тарковский знает слишком много. И Михали Ромм сказал, что из всех, если ему дадут выбор, он возьмет только Тарковского и Шукшина, потому что посчитал их самыми талантливыми.

Это было удивительное время, время его формации. В прошлом году я встретил Анхеля Гутьерреса — одного из испанцев из «Зеркала», который помог отцу сделать эту сцену эвакуации испанских детей. Он же был в пятилетнем возрасте во время гражданской войны вывезен в Петербург, там пережил блокаду, потом переехал в Москву, прекрасно говорит по-русски. Шестидесятник. Не просто с краю, а один из героев этого времени — друг и Михалкова, и Высоцкого, и Фридриха Горенштейна. Уехал он в начале семидесятых именно из-за того, что началось после конца «оттепели». И этот период был для всех очень тяжелый. Потому что они поняли, что та свобода, которой они хотели достигнуть, это был миф, который постепенно рассосался. Ему не дали сделать фильм по его дневникам. Он пришел и спросил у отца, что ему делать. И отец сказал: «Уезжай. Уезжай, если ты хочешь продолжать что-то делать». И он уехал. И не возвращался в Россию до девяностых годов.Так что судьба этих людей очень драматична.

Но не надо забывать, что отец не только шестидесятник. Благодаря Арсению у него огромная духовная традиция, которая ведет к Серебряному веку. И через отца он впитал все это. Любимым его писателем был Достоевский и он всю жизнь мечтал снять фильм о нем, хотел ставить «Идиота», но ему это не удавалось. Хотя каждый его фильм — это, наверное, фильм о Достоевском.

А вы чувствуете себя частью династии?

Немножко нескромно мне говорить об этом. Не мне судить. Я чувствую связь с отцом, с его культурой. Естественно мои вкусы и взгляды на вещи очень близки его, потому что я был им воспитан. Редко есть какие-то вещи, в которых я с ним не согласен. И когда я делал эту работу, прослушивал сотни часов материала, которые для меня не были новы… Но, когда они спрессовались в эти девяносто минут, это было, если не откровение, но что-то, что легитимизировало мои взгляды на жизнь.

Андрей Тарковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Андрей Тарковский – известный советский режиссер и сценарист, Народный Артист РСФСР. Этот великий человек прожил всего 54 года, но сделал неоценимый вклад в развитие советского кинематографа. Работы Андрея Тарковского признаны лучшими далеко за пределами Советского пространства.

Настоящий талант, самородок и уникальный человек – вот каким был Андрей Тарковский. Даже спустя многие годы, о нем помнят, восхищаются его работами, чтят память об этом талантливом режиссере. К сожалению, Андрея Тарковского унесла из жизни страшная болезнь, но его кинофильмы даже по современным меркам до сих пор являются высокопрофессиональными работами.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Известный советский режиссер и сценарист с самого детства казался не обычным ребенком. Его всегда тянуло к искусству, прекрасному, великому. Конечно, ему не сразу удалось добиться успеха в карьере, но со временем, он достиг желаемого. Как только мир увидел кинофильмы, над которыми работал Андрей Тарковский, все сразу заговорили о нем. Народ стремился узнать о новом творце, хотел знать о его жизни, какой у него рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 1932-1986.

Удивительно, но на счету режиссера около десятка работ, и все же, для славы и признания этого хватило. Можно только представить, сколько бы киношедевров увидел мир, если бы Андрей Тарковский прожил еще дольше.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают. Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Нередко пользователи сети ищут материал по теме: «Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли». Но здесь найти ничего не светит, ведь он не снимался в кино, а снимал. Из его немногочисленных работ можно выделить самые яркие: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер».

Многие известные современные кинорежиссеры до сих пор восхищаются стилем работы Андрея Тарковского, его уникальным подходом. Кинофильмы, снятые этим известным режиссером, существенно отличаются от массы работ не менее талантливых режиссеров. Но почерк Андрея Тарковского спутать просто невозможно.

