Андрей Тарковский биография Википедия

Андрей Арсеньевич Тарковский

Фото Все

Видео Все

«Режиссер: Андрей Тарковский». Документальный фильм (1988)

Андрей Тарковский — мастер-класс в Италии (1984)

Андрей Тарковский. Интервью телевидению Латвийской ССР.

Андрей Тарковский — биография

Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,«Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

Детство и юность

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.

На фото Андрей Тарковский в детстве

В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.

В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.

Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.

После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.

Андрей Тарковский в молодости

Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.

Фильмы

Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.

Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.

Андрей Тарковский на съемках

Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.

Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

Красный диплом ВГИКа Андрей Тарковский получил в 1960-м, и с головой окунулся в работу. Он хотел снять картину «Андрей Рублев», обратился за разрешением в худсовет СССР, но ему отказали из-за отсутствия опыта.

Режиссер отложил этот сценарий на потом, и взялся воплощать в жизнь ленту «Иваново детство», которая его и прославила. Перед Тарковским стояла очень сложная задача – снять картину при скудном бюджете и в короткий отрезок времени. И вчерашний студент справился с ней на отлично. Его картина была награждена двумя десятками премий, в число которых входил и «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции.

После такого триумфа Тарковский уже без труда получил разрешение на съемки «Андрея Рублева». Оператором картины стал Вадим Юсов, музыкальное сопровождение ленты обеспечил композитор Вячеслав Овчинников. В этом же составе они работали над всеми последующими картинами Тарковского, вплоть до его смерти.

Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.

Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.

Андрей Тарковский

Биография

Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства. Культовые картины «Солярис» и «Зеркало» пытаются разобрать по косточкам последователи, при этом ясно понимая, что снять что-то подобное по силе влияния на душу зрителя невозможно. Еще при жизни режиссер получил признание не только на родине, но и во всем мире, что было совершенно не характерно для искусства, запертого в рамках одного государства.

Детство и юность

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье у Горьковского водохранилища на Волге, где семья гостила у родственников матери, Марии Ивановны Вишняковой. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.

Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось три года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна, выпускница Литинститута, работала корректором в типографии и в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссера в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей Арсеньевич рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то что поэт старался не забывать о первой семье.

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро они вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.

Андрей Тарковский в молодости / mosfilm.ru

В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в Институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Едва окончив первый курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.

В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провел в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Советское кино

Вернувшись из экспедиции в 1954-м, Андрей Арсеньевич без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, лауреат пяти Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отеческой любовью и вниманием, всегда умел распознать в работах молодого поколения будущие шедевры, даже если заложенные в них идеи противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй — в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Иосифа Сталина. Железная хватка режима несколько ослабла, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.

Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.

Творческая биография режиссера началась в 1956 году. Дебютом стал короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы еще несколько картин такого формата.

Уже тогда студента характеризовали как необычайно одаренного и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для них обоих. Вместе товарищи создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.

Андрей Тарковский и Андрей Тарковский-младший / mperspektiva.ru

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссера: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

В 1960 году Тарковский завершил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссер задумывался о постановке фильма «Андрей Рублев» и подавал запрос на разрешение в художественный совет, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект — «Иваново детство», которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.

За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.

После громкого успеха «Иванова детства» Андрей Арсеньевич приступил к работе над кинокартиной «Андрей Рублев». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссера. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти Тарковского.

В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза, хотя и был выпущен в прокат ограниченным числом кинокопий. И снова картина молодого режиссера собрала множество наград за пределами родины.

1972-й год отмечен в творческой биографии Тарковского кинопремьерой философско-фантастической драмы «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема. Лента завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля. В проекте снимались такие актеры, как Донатас Банионис, Анатолий Солоницын, Юри Ярвет и Наталья Бондарчук, которая получила премию на IX Международном кинофестивале в Панаме. Режиссер нашел роль для своей приемной дочери Ольги — она воплотила призрака маленькой девочки на космической станции.

В актерский состав артхаусной драмы «Зеркало», вышедшей на экраны в 1974-м, вошли Анатолий Солоницын, сыгравший Сарториуса в «Солярисе», Маргарита Терехова. Снялась в эпизодической роли и супруга режиссера Лариса.

Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук / tvkinoradio.ru

Вадим Юсов отказался снимать это проект — внутренне не принял картину. Сценарий фильма построен на воспоминаниях Тарковского, а оператор, знавший семью режиссера, считал, что отдельные моменты не то чтобы не соответствуют действительности, но не соотносятся с натурой Андрея Арсеньевича.

За отсутствие традиционного сюжета и антитоталитарный подтекст коллегия Госкино и Союза кинематографистов признала кино непонятным и неудачным, в СССР он вышел в ограниченный прокат. Зато за рубежом ленту-притчу Тарковского традиционного приняли хорошо: в Италии она получила приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм.

В 1979-м Андрей Арсеньевич перенес на экран повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Деньги на этот проект он смог получить, только написав письмо Леониду Брежневу. Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.

Тем не менее в год выхода творение Андрея Арсеньевича увидели 4 млн человек, на Каннском фестивале лента получила приз экуменического жюри. Признание западных кинокритиков заставило советскую прессу обратить внимание на фильм, а власти — присвоить Тарковскому звание народного артиста РСФСР.

В Интернете до сих пор пишут отзывы поклонники творчества режиссера, посмотревшие фильм 100 раз и так не понявшие, чем он так завораживает.

Эмиграция

В 1981-м режиссер вместе с женой уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия», а его сын остался в Москве вместе с бабушкой.

Сценарий к «Ностальгии» Андрей Арсеньевич написал вместе с Тонино Гуэррой, правки вносились даже во время съемок. На Каннском фестивале в 1983-м фильм получил три премии: приз ФИПРЕССИ, за режиссуру и от экуменического жюри.

Тарковский рассчитывал на «Золотую пальмовую ветвь», но его ожидания не оправдались. По рассказам сына режиссера, Андрея Тарковского — младшего, дискредитировать отца пытался Сергей Бондарчук: как член жюри в Каннах он якобы выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза. И режиссер, у которого было еще 14 новых проектов, понял, что в СССР они не реализуются в полноценные пункты фильмографии, и остался в Италии.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссер познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства студент начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце третьего курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.

Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.

Второй супругой режиссера стала Лариса Кизилова, второй режиссер съемочной группы Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, воспитав и ее дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к актрисе Наталье Бондарчук, исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».

Андрей Тарковский и Лариса Кизилова / tarkovskiy.su

По словам Ольги, родители были друг с другом на «вы» и на работе, и дома. При этом отец постоянно изменял матери. Он говорил:

«Если режиссер хочет, чтобы актриса поняла, что нужно делать в фильме, нужно с ней переспать».

Чувства Бондарчук разрушили ее брак с оператором Элизбаром Караваевым. А Тарковский не спешил разводиться. По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что он не увидит сына, которому на тот момент исполнился всего год.

Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга местом жительства выбрала Париж.

Андрей Тарковский и Валентина Малявина / kino-teatr.ru

Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера — роман с Валентиной Малявиной. Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.

Валентина была замужем за Александром Збруевым, Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:

Магнетизм Андрея Арсеньевича почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.

Смерть

Последние годы жизни режиссер провел в Милане, где снял легендарное «Жертвоприношение». За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра.

В январе 1986 года режиссер смог увидеться с сыном: после обращения французского президента Франсуа Миттерана к Михаилу Горбачеву 16-летнему подростку разрешили выехать в Париж.

«Позже я узнала, что в первом варианте сценария герой картины был неизлечимо болен: у него был рак. Говорят же, что настоящий художник видит свою судьбу, а иногда и судьбы человечества, — писала переводчица и автор книги о Тарковском Лейла Александер-Гарретт. — Премьера “Жертвоприношения” почти день в день совпала с катастрофой на Украине. Все западные газеты писали о том, что Тарковский предвидел Чернобыль».

Андрей Арсеньевич ушел из жизни в декабре 1986 года, причина смерти — рак легких. Смертельный диагноз поставили, увы, на последней стадии. Помощь в лечении оказала Марина Влади, актриса принимала режиссера, когда он приезжал в парижскую клинику. Но усилия были тщетны.

Могила Тарковского находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся знаменитые выходцы из России.

Память

Имя Андрея Арсеньевича присвоено бульвару во Внуковском в Новой Москве и малой планете. В местах, где он жил, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В Иванове ежегодно проводится фестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского.

В 2020-м Тарковский-младший снял документальный фильм, посвященный жизни и творчеству своего знаменитого отца, «Андрей Тарковский. Кино как молитва».

Андрей Тарковский — биография, новости, личная жизнь

Андрей Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский. Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область) — умер 29 декабря 1986 года в Париже. Советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века.

Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (ныне — село Завражье Кадыйского района Костромской области), на Волге, где жили родственники матери. Спустя несколько месяцев, в сентябре 1932 года, мать с маленьким Андреем вернулись домой, в Москву. Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда (в 1907 году этот город входил в состав Херсонской губернии Российской империи, в настоящее время — Кировоград, Украина).

Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, окончила московский Литературный институт, выпускником которого был и Арсений Александрович Тарковский.

В 1935 году Арсений Александрович оставил семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где после ранения потерял ногу. Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и проработала там до пенсии.

В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554 (ныне — Школа № 1060). В начале войны мать увезла Андрея и его младшую сестру Марину (род. в 1934) в эвакуацию в Юрьевец, к родным.

В 1943 году Тарковские вернулись в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы он провёл с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. И хотя свою жизнь Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким он предстал в фильме «Зеркало», где были отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Судя по аттестату, который хранится в архиве ВГИКа, в школе Андрей не отличался прилежанием и не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Его воспитание было традиционно художественным. С семи лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком сотни километров по тайге. Свой альбом зарисовок он сдал потом в архив Нигризолота.