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского интересны многим почитателям качественных шедевров советской киноиндустрии. Ведь атмосфера, в которой рос режиссер, трудности, которые ему пришлось преодолеть и сделали его таким.

Непосредственное отношение к творчеству имел отец режиссера, но более значимую роль в его жизни сыграла мать Андрея Тарковского. Именно она была опорой всей семьи, она была хорошей матерью и сильной женщиной.

Во время обучения во ВГИКе, Андрей Тарковский познакомился с девушкой. Окончив вуз, он женился на ней. В браке родился его первенец, однако, менее чем через 10 лет семья распалась.

Второй раз Андрей Тарковский женился на Ларисе Кизиловой. Он удочерил ее дочь от первого брака, а также, у них родился сын.

Сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр

Андрей Тарковский был очень влюбчивым мужчиной. Как следствие, появились на свет сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр. Все три сына от разных женщин.

Первенец – Арсен, родился в первом браке режиссера с Ирмой Рауш. Он работает врачом.

Второй сын – Андрей, родился во втором браке Андрея Тарковского с Ларисой Кизиловой. Сегодня он живет в столице Франции, являясь главой Международного Фонда им. Андрея Тарковского.

Третий сын – Александр, появился незадолго до смерти режиссера. Его мать – художник по костюмам Ингер Персон, норвежка. О существовании третьего сына Александра Андрей Тарковский так и не узнал. Александр проживает в Норвегии вместе со своей матерью.

Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская)

Несмотря на то, что режиссер был дважды женат, романов у него было намного больше. Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская) были разными женщинами. Именно союз с Ларисой Кизиловой был долгим и последним. Женщина терпеливо переносила любвеобильность мужа, закрывала на многое глаза из-за большой любви к Андрею Тарковскому.

Сам мужчина никогда не скрывал своего отношения к женщинам, которые, по его мнению, призваны ублажать мужчину и любить.

Часто во время новых работ и съемок фильма, режиссер заводил все новые романы. Некоторые женщины настолько сходили сума от Андрея Тарковского, что готовы были уйти из жизни ради него.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Как в России, так и во многих странах и городах мира есть множество памятных вещей в честь Андрея Тарковского. Не удивительно, что причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому так привлекают к себе внимание.

Получив призвание в СССР, режиссер выехал работать в Европу, откуда не захотел возвращаться. Из-за этого, ему запретили въезд на родину. Но, узнав о страшной болезни, запрет отменили, а через несколько лет после смерти режиссера даже вручили посмертную премию Ленина.

Андрей Тарковский был болен раком легких, который очень быстро прогрессирует. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа. Памятник Тарковскому есть у входа во ВГИК, есть и мемориальная доска на доме во Флоренции, где жил последние годы режиссер. Еще несколько памятников есть в разных городах и странах.

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – кладезь информации об известном советском режиссере. Здесь можно найти любые данные, начиная от учебы во ВГИКе и заканчивая работами, посвященными Тарковскому.

Тут же можно посмотреть работы режиссера, мнение коллег о его творчестве.

Википедия содержит несколько цитат Андрея Тарковского, его известные высказывания, его мировоззрение. Довольно большой объем информации Википедия содержит об иммиграции режиссера. Также на Википедии можно найти информацию, касающуюся его памяти, узнать, где и когда похоронен.

Биография Андрея Тарковскогo

Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало».

Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении», последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

«Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю. Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе. Трудно сказать».

Нет, по-другому рассуждать он не стал. — Дней за десять до смерти,— вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,— Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

— Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,— говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде. Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались.

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег — 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом «Жертвоприношения», а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ — чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике («по совету неумного друга» — комментирует Марина Влади).

К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. — Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын. Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий («Я плыву»,—говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании. Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся. Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца — необходимо было каждые три часа давать ему лекарство.

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха.

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.


источники:

http://starandstar.ru/andrey-tarkovskiy-biografiya-lichnaya-zhizn.html

http://www.tarkovsky.su/about/biography/