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с хрущёвским периодом обновления в искусстве.

В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов.

В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45 фильмов, а через год — уже 66. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности.

В 1955—1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов. В этот период также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры.

Лучшие десять фильмов по Андрею Тарковскому:

«Дневник сельского священника»
«Причастие»
«Назарин»
«Земляничная поляна»
«Огни большого города»
«Сказки туманной луны после дождя»
«Семь самураев»
«Персона»
«Мушетт»
«Женщина в песках»

Это было время «оттепели», начало которой положило разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году.

Веяние «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В западной кинокритике появился термин «отёр» (от французского auteur), обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Всё это подтолкнуло Тарковского на идею авторского кино. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к этому списку прибавились Куросава и Феллини.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров. Будучи представителем повествовательного и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую индивидуальность и верность своей правде. Он выручал их в случае неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957). На третьем курсе Тарковский встретил в монтажной Андрона Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента началась их творческая дружба и соавторство.

А. Кончаловский вспоминал: «Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть».

Вместе они написали сценарий «Антарктида, далёкая страна» (1959), отрывки из которого были опубликованы в «Московском комсомольце». Тарковский попытался предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получил отказ. После этого они работали над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продали его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы, Тарковский предложил съёмку фильма молодому оператору Вадиму Юсову. Концепция сложилась под воздействием короткометражного фильма французского режиссёра Альбера Ламориса «Красный шар», удостоенного в 1956 году Гран-при Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. При очевидном тяготении к стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссёр показал самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублев» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергся проработкам и цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ.

19 октября 1971 года фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ (рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта).

В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.

Тарковский высказал на этот счёт своё мнение: «Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла. Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя».

Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977).

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько).

В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

Андрей Тарковский — интервью

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

По окончании фестиваля и завершении срока командировки Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. Режиссёр просил предоставить ему, его жене, тёще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трёх лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР.

По этому поводу Ермаш направил в ЦК КПСС докладную записку: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определённой неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. . В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

Режиссер Андрей Тарковский

В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР.

В письме к отцу он писал: «Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию. Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша — его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём».

На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры — лишение Тарковского советского гражданства — так и не решились.

Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких.

Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года.

31 декабря 1986 года радиостанция «Маяк» передала некролог, а 1 января 1987 года он был напечатан в газете «Советская культура» — официальное извещение от Госкино и Союза кинематографистов СССР. В нём были такие слова: «Последние годы — трудное, кризисное для него время — А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться. «.

Похороны Тарковского состоялись 3 января на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. «Человек, который видел ангела» — такая надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

В 1990 году Андрей Тарковский удостоен Ленинской премии посмертно.

Личная жизнь Андрея Тарковского:

Дважды был женат.

Первая жена — Ирина Тарковская (урожденная Ирма Яковлевна Рауш), советская актриса, режиссер, сценарист, детская писательница.

Они были однокурсниками. Брак длился с 1957 по 1970 год. У них в 1962 году родился сын Арсений.

Вторая жена — Лариса Павловна Тарковская (в девичестве Егоркина, фамилия по первому мужу — Кизилова; 1 февраля 1933 — 19 февраля 1998), она работала ассистентом на фильме «Андрей Рублёв».

Поженились летом 1970 года. 7 августа 1970-го у них родился сын Андрей.

Фильмография Андрея Тарковского:

1956 — Убийцы (короткометражный) — режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)
1958 — Сегодня увольнения не будет (короткометражный) — режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник)
1960 — Каток и скрипка (короткометражный) — режиссёр, сценарист
1962 — Иваново детство — режиссёр, сценарист
1965 — Мне двадцать лет («Застава Ильича») — актёр (Гость на дне рождения, с тостом про репу)
1966 — Андрей Рублёв — режиссёр, сценарист
1967 — Сергей Лазо — сценарист (в титрах не указан), актёр (Бочкарёв, офицер-белогвардеец, — в титрах не указан), монтажёр
1968 — Один шанс из тысячи — сценарист, художественный руководитель
1968 — Ташкент — город хлебный — сценарист
1972 — Солярис — режиссёр, сценарист
1973 — Терпкий виноград («Давильня») — художественный руководитель
1974 — Зеркало — режиссёр, сценарист
1979 — Сталкер — режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художник-постановщик
1979 — Берегись! Змеи! — сценарист
1982 — Время путешествия (документальный) (Tempo di viaggio) — режиссёр, сценарист
1983 — Ностальгия (Nostalghia) — режиссёр, сценарист
1983 — Борис Годунов — режиссёр
1983 — Путь к Брессону (документальный) (De Weg naar Bresson)
1986 — Жертвоприношение (Offret) — режиссёр, сценарист, монтажёр

последнее обновление информации: 19.03.2021


источники:

http://24smi.org/celebrity/1012-andrej-tarkovskij.html

http://stuki-druki.com/authors/Tarkovskiy.php